Файл: Адаптация ребенка к школе (АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАКао ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.2 Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению
1.3 Факторный успешности адаптации первоклассников к школьному обучению
2 ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1. Этапный, методы и методики исслмедования, анализ результатов.
2.3 Методические рекопмендации под адаптации первоклассников к обучению в школе
Традиционно выделяют физиологическую, психологическую и социально-психологическую адаптацию.
Физиологическая адаптация — свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды.
Психологическая адаптация — направленность организма над сохранение психического здоровья.
Социально-психологическая адаптация — процессия приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом [16, с. 68]. Легкость и полнота этого видак адаптации зависят ото особенностей коллективка и коммуникативных способностей личности.
Н.Я. Кушнир и Н.Н. Максимук поди адаптацией шестилетнего ребенка к школе понимают:
а) физиологическую адаптацию какао процесс приспособления функций организма, егоза органов и клеточка к условиям среды;
б) социально-психологическую адаптацию какао процесс активного приспособления системный «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» к новым условиям взаимодействия.
Социально-психологическая адаптация — этот процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях [17, с. 64]. Этот процессия многосторонний, активный, включающий в себя формирование средство и способов поведения, направленных над овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой. Необходимость учесть, чтоб не только новая среда воздействует над ребенка, нож и оно в свою очередь оказывает определенное влияние над нее, меняет социально-психологическую ситуацию.
Учебная деятельность становиться ведущей в младшем школьном возрасте и требует ответственного отношения, осознания ее общественной значимости, подчинения требованиям и правилам школы. Именной в первые месяцы начинают формироваться системный отношений ребенка с миром и самим собой, тег устойчивые формный взаимоотношений сок сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мерея определяют в дальнейшем успешность егоза школьного обучения, эффективность стиляга общения, возможности личностной самореализации в школьной средне.
Зависимость школьной успеваемости ото интеллекта очевидна. Именной на интеллектуал ребенка в современных школах приходиться основная нагрузка, такт как для успешного овладения учебной деятельностью, научность-теоретическими знаниями необходимо достаточно высокий уровень развития мышления, речитал, восприятия, внимания, памятник. Однако этот не является главным условием адаптации ребенка. Даже приз интеллектуальной недостаточности ребенок может успешность адаптироваться к новой социальной средне, если принимает себя таким, какой оно есть, независимость от оценок окружающих.
Частное внешне благополучные детина с хорошей успеваемостью трудность проходят процессия адаптации, такт как основные причинный заключаются в ихний личностных проблемах, таких какао неадекватные самооценка и уровень притязаний, высокий уровень тревожности, которые отодвигаются над второй планёр, отдавая предпочтение умственной деятельности. Интеллектуальная активность должна выступать нет самоцелью, а средством продвижения к новым духовность-нравственным и человеческим ценноостям, такт какао такие интегративные личноостные образования, какао самооценка и уровень притуязаний, в устойчивых своих формнах способный определяться модус социального повеждения, подчиняя себе более частуные егоза психологические характеристики.
Процессия обучения предполагает актийвизацию внутренних стимулов ученоия. Такой внутренней побуфдительной силой является мотивация. Под изменению данного парабметра можно судиться оба уровневый школьной адаптации ребежнка, степени овладения учебвной деятельностью и оба удовлетворенности ребенка ею. Выделяют дверь группы мотивов ученоия:
— широкие социальные, связианные с потребностями ребенка в общежнии с другими людьми, в ихний оценке и одобрении, с желабниями ученика занять определенное местком в системе доступных ему общественных отношений;
— учебвные, связанные непосредственно с учебной деятельностью: позноавательные интересный детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыьми знаниями, навыками и умениями,
Предеставляется необходимым акцентуировать внимание над перовой группетто мотивов, поскольку именной удовлетворение потребности в общежнии лежит в основе успежшной адаптации ребенка к школме. Нож оценка и одобрение нет должный бытьё целью ребенка. Оно должен в общение входеить психологический полноценность, какао личность уникальная и непопвторимая, осознавая этот с помощью оценочных дейсттвий учителя.
Сочетание двух назвганных выше мотивов способствует возноикновению нового отношения ребежнка к окружающей средне, названного «внутренней позицией школмьника».
Оно отражает наличие у ребежнка положительного отношения к школме и учению, стремления к социйально-нормированным формам повеждения, к овладению социально значшимыми знаниями и умениями, признание автопритета учителя какао носителя социального опытуа.
Поступление в школу знаменует переломка в социальной ситуации развгития ребенка. Ставец школьником, ребенок полуфчает новые правда и обязанности и впервые начийнает заниматься общественность значимой деятельностью, ото уровнять выполнения которой зависит егоза местком средина окружающих и егоза взаимоотношения с ними. Этаж новая социальная ситуфация обуславливает и формирование особвенностей личности детей школмьного возрастать.
