ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2019
Просмотров: 3608
Скачиваний: 2
В
1866 году, в предисловии к четвертому,
заключительному, тому отдельного издания
"Былого и дум", Герцен предельно
четко формулировал свое понимание в
основном уже написанных им мемуаров:
"Былое и думы" - не историческая
монография, а отражение истории в
человеке, случайно попавшемся на ее
дороге". Знаменательно, что это
классическое определение созрело в
сознании Герцена в завершающий период
его длительной работы над мемуарами.
Разумеется, оно применимо к "Былому
и думам" и в целом, но сознательная
установка писателя на "отражение
истории" в своей биографии тесно
связана главным образом с последними
частями и главами мемуаров, содержанием
которых явилась прежде всего общественная
жизнь Герцена. Он пришел в эти годы к
такой форме записок, которая почти
полностью исключала рассказы об интимных
переживаниях и личных драмах. Это были
годы его мучительных отношений с Тучковой
и вызванных ими бесконечных семейных
конфликтов, между тем даже имени Тучковой
не появляется в мемуарах. Изменилось
также само соотношение воспоминаний и
непосредственных откликов на современность.
Теперь "былое" в значительной
степени сменяется в записках настоящим,
воспоминания уступают место злободневным
"думам" и размышлениям.
Части
и главы, относящиеся к 60-м годам, содержат
значительную переоценку ценностей,
именно здесь особенно выпукло выступают
связанные с духовным развитием Герцена
внутренние противоречия в характере,
содержании и отдельных идейных положениях
мемуаров.
Герцен был прав, когда, завершая работу над "Былым и думами", говорил, что они "так сильно действовали оттого, что краски верны" (письмо к сыну, 16 июня 1868 г.) Этих "верных красок" не могло быть у писателя-мемуариста, не связанного спередовым общественным движением, далекого от освободительной борьбы народа. "Былое и думы" мог написать только художник-демократ, писатель передового революционного мировоззрения, только у него могла возникнуть сама идея "отражения истории в человеке".
16.Обломов Гончарова как роман монография. Поиски нормы жизни. Обломов и обломовщина.
Гончаров назвал роман «Обломов* «романом-монографией». Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование одной биографии: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».
Роман
И. А. Гончарова “Обломов” — один из
популярнейших произведений классики.
С тех пор как критик Писарев заявил по
выходе романа, что он, “по всей вероятности,
составит эпоху в истории русской
литературы”, и пророчил нарицательный
смысл введенным в нем типам, не найдется
ни одного грамотного русского, не
знающего хотя бы приблизительно, что
такое обломовщина. Роману повезло: через
месяц после появления он нашел не просто
толкового рецензента, но и серьезного
интерпретатора в лице Добролюбова;
причем сам автор, далекий от воззрений
и тем более практики революционной
демократии, к тому же человек крайне
ревнивый и мнительный, всецело согласился
со статьей Добролюбова “Что такое
обломовщина?”.
“Впечатление,
которое этот роман своим появлением
произвел в России, не поддается описанию,—
вспоминал сорок лет спустя князь П.
Кропоткин.— Вся образованная Россия
читала “Обломова” и обсуждала
обломовщину.
Исследование
обломовщины во всех ее проявлениях
сделало роман Гончарова бессмертным.
Главный герой — Илья Ильич Обломов,
потомственный дворянин, умный,
интеллигентный молодой человек,
получивший хорошее образование и
мечтавший в юности о бескорыстном
служении России. Гончаров дает следующее
описание его внешности: “Это был человек
среднего роста, приятной наружности, с
темно-серыми глазами, но с отсутствием
всякой определенной идеи”. По характеру
Илья Ильич честен, добр и кроток. Его
друг детства, Андрей Штольц, говорит о
нем: “Это хрустальная, прозрачная душа”.
Но всем этим положительным чертам
характера противопоставлены такие
качества, как безволие и лень.
Чтобы
понять причины возникновения такого
явления, как обломовщина, нужно вспомнить
“Сон Обломова”. В нем Илья Ильич видит
своих родителей, свою родовую усадьбу
и весь ее быт. Это был быт, который не
менялся десятилетиями; все, казалось,
замерло, заснуло в этой усадьбе; жизнь
шла неторопливо, размеренно, лениво и
сонно. Ничто не нарушало быта Обломов-ки.
