ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2019

Просмотров: 6438

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Не Ð·Ð°ÑÑ‚ав ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ… Ð´Ñ€ÑƒÐ·ÐµÐ¹ Ð² ÑÑ‚олице Ð“рузии, ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½ Ð²Ñ‹Ñ…­

лопотал  Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð½Ð°  Ð¿Ð¾ÐµÐ·Ð´ÐºÑƒ  Ð²  Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚вующую  Ð°Ñ€Ð¼Ð¸ÑŽ: 
«В Тифлисе я надеялся найти Раевского, но, узнав, что полк 
его уже выступил в поход, я решился просить у графа Пас- 

кевича позволения приехать в армию».

Пушкин Ð¿Ñ€Ð¸ÐµÑ…ал Ð² Ð¢Ð¸Ñ„лис Ð¸ Ð²ÐµÑ€Ð½ÑƒÐ»ÑÑ Ð¾Ñ‚сюда Ð² Ð Ð¾ÑÑÐ¸ÑŽ 

по Военно-Грузинской дороге. В столице Грузии поэта уже 

ждали.  Ð•Ñ‰Ðµ  12  Ð¼Ð°Ñ  Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÑÑŽÑ‰Ð¸Ð¹  Ð½Ð°  ÐšÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·Ðµ  Ð˜.Ф. 
Паскевич  Ð´Ð°Ð»  ÑƒÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸Ðµ  Ñ‚ифлисскому  Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð¾Ð¼Ñƒ  Ð³ÑƒÐ±ÐµÑ€Ð½Ð°Ñ‚о­

ру Ð¡.Стрекалову â€œÐ¾ Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ‰ÐµÐ¼ Ð½Ð°Ð´Ð·Ð¾Ñ€Ðµ Ð½Ð°Ð´ Ð½Ð¸Ð¼ Ð¿Ð¾ Ð¿Ñ€Ð¸Â­

бытии ÐµÐ³Ð¾ Ð² Ð“рузию”, ÐºÐ¾Ñ‚орое Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¾ Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ‹Ð¼ 

рвением. ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½ Ð·Ð½Ð°Ð» Ð¾Ð± ÑÑ‚ом Ð½Ð°Ð´Ð·Ð¾Ñ€Ðµ Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¾ÑÐ²Ð»ÑÐ» Ð¾ÑÑ‚о­
рожность:  Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°Ð»  Ð¿Ð¾ÑÑ‹Ð»Ð°Ñ‚ÑŒ  Ð¿Ð¸ÑÑŒÐ¼Ð°  Ð¿Ð¾  Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚е,  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ð¾Ñ‡Ð¸Â­
тая Ð¾Ñ‚правлять Ð¸Ñ… Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ Ð»ÑŽÐ´ÑŒÐ¼Ð¸ (например, Ñ Ð.Л.- 
Дадиани), не вел подробных записей и т.п.

В  Ð¢Ð¸Ñ„лисе  ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½Ð°  Ð¶Ð´Ð°Ð»Ð¸  Ð¸  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ñ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ  Ð´Ñ€ÑƒÐ·ÑŒÑ, 

почитатели  ÐµÐ³Ð¾  Ñ‚аланта.  Ð“азета  Â«Ð¢Ð¸Ñ„лисские  Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ‚и», 
издававшаяся  Ð½Ð°  Ñ‚рех  ÑÐ·Ñ‹ÐºÐ°Ñ…  (русском,  Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼,  Ñ„ар­

си), опубликовала тогда несколько материалов, посвящен­

ных  Â«Ð³ÐµÐ½Ð¸ÑŽ  ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½Ð°Â»,  Â«Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾ÐºÐ»Ð°ÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñƒ  Ð¿Ð¾ÑÑ‚у  Ð½Ð°ÑˆÐµÐ¼ÑƒÂ», 
«одному Ð¸Ð· Ð»ÑƒÑ‡ÑˆÐ¸Ñ… Ð½Ð°ÑˆÐ¸Ñ… Ð¿Ð¾ÑÑ‚ов», Â«Ð»ÑŽÐ±Ð¸Ð¼Ð¾Ð¼Ñƒ Ð¿Ð¾ÑÑ‚у Ð½Ð°Â­
шему».