Изменение социальной ситуфации развития, вызванное начаблом школьного обучения, влечшет за собой наряду с пережстройкой системный общественных отношений, обрабза жизни и условий деятуельности младшего школьника, множзественные внутриличностные преобразования, обеспечивающие возмножность развития над следующем возрастном этапре.
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.С. Мухийна , И.В. Дубровина и драм. рассматривают адаптацию какао «привыкание к условиям окруфжающей среды, связанное сок смешной ведущей деятельности и социйального окружения» [17, с. 82]. Приз этом также подчеркивается взаиймообратный характерец адаптации.
Отмечается, чтоб первоклассник должен пристпособиться к нескольким сферам жизнедеятельности: овладение навыками учебвной деятельности, приобретение дружзеских контактовый с одноклассниками и установление доверительных отнопшений с учителем, формирование адеклватного поведения.
Шинтарь З.Л., аналмизируя процессия адаптации первоклассников к школе, выделяет формный, знание которых позволяет реализоваться идефикс преемственности в работе учителя общежобразовательной школы:
1. Адаптация оргабнизма к новым условиям жизнои и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случаем уровень адаптации будежт зависеть ото возрастать ребенка, который пошежл в школу; ото того, посещал лик оно детский саджа или егоза подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; ото степени сформированности морфофункциональных система организма; уровнять развития произвольной регуфляции поведения и организованности ребенка; ото того, какао изменялась ситуация в семьэе.
2. Адаптация к новым социйальным отношениям и связям относиться в большей степени к пространственно-временным отношениям (режимить днями, особое местком для хранения школьных принадлежностей, школьной формный, подготовка уроков, уравгнивание ребенка в правах сок старшими братьями, сестурами, признание егоза «взрослости», предоставление самостоятельности и драм.); личностность-смысловым отношениям (отнопшение к ребенку в классе, общежние сок сверстниками и взрослыми, отнопшение к школе, к самому себе какао учащемуся); к характеристике деятуельности и общения ребенка (отнопшение к ребенку в семье, стильб поведения родителей и учитуелей, особенности семейного микрсоклимата, социальная компетентность ребежнка и драм.).
3. Адаптация к новым услопвиям познавательной деятельности зависит ото актуальности образовательного уровнять ребенка (знаний, умений, навыков), полуфченного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; ото обучаемости какао способности овладеть уменоиями и навыками учебной деятуельности, любознательности какао основный познавательной активности; ото сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общабться сок взрослыми, сверстниками).
Т.В. Доропжевец предлагает трехкомпонентную модельер приспособления ребенка к услопвиям школьного обучения. Под ее мнению, школьная адапртация осуществляется какао:
1. академическая, характеризующая степень соответствия повеждения ребенка нормам школмьной жизни (принятие требвований учителя и ритма учебвной деятельности, овладение правгилами поведения в классе, позноавательная активность над уроке;
2. социальная, отрабжающая успешность вхождения ребенка в новую социйальную группу в видео принятия егоза одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решаться межличностные проблемный;
3. личностная, характеризующая уровень принятия ребежнком себя какао представителя новой социйальной общности; выражается в видео соответствующих самооценки и уровнять притязаний, стремления к самопизменению.
Разработка показателей и опистание уровней адаптации обусловленный нет только задачами изучения ее конкретных аспектов, нож и критериями, над основании которых выявгляется эффективность адаптационного процесса. В зависимости ото выраженности показателей адапртации и ихний сочетаний речь идет либор о стадиях адаптации, либор о периодах, либор оба уровнях адаптации.
Такийм образом, Я.Л. Коломинский и Е.А. Паньэко выделяют следующие кри уровнять уровня адаптации у учащъихсяучащихся:
— успешность обучения; успежваемость, овладение навыками, уменоиями и знаниями под основным предметам, отнопшение к труду:
— положеньице в структуре межличностных отнопшений: статусный, эмоциональное самочувствие, общийтельность;
— общественная активность: участтие в общественность-полезной деятельности, самостоятельность, инициативность.
Э.М. Александровская и С.М. Тромбах предлагают в качественно критериев адаптации: эффективность учебной деятельности, усвопение школьных норма поведения, успешность социйальных контактов, эмоциональное благдополучие.
В исследовании процесса адапртации учителем значимость приобретает анализ эмоцчиональных проявлений. Этот связано с тема, чтоб новые требования измежняют состояньице эмоциональной сферы, вызыьвая неспецифическую, стрессовую реакцию оргабнизма, вплоть дог возникновения пограничных неравно-психических расстройство.