При описании жизни помещичьей усадьбы
Гончаров часто употребляет слова
“тишина”, “застой”, “покой”, “сон”,
“молчание”. Они очень точно передают
саму атмосферу дома, где жизнь протекала
без изменений и волнений от завтрака
до обеда, от послеобеденного сна до
вечернего чая, от ужина — снова до утра,
где самым запоминающимся событием было
то, как Лука Савельич неудачно съехал
зимой с горки на салазках и расшиб себе
лоб. Можно сказать, что быт обломовцев
определялся одним словом — “застой”,
это было типичное существование русской
провинциальной помещичьей усадьбы, и
Гончаров не выдумал ее: он сам вырос в
такой семье.
И
маленького Илюшу Обломова воспитала
сама атмосфера этого дома, сам быт
Обломовки. Как очень точно определил
Н. А. Добролюбов в статье “Что такое
обломовщина?”, Илья Ильич воспитывался
не просто как дворянин, а именно как
русский барин, которому “не нужно
каждодневно суетиться, не нужно трудиться
во имя “хлеба насущного”. Илью Обломова
нужно рассматривать как своеобразный
результат воспитания многих поколений
Обломовых, как продукт “окаменелого
царства” самой русской жизни. Это
воспитание и этот образ жизни убивали
все живое, все непосредственное, приучая
человека к сонному ничегонеделанию;
причем они одинаково воздействовали и
на барина, и на дворового. Очень важен
в этом смысле образ слуги Обломова —
Захара. Илья Ильич говорит, обращаясь
к нему: “Да ты, брат, еще больший Обломов,
чем я сам!” Это очень точное замечание;
Захар — это как бы “Обломов в квадрате”:
все худшие качества Обломова доведены
у Захара до карикатурных размеров.
Жизнь
Обломова лишена стремлений к каким-либо
переменам, напротив, более всего он
ценит уединение и покой. Обломов
постепенно порывает связь сначала со
службой, а затем и со всем внешним миром,
с обществом. Халат, туфли и диван,— вот
что способствует погружению молодого
человека в полную апатию. То, что этот
человек нравственно погибает, Гончаров
дает нам понять, описывая быт Обломова:
“По стеклам лепилась паутина, напитанная
пылью; зеркала... могли служить скрижалями
для записывания на них по пыли заметок
на память”; “Лежание у Ильи Ильича было
его нормальным состоянием”.
Добролюбов,
а вслед за ним и другие критики изумлялись
мастерству писателя, который построил
роман так, что в нем вроде бы ничего не
происходит, и вообще нет внешнего
движения, точнее, привычно “романической”
динамики, а неослабный интерес сохраняется.
Дело в том, что под наружной бездеятельностью
героя, под неторопливыми и обстоятельными
описаниями таится напряженное внутреннее
действие. Его ведущей пружиной оказывается
упорная борьба Обломова с наплывающей
со всех сторон жизнью, его окружающей,—
борьба внешне малоприметная, иногда
почти невидимая, но оттого ничуть не
менее ожесточенная.
Напротив,
ожесточенность лишь возрастает вследствие
того, что суетная, в отдельных своих
проявлениях, жизнь движется неторопливо
и неуклонно, подминая все ей враждебное,
неприязненное: прогресс сокрушает
обломовщину, которую представляет в
романе всяческая косность.
Кроткий
Илья Ильич отчаянно и до конца отбивается
от вторжения жизни, от ее больших
требований, от труда и от мелких уколов
“злобы дневи”. Будучи не прав в своем
сопротивлении гражданскому долгу, он
иногда оказывается выше и правее суетных
притязаний тогдашнего бытия. И, не
сбрасывая халата, не сходя со знаменитого
обломовского дивана, он подчас наносит
меткие удары по ворвавшемуся к нему и
нарушившему его покой противнику.
Гончаров
вводит читателя в атмосферу этой борьбы
с самого начала, сразу же намечая
противоречия пассивной, хотя по-своему
и воинственной, позиции героя. “Ах, Боже
мой! Трогает жизнь, везде достает”,—
тоскует Обломов.
