ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2019
Просмотров: 3603
Скачиваний: 2
После Пушкина, Гоголя, Лермонтова, после великих зачинателей классической русской литературы натуральная школа явила собою не только развитие, но в известном смысле и выпрямление реалистических принципов. Характер художественной обработки «натуры», жесткость соотношения персонажей в конфликтах натуральной школы создавали определенный шаблон, сужавший все многообразие реального мира. К тому же этот шаблон мог быть интерпретирован в том духе, что натуральная школа якобы культивировала полное подчинение человека обстоятельствам, отказ от активного действия и сопротивления. В этом духе толковал герценовский роман А. А. Григорьев: «...романист высказал ту основную мысль, что виноваты не мы, а та ложь, сетями которой опутаны мы с самого детства... что никто и ни в чем не виноват, что все условлено предшествующими данными... Одним словом, человек — раб и из рабства ему исхода нет. Это стремится доказать вся современная литература, это явно и ясно высказано в „Кто виноват?“». А. Григорьев по отношению к «Кто виноват?» и «всей современной литературе» прав и неправ; его интерпретация основана на смещении моментов: система конфликтов герценовского романа действительно демонстрирует подчинение персонажа обстоятельствам, но это не значит, что оно дается в откровенно сочувственном или нейтральном свете. Наоборот, участием других моментов поэтики (прежде всего ролью повествователя) предопределялась возможность иного (осуждающего, оскорбленного, негодующего и т. д.) восприятия этого процесса; и характерно, что позднее (в 1847 г.) сам Герцен выводил из материала романа перспективу иной — практической и действенной — биографии (отмечено С. Д. Лещинер). Однако рассуждения критика были справедливы в том смысле, что охватывали действительную однонаправленность и шаблонность ведущих конструкций произведений натуральной школы. В критическом обиходе конца 40-х и последующих годов эта шаблонность обличалась саркастической формулой «среда заела».
11.Поэтика романа Достоевского «Бедные люди» и традиции нат.школы
Ф. М. Достоевский
неоднократно говорил, что продолжает
традиции Гоголя («Все мы из гоголевской
«Шинели» вышли»). Н. А. Некрасов,
познакомившись с первым произведением
Ф. М. Достоевского, передавал рукописи
В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь
явился!». Ф.М. Достоевский продолжил исследования
души «маленького человека», углубился
в его внутренний мир. Писатель
считал, что «маленький человек» не
заслуживает такого обращения, какое
показано во многих произведениях,
«Бедные люди»- это был первый роман в
русской литературе, где «маленький
человек» заговорил сам.
Ужасен мир вокруг Вареньки Доброселовой,
молодой женщины, пережившей много
горестей в своей жизни (смерть отца,
матери, любимого, преследования низких
людей), и Макара Девушкина, бедного
пожилого чиновника. Достоевский написал
роман в письмах, иначе герои вряд ли
смогли бы раскрыть сердца, они были
очень робки. Такая форма повествования
придала душевность всему роману и
показала одну из основных позиций
Достоевского: главное в «маленьком
человеке» – это его натура.
Для бедного человека основа жизни - это
честь и уважение, но герои романа «Бедные
люди» знают, что «маленькому» в социальном
плане человеку этого добиться практически
невозможно: «И
ведомо каждому, Варенька, что бедный
человек хуже ветошки и никакого ни от
кого уважения получить не может, что уж
там не пиши».
Его протест против несправедливости
безнадежен. Макар Алексеевич очень
амбициозен, и многое, что он делает, он
делает не для себя, а для того, чтобы это
увидели другие (пьет хороший чай). Он
пытается скрыть свой стыд за себя. К
сожалению, мнение со стороны ему дороже
собственного.
Макар Девушкин
и Варенька Доброселова – люди огромной
душевной чистоты и доброты. Каждый из
них готов отдать последнее ради другого.
Макар – это человек, который умеет
чувствовать, сопереживать, мыслить и
рассуждать, а это лучшие качества
«маленького человека» по Достоевскому.