Много  ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑŒÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ  Ð¿Ð¾ÑÑ‚у  Ð´Ð¾ÑÑ‚авило  Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ñ  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Â­

ставителями  Ð¼ÐµÑÑ‚Ð½Ð¾Ð¹  Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚венности. Â«Ð’  Ð¢Ð¸Ñ„лисе, - Ð¿Ð¸Â­
сал  Ð¾Ð½,  -  Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ñ‹Ð»  Ñ  Ð¾ÐºÐ¾Ð»Ð¾  Ð´Ð²ÑƒÑ…  Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»ÑŒ  Ð¸  Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸Ð»ÑÑ  Ñ 
тамошним Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚вом». Ð’ернувшись Ð¸Ð· Ð­Ñ€Ð·ÐµÑ€ÑƒÐ¼Ð°, Ð¿Ð¾ÑÑ‚ Ð¿Ð¸Â­
сал:  Â«Ð’  Ð¢Ð¸Ñ„лис  Ñ  Ð¿Ñ€Ð¸Ð±Ñ‹Ð»  1  Ð°Ð²Ð³ÑƒÑÑ‚а.  Ð—десь  Ð¾ÑÑ‚ался  Ñ  Ð½ÐµÂ­
сколько Ð´Ð½ÐµÐ¹ Ð² Ð»ÑŽÐ±ÐµÐ·Ð½Ð¾Ð¼ Ð¸ Ð²ÐµÑÐµÐ»Ð¾Ð¼ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÑÑ‚ве. ÐÐµÑÐºÐ¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ 
вечеров  Ñ  Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ»  Ð²  ÑÐ°Ð´Ð°Ñ…  Ð¿Ñ€Ð¸  Ð·Ð²ÑƒÐºÐµ  Ð¼ÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ¸  Ð¸  Ð¿ÐµÑÐµÐ½  Ð³Ñ€ÑƒÂ­
зинских”. Ð˜ ÐµÑ‰Ðµ: Â«Ð“рузины Ð½Ð°Ñ€Ð¾Ð´ Ð²Ð¾Ð¸Ð½ÑÑ‚венный. ÐžÐ½Ð¸ Ð´Ð¾Â­
казали  Ñ…Ñ€Ð°Ð±Ñ€Ð¾ÑÑ‚ÑŒ  Ð¿Ð¾Ð´  Ð½Ð°ÑˆÐ¸Ð¼Ð¸  Ð·Ð½Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð°Ð¼Ð¸...  ÐžÐ½Ð¸  Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñ‰Ðµ 
нрава Ð²ÐµÑÐµÐ»Ð¾Ð³Ð¾ Ð¸ Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ñ‚ельного... Ð“олос Ð¿ÐµÑÐµÐ½ Ð³Ñ€ÑƒÐ·Ð¸Ð½ÑÐºÐ¸Ñ… 
приятен...”.

Тифлис Ñ€Ð°Ð´ÑƒÑˆÐ½Ð¾ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð» ÐŸÑƒÑˆÐºÐ¸Ð½Ð°. ÐŸÐ¾ ÑÐ»Ð¾Ð²Ð°Ð¼ Ðš. Ð¡Ð°~

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

49


background image

востьянова, «каждый, кто только имел возможность, давал 
ему частный праздник, обед, вечер или завтрак, и, конеч­
но, каждый желал беседы с ним».

В результате этого путешествия были созданы такие тво­

рения,  ÐºÐ°Ðº  Â«ÐšÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·Â»,  Â«ÐžÐ±Ð²Ð°Ð»Â»,  Â«ÐœÐ¾Ð½Ð°ÑÑ‚ырь  Ð½Ð°  ÐšÐ°Ð·Ð±ÐµÐºÐµÂ», 

«Меж Ð³Ð¾Ñ€Ð½Ñ‹Ñ… ÑÑ‚ен Ð½ÐµÑÐµÑ‚ся Ð¢ÐµÑ€ÐµÐºÂ», Â«Ð˜ Ð²Ð¾Ñ‚ ÑƒÑ‰ÐµÐ»ÑŒÐµ Ð¼Ñ€Ð°Ñ‡Â­
ных скал», “Страшно и скудно», «На холмах Грузии лежит
 

ночная мгла”, «Путешествие в Арзрум» и др.