Утренние
визиты к герою, которыми начинается
роман,— целая галерея типов, характерных
масок; некоторые из них потом больше и
не появляются в романе. Здесь и пустой
щеголь, и чиновник-карьерист, и
обличительный писатель. Маски разные,
но суть одна: пустопорожняя суета,
обманчивая деятельность. Именно благодаря
“выведению” таких “разнородных лиц”
становится полнокровнее и выразительнее
мысль о призрачной интенсивности
существования “деловых” людей,
наполненности их жизни.
Илья
Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и
любознательный мальчик, влача праздное,
паразитическое существование (зачем
трудиться, когда на это есть триста
Захаров!), постепенно опускается.
Праздность становится его идеалом.
“Жизнь в его глазах,— говорится в
романе,— разделялась на две половины:
одна состояла из труда и скуки — это у
него синонимы; другая — из покоя и
мирного веселья”. Праздность, лень и
апа тия настолько укоренились в Обломове,
что он иной идеал жизни считает даже
противоестественным. “Да разве я мучусь,
разве работаю? — запальчиво объясняет
Обломов своему слуге Захару.— Кажется,
подать, сделать есть кому! Я ни разу не
натянул себе чулок на ноги, как живу,
слава Богу! Стану ли я беспокоиться?”
Не
мудрено, что Обломов далек от интересов
практической жизни, тяготится ее
запросами, не способен оградить даже
собственные интересы. Когда, пользуясь
доверчивостью, жулик и шантажист
расспрашивает Обломова о состоянии его
дел, Обломов дает ответ, потрясающий
своей откровенностью. “Послушайте...
Послушайте,— повторил он расстановисто,
почти шепотом,— я не знаю, что такое
барщина, что такое сельский труд, что
значит бедный мужик, что богатый; не
знаю, что значит четверть ржи или овса,
что она стоит, в каком месяце и что сеют
и жнут, как и когда продают; не знаю,
богат ли я, или беден, буду ли я через
год сыт, или буду нищий — я ничего не
знаю! — заключил он с унынием...”
Примечательна эта деталь — Обломов
делает свое признание “почти шепотом”.
Перед ним, быть может впервые, предстал
весь трагизм и беспомощность его
положения. И несмотря на это осознание,
гибель Обломова неизбежна.
Гончаров
суров и непреклонен в анализе участи
своего героя, хотя писатель и не
замалчивает добрых его качеств. “Началось
с неуменья надевать чулки и кончилось
неуменьем жить”.
Обломовщина
— это не только сам Илья Ильич Обломов.
Это и крепостная Обломовка, где начинал
свою жизнь и воспитывался герой; это и
“Выборгская Обломовка” в доме Агафьи
Матвеевны Пшеницыной, где Обломов
закончил свое бесславное поприще; это
и крепостной Захар, с его рабской
преданностью барину, и сонмище жуликов,
проходимцев, охотников до чужого пирога
(Тарантьев, Иван Матвеевич, Затертый),
сновавших вокруг Обломова и его даровых
доходов. Крепостной строй, порождавший
такие явления, говорил всем своим
содержанием роман Гончарова, был обречен
на гибель, его уничтожение стало насущным
требованием эпохи.
Не
смогла пробудить у Обломова интереса
к жизни и любовь прекрасной девушки,
Ольги Ильинской. “Поэма любви” с ее
страстями, взлетами и падениями кажется
герою “претрудной школой жизни”.
Обломов пугается тех высоких свойств
души, которыми он должен обладать, чтобы
стать достойным любви девушки. Ольга,
тщетно пытаясь спасти своего возлюбленного,
спрашивает его: “Что сгубило тебя? Нет
имени этому злу...” — “Есть... Обломовщина”,—
отвечает Илья Ильич. Гораздо боль ше
устраивает Обломова другой вариант
взаимоотношений. Свой “идеал” он
находит в лице Агафьи Матвеевны
Пшеницы-ной, которая, ничего не требуя
от предмета своей любви, во всем старается
ему потакать.
Но
почему же один из лучших людей романа
морально чистый, честный, добрый,
сердечный Обломов нравственно умирает?
