Файл: материалы для дополнительной подготовки студентов к тестированию.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 789
Скачиваний: 1
Методы научного познания – разделяются на философские, общенаучные и конкретно-научные. Основным из философских методов является метод диалектики, применимый во всех областях познания и практики. Конкретно-научные методы вырабатываются каждой из частных наук и применимы в сфере конкретного, специального знания (например, методы хроматографии, катализа и др. в химии). Общенаучные методы познания отражают общие закономерности, присущие познавательной деятельности, и применимы во всех науках. Среди общенаучных методов можно выделить три уровня: методы эмпирического исследования, методы теоретического познания и общелогические методы. К методам эмпирического исследования относятся наблюдение, эксперимент, измерение. К методам теоретического познания – аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, системный подход и др. К общелогическим методам относятся индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, идеализация, аналогия, моделирование и др.
***Методы эмпирического исследования***
Наблюдение – это целенаправленная фиксация данных о существенных свойствах, связях или проявлениях объекта в его естественном состоянии. Эксперимент – это наблюдение над объектом в специально созданных условиях преднамеренного воздействия на него заранее определенными факторами. Эксперимент в отличие от простого наблюдения позволяет выявить такие свойства объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми. Выбор объекта и способа наблюдения (или эксперимента) обусловлен гипотезой или теорией, которой руководствуется исследователь. Измерение – это определение численных значений исследуемых параметров объекта.
***Методы теоретического познания***
Аксиоматический метод – это способ построения научной теории на основе аксиом, из которых чисто логическим путем выводятся теоретические положения (теоремы, законы, методы и др.). Гипотетико-дедуктивный метод построения теории заключается в формировании гипотез, объясняющих исследуемое явление, дедуктивном выводе из этих гипотез логических следствий и последующей проверке этих следствий путем сопоставления с фактами (данными эксперимента).
***Общелогические методы познания***
Анализ – это мысленное или реальное разделение объекта на составные части с целью их познания. Синтез – это формирование целостного образа объекта на основе мысленного соединения его отдельных частей. Метод сравнения состоит в сопоставлении исследуемого объекта с родственными, альтернативными или конкурентными объектами, выявлении их сходства и различий с целью более разностороннего и глубокого познания. Метод абстрагирования состоит в выделении и изучении существенных характеристик объекта при одновременном отвлечении от других характеристик данного объекта. Идеализация – это мыслительная процедура, состоящая в построении идеализированных теоретических объектов, не существующих в действительности, но, тем не менее, отражающих существенные свойства реальных объектов и способствующих их математическому анализу. Примерами идеализированных объектов являются «математический маятник», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и др. Аналогия – это умозаключение о некоторых свойствах данного объекта, сделанное на основании наличия этих свойств у другого объекта, сходного с данным. Моделирование состоит в изучении свойств объекта на его упрощенной физической или математической модели, отражающей существенные свойства данного объекта.
Аксиомы – исходные положения научной теории, на основе которых осуществляется доказательство других положений данной теории. Признание истинности А. основывается не на логических доказательствах, а на том, что они являются интуитивно ясными обобщениями обширного опыта человеческой деятельности.
Анализ и синтез – методы научного познания. Анализ – это мысленное или физическое расчленение исследуемого объекта на составные части и изучение их в отдельности. Синтез – это формирование целостного образа объекта на основе мысленного соединения его отдельных частей. А. и С. взаимосвязаны друг с другом: синтез невозможен без анализа, а анализ во многом лишен смысла без синтеза.
Аргумент – суждение (или совокупность суждений), приводимое для доказательства истинности какого-либо положения, закона теории.
Верификация – установление истинности (или наоборот ложности, бессмысленности) научных положений путем их сравнения с фактами (экспериментальными данными). Понятие В. было выдвинуто в рамках неопозитивизма. Согласно принципу верификации всякое научно осмысленное утверждение о мире должно быть сводимо к совокупности данных экспериментального наблюдения. Положения, не поддающиеся проверке опытным путем, с точки зрения позитивизма бессмысленны и должны быть удалены из науки. Тем самым позитивисты объявили бессмысленными религию, всю традиционную философию, в том числе учения Гегеля, Маркса, Фрейда и т.п. Несмотря на внешнюю реалистичность и конструктивность принципа В., он по сути ведет к примитивизации науки, узкому эмпиризму, ограничивает научное исследование пределами экспериментальных данных, пытается свести теоретическое знание к описанию эмпирических фактов. К тому же сам принцип В. не вытекает из данных опыта и согласно собственной логике должен быть объявлен бессмысленным.
Гипотеза – научно обоснованное предположение о природе и причинах какого-либо явления, события. Научная Г. отличается от обыденных предположений и догадок своей обоснованностью фактами, логикой, учетом уже известных закономерностей объекта. Гипотетико-дедуктивный метод научного исследования заключается в выдвижении гипотез, дедуцировании из них логических следствий и последующей проверки этих следствий фактами (данными эксперимента).
