Файл: материалы для дополнительной подготовки студентов к тестированию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2019

Просмотров: 790

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гилозоизм – представление, согласно которому качества жизненности, одухотворенности присущи всем явлениям и объектам в мире («и камень мыслит»).

Иррационализм и рационализм. Иррационализм – философское направление, ограничивающее или даже отрицающее возможность рационального познания действительности. С точки зрения И. в мире царит хаос, слепая случайность. Познание его разумными средствами неадекватно или даже невозможно. Поэтому главную роль в познании играют иррациональные источники: религиозное откровение, мистическое озарение, интуиция, эмоции, воля. Тем самым И. абсолютизирует познавательные возможности сферы бессозна-тельного, иррационального и принижает возможности разума, сознания. Позиция И. характерна для философских учений А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, экзистенциалистов и др. Рационализм в противовес И. отстаивает познавательные возможности разума, рационального знания. С точки зрения Р. именно разум является основой познания и поведения людей. Позиция Р. предполагает закономерность, причинно-следственную обусловленность явлений бытия, необходимость логики, обоснованности положений, строгих определений, выполнения других норм научной рациональности в познании. Позиция Р. характерна для таких мыслителей как Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель и др. Диалектическое мышление требует преодоления односторонних крайностей Р. и И. В реальном процессе познания необходим синтез как рациональных так и иррациональных источников знания.

Идеализм – философское направление, рассматривающее идею, дух, мышление в качестве первичного начала бытия и познания, а материю в качестве вторичного, производного от духа. И. противостоит материализму, рассматривающему в качестве первичного, определяющего начала мира материю. Материализм лежит в основе научного мировоззрения, а идеализм косвенно поддерживает религию. Борьба материализма и идеализма являлась одной из главных тенденций, определявших развитие философии на протяжении всей ее истории. В современной философии формируется новое мировоззренческое направление – духовный материализм, интегрирующее позитивные моменты материализма и идеализма и отсекающее их односторонности и крайности.

Объективный идеализм и субъективный идеализм – основные формы идеалистического мировоззрения, рассматривающего духовное начало в качестве первичного, определяющего начала мира, а материальное в качестве вторичного, производного от духа. Различие между объективным и субъективным идеализмом в том, что О.и. признает существование материи, хотя и считает ее порождением духовного начала, а С.и. либо вообще отрицает существование материи, либо ставит это существование под сомнение. С позиций С.и. «мир – это комплекс ощущений субъекта», «существовать значит быть в восприятии». Т.е. единственная реальность, которую признает С.и. – это ощущения субъекта. К О.и. относятся учения Платона, Шеллинга, Гегеля, представления о мире в христианстве, исламе и др.; к С.и. – учения Беркли, Юма, Канта и др.


Вульгарный материализм – философское течение, сводящее духовные явления, мышление, сознание к чисто материальным, физиологическим, физическим и химическим процессам. Характерным для В.м. является тезис представителей этого течения второй половины XIX века Л. Бюхнера и Я. Молешотта о том, что «мозг выделяет сознание так же, как печень выделяет желчь». Тем самым В.м. отрицал специфику сознания и сводил его к материи. Разновидностью В.м. является вульгарный экономизм, согласно которому материальные, экономические отношения общества якобы непосредственно определяют его духовную жизнь, культуру, общественное сознание. В.э. искажал позицию классиков марксизма, в учении которых идеи определяющей роли материально-экономических отношений в обществе сочетались с признанием качественной специфики духовных явлений, их относительной автономности, самостоятельности.

Догматизм и релятивизм. Под Д. понимается некритический тип мышления, при котором выдвигаемые представления рассматривается как абсолютные, вечные истины, пригодные во все времена, во всех условиях и т.п. Характерными примерами Д. являются положения религиозных вероучений, которые преподносятся как вечные, священные истины, не подлежащие критическому обсуждению и требующие слепой, беспрекословной веры. Догматик – это человек, для которого характерно слепое доверие авторитетам, некритический подход к действительности, консерватизм и инертность ума. Релятивизм – противоположен догматизму. Если Д. абсолютизирует некритичность, неизменность, статичность подходов и представлений, то Р., наоборот преувеличивает относительность, недостоверность, зыбкость как бытия, так и познания. С точки зрения крайнего Р. действительность лишена какого-либо устойчивого субстанционального ядра, а наука являет собой совокупность заблуждений. Крайности Д. и Р. преодолеваются диалектикой, соединяющей в своих представлениях устойчивость и изменчивость явлений, абсолютность и относительность знания.