В чем причина этой трагедии? Гончаров,
осуждая образ жизни Обломова, его лень,
безволие, неспособность к практической
деятельности, видит причины, породившие
явление обломовщины, в условиях русской
поместной жизни, позволявшей помещику
не заботиться о хлебе насущном. По словам
Добролюбова, “Обломов не тупая,
апатическая натура, без стремлений и
чувств, а человек, тоже чего-то ищущий
в своей жизни, о чем-то думающий. Но
гнусная привычка получать удовлетворение
своих желаний не от собственных усилий,
а от других, развила в нем апатическую
неподвижность и повергла его в жалкое
состояние нравственного раба”. В этом
и кроется суть трагедии Обломова.
Но
осуждая лень и апатию Обломова, Гончаров
неоднозначно относится и к другому
герою, Андрею Штольцу, казалось бы
идеально положительному, и не считает
его путь становления личности более
подходящим для России. В отличие от
Обломова, сердечного человека, автор
описывает нам Штольца как некий механизм.
Его идеал, которому ничто не мешало
осуществиться,— это достижение
материального достатка, комфорта, личной
благоустроенности. А. П. Чехов писал о
нем: “Штольц не внушает мне никакого
доверия. Автор говорит, что он великолепный
малый, а я ему не верю... Наполовину он
сочинен, на три четверти ходулен”.
Возможно,
истоки трагедий обоих героев кроются
в воспитании. Виной неестественности
Штольца является “правильное”,
рациональное, бюргерское
воспитание.
Обломовы
— хранители традиций древности. Из
поколения в поколение передавалась эта
обломовская утопия о человеке, гармонично
сосуществующем с природой. Но автор
показывает отсталость патриархальности,
почти сказочную невозможность такого
существования в современном ему мире.
Мечта Обломова рушится под напором
цивилизации.
В
отповеди Захару насчет образа жизни
“других” Обломов выглядит почти
олицетворением типичной психологии
рабовладельца, уверенного в своем праве
ничего не делать и только потреблять
жизненные блага. Но вот Захар, разбитый
“жалкими” словами барина, удалился, и
Обломов наедине с собой уже серьезно
сравнивает себя с “другими” и думает
совсем противопо ложное тому, что с
пафосом втолковывал старому дядьке. И
“мучительное сознание” правды уже
почти выводит его к тому страшному
слову, которым,"как клеймом, запечатлена
его жизнь и подлинные ценности духа.
Обломов так старательно прятался от
жизни, что тайное чистое золото
оборачивается явным злом для тех, кто
от него зависит. Гибнет трогательный в
своей рабской преданности, но вконец
развращенный, обессиленный праздностью
Захар. Страдают невидимые в романе
разоряемые мошенниками и “честными
деятелями” остальные триста
Захаров.
Жизнь,
похожая на сон, и сон, похожий на смерть,
— вот судьба главного героя
романа.
“Голубиная
душа” Обломова решительно отрицает
мир фальшивой активности, враждебной
человеку, жизни, природе,— прежде всего
мир активного буржуазного дела, мир
всякого хищничества и подлости. Но сама
эта душа, как показывает Гончаров, в
своей слабости выступает враждебной
жизни стихией. В этом противоречии
—действительное бессмертие трагического
образа Обломова.
Добролюбов
со всей силой показал типичность Обломова
не только для консервативной, но и для
либеральной России. По верному замечанию
П. А. Кропоткина, “тип Обломова вовсе
не ограничивается пределами одной
России: ...обломовщина существует на
обоих континентах и под всеми широтами”.
Это признавала и западноевропейская
критика. Переводчик произведений
Гончарова на датский язык П. Ганзен
писал ему: “Не только у Адуева и Райского,
но даже в Обломове я нашел столько
знакомого и старого, столько и родного.
Да, нечего скрывать, и в нашей милой
Дании есть много обломовщины.
Понятие
“обломовщина” стало нарицательным
для обозначения всяческой косности,
инертности и застоя.
17.Своеобразие идиллического хронотопа в Обломове
В романе "Обломов" идиллический хронотоп родового поместья Ильи Ильича Обломова и быт дома вдовы Агафьи Пшеницыной в Петербургесущественно не отличаются. Господствующей чертой пространственного видения реального мира становится его локальная суженность, замкнутость, что продиктовано, в первую очередь, логикой характера главного героя. Узкий мирок Обломова определяет, но не исчерпывает объем и характер пространства в одноименном романе. За пределами дивана Ильи Ильича существует большой мир: Обломовка, Крым, Европа. Но герой И. А. Гончарова сознательно уходит из большого мира в свой малый мирок, в скорлупу дома, в "смирительные цепи" своего домашнего халата.
