Файл: Б.3.Б.12 УМК Новостная журналистика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2019

Просмотров: 1500

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интрига - лид строится на использовании связанного с новостью курьезного или необычного факта, противоречия, чьей-то нелепой ошибки или абсурдного поступка.

В Венесуэле, стране тотального криминала, бандитские разборки могут коснуться кого угодно. Даже популярнейшая Алисия Мачадо, прославившая родину своей победой в Лас-Вегасе на конкурсе “Мисс мира - 96” не осталась в стороне. Сегодня ее обвиняют ... в причастности к покушению на убийство некоего Франциско Сберта“.


Цитата - прямое цитирование или изложение высказывания по поводу новости известного лица, своего рода подкрепление материала авторитетным мнением.

- Какие 25 миллионов долларов? По телевизору так сказали? Да на такие деньги здесь, знаете, сколько можно понаворочать...- директор лечебно-оздоровительного комплекса “Малый Исток” Николай Шаповалов чуть не машет руками”.


Другие типы лидов: драматический, вопросительный, контрастный, статистический, ретроспективный и т. д.

Выбирая тип лида, необходимо учесть следующие моменты:


  • когда произошло событие и может ли читатель уже иметь какую-либо информацию о нем;

  • простое это событие или сложное;

  • актуальна ли новость для читателя;

  • какие аспекты события являются наиболее важными?

Ответы на данные вопросы помогут выбрать оптимальный тип лида и лучше подать новость.


Лекция 4


Заметка.


План:


  1. Жанрообразующие признаки заметки

  2. Заметка в современных СМИ

  3. Виды заметки

  4. Язык и стиль заметки


Жанрообразующие признаки заметки


Заметка - наиболее старый и распространенный жанр новостной журналистики. Из коротких, в 10 - 20 строк, заметок почти полностью состояла первая русская газета “Ведомости”:

«Из Казани пишут. На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству».

Ведущим жанром заметка остается и в “Санкт-Петербургских ведомостях”, выходивших с 1728 года. С газетных страниц заметка проникает в журналы, получившие в 18 веке значительное развитие.

Благодаря таким качествам, как лаконичность, малый объем и оперативность, заметка и в наше время остается основным информационным жанром для сообщения событийных новостей.

Так как интересные для аудитории события происходят во всех сферах жизни (в политике, экономике, культуре, науке, искусстве и т.д.), то тематика заметок практически безгранична, как их география.

Слово “заметка” имеет несколько значений. Заметки в широком смысле - это форма раздумий, размышлений по поводу увиденного, прочитанного. В газетах и журналах можно встретить рубрики “Заметки писателя”, “Путевые заметки”. Нас же интересует заметка как жанр информационной журналистики, как специфическая форма сообщения читателю новостей.


Жанровые характеристики заметки



Предмет - конкретное событие действительности, актуальное или интересное для аудитории. Требования оперативности и лаконичности не позволяют журналисту глубоко анализировать событие, пристально его изучать, выяснять все детали и нюансы, всесторонне оценивать, по крайней мере на этапе подготовки первого сообщения. Заметка сообщает только самое главное о событии.

Функция заметки - оперативное сообщение основной информации о событии. Чтобы успешно ее реализовать, достаточно полно и объективно выяснить главное, получить точные ответы на классические вопросы: кто и что сделал, где и когда это случилось, как и почему произошло.

Масштаб охвата действительности в заметке ограничен пространственными и временными рамками рассматриваемого события.

Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. Информационная база заметки чаще всего не является достаточной для глубоких выводов и широких обобщений. Этого не требует и информационная природа данного жанра (заметка сообщает о факте, но не анализирует его).

Вместе с тем в ряде случаев жанр заметки позволяет автору выразить свое отношение к событию, дать его общую оценку, чаще всего чувственно-эмоциональную.

Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.

Собирая необходимую для написания заметки информацию, журналист использует преимущественно эмпирические методы познания действительности, прежде всего наблюдение. Конечно, применение в случае необходимости других присущих научному способу познания методов (например анализа, сравнения, аналогии и т.д.) и даже других способов познания действительности вовсе не исключено, но эмпирика в данном случае явно преобладает.

Стиль заметки отличается лаконичностью, простотой и ясностью изложения. Основа языка - общеупотребительная лексика; возможно использование однозначных, семантически открытых терминов.

Из рассмотренных схем построения новостных материалов для создания заметки чаще других применяется “перевернутая пирамида”, но возможны и другие.


