Файл: Способы подключения предприятий гостеприимства к глобальным компьютерным сетям бронирования и резервирования мест (Обзор глобальных компьютерных сетей бронирования и резервирования мест в индустрии гостеприимства).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 389
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История развития компьютерных систем бронирования
1.2 Возможности и преимущества компьютерных систем бронирования
1.3 Программные системы бронирования
1.4 Представление гостиницы в GDS/ADS
2. Практическое использование Глобальных систем бронирования в гостиничном бизнесе
2.2 Определение условий работы систем бронирования на практике гостиницы Филиал «ОК «Ватутинки»
3.1 Новое поколение систем бронирования для гостиниц
3.2 Информационные технологии, используемые в гостинице Филиал «ОК «Ватутинки»
3.3 Расчет экономической эффективности от использования новых технологий
Интернет системы бронирования (IDS) - Альтернативные системы бронирования (ADS). На сегодняшний день существуют тысячи сайтов, подключенных к таким системам (примеры - www.booking.com, www.tripadvisor.ru/, и т.д.). В конце 1980-х появился Интернет. Это значительно повлияло на дальнейшее развитие систем бронирования. Если в доинтернетный период существовала необходимость в установке отдельных терминалов по бронированию билетов и номеров и, самое главное, в организации связи в цепочке «турагент – GDS – поставщик услуг», то с появлением Интернета бронирование стало более демократичным процессом: конечные потребители и поставщики услуг получили более простое средство связи с GDS [21].
Конечными потребителями перестали быть только турагентства. Появился спрос – появилось предложение Интернет систем бронирования (IDS), которые предоставляют доступ широкому кругу заинтересованных лиц, а не узкому кругу подключенных к системе. Своё второе название – Альтернативные системы бронирования (ADS) – они получили благодаря тому, что выступили альтернативой Глобальным системам дистрибьюции и предоставили частным лицам возможность бронирования туристических услуг. Сегодня существует несколько сотен международных Интернет систем бронирования, которые бронируют авиаперелеты и так же предоставляют бронирование отелей [23].
Альтернативные системы бронирования (ADS) предоставляют возможность бронирования туристических услуг частным лицам. Дают возможность забронировать номер в гостинице в любое время из любой точки мира при наличии доступа в Интернет. Причём бронирование осуществляется в режиме реального времени, т.е. клиент при бронировании получает моментальное подтверждение своего проживания [21].
Итак, краткая история развития компьютерных систем бронирования и резервирования туристских услуг:
-Конец 50-ых – начало 60-ых гг. XX в. – создание компьютерных систем резервирования CRS (Computer Reservation System).
-80-ые гг. XX в. – формирование Глобальных распределительных систем GDS (Global Distribution System). Лидеры среди GDS – системы «Amadeus», «Galileo», «Sabre», «Worldspan».
-90-ые гг. XX в. – появление Интернет систем бронирования (IDS) – Альтернативных систем бронирования (ADS); начало активного использования онлайн бронирования через Интернет.
-2000-ые гг. – развитие мобильных технологий бронирования и резервирования.
Подводя итог первого параграфа можно резюмировать, что компьютерные системы бронирования появились сравнительно недавно, но совершенствуются довольно быстрыми темпами. К сожалению, внедрение этих систем на предприятии требует больших затрат, что и затормаживает их внедрение. Тем не менее, туристические и гостиничные предприятия все больше подвергаются автоматизации, затрачиваются материальные средства, появляется квалифицированный персонал, компьютерные системы дают все больше возможностей бронировать быстро и качественно.
1.2 Возможности и преимущества компьютерных систем бронирования
На настоящий момент к глобальным относят четыре основные системы бронирования: Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan. Несмотря на различные регионы распространения, технические платформы и пользовательские интерфейсы, все эти системы решают одну и ту же задачу – обеспечивают турагента необходимой информацией о предлагаемых к продаже турпродуктах и представляют удобный механизм их резервирования [24].
Отдельно взятой гостинице экономически не выгодно обеспечивать коммуникации с GDS. Поэтому представлением интересов гостиниц в GDS (загрузкой соответствующей информации, осуществлением резервирований, взаиморасчетами и др.) занимаются штаб- квартиры крупных гостиничных цепей (Radisson, Marriott, Inter-Continental и др.), а также фирмы, специализирующиеся на подобного рода деятельности- провайдеры (“Best Eastern Hotels”, “Lexington” и др.). Отдельные гостиницы чаще всего не занимаются представлением себя в GDS самостоятельно в силу высокой стоимости необходимого технического оснащения.
