ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 4179
Скачиваний: 66
IV. Электронный — с сороковых годов XX века (1945 г. – первая ЭВМ) – по настоящее время (использование цифровой техники).
Научно-техническая революция (НТР) – середина XX в., переход от трёхзвенной системы производства (человек – средства труда – предмет труда) к четырёхзвенной (человек – ЭВМ – средства труда – предмет труда). Превращение науки в непосредственную производительную силу общества, человек из непосредственного участника производства превращается в его оператора-контролёра.
Техницизм – стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания.
4) Актуальные проблемы развития науки и техники:
– наука развивается «не в ствол, а в куст» (специализация преобладает над интеграцией);
– прикладная наука опережает развитие фундаментальной науки (всилу большей эффективности и быстрой прибыльности);
– техника опережает развитие науки (технически уже возможно клонировать человека, более широко внедрять ГМО, «командировать» нанороботов в человеческий организм… но наука не может просчитать последствия этих прорывов, которые могут сказаться не сразу, приводя к постепенному накоплению мутаций);
– отрыв науки и техники от этики (научное сообщество нередко снимает с себя ответственность за производимые отурытия и изобретения (широко известным стал ответ физиков на упрёк в создании ядерной бомбы: «Для нас это просто хорошая физика»));
– различение естественного и искусственного, степень их допустимого сопряжения (вживление чипов в тело человека, создание киборга…);
– рынок научно-технической продукции манипулирует сознанием человека, лишая его свободы выбора;
– создаваемая как дополнение и придаток человека, техника постепенно и незаметно превращает человека в своё продолжение и дополнение («восстание машин», превращение человека в обслугу и функцию «умной машины»).
Литература
Белов В.А. Ценностное измерение науки. М.,2001
Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.М.,2003
Кун Т. Структура научных революций. М.,1977
Лесков Л.В. Наука как самоорганизующая система //Общественные науки и современность №4 2002
Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М.,2001
Мамчур Е.Я. Наука: возможности и границы. М.,2003
Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М.,1998
Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории. – СПб, 2004.
Огурцов А.П., Розин В.М. Методология науки: проблемы и история. М., 2003.
Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002.
Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии, 2006, № 2. – С.162-170.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы
-
Соотнесите положительные и отрицательные стороны научного прогресса, что «перевешивает»?
-
Делает ли развитие науки человека лучше, способствует ли совершенствованию нравов людей, развитию искусства?
-
Какие проблемы, с которыми сталкивается человеческая цивилизация, наука может решить, а какие – нет?
Объясните цитаты и афоризмы
«То, что принято без доказательств, может быть отвернуто без доказательств» (Эвклид)
«Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались» (Т. Гоббс)
«Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать её бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нём порядок» (Ф. Бэкон)
«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень)
«Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы» (Т. Гексли)
«Дело науки – возведение всего сущего в мысль» (А. Герцен)
«Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему» (Б. Барух)
«Эта теория недостаточно безумна, чтобы быть верной» (Н. Бор)
«Если теория не красива, она не верна» (?)
«Три стадии признания научной истины: первая - "это абсурд", вторая - "в этом что-то есть", третья - "это общеизвестно"» (Э. Резерфорд)
«Наука - это то, что Вы знаете, философия - то, чего не знаете» (Б. Рассел)
«Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми» (Ж. Ростан)
«Самое непостижимое в этом мире, то что он постижим» (А. Эйнштейн)
«Техника подвергает человека процессу расчленения, в силу которого он перестаёт быть природным существом, каким был ранее» (Н.А. Бердяев)
Видеофилософия
Посмотрите на You tubeТок-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. «Нанотехнологии перевернут мир» или «Наука зашла в тупик»(31.05.12) и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам
А К С И О Л О Г И Я
Аксиология (axios-ценность, logos-учение) – учение о ценностях.
Ценности – предпочтения людей, рассматриваемые в контексте их целей и интересов. Ценности выражают личное отношение человека к миру, его заинтересованность в определённых объектах.
1. Потребности, интересы, ценности
Потребности – состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремится преодолеть. Является движущей силой активности человека, связи с внешним миром, служит основой существования общества. Потребности подразделяются на первичные (в еде, питье, одежде, поддержании нормальной температуры тела, безопасности, половом влечении) и вторичные (в образовании, искусстве, религии).
