ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2019

Просмотров: 6439

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

но был арестован и сослан в Сибирь.

Второй  Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´  Ð·Ð½Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð°Ñ‚елен  Ñ„ормированием  Ð´ÑƒÑ…обор­

ческих Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½ Ð¿Ð¾Ð´ Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´ÑÑ‚вом Ð¡Ð°Ð²ÐµÐ»Ð¸Ñ ÐšÐ°Ð¿ÑƒÑÑ‚ина, Ð¿ÐµÑ€Â­
вым  Ð¾Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ð²ÑˆÐµÐ³Ð¾  Ð´Ð¾Ð³Ð¼Ð°Ñ‚Ñ‹  Ð´ÑƒÑ…оборческого  Ð²ÐµÑ€Ð¾ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ. 

Был Ð»Ð¸  Ð¾Ð½  Ð´ÐµÐ¹ÑÑ‚вительно  ÑÑ‹Ð½Ð¾Ð¼  Ð˜Ð»Ð»Ð°Ñ€Ð¸Ð¾Ð½Ð° ÐŸÐ¾Ð±Ð¸Ñ€Ð¾Ñ…ина, 

неизвестно,  Ñ‚ак  ÐºÐ°Ðº  Ð±Ñ€Ð°ÐºÐ¸  ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð½Ðµ  Ð¾Ñ„ормля­
лись  Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ¾Ð²ÑŒÑŽ  Ð¸  Ð½Ðµ  Ñ€ÐµÐ³Ð¸ÑÑ‚рировались,  Ð¸  Ð´ÐµÑ‚и  Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð°Ð»Ð¸ 
фамилию  Ð¼Ð°Ñ‚ери.  Ð­Ñ‚им  Ð½Ðµ  Ñ€Ð°Ð·  Ð¿Ð¾Ð»ÑŒÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ  Ð´Ð»Ñ  ÑƒÑ‚верж­

дения наследования знания духоборческого Христа.

Третий  Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´  Ð¾Ñ…ватывает  Ð¿Ñ€ÐµÐ±Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ  Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¹  Ð¼Ð°ÑÑÑ‹ 

духоборцев на Молочных Водах, где они решили осуществить 
на практике идеи коммуны. Они обобщили все свое имуще­
ство, создали одну общую кассу, завели одно общее стадо и 
решили, Ñ‡Ñ‚о ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñ‹Ð¹ Ð±Ñ€Ð°Ñ‚ Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ Ð±Ñ€Ð°Ñ‚ÑŒ Ð¸Ð· Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ³Ð¾ 
имения Ð²ÑÐµ, Ñ‡Ñ‚о ÐµÐ¼Ñƒ Ð¿Ð¾Ð½Ð°Ð´Ð¾Ð±Ð¸Ñ‚ся. Â«Ð¢Ð°ÐºÐ¸Ð¼ Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼, - Ð¿Ð¸ÑˆÐµÑ‚ 
Н.Н. Никольский, - появилось миниатюрное мессионичес- 

кое царство на теократически-коммунистических началах».

Однако ÑƒÐ¶Ðµ Ñ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð³Ð¾ Ð½Ð°Ñ‡Ð°Ð»Ð° Ð³Ð»Ð°Ð²Ð° ÑÐµÐºÑ‚Ñ‹ ÐšÐ°Ð¿ÑƒÑÑ‚ин Ð¿Ñ€Ð¸Â­

своил  ÑÐµÐ±Ðµ  Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‡Ð½Ð¾Ðµ  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð¾  Ñ€Ð°ÑÐ¿Ð¾Ñ€ÑÐ¶Ð°Ñ‚ься  Ð²ÑÐµÐ¼  Ð¸Ð¼ÑƒÂ­
ществом  Ñ‡Ð»ÐµÐ½Ð¾Ð²  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñ‹. ÐžÐ½ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾ ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÑÐ» Ð²ÑÐµÐ¼Ð¸ 

хозяйственными Ð´ÐµÐ»Ð°Ð¼Ð¸, Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ð» Ð´ÑƒÑ…оборцами, Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´Ð¾Â­
вавшими  Ð¾Ñ‚Ð´ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼Ð¸  ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð¸ÑÐ¼Ð¸  (селениями),  Ñ€Ð°Ð·Ð±Ð¸Ñ€Ð°Ð» 

во  Ð³Ð»Ð°Ð²Ðµ  ÑÐ¿ÐµÑ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð³Ð¾  Ñ‚рибунала  ÑÑƒÐ´ÐµÐ±Ð½Ñ‹Ðµ  Ð´ÐµÐ»Ð°.  Ð£Ð¶Ðµ  Ð² 

характере самой организации коммуны были заложены на­

чала ее разложения.

