Файл: материалы для дополнительной подготовки студентов к тестированию.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 792
Скачиваний: 1
Свобода – возможность самостоятельных действий со знанием дела исходя из собственных побуждений. С. человека зависит не только от внешних возможностей выбора, но и от развитости его внутреннего духовного мира, способности достигать гармонии с собой и другими людьми. С позиций диалектики С. – это не волюнтаризм, не произвол, а деятельность на основе познанной необходимости. Свобода выбора предполагает и ответственность человека за свой выбор.
Возможность и действительность. В. – философская категория, обозначающая явления, события, которые еще не стали наличным бытием, но имеют предпосылки своего осуществления. Действительность – это вся сфера наличного бытия. В узком смысле Д. – это реализованная возможность. Следует различать реальную и формальную В. В. называется реальной если она выражает закономерную, необходимую тенденцию, для осуществления которой имеются все условия. Формальная В. отличается тем, что в действительности отсутствуют условия, необходимые для ее реализации. Формальная В. не противоречит законам бытия и этим отличается от невозможности, т.е. того, что принципиально не может быть реализовано. Например, невозможно создание вечного двигателя. И в теоретической и в практической деятельности важно отличать возможное от невозможного. Из-за бездействия реальная В. может быть упущена и стать формальной. В то же время, формальная В. при созревании необходимых условий может стать реальной. Например, возможность полета человека в космос была в XIX веке формальной, а в XX веке стала реальной.
ДЕ 4: Диалектика
Диалектика – учение о наиболее фундаментальных, коренных качествах бытия и обусловленных ими методах познания и деятельности. К основным
принципам Д. относятся: противоречивость бытия, познания, человеческой жизни; всеобщая связь явлений; развитие; системность. Д. противостоит метафизика, являющаяся ее антиподом, либо искажающая ее основные принципы.
Догматизм и релятивизм. Под Д. понимается некритический тип мышления, при котором выдвигаемые представления рассматривается как абсолютные, вечные истины, пригодные во все времена, во всех условиях и т.п. Характерными примерами Д. являются положения религиозных вероучений, которые преподносятся как вечные, священные истины, не подлежащие критическому обсуждению и требующие слепой, беспрекословной веры. Догматик – это человек, для которого характерно слепое доверие авторитетам, некритический подход к действительности, консерватизм и инертность ума. Релятивизм – противоположен догматизму. Если Д. абсолютизирует некритичность, неизменность, статичность подходов и представлений, то Р., наоборот преувеличивает относительность, недостоверность, зыбкость как бытия, так и познания. С точки зрения крайнего Р. действительность лишена какого-либо устойчивого субстанционального ядра, а наука являет собой совокупность заблуждений. Крайности Д. и Р. преодолеваются диалектикой, соединяющей в своих представлениях устойчивость и изменчивость явлений, абсолютность и относительность знания.
Синергетика – наука о природе самоорганизации и ее законах. С точки зрения С. спонтанные процессы самоорганизации наиболее вероятны в открытых, неравновесных, нелинейных системах большой сложности, получающих из среды энергию или вещество, богатое энергией.
Софистика – применение в спорах или доказательствах ложных доводов – софизмов, – замаскированных внешней формальной правильностью. К основным приемам С. относятся вырывание представлений об отдельных сторонах объекта из их связи с другими, подмена действительных связей вымышленными, передергивание фактов, искажение смысла понятий, подмена главного второстепенным и т.п.
Эклектика – способ мышления, состоящий в бессистемном рассмотрении объекта, представлении его как механической суммы сторон. С позиций Э. объект отображается беспорядочно, нецелостно, без единого основания, без учета различий между главным и второстепенным, что приводит к безрезультатности в теории и на практике.
Эвристика – методология поисковой, изобретательской деятельности человека в сложных, нестандартных ситуациях.
ДЕ 5: Философия сознания
Сознание – способность человека к идеальному, осмысленному отражению действительности. С. является социальным качеством человека, т.е. формируется только в обществе. К основным качествам С. относятся способность к мышлению, идеальность, идеаторность, рефлексивность, интенциональность, активность, материализация в языке и речи.
Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и действующего субъекта. Самоанализ, самооценка, самокритика, присущие мыслящему субъекту, характеризуются также понятием рефлексия.
Рефлексия – самоанализ, самопознание, обращение сознания к собственным предпосылкам.
Бессознательное – совокупность глубинных пластов и процессов человеческой психики, несознаваемых человеком. Различают индивидуальное бессознательное, изучавшееся в теории психики З. Фрейда, и коллективное бессознательное, изучавшееся его учеником К.Г. Юнгом.
