Файл: материалы для дополнительной подготовки студентов к тестированию.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.09.2019
Просмотров: 788
Скачиваний: 1
Информационное общество – стадия общественного развития, на которой информация и информационные технологии приобретают ведущее значение во всех сферах общественной жизни. Для И.о. характерны опережающее развитие информационной техники и технологии; автоматизация и компьютеризация производства, быта, сферы услуг; стратегическая роль знания и образованности людей; формирование глобальных информационных систем (Интернет и др.); усиление инновационных процессов в производстве и других сферах общества и др. И.о. является понятием, характеризующим технологический аспект постиндустриального общества.
Коммунизм – одно из главных понятий социального учения марксизма. Согласно этому учению К. есть высшая ступень формационного развития общества, характеризующаяся уничтожением эксплуатации человека человеком, преодолением отчуждения людей в обществе, достижением реального гуманизма. Согласно воззрениям классиков марксизма переход общества от капитализма к коммунизму произойдет в ходе социалистической революции, главной движущей силой которой явится пролетариат, т.е. класс наемных работников, эксплуатируемых буржуазией. Построение К., согласно их воззрениям, требует упразднения частной собственности и построения плановой экономики на основе общественной собственности, преодоления существенных различий между социальными классами, формирования гуманистических общественных отношений, всестороннего развития человека и др. Несмотря на крах ряда примитивных форм коммунизма, многие идеи этого учения сохраняют свою ценность. Использование здоровых, жизнеспособных моментов коммунистического учения в соединении с рыночным реформами позволило ряду стран создать современные, динамичные, высокоэффективные модели социально-экономического развития (Китай, Вьетнам, Белоруссия и др.).
Конвергенция – сближение, взаимопроникновение различных систем. Теория конвергенции, выдвинутая в 50-60 г.г. XX века рядом западных социальных мыслителей (Дж. Гэлбрейтом, У. Ростоу, Я. Тинбергеном и др.), рассматривала капитализм и социализм как две разновидности индустриального общества, каждая из которых имеет как положительные качества, так и недостатки. Главной идеей Т.к. является идея неизбежного сближения капитализма и социализма путем взаимозаимствования друг у друга позитивных черт, что должно в перспективе привести к возникновению «смешанного общества», сочетающего жизнеспособные качества обеих систем и устраняющего угрозу военного конфликта между ними. Т.к. была успешно использована рядом стран Запада для модернизации своих социально-экономических систем. Догматизм советского руководства эпохи СССР не позволил использовать рациональные идеи Т.к., что явилось одной из причин кризиса, а затем и краха советской системы.
Культура – совокупность исторически выработанных материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. Ядром К. являются система ценностей и моральных норм общества, его традиции, менталитет, образцы поведения и образа жизни, задающие главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности в данном обществе. К. включает также язык, искусство, науку, религию, политические и правовые формы, технологию производства, формы быта, обеспечивающие устойчивую организацию и жизнедеятельность общества в окружающей его природной и социальной среде. Стержнем культуры являются ее личностные, творческие начала. Благодаря культуре осуществляется социализация человека в обществе, развитие его личностных качеств, формирование творческих потенций, освоение продуктивных образцов деятельности и общения. В этом смысле культура выступает как средство и мера гуманизации человека и общества. В концепции К. О. Шпенглера культура, как творческое, активное, духовное, органическое начало, противопоставляется цивилизации как утилитарному, технологическому, механически-материальному началу общества. Шпенглер также подчеркивал самобытность, обособленность, уникальность исторических культур: индийской, китайской, вавилонской, египетской, античной, арабской, русско-сибирской, западноевропейской. С точки зрения современных представлений признание уникальности исторических культур сочетается с признанием наличия в каждой из них универсальных, общечеловеческих элементов и ценностей.
Космополитизм – мировоззренческая позиция, состоящая в отрицании значимости для человека национальности, Родины, патриотизма. К. рассматривает человека как «гражданина мира», для которого, якобы, в первую очередь важны «общечеловеческие ценности».
Народ – совокупность социальных групп, классов, партий, общественных объединений, которые своей деятельностью, борьбой, способствуют поступательному движению общества. Как следует из данного определения, понятие Н. нельзя отождествлять с населением страны, толпой или массой. Н. – это социально активная, деятельная, мыслящая часть населения.