Скептицизм – философская позиция, рассматривающая сомнение в качестве основополагающая принципа мышления («подвергай все сомнению»). С. ставит под сомнение возможность достоверного знания.

Механицизм – мировоззренческая позиция, трактующая все явления и формы действительности как чисто механические. Возникновение М. и обретение им господствующих позиций в науке XVIIXVIII в.в. связано с выдающимися достижениями классической механики, являвшейся наиболее развитой и математизированной наукой той эпохи. Для механицизма характерны объяснения природы сложных химических, биологических, социальных объектов механическими силами притяжения и отталкивания, рассмотрение их как механических «машин» и т.п. В XIX в. М. начинает постепенно вытесняться эволюционно-вероятностными представлениями.


Схоластика – способ мышления, оторванный от фактов, от практики и основывающийся на некритическом следовании мнениям авторитетов. Средневековая С. стремилась к обоснованию религиозных догматов с помощью логических рассуждений.

Субъективизм – позиция человека, в силу которой он видит мир только в масштабе собственного восприятия без учета объективных условий.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, рассматривающая науку в качестве средства решения всех проблем общества. С. абсолютизирует роль науки в общественной жизни. Антисциентизм – позиция, критически оценивающая возможности науки, обращающая внимание на разрушительные для общества последствия научной деятельности.

Антропоцентризм – позиция, согласно которой человек рассматривается как центральное звено мироздания, высшая цель мировой эволюции. С позиции А. человек рассматривается как безусловная «система отсчета» для оценки всего сущего в мире. Смысл позиции А. ярко выражен в положении древнегреческого мыслителя Протагора «Человек есть мера всех вещей…»

Геоцентризм – представление, согласно которому центром мира является Земля, вокруг которой вращается вся Вселенная. В более широком смысле под Г. понимается способ рассмотрения всех явлений во Вселенной по аналогии с земными. Гелиоцентризм – представление о том, что центром мироздания является Солнце (например, гелиоцентрическая картина мира Н. Коперника).

Гелиоцентризм – представление о том, что центром мироздания является Солнце (например, гелиоцентрическая картина мира Н. Коперника).

Космизм – совокупность философских направлений, для которых характерна идея единства человека и Космоса. К представителям философии русского К. относятся Н. Федоров, В. Соловьев, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и др.

Космоцентризм – тенденция античной философии, состоящая в стремлении рационально постичь исходные основания Космоса.

Креационизм – учение о сверхъестественном, спонтанном сотворении мира. Корни К. восходят к древней мифологии, повествующей как из хаоса по воле богов рождается Космос. Идеи К. вошли в вероучения иудаизма, христианства, ислама. Идеи сверхъестественного, спонтанного сотворения видов животных и растений имели место и в истории биологии (Ж. Кювье, К. Линней).

Номинализм и реализм – направления средневековой философии. Номинализм отрицал реальность содержания общих понятий, считая, что они представляют собой только имена, существующие лишь в человеческом разуме (Росцелин). Реализм, наоборот, доказывал, что общие понятия (универсалии) имеют реальное содержание в единичных вещах. Так Фома Аквинский утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют трояким образом: до вещей – в божественном разуме; в самих вещах – как их сущность или форма; после вещей – т.е. в человеческом разуме как результат обобщения и абстракции.


Европоцентризм – культурно-философская позиция, рассматривающая европейскую цивилизацию и культуру в качестве высшего образца и подлинного источника всей цивилизации и культуры человечества.

Западники и славянофилы – противостоящие друг другу направления русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, стремившиеся осмыслить историческую взаимосвязь и перспективы России и Европы. Центральным вопросом противостояния З. и С. явился вопрос оценки исторического опыта Запада для России в связи с выбором пути назревших исторических преобразований российского общества. Для З. характерен акцент на необходимости творческого освоения Россией опыта Западной Европы, особенно в области общественно-политических преобразований. Они выступали за установление в России либерально-демократических порядков, отмену крепостного права, обеспечение гражданских прав, свободы личности, слова, печати и др. З. скептически или даже отрицательно оценивали историческую роль православия, не находили в нем достаточных потенций быть основой для будущего развития России. К З. принято относить таких мыслителей как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский и др. З. настаивали на необходимости коренной ломки архаичных порядков российского общества, применения в этих целях радикальных методов борьбы. С. в противовес З. видели здоровую основу развития России не в ориентации на западноевропейский буржуазный путь, а в возрождении ее исторической самобытности, основу которой составляют исконные российские ценности: православие, патриотизм, соборность, общинные, артельные формы организации труда, народный быт и традиции. Выступая против крепостного права, С. отстаивали необходимость его отмены мирным, эволюционным путем. Главную роль в выработке идей С. сыграли А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. Важной тенденцией С. было стремление к укреплению солидарности славянских народов.