Характеризуя хронотоп идиллии, М. М. Бахтин писал: «Строго говоря, идиллия не знает быта. Все то, что является бытом по отношению к существенным и неповторимым биографическим и историческим событиям, здесь как раз и является самым существенным в жизни»20. Конечно, «Обломов» выходит из рамок идиллии; есть в нем «неповторимые биографические события». Но идиллическая основа романа несомненна. От нее и идет это внимание Гончарова к мелочам, это умение заметить их важность, описать с тем же вниманием, что и явления событийного плана.
Один
из современных исследователей, вновь
размышляя над страницами романа
"Обломов", приходит к следующему,
на первый взгляд довольно парадоксальному
выводу: "Структурное построение
романа симметрично. Между двумя
идеализированными центрами - идиллией
в Обломовке и на Выборгской стороне -
временное место жительства Обломова
на Гороховой улице: промежуточное
состояние бесприютности. Три места -
это места трёх душевных и бытовых
состояний: рай - потерянный рай -
возвращённый рай" [Хайнади
Золтан. Потерянный рай / Литература.
2002. N 16].
Заметим, что попытки усмотреть в
гончаровской Обломовке описание земного
рая, своеобразной "Феокритовой
идиллии" на российский манер, уже
неоднократно предпринимались в
отечественном литературоведении. Если
современники писателя - и Добролюбов,
и Аполлон Григорьев - еще способны были
оценить изображение обломовской идиллии
как весьма ироническое, то в критике
рубежа Х1Х-ХХ веков "иронические
интонации как-то вытеснялись из
определения Обломовки как идиллического
места. От капитализирующейся России
искали убежища в прошлом, в России
патриархальной, в Обломовке" [Кантор
В. Долгий навык ко сну: Размышления о
романе И.А. Гончарова "Обломов" /
Вопросы литературы. 1989. № 1. С.154].Так,
Ю. Айхенвальду Обломовка напоминала
"ясное и тихое озеро", "идиллию
оседлости" [Айхенвальд
Ю. Силуэты русских писателей. Вып. 1.- М.,
1906. С.143-144],
Д. Мережковскому - "декорации для
идиллии Феокритовских пастухов"
[Мережковский
Д.С. Вечные спутники. - СПб.-М., 1911. С.238].Во
второй половине ХХ века, в эпоху застоя,
Обломовка стала казаться и вовсе "грезой
об утраченном рае", одной "из самых
беззащитных, хотя по своему и обаятельных,
идиллий, которые когда-либо грезились
человеку" [Лощиц
Ю. Гончаров. - М., 1986. С.201].
Однако
при анализе текста главы "Сон Обломова"
отчетливо проясняется позиция самого
автора по отношению к "идеалу покоя
и бездействия", каким мыслится
существование жителей Обломовки главному
герою романа. Недаром в описании Обломовки
образы сна исмерти не
только бесконечно повторяются, но и
приравниваются друг к другу,
ибо покой и тишина служат
характеристиками обоих "близнецов",
как назвал эти состояния человеческой
души Ф.И. Тютчев ("Есть
близнецы - для земнородных / Два божества
- то Смерть и Сон, / Как брат с сестрою
дивно сходных, / Она угрюмей, кротче он…"
(Ф. Тютчев.Близнецы)):
-
все сулит там покойную долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть
-
тихо и сонно все в деревне <…> напрасно станешь кликать громко: мертвое молчание будет ответом…
-
а если кто <…> и почил вечным сном …
-
сонная жизнь ее, которая без того, может быть, угасла бы …
-
в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна
-
Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти.
-
В Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Более того, нередко в одном контексте сталкиваются символические обозначения жизни и смерти:
-
все сулит там покойную долговременную жизнь
-
жизнь, как покойная река
-
жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразною тканью, незаметно обрываясь у самой могилы
-
три главные акта жизни <…>: родины, свадьба, похороны
-
сон, вечная тишина вялой жизни
и т. п.
