Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы использования игры как метода воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Методология исследования. Результаты констатирующего этапа исследования когнитивного развития детей 4-5 лет

При выборе методик, которые мы использовали в данной экспериментальной работе, особое значение придавали следующему аспекту: внимание, как психический процесс, являясь формой отражения действительности, нельзя поставить в один ряд с такими процессами, как восприятие, мышление, воображение и др. Перечисленные выше процессы имеют собственную содержательную характеристику, т. е. обладают предметным содержанием. Внимание же, особенно его высшие произвольные формы, обеспечивают единство отражаемого и отраженного, выступает как структурирующий фактор. С помощью внимания человек овладевает содержанием ощущений, восприятия, представлений, внимание проявляется как бы внутри этих процессов, но к ним не сводится. Все это создает определенные трудности для его изучения, в частности, при решении вопроса об отнесенности ошибок собственно внимание за счет того процесса, в который оно включено.

Учитывая эту особенность исследуемой функции, при экспериментальном изучении внимания обычно рекомендуется выбирать такую элементарную деятельность, которая не требовала бы специальных знаний и навыков и не содержала бы трудностей в процессах обеспечивающих эту деятельность.

Рассмотрев и изучив более 15 методик по исследованию внимания мы пришли к выводу, что наиболее типичными методиками, удовлетворяющими этим условиям, могут служить диагностические методики соответствующей направленности, авторы которых Р.С.Немов, В.С.Мухина.

Методика «Проставь значки» (Р.С.Немов)

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед нача­лом выполнения задания ребенку показывают рис. 1 прил.2., и объясня­ют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков про­ставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответ­ственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в тече­ние двух минут, а общий показатель переключения и распреде­ления его внимания определяется по формуле:


S = 0,5 x N- 2,8n : 120

где S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные зна­ки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими зна­ками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов — показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов — показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

Анализируя результаты эксперимента мы получили следующие результаты по контрольной и экспериментальной группам, которые представили в таблицах 2– 3.

Таблица 2

Уровень развития переключения и распределения внимания в контрольной группе

Фамилия, имя детей

N

n

S

Количество баллов

Уровень развития

Георгий В.

100

2

0,90

9 баллов.

высокий

Настя К.

100

4

0,80

8 баллов.

высокий

Арина Ф.

95

5

0,70

7 баллов

средний

Ваня Ч.

60

6

0,60

6 баллов.

средний

Соня Т.

50

8

0,50

5 баллов.

низкий

Настя Д.

50

7

0,50

5 баллов

низкий

Алеша Е.

85

8

0,50

5 баллов

низкий

Артем Д.

95

4

0,70

7 баллов.

средний.

Матвей К.

95

3

0,80

8 баллов.

высокий.

Эмилия Ф.

100

2

0,90

9 баллов

высокий.

Ярослав А.

95

5

0,70

7 баллов

средний

Катя Б.

95

4

0,70

7 баллов.

средний.


Проанализировав данные контрольной группы, отмечаем, что:

Рисунок 2– Уровень переключения и распределения внимания в контрольной группе

Таким образом, в контрольной группе уровень переключения и распределения внимания находится на среднем уровне (42%), низкий уровень отмечен у 3-х средних дошкольников (Соня Т., Настя Д., Алеша Е.). Высокий уровень переключения и распределения внимания определен у 4-х детей (33%)

Таблица 3

Уровень развития переключения и распределения внимания в экспериментальной группе

Фамилия, имя детей

N

n

S

Количество баллов

Уровень развития

Имен А.

50

8

0,50

5 баллов.

низкий

Женя Б.

95

5

0,70

7 баллов

средний

Валерия Б.

100

4

0,80

8 баллов.

высокий

Коля Г.

95

5

0,70

7 баллов

средний

Рита Д.

60

6

0,60

6 баллов.

средний

Матвей М.

50

8

0,50

5 баллов.

низкий

Олег М.

50

8

0,50

5 баллов.

низкий

Архип С.

50

8

0,50

5 баллов.

низкий

Соня Ч.

50

8

0,50

5 баллов.

низкий

Оля С.

100

2

0,90

9 баллов.

высокий

Соня П.

100

2

0,90

9 баллов

высокий.

Ваня Ч

95

5

0,70

7 баллов

средний

Проанализировав данные экспериментальной группы, отмечаем, что:

Рисунок 3 – Уровень переключения и распределения внимания в контрольной группе

В нашей экспериментальной группе обнаружены трое дошкольников с низким уровнем переключения и распределения внимания (42%): Имен А., Матвей М., Олег М., Архип С., Соня Ч. Высокий уровень переключения и распределения внимания отмечен всего у 2-х детей (25%), остальные дошкольники имеют средний уровень переключения и распределения внимания. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп представим графически на рис. 4:


Рисунок 4– Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню переключения и распределения внимания

Затем нами была проведена методика Р.С.Немова «Запомни и расставь точки», предназначенная для оценки объема внимания средних дошкольников. Для этого используется стимульный материал (Приложение 3). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую ин­струкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точ­ки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1—2 сек, показывается каж­дая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 3 прил. 1) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов. Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количес­тво точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточ­ке 6 и более точек.

8—9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6—7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4—5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0—3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

  • 10 баллов — очень высокий.
  • 8—9 баллов — высокий.
  • 6—7 баллов — средний.
  • 4—5 баллов — низкий.

Представим результаты констатирующего этапа по методике Р.С.Немова «Запомни и расставь точки» контрольной и экспериментальной групп. Результаты этапа представлены в таблицах 4 – 5.

Таблица 4

Уровень развития объема внимания в контрольной группе


Фамилия, имя детей

Количество точек

Количество баллов

Уровень развития

Георгий В.

4

8 баллов.

высокий

Настя К.

5

9 баллов.

высокий

Арина Ф.

4

8 баллов

высокий

Ваня Ч.

3

6 баллов.

средний

Соня Т.

2

5 баллов.

низкий

Настя Д.

2

5 баллов

низкий

Алеша Е.

2

5 баллов

низкий

Артем Д.

3

7 баллов.

средний.

Матвей К.

4

8 баллов.

высокий

Эмилия Ф.

5

9 баллов

высокий.

Ярослав А.

3

6 баллов.

средний

Катя Б.

2

5 баллов.

низкий

Проанализировав данные таблицы 5, отмечаем, что:

Рисунок 5 – Уровень развития объема внимания в контрольной группе, %

Из рис. 5 следует, что в контрольной группе уровень переключения и распределения внимания находится на высоком и среднем уровне (42 и 25%), низкий уровень отмечен у 4-х средних дошкольников (Соня Т., Настя Д., Алеша Е. и Катя Б. Высокий уровень переключения и распределения внимания определен у 4-х детей (33%).

Таблица 5

Уровень развития объема внимания в экспериментальной группе

Фамилия, имя детей

Количество точек

Количество баллов

Уровень развития

Имен А.

2

5 баллов

низкий

Женя Б.

3

7 баллов.

средний.

Валерия Б.

4

8 баллов.

высокий

Коля Г.

3

6 баллов.

средний

Рита Д.

2

5 баллов

низкий

Матвей М.

3

7 баллов.

средний.

Олег М.

3

6 баллов.

средний

Архип С.

2

5 баллов

низкий

Соня Ч.

2

5 баллов

низкий

Оля С.

3

6 баллов.

средний

Соня П.

3

7 баллов.

средний.

Ваня Ч

3

6 баллов.

средний