Файл: Игра как метод воспитания (Теоретические основы использования игры как метода воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Список использованной литературы

  1. Авраменко О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы. - Елец, 2001. С.8.
  2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. – Ростов н/Д, Изд-во «Феникс», 1998. С.134.
  3. Антонова, Т. В. Социальная компетентность ребенка дошкольника : показатели развития и методы выявления / Т. В. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 5.
  4. Выготский, Л. С., Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, № 6. С.62.
  5. Выготский, А. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. [Текст] / А.С. Выготский // 2-е изд. - М., 2011. С.90.
  6. Калиниченко, А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко, В. Н., Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2014. С.4.
  7. Катаева, А. А., Стребелева, Е. А., Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя - М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. С.4.
  8. Козлова, Ю. В., Возрастная и педагогическая психология в наследии П. Ф. Каптерева : Проблемы и решения, Диссертационная работа, 2000. [Электронный документ] URL:http://www.dissercat.com/content/vozrastnaya-i-pedagogicheskayapsikhologiya-v-nasledii-p-f-kaptereva-problemy-i-resheniya
  9. Краснощекова, Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. С.67.
  10. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психолог, произведения: В 2-х т.-М.: Радуга, 1983.-т.1. С. 323
  11. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983—1986. — Т. 1—8.
  12. Миллер, С., Психология игры – СПб: Университет. кн., 1999. С.13.
  13. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. С.12.
  14. Никитин, Б. П., Развивающие игры, М.: Педагогика,1981. С.7.
  15. Пиаже, Ж., Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., "Просвещение",1969. С.18.
  16. Педагогика и психология: Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская — Санкт-Петербург, Гардарики, 2009. С.48-50.
  17. Психолого-педагогический практикум по детской психологии: О. О. Косякова — Москва, Феникс, 2009. С.16-20.
  18. Романова И.А. Психология и педагогика. М.: Экзамен, 2006. С.25.
  19. Смирнова, Е. О., Соколова, М. В., Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка. Журнал «Современная зарубежная психология» №2 , 2013
  20. Специальная психология и педагогика: учеб.пособие д: Колесникова Г.И. — Санкт-Петербург, 2010. С.78.
  21. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. С.12.
  22. Эльконин, Д. Б., Психология игры. 2 -e издание. -М., 1999. С.158.

Приложение 1

Списки детей

Контрольная группа детей 4-5 лет

Контрольная группа (имя)

Возраст

1

Георгий В.

4,1

2

Настя К.

4,6

3

Арина Ф.

5,1

4

Ваня Ч.

4,3

5

Соня Т.

4,0

6

Настя Д.

4,2

7

Алеша Е.

4,3

8

Артем Д.

4,5

9

Матвей К.

4,0

10

Эмилия Ф.

4,8

11

Ярослав А.

4,5

12

Катя Б.

4,2

Экспериментальная группа детей 4-5 лет

Контрольная группа (имя)

Возраст

1

Имен А.

4,4

2

Женя Б.

4,1

3

Валерия Б.

4,7

4

Коля Г.

5,1

5

Рита Д.

4,3

6

Матвей М.

4,1

7

Олег М.

4,3

8

Архип С.

4,5

9

Соня Ч.

4,5

10

Оля С.

4,6

11

Соня П.

4,1

12

Ваня Ч

4,0

Приложение 2

Программы игр

Игра «Магазин» - предполагает следить за наличием товара в магазине, правильно обслуживать покупателей, брать у них деньги, взвешивать товар. Дети охотно распределяют роли. Ход Игры представлен в приложении 7.

Игра «Шофер» - изначально внимание средних дошкольников привлекается к деятельности шофера: он заботится о пассажи­рах, объявляет остановки, не отправляет автобус, пока все не войдут в салон, продает проездные талоны только на остановках, чтобы не отвлекаться во время движения и не подвергать пассажиров опасности и т.д. Мы ввели роль контролера, который проверял проездные документы у всех пассажиров, внимательно изучая их и продавца газет и журналов. Он раздавал детские журналы и просил детей ответить на вопрос по основной дидактической теме недели. Например: «Найти и подобрать иллюстрации по теме «Весна».

Игра «Почта». Цель: познакомить детей с работой почты, расширять воображение о труде работников почты (почтальон, оператор-приемщик, телеграфист, сортировщик, шофер), закреплять умения правильно пользоваться атрибутами игры.


Оборудование: самодельные посылки, открытки, телеграммы, письма, конверты, сумки почтальона, ящик для писем, штемпель.

Возраст: 4–5 лет.

