Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Управление конфликтами на предприятии).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Управление конфликтами на предприятии
1.1. Трудовой конфликт: сущность, классификация и причины
1.2. Модели и способы разрешения конфликтов в трудовых коллективах
2. Анализ конфликтов в трудовом коллективе ОАО «Брестский электротехнический завод» БЖД
2.1. Характеристика ОАО БЭТЗ БЖД
2.2. Оценка конфликтных ситуаций и способов их разрешения в трудовом коллективе ОАО БЭТЗ БЖД
На основании результатов проведённого диагностического тестирования персонала ОАО БЭТЗ БЖД были получены данные о связи хорошего психологического климата в трудовом коллективе ОАО с наличием дисфункциональных конфликтных ситуаций. Была также установлена связь некоторых параметров психологического климата в трудовом коллективе ОАО БЭТЗ БЖД с другими социально-демографическими характеристиками.
Так, по результатам опроса была установлено, что мужчины, в отличие от женщин, проявили большую степень неконфликтности, желание идти на уступки, а при его возникновении готовность идти на компромисс. При этом с возрастом и ростом стажа работы в данной должности у мужчин данные качества возрастают. Это можно объяснить:
- во-первых, увеличивающейся с возрастом избирательностью и изобретательностью коммуникативной активность работника;
- во-вторых, особенностями работы женщин в мужском коллективе ОАО БЭТЗ БЖД, где мужчины составляют большинство(63%);
- в-третьих, особенностями нервной системы и эмоционального состояния мужчин.
По результатам опроса 88% работников ОАО БЭТЗ БЖД отмечают удовлетворенность работой и трудовыми взаимоотношениями в коллективе, а остальные (12%) оценивают их нейтрально, но не негативно. Ими всеми (100%) отмечается позитивная роль директора ОАО БЭТЗ БЖД и менеджеров среднего звена (начальников участков) при создании благоприятной психологической обстановки, способствующей созданию благоприятного психологического климата в трудовом коллективе.
В целом, у 87% респондентов отмечается позитивный творческий созидательный подход к своим обязанностям. Возросла также способность к коллективному труду, что снижает степень конфликтности как в производственных подразделениях, так и, в целом, в ОАО БЭТЗ БЖД. Более 75% респондентов самокритично отметили в качестве причины личных производственных неудач и негативных эмоциональных состояний собственные ошибки, просчеты и негативные черты характера. Это свидетельствует о склонности к анализу и умению брать ответственность на себя.
У респондентов молодых возрастных групп ОАО БЭТЗ БЖД отмечается резкое повышение степени адаптивности к окружающей трудовой среде при сохранении и развитии имеющихся традиций, что также снижает степень их конфликтности. Отмечен переход респондентов молодых возрастных групп от оценки процесса своего труда к оценке его результатов, что требует пересмотреть систему материального и нематериального стимулирования в рамках разработки нового Положения и премировании работников ОАО БЭТЗ БЖД для профилактики будущих конфликтных ситуаций.
Именно организация эффективной деятельности каждого производственного подразделения и трудового коллектива ОАО БЭТЗ БЖД, в целом, является основной целью менеджеров высшего, среднего и низшего иерархических уровней в рамках системы управления персоналом ОАО. Для достижения этой цели необходимо исследовать специфические особенности группового и индивидуального поведения персонала ОАО. Особенности группового поведения в рамках трудового коллектива ОАО БЭТЗ БЖД связаны со многими параметрами, среди которых основные:
- особенности корпоративной культуры — ценности, правила поведения, характерные для данного трудового коллектива;
- феномены групповой динамики — этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.
Специфика работы менеджеров ОАО БЭТЗ БЖД связана также с особенностями оргструктуры управления в рамках открытого акционерного общества, высшим органом управления которого является общее собрание, проводящееся ежегодно по итогам года. Большая часть объема работ по управлению кадрами выполняется линейными руководителями производственных подразделений. В результате управленческого анализа можно выделить возрастание рыночного фактора в системе отношений между директором ОАО БЭТЗ БЖД, который принимается по контракту, как нанимателем и членами трудового коллектива ОАО с использованием экономических методов управления.
Разработанные для каждого работника ОАО БЭТЗ БЖД в соответствии с занимаемой должностью должностные инструкции и функциональные обязанности, в которых указываются права, обязанности и ответственность работника способствуют профилактике возникновения и развития конфликтных ситуаций в трудовом коллективе ОАО. Этому же способствуют утверждённые директором Правила внутреннего распорядка и заключаемый с каждым работником трудовой договор.
В текущем году ведётся разработка нового Коллективного договора с работниками ОАО БЭТЗ БЖД, который будет обсуждён и принят на общем собрании трудового коллектива ОАО БЭТЗ БЖД в декабре 2017 года. В нём предусмотрено создание Комиссии по разрешению трудовых споров, в которую будут входить представители администрации, членов трудового коллектива и профсоюзной организации ОАО БЭТЗ БЖД.
Таким образом, на ОАО БЭТЗ БЖД типичные производственные конфликты в трудовых коллективах производственных подразделений связаны с:
- развитием рыночных отношений и изменениями внешней среды;
- производственными отношениями в трудовом коллективе и столкновением экономических интересов;
- ротацией и движением персонала в связи с истечением сроков трудовых договоров и контрактов;
- внедрением Программы производственного контроля;
- не надлежащим выполнением работниками должностных инструкций и функциональных обязанностей;
- личными взаимоотношениями(личностный тип конфликтов).
