Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы использования игры как метода воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если на начало эксперимента в октябре в экспериментальной группе было 8 детей с низким уровнем воображения, что составляло 67% детей от общего количества детей исследуемой группы, то в ноябре 2014 года после реализации программы сюжетно-ролевых игр детей с низким уровнем не стало. Что, в свою очередь, говорит о положительном влиянии данной программы. Значительная динамика в развитии воображения детей средней группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сензитивностью данного возраста.

Рисунок 15 – Сравнение уровня развития воображения дошкольников до и после эксперимента (экспериментальная группа)

Таким образом, мы видим, что предложенная программа положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники средней экспериментальной группы научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.

Следует отметить, что сроки проведения эксперимента длилось не долго (формирующий этап был рассчитан на 3 недели), из чего следует предположение о том, что более продолжительная реализация данной программы в целях дальнейшего развития воображения и внимания даст более значительную динамику.

Таким образом, мы можем говорить о том, что уровень развития воображения детей улучшился, а следовательно, наша гипотеза, а именно предположение о том, что воображение средних дошкольников в будет активно развиваться, если в качестве средства развития будет использоваться сюжетно-ролевая игра, подтвердилась.

Для обработки результатов эмпирического исследования использовался метод ранговой корреляции Спирмена (таблица 16 – 17). В данном случае коэффициент ранговой корреляции применялся, чтобы проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у испытуемых и насколько варьируют ранговые показатели у группы в ситуации «до» и «после».

Было выполнено:

  • Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
  • Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
  • Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
  • Подсчитана сумма квадратов;
  • Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

  • Определены критические значения.

Сопоставим результаты уровня переключения и распределения внимания до и после эксперимента.


Таблица 16

Метод ранговой корреляции Спирмена (уровень развития внимания)

имя

Экспериментальная группа

октябрь

ноябрь

баллы

Ранг А

(до эксперимента)

баллы

Ранг Б

(после экспр-та)

d (А-В)

d2

1

Имен А.

5

3

9

11.5

-8.5

72.25

2

Женя Б.

7

8

7.5

9.5

-1.5

2.25

3

Валерия Б.

8

10

7

4.5

5.5

30.25

4

Коля Г.

7

8

7

4.5

3.5

12.25

5

Рита Д.

6

6

7

4.5

1.5

2.25

6

Матвей М.

5

3

7

4.5

-1.5

2.25

7

Олег М.

5

3

7

4.5

-1.5

2.25

1

Архип С.

5

3

7

4.5

-1.5

2.25

2

Соня Ч.

5

3

7

4.5

-1.5

2.25

3

Оля С.

9

11.5

9

11.5

0

0

4

Соня П.

9

11.5

7.5

9.5

2

4

5

Ваня Ч

7

8

7

4.5

3.5

12.25

Итого

78

78

0

144.5

Коэффициент корреляции Спирмена уровня развития внимания, вычисленный для двух параметров (в нашем случае это уровень переключения и распределения внимания в ситуации «до» и «после» в экспериментальной группе), равен 0.495 при p=0.01, что входит в число статистически значимых.


Результат: rs = 0.495

Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.

Далее сопоставим результаты уровня воображения до и после эксперимента (табл. 17)

Таблица 17

Метод ранговой корреляции Спирмена (уровень развития воображения)

имя

Экспериментальная группа

октябрь

ноябрь

баллы

Ранг А

(до эксперимента)

баллы

Ранг Б

(после экспр-та)

d (А-В)

d2

1

Имен А.

6

9.5

9

10.5

-1

1

2

Женя Б.

3

2.5

5

3.5

-1

1

3

Валерия Б.

3

2.5

5

3.5

-1

1

4

Коля Г.

4

6.5

7

7.5

-1

1

5

Рита Д.

3

2.5

4

1

1.5

2.25

6

Матвей М.

7

11.5

9

10.5

1

1

7

Олег М.

4

6.5

6

6

0.5

0.25

1

Архип С.

6

9.5

9

10.5

-1

1

2

Соня Ч.

3

2.5

5

3.5

-1

1

3

Оля С.

7

11.5

7

7.5

4

16

4

Соня П.