Таким образом, существует два пути представить свою гостиницу в GDS – вступление в гостиничную цепочку (со всеми вытекающими отсюда последствиями, связанными с изменениями в принципах управления или даже форме собственности) или заключение контракта со специализированной компанией- провайдером [16].
Компьютерные системы бронирования обладают рядом преимуществ перед другими каналами сбыта продукции и услуг в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Они предоставляют возможность производить бронирование в самые короткие сроки и осуществлять визyaльный просмотр резервируемых гостиничных мест, a также схемы расположения мест на транспортных средствах. Компьютерные системы бронирования обеспечивают экономию расходов на телефон, факс, осуществляют строгий финансовый учет и контроль выполняемых операций, анализ сбытовой деятельности на основе статистических данных, предоставляемых компьютером, и т. д.
Отель должен стремиться получить доступ к максимально широкому набору каналов продаж. В каких каналах и когда осуществлять продажи- вопрос политики продвижения, это зависит от сезона, текущей загрузки отеля, и множества других факторов. В частности, представлять себя в глобальных (GDS) и/или альтернативных (ADS) системах бронирования, в первую очередь, необходимо отелям, ориентированным на бизнес- сегмент. Но это могут быть не только городские бизнес- отели, но и средства размещения любого формата: загородные отели, SPA- отели на побережье, отели для любителей экстремального отдыха, желающие привлечь клиентов с определенным уровнем достатка.
Необходимо отметить, что GDS- еще и эффективный инструмент рекламы: отель становится известным более 600000 туристическим агентствам по всему миру и появляется в популярнейших системах бронирования, использующих GDS базу, таких как Travelocity, Expedia, Orbitz и многие другие. Плюс ни один другой рекламный канал не сравнится по критерию стоимость/ эффективность [8].
Понятие «качество услуги», предоставляемой глобальными системами бронирования и резервирования, характеризуется следующими параметрами:
-удобство системного интерфейса, в частности, иногда решающее значение имеет наличие русифицированной версии;
-скорость и стабильность работы системы;
-предлагаемый способ подключения к системе;
-совместимость с отечественными офисными и бухгалтерскими программами;
-наличие доступа к специальным тарифам авиакомпаний, гостиниц и т.п.;
-используемая в системе технология оплаты и аннулирования заказа и т.д.
В сфере туризма представляют собой взаимосвязь компьютерных и коммуникационных технологий, обусловленную тем, что отдельные компоненты сферы туризма тесно контактируют друг с другом, несмотря на их территориальную удаленность. Следует отметить, что внедрение информационных технологий в туристическую индустрию прошло несколько исторических этапов, отражающих взаимодействие информационных технологий и бизнеса в целом:
-первый этап- создание баз данных (1960-е гг.). Главная цель состояла в повышении эффективности оперативной деятельности посредством упорядочения информации;
-второй этап- внедрение информационных систем управления предприятием (1970-е гг.). На этом этапе информационные технологии, как правило, применялись для внутреннего маркетинга и реализации административных функций;
-третий этап- внедрение систем стратегической информации (начало
1980-х гг.). Его цель состояла в повышении конкурентоспособности фирмы путем изменения или самой природы предприятия, или его поведения на туристическом рынке;
-четвертый этап- этап сетей (начало 1990-х годов и до настоящего времени). Интенсивное использование телекоммуникационных и компьютерных сетей для управления как отдельным туристическим предприятием, так и сферой туризма в целом. Особенности- уменьшение размеров оборудования, уменьшение его стоимости, увеличение надежности, взаимосвязь терминалов, расположенных в разных точках планеты [4].
Туристический бизнес характеризуется высокой степенью неопределенности и риска. Однако риск можно значительно уменьшить, располагая надежной, достаточной, реальной и современной информацией, поставляемой информационными системами. Современные информационные системы состоят из нескольких видов обеспечивающих подсистем, к которым относят техническое, программное, информационное, организационное, правовое и эргономическое обеспечение (табл. 1.1.).
Таблица 1.1.