Несколько  Ñ‚Ñ‹ÑÑÑ‡  Ñ€Ð°Ð·Ð±Ð¾Ð³Ð°Ñ‚евших  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑˆÐ»Ð¸  Ð² 

православие и Ð¾ÑÑ‚ались Ð½Ð° ÐœÐ¾Ð»Ð¾Ñ‡Ð½Ñ‹Ñ… Водах, ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° царское 

правительство вновь начало преследование духоборцев.

Четвертый  Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´  ÑÐ²ÑÐ·Ð°Ð½  Ñ  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð² 

период  Ñ†Ð°Ñ€ÑÑ‚Ð²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ  ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ  I  Ð²  Ð—акавказье  -  Ð¿Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡Â­
ный Ахал кал акский уезд Тифлисской губернии. Здесь про­
должился процесс разложения общины, который завершил­

ся  Ð¾Ñ‚крытой  Ð±Ð¾Ñ€ÑŒÐ±Ð¾Ð¹  Ð½Ð¸Ð·Ð¾Ð²Ð¾Ð¹  Ð´ÑƒÑ…оборческой  Ð¼Ð°ÑÑÑ‹  Ð¿Ñ€Ð¾Â­

тив собственной олигархии. Непокорная часть духоборцев

ЧАСТЬ 1: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

54


background image

при содействии Л.Н. Толстого эмигрировала в Канаду.

Пятый период охватывает историю духоборческого сек­

тантства  Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ  Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð¾Ð¹  Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¾Ð¹  Ñ€ÐµÐ²Ð¾Ð»ÑŽÑ†Ð¸Ð¸  1905-1907  Ð³Ð¾Â­
дов. Ð¡ÐµÐºÑ‚антство Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÑ‚ает Ð±Ñ‹Ñ‚ÑŒ Ñ€Ð°Ð·Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ð´Ð½Ð¾ÑÑ‚ью ÑƒÐ¼ÐµÑ€ÐµÐ½Â­
ной  Ð´ÐµÐ¼Ð¾ÐºÑ€Ð°Ñ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¾Ð¿Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ð¸.  Ð”ухоборцы  ÑÑ‚али  Ð¸ÑÂ­
правно нести все повинности, в том числе и воинскую.

Сегодня Ð»Ð¸ÑˆÑŒ Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÑÑ‚авители ÑÑ‚аршего Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Â­

ления Ð¿Ð¾Ð¼Ð½ÑÑ‚ ÑÐ²Ð¾ÑŽ Ð¸ÑÑ‚орию, Ð¿Ð¾ÑÑ‚ому Ñ€Ð°ÑÑÐºÐ°Ð·Ñ‹, Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´Ð°ÑŽÂ­
щиеся в устной форме, сильно расходятся в деталях.

По Ð¸Ð¼Ð¿ÐµÑ€Ð°Ñ‚орскому ÑƒÐºÐ°Ð·Ñƒ 1802 Ð³Ð¾Ð´Ð° ÐÐ»ÐµÐºÑÐ°Ð½Ð´Ñ€Ð° I Ð´ÑƒÑ…о­

борцам  Ð•ÐºÐ°Ñ‚ÐµÑ€Ð¸Ð½Ð¾ÑÐ»Ð°Ð²ÑÐºÐ¾Ð¹,  Ð¥Ð°Ñ€ÑŒÐºÐ¾Ð²ÑÐºÐ¾Ð¹,  Ð¢Ð°Ð¼Ð±Ð¾Ð²ÑÐºÐ¾Ð¹  Ð¸ 
других Ð³ÑƒÐ±ÐµÑ€Ð½Ð¸Ð¹ Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐ¸Ð»Ð¸ Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»Ð¸Ñ‚ься Ð² Ð—апорожье, Ð½Ð° 
пустопорожние Ð·ÐµÐ¼Ð»Ð¸ Ð¿Ð¾ Ñ€ÐµÐºÐµ ÐœÐ¾Ð»Ð¾Ñ‡Ð½Ð¾Ð¹ Ð² ÐœÐµÐ»Ð¸Ñ‚опольс­
ком  ÑƒÐµÐ·Ð´Ðµ,  Ð³Ð´Ðµ  Ð¸Ñ…  Ð¾Ð¿Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ  Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÑŒ  Ð´Ð»Ð¸Ð»Ð°ÑÑŒ  Ð²ÑÐµÐ³Ð¾  36  Ð»ÐµÑ‚. 
Духоборцы  Ð²Ð½Ð¾Ð²ÑŒ  Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð»Ð¸  Ð²  Ð½ÐµÐ¼Ð¸Ð»Ð¾ÑÑ‚ÑŒ,  Ð¸  Ð¸Ð¼  Ð¿Ñ€Ð¸ÑˆÐ»Ð¾ÑÑŒ 
искать землю обетованную.