Макар Алексеевич читает пушкинского
«Станционного смотрителя» и гоголевскую
«Шинель». Они потрясают его, и видит он
там себя: «…
ведь скажу вам, маточка, случится же
так, что живешь, а не знаешь, что под
боком там у тебя книжка есть, где вся-то
жизнь твоя, как по пальцам разложена».Случайные
встречи и разговоры с людьми (шарманщик,
маленький нищий мальчик, ростовщик,
сторож) наталкивают его на размышления
об общественной жизни, постоянной
несправедливости, человеческих
отношениях, которые основаны на социальном
неравенстве и деньгах. У «маленького
человека» в произведениях Достоевского
есть и сердце и ум. Конец романа трагичен:
Вареньку увозит на верную погибель
жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин
остается один на один со своим горем.
Достоевский показывает «маленького
человека» как личность более глубокую,
чем Самсон Вырин и Евгений у Пушкина.
Глубина изображения достигается,
во-первых, иными художественными
средствами. «Бедные люди» — роман в
письмах, в отличие от гоголевских и
чеховских рассказов. Достоевский не
случайно выбирает этот жанр, т.к. главная
цель писателя — передать и показать
все внутренние движения, переживания
своего героя. Автор предлагает нам
прочувствовать все вместе с героем,
пережить все вместе с ним и подводит
нас к мысли о том, что «маленькие люди»
— личности в полном смысле слова, и их
личностное чувство, их амбициозность
намного больше, чем у людей с положением
в обществе. «Маленький человек» более
раним, для него страшно то, что другие
могут не увидеть в нем богатую духовно
личность. Огромную роль играет и их
собственное самосознание. То, как они
сами к себе относятся, чувствуют ли они
сами себя личностями, заставляет их
постоянно самоутверждаться даже в своих
собственных глазах.
Особенно интересна тема самоутверждения,
которую Достоевский поднимает в «Бедных
людях» и продолжает в «Униженных и
оскорбленных».
Макар
Девушкин считал свою помощь Вареньке
некоторой благотворительностью,
показывая тем самым, что он не ограниченный
бедняк, думающий лишь о том, как бы
изыскать деньги на пропитание. Он,
конечно, не подозревает, что им движет
не желание выделиться, а любовь. Но это
еще раз доказывает нам главную мысль
Достоевского — «маленький человек»
способен и на высокие чувства.
Итак, если у Достоевского «маленький
человек» живет идеей осознания и
утверждения собственной личности, то
у Гоголя, предшественника Достоевского,
все по-другому. Осознав концепцию
Достоевского, мы можем выявить сущность
спора его с Гоголем. По Достоевскому,
заслуга Гоголя в том, что Гоголь
целенаправленно отстаивал право на
изображение «маленького человека» как
объекта литературного исследования.
Гоголь изображает «маленького человека»
в том же круге социальных проблем, что
и Достоевский, но рассказы Гоголя
написаны раньше, естественно, что и
выводы были другие, что побудило
Достоевского полемизировать с ним.
Акакий Акакиевич производит впечатление
человека забитого, жалкого, недалекого.
У Достоевского личность в «маленьком
человеке», его амбиции много больше
внешне ограничивающего его социального
и материального положения. У Достоевского
подчеркнуто то, что чувство собственного
достоинства его героя много больше, чем
у людей с положением.
Новое в «Бедных людях» возникает уже
на уровне материала, традиционного лишь
на первый взгляд. Обильно черпая у своих
предшественников — очеркистов
«натуральной школы» — там, где речь шла
о внешнем антураже событий и бытовых
условиях его героев, Достоевский вносит,
однако, в эти реалии существенно новые
акценты. Например, в это описание
очередного жилища Макара Алексеевича
Девушкина: «Ну,
в какую я трущобу попал, Варвара
Алексеевна. Ну, уж квартира! ...Вообразите,
примерно, длинный коридор, совершенно
темный и нечистый. По правую руку его
будет глухая стена, а по левую двери да
двери, точно нумера, все так простираются.
Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по
одной комнатке в каждом: живут в одном
и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте
— Ноев ковчег»
Петербургская трущоба преображается
у Достоевского в миниатюру и символ
общепетербургского и шире —
общечеловеческого — общежития. Ведь в
трущобе-ковчеге представлены едва ли
не все и всякие «разряды», национальности
и специальности столичного народонаселения
— окна в Европу: «Чиновник
один есть (он где-то по литературной
части), человек начитанный: и о Гомере,
и о Брамбеусе, и о разных у них там
сочинениях говорит, обо всем говорит —
умный человек! Два офицера живут и все
в карты играют. Мичман живет;
англичанин-учитель живет. ...Хозяйка
наша — очень маленькая и нечистая
старушонка — целый день в туфлях да в
шлафроке и целый день все кричит на
Терезу»
Безнадежный титулярный советник и
бедняк Макар Девушкин связывает свое
человеческое самочувствие отнюдь не с
новой шинелью, вицмундиром и подобными
вещами. Мирится он и со своей социальной
и служебно-иерархической малостью,
искренне полагая, что «всякое
состояние определено всевышним на долю
человеческую. Тому определено быть в
генеральских эполетах, этому служить
титулярным советником; такому-то
повелевать, а такому-то безропотно и в
страхе повиноваться».Свою
автохарактеристику Макар Алексеевич
составляет в точном соответствии не
только с официальными нормами
благонамеренного чиновника и гражданина,
но и с казенным стилем: «Состою я уже
около тридцати лет на службе; служу
безукоризненно, поведения трезвого, в
беспорядках никогда не замечен». Всех
благ и искушений мира важнее и «дороже
всего» для Девушкина то, что он называет
своей «амбицией». И что на деле есть
развитое чувство своей личности, лишь
болезненно обостренное не бедностью
самой по себе, а «до уничижения» доводящей
человека нищетой и порожденной этим
уничижением мнительностью. Сознание
своего права на личность и на признание
в нем таковой всеми окружающими (как
говорит Девушкин, того,«что
и я не хуже других ... что сердцем и мыслями
я человек») —
вот пафос и сущность маленького человека
в понимании и изображении этого типа
Достоевским.
Утрата
личностного самоуважения равнозначна
для Девушкина превращению его из
неповторимой индивидуальности в
«ветошку», т.е. некий безликий стереотип
бедняков и титулярных советников. Это
и есть в его глазах смерть — не физическая,
как у героя «Шинели», а духовно-нравственная.
И только с возвратом чувства своей
личности Макар Алексеевич воскресает
из мертвых.
Сам Достоевский
вносит в понятие «бедные люди»
принципиально новый смысл, делая ударение
не на слове «бедные», а на слове «люди».
Читатель романа должен был не просто
проникнуться состраданию к героям, он
должен увидеть их равными себе. Быть
человеком «не
хуже других» -
как в собственных глазах, так и в глазах
окружающих – этого больше всего желают
и сам Девушкин, Варенька Доброселова и
другие близкие к ним персонажи романа.
Что же значит для Девушкина быть равным
другим людям? Что, иначе говоря, всего
дороже маленькому человеку Достоевского,
о чем он неусыпно и болезненно печется,
что более всего боится утратить?
Утрата личностного чувства и самоуважения
есть для героя Достоевского в буквальном
смысле смерть. Возрождение их —
воскресение из мертвых. Эту восходящую
к Евангелию метаморфозу переживает
Макар Девушкин в страшной для него сцене
с «его превосходительством», о кульминации
которой он так рассказывает Вареньке: «Тут
уж я чувствую, что и последние силы меня
оставляют, что уж все, все потеряно! Вся
репутация потеряна, весь человек
пропал».
Итак, в чем же состоит, по Достоевскому,
равенство его «маленького человека»
всем и всяким представителям общества
и человечества? Он равен им не своей
бедностью, которую разделяет с тысячами
подобных ему мелких чиновников, и не
оттого, что его природа, как считали
адепты антропологического принципа,
однородна с природой иных людей, а
потому, что и он, как миллионы людей, —
создание Божие, следовательно, явление
изначально самоценное и неповторимое.