Мораль – способ регуляции взаимоотношений людей в обществе на основе сложившихся в нем норм и ценностей. Различие понятий М. и нравственности в том, что М. относится к сфере общественной регуляции поведения людей, а нравственность – к сфере индивидуально-личностного выбора поведения. М. включает такие составляющие как моральное сознание, моральные отношения людей и нравственные (или безнравственные) поступки. Мораль наряду с правом входит в число главных нормативных способов самоуправления людей в обществе. Различие морали и права в том, что моральная регламентация поведения поддерживается силами общественного мнения, совести людей, а правовая опирается на принудительную деятельность государственных институтов (суда, правоохранительных органов и т.п.).
Мальтузианство – социологическая доктрина английского экономиста, священника Т. Мальтуса, изложенная в работе «Опыт закона народонаселения» (1798 г.). Согласно М. рост народонаселения происходит, якобы, в геометрической прогрессии, а рост средств к существованию – лишь в арифметической. Кроме того им обосновывался «закон убывающего плодородия почвы». Этими якобы «вечными законами природы» Мальтус обосновывал неизбежность мирового перенаселения и необходимость регулирования рождаемости, а также «естественного» регулирования численности населения посредством войн, эпидемий, голода.
Социализация – приобщение индивида к социальным нормам в ходе воспитания и личностного развития.
Менталитет – совокупность стереотипов мышления и поведения, присущих людям определенной социально-исторической или этнической общности. В М. соединяются осознанные и неосознанные, рациональные и внерациональные представления людей о мире, о себе, о своем месте в мире, об отношении к другим общностям людей, о разумном и справедливом в мышлении и образе жизни.
Тоталитаризм – общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве структур власти во все сферы жизни общества и отдельного человека.
Провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления Божественного замысла. Для П. характерно представление об особом, совершенном состоянии общества, к которому, якобы, идет история. П. характерен для средневековой философии истории (А. Августин (Блаженный) и др.).
ДЕ: Религии и религиозная картина мира
Религия – миропонимание, основанное на вере в существование сверхъестественного, священного Абсолюта (Бога), который признается верховным началом мира, жизни и нравственности. Основными атрибутами развитых религий являются вероучение (религиозная доктрина о Боге, мире и человеке), церковь (религиозная организация священнослужителей и верующих) и культ (религиозные ритуалы, обряды, таинства). К основным мировым религиям относятся христианство, ислам, буддизм, к национальным – индуизм, синтоизм, иудаизм и др.
Эсхатология – религиозное учение о конце света, о конечных судьбах человека и мира, Страшном суде и загробном воздаянии за дела людей.
Теизм – представление, согласно которому Бог является единым творцом и управителем мира.
Теоцентризм – религиозно-философское представление, согласно которому главным предметом познания должен быть Бог, как центральное звено мироздания, причина и цель всего существующего. Т. характерен для средневековой философии.
Теология – систематизированное вероучение определенной религии о Боге.
Патристика – направление средневековой философии, разрабатывавшиеся «святыми отцами» церкви и заключавшееся в обосновании средствами философии догматов христианского вероучения (учения о троичности Бога, т.е. его единстве в трех лицах: Бога – отца, Бога – сына и Бога – святого духа, учения о сочетании в Христе двух природ: божественной и человеческой, учения о путях познания Бога и др.). К наиболее известным представителям П. относятся Аврелий Августин (Блаженный), Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и др.
Политеизм и монотеизм – понятия, означающие многобожие, характерное для языческих религий, и единобожие, характерное для мировых религий.
Пантеизм – мировоззренческая позиция, согласно которой Бог тождествен миру, природе, а не является некой вне мира существующей личностью. Пантеистический характер присущ учениям Дж. Бруно, Б. Спинозы и др.
Даосизм – философское учение, основанное в VI в. до н.э. в древнем Китае знаменитым мудрецом Лао-Цзы (трактат «Дао-дэ-цзин»). Исходной идеей даосизма является учение о Дао, которое понимается как первооснова мира, его всеобщий закон, источник и путь развития. Главным принципом Д. является следование Дао, которое определяет естественную природу вещей, регулирует мировые процессы, указывает их направление. Следование Дао позволяет достичь Мудрости, Истины, Благодати. Идея следования Дао дополняется в Д. идеей «недеяния» («у-вэй»), требующей ненарушения естественной природы вещей.
Конфуцианство – этико-политическое учение, основанное мыслителем древнего Китая Конфуцием (551-479 г.г. до н.э.). Основу К. составляют проблемы достижения гармоничных отношений человека и общества. К основным категориям К. относятся «жэнь» (человеколюбие, гуманность), «ли» (ритуал, традиции), «цзюнь-цзы» (благородный муж), «сяо жэнь» (мелкий человек) и др.
