ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2019
Просмотров: 1994
Скачиваний: 2
Художественная публицистика: сообщения, композиция которых зависит от образной системы, предложенной автором. При сохранении документальности материала автор пользуется средствами художественной выразительности вплоть до актерской игры. Определяющим здесь является наличие образа, а сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение. Функция худ.публицистики – в раскрытии типического, общего через индивидуальное, отдельное. Достигая полноты обобщения, выявляя характерное, худ.публицистика использует образное отражение реальности, причем образ этот создается из невымышленного, фактического материала.
Как самостоятельный раздел вещания, информация на телевидении является одной из первых форм его работы, имеющих богатые традиции, опыт и историю формирования и развития собственных жанров.
Многие жанры телевизионной информации пришли на ТВ из газет и радио: репортаж, интервью, комментарий и т.п.
В общем потоке новостей теленовости занимают особое место. Это самые “живые” новости мира, в которых журналист как бы беседует с телезрителем, а затем приглашает его принять участие – прямое или опосредованное – в событии. Все это повышает действенность телевизионных новостей.
Информационные.
Заметка в вербальной форме
Бюллетень — форма подачи новостной информации, подобранной тематически, ограниченной заданным объемом (хронометражем) и обладающей определенной жанровой структурой.
Видеоинформация – короткое (средняя продолжительность секунд 20 – 25) сообщение о каком-либо событии, как правило, официального характера. Обычно начитывается ведущим непосредственно во время эфира (первое предложение читается в кадре, а последующий текст перекрывается видеорядом с места события).
Краткость и при этом максимальная информационная насыщенность обуславливают широкое распространение этой жанровой формы. В вечерних выпусках анализируемой новостной программы видеоинформации занимают большую часть эфирного времени, подводя итог событиям дня.
Телевизионный сюжет (видеосюжет) – это краткое сообщение о событии, записанное на видео- или кинопленку, с драматургическим ходом, позволяющим раскрыть общественное значение конкретного события или явления. Наиболее ярко телевизионные сюжеты проявляют себя в новостях.
Условно сюжеты можно разделить на две разновидности:
Первая – сообщение об официальном событии. Оператор снимает стандартные планы, потом уже в редакции пишется текст и готовится монтажный план.
Вторая – сценарная, или авторская. Это, по сути дела, мини-репортаж. Здесь журналист, должен выбрать и утвердить тему, изучить объект съемки и создать сценарный план, поучаствовать в процессе съемок, монтаже и написании текста.
Отчет — жанр информационной публицистики, пограничный с некомментированным репортажем, по сути или по крайней мере по форме (в имитации) подающий протокольно–фиксированную информацию о событии или мероприятии в длительном и детальном показе. Мероприятие полностью записывается на пленку и затем показывается в удобное для зрителя время, возможно в слегка сокращенном виде. Зрелищность жанра невысокая и поэтому к нему прибегают обычно в связи со значительными общественно–политическими мероприятиями протокольного характера.
Интервью.
Помимо традиционных видов интервью в настоящее время широкое распространение получают новые подвиды этого жанра:
Интервью с читательскими письмами в руках. Сценарный план пишется на основе наиболее интересных и распространенных вопросов, пришедших в письмах на адрес редакции. В таком случае принято заранее ознакомить интервьюируемого с письмами и определить тему беседы, и спустя несколько дней, после того, как он подготовился, уже брать интервью.
Брифинг — жанровая разновидность информационной публицистики, означающий открытую, обычно деперсонифицированную передачу официальной точки зрения или информации (оригинальной или субъективно обработанной) органа власти (от его пресс–центра или уполномоченного представителя) о событии или общественно–значимом явлении в открытые СМК через специально приглашенных журналистов. Может иметь закрытый характер, не предназначенный для прямого эфира. Вопросы при этом обычно не задаются.
Любой вид интервью требует основательной подготовки. Для журналиста степень подготовки к беседе – это доказательство серьезности его намерений, его замечают всегда, и от нее в первую очередь зависит, раскроется ли собеседник, отнесется ли с должной серьезностью к разговору.
Репортаж — жанр информационной публицистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист.