И в этом смысле Личность. Этот пафос
личности, упущенный из виду нравоописателями
натуральной школы, — автор «Бедных
людей» рассмотрел и убедительно показал
в среде и быте, нищенский и однообразный
характер которых должен был, казалось,
полностью нивелировать пребывающего
в них человека. Эту заслугу молодого
писателя нельзя объяснить только его
художнической проницательностью.
Совершенное в «Бедных людях» творческое
открытие маленького человека могло
состояться потому, что Достоевский-художник
был неразделен с Достоевским-христианином.
12.Поэтика романа Гончарова «Обыкновенная история» и традиции нат.школы.
Только в тридцать пять лет, с написанием «Обыкновенной истории» (опубл. в журнале «Современник», 1847), Гончаров достиг всеобщей известности. В. Г. Белинский познакомился с произведением ещё в рукописи и дал ему восторженную оценку (прежде всего художественной стороне романа, притом, что был не совсем согласен с его главной идеей). В центре внимания автора «Обыкновенной истории» находится процесс социально-психологического превращения Александра Адуева из юного романтика в бюрократического дельца – типичная биография молодого человека, приезжающего из провинции в столицу. Основу системы персонажей романа составляет оппозиция Александра Адуева и его дядюшки, преуспевающего чиновника и богатого фабриканта, холодного и ироничного прагматика, отвергающего и осмеивающего наивные романтические представления племянника о жизни, о любви, о дружбе, но всегда приходящего к нему на помощь в трудные минуты, которые отрезвляют Александра и наделяют его горьким, но необходимым жизненным опытом. «Обыкновенная история», с одной стороны, продолжает и развивает традициинатуральной школы, с другой – перерастает её и поднимается до серьёзных философских обобщений о всеобщем человеческом жизненном пути. Из сопоставления двух противоположных человеческих типов – Адуева и его дядюшки – читатель должен прийти к выводу о необходимости гармоничного совмещения в душе человека поэтической сердечности и духовной трезвости, не переходящих в односторонние крайности.
Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе «Обыкновенная история» противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне время помещиков отмечается завтраком, обедом и ужином (ср. в Евгении Онегине»: «он умер в час перед обедом»), сезоны - полевыми работами, благосостояние - запасами продовольствия, домашним тортом. В Петербурге весь день размечен по часам, и каждому часу соответствуют свои труды - занятия на службе, на фабрике или вечерние «обязательные» развлечения: театр, визиты, игра в карты.
Александр Адуев - провинциальный юноша, приехавший в Петербург с неясными самому ему намерениями, повинуется непреодолимому стремлению выйти за пределы зачарованного мира родного поместья. Его образ служит средством характеристики поместно-дворянского и петербургского быта. Привычная деревенская жизнь в своих наиболее ярких картинах предстает перед ним в момент расставания, когда он покидает родные места ради неизвестного будущего, и затем при возвращении его после петербургских горестей и испытаний в родное гнездо. «Свежими глазами юного Адуева «увидел» писатель и Петербург - город социальных контрастов, чиновничьих карьер и административного бездушия.
Гончаров сумел понять, что Петербург и провинция, а в особенности деревня - это две социально-культурные системы, два органически целостных мира и в то же время две исторические стадии состояния общества. Переезжая из деревни в город, Александр Адуев переходит из одной социальной ситуации в другую, и само значение его личности в новой системе отношений оказывается неожиданно и разительно новым для него. Целостность провинциальной крепостнической среды и крепостной деревни составлялась из замкнутых, разъединенных сфер: губернских и уездных городов, деревень, имений. В своем имении, в своих деревнях Адуев - помещик, «молодой барин» - независимо от своих личных качеств фигура не только значимая, выдающаяся, но уникальная, единственная. Жизнь в этой сфере внушает красивому, образованному, способному юному дворянину мысль, что он ««первый в мире», избранник. Присущие молодости и неопытности романтическое самосознание, преувеличенное чувство личности, веру в свою избранность Гончаров связал с феодальным укладом, с русским крепостническим провинциальным бытом.
Исследователи обратили внимание на настойчиво подчеркиваемую в романе деталь: Петр Иванович Адуев, разговаривая с племянником, все время забывает имя предмета бурного увлечения Александра, называет красавицу Наденьку всеми возможными женскими именами.
