Файл: материалы для дополнительной подготовки студентов к тестированию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2019

Просмотров: 793

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отчуждение – существенная характеристика общественной жизни, состоящая в превращении результатов человеческой деятельности в самостоятельные, чуждые силы, враждебные человеку и порабощающие его. В социальном учении марксизма О. рассматривается как характерный феномен буржуазного общества, проявляющийся в отчужденности труда, господстве над людьми товарно-денежных отношений, несвободе, экологическом и духовном опустошении и т.п.

Политика – внешняя и внутренняя деятельность государства по управлению обществом, опирающаяся на властные полномочия государства. Поскольку существование государства связано с деятельностью, соперничеством и борьбой классов, партий, наций и других социальных групп, то П. включает также отношения этих групп и их борьбу за власть в обществе. П. характеризуется такими аспектами как политическое сознание масс и отдельных социальных групп, политическая деятельность (внешняя и внутренняя), политические отношения (между классами, нациями, государствами и т.п.), политические институты, главным из которых является государство. Действенность П. определяется степенью ее научной обоснованности, направленности на решение назревших проблем общества, опоры на интересы масс, степенью проникновения политических действий во все сферы общественной жизни, творческим, нешаблонным подходом к решению политических проблем.

Право – одна из важнейших функций государства, состоящая в законодательном обеспечении и регулировании отношений между общественными институтами и отдельными гражданами. Институт права закрепляет и защищает отношения собственности, регламентирует работу различных государственных органов, общественных и частных организаций, обеспечивает законное разрешение конфликтов между физическими и юридическими лицами, наказывает за совершенные преступления и т.п.

Производительные силы и производственные отношения – понятия, относящиеся к важнейшим в социальной философии марксизма. Производительные силы – это средства воздействия общества на природу, применяемые для производства благ, удовлетворяющих общественные потребности. Производительные силы включают средства производства (орудия труда, технику и технологию, инженерные сооружения и др.) и людей (трудящихся), которые приводят их в действие. Производственные отношения – это экономические отношения между людьми, складывающиеся в связи с производством, обменом и распределением производимых благ. Ядром производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. П.с. и П.о. в своем единстве образуют способ производства, который, согласно Марксу, составляет материальную основу жизни общества и обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. П.с. и П.о. связаны законом соответствия П.о. характеру и уровню развития П.с., определяющим условия поступательного развития производства и общества в целом.


Революция (социальная) – коренная ломка существующего общественного строя. Революции отличаются от эволюционных (реформистских) изменений более быстрым темпом, коренным характером, одновременностью преобразований в основных сферах общества: политической, экономической, духовной. Эволюционный тип общественных преобразований является более предпочтительным, так как он менее разрушителен, более предсказуем, чем революционный, позволяет лучше сохранять преемственность и достижения общества.

Регресс – процесс деградации, снижения целостности и функциональности объекта в ходе его развития. Р., как тенденция развития объекта, противоположен прогрессу.

Социальная структура – внутреннее устройство общества, основанное на разделении труда, собственности на средства производства, национальном и других факторах. С.с. – представляет собой совокупность социальных групп и отношений между ними, выделенных по социально значимым основаниям. К важнейшим С.с. относятся классовая, национальная, религиозная, возрастная, профессиональная и др. структуры.

Социальная мобильность – возможность перехода людей из одной социальной группы в другую.

Личность – интегральная характеристика человека, выражающаяся в наличии своего индивидуального, неповторимого психологического «лица», жизненной позиции, способности влиять на других людей. Главными характеристиками личности человека являются его ценности, характер, волевые, творческие и коммуникативные качества. Человек с ярко выраженными личностными началами обладает собственным, продуманным мировоззрением и убеждениями, неповторимой индивидуальностью, осознает свою позицию и социальные роли, воспринимает себя как субъект собственной воли и действия. Личность человека обусловлена взаимодействием всех его биологических, психологических и социальных качеств.

Элита – слой общества, занимающий ключевые позиции в основных сферах его жизнедеятельности: экономической, политической, административной, военной, интеллектуальной и т.п.

