ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.09.2019
Просмотров: 1100
Скачиваний: 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Краткое содержание дисциплины
Лекция 1
Жанровая система отечественной журналистики
ПЛАН:
-
Понятие жанра
-
Жанрообразующие категории
-
Жанровые группы
-
Жанровая система современной отечественной журналистики
Жанровые группы - исторически сложившееся деление публицистических произведений на определенные типы, имеющие специфические устойчивые свойства формы и содержания.
Жанр – форма журналистского произведения, имеющая устойчивые признаки, общие для всех произведений данного типа.
Критерии выделения жанров (жанрообразующие категории)
В литературе - структурно-композиционные особенности произведения (рассказ, повесть, роман);
В живописи - предмету изображения (портрет, пейзаж, натюрморт);
В музыке – назначение, т.е. функция (эстрадная музыка, опера, духовная музыка).
В журналистике жанры выделяются на основании нескольких категорий:
-
Характер и специфика объекта (предмета познания).
Предмет заметки – конкретный факт действительности, отдельное событие; статьи – масштабная проблема; предмет рецензии – отображение реальной действительности в художественном произведении и т. д.
2. Назначение (функция).
Заметка сообщает новость; статья – исследует, анализирует проблему; обозрение создает панораму действительности за какой-то временной период и т.д.
-
Масштаб охвата действительности.
Заметка сообщает о конкретных фактах и событиях, происходящих в определенное время и в конкретном месте; статья исследует проблему, для чего необходимо выявить ее истоки (прошлое), предсказать возможные последствия (будущее).
-
Авторская оценка, уровень выводов и обобщений.
Заметка только сообщает о фактах и событиях; репортаж создает авторский образ события; корреспонденция дает авторскую оценку проблемы. Различный уровень исследования предмета (минимальный в заметке, максимально глубокий в статье) предполагает разные основания для авторской оценки, выводов, обобщений.
5. Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.
Как способ познания действительности публицистика представляет собой синтез научного (теоретического), художественного (эмоционально-образного) и эмпирического (опытного) способов. Однако конкретные жанры предполагают доминирование того или иного начала.
Заметке свойственны эмпирические методы познания (наблюдение, изучение документов); статье - научные (анализ, сравнение, сопоставление и др.).
Соответственно используются и адекватные литературно - стилистические средства. Так, статья предполагает логичность авторских рассуждений, аргументированность; очерк немыслим без образных характеристик; фельетон, памфлет требуют иронии или сарказма; интервью предполагает сохранение особенностей речи собеседника.
В журналистике определить жанр конкретного произведения (то есть выделить свойства его формы и содержания, общие для целого типа произведений) можно только по совокупности названных жанрообразующих категорий.
Журналистские произведения различных жанров, то есть типов, могут иметь некоторые общие признаки, присущие нескольким типам.
Это позволяет объединять такие типы в жанровые группы.
Заметка, отчет, интервью и репортаж, составляющие группу информационных жанров, имеют общую доминирующий признак - функцию (сообщать о фактах и явлениях действительности).
По этому же признаку выделяется и группа аналитических жанров. Их функция - анализ, интерпретация фактов, событий, явлений действительности.
Группа художественно-публицистических жанров выделяется по такому общему признаку, как используемые изобразительные средства. Очерк, зарисовка, эссе предполагают применение литературных изобразительных средств – типизации, образности, художественного вымысла.
Общий признак группы сатирических жанров – специфический предмет (социально-негативное явление, деятельность, асоциальное поведение).
Объединение жанров в жанровые группы происходит не просто в силу наличия общего признака, а на основе его обязательности для данной группы и доминирования над другими.
Признак, объединяющий жанры в жанровые группы, одновременно выступает разграничителем, отделяющим жанровые группы друг от друга.
Современная система жанров отечественной журналистики
Информационные (новостные) жанры |
Заметка Отчет Интервью Репортаж |
Функция |
|
Аналитические жанры |
Корреспонденция Статья Обозрение Рецензия Обзор СМИ Социологическое резюме Рейтинг (Опрос, Версия, Расследование - ? ) |
Используемые изобразительные средства |
|
Художественно-публицистические жанры |
Очерк Зарисовка Эссе Письмо |
предмет |
|
Сатирические жанры |
Фельетон Памфлет Реплика Пародия Эпиграмма |
Эволюция жанровой системы
-
Внутрижанровая эволюция (корреспонденция, очерк, передовая статья)
2. Появление новых жанров (социологическое резюме, рейтинг, обзор рынка).