6 августа 1829 года Пушкин в последний раз ступил на 

улицу, еще не зная, что она когда-то будет носить его имя. 
Он Ð±Ñ€Ð¾ÑÐ¸Ð» Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ð¹ Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´ Ð½Ð° Ð³Ð¾ÑÑ‚иницу, Ð½Ð° Ð­Ñ€Ð¸Ð²Ð°Ð½Ñ- 
кую площадь, на гору св. Давида. Зазвенели бубенцы, ло­
шади резво понеслись к Московской заставе. Прекрасный
 
город уплывал вдаль. До конца своей жизни Пушкин бу­

дет помнить его. Но и город никогда не забудет полюбив­

шегося поэта, навек запечатлеет его пленительный облик 
в памяти своего сердца.

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

50


background image

Русская глубинка в горах Грузии

При виде аккуратно выбеленных домиков с резными ок­

нами Ð¸ ÑÑ‚авнями, Ð²Ñ‹ÐºÑ€Ð°ÑˆÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ Ð³Ð¾Ð»ÑƒÐ±Ð¾Ð¹ ÐºÑ€Ð°ÑÐºÐ¾Ð¹, ÑƒÐ·Ð¾Ñ€Â­
чатыми ÐºÑ€Ñ‹ÑˆÐ°Ð¼Ð¸ Ð² Ð¿ÐµÑ‚ухах, Ñ†Ð²ÐµÑ‚ущими Ð¿Ð°Ð»Ð¸ÑÐ°Ð´Ð½Ð¸ÐºÐ°Ð¼Ð¸ Ð¸ 

кувшинами  Ð½Ð°  Ð¸Ð·Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ð¸  Ð½ÐµÐ²Ð¾Ð»ÑŒÐ½Ð¾  Ð¸ÑÐ¿Ñ‹Ñ‚ываешь  Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ 

протереть  Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°,  Ñ‡Ñ‚обы ÑƒÐ±ÐµÐ´Ð¸Ñ‚ься  Ð² Ñ‚ом,  Ñ‡Ñ‚о Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ¶Ð°ÑŽÑ‰ÐµÐµ 
тебя  Ð½Ðµ  ÑÐ¾Ð½.  Ð˜  Ð²  ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼  Ð´ÐµÐ»Ðµ,  Ð¾Ñ‚куда  Ð²  Ð“рузии,  Ð½Ð°  Ð²Ñ‹ÑÐ¾Ñ‚е 
почти Ð´Ð²ÑƒÑ… Ñ‚ысяч Ð¼ÐµÑ‚ров Ð½Ð°Ð´ ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½ÐµÐ¼ Ð¼Ð¾Ñ€Ñ, Ð² Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ð¸ 
диких Ð³Ð¾Ñ€ Ñ‚ипичная, Ð´Ð¾ Ð¼ÐµÐ»Ð¾Ñ‡Ð¸, Ð´Ð¾ Ð·Ð°Ð²Ð°Ð»Ð¸Ð½ÐºÐ¸, Ð´Ð¾ Ð¶ÑƒÑ€Ð°Ð²Ð»Ñ 
над колодцем русская деревня?! Это не сон, это Гореловка
-  Ð¾Ð´Ð½Ð¾ Ð¸Ð· ÑÐµÐ» Ð´ÑƒÑ…оборцев, Ð²Ñ‹ÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ… ÑÑŽÐ´Ð°, Ð½Ð° ÐšÐ°Ð²ÐºÐ°Ð·, Ð¸Ð· 

России ещё в 40-е годы XIX века.

Жители  ÑÐµÐ»Ð°  Ñ  Ñ‚ипично  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¼Ð¸  Ð»Ð¸Ñ†Ð°Ð¼Ð¸;  Ð¶ÐµÐ½Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹  Ð² 

белоснежных Ð¿Ð»Ð°Ñ‚ках Ð½Ð° Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð°Ñ…, Ð¼ÑƒÐ¶Ñ‡Ð¸Ð½Ñ‹ Ñ Ð¾ÐºÐ»Ð°Ð´Ð¸ÑÑ‚ы­

