Файл: Налоги с физических лиц, экономическое значение их.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ст.17 НК РФ [2] налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения ст.38 НК РФ;
  • налоговая база ст. 53 НК РФ;
  • налоговый период ст.55 НК РФ;
  • налоговая ставка ст.53 НК РФ;
  • порядок исчисления налога ст.54 НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога ст. 57,58 НК РФ.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам ст. 56 НК РФ. [2]

1.2. Значение налогов для бюджета

Для того что бы реализовать функции налогов государству необходима налоговая политика. Налоговая политика это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.

В налоговой политике как правило включаются комплексные меры в области регулирования, направленные на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач [13].

Налоговая политика отражает совокупность трех основных этапов разработки и совершенствования налоговой системы государства:

  • разработка научно обоснованных концепций развития налоговой системы;
  • выбор наиболее оптимальной концепции создания налоговой системы с учетом текущей ситуации и перспектив, а также направления совершенствования налоговой системы в будущем;
  • разработка и реализация практических действий и мер, позволяющих создать наиболее эффективную налоговую систему.

Основу налоговой политики государства формируют два взаимосвязанных направления: формирование доходной части бюджетов разных уровней за счет налоговых платежей; использование налогообложения в качестве инструмента для регулирования социально-экономической деятельности. [13

В экономических исследованиях выделяются три типа налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов, направленная на максимизацию налоговых платежей в бюджет государства. Применение такой политики приводит к тому, что в перспективе объемы налоговых поступлений существенно снижаются, а часть предпринимательского сектора начинает использовать «теневые» схемы бизнеса.
  2. Политика разумных налогов, которая характеризуется минимальным вмешательством государства в экономическую сферу, при этом уровень налогового бремени низкий. Данная политика положительно влияет на развитие предпринимательского сектора, однако может оказать отрицательное влияние на развитие социальной сферы из-за возможного недостаточного объема налоговых поступлений в бюджет.
  3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите.

Во время формирования налоговой политики государство может сочетать несколько типов. Например, налоговая политика Российской Федерации сочетает в себе первый и третий тип.

Для того чтобы лучше понять насколько велико значение налоговых поступлений по тем налогам, которые уплачиваются не только организациями, но и физическими лицами, для доходной части бюджета Российской Федерации в целом, следует рассмотреть их долю в общем бюджете. Данные взяты на основании сведений сайта федеральной налоговой службы за 2017 г. и 2018 г. в разделе «Статистика и аналитика» [19]. В таблице 2 рассмотрено поступление налогов в консолидируемый бюджет по Российской Федерации и их доля.

Таблица 2.

Доля налогов с физических лиц по Российской Федерации.

Показатель

Поступило в консолидированный бюджет млн. руб.

2017 г.

Удельный вес в %

2018 г.

Удельный вес в %

Всего по администрируемым доходам, в том числе

17 343 436,138

100

21 328 495,411

100

НДФЛ

3303347,2

19,046

3714330,0

17,414

Земельный налог

186 016,2

1,072

187 068,5

0,877

Транспортный налог

127 619,2

0,736

132 043,1

0,619

Водный налог

2 390

0,014

2 772,5

0,013

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

2 452,9

0,014

2 555,6

0,012

По данным таблицы можно заметить, что удельный вес налогов, уплачиваемых в бюджет, в том числе физическими лицами в рамках РФ за 2017 г. в сумме составляет 20,882%, а за 2018г. - 18,935%, т.е. доля упала, хотя налоговых поступлений в суммовом выражении в 2018г. на 416 944,20 млн. руб. больше чем в 2017г. Данные показания демонстрируют, что при общем росте поступления денежных средств в российский бюджет, доля вышеперечисленных налогов уменьшается, а это означает, что как экономический источник они теряют ценность. Причиной может быть уменьшение собираемости данных налогов.

Поскольку налоги с физических лиц, как правило, в основном формируют региональный и муниципальный бюджет, поэтому далее обратимся к анализу собираемости налогов на примере Республики Хакасия и одного из ее муниципальных образований – города Абакан. Сведения, используемые в анализе, выбраны из Отчетов по исполнению бюджета республики за 2018 год [6] и города [10] за 2018 год.


В региональный бюджет поступает транспортный налог, который уплачивается, в том числе и физическими лицами, и часть НДФЛ, поэтому в таблице 3 и оценивается доля участи этих налогов в формировании доходной части бюджета Республики Хакасия за 2018 год. При этом прослеживается и выполнение этих источников дохода.

Таблица 3.

Отчет по исполнению доходной части бюджета Республики Хакасия за 2018 год, тыс. руб.

Статья дохода бюджета

Назначено

Исполнено

% исполнения

Доля в доходах

Всего доход бюджета

33 845 250

34 691 451

102,5

100

В том числе налоговые доходы:

24 458 565

24 174 280

98,8

69,7

  • Налог на прибыль

6 812 911

6 341 328

93,1

18,3

  • НДФЛ

9 935 100

9 881 123

99,5

28,5

  • Акцизы

2 627 140

2 620 203

99,7

7,6

  • Упрощенная система налогообложения

858 449

874 995

101,9

2,5

  • Налог на имущество организаций

2 798 239

2 898 499

103,6

8,4

  • Транспортный налог

330 926

371 297

112,2

1,1

  • Налог на игорный бизнес

835

795

95,2

0,002

  • НДПИ

645 873

714 150

110,6

2,1

  • Госпошлина

69 745

72 571

104,0

0,2

Анализируя сведения таблицы, следует отметить следующее:

Доходная часть бюджета Республики Хакасия за 2018 год выполнена на 102.5%. В то же время налоговые доходы собраны только на 98.8%.

При этом налоговые доходы составляют 69.7%, что составляет наибольшую долю в доходах.

