ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.09.2019
Просмотров: 1102
Скачиваний: 1
Грамматические особенности заметки.
Синтаксический строй заметки отличается значительной сложностью. Стремление вместить большой объем информации в ограниченную форму объясняет преобладание сложных и осложненных предложений.
Компактности изложения способствует использование причастных и деепричастных оборотов, пояснительных конструкций, вводных слов и предложений, однородных членов..
Синтаксический строй заметок носит статичный характер, не воспроизводит событие в движении. Поэтому основным морфологическим средством в заметке являются имена существительные: их обычно в 4-8 раз больше, чем глаголов.
Среди глаголов преобладают формы с ослабленным лексическим значением: глаголы бытия (будет, были, являются); модальные глаголы (может, предполагается); фазовые глаголы (начинается, продолжается).
Грамматические особенности заметки: сложность структуры предложений, наличие причастных и деепричастных оборотов, пояснительных конструкций, вводных слов и предложений, однородных членов, преобладание имен над глаголами.
ЛЕКЦИЯ 5
ОТЧЕТ
ПЛАН:
1. История и современное состояние жанра.
-
Жанрообразующие признаки отчета
-
Виды отчета
Отчет - информационный жанр, представляющий собой развернутое, детализированное и хронологически последовательное сообщение о социально-значимом или интересном для аудитории событии.
Как и заметка, отчет - один из старейших жанров печатной периодики. Уже в первых европейских газетах публиковались подробные сообщения о королевских приемах, о встречах иностранных послов. В петровских “Ведомостях” читатели находили отчеты о военных действиях, о поездках царя, о состоянии торговых дел.
Так, в номере «Ведомостей» от 2 июля 1709 года было помещено письмо Петра царевичу, сообщавшее о победе над шведами под Полтавою. Сообщение, написанное по свежим следам события, содержало главные сведения о событии, на что указывал сам автор: «подробно вскоре писать будем, а ныне за скоростию невозможно».
Подробный отчет Петра «о зело превеликой виктории», которая была одержана благодаря храбрости солдат «малою войск наших кровию», о тысячах взятых в плен шведских солдат и офицеров, среди которых оказались и «генерал фелтмаршал господин Рейншилт, купно с четырми генералы», а также «министр граф Пепер с секретарями Емерлином и Ци-дергермом», появился в номере от 15 июля.
Но, хотя в отчетах рассказывалось о самых разных событиях, этому жанру изначально был присущ некоторый официальный оттенок. Эта специфическая черта в полной мере сохранилась в русской журналистике 19 века и перешла в советскую. “О чем сообщают в отчетах? О собраниях и конференциях, о встречах и совещаниях, о судебных заседаниях и тому подобных событиях...” (“Жанры советской газеты”, М., 1980).
Действительно, тематика жанра в советской журналистике весьма узка - предметом отчета становились преимущественно официальные мероприятия (партийные съезды, пленумы и собрания, сессии Советов, официальные торжества, приезды зарубежных политических деятелей и т.д.). За эти тематические рамки выходили только спортивные и судебные отчеты, но последние появлялись на страницах газет не очень часто.
Приданный жанру официальный характер обусловливал жесткий схематизм материалов, протокольный язык и стиль, использование штампов, лишал журналистов возможности творчески подойти к освещению события. Поэтому особой популярностью у авторов жанр отчета не пользовался.
Сегодня тематика жанра значительно расширилась. Наряду с традиционными отчетами (о заседаниях правительства, государственной Думы, деловых поездках руководителей страны и т.д.) на страницах газет и журналов встречаем отчеты о конкурсах красоты, о религиозных службах, о тренировках космонавтов, о событиях светской жизни и о многом другом. Да и традиционные отчеты уже не пишутся по строгим канонам - тон их стал более свободным, язык - ярким, авторы не боятся выразить собственное отношение к событию, даже если оценивают его критически.
Жанрообразующие признаки отчета
Предметом отчета является завершившееся событие, актуальное или интересное для аудитории, или завершенный этап события.
Заметку можно написать и опубликовать даже до события, если журналист располагает достоверными сведениями о нем. Ведь задача автора - оперативно сообщить новость, рассказать только самое главное.
Отчет же пишется лишь о завершившемся событии, так как его функция - сообщение полной (насколько это возможно и необходимо) детализированной информации о событии в рамках его пространственно-временной схемы. Как новостной жанр отчет уступает заметке в оперативности, но несет большую информационную нагрузку.
Как и в заметке, масштаб охвата действительности в отчете определяется конкретным событием.
Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. Хронологически последовательное воспроизведение уже завершившегося события позволяет автору отчета выделить его главные черты, наиболее характерные проявления, уделить внимание деталям, определить важность отдельных фактов и дать общую оценку.