Альтруизм – принцип поведения, основанный на бескорыстном принесение блага другому человеку. А. характерен для этики буддизма и особенно христианства («Возлюби ближнего как себя самого»).

Антиклерикализм – критическое отношение к церкви и ее служителям.

Аскетизм – мировоззренческая позиция и практика ограничения чувственных и материальных желаний с целью достижения духовного возвышения, просветления.

Гедонизм – мировоззренческая позиция и этическое учение, согласно которому смысл человеческого существования состоит в достижении удовольствия и наслаждения.

Гуманизм – мировоззренческая позиция, согласно которой человек является высшей целью общественного развития. Генезис идей Г. восходит к эпохе Возрождения. Существенную роль в осмыслении сути Г. сыграла идея И. Канта о том, что человек может быть для другого человека только целью, но не средством. В основе Г. лежит признание самоценности личности, ее права на свободу, счастье, развитие своих творческих потенций. С точки зрения Г. благо человека является критерием оценки всех социальных институтов, а принципы социальной справедливости, человечности – идеалами социального устройства общества.


Деизм – религиозное течение, признающее Бога в качестве первопричины мироздания, но отвергающее идею его дальнейшего вмешательства в мировые процессы и земные дела.

Апологетика – защита и оправдание положений какого-либо учения.

Атеизм - мировоззренческая позиция, состоящая в отрицании существования Бога. Атеизм противостоит религии и религиозному мировоззрению.

Толерантность – терпимость к иным взглядам, привычкам, традициям, отличным от тех, которых придерживается данный человек или группа.

Эвдемонизм – мировоззренческая позиция, согласно которой ориентиром нравственности является счастье и благо отдельного человека.

Атараксия – душевная невозмутимость, к которой согласно учению Эпикура должен стремится человек. А. достигается ограничением потребностей и наслаждений, устранением от общественных дел, избавлением от страха перед богами, смертью, непонятными явлениями природы, - считал Эпикур.


ДЕ: Будущее человечества

Глобальные проблемы современности – совокупность проблем, нарастание которых несет угрозу самому существованию человечества. К основным Г.п.с. относятся проблемы предотвращения мировой войны с применением оружия массового уничтожения; экологическая проблема (катастрофическое загрязнение и разрушение биосферы и геосферных оболочек планеты); демографическая (сочетание стремительного роста общей численности населения планеты с «депопуляцией» в ряде стран); нарастание разрыва в экономическом уровне и доходах граждан развитых и развивающихся стран, приводящего к росту масштабов нищеты, голода и неграмотности на земном шаре; международного терроризма и др. Глобальный характер этих проблем обусловлен тем, что они несут угрозу всем странам и народам планеты, а также тем, что их разрешение возможно только объединенными усилиями всего мирового сообщества.

Футурология – совокупность социальных учений и представлений о будущем человеческого общества, перспективах социальных изменений.


ДЕ: Эпохи в истории и в философском мировоззрении

Ренессанс – эпоха Возрождения (XVXVI в.в.), характерной особенностью которой было стремление ряда мыслителей и гуманистов возродить идеалы и достижения античности. К наиболее заметным идейным течениям Р. относятся гуманизм (Ф. Петрарка, Э. Роттердамский и др.), неоплатонизм (Н. Кузанский), аристотелизм (П. Помпонацци), натурфилософия (Л. да Винчи, Телезио, Н. Коперник), социальный утопизм (Т. Мор, Т. Кампанелла) и др.

Реформация – религиозное движение в Европе XVIXVII в.в., направленное против духовного вырождения католической церкви, искажения ею христианского вероучения. В ходе Р. возникло новое направление христианства – протестантизм, обеспечившее духовно – этические условия развития капитализма. Идейными вождями Р. были М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер и др.