Предварительная работа: Воспитатель рассказывает детям, что почта нужна для того чтобы можно было связаться с другими людьми, поздравить открыткой знакомых с праздником, отправить телеграмму, письмо, посылку. Знакомит с разными видами почтовой связи (телефон, телеграф, интернет…), с обязанностями работников (обслуживают клиентов, проверяют оформление писем, телеграмм, документов, бланков. На почте работники сортируют принятую корреспонденцию, потом поезда или самолеты доставляют почту в разные уголки нашей страны, а почтальоны разнесут ее по домам) и клиентов почты. Предложить родителям посетить почту, отправить открытку.

Ход игры:

1-я ситуация: Подготовка оборудования для игры: вырезаем из журналов картинки, тексты для писем, склеиваем конверты, готовим бланки и квитанции, марки, раскладываем газеты журналы, подготавливаем пустые коробки и пакеты для посылок и бандеролей.

Предлагаем детям различные линии сюжета:

Посетители - встают в очередь и по одному подходят к приемщику и сообщают, что они хотят отправить посылку, бандероль, дать телеграмму, купить конверт…

Сортировщик – раскладывает письма, газеты, журналы, и объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт…).

Приемщик – обслуживает посетителей (роль выполняет воспитатель)

2-я ситуация: Мне надо поздравить бабушку с днем рождения, она живет в другом городе. Как мне ее поздравить? Идем на почту. Распределение ролей - оператор, почтальон, шофер, клиент. Уточняем представления об обязанностях работников почты (письмо опускаем в ящик, сортировщик достает и раскладывает по полочкам , почтальон доставляет корреспонденцию по адресу). Дети выполняют игровые действия (рисуют открытки, покупают и приклеивают марки, опускают письма в почтовый ящик, вынимают из ящика, доставляют адресату). В ходе игры следует обращать внимание на правильное выполнение роли, взятой на себя.

3-я ситуация: К детям пришел Копатыч и сообщил, что ему позвонил Ежик и попросил прислать яблок на праздник. А Копатыч не знает, как это сделать и обращается к детям за помощью.

Дети объясняют, как отправить посылку (купить коробку для посылки, уложить яблоки, заклеить, написать адрес от кого и куда, заплатить деньги и отдать приемщику)

Копатыч просит отвести его на почту. Дети распределяют роли. (Приемщик – принимает, ставит печать, выписывает квитанцию об отправлении посылки. Развитие сюжета - Ежик получает посылку, кто-то еще приходит на почту…(роль воспитателя второстепенная).


Связь игры в почту с другими сюжетно-ролевыми играми:

  • Игры в детский сад: дети пишут письмо на телевидение и просят показать любимый мультфильм, почтальон приносит письмо для мамы, детям приходит посылка от сказочного героя…
  • Игры в больницу: отправить письмо любимой бабушке, получить поздравление с Денем рождения…
  • Игры в транспорт: пассажиры улетают в другой город и дают телеграмму родственникам, чтобы встретили…
  • Игры в семью – выписать или купить газеты и журналы, опустить письмо в почтовый ящик, продиктовать текст телеграммы телефонистке на почту…

Игра «Парикмахерская» - наряду с клиентами парикмахерского зала оказалась Баба Яга, эту роль выполнял педагог. Своими вопросами, репликами («А чего это вы все здесь собрались?», «Я тоже хочу изменить имидж.» педагог придает новое игровое направление и параллельно вводит роль «стилиста», эту роль выполняли все дети, по подбору прически для Бабы Яги.

Таким образом, нами были изменены игры «Кафе»- появился Карлсон, «Школа»- пришел Незнайка на урок и др.

Игра «Интервью». Игра направлена на развитие умения распределять роли и развитие воображения детей средней группы При помощи считалки дети выбирают "журналиста", а остальные роли распределяются. Затем ведущий объясняет правила: "Представьте себе, что в вашу сказочную страну прибыл хитрый журналист, которому надо определить, кто кем является. Он будет просить вас выполнить его задание или задавать вопросы. Но напрямую спрашивать "Кто ты?" он не может. Например, журналист в лесу видит персонажа, занятого колдовством - это может быть фея или баба-яга. А может быть, это лиса варит журавлю кашу. Журналист должен спросить: "Что вы варите?", "Кому вы хотите помочь?", "А станцуйте для меня!" - но все вопросы обязательно должны быть добрыми и веселыми. Угадав персонажа, журналист может взять у него интервью.

Игра «Кино». Игра направлена на развитие воображения детей средней группы. Ведущий (воспитатель) заранее подбирает эпизоды из сказок, в которых особенно резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставится задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие сразу распознали, кто это. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой сценки.

Приложение 3

Тест на объем внимания детей от 3 до 5 лет "Поставь точки"

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).


Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов

– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов

– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов

– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов

– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла

– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Рис 9 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

Рис 10 Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»

Приложение 4

Методика "Проставь значки"

Цель
Оценка переключения и распределения внимания ребенка

Оборудование
Ребенку показывают рисунок

Инструкция
Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс и точку.