Место  Ð´Ð»Ñ  Ð¿ÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð±Ñ‹Ð»Ð¾  Ð²Ñ‹Ð±Ñ€Ð°Ð½Ð¾  Ð¸Ð¼Ð¸  Ð½ÐµÑÐ¿Ñ€Ð¾ÑÑ‚а. 

Кавказ  Ð¸Ð·Ð´Ñ€ÐµÐ²Ð»Ðµ  ÑÑ‡Ð¸Ñ‚ался  ÑÐ²ÑÑ‚ой  Ð·ÐµÐ¼Ð»ÐµÐ¹,  Ð½ÐµÐ¾Ð´Ð½Ð¾ÐºÑ€Ð°Ñ‚но 
упоминавшейся Ð² Ð‘иблии. ÐŸÐµÑ€ÐµÑÐµÐ»Ð¸Ð²ÑˆÐ¸ÑÑŒ Ð² Ð“рузию - Ð¿Ð¾Â­
граничный ÐÑ…ал ÐºÐ°Ð» Ð°ÐºÑÐºÐ¸Ð¹ ÑƒÐµÐ·Ð´ Ð¢Ð¸Ñ„лисской Ð³ÑƒÐ±ÐµÑ€Ð½Ð¸Ð¸ Ð² 

1841  Ð³Ð¾Ð´Ñƒ,  Ð²Ñ‹ÑÐ¾ÐºÐ¾Ð³Ð¾Ñ€Ð½Ñ‹Ð¹,  ÑÑƒÑ€Ð¾Ð²Ñ‹Ð¹  Ð²  ÐºÐ»Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚ических  ÑƒÑÂ­

ловиях ÐºÑ€Ð°Ð¹, Ð¿ÐµÑ€Ð²ÑƒÑŽ Ð·Ð¸Ð¼Ñƒ Ð´ÑƒÑ…оборцы Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ»Ð¸ Ð² Ð·ÐµÐ¼Ð»ÑÐ½Ð¾Ð¹ 

балке, которая носит название Терпения.

Более 7 Ñ‚ысяч Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐº Ð¿Ð¾Ð³Ð¸Ð±Ð»Ð¸ Ð² Ñ‚у Ð»ÑŽÑ‚ую Ð·Ð¸Ð¼Ñƒ Ð¾Ñ‚ Ñ…о­

лода,  Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð°,  Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÐµÐ¹,  Ð¸,  Ñ‚ем  Ð½Ðµ  Ð¼ÐµÐ½ÐµÐµ,  Ð»ÑŽÐ´Ð¸  Ð²Ñ‹ÑÑ‚ояли, 
выдюжили,  Ð¿Ð¾ÑÑ‚роили  Ð²Ð´Ð¾Ð»ÑŒ  Ñ€ÐµÐºÐ¸  ÐŸÐ°Ñ€Ð°Ð²Ð°Ð½Ð¸  Ð²Ð¾ÑÐµÐ¼ÑŒ  ÐºÑ€Ð°Â­
сивых деревень с названиями, перенесенными из духобор­

ческих  ÑÐµÐ»  Ð—апорожья  -  Ð‘огдановка,  Ð“ореловка,  ÐžÑ€Ð»Ð¾Ð²ÐºÐ°, 

Тамбовка, Калинино, Ефремовка, Родионовка.

Поначалу Ð¿Ñ€Ð¸ÑˆÐµÐ´ÑˆÐ¸Ðµ Ð² Ð”жавахети Ð´ÑƒÑ…оборцы Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ð¾Â­

лагали,  Ñ‡Ñ‚о Ð½Ðµ  Ð·Ð°Ð´ÐµÑ€Ð¶Ð°Ñ‚ся  Ð·Ð´ÐµÑÑŒ  Ð½Ð°Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾,  Ñ‚ак ÐºÐ°Ðº ÑƒÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ 
здесь Ñ‚яжелые: суровый климат, Ð¸Ð½Ð¾ÑÐ·Ñ‹Ñ‡Ð½Ð°Ñ ÑÑ€ÐµÐ´Ð°. Но Ñ‚ут 
неожиданно  ÑÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð°Ð»ÑÑ  Ð´ÑƒÑ…овный  Ð»Ð¸Ð´ÐµÑ€  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð˜Ð»Â­
ларион Калмыков (12 октября 1841 года).