Лекция 2
Новость - главный элемент содержания
информационных жанров
План:
-
Понятие «новость»
-
Типы новостей
-
Критерии отбора новостей для публикации
-
Качества новости, привлекательные для аудитории
-
Источники новостей
Качества событий действительности, привлекающие к ним внимание СМИ:
- общественная значимость,
- масштабность,
- возможные последствия,
- актуальность,
- необычность,
- интересность и другие.
Как самостоятельный раздел журналистики новостная журналистика сформировалась в середине 19 века (становление «нового журнализма»). 17-18 века - эпоха буржуазных революций, смена ОЭФ. Журналистика - орудие идеологической борьбы, журналист – как политический борец, общественный деятель, отстаивающий и пропагандирующий определенные идеи, взгляды (Даниель Дефо, Ричард Стиль, Жан-Поль Марат, Томас Пейн, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.). 19 век – становление буржуазных общественных отношений. Журналистика становится разновидностью коммерческой деятельности. Информация – товар, приносящий прибыль.
«Живи Рейтер двумя поколениями раньше, в Англии 18 века, он стал бы продавать хлопок – самый главный товар индустриальной революции. Если бы он занялся бизнесом в начале 20 века, то с успехом мог бы превратиться в нефтепромышленника. Он отдал предпочтение новостям, потому что рыночный спрос возрос на них как никогда раньше» (Д. Рид. Власть новостей. История Рейтера. Оксфорд, 1992, с.5).
Основная функция информационных жанров - сообщать новости.
Новость - “качество, свойство всего, что ново”, в противоположность “старому, древнему, давнишнему”; “первое известие о чем-либо” (В. Даль); “недавно полученное известие” (С. Ожегов).
В практике содержание термина новость определяется спецификой информационных каналов (ТВ и РВ, информационные агентства, различные типы газет и журналов).
- первое сообщение о событии;
- сообщение о недавнем событии;
- сообщение о том, о чем прежде не имелось достаточной информации;
- сообщение о факте или событии, к которому надо привлечь общественное внимание;
сообщение дополнительной, детализированной информации о важном событии.
Есть и другие трактовки. Но в целом под новостной информацией подразумевают оперативные сообщения об актуальных или интересных для значительной части аудитории событиях.
Вопрос: ограничена ли тематика новостей?
Выделение новостной журналистики в самостоятельную отрасль публицистики вызвало дальнейшее углубление профессиональной дифференциации. В рамках профессии “журналист” уже выделились специальности, нацеленные исключительно на поиск новостей; широкое распространение получили информационные (новостные) издания и программы.
Типы новостей.
Календарные новости связаны с событиями, происходящими в “плановом” порядке - годовщинами, юбилеями, спортивными соревнованиями, выборами праздниками и т.п.
“Запланированность” событий позволяет журналистам тщательно готовить материалы, разыскивать интересные подробности, заранее продумывать форму подачи, подбирать иллюстративный материал.
Прямые (“горячие”) новости - оперативные сообщения о событиях, знать о которых заранее не было известно.
В западной прессе “горячие новости” связаны с драматическими, конфликтными фактами действительности (политические и военные конфликты, природные и техногенные катастрофы, выходящие за рамки нормы поступки людей, пикантные детали из личной жизни знаменитостей и т.п.).
Отечественная традиция расширяет круг традиционных для прямых новостей тем, включая в него важные или интересные события повседневной жизни.
Организованные новости. Еще в начале нашего века британский газетный магнат лорд Нортклиф утверждал: журналисты не должны просто регистрировать новости, они обязаны уметь их создавать - так, чтобы потом можно было писать о них.
Речь здесь идет о преднамеренном стимулировании интереса аудитории к какому-либо событию или версии о нем. Чаще всего для этого событие драматизируется или актуализируется, по сути - создается искусственная сенсация.
С другой стороны, иногда таким способом прессе удается привлечь внимание общественности к действительно серьезным проблемам.
Критерии отбора новостей для публикации
1970-е годы, США. Дискуссия: кто именно и каким образом должен отбирать из потока новостей сообщения, пригодные для ретрансляции на массовую аудиторию?
Традиционно - журналисты и редакторы, руководствуясь собственным пониманием актуальности и общественной значимости того или иного события.