«Пирамида потребностей» А. Маслоу
С «Пирамидой» А. Маслоу можно поспорить: 1) потребность в безопасности вполне можно отнести к базовым потребностям (когда очень страшно, не хочется ни есть, ни спать);2) «закон возвышения потребностей» для многих людей не работает: они живут на уровне первых двух ступеней + развлечения, чем выше «Пирамида», тем меньше людей остаётся; 3) материальные потребности первичны, духовные – вторичны, сначала надо подумать о теле (еда, одежда, жильё), а потом уже – о душе, но до души так можно и не дойти; духовные потребности – также базовые для человека; 4) почему высшая ступень – самоактуализация, а не любовь (и Н. Бердяев, и Э. Фромм высшими ценностями человеческой жизни называют свободу, творчество и любовь); 5) для «общества торжествующего индивидуализма» самореализация – высшая цель, для коллективистского, солидарного, соборного общества таковой ценностью будет самопожертвование (выхаживание матерью больного ребёнка, альтруизм, смиреномудрие, служение Богу); для христианского миросозерцания высшей ценностью является не развитая индивидуальность, а святой.
Интерес — осознанная и эмоционально выраженная потребность, рождающая у человека деятельную целеустремлённость. Ценности выражают положительную значимость определённых явлений действительности для человека, исходя из его потребностей и интересов. Они имеют конкретно-исторический характер, различаются исходя из групповых (демографических, национальных, религиозных, политических) и личных интересов. М. Шелер: «ранг ценности тем выше, чем она долговечнее, чем большее удовлетворение вызывает».
2. Ценности дифференцируются на:
материальные (производственно-потребительские, бытовые); политические, социальные и духовные (нравственные, познавательные, эстетические, этические, религиозные); подлинные и мнимые, позитивные и негативные, относительные и абсолютные, субъективные и объективные; несущие выгоду (утилитарные, инструментальные) и не имеющие таковой.
Моральные антиценности, пороки как проявление зла: мизантропия (человеконенавистничество), гордыня, зависть, гнев, лицемерие, властолюбие, агрессивность, распущенность, нежелание контролировать и искоренять свои эгоистические порывы.
Добродетели без меры могут приобрести черты пороков: смелость становится безрассудством, щедрость – мотовством, любовь – нестерпимой тиранией, забота – подавлением воли другого, гордость – гордыней.
Ценности имеют как конкретно-исторический, так и общечеловеческий характер. Общечеловеческие ценности: добро, свобода, истина, справедливость, мир, любовь, сотрудничество, сосуществование. Внеисторические ценности, ценимые людьми всегда: здоровье, честь, доброе имя, богатство, ученость, справедливость, доброжелательность.
3. Подходы в осмыслении ценностей
Прагматический: ценности должны быть полезными, целесообразными, инструментальными.
Трансцендентальный: ценность – идеал, это: истина (логическая ценность), добро (этическая ценность), красота (эстетическая ценность); наука, правопорядок, искусство – необходимые условия существования человечества.
Персоналистический: человек – носитель ценностей, у людей – различные ценности: чувственные, гражданские, культурные, религиозные.
Социокультурный: ценности – изменчивый феномен, соответствующий определенным социокультурным факторам.
-
Нигилистическая скука:
человек не идентифицирует себя с высшими ценностями, провал смысла, бесцельность, бесплодность; время остановилось, нет ожиданий, целей в будущем;
выход видится в консумизме — потребительстве, потреблении ради потребления («заедание уныния», шопоголизм), ради забвения скуки;
человеку необходимо гармоничное сочетание метафизических (больших) и экзистенциально-личностных (малых) смыслов.
Скука, по Н.А. Бердяеву, отличается от тоски: скука – это когда человеку не нравится то, что есть, но он ничего не делает, чтобы это изменить; тоска – когда человеку не нравится то, что есть, но он не мирится с этим.
-
Проблема добра и зла
А) что относят к добру и злу
Обычно к добру относят честность, терпение, прощение, совесть, стыд, милосердие, жалость, помощь, сострадание, миролюбие, уважение, щедрость, благодарность, скромность, альтруизм. К добру относится всё то, что способствует благополучию человека, общества, человечества в целом. Ко злу чаще относят равнодушие, зависть, агрессию, обман, унижение, ненависть, ревность, корысть, любопытство, предательство, эгоизм, мстительность, лицемерие, злопамятство, злорадство, уныние, жадность, тщеславие, скупость, лживость, агрессивность, раздор. Но почти по каждому из этих качеств можно привести какую-то конкретную ситуацию, когда оно будет выглядеть не так однозначно, а возможно, и сменит свой «знак» на противоположный. А Б. Спиноза вообще считал зло иллюзией, ибо человек, из-за конечности своего разума, рассматривает как зло то, что на деле не является ни добром, ни злом.