Анализ причин возникновения производственных конфликтов на ОАО БЭТЗ БЖД позволил выявить следующие наиболее типичные причины:
- несовпадение экономических интересов персонала(в основном, вопросы заработной платы, премий, надбавок, поощрений);
- конкурентная борьба между работниками за лучшие должности.
Интенсивность каждого из вышеперечисленных видов производственных и личностных конфликтов зависит от:
- степени остроты ресурсных и временных ограничений;
- приоритетов ограничений, например, ограничений по времени и качеству;
- жизненного цикла конфликта и особенностей его стадий;
- личностей работников из числа руководства и менеджеров среднего звена.
Кроме того, интенсивность конфликтов пропорциональна:
- слабости позиций менеджеров всех уровней в области прав принятия решений, вознаграждений и наказаний;
- слабости проработанности задач в достижении общей цели или миссии ОАО БЭТЗ БЖД;
- непонимания персоналом поставленным перед ним задач;
- двусмысленности (в целях, качестве, временных и ресурсных рамках);
- степени согласования по основным и функциональным целям;
- изменения традиционных ролей, норм;
- требуемой взаимосвязи деятельности подразделений в выполнении функциональных и общей цели;
- прогрессивности структуры и системы управления, в целом, и системы управления персоналом, в частности;
- стилем управления руководства ОАО;
- активностью формальных и неформальных объединений и групп в трудовом коллективе.
По результатам проведённого анализа можно рассмотреть основные пути решения производственных конфликтов менеджерами ОАО БЭТЗ БЖД и вытекающие последствия:
- конфликты, представляющие собой реакцию работников на препятствия достижению основных целей их деятельности, разрешаются руководством высшего и среднего звена;
- конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности разрешаются неформальным лидером трудового коллектива, выступающим, как правило, в роли арбитра;
- конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов трудового коллектива ОАО как несоответствующего действующему законодательству и локальным нормативно-правовым актам разрешаются директором, а также созданными комиссиями;
- сугубо личностные конфликты между самими работниками, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик, разрешаются администрацией различными методами, включая ротацию кадров, повышение квалификации и роста образовательного уровня работников.
Таким образом, в производственно-хозяйственной деятельности ОАО БЭТЗ БЖД чаще встречаются горизонтальные конфликты, а также смешанные конфликты (как «вертикальные», так и «горизонтальные» составляющие). Поэтому менеджерам можно рекомендовать при разрешении конфликтной ситуации использовать психологические стандарты по моделям поведения Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте, в которых конструктивное или функциональное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
- адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений, как противной стороны, так и своих собственных;
- открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и определяют пути выхода из конфликтной ситуации при решении конфликтной ситуации;
- создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
3. Программа профилактики конфликтов в трудовом коллективе ОАО «Брестский электротехнический завод» БЖД
Большинство проанализированных конфликтов, возникающих в трудовом коллективе ОАО БЭТЗ БЖД, носят конструктивный характер, а их участники, как правило, не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Результаты анализа разрешения таких конфликтов привели к выдвижению различных предложений и рекомендаций, сгруппированных в рамках разработки проекта Программы по профилактике конфликтов в трудовом коллективе ОАО БЭТЗ БЖД на 2018 год.
По результатам проведённого управленческого анализа с целью профилактики дисфункциональных конфликтных ситуаций в трудовом коллективе ОАО БЭТЗ БЖД дирекции необходимо совершенствовать делегирование полномочий, снизить норму управляемости, демократизировать стиль руководства. Для этого необходима децентрализация принятия решений в соответствующих подразделениях или с помощью временных рабочих групп.
Это позволит дирекции ОАО БЭТЗ БЖД сосредоточиться на стратегических вопросах развития ОАО. Данная децентрализация поможет повысить активность работников и неформальных групп. Но недостатком децентрализации является возможное снижение уровня контроля директора ОАО БЭТЗ БЖД, а также ослабление координирующей и регламентирующей функций управления.
При разработке новой Программы «Кадры» ОАО БЭТЗ БЖД необходимо предусмотреть проведение текущей и итоговой ежегодной аттестации кадрового состава в рамках подразделений, так как в настоящее время проводится только аттестация рабочих мест. Цель аттестации – оптимизация социально-экономического развития трудового коллектива ОАО БЭТЗ БЖД. По её результатам будут определены качественные характеристики персонала ОАО, выявлены резервы роста производительности труда и повышения эффективности управленческой деятельности, а также перспективы кадрового роста работников, определение направлений повышения квалификации и профессиональной подготовки, а также выявлены сотрудники, обладающие высоким лидерским потенциалом и харизмой.
По результатам проведения диагностического тестирования персонала ОАО БЭТЗ БЖД целесообразно в рамках предложений и рекомендаций менеджерам высшего и среднего звена сделать акцент на процесс профилактики всех видов конфликтов, особенно дисфункциональных.
Для возрастания роли менеджеров ОАО БЭТЗ БЖД в разрешении конфликтов персонала желательно не только выбрать оптимальный стиль его разрешения, но менеджерам регулярно составлять карту конфликта, впервые предложенную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром, включающую алгоритм разрешения конфликтной ситуации:
- определить проблему конфликта;
- составить протокол согласования претензий сторонами конфликта;
- выяснить участников конфликта (отдельные сотрудники, группы);
- определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.
Составление менеджерами ОАО БЭТЗ БЖД такой карты конфликта в каждом подразделении позволит:
1) ограничить конфликт дискуссией с определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;
2) создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать требования и пожелания;
3) уяснить точку зрения сторон конфликта, так и точку зрения независимых сторон, что даст возможность создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;