Понятия жизнь, смерть, сон, покой и тишина, по сути дела, не имеют самостоятельных характеристик - а значит, ничем не отличаются для обломовцев и сами эти состояния. Не только годовой, но и жизненный круг совершается для обитателей Обломовки "правильно и невозмутимо". "Сонная Обломовка - это загробное царство, это абсолютный покой человека <…>. Обломовка - это смерть" [Вайль П. , Генис А. Родная речь. - М., 1991. С.123-124] (Вообще тема снов играет в структуре романа чрезвычайно важную роль. Можно вспомнить и описание снов Ольги и Штольца (часть четвертая, главе VIII), и бессонницу Агафьи Матвеевны (часть четвертая, глава I). ). В сущности, то же самое "приравнивание" можно наблюдать в описании жизни Обломова на Выборгской стороне:
-
мир и тишина покоятся над Выборгской стороной
-
Все тихо и в доме Пшеницыной. Войдешь <…> и будешь охвачен живой идиллией
-
Сам Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины
-
И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделаться от жизни, выторговать у нее и застраховать себе невозмутимый покой
-
если в совести зашевелятся упреки за прожитую так, а не иначе жизнь, он спит неспокойно
-
глядя, как тихо и покойно утопает в пожаре зари вечернее солнце, наконец, решит, что жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческогобытия
-
он тихо и постепенно укладывался в гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу
-
во сне ли он видел происходящее перед ним явление, жил ли когда-нибудь прежде
-
вечный покой, вечная тишина <…> тихо остановили машину жизни
и т. п.
При
сопоставлении двух фрагментов романа
можно увидеть и иные сходные детали:
описание хозяйственных хлопот, культа
еды, царящего в обоих мирках; многочисленные
"отражения" некоторых микросюжетов
главы "Сон Обломова" в описании
жизни героя на Выборгской стороне;
сходство отношения к Обломову Агафьи
Матвеевны с материнским чувством к
маленькому Илюше и т. п.
Основа фамилии Агафьи
Матвеевны Пшеницыной напоминает
о бытовом, природном, земном начале. По
замечанию одного из исследователей,
тот факт, что знакомство читателя с
романом начинается в "Гороховой
улице", а заканчивается женитьбой
героя на женщине по фамилии Пшеницына,
также неслучаен: "бытие Обломова
вставлено в раму вегетативных ассоциаций,
как будто намекающих на то, что эта
человеческая жизнь по существу своему
растительна" [Мильдон
В. О смысле Обломова / Век ХХ и мир. 1995.
№1].
С другой стороны, пшеница вызывает
ассоциацию со словом хлеб -
символом жизни. Агафья Матвеевна, ставшая
матерью сына Ильи Ильича Обломова,
"оказывается прямо причастной к
продолжению рода Обломовых (бессмертию
самого героя)" [Краснощекова
Е. Иван Александрович Гончаров: Мир
творчества. СПб., 1997. С. 343].
Имя - простонародное, ведущее свое
происхождение от греческого 'хорошая,
добрая'. Эпитет добрая чаще
всего повторяется и в описании этой
героини. Кроме того, звучание
имени Агафья вызывает
ассоциации с древнегреческим agape,
обозначающим особый род любви -
самоотверженной и преданной.
Отчество Матвеевна столь
же неслучайно: во-первых, оно повторяет
отчество матери самого автора романа;
во-вторых, этимология имени Матвей
(Матфей) - 'дар Божий' - "вновь выделяет
мифологический подтекст романа: Агафья
Матвеевна послана Обломову, анти-Фаусту
с его "робкой, ленивой душой", как
дар, как воплощение его мечты о покое"
[Николина
Н.А. Филологический анализ текста. М.,
2003. С.205].
Имя героини напоминает и о детской мечте
Обломова "жениться на какой-нибудь
неслыханной красавице Милитрисе
Кирбитьевне" из няниных сказок о
волшебной стране, "где нет забот и
печалей".
Именно здесь, на Выборгской стороне,
грезится Илье Ильичу Обломову, что он
"достиг той обетованной земли, где
текут реки меду и молока", - именно
здесь "идеал его жизни осуществился,
хотя без поэзии". Парадоксальное
заключение, ибо идеал (=мечта) невозможен
без "поэзии". По сути дела, это
не идеал осуществился
- это воплотилась в жизнь идиллия.
Слова идеал и идиллия хотя
и образовались на базе общего для них
греческого корня, но получили в дальнейшем
принципиально разное значение. И в
тексте гончаровского романа они выступают
как своеобразные антонимы.