  • основной источник пополнения бюджета из налогов – это налог с доходов физических лиц (НДФЛ -28.5%);
  • на втором месте – та часть налога на прибыль организаций, которая остается в региональном бюджете (18.3%);
  • почти одинакова доля акцизов (7.6%) и налога на имущество организаций (8.4%);
  • не совсем понятно, почему так низка доходная доля республиканского бюджета в виде налога на добычу полезных ископаемых (2.1%) при том количестве угольных разрезов, которые размещены на территории республики;
  • и уж совсем незначительна доля транспортного налога, который уплачивают не только юридические лица, но и физические лица. И это при том, что ставки налога в республике по сравнению с базовыми ставками увеличены по некоторым видам транспортных средств почти в 8 раз при максимальном увеличении – в 10 раз.

В качестве вывода можно сказать, что основной источник доходной части бюджета Республики Хакасия в 2018 составляет именно налог на доходы физических лиц. Плохо то, что налоговые органы не смогли собрать его в запланированных пределах, а выполнили только на 99.5%.

Интересно оценить и поступление налоговых доходов в бюджет Республики Хакасия в динамике двух лет 2017 [5] и 2018 годы [6].

Таблица 4.

Динамика доли налогов с физических лиц в доходной части бюджета по Республике Хакасия

Показатель

Поступило в консолидированный бюджет млн. руб.

2017 г.

2018 г.

Изменения

млн. руб.

%

Всего по налоговым доходам

22 437,1

24174,2

1737,1

7,7%

НДФЛ

7 358,9

9881,1

2522,2

34,3

Транспортный налог

253,1

371,3

118,2

146,7

Водный налог

10,7

11,4

0,7

6,5

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

0,2

0,1

-0,1

-50,0

По представленным данным можно отметить, что в Республике Хакасия налоговые поступления в бюджет за 2018 год по сравнению с 2017 годом почти по всем налогам выросли: наибольший рост у транспортного налога – почти в 1,5 раза (хотя сумма его и невелика по-прежнему), налога с доходов физических лиц на 34,3%.

А вот поступления в бюджет по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов уменьшились в 2 раза.

Налог на имущество физических лиц, НДФЛ и земельный налог формируют муниципальный бюджет, поэтому значение данных налогов для данного бюджета будут анализироваться на основании города Абакана – столицы Республики Хакасия. Выполнение собираемости каждого из налогов и их доля в бюджете города представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Отчет по исполнению доходной части бюджета города Абакана Республики Хакасия за 2018 год, тыс. руб.

Статья дохода

назначено

исполнено

Исполнение %

Доля налога в доходе %

Всего доход

6 537381,2

5 473878,8

83,7

100

В том числе налоговые доходы

2406344

1999718,7

83,1

36,5

НДФЛ

1 421629

1 366272,7

96,1

24,9

Акцизы

9800

9808,5

100,1

0,2

ЕНВД, ЕСХН, патентная система

230215

150132,5

65,2

2,7

Налог на имущество физических лиц

100000

103537,2

103,5

1,9

Земельный налог

591593

327287

55,3

6,0

Госпошлина

53107

42680,8

80,4

0,8


Итак, выполнение доходной части основного муниципального образования Республики Хакасия – г. Абакана намного хуже, чем республиканского бюджета в целом (83.7% по сравнению с 102.5%).

В муниципальном бюджете налоговые доходы составляют даже меньше половины – всего 36.5%, а это значит, что основная часть дохода – это неналоговые поступления в бюджет, в первую очередь арендная плата за муниципальные помещения.

Основная доля налоговых доходов также как и в республиканском бюджете отведена НДФЛ (24.9%), при этом и собираемость данного налога почти 100% (96.1%).

Второе место среди налоговых доходов отводится земельному налогу, который уплачивают как организации, так и физические лица (6%) и это при собираемости чуть более половины (55.3%).

Выводы по первой главе.

Удельный вес налогов, уплачиваемых в бюджет, в том числе и физическими лицами, в рамках Российской Федерации за 2018 г. упал, хотя налоговых поступлений в суммовом выражении в 2018г. на 416 944,20 млн. руб. больше чем в 2017г. Данные показания демонстрируют, что при общем росте поступления денежных средств в российский бюджет, доля названных налогов уменьшается, а это означает, что как экономический источник они теряют ценность. Причиной может быть уменьшение собираемости данных налогов.

Доходная часть бюджета Республики Хакасия за 2018 год выполнена на 102.5%. При этом налоговые доходы составляют 69.7%.

В Республике Хакасия налоговые поступления в бюджет за 2018 год по сравнению с 2017 годом почти по всем налогам выросли, хотя собираемость их и не достигла планируемой величины: налоговые доходы собраны только на 98.8%.

Как ни странно, но основной источник доходной части бюджета Республики Хакасия в 2018 составляет именно налог на доходы физических лиц, хотя в других регионах это налог на прибыль. Кроме того Республика Хакасия имеет развитую добывающую отрасль: это и пять угольных разрезов с открытой добычей угля, и молибденовый рудник, и золотодобывающие артели, и следовательно должен быть высок уровень налога на добычу полезных ископаемых в доходе бюджета республики, но этого не происходит на практике. Следует проанализировать причину такого положения.

В муниципальном бюджете г. Абакана налоговые доходы составляют даже меньше половины – всего 36.5%, а их собираемость за 2018 год составила всего 83.7%. Это означает, что основная часть дохода – это неналоговые поступления в бюджет, в первую очередь арендная плата за муниципальные помещения. Основная доля налоговых доходов в городе Абакане также как и в республиканском бюджете отведена НДФЛ (24.9%), при этом и собираемость данного налога почти 100% (96.1%).