4

6.5

9

10.5

-4

16

5

Ваня Ч

4

6.5

5

3.5

3

9

Итого

78

78

0

50.5


Коэффициент корреляции Спирмена, вычисленный для двух параметров (в нашем случае это воображение в ситуации «до» и «после» в экспериментальной группе), равен 0,823 при p=0.01, что входит в число статистически значимых.

Результат: rs = 0,823

Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.

Таким образом, наша гипотеза о влиянии данной развивающей программы на формирование внимания воображения дошкольников подтвердилась.

Проведенное изучение и интерпретация полученных результатов полностью подтвердили выдвинутую в курсовой работе гипотезу: использование развивающей программы игр и упражнений (адаптированной автором) в работе с детьми 4-5 лет дает положительную динамику в развитии внимания и воображения, что указывает на эффективность игр в воспитании и обучении дошкольников.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей такую деятельность, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка[23].

Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана. Игра – ведущая деятельность. Потому что в ней коренным образом меняется мышление ребенка, его воображение, предвидение событий и результатов поступков, а любопытство и любознательность превращают в мощную познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения.

Целью исследования явилось проверка эффективности использования сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие когнитивных процессов. На первом этапе был осуществлён подбор методик и определена выборка исследования.

По результатам диагностики внимания был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе дети показали более низкие результаты, средний уровень внимания – 33%, низкий и ниже среднего по 17%, высокий уровень выявлен только у одного ребенка (8%). В контрольной группе высокий уровень внимания выявлен у 37% детей. По результатам диагностики воображения определено, что в воспитательном процессе данного дошкольного общеобразовательного учреждения проблеме развития воображения уделялось недостаточное внимание, особенно в экспериментальной группе, где были вывялены более низкие результаты исследования. В связи с этим работы воспитанников не отличались эмоциональностью и красочностью, правда, в некоторых работах можно было выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей. Таким образом, дети экспериментальной группы нуждаются в коррекционной программе по улучшению своих показателей.


На третьем этапе была проведена педагогическая работа с детьми экспериментальной группы и произведён статистический анализ полученных данных, а также сформулированы выводы. Констатирующий эксперимент был направлен на исследование произвольного внимания у детей. На данном этапе опытно-экспериментальной работы мы реализовали разработанную нами программу, которая состоит из 15 игр. Время сюжетно-ролевых игр - 20 -25 мин. Особое внимание при создании программы мы уделяли принципу целостного развития внимания ребенка. Занятия проводились нами по плану, 4 раза в неделю в свободное время, чаще во - второй половине дня.

На контрольном этапе определено, что уровень переключения и распределения внимания повысился. Обобщая результаты исследования установлено, что разработанная и использованная в исследовании методика позволила провести качественный анализ внимания средних дошкольников

Проведенное нами исследование выявило: 0 % дошкольников имеют низкий уровень переключения и распределения внимания, 66% дошкольников имеют средний уровень переключения и распределения внимания и 32% дошкольников имеют выше среднего и высокий уровень переключения и распределения внимания. Также исследование показало, что все основные свойства внимания (объем, переключение и распределение) внимания улучшились.

Анализ диагностического исследования воображения показал, что уровень воображения в экспериментальной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с контрольной группой, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии проведенной программы на развитие воображения и внимания на основе сюжетно-ролевых игр. Если на начало эксперимента в октябре в экспериментальной группе было 8 детей с низким уровнем воображения, что составляло 67% детей от общего количества детей исследуемой группы, то в ноябре 2014 года после реализации программы сюжетно-ролевых игр детей с низким уровнем не стало. Что, в свою очередь, говорит о положительном влиянии данной программы

Для обработки результатов эмпирического исследования использовался метод ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент корреляции Спирмена уровня развития внимания, равен rs = 0.495, в воображения rs = 0,823 при p=0.01, что входит в число статистически значимых.

Таким образом, наша гипотеза о влиянии данной развивающей программы на формирование внимания воображения дошкольников подтвердилась. Проведенное изучение и интерпретация полученных результатов полностью подтвердили выдвинутую в курсовой работе гипотезу: использование развивающей программы игр и упражнений (адаптированной автором) в работе с детьми 4-5 лет дает положительную динамику в развитии внимания и воображения.