Антиномия – противоречие между двумя высказываниями о предмете, каждое из которых имеет законную силу и которые могут быть в равной степени убедительно обоснованы.
Научные революции – периодически происходящие в науке глубинные концептуальные перестройки, приводящие к смене теоретических представлений, методов и норм научного исследования. Примерами крупных Н. р., существенно изменявших исторический облик науки, являются разработка Н. Коперником гелиоцентрических представлений в астрономии взамен геоцентрических, создание И. Ньютоном и Г. Лейбницем основ дифференциального и интегрального исчисления, развитие Ч. Дарвином эволюционной теории в биологии, открытие Д. Менделеевым периодического закона в химии и создание периодической системы химических элементов и др.
Парадигма – совокупность общепризнанных теоретических представлений и методов, являющихся для научного сообщества эталоном постановки и решения научных проблем в течение определенного исторического периода. Понятие П. ввел в научное обращение Т. Кун в работе «Структура научных революций». Согласно Куну развитие науки в рамках определенной парадигмы характеризуется в качестве «нормальной» науки. Переход от существующей парадигмы к новой означает смену теоретических представлений, методов и норм научного исследования и носит характер научной революции. Носителем парадигмы является научное сообщество, т.е. группа ученых, занимающихся ее разработкой. Нередко в науке решение одних и тех же проблем осуществляется в рамках различных парадигм, развиваемых конкурирующими сообществами ученых. Смена парадигмы происходит при ее столкновении с аномалиями, т.е. проблемами, фактами, необъяснимыми в рамках данной парадигмы.
Конкретизация – мысленное соединение односторонних, абстрактных представлений об объекте в многостороннее, целостное, содержательно богатое знание. Конкретным называется мысленный образ объекта, отражающий его во всей полноте качеств, аспектов, связей, особенностей.
Объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта путем установления тех связей, причин, законов, которые определяют существенные характеристики данного объекта.
Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия об объекте путем фиксации существенных признаков данного объекта, отличающих его от других объектов. Благодаря сжатому, концентрированному отражению существенных признаков объекта определения повышают емкость научного знания, сокращают сложные описания.
Дедукция и индукция – общенаучные логические методы получения нового знания. Метод дедукции состоит в развертывании рассуждений от общих посылок к частным следствиям по законам логики. Если истинны исходные посылки и не нарушены правила логического вывода, то с необходимостью будут истинными и следствия. Индукция – вид умозаключения, состоящий в движении мысли от частного к общему. Метод индукции состоит в обобщении данных опыта, фактов, полученных в ходе наблюдений и экспериментов, и формировании на этой основе теоретических положений. Методы И. И Д. противоположны по своему характеру и дополняют друг друга в познании.
Формализация – придание содержанию знания строгих, точных, конструктивных форм. Предельным вариантом Ф. является математизация, т.е. выражение знания в виде математических формул, графиков, таблиц и моделей. Однако Ф. может осуществляться не только в математических, но и в качественных вариантах, например, классификациях, блок-схемах, качественных алгоритмах и т.п.
Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука – последовательные этапы становления современной науки. Классическая наука (XVII – XIX в.в.), ориентируясь на идеал объективности знания, стремилась к исключению всего, что связано с влиянием субъекта познания. Любые проявления субъекта (ценности и интересы, научные приборы, многообразие исследовательских подходов и т.п.) рассматривались лишь как источник возможных ошибок и искажений. Неклассическая наука, получившая развитие в первой половине XX века, возникла под влиянием революции в естествознании на рубеже XIX – XX в.в. Развитие квантовой механики и теории относительности показало, что объект не отделен «каменной стеной» от субъекта. Оказалось, что процесс познания и его результаты определяются не только объектом, но зависят также от используемых субъектом приборов, исследовательских подходов, математических построений и т.п. Тем самым неклассическая наука выявила ограниченность «наивного объективизма» и показала зависимость научного познания от средств и способов деятельности познающего субъекта. Постнеклассическая наука начала формироваться в последней трети XX века под влиянием новых сдвигов в характере объектов и задач познания. Эти сдвиги связаны с переходом к междисциплинарным, комплексным исследованиям объектов, включающих человеческий фактор и требующих не только познания, но и преобразования. В этой новой ситуации необходимым условием объективности познания становится учет интересов как субъекта, так и объекта. Таким образом, классическая наука фокусирует внимание только на объекте, стремясь исключить все, что относится к субъекту. Неклассическая – связывает познание объекта с исследовательскими средствами субъекта. Постнеклассическая – увязывает знание об объекте не только с познавательными средствами субъекта, но и с ценностями и интересами как субъекта, так и объекта.