Вера – это жизненная позиция или установка сознания, выражающая убежденности человека в истинности или святости определенных представлений о мире. В. предполагает принятие таких представлений как самоочевидных, независимо от их обоснованности. Вера может быть не только религиозной, но и рациональной. Элементы рациональной веры всегда присутствуют в науке (доверие к тем или иным подходам, концепциям, аксиомам науки, личностям и т.п.). Религиозная вера основана на откровении, иррациональной убежденности в святости религиозного вероучения, на безусловном поклонении всему, что связано с Богом.
Дух и душа. Под духом в философии понимается идеальное объединяющее начало, придающее цельность, внутреннюю силу, творческие потенции душевному миру человека или какой-либо общности людей (например, «дух народа»). Согласно Н. Бердяеву дух есть Божественное начало в человеке, выражающееся в любви, справедливости, долге, свободе, творчестве. Душа – глубинный внутренний мир человека, связанный с его телом, одухотворяющий его телесные потенции. Согласно Платону Д. содержит в себе три неравноценные составляющие: высшее – разумное начало, среднее – волевое и низшее, более всего приверженное телу – вожделеющее.
Архетипы – древние бессознательные психические образы, отражающие коллективный опыт человеческого рода. Согласно К.Г. Юнгу, предложившему данное понятие для объяснения бессознательной сферы человеческой психики, А. являют собой архаичные типы понимания мира, выкристаллизовавшиеся в итоге многократных повторений типичных переживаний, повторяющихся жизненных ситуаций, типов судьбы и т.п. Архетипы составляют содержание коллективного бессознательного. Примерами А. их являются образы Родины – матери, Героя, побеждающего дракона, Сына, нашедшего своих родителей, Мудрости в образе старика и др.
Мышление – высшая форма отражения реальности и управления человеческой деятельностью. М. состоит в целенаправленном, активном отражении существенных связей действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях, концепциях, теориях и т.п. Опираясь на чувственные восприятия, М. преодолевает их ограниченность и способно выходить за пределы чувственного опыта, выявлять сущностные законы бытия, творить новое, прогнозировать будущее и т.п.
Разум – высшая форма человеческого мышления, позволяющая отражать закономерные связи и качества вещей в рациональном знании. Р. проявляет себя в формах познания, целеполагания, организации, деятельности. Философским обобщением познавательного опыта Р. является методология и логика.
Рассудок – форма человеческого мышления, относящаяся к сфере обыденного, повседневного сознания, ограниченного рамками «здравого смысла».
Творчество – достижение качественно новых результатов в процессе человеческой деятельности.
Антропосоциогенез – процесс становления социальной природы человека и общества. Основу А. составляет процесс выделения общественного человека из животного мира, длившийся по разным данным от 2,8 до 5 млн. лет. Процесс А. изучается такими науками как археология, антропология, этнография, биология, философия, культурология.
ДЕ 6,7: Философия познания. Научное познание
Познание – процесс производства, приобретения и воспроизведения новых знаний человеком.
Наука – сфера деятельности общества, обеспечивающая производство объективного, достоверного знания о реальности.
Объект и субъект познания – понятия гносеологии. Объект – та часть действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект противостоит субъекту как нечто непонятное, непознанное, но в то же время, требующее изучения. Субъект познания – человек, группа, общество в целом, осуществляющие познавательную деятельность. Следует отметить, что хотя познание непосредственно осуществляется отдельным человеком или группой, тем не менее, в конечном итоге действительным субъектом познания является общество в целом. Это обусловлено тем, что в большинстве случаев проблемы познания порождены потребностями общественного развития, а само научное познание может реально осуществляться лишь благодаря общественному производству, обеспечению исследований научными приборами, подготовленными кадрами ученых, изданием научных публикаций, созданием и материальным содержанием научных учреждений и т.п.
Истина и заблуждение. Под И. понимается такое знание, которое соответствует своему объекту. В теории познания различают понятия абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – неполное, неточное, приблизительное знание, которое уточняется в ходе научного познания. А.и. – это скорее идеал, к которому стремится познание. Большинство же научных истин относительны. Заблуждение – противоположность истины. Под З. понимается искаженное представление об объекте. З., как непреднамеренное искажение, следует отличать от лжи, которая является сознательным, преднамеренным искажением. С точки зрения диалектики И. и З. неразрывно связаны, а роль заблуждений в науке не только отрицательна, но имеет и положительные аспекты. Научное познание невозможно без З. а многие истины добыты в ходе преодоления З. Наличие З. создает в науке противоречия и тем самым стимулирует поиск истины.