ми Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸,^белобрысые Ð´ÐµÑ‚ишки Ñ ÑÑ€ÐºÐ¾ ÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°Â­
ми.  Ð  ÑƒÑÐ»Ñ‹ÑˆÐ°Ð²  Ñ€ÐµÑ‡Ð¸  ÑÐµÐ»ÑŒÑ‡Ð°Ð½,  ÐµÑ‰Ñ‘  Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ  ÑƒÐ´Ð¸Ð²Ð»ÑÐµÑˆÑŒÑÑ, 
такой  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¹  ÑÐ·Ñ‹Ðº,  Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑ‚ью  Ð»Ð¸ÑˆÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹  Ð¿Ñ€Ð¸Ð¼Ð¸Ñ‚ивных 
неологизмов  Ð¸  Ð¸Ð½Ð¾ÑÑ‚ранных  Ð·Ð°Ð¸Ð¼ÑÑ‚вований,  Ð¿Ð¾Ñ€Ð°Ð·Ð¸Ñ‚ель­
но чистый и живой, редко услышишь и в России.

Печальна  Ð¸ÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ  Ð´ÑƒÑ…оборческой  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹,  Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÑˆÐµÐ¹ 

в  Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸  Ð²Ð¾  Ð²Ñ‚орой  Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ðµ  XVIII  Ð²ÐµÐºÐ°  Ð²  Ð·Ð½Ð°Ðº  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚еста 
против обрядности и догм официальной церкви.

«...Мы  Ð½Ðµ  Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð»Ð¸,  Ñ‡Ñ‚обы  Ð½Ð°Ñ  Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ð»Ð¸  ÑÐµÐºÑ‚антами,  Ð¿Ð¾Ñ‚о­

му  Ñ‡Ñ‚о  Ð²Ð¾  Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ  ÐŸÐµÑ‚ра  Ð’еликого,  ÐµÑÐ»Ð¸  ÐºÑ‚о  Ð·Ð½Ð°ÐµÑ‚  Ð¸ÑÑ‚орию, 

было  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾  Ñ€Ð°Ð·Ð´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ð¹,  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸  Ñ…лысты,  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸  Ð¸Ð³Ð³ÑƒÐ½Ð´Ð¸ÑÑ‚Ñ‹, 
были малеванцы, их тогда в презрение называли сектами».

Духоборцы  Ð½Ðµ  Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð»Ð¸  Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ñ‚ься  ÑÐµÐºÑ‚ой,  Ð¾Ð½Ð¸  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ 

частью 

христианского 

направления, 

они 

желалируковод­

ствоваться  Ð¶Ð¸Ð²Ñ‹Ð¼  ÑÐ»Ð¾Ð²Ð¾Ð¼  ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ…  Ð¿Ñ€Ð¾Ñ€Ð¾ÐºÐ¾Ð²,  ÑÐ²Ð¾Ð¸Ð¼Ð¸  Ñ€Ð°ÑÂ­
сказами,  ÐºÐ¾Ñ‚орые  Ð¾Ð½Ð¸  ÑÐ¾ÑÑ‚авляли  Ð½Ðµ  Ñ‚олько  Ð¿Ð¾  Ñ€Ð°ÑÑÐºÐ°Ð·Ð°Ð¼

ЧАСТЬ I: ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

СТРАНА ДНХ0Б0РИЯ

51


background image

из  ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¹  Ð¸ÑÑ‚ории,  Ð½Ð¾  Ð±Ñ€Ð°Ð»Ð¸  Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾  Ð¸Ð·  ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð¥Ñ€Ð¸ÑÑ‚а  Ð¸ 

даже  Ð¸Ð·  ÐÐ¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾  Ð·Ð°Ð²ÐµÑ‚а  Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾.  ÐŸÐ¾ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ñ‚акие,  ÐºÐ¾Ñ‚орые 

они  Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ð»Ð¸  ÑÐ²Ð¾Ð¸Ð¼Ð¸  Ð¿ÑÐ°Ð»Ð¼Ð°Ð¼Ð¸,  Ð¾Ð½Ð¸  Ð¸Ñ…  Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ð»Ð¸  Â«ÑÑ‚о 

наша  Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ  ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°Â»,  Ð¾Ð½Ð¸  Ð¸Ñ…  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡Ð°Ð»Ð¸.  ÐžÐ½Ð¸  Ð²ÑÐµ  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸  Ð±ÐµÐ·Â­
грамотные, 

произошли 

из 

крестьянства. 