Индуизм – одна из крупных современных религий, вобравшая в себя многообразные религиозно-философские идеи древней Индии. Сформировался в первом тысячелетии н.э., соединив в себе идеи брахманизма, буддизма, джайнизма и других религиозно-философ-ских учений с социально-этическими ценностями индийского образа жизни. Ряд философских представлений и мифов индуизма содержатся в эпических сказаниях «Рамаяна», «Махабхарата» и др.
Ислам – одна из основных мировых религий, возникшая в 7 веке н.э. на Аравийском полуострове. Основатель И. – пророк Мухаммед, которому Бог, согласно исламскому вероучению, сообщил священный текст Корана. Мусульмане – приверженцы вероучения ислама. К основным требованиям ислама к мусульманину относятся: вера в единого Бога («Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророк его»); обязательная молитва (намаз), совершаемая пять раз в день в строго определенное время; пост (ураза) раз в году в месяц рамадан; налог в пользу бедных и неимущих (закят); паломничество хотя бы раз в жизни в Мекку (хадж).
Христианство – мировая религия наряду с буддизмом и исламом. Существуют три основные направления Х.: православие, католицизм, протестантизм. Основу Х. составляет вера в Иисуса Христа, который рассматривается как Богочеловек, сочетающий в себе божественную и человеческую природу. Христос рассматривается как спаситель, посланный Богом – отцом на Землю, чтобы своими страданиями искупить грехи людей. Основу вероучения Х. составляет Библия («священное писание»), включающая Ветхий Завет и Новый завет. Христианство возникло в I веке н.э. среди части еврейского населения Палестины; в IV веке стало государственной религией Римской империи. 988 г. принято считать годом принятия Х. на Руси. Для Х. характерна триада духовных ценностей «любовь, вера, надежда».
Карма – закон воздаяния, предопределяющий жизнь человека и его судьбу. Согласно представлениям древних и современных индийских религиозно-философских систем карма человека определяется суммой добрых и злых деяний, совершенных им в его прошлых воплощениях и настоящей жизни. К. предопределяет судьбу дальнейших воплощений души.
Теодицея – богословское учение, стремящееся оправдать Бога, несмотря на существующее в мире зло.
ДЕ: Мировоззренческие позиции и учения
Агностицизм – философская позиция, отрицающая познаваемость мира или же ограничивающая возможность истинного познания. Причинами агностицизма являются как объективные трудности познания мира, так и философские позиции скептицизма (т.е. преувеличение моментов сомнения, недоверия к возможностям познания), релятивизма (абсолютизация изменчивости мира, недооценка его устойчивости, а значит и возможности познания), субъективного идеализма (сводящего действительность к комплексу ощущений субъекта и на этом основании отрицающим возможность объективного, сущностного знания).
Волюнтаризм и фатализм. В. – мировоззренческая позиция, признающая волю в качестве высшего начала бытия. В. противопоставляет слепую иррациональную волю рационалистическому разуму. С точки зрения В. достижение целей человека, класса, общества обусловлено исключительно силой их волевого устремления и не зависит от наличия объективных условий, от рациональности, обоснованности действий. Опасность В. в политике, экономике, управлении обществом состоит в переоценке воли, активности, инициативы человека и, одновременно, недооценке реальных объективных условий и возможностей человека и общества, что ведет к авантюризму, провалам и катастрофам в практической деятельности. Концепции В. получили развитие в работах А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление»), Ф. Ницше («Воля к власти») и др. Фатализм диаметрально противоположен В. С точки зрения Ф. жизнь человека изначально предопределена Богом, неотвратимой судьбой или объективными законами бытия не оставляющими места для свободной воли, инициативы, случайности. Тем самым Ф. подрывает веру человека в собственные силы, ведет к пассивности, покорности слепой судьбе. И Ф. и В. являются мировоззренческими крайностями, каждая из которых по-своему порочна и опасна. Диалектический подход преодолевает абсурдные крайности Ф. и В., признавая необходимость такой активности человека, которая основывается на знании и использовании объективных законов действительности.
Монизм, дуализм и плюрализм – философские принципы, утверждающие в качестве исходного начала мира одну, две или множество субстанций. С точки зрения монизма в основе мира находится единое первоначало (у Фалеса вода, у Гераклита огонь, у Пифагора число, у Гегеля Абсолютная идея и т.п.). Дуализм, характерный, например, для воззрений Декарта, утверждал равноправность и независимость духовного и материального начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия. Плюрализм – представление о множественности и равноправности исходных субстанций бытия, познания, деятельности. Примерами плюрализма являются представления Демокритом основы бытия в виде множества субстанций – атомов, а Лейбницем – в виде субстанций – монад. Плюралистично также учение Эмпедокла о четырех первоначалах мира: земле, воде, воздухе и огне, взаимодействие которых порождает все сущее.