Подсистемы современных информационных систем
Подсистемы |
Характеристика |
Техническое обеспечение |
Комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование информационной системы. В него входят персональные компьютеры, периферийное оборудование (принтеры, сканеры, плоттеры и т.д.), средства коммуникации и связи (модемы, сетевые платы и т.д.), а также средства оргтехники (копировальные аппараты, факсы и т.д.) |
Программное обеспечение |
Совокупность программ и документации на них, реализующих основные функции информационной системы. Рынок программного обеспечения для реализации задач в сфере туризма достаточно обширен |
Информационное обеспечение |
Совокупность информационной базы предметной области и средств и методов ее обработки. В сфере туризма трудоемкой задачей является наполнение информационной базы конкретными данными |
Организационное обеспечение |
Комплекс методов и правил организации работы с информационной системой, а также описание должностных инструкций пользователей информационной системы |
Правовое обеспечение |
Комплекс правовых норм и прав пользователей информационной системы. Ограничение доступа к данным различных категорий пользователей. В настоящее время одними из важнейших вопросов становятся проблемы защиты информации от несанкционированного доступа |
Эргономическое обеспечение |
Разработка рекомендаций и норм правильной организации рабочего места пользователя системы, в том числе расположения компьютеров в помещении, соблюдение уровня освещенности, установление нормирования работы пользователя за компьютером и т.д. |
Согласно используемой в КСБ терминологии компания- поставщик туристических услуг именуется "провайдером". Представление гостиницы в любой GDS обязательно должно включать в себя следующие позиции: общее описание, описание номерного фонда, описание тарифов, цены, информацию о наличии мест [3].
Общее описание определяет возможности гостиницы как объекта размещения и содержит адрес, месторасположение, год постройки и год последней реконструкции здания, данные об инфраструктуре, и т.п. Сюда же относятся сведения о ближайших достопримечательностях. В описании номерного фонда указываются типы и классы номеров, приводится их подробное описание и вместимость. Под вместимостью понимается количество обслуживаемых лиц, которое может быть размещено в номере на штатных и дополнительных кроватях. Именно на основании характеристик вместимости определяется возможность размещения нескольких человек в одном гостиничном номере [8].
Тарифный план- это набор правил приобретения гостиничных услуг, отказа от них и возникающие в связи с этим требования и ограничения, а тариф – это цена за номер в сутки. Предварительное бронирование возможно при наличии номера кредитной карты в качестве гарантии. При отмене ранее сделанного бронирования менее чем за 24 часа до заезда или при не заезде клиента взимается штраф в размере стоимости проживания за первые сутки". По аналогии с авиаперевозками в гостиницах существует полный тариф, называемый Rack Rate, или иначе - "стандартный тариф", и система специальных тарифов (тариф выходного дня, групповой тариф и т.д.). Rack Rate обладает наименьшими ограничениями на применение. Именно по этому тарифу будут обслуживаться индивидуальные клиенты, обратившиеся напрямую в гостиницу. Цены на проживание по стандартному тарифу являются самыми высокими. Специальные тарифы привлекательнее для клиентов вследствие устанавливаемой ими более низкой цены на проживание, однако, существуют ограничения на их применение. Например, для применения тарифа выходного дня необходимо заехать в пятницу или субботу и выехать не позднее понедельника. Количество применяемых гостиницей специальных тарифов ничем не ограничено. Наиболее часто используемыми в КСБ тарифами (помимо стандартного) являются: корпоративный тариф, тариф выходного дня, тариф для пожилых людей, тариф для военнослужащих, тариф для туристических агентов. Неотъемлемая часть тарифа - величина комиссионных, выплачиваемых туристическому агенту, совершившему бронирование. При продажах по стандартному и корпоративному тарифам эта величина составляет обычно 10%. Для специальных тарифов устоявшегося значения не существует. Все определяется по соглашению сторон - в отдельных случаях комиссия достигает 20% [9].
Оплата проживания по тарифу возможна как в гостинице в момент заезда, так и предварительно до заезда. Предоплата может осуществляться банковским переводом или по кредитной карте. Если оплата должна быть осуществлена в гостинице, то в качестве гарантии заезда обычно используется кредитная карта клиента, с которой в случае не заезда гостиница или провайдер будет иметь право взыскать штрафные санкции, которые обычно составляют стоимость проживания за первые сутки. Следует отметить, что GDS не являются расчетными центрами, они лишь предоставляют инструмент для совершения бронирования. Все финансовые операции являются прерогативой провайдера, гостиницы, туристического агентства и клиента.