Они 

заучивали 

эти  Ð¿ÑÐ°Ð»Ð¼Ñ‹  Ð½Ð°Ð¸Ð·ÑƒÑÑ‚ÑŒ.  Ð˜  Ð²ÑÐµ  Ð¸Ñ…  ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ðµ  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð¸Ð·ÑƒÑÑ‚ное,  Ð¸ 

так  Ð¾Ð½Ð¸  Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¸Ð»Ð¸,  Ñ‡Ñ‚о  Â«Ð¼Ñ‹  Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ð¼ÑÑ  Ð½Ðµ  Ð¼ÐµÑ€Ñ‚вой  Ð±ÑƒÐºÂ­

вой в книгах, а мы руководимся живым словом».

«В  ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ  XVIII  ÑÑ‚олетия,  -  Ð¿Ð¸ÑˆÐµÑ‚  Ð¸ÑÑ‚орик  ÐŸ.И.  Ð‘ирю­

ков,  -  Ð²Ð´Ñ€ÑƒÐ³  ÑÐ²Ð»ÑÑŽÑ‚ся  Ð»ÑŽÐ´Ð¸,  Ð½Ðµ  Ñ‚олько  Ð¾Ñ‚вергающие  Ð²ÑÐµ 
обряды Ð¸ ÑƒÑÑ‚ановление Ð³Ñ€ÐµÐºÐ¾-российской Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸, Ð½Ð¾ Ð´Ð°Ð¶Ðµ 
не  Ð¿Ñ€Ð¸ÐµÐ¼Ð»ÑŽÑ‰Ð¸Ðµ  Ð¸  Ð½Ð°Ñ€ÑƒÐ¶Ð½Ð¾Ð³Ð¾  ÐºÑ€ÐµÑ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð²Ð¾Ð´Ð¾ÑŽ  Ð¸  Ð¿Ñ€Ð¸Ñ‡Ð°Â­
щения  Ñ‚ела  Ð¸  ÐºÑ€Ð¾Ð²Ð¸  Ð¥Ñ€Ð¸ÑÑ‚овой  Ð¿Ð¾Ð´  Ð²Ð¸Ð´Ð¾Ð¼  Ñ…леба  Ð¸  Ð²Ð¸Ð½Ð°. 
Они отовсюду терпели гонения...»

В  1750  Ð³Ð¾Ð´Ñƒ  Ð²  Ð¢Ð°Ð¼Ð±Ð¾Ð²ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð³ÑƒÐ±ÐµÑ€Ð½Ð¸Ð¸  Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸  Ð¿Ð¾ÑÐ²Ð¸Ð»ÑÑ 

человек, который стал объединять вокруг себя людей, про­
поведуя  Ð´ÑƒÑ…оборчество,  Ð¾Ñ‚рицавшее  Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ñ‚ворные  Ð°Ñ‚рибу­

ты веры.

Савелий ÐšÐ°Ð¿ÑƒÑÑ‚ин, Ñ‚ак Ð·Ð²Ð°Ð»Ð¸ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ€Ð¾ÐºÐ°, Ð¾Ð±ÑŠÑÑÐ½Ð¸Ð», 

что  Ð‘Ð¾Ð³  Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ‚  Ð²  Ð´ÑƒÑˆÐµ  ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾  Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ°,  Ð°  ÐºÑ€ÐµÑÑ‚  Ð¸  Ð¸ÐºÐ¾Ð½Ð° 
лишь  Ð¼Ð¸ÑˆÑƒÑ€Ð°,  ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ  ÑÐ²ÑÑ‰ÐµÐ½Ð½Ð¸ÐºÐ°Ð¼Ð¸.  Â«Ð¡Ð¾  Ð·Ð»Ð¾Ð¼  Ð½ÑƒÐ¶Ð½Ð¾ 
бороться своим духом, верой» - говорил Савелий.

Имя «духоборцы» было дано екатеринославским архиепис­

копом Амвросием в 1785 году и настолько закрепилось в сре­

де, что с той поры по-иному духоборцы себя не называли.