Александр Адуев готов из своей неудачи, из «измены» Наденьки, которая предпочла ему более интересного кавалера, сделать выводы о ничтожестве человеческого рода, о коварстве женщин вообще и т. д., так как его любовь представляется ему исключительным чувством, имеющим особое значение.
Петр Иванович Адуев,
в течение всего романа «низводящий» на
землю романтические декларации
племянника, дает понять, что роман
Александра - заурядное юношеское
волокитство. Его склонность «путать»
Наденьку с другими девицами все меньше
и меньше возмущает племянника, так как
романтический ореол, которым он окружал
эту барышню и свое чувство, блекнет в
его же собственных глазах.
Именно
разоблачение
романтизма особенно высоко оценил в
«Обыкновенной истории» Белинский:
«А какую пользу принесет она обществу!
Какой она страшный удар романтизму,
мечтательности, сентиментальности,
провинциализму».Белинский придал
«Обыкновенной истории» важное значение
в деле очищения общества от устарелых
форм идеологии и мировосприятия.
13. Становление жанра романа натуральной школы.
14.Жанровое своеобразие «Былого и дум» Герцена
«Былое и думы»(1852-1868гг) - это творч. и политич. биография Г., где он описывает осн. моменты своей жизни. Сам Герц.называл это «Исповедью»:первые 5 частей жизнь с детства до событий 50-52 гг.(осень 51-гибель матери и сына),(май 52-смерть жены), 6 часть-Англия50-е,7,8 части -60-е гг. Сначала Герц.хотел написать лишь о трагич.собыиях своей жизни,но потом расширил-«Одно воспоминание вызывало сотни других». Необычен автобиографизм-он говорит о событиях без личного участия-будто он очевидец, соединил несколько реальных эпизодов в один(вся 1 глава- рассказы Веры Артамоновны+семейные предания;рассказы отца+личн.воспоминания. Герц.настраивает читателя на пинцип отрывочности,не желает скрепить главы, отказ от сюжетного хронологич.построения.
Безусловно, здесь больше политич. и обществ.моментов, но всё же мы можем проследить, как формировалась личность автора. Он начинает с няни, Веры Артамоновны, как она рассказывала ему маленькому, о пожаре в Москве, как его отец б/в плену у Наполеона, как они с матерью и братом еле выжили. Потом универские годы, западники и славянофилы, политич. и обществ.противостояние, Чаадаев, его друг. Посвятил эту книгу Герцен своему лучшему другу Огареву. Это и противоречивый путь Герцена-мыслителя и революционера в годы перелома его мировоззрения в сторону демократа от либерализма. Книгу пронизывает безумная любовь к России. Г. б/патриотом. Патриотизм переплетается с темой революционной борьбы за лучшее будущее народа. Огромное воздействие на формирование такого революционного мировоззрения Г. оказало восстание декабристов. Жанр: Это смешение жанров в мемуарном повествовании, включение своеобразного историч. романа и фельетонной публицистики в творч. и худ.автобиографию. Всё это б/новаторством. Много портретов, к-рые глубоко лиричны. Блестящие афоризмы. Есть моменты очень напряжённые, почти реальные, дающие почувствовать ту ситуацию, пережить ее с автором. Мы видим синтетичность книги на всех уровнях:1)ЖАНР-ромн, хроника, мемуары, записки, худ.очерк, дневниковые записи, письма.2)СТИЛЬ-аналитич.главы: оценка историч.событий, лиризм, исповедальность.
Былое и думы – самое значительное произведение Герцена – создавалось почти16 лет. За это время менялся замысел произведения, его формы и способы изображения жизни. Поводом к созданию было стремление Герцена после смерти жены написать исповедь о семейной драме. Своей исповедью Герцен хотел восстановить в глазах своих детей, друзей благородный облик жены. Но постепенно замысел книги расширялся, превратившись в повествование о событиях не только частных и семейных, но и, прежде всего, об истории общественной жизни Росси и Европы.
Жанр «Былого и дум» не имеет аналога в русской литературе. Герцен часто называл свое произведение записками, но протестовал, когда Тургенев относил «Былое и думы» к хронике.
