ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.09.2019

Просмотров: 1104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

корпус


Где:

Хедлайн (англ.) - заглавная строка, главная линия;

Лид - “первый ход” или “вводная часть”.

Корпус - весь остальной текст независимо от его объема.


В хедлайне и лиде сообщается суть новости, выделяется главная характеристика события. На их долю приходится до 70% информационной нагрузки материала.

Менее значимые факты, детали, уточняющие подробности, дополнительные сведения располагаются в корпусе по мере убывания важности, значимости.

“Перевернутая пирамида” удобна для рассказа о событиях, имеющих четкую внутреннюю иерархию, когда можно выделить главный факт и оценить степень важности остальных. Такая конструкция позволяет при необходимости сокращать материал без ущерба для основного смысла.

Однако многие события состоят из нескольких равнозначных по важности фактов. В этом случае схема материала меняется:

ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН

лид - лид - лид - лид - лид - лид

корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус

Суть новости по-прежнему выносится в хедлайн и лид; факты в корпусе располагаются не по степени важности, а в логической или хронологической последовательности.

Новостные материалы, рассказывающие о событиях неординарных, необычных, строятся по принципу нарастающего напряжения.

В этом случае хедлайн и лид сообщают о сути события, подчеркивают неординарность новости, но не раскрывают ее.

Корпус строится как интрига; концовка часто бывает неожиданной, парадоксальной.

Графически такой материал можно изобразить в виде усеченной пирамиды:


ХЕДЛАЙН

лид - лид - лид

корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус - корпус - корпус

Условия:

- наличие действительно неординарного события;

- хорошее владение изобразительными средствами.


События действительности нередко отличаются многогранностью, сложной внутренней структурой. Поэтому далеко не всегда материал вписывается в одну из рассмотренных композиционных схем. Их творческое использование возможно за счет синтеза:


ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН --- ХЕДЛАЙН

лид - лид - лид - лид - лид - лид

корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус

корпус - корпус - корпус

корпус ------- корпус

корпус - корпус

корпус


Условие: целесообразность.

Независимо от того, какая схема положена в основу материала, важное значение имеет разбивка текста на абзацы. Они являются своего рода опорными точками, соответствующими избранной последовательности ответов на вопросы. Абзац, как правило, представляет собой логически завершенный фрагмент текста. Размер абзацев определяется одним требованием - удобочитаемостью.

Лид. Типы лидов.


Лид - “первый ход”, “вводная часть”.


Функция - активное, динамичное начало новостного материала.


Лид логически продолжает заголовок, сообщает читателю главные сведения о событии, не затрагивая деталей и второстепенных фактов. Можно сказать, что, если хедлайн анонсирует новость, то лид дает читателю ее конспективное изложение.


Размер лида - 30 - 50 слов, нередко он выделяется шрифтом (жирным, полужирным или курсивом). Лид может отделяться от корпуса, но часто представляет собой первый абзац текста.

Практикой журналистики выработано немало вариантов составления лида. Наиболее часто в новостных материалах встречаются:


Конспективный - краткое изложение основных фактов по степени их важности. Часто строится как ответ на шесть “классических вопросов” или на некоторые из них с акцентированием внимания на главном. Применяется в материалах о текущих событиях и делах.

На минувшей неделе судоремонтный завод Северного флота “Нерпа” запустил в работу поставленную американцами установку по “разрезке” атомных подводных лодок”.


Капсула - используется в материалах об известных событиях, перешедших в новое качество, получивших дальнейшее развитие или завершившихся. Цель - показать их динамизм или кульминацию.

В позапрошлом году австралийские ученые нашли в Антарктиде большой кусок метеорита. Его назвали “Мурчесон” и по кусочкам раздали всем крупнейшим институтам мира для обследования. Совсем недавно российские и американские ученые пришли к неожиданному выводу: либо в Солнечной системе задолго до земной существовала жизнь, либо она зарождается где-то помимо Земли”.


Фотографический - описательный лид, строится из отдельных фрагментов (“картинок”) события, чаще всего используется в репортажах.

В понедельник снег сыпал с небес, как мука из решета, сплошная пелена. Казалось, вытяни руку - пальцев не увидишь. На лыжный стадион мы уехали еще с рассвета - раз снег, значит, на дорогах будут пробки. И точно: вместо полутора часов добирались все три”.


Стаккато - очень динамичен, строится как серия коротких фраз, показывающих стремительность развития события или его неожиданные, неординарные проявления. Автор стремится передать читателю нарастающую напряженность, заставляет думать: а что же дальше?