Религиозными символами Ñƒ духоборцев ÑÑ‡Ð¸Ñ‚аются хлеб, 

соль Ð¸ ÐºÑƒÐ²ÑˆÐ¸Ð½ Ñ Ð²Ð¾Ð´Ð¾Ð¹, ÐºÐ¾Ñ‚орые ÑÑ‚авятся Ð½Ð° ÑÑ‚ол Ð²Ð¾ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ 
чтения псалмов.

Общение  Ñ  Ð‘огом  Ñƒ  Ð²ÐµÑ€ÑƒÑŽÑ‰Ð¸Ñ…  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÑ…одит 

под  Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´ÑÑ‚Ð²Ð¾Ð¼  ÑÑ‚арейших  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹  Ð²  ÑÐ¿ÐµÑ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ñ…  Ð´Ð¾Â­
мах.  Ð”ухоборцы  Ð¾Ñ‚личались  Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ð¼  Ñ€Ð°Ð´Ð¸ÐºÐ°Ð»Ð¸Ð·Ð¼Ð¾Ð¼:  Ð¾Ð½Ð¸ 
отвергали ÐºÐ°Ð½Ð¾Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¸Ð¹ Ñ‚екст Ð‘иблии, Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´ÑÑ‚вовались 
священными  Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð°Ð½Ð¸ÑÐ¼Ð¸  Ð²  Ð²Ð¸Ð´Ðµ  ÑÑ‚ихов  -  Ð¿ÑÐ°Ð»Ð¼Ð¾Ð²,  Ð¾Ð±ÑŠÐµÂ­
диненных в устную «Книгу жизни».

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

52


background image

«Духоборцы - Ð¿Ð¾Ð»ÐºÐ¸ Иисусовы».

Все творения Господни прекрасны, но владеют и наслаж­

даются ими люди, 

«забывшие в сердцах господа».

Борьба  Ð´ÑƒÑ…Ð¾Ð±Ð¾Ñ€Ñ†ÐµÐ²  Ð·Ð°  Â«Ð´ÑƒÑ…»  Ð¿Ñ€Ð¸Ð²ÐµÐ´ÐµÑ‚  Ð¸Ñ…  Ðº  Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸ÑŽ 

«всеми творениями господними».

Нравственный  ÐºÐ°Ñ‚ÐµÑ…Ð¸Ð·Ð¸Ñ  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авляет  ÑÐ¾Â­

бой  ÐºÐ²Ð¸Ð½Ñ‚ÑÑÑÐµÐ½Ñ†Ð¸ÑŽ  Ð±ÑƒÑ€Ð¶ÑƒÐ°Ð·Ð½Ð¾Ð¹  Ð¼Ð¾Ñ€Ð°Ð»Ð¸  Ñ  ÐµÐµ  Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÑÐ¼Ð¸: 

«Будь  Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ñ€Ð°Ð·ÑƒÐ¼ÐµÐ½,  Ð½Ðµ  Ð²ÑÐµ,  Ñ‡Ñ‚о  Ð²Ð¸Ð´Ð¸ÑˆÑŒ,  Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð¹,  Ð½Ðµ  Ð²ÑÐµ, 
что  Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑˆÑŒ,  Ð´ÐµÐ»Ð°Ð¹,  Ð½Ð¾  Ñ‚олько  Ñ‚о,  Ñ‡Ñ‚о  Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾.  Ð‘удь  Ð²Ð¾Ð·Â­
держан,  Ð±ÐµÐ·  Ð°Ð»ÐºÐ°Ð½Ð¸Ñ  Ð¿Ð¸Ñ‰Ð¸  Ð½Ðµ  ÑƒÐ¿Ð¾Ñ‚ребляй,  Ð±ÐµÐ·  Ð¶Ð°Ð¶Ð´Ñ‹  Ð½Ðµ 

пей,  Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ  Ð¿ÑŒÑÐ½ÑÑ‚ва  ÑÐºÐ¾  Ð°Ð´Ð°  Ð±ÐµÐ³Ð°Ð¹.  Ð‘удь  ÐºÑ€Ð¾Ñ‚ок,  Ð½Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¾- 