Согласно словарному толкованию, идеал (>
гр. idea - 'первообраз, суть') - это совершенство,
высшая конечная цель стремлений,
деятельности; тогда как идиллия (>
гр. eidyllion - 'внешний образ, картинка') - 1.
Одна из жанровых форм античной поэзии,
рисующая обстановку мирной жизни на
лоне природы, уделяя особое внимание
описанию счастливых любовных переживаний;
2. (обычно ирон.) Мирное, безмятежно-счастливое,
ничем не омрачаемое существование.
"Что
же такое обломовщина"? Обломовщина -
это нежелание,
невозможность и неспособность стремления
к идеалу:
подмена недостижимого идеала вполне
осуществимой идиллией,
означающая подмену внутреннего
- внешним, сути
- видимостью,
высокой поэзиидуха
- прозой реального
существования.
Понять тайну "Обломова" - значит
во многом постичь тайну человеческого
существования. По мнению одного из
исследователей, "Обломов" "был
суровым предостережением культуре,
которого не осознали современники,
отнеся проблемы романа к ушедшему или
уже уходящему времени. Должно было
пройти более ста лет, должно было пережить
революцию, гражданскую войну, сталинский
террор, десятилетия застоя и неподвижности,
чтобы культурологическая актуальность
великого романа стала очевидной"
[Кантор
В. Долгий навык ко сну: Размышления о
романе И.А. Гончарова "Обломов" /
Вопросы литературы. 1989. № 1. С.185].
Возможность преодоленияобломовщины,
очевидно, виделась И.А. Гончарову в
будущем: сын Обломова, Андрей
Ильич,
отданный на воспитание Ольге Ильинской
и Штольцу, должен был соединить в себе
доброту и "голубиное незлобие"
Ильи Ильича и Агафьи Матвеевны с
практичностью и деятельным духом Штольца
и Ольги Ильинской - приблизить реальность
к идеалу.
18.Средства типизации и новые романные тенденции в Обрыве Гончарова
Поиски путей органического развития России, снимающего крайности патриархальности и буржуазного прогресса, продолжил Гончаров и в последнем романе — "Обрыв". Основной конфликт произведения строился по-прежнему на столкновении старой, патриархально-крепостнической России с новой, деятельной и практической, но решался он в первоначальном замысле торжеством России молодой.
Соответственно, в характере бабушки Райского резко подчеркивались деспотические замашки старой помещицы-крепостницы. Демократ Марк Волохов мыслился героем, сосланным за революционные убеждения в Сибирь. А центральная героиня романа, гордая и независимая Вера, порывала с "бабушкиной правдой" и уезжала вслед за любимым Волоховым.
В ходе работы над романом многое изменилось. В характере бабушки Татьяны Марковны Бережковой все более подчеркивались положительные нравственные ценности, удерживающие жизнь в надежных "берегах". А в поведении молодых героев романа нарастали "падения" и "обрывы". Изменилось и название романа: на смену нейтральному — "Художник" — пришло драматическое - "Обрыв".
Живые характеры людей, а также конфликты между ними здесь прямо возводятся к мифологическим основам, как русским, национальным, так и библейским, общечеловеческим. Бабушка — это и женщина 40-60-х годов, но одновременно и патриархальная Россия с ее устойчивыми, веками выстраданными нравственными ценностями, едиными и для дворянского поместья, и для крестьянской избы. Вера — это и эмансипированная девушка 40-60-х годов с независимым характером и гордым бунтом против авторитета бабушки. Но это и молодая Россия во все эпохи и все времена с ее свободолюбием и бунтом, с ее доведением всего до последней, крайней черты. А за любовной драмой Веры с Марком встают древние сказания о блудном сыне и падшей дочери. В характере же Волохова ярко выражено анархическое начало.
Марк, подносящий Вере яблоко из "райского", бабушкиного сада — намек на дьявольское искушение библейских героев Адама и Евы. И Райский хочет вдохнуть жизнь и страсть в прекрасную внешне, но холодную как статуя кузину Софью Беловодову. Попытки Райского разбудить живого человека в его кузине Софье Беловодовой обречены на полное поражение. Она способна пробудиться на мгновение, но образ жизни ее не меняется. Потом внимание Райского переключается на черноглазую дикарку Веру, девушку умную, начитанную, живущую своим умом и волей. Ее не пугает обрыв рядом с усадьбой и связанные с ним народные поверья. Черноглазая, своенравная Вера — загадка для дилетанта в жизни и в искусстве Райского, который преследует героиню на каждом шагу, пытаясь ее разгадать.