Опрокинутые автомашины вдоль тротуаров и поперек улиц. Разбитые витрины магазинов. Торговцы в панике. Беспорядочные потасовки здесь и там. Обжигающие клубы слезоточивого газа. Стук полицейских дубинок. Нарастающий рев: “Подожгите бензоколонку!”.


Интрига - лид строится на использовании связанного с новостью курьезного или необычного факта, противоречия, чьей-то нелепой ошибки или абсурдного поступка.

В Венесуэле, стране тотального криминала, бандитские разборки могут коснуться кого угодно. Даже популярнейшая Алисия Мачадо, прославившая родину своей победой в Лас-Вегасе на конкурсе “Мисс мира - 96” не осталась в стороне. Сегодня ее обвиняют ... в причастности к покушению на убийство некоего Франциско Сберта“.


Цитата - прямое цитирование или изложение высказывания по поводу новости известного лица, своего рода подкрепление материала авторитетным мнением.


- Какие 25 миллионов долларов? По телевизору так сказали? Да на такие деньги здесь, знаете, сколько можно понаворочать...- директор лечебно-оздоровительного комплекса “Малый Исток” Николай Шаповалов чуть не машет руками”.


Другие типы лидов: драматический, вопросительный, контрастный, статистический, ретроспективный и т. д.

Выбирая тип лида, необходимо учесть следующие моменты:


  • когда произошло событие и может ли читатель уже иметь какую-либо информацию о нем;

  • простое это событие или сложное;

  • актуальна ли новость для читателя;

  • какие аспекты события являются наиболее важными?

Ответы на данные вопросы помогут выбрать оптимальный тип лида и лучше подать новость.


Лекция 4


Заметка.


План:


  1. Жанрообразующие признаки заметки

  2. Заметка в современных СМИ

  3. Виды заметки

  4. Язык и стиль заметки


Жанрообразующие признаки заметки


Заметка - наиболее старый и распространенный жанр новостной журналистики. Из коротких, в 10 - 20 строк, заметок почти полностью состояла первая русская газета “Ведомости”:

«Из Казани пишут. На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству».

Ведущим жанром заметка остается и в “Санкт-Петербургских ведомостях”, выходивших с 1728 года. С газетных страниц заметка проникает в журналы, получившие в 18 веке значительное развитие.

Благодаря таким качествам, как лаконичность, малый объем и оперативность, заметка и в наше время остается основным информационным жанром для сообщения событийных новостей.

Так как интересные для аудитории события происходят во всех сферах жизни (в политике, экономике, культуре, науке, искусстве и т.д.), то тематика заметок практически безгранична, как их география.

Слово “заметка” имеет несколько значений. Заметки в широком смысле - это форма раздумий, размышлений по поводу увиденного, прочитанного. В газетах и журналах можно встретить рубрики “Заметки писателя”, “Путевые заметки”. Нас же интересует заметка как жанр информационной журналистики, как специфическая форма сообщения читателю новостей.


Жанровые характеристики заметки


Предмет - конкретное событие действительности, актуальное или интересное для аудитории. Требования оперативности и лаконичности не позволяют журналисту глубоко анализировать событие, пристально его изучать, выяснять все детали и нюансы, всесторонне оценивать, по крайней мере на этапе подготовки первого сообщения. Заметка сообщает только самое главное о событии.

Функция заметки - оперативное сообщение основной информации о событии. Чтобы успешно ее реализовать, достаточно полно и объективно выяснить главное, получить точные ответы на классические вопросы: кто и что сделал, где и когда это случилось, как и почему произошло.


Масштаб охвата действительности в заметке ограничен пространственными и временными рамками рассматриваемого события.

Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. Информационная база заметки чаще всего не является достаточной для глубоких выводов и широких обобщений. Этого не требует и информационная природа данного жанра (заметка сообщает о факте, но не анализирует его).

Вместе с тем в ряде случаев жанр заметки позволяет автору выразить свое отношение к событию, дать его общую оценку, чаще всего чувственно-эмоциональную.

Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.

Собирая необходимую для написания заметки информацию, журналист использует преимущественно эмпирические методы познания действительности, прежде всего наблюдение. Конечно, применение в случае необходимости других присущих научному способу познания методов (например анализа, сравнения, аналогии и т.д.) и даже других способов познания действительности вовсе не исключено, но эмпирика в данном случае явно преобладает.

Стиль заметки отличается лаконичностью, простотой и ясностью изложения. Основа языка - общеупотребительная лексика; возможно использование однозначных, семантически открытых терминов.

Из рассмотренных схем построения новостных материалов для создания заметки чаще других применяется “перевернутая пирамида”, но возможны и другие.