Былое и думы – это художественная мемуарная эпопея. Вряд ли можно отнести это уникальное в русской и мировой литературе произведение к романному жанру. Былое и думы – художественное произведение уже потому, что оно основано на строгом отборе материала. Авторская избирательность определялась художественным замыслом писателя, воплощавшего в героях своей книги единство индивидуального и исторического. Былое, о котором повествует Герцен, передается в самых разнообразных художественных формах: это и жанровые сцены и диалоги, и литературные портреты, и лирически и сатирические авторские отступления, в которых содержатся оценки изображаемого. Весь этот неоднородный, сложный материал, объединен аналитической мыслью автора, которая также обладает эстетическим качеством. Важнейшими вехами для читателя, постигающего движение авторской мысли, являются и названия глав, и всегда оценочные подзаголовки к ним, и эпиграфы, и литературные цитаты из произведений мировой и русской литературы, и многочисленные метафоры, сравнения, каламбуры, рассчитанные на ассоциативность читательского восприятия.
Былое и думы – книга неоднородная по содержанию и способу изложения. Первые пять частей представляют собой единое целое, где главным действующим лицом является автобиографический герой, этапы его жизни, эволюция его мировоззрения в тесной связи с историческим временем. Личное и общее не отделимы друг от друга.
В 6-8 частях на первом плане уже не прошлое героя, а его думы, его взгляд на мир. Многие главы этих частей не являются мемуарными, по своему жанру они ближе к журнальной статье или очерку. Тем не менее – былое и думы – книга цельная, внутреннее единство ей придает личность автора, изопята жизни и раздумий которого читатель должен был извлечь гражданский и нравственный уроки.
Тема формирования «гражданской нравственности» объединяет эпизоды детства, юности, университетских лет автобиографического героя. Воспитание «временем», или самой жизнью, чувства справедливости. Гуманности, протеста против «всякого произвола» автор «Былого и дум» считал одним из важнейших факторов развития своего героя. Боль за поруганное человеческое достоинство стала важнейшей особенностью натуры героя книги, причиной поиска им «теории», которая помогла бы изменить жизнь.
15. Человек и история в Былом и Думах Герцена
Рассказ
о своей жизни стал частью великого
революционного дела Герцена. Вершина
его художественного творчества, "Былое
и думы" явились величайшей летописью
общественной жизни и революционной
борьбы в России и Западной Европе на
протяжении нескольких десятилетий - от
восстания декабристов до кануна Парижской
Коммуны. С огромной художественной
силой, законченностью и полнотой "Былое
и думы" запечатлели облик Герцена,
все пережитое и передуманное им, его
искания и борьбу, его кипучую страсть
революционера, его яркую мечту о свободной
родине.
Записки
Герцена были одной из тех книг, по которым
изучали русский язык Маркс и Энгельс.
К "Былому и думам", как и к
публицистическим статьям и философским
работам Герцена, обращался В. И. Ленин.
В красочных картинах и образах "былого",
в глубоких раздумьях писателя-философа,
то скорбных, то призывно страстных,
перед нами проходит та сложная и
противоречивая "духовная драма
Герцена", которая, как указывал В. И.
Ленин, была "порождением и отражением"
целой "всемирноисторической эпохи"
2.
"Поэт
и художник, - писал Герцен в "Былом и
думах", - в истинных своих произведениях
всегда народен. Что бы он ни делал, какую
бы он ни имел цель и мысль в своем
творчестве, он выражает, волею или
неволею, какие-нибудь стихии народного
характера..." Эти слова целиком
относятся к художественной автобиографии
Герцена, которую в полной мере можно
назвать книгой о русском народе, его
жизни, его истории, его настоящем и
будущем. Это - подлинная "энциклопедия
русской жизни" середины прошлого
столетия. Идейное содержание "Былого
и дум" исключительно велико и
многосторонне. Нет ни одного сколько-нибудь
важного момента в развитии (5) передовой
русской мысли того времени, который бы
не нашел своего отражения в повествовании
Герцена. Жизнь передового русского
общества после поражения восстания
декабристов, идейная борьба 40-х годов,
поиски правильной революционной теории,
появление в русском освободительном
движении разночинной интеллигенции,
ее место в общественно-политической
борьбе 60-х годов - каждая из этих сторон
русской действительности освещена в
"Былом и думах" в тесной связи с
рассказом о жизни и духовном развитии
самого Герцена, его неустанной борьбе
с самодержавием. Самая яркая фигура
40-х и 50-х годов, Герцен, по словам Горького,
"воплощает в себе эту эпоху поразительно
полно, цельно, со всеми ее недрстатками
и со всем незабвенно хорошим" 3.