Однако исследования, проведенные в 1982 году по заказу Американского общества редакторов газет, показали: большая часть журналистов и редакторов, вопреки распространенному мнению, не имеет прочных связей с аудиторией и плохо представляет ее истинные информационные потребности и интересы.
Сегодня многие западные издания применяют маркетинговый подход к отбору новостей.
В его основе - мониторинг и учет информационных интересов, потребностей, предпочтений и привычек аудитории. Новости отбираются с учетом реальных и потенциальных интересов аудитории.
Недостаток - полная зависимость от регулярного поступления и точности социологических данных об аудитории, высокая стоимость.
Качества новости, привлекательные для аудитории
Установлено: в современных условиях перенасыщенности информационными каналами (“информационный взрыв”) человек не может потреблять весь объем новостей. Он вынужден отбирать из общего информационного массива лишь наиболее важные для себя сообщения.
Отсюда задача журналиста - добиться, чтобы именно его материал был воспринят читателем, зрителем или слушателем как необходимый.
Качества новостного материала, привлекающие внимание аудитории и обеспечивающие высокий “коэффициент прочитываемости” (критерий ценности публикаций, определяемый специальными социологическими исследованиями):
- близость темы новости читателю (пространственная или временная, ассоциативная, близость по интересам и т.д.);
- своевременность (адекватность сообщаемых сведений общему контексту актуальных для аудитории вопросов);
- воздействие новости по ее последствиям (способность сообщения пробудить интерес к поднятой теме, обусловить поиск дополнительной информации);
- конфликтность (наличие в сообщении противоречия, конфликта в самом широком понимании);
- неординарность (наличие в материале необычных, курьезных фактов, рассказа об экстравагантных поступках, интригующий сюжет);
- персонификация (упоминание имен известных людей, обращение непосредственно к потребителю информации);
- информационная насыщенность (умение вложить в минимальный объем максимум информации).
Источники новостей
Документы. Документ – любой материальный носитель информации (стенограмма судебного заседания, деловое письмо, чек, подтверждающий покупку товара в магазине, видеозапись события и т.д.). Теми или иными документами сопровождаются практически все события. Принцип: документы существуют всегда, надо уметь их найти.
Ценность документа:
- само существование документа может являться важной и интересной новостью;
- документ подтверждает или опровергает информацию, полученную из других источников;
- документ подтверждает достоверность и объективность материала.
Интервью. Метод сбора информации путем ее получения от компетентных людей. В этом смысле интервью понимается очень широко - полученной по телефону справки до обстоятельного многочасового разговора со специалистом, участником события и т.д.
Важно! Получая от кого-либо сведения, журналист в ряде случаев берет на себя обязательства этического характера (например, сохранить в тайне источник информации, выполнить условия, на которых предоставлена информация).
Личные наблюдения. Самый богатый информационный источник. Ежеминутно вокруг нас происходит огромное количество больших и малых событий. Задача журналиста - видеть их, уметь выделять наиболее важные и интересные.
Лекция 3
Построение новостных материалов
ПЛАН:
-
Основные композиционные схемы новостных материалов.
-
Хедлайн, правила его написания.
-
3. Лид. Типы лидов.
«Достаточно верное представление о любом событии или поступке можно составить только тогда, когда есть ответы на вопросы: кто и что сделал, когда и где это случилось, как и почему это произошло». (Марк Фабий Квинтилиан, древнеримский ритор. “Наставление в ораторском искусстве”).
Раскрытие этих вопросов - суть любого новостного материала. В зависимости от конкретной ситуации автор отвечает либо на все шесть классических вопросов, либо на некоторые из них.
В ряде случаев для полного освещения события необходимо найти ответы и на другие вопросы - зачем?, с какой целью?, кому выгодно? и другие. Однако это связано уже не с основным содержанием события, а сего детализацией, развитием.
Грамматические формы вопросов, их очередность, расстановка акцентов, стиль изложения могут быть различными. Но в целом современная новостная журналистика рассказывает о фактах и событиях действительности по предложенной Квинтилианом схеме.
Оптимальные схемы построения новостных материалов выработаны практикой журналистики.
Наиболее распространенной из устойчивых композиционных форм подачи новостей является так называемая перевернутая пирамида:
ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙ --- ХЕДЛАЙН
лид - лид - лид - лид - лид - лид
корпус - корпус - корпус
корпус – корпус - корпус
корпус ------- корпус
корпус - корпус