Наличие достаточно полной информации о событии, знание (благодаря завершенности) его места в ряду других явлений действительности делают возможными в отчете авторские выводы и обобщения. При этом важно учитывать, что оценочные элементы в отчете могут быть как результатом чувственно-эмоционального восприятия события, так и итогом логического анализа.
Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств. Наряду с эмпирическими (главным образом наблюдением) автору отчета приходится активно применять такие теоретические методы познания действительности, как анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Стилистические особенности отчета определяются, во-первых, его принадлежностью к новостным жанрам (отсюда - характерная тенденция к экономии языковых средств), и, во-вторых, конкретной темой.
Если отчет об официальном правительственном мероприятии предполагает определенную сдержанность тона, использование нейтральной лексики, то в отчете, например, о финале конкурса красоты “Мисс Москва” совершенно уместны и эпитеты, и метафоры, и слова молодежного жаргона. Вполне допустим и ироничный тон - так автор показывает свое отношение к этому и аналогичным конкурсам.
Жанр отчета позволяет использовать все схемы построения новостных материалов. Вместе с тем есть определенная зависимость между композицией отчета и его видом.
Виды отчета
Выделяют четыре вида отчета - прямой (стенографический) отчет, отчет с комментарием, аналитический отчет и тематический отчет.
Прямой (стенографический) отчет предполагает максимально полное и точное сообщение о событии, воспроизводящее его ход во времени и пространстве. Прямой отчет часто используется для освещения важных официальных мероприятий, наиболее интересных спортивных соревнований, значительных событий в сфере науки, культуры и искусства. Предполагает последовательную композицию.
Отчет с комментарием необходим в тех случаях, когда некоторые фрагменты события нуждаются в дополнительных разъяснениях или требуют авторской оценки. Эти задачи и решаются в комментариях, включаемых в отчет в различных формах - вступления к материалу, авторских отступлений в самом тексте, послесловия. Комментирование, естественно, усложняет композицию.
Аналитический отчет строится как двухплановый материал: рассказывая о событии, автор одновременно анализирует и оценивает происходящее, причем авторская интерпретация и сама новость представляют собой одинаково значимые аспекты материала.
Композиция этого вида отчета более свободна, в случае необходимости журналист может нарушать временную последовательность события, акцентировать внимание на наиболее значимых фактах и опускать несущественные. Нередко свое отношение к событию автор высказывает в специальной вводке к материалу или в послесловии. В современной печатной периодике аналитический отчет получил широкое распространение.
Тематический отчет по сути близок аналитическому; различаются они тем, что в тематическом анализируется не событие в целом, а отдельные его составляющие.
Важно: хотя в аналитическом и тематическом отчетах информационная функция не является доминирующей, автор тем не менее обязан дать читателю достаточно полное представление о событии. Недостаток событийной информации значительно снижает уровень восприятия материала.
В газетах и журналах отчеты помещаются как отдельные материалы, иногда - на тематических полосах. На телевидении и радио жанр отчета представлен прежде всего в новостных и тематических программах.
ЛЕКЦИЯ 6
Репортаж.
План:
1. История и современное состояние жанра
-
Жанрообразующие признаки репортажа
-
Виды репортажа
История и современное состояние жанра
Латинское “reportare” - “передавать, сообщать”. В первой половине Х1Х века в Англии словом “репортер” стали называть журналистов, сообщавших в редакции новости о дебатах в парламенте, о судебных процессах. Позднее название закрепилось за сотрудниками СМИ, работающими в сфере новостной журналистики.
Как газетный жанр репортаж начал формироваться относительно рано. Отдельные репортажные элементы встречаются уже в первых периодических изданиях. Они появлялись тогда, когда авторы, стремясь полнее отразить описываемые события, сообщали не только об их фактической основе, но и о своих собственных впечатлениях, испытанных эмоциях, пережитых чувствах.
Во второй половине Х1Х века понятие «репортаж» прочно связывается с понятием «сенсация». Западные, прежде всего американские журналисты используют этот жанр, чтобы рассказывать читателям о пикантные истории из жизни миллионеров, высшего света, живописать ограбления, уличные происшествия и т.п.
Такой же процесс развивается и в России – «Русское слово», «Новое время», «Московский листок», «Газета-копейка» и другие издания охотно публикуют яркие и живые описания скандалов, происшествий. При этом авторы часто искусственно драматизируют происходящее. Материал для таких репортажей часто добывался «…окольными путями, хитростью, порой обманом и даже ценою риска быть спущенным с лестницы» (И.А. Волков. 20 лет по газетному морю).
