Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы использования игры как метода воспитания).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы использования игры как метода воспитания
1.1. Понятие игры, теория игры
1.2. Значение игры в воспитании
1.3. Использование дидактических сюжетно-ролевых игр направленных на развитие когнитивных процессов
Глава 2. Организация и методология эмпирического исследования
2.1. Цели, задач, описание объекта исследования
2.3. Педагогическая работа по формированию когнитивных процессов с помощью сюжетно-ролевых игр
Если на начало эксперимента в октябре в экспериментальной группе было 8 детей с низким уровнем воображения, что составляло 67% детей от общего количества детей исследуемой группы, то в ноябре 2014 года после реализации программы сюжетно-ролевых игр детей с низким уровнем не стало. Что, в свою очередь, говорит о положительном влиянии данной программы. Значительная динамика в развитии воображения детей средней группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сензитивностью данного возраста.
Рисунок 15 – Сравнение уровня развития воображения дошкольников до и после эксперимента (экспериментальная группа)
Таким образом, мы видим, что предложенная программа положительно влияет на развитие воображения дошкольников. Воспитанники средней экспериментальной группы научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.
Следует отметить, что сроки проведения эксперимента длилось не долго (формирующий этап был рассчитан на 3 недели), из чего следует предположение о том, что более продолжительная реализация данной программы в целях дальнейшего развития воображения и внимания даст более значительную динамику.
Таким образом, мы можем говорить о том, что уровень развития воображения детей улучшился, а следовательно, наша гипотеза, а именно предположение о том, что воображение средних дошкольников в будет активно развиваться, если в качестве средства развития будет использоваться сюжетно-ролевая игра, подтвердилась.
Для обработки результатов эмпирического исследования использовался метод ранговой корреляции Спирмена (таблица 16 – 17). В данном случае коэффициент ранговой корреляции применялся, чтобы проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у испытуемых и насколько варьируют ранговые показатели у группы в ситуации «до» и «после».
Было выполнено:
- Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
- Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
- Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
- Подсчитана сумма квадратов;
- Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
- Определены критические значения.
Сопоставим результаты уровня переключения и распределения внимания до и после эксперимента.
Таблица 16
Метод ранговой корреляции Спирмена (уровень развития внимания)
№ |
имя |
Экспериментальная группа |
|||||
октябрь |
ноябрь |
||||||
баллы |
Ранг А (до эксперимента) |
баллы |
Ранг Б (после экспр-та) |
d (А-В) |
d2 |
||
1 |
Имен А. |
5 |
3 |
9 |
11.5 |
-8.5 |
72.25 |
2 |
Женя Б. |
7 |
8 |
7.5 |
9.5 |
-1.5 |
2.25 |
3 |
Валерия Б. |
8 |
10 |
7 |
4.5 |
5.5 |
30.25 |
4 |
Коля Г. |
7 |
8 |
7 |
4.5 |
3.5 |
12.25 |
5 |
Рита Д. |
6 |
6 |
7 |
4.5 |
1.5 |
2.25 |
6 |
Матвей М. |
5 |
3 |
7 |
4.5 |
-1.5 |
2.25 |
7 |
Олег М. |
5 |
3 |
7 |
4.5 |
-1.5 |
2.25 |
1 |
Архип С. |
5 |
3 |
7 |
4.5 |
-1.5 |
2.25 |
2 |
Соня Ч. |
5 |
3 |
7 |
4.5 |
-1.5 |
2.25 |
3 |
Оля С. |
9 |
11.5 |
9 |
11.5 |
0 |
0 |
4 |
Соня П. |
9 |
11.5 |
7.5 |
9.5 |
2 |
4 |
5 |
Ваня Ч |
7 |
8 |
7 |
4.5 |
3.5 |
12.25 |
Итого |
78 |
78 |
0 |
144.5 |
Коэффициент корреляции Спирмена уровня развития внимания, вычисленный для двух параметров (в нашем случае это уровень переключения и распределения внимания в ситуации «до» и «после» в экспериментальной группе), равен 0.495 при p=0.01, что входит в число статистически значимых.
Результат: rs = 0.495
Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.