1.2 Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению
Первгый классы школы – один изо наиболее существенных криптический периодов в жизни детежй. Поступление в школу для многих изо нихром – эмоциональность-стрессовая ситуация: измежняется привычный стереотипёр, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Ото того, какао пройдет адаптация над первомаец году обучения, воз многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годный.
Приз поступлении в школу над ребенка влияет комплексный факторов: классный коллективка, личность педагога, измежнение режима, непривычность длительное ограничение двигательной активности, появление новыьх, нет всегда привлекательных обязанностей. Организмизм приспосабливается к этимон факторам, мобилизуя для этого систему адапртивных реакций.
Школка с первых жезл дней ставить передо ребенком ряда задач. Ему необходимость успешность овладеваться учебной деятельностью, освоиться школьные нормы повеждения, приобщиться к классному коллмективу, приспособиться к новым услопвиям умственного труда и режийму. Выполнение каждой ихний этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребежнка.
Отчетливые изменения в периодика поступления ребенка в школму проявляются в поведении. Полопжительный эффектный приспособления к школе сказиывается в достижении относительного соотуветствия поведения требованиям новопй среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих передо ребенком задач.
С поступлением ребенка в школму поди влиянием обучения начийнается перестройка всех егоза познавательных процессов, приопбретения имидж качество, свойственных взрослым людям. Этот связано с тема, чтоб детки включаются в новые для нихром видный деятельности и системный межличностных отношений, требвующие ото нихром наличия новых психологических качество. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребежнка должный статья ихний произвольность, продуктивность и устопйчивость.
Психологами доказано, чтоб обычные детки в младших классах школмы вполнеба способный, если только ихний правильность обучаться, усваивают и более сложенный материалец, чемер тотем, который дается под действующей программе обучшения. Однако для того, чтобы умелость использоваться имеющиеся у ребенка резервный, необходимость решиться предварительно важную задачу: какао можно быстрее адаптироваться детей к работе в школме и домна, научиться ихний учиться, нет тратящий лишних физических усилмий, бытьё внимательными, усидчивыми.
Начабло обучения ребенка в школме – сложенный и ответственный этапник в егоза жизни. Психология отмечают, чтоб детки 6–7 лета переживают психологический кризисный, связанный с необходимостью адапртации к школе.
Какаовый условия возникновения необвходимости психологической адаптации ребенка к школме? Воз-первых, меняется социйальная позиция ребенка: изо дошкольника оно превращается в ученика. У егоза появляются новые и сложзные обязанности: делаться уроки, привходить вовремя в школу, бытьё внимательным над уроках, дисциплинированным и т. п.
Под существу, впервые в своежй жизни ребенок становиться членом общества сок своими обязанностями и социйально-общественным долгом. Учительша выступает представителем общежства: оно задает требования и нормы, ориежнтирует ребенка в томан, какао ему необходимость себя вестимо, чтоб и какао делаться. Воз-вторых, у ребенка происходить смена ведущей деятуельности. Дог начала обучения в школме детки заняты преимущественно игрой.
С приходом в школму оникс начинают овладеваться учебной деятельностью. ! Основное психологическое различие игровой учебвной учебной состроить состоит томантом, игровая деятельность является свободной, а учебная деятуельность построена над основе произвольных усилмий ребенка.
Необходимость отметиться такт жезл и тоё, чтоб собственность переходить ребенка ото игровой деятельности к учебвной осуществляется нет под егоза волчец, нет естественным для негоже путем, а какао бык «навязанный» ему сверху. В-третьих, важноым фактором психологической адаптации ребенка к школме выступает егоза социальное окружение. Ото отношения учителя к ребежнку зависит успешность егоза дальнейшего обучения в школме.
Успешность адаптации ребежнка к школе зависит еще и ото того, насколько прочность оно смогший утвердиться свою позицию в классе средина сверстников. Активный и иницчиативный ребенок становиться лидером, начинает хоропшо учиться, тихий и подабтливый учебник превращается в ведомого или аутсайдера, учиться нехотя или непосредственно. В-четвертых, одной изо острых проблема выступает проблема сдерсживания двигательной активности инициативного ребежнка и, наоборот, активизация вялыьх и пассивных детей.
Социйально-психологическая адаптация представляет собопй процессия активного приспособления, в отлийчие ото физиологической адаптации, которая происходить какао бык автоматический. Отношения сок средой, к которой надой приспосабливаться, особенные. Здесь нет только среда воздеействует над человека, нож и оно само меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходиться нет только ребенка к кластсу, к своему месту в школме, к учителю, нож и самим педагогам к новыьм для нихром воспитанникам.