Репортаж на телевидении – один из основных жанров телеинформации. Это наиболее распространенный и действенный жанр журналистики. В нем сообщается о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Есть мнение, что история журналистики – это история становления и развития репортажа, его максимального приближения к реальной жизни.
Типичный репортаж в составе новостной информации включает авторскую работу оператора и журналиста (репортера), который, согласно господствующей концепции, должен служить «беспристрастным и точным посредником между зрителем и реальностью». Фактически это всегда не так — зрелищность репортажа, без чего его вряд ли выпустят в эфир, определяется соответствием содержащейся в нем информации возможному острому или неожиданному восприятию аудитории вкупе с участием репортера в самом событии («Будьте визуальной частью сообщения!») — бежит вместе с демонстрантами, участвует в спасательных работах, оказывается заложником Шамиля Басаева в Буденовске и т.д. Иногда журналист может послужить и криптопровокатором события, иными словами — его скрытым организатором. Откровенно говоря, если бы зрителю постоянно не внушали, что журналистов иногда убивают, зрелищность репортажа была бы существенно ниже: «Мы только что из Сенегала — вот там была стрельба!» (французы в 1993, разматывая кабеля у Белого Дома, когда ГТРК «Останкино» около суток фактически не работало). Фактически же такие широкомасштабные мировые процессы, как, например, «мирный процесс» в Палестине (равно и в Ольстере, Карабахе, Абхазии, Чечне и т.д.), нацело обусловлен явлением необходимой истины: оператор CNN тщательно снимает целящегося солдата ЦАХАЛа и затем — убегающего палестинского террориста, но «упускает» начальное звено (того же террориста, бросающего камень). В этом смысле достичь объективной подачи информации практически невозможно, причем вовсе не из-за субъективного пристрастия самого журналиста.
Классификация телевизионных репортажей:
По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный.
Прямой репортаж – непосредственная трансляция в эфир передачи сообщений репортером, ведущим репортаж с элементами авторской импровизации и комментированием, на основе заранее подготовленных материалов, без предварительного монтажа изобразительного ряда (трансляция ведется через передвижную телевизионную станцию – ПТС).
Непосредственный контакт с происходящим, возможность которого дает зрителю прямой репортаж, оказывает влияние на психологическое состояние аудитории: у зрителя создается ощущение сопричастности событию. Это объясняет особое место, занимаемое прямым репортажем в системе телевизионных жанров.
Репортаж в записи (фиксированный репортаж) – запись события на любом носителе с последующим монтажом на основе дополнительного авторского текста или нового изобразительного материала в соответствии со сценарным планом.
По способу фиксации репортажи бывают: видео -, кино- и фото-.
По звуку бывают репортажи синхронный и немой (когда отсутствует закадровый текст).
По предмету изображения они делятся на: событийный, тематический, постановочный.
По предмету изображения выделяют три разновидности репортажа:
Репортаж о незапланированном событии.
Репортаж о запланированном событии.
Исследовательский репортаж.
Для создания репортажа необходимо организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для телезрителя должен быть создан максимальный эффект присутствия (он не просто видит происходящее, но должен ощущать себя его непосредственным участником). А лучший путь к этому результату – опять-таки наблюдение. Проверено опытом множества репортеров.
То есть репортаж, как жанр предусматривает наблюдение журналиста за событием, по этому можно считать его наиболее телевизионным жанром. Если скажем очерк, более журнальный жанр, который мы привыкли читать с листа, несмотря на его описательность, то репортаж предусматривает именно сиюминутное (горячее) присутствие журналиста. В репортаже, почти в единственном информационном жанре, уместно обращение журналиста к зрителю от первого лица: “я иду, я вижу, происходит вокруг меня то-то…” К тому же здесь это добавляет в материал не аналитический, а собственно информационный оттенок с еще большей достоверностью.
Выступление (в кадре) — монолог на общественно–значимую тему. Жанр информационной или аналитической публицистики, создающий эффект плюрализма на ТВ как СМИ. Типичные примеры жанра — выступление политического деятеля или комментатора (обозревателя) в связи с событием или его освещением, некролог на смерть общественно–значимого лица его соратником, новогоднее обращение Президента к народу страны.
Разговорные жанры вообще и монологичные еще в большей степени требуют особых усилий для придания им зрелищности.