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

55


background image

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

56


background image

Его Ð¿Ð¾Ñ…оронили Ð·Ð´ÐµÑÑŒ Ð¶Ðµ, Ð² Ð²Ñ‹ÑÐ¾ÐºÐ¾Ð³Ð¾Ñ€Ð½Ð¾Ð¼ Ð”жавахети, Ð¸ 

покинуть это святое место было уже нельзя. И сегодня мо­

гилы  Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ñ‚елей  Ð´ÑƒÑ…оборчества  Ð¿Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ‚аются  ÐºÐ°Ðº  ÑÐ²ÑÑ‚ые 

места,  Ð·Ð°  Ð½Ð¸Ð¼Ð¸  ÑƒÑ…аживают  Ð¸  Ð¾Ñ…раняют.  Ð˜Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾  Ð¿Ð¾ÑÑ‚ому 
большая группа духоборцев осталась в высокогорном Джа­
вахети, Ð° Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð°Ñ Ñ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¼ÐµÑÑ‚илась Ð½Ð° Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Â­
ные земли в районе Дманиси (Квемо Картли).

Всего 495 ÑÐµÐ¼ÐµÐ¹, включающих 4097 духоборцев, населя­

ли Ð”жавахети, Ð¸ Ð´Ð¾ Ñ‚ысячи Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐº Ð¾Ð±Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ Ð² ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Â­
няшнем Дманисском районе. Здесь духоборцы жили в пяти 
деревнях: Дманиси, Кировиси, Ваке, Гантиади, Орузман.

Уникальные  ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ  Ð¾  Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸  Ð¸  ÑÐ¾Ð±Ñ‹Ñ‚иях  Ð²  Ð´ÑƒÑ…обор­

ческой  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ðµ,  ÑƒÐ²Ñ‹,  Ð½Ð°  ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½ÑÑˆÐ½Ð¸Ð¹  Ð´ÐµÐ½ÑŒ  Ð²Ð¾ÑÑÑ‚ановить 
невозможно.  Ð’се  Ñ†ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ðµ  Ð±ÑƒÐ¼Ð°Ð³Ð¸  Ð¸  Ð·Ð¾Ð»Ð¾Ñ‚ой  Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñ,  ÐºÑÑ‚ати, 

немалый, Ð±Ñ‹Ð»Ð¸ Ð¸Ð·ÑŠÑÑ‚Ñ‹ Ð² 20-30 Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ… XX Ð²ÐµÐºÐ° Ð¿Ñ€Ð¸ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑ‚с­

кой власти.

На первом этапе переселения духоборцы жили в сравни­

тельной изоляции от коренных народов, и в процессе адап­

тации  Ð¾Ð¿Ð¸Ñ€Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ  Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ð¼  Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð¼  Ð½Ð°  Ñ‚радиционную  Ð´Ð»Ñ 

них ÐºÑƒÐ»ÑŒÑ‚уру. Для своих поселений Ð¾Ð½Ð¸ выбирали места Ñ 
таким расчетом, чтобы иметь возможность организовать хо­
зяйство так, как они привыкли вести его у себя на родине.

Надо  Ð¾Ñ‚Ð¼ÐµÑ‚Ð¸Ñ‚ÑŒ,  Ñ‡Ñ‚о  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð¾Ñ‚личает  ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð½Ð°Ñ 

консервация  Ñ‚радиционной  Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ð¸  Ñ€ÐµÐ¿Ñ€Ð¾Ð´ÑƒÐºÑ†Ð¸Ð¸,  Ð¸  Ð¿Ð¾Â­

ныне ÑÐ¾Ñ…раняются Ð¾Ñ‚носительно Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ Ð²Ñ‹ÑÐ¾ÐºÐ¸Ðµ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚е­

ли Ñ€Ð¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÐ¼Ð¾ÑÑ‚и. ÐœÐµÐ¶Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ðµ Ð±Ñ€Ð°ÐºÐ¸ ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸ Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ñ… 
староверов до сих пор исчисляются единицами.