Марксизм – одно из наиболее влиятельных направлений философской и социальной мысли, возникшее в середине XIX века. М. оказал беспрецедентное влияние на политическую историю мира в XX веке. Основоположники М.К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) не были кабинетными учеными. Они совмещали свою научную деятельность с участием в организации международного революционного движения пролетариата и были его идейными вождями. Свое учение они разрабатывали с целью формирования научного мировоззрения, необходимого революционному классу, познания социально-экономических законов общественного развития и разработки на этой основе научной стратегии борьбы за революционное переустройство общества. Смысл этого переустройства они видели в построении коммунизма, т.е. справедливого, гуманного, высокопроизводительного общественного строя, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, социальным неравенством, отчуждением людей в обществе и другими уродливыми явлениями, характерными для капитализма. Составными частями марксистского учения являются марксистская философия, марксистская политическая экономия и теория научного социализма (коммунизма). К важнейшим научным достижениям М. относятся создание диалектического материализма, явившееся научной революцией в философии, разработка материалистического понимания истории, создание теории прибавочной стоимости и построение на этой основе экономической теории капитализма. М. соединил в себе ориентацию на научность, объективность, исследование реальных связей и закономерностей общества с ориентацией на активное революционное преобразование мира. Главным субъектом, лидером революционных преобразований общества является, согласно этому учению, пролетариат, т.е. рабочий класс. Наиболее значительными продолжателями М. в России были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.


Либерализм – идейное и общественно-политическое течение, возникшее в Европе в XVIIXVIII в.в. и провозгласившее принцип гражданских, политических и экономических свобод. Идеи Л. восходят к концепциям Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, А. Смита и др., направленных против феодального произвола и бесправия личности. К основным положениям Л. относятся: обеспечение гражданских прав и свобод, необходимость правового государства, гражданского общества, демократических институтов власти, свободы частного предпринимательства и др.

Анархизм – общественно-политическое учение, усматривающее коренную причину всех видов социального угнетения в государственной власти. Провозглашая в качестве безусловной ценности свободу человека, А. считает государство изначальным злом, которое угрожает этой свободе и поэтому должно быть разрушено. Идеалом А. является общественный строй в виде добровольной федерации производственных ассоциаций. Основные теоретики А. – П. Прудон, М. Бакунин, П. Кропоткин и др. «Анархия – мать порядка» - характерная идея А.

Глобализция – совокупность процессов интеграции стран и народов, ослабления межгосударственных барьеров, развития международных коммуникаций, формирования единого экономического и информационного пространства, охвативших весь мир. Инициаторами глобализации являются развитые страны Запада, прежде всего США, занимающие в мировом экономическом пространстве господствующее положение и использующие его для эксплуатации менее развитых стран и цивилизаций, политического диктата, разрушения культурных ценностей этих цивилизаций. Негативные последствия глобализации вызвали к жизни мощное движение антиглобализма.

Гражданское общество – совокупность самодеятельных объединений и организаций граждан, не зависящих непосредственно от государства и являющихся самостоятельной подсистемой общества. К элементам Г.о. относятся социальные классы, частный бизнес, профессиональные союзы, правозащитные, экологические и другие неполитические движения, национально-культурные, военно-патриотические и др. объединения граждан. Г.о. играет существенную роль в обеспечении жизнеспособности общества, взаимосвязи между государством и гражданами, выработке ценностей, которыми руководствуются в своей жизни большинство членов общества. Согласно Гегелю, стоявшему у истоков концепции Г.о., оно представляет собой особую веху на пути эволюции от семьи к государству. Говорить о Г.о. можно лишь со времени появления гражданина как самостоятельного члена общества, наделенного основными неотчуждаемыми гражданскими правами, выполняющего гражданские обязанности и несущего ответственность за свои действия. Наличие развитого Г.о. – существенный признак зрелой демократии. Особенно важным является развитие элементов Г.о. в тех сферах и направлениях, где функции государства недостаточны или неэффективны.


Государство – основной институт политической системы, осуществляющий власть в обществе. Г. регулирует как внутреннюю жизнедеятельность общества (экономические, социальные, правовые, духовные отношения, оборона, внутриполитические процессы), так и осуществляет внешнеполитические функции (защита национальных интересов, международное сотрудничество, союзы с другими государствами и др.). Существенными характеристиками государства являются наличие аппарата власти (чиновничество, армия, органы правопорядка и др.), сбор налогов для содержания и функционирования государственного аппарата, территориальные границы, в рамках которых функционирует государственная власть. С точки зрения марксизма, исследовавшего глубинные социально-исторические основания Г., оно являет собой орудие власти господствующего класса, возникающее в истории вместе с появлением частной собственности и расколом общества на классы.