Выступление (монолог в кадре)
Мы уже встречались с простейшей разновидностью выступления в кадре, когда
говорили об устном информационном сообщении (хроникальной заметке). Любое
обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек
является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление
в кадре.
Выступление – это скорее не жанр, а метод, при помощи которого автор может донести до зрителя практически любую информацию.
Выступление – одна из форм ораторского искусства, известного с древнейших времен
и по-прежнему остающегося могущественным средством воздействия на общественное
мнение.
В чистом виде выступление в кадре, т. е. монолог человека на экране предпочитается другим формам телевизионных передач в тех случаях, когда личность выступающего, его мнение представляют общественный интерес. Такие передачи нередко носят официальный характер: обращение президента к народу, заявление лидера парламентской фракции, выступление общественного деятеля.
Широко распространенной формой журналистского монолога в последнее время стали «прямые включения» с места события, с «горячих точек» – наиболее оперативные формы устного информационного сообщения.
В основе любого публичного, в том числе телевизионного, выступления, безусловно, лежит идея, мысль, раскрываемая при помощи строго отобранных и расположенных соответствующим образом фактов, аргументов, доказательств. Именно доказательств, потому что в процессе публичного выступления всегда должна присутствовать необходимость убедить в чем-то, есть убеждающий и убеждаемый, идет борьба взглядов, мнений – и победа должна быть достаточно убедительной.
Диалогическая природа телевидения накладывает свой отпечаток на телевизионное выступление, предполагая своеобразный диалог между выступающим и аудиторией, диалог условный, мысленный, когда сам выступающий заранее обдумывает, старается предположить, какие вопросы могут возникнуть у зрителей, и отвечает на эти вопросы, соответствующим образом выстраивая свою речь.
На телевидении выделяют три основные формы выступлений в кадре:
– текстовое выступление, написанное самим выступающим и отредактированное
телевизионным редактором;
– тезисное выступление, где заранее обозначена тема, основной ход мысли, кратко
прокомментированы центральные вопросы, которые намеревается затронуть
выступающий. Таким образом, тезисы – это своеобразный сценарный план,
определяющий содержание выступления и характер сопутствующего показа
(фотографии, карты, схемы, макеты и пр.);
– импровизированное выступление, где предварительно обозначены лишь тема и
продолжительность (хронометраж) выступления.
ЖАНРЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
Комментарий
Комментарий (от лат. commentarius – толкование)
Комментарий — жанр аналитической публицистики, одна из форм оперативного
аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п.
Разновидность выступления в кадре или закадровый комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или проблемой.
Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных
последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая
авторская оценка, анализ.
Как и другие жанры, комментарий может быть органичной составной частью другой жанровой формы. Например, на пресс-конференциях часто звучит вопрос: «Как вы
можете прокомментировать происшедшее событие?» Подобная постановка вопроса
возможна и в развернутом интервью с политическим, общественным деятелем,
специалистом в той или иной области знаний. Каждый из этих ответов, как правило,
представляет собой мини-комментарий, а иногда и вполне развернутое комментаторское выступление. И здесь успех зависит от глубины анализа, широты обобщений, объективности в оценке общественно-значимых событий, фактов.
В настоящее время широко используется для перебивки новостной информации. Можно сказать, что новостные программы перенасыщены комментариями, смонтированными из различных и неожиданных сюжетов.
Обозрение
Обозрение – один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики,
позволяющий представить, сопоставить и прокомментировать в общем ключе события (факты) одного временного или тематически–адресного ряда.
Общее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события
определенного отрезка времени (воскресные вечерние передачи «Зеркало», «Итоги»,
«Обозреватель», «Международная панорама» – мир за неделю) и
тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики – экономики, науки, искусства, спорта («АТВ-Брокер», «Футбольное обозрение», «Мое кино» и т. п.).
Музыкальное обозрение, театральное обозрение и им подобные программы по своим жанровым особенностям, в сущности, ничем не отличаются от международного или
спортивного обозрения. Меняется тема передачи, специализация обозревателя, но
сущностные характеристики жанра остаются неизменными.
Предмет данного жанра – общественные события, а цель – предъявление зрителям причинно-следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.
Перечислим основные особенности, которые его характеризуют.