И тут на сцену выступает друг загадочной Веры, современный отрицатель-нигилист Марк Волохов. Все его поведение — дерзкий вызов принятым условностям, обычаям, узаконенным людьми формам жизни.
Чуткая Вера откликается на волоховский протест именно потому, что под ним чувствуется трепетная и незащищенная душа. Революционеры-нигилисты, в глазах писателя, дают России необходимый толчок, потрясающий сонную Обломовку до основания. Может быть, России суждено переболеть и революцией, но именно переболеть: творческого, нравственного, созидательного начала в ней Гончаров не принимает и не обнаруживает
Волохов способен пробудить в Вере только страсть, в порыве которой она решается на безрассудный поступок. Гончаров и любуется взлетом страстей, и опасается губительных "обрывов". Заблуждения страстей неизбежны, но не они определяют движение глубинного русла жизни. Страсти — это бурные завихрения над спокойной глубиною медленно текущих вод. Для глубоких натур эти вихри страстей и "обрывы" — лишь этап, лишь болезненный перехлест на пути к вожделенной гармонии.
Обострение идейной борьбы в 60-е годы, неприятие романистом материалистических и революционных идей демократов, их трактовки женского вопроса, а также ряд внешних обстоятельств внесли существенные изменения в первоначальный план «Обрыва». Поведение и понятия Волохова приобрели идеологическую подоплеку «новой правды», чуждой уже не только традиционно мыслящей помещице Бережковой и художнику-идеалисту Райскому, но в своей основе и Вере. Встречи-свидания героини с Волоховым перерастают теперь в идейную сшибку двух миропониманий, взаимонеприемлемых формул союза мужчины и женщины (любовь «срочная», чувственная и «вечная», исполненная духовности и долга). Страсть Веры приводит к «падению» и тяжелой драме героини и осмыслена писателем как трагическая ошибка, «обрыв» на пути к подлинному идеалу любви и семьи.
Образ нигилиста Волохова, как показала демократическая критика (статьи «Уличная философия» Салтыкова-Щедрина, «Талантливая бесталанность» Н. В. Шелгунова и др.), был идейным и художественным просчетом романиста. В убедительности Волохов во многом уступал образу Базарова, воссозданному в конце 50-х годов «первооткрывателем» нового типа русской разночинной интеллигенции Тургеневым, автором «Отцов и детей».
Закономерной была и творческая неудача новой после Штольца попытки художника изобразить в лице лесопромышленника Тушина реальный позитивный противовес Волоховым и артистическим обломовцам Райским, нарисовать воистину «цельную фигуру» «нормального человека», не ведающего противоречия «долга и труда», интересов личных и общественных, внутренних и материальных.
В «Обрыве» роль реально-поэтического характера и вместе центра романа уже безраздельно принадлежит женщине - Вере. Это объясняет и ту широту, с которой рассмотрены здесь разнообразные «образы страстей», выдвинутые, по словам писателя, «на первый план». Перед читателем последовательно проходят изображения любви сентиментальной (Наташа и Райский), эгоистически-замкнутой, «мещанской» (Марфенька и Викентьев), условно-светской (Софья Беловодова - граф Милари), старомодно-рыцарственной (Татьяна Марковна Бережкова - Ватутин), артистической, с преобладанием фантазии, воображения над всеми способностями души (Райский - Вера), «почти слепой», бессознательной (Козлов и его жена Ульяна), наконец, «дикой, животной» страсти крепостного мужика Савелия к его жене Марине, «этой крепостной Мессалине», и т. п. Через виды страстей Гончаров прослеживает и передает как бы духовно-нравственную историю человечества, его развитие со времен античности (холодная красавица Софья Беловодова уподоблена древней мраморной статуе) через средневековье и до идеалов настоящего периода, символизируемого высокодуховной (в христианско-евангельском смысле) «любовью-долгом» Веры, этой «ожившей статуи».