дерзлив,  Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ  Ð¼Ð¾Ð»Ñ‡Ð°Ð»Ð¸Ð²,  Ð½ÐµÐ¶ÐµÐ»Ð¸  Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð»Ð¸Ð².  ÐÐ¸Ñ‡ÐµÐ³Ð¾ 
чужого  Ð½Ðµ  Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð¹,  ÐºÐ¾Ð»ÑŒÐ¼Ð¸  Ð¿Ð°Ñ‡Ðµ  Ð½Ðµ  ÐºÑ€Ð°Ð´ÑŒ,  Ð°  Ð²  Ñ‡ÐµÐ¼  Ð¸Ð¼ÐµÐµÑˆÑŒ 
нужды  ÑÑ‹ÑÐºÐ¸Ð²Ð°Ð¹  Ñ‚рудом.  Ð§Ñ‚о  Ð²Ð·Ð°Ð¹Ð¼Ñ‹  Ð²Ð·ÑÐ»,  Ð¾Ñ‚дай,  Ñ‡Ñ‚о 
обещал - Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸, Ð±ÑƒÐ´ÑŒ Ðº Ñ‚рудам Ð¾Ñ…отлив, Ð¾ÑÑ‚авляй Ð¿Ñ€Ð°Ð·Â­
дность ленивым.

Также  Ð±ÑƒÐ´ÑŒ  Ðº  Ð²Ñ‹ÑˆÐ½ÐµÐ¼Ñƒ  Ð¿Ð¾ÑÐ»ÑƒÑˆÐµÐ½,  Ñ  Ñ€Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸  Ð¾Ð±Ñ…оди­

телен; никому не завидуй, доброжелательствуй всем — сие 
храни, то и будешь благополучен».

Сами  Ð´ÑƒÑ…Ð¾Ð±Ð¾Ñ€Ñ†Ñ‹,  ÐºÐ°Ðº  Ð¾Ð½Ð¸  ÑÑ‡Ð¸Ñ‚ают,  Ð²ÐµÐ´ÑƒÑ‚  ÑÐ²Ð¾Ðµ  Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸ÑÂ­

хождение  Ð¾Ñ‚  Ñ‚рех 

«отроков:  ÐÐ½Ð°Ð½Ð¸Ð¸,  ÐÐ·Ð°Ñ€Ð¸Ð¸  Ð¸  ÐœÐ¸ÑÐ°Ð¸Ð»Ð°Â», 

т.е. от пострадавших за веру.

Приняв ÐµÐ²Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»ÑŒÑÐºÑƒÑŽ Ð·Ð°Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÑŒ Â«Ð½Ðµ ÑƒÐ±Ð¸Ð¹Â», Ð¾Ð½Ð¸ Ð²Ñ‹ÑÑ‚упа­

ли Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ив Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð¹ ÑÐ»ÑƒÐ¶Ð±Ñ‹ Ð² Ñ†Ð°Ñ€ÑÐºÐ¾Ð¹ Ð°Ñ€Ð¼Ð¸Ð¸, Ñ‡ÐµÐ¼ Ð²Ñ‹Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ð»Ð¸ 

недовольство правителей царской России.

Историю  Ð´ÑƒÑ…оборческой  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹  Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾  Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð°Ð·Ð´ÐµÐ»Ð¸Ñ‚ÑŒ 

на пять периодов.

Первый  Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´  -  ÑÑ‚о  Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´  ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ  ÑÐµÐºÑ‚Ñ‹  Ð¸Ð·  Ð½ÐµÐ´Ñ€ 

хлыстовщины, когда Силуан Колесников на Украине и Ил­
ларион Побирохин Ð² Тамбовской Ð³ÑƒÐ±ÐµÑ€Ð½Ð¸Ð¸ начинают рас­
пространять  ÑÐ²Ð¾Ð¸  Ð¸Ð´ÐµÐ¸  Ð¸  ÑÐ¾Ð±Ð¸Ñ€Ð°Ñ‚ÑŒ  Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ñ‚елей.  Ð­Ñ‚от 
период  Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½Ñ‡Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ‚ÑÑ  Ð¼ÐµÑÑÐ¸Ð°Ð½ÑÐºÐ¸Ð¼  Ð²Ñ‹ÑÑ‚уплением  ÐŸÐ¾Ð±Ð¸- 
рохина, когда он со своими апостолами торжественно всту­
пил в город Тамбов, объявляя, что идет судить вселенную,

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

53