Натурфилософия – особый подход к истолкованию природы, основывающийся главным образом на методе философского умозрения. Для натурфилософских концепций характерно стремление к созданию всеобъемлющих картин мироздания, рассмотрение философии как «царицы наук», играющей главную роль в развитии теоретического знания, и уже упомянутая опора главным образом на умозрение в построении картины реальности. Натурфилософский характер присущ учениям Дж. Бруно, Т. Кампанеллы, Парацельса, Шеллинга, Гегеля.
Сенсуализм – философская позиция, рассматривающая данные органов чувств в качестве единственного источника достоверного знания.
Эмпиризм – философская позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта. Позиция Э. сужает и примитивизует возможности познания, не учитывает того, что человеческий разум, опираясь на данные опыта, способен выходить далеко за рамки опыта, обобщать, прогнозировать и т.п.
Антропоморфизм – перенесение человеческих качеств на все явления природы. Согласно позиции А. любые явления природы, в том числе и неживой, наделяются биологическими, психологическими и социальными качествами человека, например, способностями жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать. Например, «небо хмурится», «звезда со звездою говорит» и т.п.
ДЕ: Социальная философия: учения, движения, позиции
Общество – это исторически сложившаяся форма социальной связи людей, обеспечивающая удовлетворение их жизненных потребностей, регуляцию взаимных отношений и отношений с природой. Общественные отношения между людьми складываются в процессе их совместной духовно-практической деятельности и развиваются в исторически определенных, изменяющихся формах.
Антропосоциогенез – процесс становления социальной природы человека и общества. Основу А. составляет процесс выделения общественного человека из животного мира, длившийся по разным данным от 2,8 до 5 млн. лет. Процесс А. изучается такими науками как археология, антропология, этнография, биология, философия, культурология.
Общественно-экономическая формация – целостная конкретно-историческая ступень развития общества. О.э.ф. – основное понятие социальной философии марксизма, согласно которой история человеческого общества представляет собой последовательность закономерно сменяющих друг друга О.э.ф.: первобытной, рабовладельческой, феодальной, буржуазно-капиталистической и коммунистической. Данное положение составляет основу закона формационного развития общества. Структуру О.э.ф. составляют экономический базис, т.е. способ общественного производства и социально-идеологическая надстройка, включающая политические и правовые идеи, отношения и институты, над которыми возвышаются формы общественного сознания: мораль, искусство, религия, наука, философия. Тем самым О.э.ф. представляет собой общество на конкретно-исторической ступени своего развития, функционирующее как целостная социальная система на основе присущего ей способа производства.
Общественное бытие и общественное сознание – категории социальной философии марксизма. Общественное бытие – это материальный базис общества, основу которого составляют производство, материальные (в том числе природные) условия жизни общества, экономические отношения между людьми (производственные отношения). Общественное сознание – это совокупность форм духовной жизни общества (идей, учений, представлений и т.п.), выработанных в ходе взаимодействия людей на протяжении всей истории. К основным формам О.с. относятся политические и правовые представления, мораль, искусство, религия, философия. Каждая из этих форм существует на двух уровнях: общественной психологии и идеологии. Общественная психология – это обыденное, массовое, стихийное сознание людей. Идеология – это упорядоченные, основанные на обширном социально-историческом опыте системы представлений в области политики, права, морали, искусства, религии, философии. С точки зрения марксизма общественное бытие оказывает определяющее влияние на формирование и развитие общественного сознания.
Деятельность – способ человеческого существования, состоящий в активном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.
Общественный прогресс – поступательное развитие общества от низших ступеней к высшим. О.п. проявляется в росте материальных возможностей общества, гуманизации общественных отношений, совершенствовании человека. Идея О.п. была высказана впервые в XVIII веке Ж. Кондорсэ, А. Тюрго и получила широкое распространение в европейской общественной мысли ХIХ века в условиях бурного развития капитализма. Прогрессистский характер присущ концепциям общества Гегеля и Маркса. Критерии общественного прогресса характеризуют поступательные процессы в основных сферах общества: экономической, политической, социальной и духовной. К экономическим критериям О.п. относятся уровень развития производительных сил общества и степень соответствия производственных отношений потребностям развития производительных сил. Политическими критериями О.п. являются степень вовлеченности народных масс в исторические преобразования, степень участия масс в политической жизни и управлении обществом, степень освобождения народных масс от эксплуатации и социального неравенства, степень политической защищенности основных прав человека. Социальным критерием О.П. является качество жизни людей, которое характеризуется достигнутым уровнем материальной обеспеченности, доступностью здравоохранения и образования, экологической безопасностью, социальной защищенностью, степенью занятости активного населения, уровнем социальной справедливости и гуманности общества. Духовными критериями О.П. являются уровень образования и культуры народных масс и степень всесторонности и гармоничности развития личности. Следует отметить, что среди известных философов имеются не только сторонники, но и немало критиков идеи прогресса: Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер и др.