Концепции истины: когерентная, корреспондентская, конвенциональная, прагматическая и др. Корреспондентская или классическая концепция трактует истину как соответствие знания своему объекту. Когерентная К.и. усматривает критерий истинности нового знания в его логической согласованности с уже известным, надежно доказанным знанием или с более общей, охватывающей системой знания. Конвенциональная К.и. предлагает оценивать знание как истинное, если оно разделяется большинством людей или является результатом соглашения (конвенции) ученых. Прагматическая К.и. рассматривает знание как истинное, если оно полезно, выгодно субъекту. Экзистенциалистская К.и. трактует истину как «правду, которая у каждого своя». Конвенциональная, прагматическая и экзистенциалистская К.и. содержат в себе наряду с рациональными моментами столь значительный момент субъективизма, что их впору рассматривать не как критерии истины, а как индикаторы возможного заблуждения. Наиболее объективным и достоверным критерием истины является общественная практика.
Агностицизм – философская позиция, отрицающая познаваемость мира или же ограничивающая возможность истинного познания. Причинами агностицизма являются как объективные трудности познания мира, так и философские позиции скептицизма (т.е. преувеличение моментов сомнения, недоверия к возможностям познания), релятивизма (абсолютизация изменчивости мира, недооценка его устойчивости, а значит и возможности познания), субъективного идеализма (сводящего действительность к комплексу ощущений субъекта и на этом основании отрицающим возможность объективного, сущностного знания).
Объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта путем установления тех связей, причин, законов, которые определяют существенные характеристики данного объекта.
Дискурс – логично выстроенная мысль. Д. означает также процесс получения знания путем логического рассуждения.
Контекст – относительно законченная часть текста или речи, в рамках которой выявляется смысл отдельных входящих в нее фраз, идей, положений. В разных контекстах одна и та же мысль приобретает различный смысл и значения. Вырывание мысли из характерного для нее контекста приводит к искажению ее смысла, ошибкам в ее трактовке. Вырывание мысли из контекста является одним из наиболее распространенных приемов софистики, применяемых с целью искажения истины.
Интуиция – способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без какого-либо рационального вывода. Творческое мышление невозможно без И. и включает в себя как рационально осмысленные, так и несознаваемые, интуитивные моменты.
Интерпретация – истолкование смысла тех или иных положений, научных теорий, текстов, памятников культуры прошлых эпох и др. Значимость И. в том, что одни и те же теории, события, поступки, тексты могут быть интерпретированы в существенно различных, порой даже противоположных смыслах.
Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия науки. Каждая из наук базируется на своих особых категориях. Например, к категориям физики относятся масса, энергия, сила, заряд, потенциал, электромагнитное поле и др. К категориям философии относятся противоречие, связь, развитие, система, сущность, явление, необходимость, случайность и др.
Метод – это система приемов и правил, обеспечивающих достижение определенных результатов в познании и на практике. Научный метод должен отвечать требованиям обоснованности, целенаправленности, систематичности построения, соответствия природе изучаемого объекта.
Методология – 1) учение о методах и других предпосылках познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.
Понятие – форма мысли, отражающая существенные, общие качества предметов, явлений действительности.
Практика – совокупность всех форм предметной деятельности человека и общества. П. является основой познания и наиболее объективным и достоверным критерием его истинности. Основными формами практики являются: производственная (промышленность, сельское хозяйство, сфера быта и другие производственные сферы); общественно-политическая (государственное управление, реформирование общества, войны, революции, классовая борьба и т.п.), и научно-экспериментальная.
Теория – система обобщенного, достоверного знания, описывающая и объясняющая определенную область действительности.
Ф ормы научного познания – типы познавательных средств, соответствующие закономерным этапам развития исследовательского процесса. К основным Ф.н.п. относятся проблема гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира. Научная проблема – форма познания, характеризующая недостаточность знаний или несоответствие средств, необходимых для достижения целей. Гипотеза – научно обоснованное предположение о причинах проблемы и средствах ее разрешения. Факты – достоверные, конкретные данные об объекте, полученные в результате наблюдений или экспериментов. Научные законы – положения, отражающие объективные, существенные, устойчивые связи или качества объектов действительности. Научная теория – система обобщенного, доказательного знания, описывающая и объясняющая определенный объект. Научная картина мира – обобщение множества теорий, относящихся к определенному уровню материи (физическая, химическая, геологическая и др. картины мира) или к миру в целом. Представленная последовательность форм научного познания носит закономерный характер. Поэтапное движение исследования по схеме: проблема гипотеза факт закон научная теория научная картина мира является одним из закономерных циклов развития процесса познания.