Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы использования игры как метода воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В подтверждении данного высказывания можно привести пример описанный Б. Никитиным в своей авторской работе "Развивающие игры". В своей книге Б. Никитин приводит пример из жизни пятилетний англичанки Вернии Гринвей, которая говорит и читает по-английски, по-французски и по-итальянски. Девочка пишет так же хорошо как десятилетние дети. Она плавает, играет на пианино, кататься на коньках и танцует. Ее мама убеждена, что каждый родитель обязан создать условия эмоционального и интеллектуального развития ребенка, в том числе и через игру[16].

1.3. Использование дидактических сюжетно-ролевых игр направленных на развитие когнитивных процессов

Дидактические игры - самые эффективные средства развития познавательной активности детей; это практические упражнения из выработки оптимальных решений, применения методов и приемов в искусственно созданных условиях[17].

Дидактическая игра дает возможность ярко реализовать все ведущие функции учебы: образовательную, воспитательную и развивающую, которые действуют в органическом единстве.

В играх, особенно коллективных, формируются и этичные качества: дети учатся оказывать помощь товарищам, учитывать мнение и интересы других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Дидактические игры и игровые моменты делают процесс учебы интересным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодолеть трудности в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, с помощью которых развязывается то или другое умственное задание, усиливают интерес к предмету, к познанию окружающего мира[18].

Лучшие Дидактические игры, составленные по принципу самообучения: они сами направляют ученика к овладению знаниями и умениями. Большое количество игр построено на необходимости выявить ту или другую закономерность, на способности выдвигать гипотезы, где дети используют методы исследователя - методы попыток и ошибок. А.С.Макаренко говорил: «Какой ребенок в игре, такой во многом он будет и в работе, когда вырастет»[19]. Поэтому те навыки и умения, которые получает ученик в процессе игры, будут целесообразными и необходимыми в дальнейшей жизни.


В арсенале педагогика начальной школы содержится разнообразные игры, которые направлены на развитие числовых представлений, учебы счету, на обогащение и закрепление бытового словаря у детей, на развитие наблюдательности, волевых качеств и много других.

Дидактические игры разделяют на: сюжетно-ролевые, игры-упражнения, игры-драматизации, игры-конструирования.

Некоторые виды дидактических игр могут: быть только в словесной форме; сочетать слово и практические действия; сочетать слово и наглядность; сочетать слово и реальные предметы.

Остановимся на первом виде дидактических игр - сюжетно-ролевые. У них сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Наиболее показательная в этом плане - активность воображения, которая предоставляет большое своеобразие этой форме деятельности. Такие игры - важна составная часть учебного процесса.

Воздействие игры на когнитивное развитие ребёнка состоит в том, что через неё он познает поведение взрослых и взаимоотношениями между ними, которые в дальнейшем оказываются образцом для его собственного поведения. В игре ребенок получает основные навыки общения, новые качества, нужные для установления контакта со сверстниками. Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, лепка, конструирование - тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, лепке, конструированию изначально появляется именно как игровой интерес, обращенный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом ребенка. Большое влияние игровых действий оказывает на развитие речи у детей. Игра требует от ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Потребность объясниться со сверстниками, с участниками игры, побуждает развитие связной речи. Игра ведёт к формированию рефлексии, ибо в игре появляется реальная возможность контролировать то, как выполняется то или иное действие, входящее в процесс игры. Так, играя в повара, ребенок готовит, пробует и угощает других мнимой едой, ребенок доволен собой, как хорошо ему удается исполняемая роль[20].

Больших результатов, возможно, добиться при участии воспитателя в игре. Беря на себя некую роль, воспитатель контролирует и косвенно управляет игрой, предотвращая конфликтные ситуации, либо, если такое произошло, пытается вывести детей из неприятной ситуации. Воспитатель должен хорошо знать увлечения детей и ненавязчиво использовать свои умения и знания для поддержания благоприятного отношения к игре и ее участникам. Игра воздействует на все грани психического развития ребенка. А.С. Макаренко неоднократно писал: « Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, как у взрослого его деятельность, служба, работа. Какой ребенок в игровой ситуации, таким он во многом будет и в работе, когда подрастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля или работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. В сложившейся системе школьного образования дополнительные меры направлены на хронологическое и систематическое развитие воображения у детей. Процесс очень часто осуществляется стихийно и в результате не приобретает высокого и даже удовлетворительного уровня своего совершенствования. Из этого понятно, что главным и наиболее кардинальным средством выхода из создавшегося положения является основное преобразование содержания и методов обучения, их обособленная направленность на воспитание у детей способностей к творчеству[21].


Ребенок воспринимает окружающий его мир очень эмоционально. Взрыв переживаний у детей короткий, но может быть весьма бурным, ведь ребенок еще не может контролировать свои эмоции. Эмоциональные реакции детей не всегда осознанны и не всегда устойчивы - малыш может плакать, а через короткое время вдруг начать смеяться. Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, чувствует любовь и заботу близких, то он почти всегда жизнерадостен. Очень важно, чтобы формирование личности подрастающего человека на протяжении всего периода развития осуществлялось в благоприятной образовательной среде. Особенно это важно в дошкольном возрасте, поскольку это одна из базовых характеристик его отношения к миру и окружающим его людям. Если эмоциональная сфера ребенка развивается естественно и устойчиво, то у него есть все шансы, вырасти здоровым и успешным. Уровень эмоциональной ориентации ребенка на своего сверстника и характер его эмоциональной отзывчивости, выявляет тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции появляются тогда, когда у детей не получается организовать свою игру. Внутри игры также начинает складываться и учебная деятельность, которую ребёнок в дошкольном возрасте воспринимает как своеобразную игру со своими правилами. Ребенок есть член общества. Без общества он жить не может и основная его надобность - жить совместной жизнью с взрослыми. Но выполнить это в сегодняшних условиях практически невозможно и жизнь ребенка протекает в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь выполняет игровая деятельность ребенка. Игра появляется, когда возникают невоплощенные тенденции ребенка поступать как взрослый. Суть игры по Л.С. Выготскому заключается в том, что она есть осуществление собирательных желаний ребенка, главным содержанием которых оказывается система отношений с взрослыми[22].

Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества.

Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли.

Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей.


Глава 2. Организация и методология эмпирического исследования

2.1. Цели, задач, описание объекта исследования

Исследование проходило на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 20.

В детском саду работают 13 педагогов. Из тринадцати педагогов, работающих в учреждении, с высшей квалификационной категорией – пять человек, с первой – один, со второй - один, без категории – шесть педагогов. Молодых специалистов один. Девять педагогов с высшим образованием, трое - со средне-специальным. Почетных работников трое. Два педагога – студенты педагогических ВУЗов.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия воспитателя с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая готовит ребенка к игре.

Таблица 1

Набор игровых материалов. Материалы для сюжетной игры

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные (35-50 см.)

2 разные

Куклы средние (20-30 см.)

6 разные

Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см)

8 разные

Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 7-10 см)

20 разные

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

1

Наборы наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи

2 разные

Набор плоскостных фигурок (мелкого размера) на подставках: сказочные персонажи

10 разные

Наборы солдатиков (среднего и мелкого размера)

2 разные

Фигурки-человечки (объёмные мелкие 7-10 см)

10 разные

Белая шапочка

3

Плащ-накидка

3

Фуражка / бескозырка

3

Каска

2

Набор масок сказочных животных, сказочных персонажей

2-3 разные

Тематический набор сказочных персонажей (объёмные, средние и мелкие, 7-15 см)

2-3 разные

Наборы фигурок: семья (7-15 см)

2

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды (крупной и средней)

3

Набор кухонной посуды (крупной и средней)

2

Автомобили, автобусы с открытым верхом, съёмными крышами, средних размеров

5-7 разные

Молоток пластмассовый

1

Набор овощей и фруктов (объёмные-муляжи)

1

Комплект постельных принадлежностей для кукол

3

Грузовик (крупный)

1

Тележка-ящик (крупная)

1

Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)

2

Телефон

3

Подъёмный кран, крупный

1

Пожарная машина средних размеров

1

Машина «скорой помощи», средних размеров

1

Самолёт средних размеров

2

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)

2

Полосатый жезл

1

Бинокль (подзорная труба)

2

Весы

1

Сумки, корзины, рюкзачки

5 разные

Набор: железная дорога (средних размеров)

1

Кораблики, лодки, самолёты, средних размеров

По 1 каждого наименования

Ракета-робот (трансформер), средних размеров

1

Автомобили мелкие

10 разные

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол (крупный)

1

Кукольный стул (крупный)

4

Кукольная кровать или диванчик (крупный)

1

Кухонный шкафчик / плита (крупная, на колёсах)

1

Скамеечка на колёсах со съёмным рулём

1

Набор мебели для кукол среднего размера

2

Бензозаправочная станция - гараж (для мелких автомобилей)

1

Руль на подставке

1

Штурвал на подставке

1

Универсальная складная рама / ширма – пятистворчатая (30-50 см высотой)

1

Трёхстворчатая ширма-театр, 70 см

1

Кукольный дом для кукол среднего размера

1

Макет «скотный двор» (для фигурок животных средней величины)

1

Ландшафтный макет (коврик)

1

Светофор

1

Тематические строительные наборы:

Город

1

Замок (крепость)

1

Ферма (зоопарк)

1

Полифункциональные материалы

Объёмные модули (крупных размеров)

10

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

Крупный строительный набор

1

Куски такни (полотняной, разного цвета,1×1м)

5

Крупный кнопочный конструктор

1

Ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры

1


Функции предметно-развивающей среды в МДОУ (дети 4-5 лет)

  • познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
  • коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
  • оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
  • творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

Рисунок 1 – Предметно-развивающая среда в ДОУ (дети 4- 5 лет)

В детском саду на практике реализуется методика использования сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании дошкольников.

Цель данного исследования – проверить эффективность использования сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие когнитивных процессов.

Этапы проведения исследования:

  • Теоретический: определение цели и задач исследования, изучение научной литературы, составление библиографии.
  • Констатирующий – выявление уровня когнитивного развития средних дошкольников
  • Формирующий – разработка программы с использованием сюжетно-ролевой игры для экспериментальной группы средних дошкольников 4 – 5 лет
  • Контрольный: проведение повторной диагностики, обработка его данных.
  • Обобщающий: подведение итогов теоретического и экспериментального исследования, разработка психолого-педагогических рекомендаций.

Испытуемые - группа дошкольников из 24 человек в возрасте 4 – 5 лет.

Эмпирическое исследование было проведено в три этапа.

  1. На первом этапе был осуществлён подбор методик и определена выборка исследования.
  2. На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент, направленный на исследование произвольного внимания у детей.
  3. На третьем этапе была проведена педагогическая работа с детьми экспериментальной группы и произведён статистический анализ полученных данных, а также сформулированы выводы.

В эксперименте приняли участие дети средней группы в количестве 12 человек в контрольной группе и 12 человек экспериментальной. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня когнитивного развития внимания и воображения у средних дошкольников. Представим далее более подробно методологию исследования и результаты констатирующего этапа исследования когнитивного развития детей 4-5 лет.