Но уже в конце 19 века жанр репортажа начинают осваивать журналисты, решающие совсем иные задачи. Жанровые особенности репортажа позволяют ярко и правдиво показывать социальную действительность, реальную жизнь общества, прежде всего – острые социальные проблемы.
В США репортах активно используют «разгребатели грязи»; в России титул «Король репортеров» коллеги присваивают Владимиру Гиляровскому, материалы которого знакомят читателя с жизнью городского «дна», с подробностями Ходынской катастрофы, с ужасной эксплуатацией рабочих на подмосковных фабриках.
В советской журналистике репортах сразу оказался в центре острой дискуссии. С одной стороны, некоторые теоретики утверждали, что советской печати этот жанр чужд, что он создан на потребу буржуазной аудитории. Но с другой стороны, уже в годы гражданской войны на страницах «Правды» и «Известий» появляются яркие репортажи А. Серафимовича, Д. Фурманова, Л. Рейснер. В годы первых пятилеток М. Кольцов, А. Колосов, Л. Кассиль и другие репортеры рассказывают читателям о Днепрогэсе и Магнитогорске, о трудовом подвиге А. Стаханова, о полетах В. Чкалова…
8 сентября 1935 года в газете «Правда» публикуется передовая статья «О советском репортаже», в которой говорилось о большом значении этого жанра для развития всей советской печати.
В годы Великой Отечественной войны фронтовыми репортерами стали Б. Полевой, Е. Петров, К. Симонов, С. Борзенко, П. Лидов.
В послевоенные годы репортаж прочно утвердился в советской журналистике. Многие журналисты и исследователи считают его одним из самых эффективных жанров публицистики благодаря тому обстоятельству, что репортаж позволяет соединять оперативную подачу информации с ее анализом.
Сегодня репортаж востребован как печатными СМИ, так и ТВ и РВ. Причины – как уникальные возможности этого жанра, так и тенденция к сокращению доли собственно аналитических (корреспонденция, статья) и особенно художественно-публицистических (очерк) публикаций, явно просматривающаяся во многих изданиях. Репортаж в такой ситуации в определенной мере компенсирует недостаток как исследовательских, так и образных текстов.
Жанрообразующие признаки репортажа
Современный репортаж - новостной жанр, предполагающий оперативное, наглядное, эмоционально насыщенное освещение актуальных или интересных событий, участником или очевидцем которых является автор.
Предмет познания в репортаже имеет свою специфику. В случае с заметкой и отчетом мы подчеркивали два качества предмета – актуальность или интересность. Репортаж предполагает воспроизведение авторского, субъективно-личностного восприятия события. Значит, событие должно, как минимум, вызывать у журналиста эмоциональный отклик. Предметом репортажа становится, как правило, неординарное событие, глубоко заинтересовавшее автора.
В западной журналистике репортаж прочно связан с событием-сенсацией (катастрофы, громкие уголовные преступления, финансовые и политические скандалы и т. п.). Такого рода события нередко становились предметом репортерского интереса и в русской дореволюционной прессе, есть репортажи, основанные на событиях-сенсациях, и в современных СМИ.
Однако отечественная традиция расширила предметное поле репортажа, введя в него обыденное событие. Обязательное условие – оригинальное авторское видение предмета (В. Песков).
Функция репортажа – оперативно и эмоционально рассказать о событии, создать его образ. Как и отчет, репортаж показывает развитие события во времени. Но, если отчет дает хронологию происходящего, то цель репортажа - отразить динамику события, воссоздать самые существенные фрагменты изменений действительности.
Важнейшее свойство репортажа - наглядность. Выбирая наиболее яркие детали, выстраивая цепочку выразительных подробностей, “одушевляя” текст авторским “я” и прямой речью участников и очевидцев, журналист создает так называемый “эффект присутствия”, позволяет читателю как бы самому оказаться в центре события. Эффект присутствия – не имитационный прием, он возникает только тогда, когда журналист описывает событие, которое он лично наблюдал и которое чем-то задело его чувства, вызвало сильные эмоции.
Проблема – реконструированный репортаж (Геннадий Бочаров, «ЛГ», 1970-е годы).
Масштаб охвата действительности в репортаже имеет свою специфику. Конечно, репортаж - жанр информационный, на первом плане здесь всегда конкретное событие. Но особенность предмета (неординарность) и своеобразие его отражения (сочетание рационального и чувственно-эмоционального начал) позволяют автору расширять рамки происходящего события. Например, репортеру нередко приходится сравнивать описываемое событие каким-либо другим, уже известным читателю; иногда необходимо обратить внимание на предысторию события или показать его возможные последствия.