Заметка в современных СМИ


В современных изданиях мы можем встретить заметку, стоящую на полосе как самостоятельный материал, но чаще на страницах газет и журналов заметки объединяется в специальные информационные подборки (новостные блоки).

Принципы организации подборок:

- По тематике новостей - “Новости вокруг науки” (“Педагогический калейдоскоп”), “Арт-фонарь”(“Наша газета”), “Спортивный телетайп” (“Кузбасс”);

- На основе географии событий - “Новости. Кузбасс”, “Новости. Россия” (“Кузнецкий край”), “Пульс планеты” (“Правда”, ”Труд”);

- На основе временного периода - “От четверга до четверга” (“Общая газета”);

- По источнику информации - “НЕГА сообщает” (“Независимая газета”);

- По специфике аудитории - “Проблемы молодежи”, “Акселерация” (“Педагогический калейдоскоп”);


- По форме подачи информации - “Новости с комментарием”, “Новости без комментария” (“Наша газета)”, “Одним абзацем” (“Кузнецкий рабочий”).


Иногда новости объединяются в блок по нескольким общим признакам: “Хроника происшествий: Прокопьевск” (“Кузнецкий край”). Есть немало других возможностей составления новостных подборок. В “Комсомольской правде”, например, использовались следующие рубрики:

  • Короче некуда” - предельно краткая новостная “смесь”, нередко курьезного характера;

  • Сообщаем подробности” - подборки заметок, содержащих дополняющую, развивающую информацию об актуальных событиях в стране и за рубежом;

  • Короткая версия”, “Все новости - в номер” - “горячие” новости из-за рубежа;

  • О чем судачит планета” - заметки о звездах зарубежного кино, шоу-бизнеса;

  • О чем говорит страна” - заметки о неординарных событиях и происшествиях в России.


Сегодня во многих печатных СМИ объем новостной информации снижается, что ведет к унификации форм подачи новостей (НГ).


Виды заметки


Хроника - предельно краткое сообщение о событии. Содержит только основные сведения, часто отвечает только на часть вопросов (например, на вопросы что?, где?, когда?). Публикуется главным образом в подборках, без заголовков и подписей авторов.

Собственно заметка - сообщение, содержащее основные и минимально необходимые дополнительные сведения о событии. Как правило, отвечает на все классические вопросы, имеет заголовок или хедлайн, часто - подпись автора. На газетных полосах может помещаться и как отдельный материал, и в подборках новостей.

Расширенная информация - подробное сообщение о событии, содержащее, наряду с главными сведениями, дополнительную информацию о нем. Этот вид заметки нередко включает в себя и комментарий, выражающий оценочное отношение автора к описываемому событию. Встречается как в газетах, так и в еженедельниках и журналах, преимущественно как самостоятельный материал.

Язык и стиль заметки


Газетная заметка - самый оперативный жанр печати, призванный быстро и точно передавать наиболее важную информацию о событиях, происходящих в самых разных сферах общественной жизни.

Этими факторами обусловлена важнейшая стилевая черта заметки - лаконизм, сжатость изложения; официальный тон, обезличенность сообщения; разнообразие словаря.


Лексика заметки.

Содержание заметок чрезвычайно разнообразно: промышленность, сельское хозяйство, наука, культура, спорт, международные события, политическая жизнь страны, происшествия - все входит в ее сферу. Поэтому лексика заметки многотемна и многопредметна. Лексическую основу заметки составляют общеупотребительные слова.

Однако именно многотемность и многопредметность обусловливают возможность использования в заметке терминов.


Отбор терминов должен быть дифференцированным, так как использоваться в заметке может лишь терминология общепонятная, широко употребляемая (эпидемия, проект бюджета, инфляция, атмосферное давление и т.п.).

Узкоспециальные термины следует употреблять лишь в силу их “информационной необходимости”, если их пропуск или замена общепонятным словом невозможны, приведут к неполноте либо неточности сообщения.

Другим отличительным признаком заметки является активное использование газетной фразеологии, то есть устойчивых словосочетаний: оказывает помощь, столкнуться с трудностями, ведутся работы по..., приобретать размах, не остается сомнений, осуществляется под эгидой, стол переговоров, переговоры на высшем уровне, ниже прожиточного уровня, за чертой бедности и тому подобное.

Стиль заметки - это преимущественно книжно-деловой стиль, поэтому обороты разговорной речи, сленг, жаргонизмы в ней обычно не встречаются. Отбор лексических средств определяется книжно-деловым стилем этого жанра и необходимостью точно и кратко сообщить о факте, явлении, событии.