Б) три основных подхода к определению зла:
1) зло заключено в самой природе человека, заложено в нём от рождения;
2) зло не зависит от человека и общества, оно заключено в мироздании и сущность его недоступна разуму;
3) зло порождено общественными отношениями людей, условиями социальной жизни.
В) моральное, мировое и социальное зло
Моральное зло коренится в человеческой субъективности, связано с индивидуальной свободой и ответственностью. Оно заключается в способности человека направить сознание и волю на разрушение человека и очеловеченного мира. Как мировое зло определяются разрушительные силы вселенского характера, отрицательно воздействующие на жизнь человека (к этим силам относятся обычно землетрясения, цунами, наводнения а также смерть, ставящая предел земному существованию человека). Борьба хаоса и порядка, присущая эволюции вселенной, на социальном уровне предстаёт в виде борьбы добра и зла. К социальному злу относятся силы и процессы, разрушающие внешний и внутренний мир человека (терроризм, революции, войны).
Г) существует ли определённость, устойчивость в восприятии доброго и злого?
С религиозной точки зрения, соблюдение заповедей (в христианстве – заповедей Ветхого и Нового Заветов: веруй во единого Бога, не произноси Имя Его всуе, помни день субботний, не сотвори себе кумира, не убий, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не желай ничего, что у ближнего твоего, уважай отца и мать; возлюби Бога больше, чем себя; возлюби ближнего как самого себя; возлюби врага своего; не гневайся, не искушай, не отвечай злом на зло; не суди, да не судим будешь; блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны миротворцы, блаженны жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны гонимые за правду, блаженны чистые сердцем, блаженны гонимые и поносимые за Бога) есть добро, их нарушение – зло.
Но и здесь не так всё просто и однозначно, если применять данные заповеди к той или иной конкретной ситуации. Эти заповеди, нередко, оцениваются как слишком завышенные, максималистские, оторванные от нашего противоречивого, грешного мира и потому – маловыполнимые. Именно поэтому Л. Н. Толстой (в статье «Царство Божие внутри нас») разделил приведённые заповеди на минимум (выполнимый обычным человеком здесь-и-сейчас) и максимум (выполнимый лишь праведниками и святыми, к чему, тем не менее, необходимо стремиться каждому). Так, например, возлюбить врага почти невозможно; но, по крайней мере, не надо отвечать злом на зло (что по силам, практически, каждому), чтобы не приумножать его в мире. Дело ещё осложняется тем, что существует множество религиозных учений (разделяющихся, кроме того, на различные школы и направления), заповеди которых далеко не всегда совпадают. Поэтому, в той или иной степени, не только идеологии и нравственные ценности, но и религии разделяют (а нередко и противопоставляют) людей друг другу.
Д) что может обусловить сходство в представлениях людей о добре и зле?
То, что есть у них общего, что их объединяет, в чём они все заинтересованы. Альберт Швейцер (в книге «Культура и этика»), в качестве такого общечеловеческого понимания добра, называет «благоговение перед жизнью»: все здравомыслящие люди (клинические случаи мы здесь не рассматриваем) – богатые и бедные, старые и молодые, белые и чёрные – заинтересованы в сохранении феномена жизни на Земле (заметим: не в сохранении жизни какого-то отдельного человека, живого организма, а в сохранении жизни вообще, разумной жизни в частности). Если жизнь на Земле (как исходное условие для всего остального) не будет сохранена, то все иные устремления, интересы теряют смысл.
Е) биолого-гедонистическое представление о добре и зле
В силу доминанты материальной системы ценностей, распространено представление, что добро есть здоровье, долгожительство, самосохранение, обзаведение потомством, телесный комфорт, отсутствие страданий. И, наоборот, зло – это болезни, бесплодие, плохое питание и плохие условия жизни, страх, чувство незащищённости, ранняя смерть. Именно на достижение этого представления о добре и зле ориентирована современная технократическая цивилизация; ведь экономика «работает» прежде всего и главным образом не на душу, а на тело, на удовлетворение материальных физиологических потребностей. Для очень многих людей самосохранение (и самовоспроизводство) выше самовыражения (они «живут, чтобы есть, а не едят, чтобы жить»). Но есть и такие люди, для которых самовыражение выше самосохранения (в терминологии Л. Н. Гумилёва («Этногенез и биосфера земли»), это – «пассионарии»); для них добро – это актуализация душевных интенций, осуществление своего надбиологического предназначения – даже, если понадобится, и ценою жизни.