Чувство
глубокой любви к России пронизывает
страницы "Былого и дум" и согревает
воспоминания великого патриота о далекой
родине; оно сохраняется Герценом даже
в рассказах о самых мрачных днях его
прошлого По словам самого писателя, в
"Былом и думах" "при ненависти
к деспотизму сквозь каждую строку видна
любовь к народу" (письмо к И. С.
Тургеневу, 18 января 1857 г.).
Глубоким,
проницательным взглядом смотрел Герцен
и на жизнь Западной Европы "перед
революцией и после нее", видел кровавую
расправу реакции с восставшим народом,
торжество сытого, ограниченного
буржуа-мещанина, лицемерие буржуазной
демократии, прикрываемое громкой
либеральной фразой, и рост массового
движения революционного пролетариата
"Былое и думы" показывают борьбу
Герцена в огне революционных событий
Запада, лондонский период его эмиграции,
идейное развитие великого демократа в
направлении к научному социализму.
Герцен
говорил, что "чем кровнее, чем сильнее
вживется художник в скорби и вопросы
современности - тем сильнее они выразятся
под его кистью" (письмо к М. П. Боткину,
5 марта 1859 г.). Именно активное участие
Герцена в революционно-освободительном
движении, в напряженных исканиях
передовой русской общественной мысли
и явилось источником величайшей
худоЖеттвенной силы "Былого и дум"
и всего литературного творчества
писателя.
Через
свой личный жизненный опыт Герцен
стремился познать закономерности
исторического развития Историзм
искандеровских воспоминаний исходил
из тонкого, необычайно глубокого
понимания происходящих событий и самой
эпохи. В социальной действительности
своего времени Герцен пытливо ищет
силы, обусловившие наблюдаемые им
явления Этот глубокий историзм "Былого
и дум" - (6) величайшее завоевание
художественных мемуаров во всей мировой
литературе. Исторические конфликты и
события здесь перестали служить лишь
фоном автобиографического
рассказа.
Стремление
рассказать о своей жизни, своих
впечатлениях, мыслях, чувствах всегда
сопутствовало художественным замыслам
и начинаниям Герцена. По словам еще
молодого Герцена, для него не было
"статей, более исполненных жизни и
которые бы было приятнее писать", чем
воспоминания (письмо к Н. А. Захарьиной,
27 июля 1837 г). Но ранние очерки и наброски
автобиографического характера не могли
удовлетворить его - и не только потрму,
что он был не в состоянии рассказать
тогда о своем участии в
революционно-освободительной борьбе
передового русского общества " связи
с непреодолимыми цензурными препятствиями.
Узость и ограниченность социальной
базы, на которую опирался самый опыт
револю-ционной деятельности Герцена
как в 30-е годы, непосредственно после
разгрома декабристского движения, так
и в 40-е, лишали его возможности рассматривать
свою биографию в широком плане борьбы
с деспотическим самодержавно-крепостническим
строем. Автобиографические начинания
молодого Герцена даже в лучших своих
страницах неизбежно оставались в рамках
художественной исповеди дворянского
революционера. Перед Герценом-писателем
не возникала тогда проблема выразить
в рассказе о своей жизни освободительные
устремления всего народа, проблема того
"отражения истории", которое он
сам впоследствии будет усматривать в
"Былом и думах". Уровень развития
революционного движения в России в 30-х
и 40-х годах не позволял Герцену в борьбе
передовых сил тогдашнего русского
общества видеть в полной мере проявление
освободительной борьбы самого народа.