Грамматические особенности заметки.


Синтаксический строй заметки отличается значительной сложностью. Стремление вместить большой объем информации в ограниченную форму объясняет преобладание сложных и осложненных предложений.

Компактности изложения способствует использование причастных и деепричастных оборотов, пояснительных конструкций, вводных слов и предложений, однородных членов..

Синтаксический строй заметок носит статичный характер, не воспроизводит событие в движении. Поэтому основным морфологическим средством в заметке являются имена существительные: их обычно в 4-8 раз больше, чем глаголов.

Среди глаголов преобладают формы с ослабленным лексическим значением: глаголы бытия (будет, были, являются); модальные глаголы (может, предполагается); фазовые глаголы (начинается, продолжается).

Грамматические особенности заметки: сложность структуры предложений, наличие причастных и деепричастных оборотов, пояснительных конструкций, вводных слов и предложений, однородных членов, преобладание имен над глаголами.



ЛЕКЦИЯ 5

ОТЧЕТ

ПЛАН:

1. История и современное состояние жанра.

  1. Жанрообразующие признаки отчета

  2. Виды отчета

Отчет - информационный жанр, представляющий собой развернутое, детализированное и хронологически последовательное сообщение о социально-значимом или интересном для аудитории событии.

Как и заметка, отчет - один из старейших жанров печатной периодики. Уже в первых европейских газетах публиковались подробные сообщения о королевских приемах, о встречах иностранных послов. В петровских “Ведомостях” читатели находили отчеты о военных действиях, о поездках царя, о состоянии торговых дел.


Так, в номере «Ведомостей» от 2 июля 1709 года было помещено пись­мо Петра царевичу, сообщавшее о победе над шведами под Полтавою. Сообщение, написанное по свежим следам события, содержало главные сведения о событии, на что указывал сам автор: «подробно вскоре писать будем, а ныне за скоростию невоз­можно».


Подробный отчет Петра «о зело превеликой виктории», которая была одержана благодаря храбрости солдат «малою войск наших кровию», о тысячах взятых в плен шведских солдат и офицеров, среди которых оказались и «генерал фелтмаршал господин Рейншилт, купно с четырми генера­лы», а также «министр граф Пепер с секретарями Емерлином и Ци-дергермом», появился в номере от 15 июля.


Но, хотя в отчетах рассказывалось о самых разных событиях, этому жанру изначально был присущ некоторый официальный оттенок. Эта специфическая черта в полной мере сохранилась в русской журналистике 19 века и перешла в советскую. “О чем сообщают в отчетах? О собраниях и конференциях, о встречах и совещаниях, о судебных заседаниях и тому подобных событиях...” (“Жанры советской газеты”, М., 1980).


Действительно, тематика жанра в советской журналистике весьма узка - предметом отчета становились преимущественно официальные мероприятия (партийные съезды, пленумы и собрания, сессии Советов, официальные торжества, приезды зарубежных политических деятелей и т.д.). За эти тематические рамки выходили только спортивные и судебные отчеты, но последние появлялись на страницах газет не очень часто.

Приданный жанру официальный характер обусловливал жесткий схематизм материалов, протокольный язык и стиль, использование штампов, лишал журналистов возможности творчески подойти к освещению события. Поэтому особой популярностью у авторов жанр отчета не пользовался.

Сегодня тематика жанра значительно расширилась. Наряду с традиционными отчетами (о заседаниях правительства, государственной Думы, деловых поездках руководителей страны и т.д.) на страницах газет и журналов встречаем отчеты о конкурсах красоты, о религиозных службах, о тренировках космонавтов, о событиях светской жизни и о многом другом. Да и традиционные отчеты уже не пишутся по строгим канонам - тон их стал более свободным, язык - ярким, авторы не боятся выразить собственное отношение к событию, даже если оценивают его критически.

Жанрообразующие признаки отчета

Предметом отчета является завершившееся событие, актуальное или интересное для аудитории, или завершенный этап события.

Заметку можно написать и опубликовать даже до события, если журналист располагает достоверными сведениями о нем. Ведь задача автора - оперативно сообщить новость, рассказать только самое главное.

Отчет же пишется лишь о завершившемся событии, так как его функция - сообщение полной (насколько это возможно и необходимо) детализированной информации о событии в рамках его пространственно-временной схемы. Как новостной жанр отчет уступает заметке в оперативности, но несет большую информационную нагрузку.


Как и в заметке, масштаб охвата действительности в отчете определяется конкретным событием.