Далее сопоставим результаты уровня воображения до и после эксперимента (табл. 17)
Таблица 17
Метод ранговой корреляции Спирмена (уровень развития воображения)
№ |
имя |
Экспериментальная группа |
|||||
октябрь |
ноябрь |
||||||
баллы |
Ранг А (до эксперимента) |
баллы |
Ранг Б (после экспр-та) |
d (А-В) |
d2 |
||
1 |
Имен А. |
6 |
9.5 |
9 |
10.5 |
-1 |
1 |
2 |
Женя Б. |
3 |
2.5 |
5 |
3.5 |
-1 |
1 |
3 |
Валерия Б. |
3 |
2.5 |
5 |
3.5 |
-1 |
1 |
4 |
Коля Г. |
4 |
6.5 |
7 |
7.5 |
-1 |
1 |
5 |
Рита Д. |
3 |
2.5 |
4 |
1 |
1.5 |
2.25 |
6 |
Матвей М. |
7 |
11.5 |
9 |
10.5 |
1 |
1 |
7 |
Олег М. |
4 |
6.5 |
6 |
6 |
0.5 |
0.25 |
1 |
Архип С. |
6 |
9.5 |
9 |
10.5 |
-1 |
1 |
2 |
Соня Ч. |
3 |
2.5 |
5 |
3.5 |
-1 |
1 |
3 |
Оля С. |
7 |
11.5 |
7 |
7.5 |
4 |
16 |
4 |
Соня П. |
4 |
6.5 |
9 |
10.5 |
-4 |
16 |
5 |
Ваня Ч |
4 |
6.5 |
5 |
3.5 |
3 |
9 |
Итого |
78 |
78 |
0 |
50.5 |
Коэффициент корреляции Спирмена, вычисленный для двух параметров (в нашем случае это воображение в ситуации «до» и «после» в экспериментальной группе), равен 0,823 при p=0.01, что входит в число статистически значимых.
Результат: rs = 0,823
Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.
Таким образом, наша гипотеза о влиянии данной развивающей программы на формирование внимания воображения дошкольников подтвердилась.
Проведенное изучение и интерпретация полученных результатов полностью подтвердили выдвинутую в курсовой работе гипотезу: использование развивающей программы игр и упражнений (адаптированной автором) в работе с детьми 4-5 лет дает положительную динамику в развитии внимания и воображения, что указывает на эффективность игр в воспитании и обучении дошкольников.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей такую деятельность, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка[23].
Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана. Игра – ведущая деятельность. Потому что в ней коренным образом меняется мышление ребенка, его воображение, предвидение событий и результатов поступков, а любопытство и любознательность превращают в мощную познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения.
Целью исследования явилось проверка эффективности использования сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие когнитивных процессов. На первом этапе был осуществлён подбор методик и определена выборка исследования.
По результатам диагностики внимания был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе дети показали более низкие результаты, средний уровень внимания – 33%, низкий и ниже среднего по 17%, высокий уровень выявлен только у одного ребенка (8%). В контрольной группе высокий уровень внимания выявлен у 37% детей. По результатам диагностики воображения определено, что в воспитательном процессе данного дошкольного общеобразовательного учреждения проблеме развития воображения уделялось недостаточное внимание, особенно в экспериментальной группе, где были вывялены более низкие результаты исследования. В связи с этим работы воспитанников не отличались эмоциональностью и красочностью, правда, в некоторых работах можно было выявить отдельные элементы творческой фантазии, однако они все же отличались непроработанностью деталей. Таким образом, дети экспериментальной группы нуждаются в коррекционной программе по улучшению своих показателей.
На третьем этапе была проведена педагогическая работа с детьми экспериментальной группы и произведён статистический анализ полученных данных, а также сформулированы выводы. Констатирующий эксперимент был направлен на исследование произвольного внимания у детей. На данном этапе опытно-экспериментальной работы мы реализовали разработанную нами программу, которая состоит из 15 игр. Время сюжетно-ролевых игр - 20 -25 мин. Особое внимание при создании программы мы уделяли принципу целостного развития внимания ребенка. Занятия проводились нами по плану, 4 раза в неделю в свободное время, чаще во - второй половине дня.
На контрольном этапе определено, что уровень переключения и распределения внимания повысился. Обобщая результаты исследования установлено, что разработанная и использованная в исследовании методика позволила провести качественный анализ внимания средних дошкольников
Проведенное нами исследование выявило: 0 % дошкольников имеют низкий уровень переключения и распределения внимания, 66% дошкольников имеют средний уровень переключения и распределения внимания и 32% дошкольников имеют выше среднего и высокий уровень переключения и распределения внимания. Также исследование показало, что все основные свойства внимания (объем, переключение и распределение) внимания улучшились.
Анализ диагностического исследования воображения показал, что уровень воображения в экспериментальной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с контрольной группой, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии проведенной программы на развитие воображения и внимания на основе сюжетно-ролевых игр. Если на начало эксперимента в октябре в экспериментальной группе было 8 детей с низким уровнем воображения, что составляло 67% детей от общего количества детей исследуемой группы, то в ноябре 2014 года после реализации программы сюжетно-ролевых игр детей с низким уровнем не стало. Что, в свою очередь, говорит о положительном влиянии данной программы
Для обработки результатов эмпирического исследования использовался метод ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент корреляции Спирмена уровня развития внимания, равен rs = 0.495, в воображения rs = 0,823 при p=0.01, что входит в число статистически значимых.
Таким образом, наша гипотеза о влиянии данной развивающей программы на формирование внимания воображения дошкольников подтвердилась. Проведенное изучение и интерпретация полученных результатов полностью подтвердили выдвинутую в курсовой работе гипотезу: использование развивающей программы игр и упражнений (адаптированной автором) в работе с детьми 4-5 лет дает положительную динамику в развитии внимания и воображения.