Демократия (власть народа, народовластие) – тип политического устройства общества, отличающийся признанием народа в качестве главного источника власти в обществе (согласно А. Линкольну «демократия есть правление народа, избранное народом и для народа»). Главными признаками демократии являются: обеспечение основных прав и свобод человека; верховенство закона и равенство всех граждан перед законом; свобода деятельности политических партий и других самодеятельных организаций гражданского общества; выборность и сменяемость высших должностных лиц в государственных органах власти, их подотчетность и подконтрольность народу; гласность в деятельности государственных органов; разделение властей, отсутствие государственной монополии на идеологию и др. Исторический опыт выявил как ценность, прогрессивность Д., так и значительные возможности ее использования против интересов народа (подкуп избирателей, коррумпированность «народных избранников», «популизм» в политике, возможность сползания как к тоталитаризму, так и к охлократии, т.е. власти толпы и др.).

Цивилизация – целостная общественная система, отличающаяся особым типом и способом взаимосвязи религии, экономики, политики, образа жизни, менталитета. А. Тойнби, разработавший концепцию мировой истории, как совокупности историй отдельных цивилизаций (эллинской, христианской, исламской, индийской, дальневосточной (буддийско-конфуцианской) и др.), выделял в развитии Ц. закономерные стадии: зарождения, роста, расцвета, надлома, гибели. Под Ц. понимается также ступень развития человеческого общества, связанная с появлением государств, городов, письменности, товарного производства, возникновением социально-классовой структуры и т.п. Нередко под Ц. имеют также в виду разумно организованное, высокоразвитое общество, отличающееся технологическими достижениями.


Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество – представление о стадиях поступательного развития общества, разработанное в ряде концепций западных социологов и политологов – Д. Белла, О. Тоффлера, Ж. Фурастье, А. Турена и др. В качестве критериев градации стадий общественного развития в работах этих теоретиков выступают уровень техники, степень развития труда и социальных связей и т.п. Доиндустриальное общество – это порождение дотехнической, аграрно-ремесленной фазы общественного развития. Ее технологический символ – соха. Доиндустриальное (или аграрное, традиционное) общество охватывает первобытную, рабовладельческую и феодальную формации. Люди трудятся с помощью примитивных ручных орудий труда, используя в качестве источника энергии мускульную силу. Производство в основном аграрное, сельскохозяйственное. Жизнь людей и их восприятие мира обусловлены превратностями природных стихий: плодородием почвы, климатом, количеством воды и т.п. Д.о. статично, архаично, традиционно, в центре этого общества консервативные институты: церковь, армия. Индустриальное общество зарождается на Западе в конце XVIII века как порождение капитализма, вызвавшего к жизни мир машинной техники. Для И.о. характерно массовое машинное производство стандартизированных товаров. В качестве источника энергии начинают использоваться силы природных стихий: ветра, воды, пара, электричества, двигатели внутреннего сгорания и т.п. И.о. присущи установки на покорение и эксплуатацию природы. Мир И.о. становится техническим, рационализированным, конкурентным, машиноподобным. Общество воспринимается как гигантская машина, а человек как обезличенный, легко заменимый винтик этой машины. Индустриализированное массовое производство развивает невиданную для прежних эпох производительность труда, относительно низкие цены товаров, что содействует возникновению общества «массового потребления». Наиболее характерным общественным институтом, символизирующим природу И.о., является промышленное предприятие, фирма, корпорация. Постиндустриальное общество возникает в странах Запада, начиная с 60-х годов XX века, как защитная реакция на губительный для человеческой природы машиноподобный образ жизни индустриального общества, на масштабные разрушения, нанесенные как окружающей природной среде, так и биологической и социальной средам самого человека. Постиндустриальное производство концентрирует основное внимание не на производстве товаров как таковых, а на производстве услуг. Первостепенную значимость в П.о. приобретают научное знание, образованность, оперативная и точная информация, мобильная связь участников производственных и общественных процессов. Для П.о. характерно высокотехнологичное, автоматизированное производство, основанное на широчайшем использовании новейшей миниатюрной микропроцессорной и другой информационной техники и технологии. Информация в таком обществе становится важнейшим ресурсом, что и дало основание называть такое общество также информационным. Человек в П.о. становится уже не винтиком, а активным, инициирующим началом в движении общественного организма. П.о. становится коммунальным, т.е. основанным на деятельности самоорганизующихся групп и человеческих общностей. Установки на покорение и эксплуатацию в отношении природы сменяются установками на экологизацию производства, создание мощной, высокотехнологичной экологической индустрии и восстановление с ее помощью экологических разрушений. Наиболее характерным социальным институтом П.о. является университет.