Заметка в современных СМИ


В современных изданиях мы можем встретить заметку, стоящую на полосе как самостоятельный материал, но чаще на страницах газет и журналов заметки объединяется в специальные информационные подборки (новостные блоки).

Принципы организации подборок:

- По тематике новостей - “Новости вокруг науки” (“Педагогический калейдоскоп”), “Арт-фонарь”(“Наша газета”), “Спортивный телетайп” (“Кузбасс”);

- На основе географии событий - “Новости. Кузбасс”, “Новости. Россия” (“Кузнецкий край”), “Пульс планеты” (“Правда”, ”Труд”);

- На основе временного периода - “От четверга до четверга” (“Общая газета”);

- По источнику информации - “НЕГА сообщает” (“Независимая газета”);

- По специфике аудитории - “Проблемы молодежи”, “Акселерация” (“Педагогический калейдоскоп”);

- По форме подачи информации - “Новости с комментарием”, “Новости без комментария” (“Наша газета)”, “Одним абзацем” (“Кузнецкий рабочий”).


Иногда новости объединяются в блок по нескольким общим признакам: “Хроника происшествий: Прокопьевск” (“Кузнецкий край”). Есть немало других возможностей составления новостных подборок. В “Комсомольской правде”, например, использовались следующие рубрики:

  • Короче некуда” - предельно краткая новостная “смесь”, нередко курьезного характера;

  • Сообщаем подробности” - подборки заметок, содержащих дополняющую, развивающую информацию об актуальных событиях в стране и за рубежом;

  • Короткая версия”, “Все новости - в номер” - “горячие” новости из-за рубежа;

  • О чем судачит планета” - заметки о звездах зарубежного кино, шоу-бизнеса;

  • О чем говорит страна” - заметки о неординарных событиях и происшествиях в России.



Сегодня во многих печатных СМИ объем новостной информации снижается, что ведет к унификации форм подачи новостей (НГ).


Виды заметки


Хроника - предельно краткое сообщение о событии. Содержит только основные сведения, часто отвечает только на часть вопросов (например, на вопросы что?, где?, когда?). Публикуется главным образом в подборках, без заголовков и подписей авторов.

Собственно заметка - сообщение, содержащее основные и минимально необходимые дополнительные сведения о событии. Как правило, отвечает на все классические вопросы, имеет заголовок или хедлайн, часто - подпись автора. На газетных полосах может помещаться и как отдельный материал, и в подборках новостей.

Расширенная информация - подробное сообщение о событии, содержащее, наряду с главными сведениями, дополнительную информацию о нем. Этот вид заметки нередко включает в себя и комментарий, выражающий оценочное отношение автора к описываемому событию. Встречается как в газетах, так и в еженедельниках и журналах, преимущественно как самостоятельный материал.

Язык и стиль заметки


Газетная заметка - самый оперативный жанр печати, призванный быстро и точно передавать наиболее важную информацию о событиях, происходящих в самых разных сферах общественной жизни.

Этими факторами обусловлена важнейшая стилевая черта заметки - лаконизм, сжатость изложения; официальный тон, обезличенность сообщения; разнообразие словаря.


Лексика заметки.

Содержание заметок чрезвычайно разнообразно: промышленность, сельское хозяйство, наука, культура, спорт, международные события, политическая жизнь страны, происшествия - все входит в ее сферу. Поэтому лексика заметки многотемна и многопредметна. Лексическую основу заметки составляют общеупотребительные слова.

Однако именно многотемность и многопредметность обусловливают возможность использования в заметке терминов.

Отбор терминов должен быть дифференцированным, так как использоваться в заметке может лишь терминология общепонятная, широко употребляемая (эпидемия, проект бюджета, инфляция, атмосферное давление и т.п.).

Узкоспециальные термины следует употреблять лишь в силу их “информационной необходимости”, если их пропуск или замена общепонятным словом невозможны, приведут к неполноте либо неточности сообщения.

Другим отличительным признаком заметки является активное использование газетной фразеологии, то есть устойчивых словосочетаний: оказывает помощь, столкнуться с трудностями, ведутся работы по..., приобретать размах, не остается сомнений, осуществляется под эгидой, стол переговоров, переговоры на высшем уровне, ниже прожиточного уровня, за чертой бедности и тому подобное.

Стиль заметки - это преимущественно книжно-деловой стиль, поэтому обороты разговорной речи, сленг, жаргонизмы в ней обычно не встречаются. Отбор лексических средств определяется книжно-деловым стилем этого жанра и необходимостью точно и кратко сообщить о факте, явлении, событии.