В Ñ†ÐµÐ½Ñ‚Ñ€Ðµ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð³Ð¾ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ð³Ð¾ ÑÐµÐ»Ð° - Ð“ореловка Ñ€Ð°ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½ 

молельный дом - «Сиротский дом» - получивший свое на­
звание Ð¾Ñ‚ Ñ‚ого, Ñ‡Ñ‚о Ð·Ð´ÐµÑÑŒ ÐµÑ‰Ñ‘ Ð² Ð¿Ñ€Ð¾ÑˆÐ»Ð¾Ð¼ веке ÐºÐ¾Ñ€Ð¼Ð¸Ð»Ð¸ Ð´ÐµÂ­
тей Ð¸ Ð²ÑÐµÑ… Ð½ÑƒÐ¶Ð´Ð°ÑŽÑ‰Ð¸Ñ…ся. Â«Ð¡Ð¸Ñ€Ð¾Ñ‚ский Ð´Ð¾Ð¼Â» ÑÐ¾ÑÑ‚оит Ð¸Ð· Ð½ÐµÂ­
скольких ÑÑ‚роений. Ð’ ÑÐµÑ€ÐµÐ´Ð¸Ð½Ðµ Ñ‚ерритории, Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ 
красивым  Ð¿Ð°Ð»Ð¸ÑÐ°Ð´Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼,  Ñ€Ð°ÑÐºÑ€Ð°ÑˆÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼  Ð²  Ð³Ð¾Ð»ÑƒÐ±Ð¾Ð¹  Ð¸  Ð±ÐµÂ­
лый Ñ†Ð²ÐµÑ‚а Ñ Ñ€Ð¾ÑÐ¿Ð¸ÑÑÐ¼Ð¸, ÑÑ‚оит Ð´Ð²ÑƒÑ…этажный Ñ‚ерем (иначе

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

57


background image

не назовешь его, настолько он сказочно красив). В этом доме
-  Ñ‚ереме Ð¶Ð¸Ð»Ð° Ð›ÑƒÐºÐµÑ€ÑŒÑ ÐšÐ°Ð»Ð¼Ñ‹ÐºÐ¾Ð²Ð° - Ð¿ÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñ‰Ð¸Ð½Ð°, Ð²Ð¾Ð·Â­
главлявшая  Ð¾Ð±Ñ‰Ð¸Ð½Ñƒ  Ð´ÑƒÑ…оборцев.  ÐžÐ½Ð°  Ð´Ð¾ÑÑ‚роила  Â«Ð¡Ð¸Ñ€Ð¾Ñ‚с­

кий дом», который начал строить в 1847 году её супруг Петр 
Илларионович Калмыков - правнук Савелия Капустина.

В  Â«Ð¡Ð¸Ñ€Ð¾Ñ‚ском  Ð´Ð¾Ð¼ÐµÂ»,  Ð²  ÑÐ¿ÐµÑ†Ð¸Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð¾  Ð¿Ð¾ÑÑ‚роенных  Ð¿Ð¾ÐºÐ¾ÑÑ… 

собираются Ð´ÑƒÑ…оборцы Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÐ¾ Ð²ÑÐµÐ²Ñ‹ÑˆÐ½Ð¸Ð¼. ÐšÐ¾Ð¼Â­
наты Ð¿Ñ€Ð¾ÑÑ‚орные, Ñ Ñ€ÑƒÑÑÐºÐ¸Ð¼Ð¸ Ð¿ÐµÑ‡ÐºÐ°Ð¼Ð¸, Ð²Ð´Ð¾Ð»ÑŒ ÑÑ‚ен Ñ€Ð°ÑÐ¿Ð¾Â­
ложены лавки. На окнах кружевные рушники, а ставни рас­
писаны Ð¾Ñ€Ð½Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ‚ом Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ²Ñ‹Ñ… Ñ†Ð²ÐµÑ‚ов, Ñ€Ð°ÑÂ­
тущих в глубинке России.

Входят  Ð²  Ð¼Ð¾Ð»ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¹  Ð·Ð°Ð»  Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ·  Ð´Ð²Ðµ  Ð´Ð²ÐµÑ€Ð¸:  Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ·  Ð¾Ð´Ð½Ñƒ  - 

женщины, Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· Ð´Ñ€ÑƒÐ³ÑƒÑŽ - Ð¼ÑƒÐ¶Ñ‡Ð¸Ð½Ñ‹. Ð ÑÐ´Ð¾Ð¼ Ñ Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð¼ Ð½Ð°Ñ…о­
дится  ÐºÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñ‚а  Ñ  ÐºÑƒÑ…онной  ÑƒÑ‚варью,  Ð³Ð´Ðµ  Ð³Ð¾Ñ‚овят  ÐµÐ´Ñƒ,  Ñ‡Ñ‚о­
бы напоить и накормить всех жаждущих и голодных.

Во  Ð´Ð²Ð¾Ñ€Ðµ  Â«Ð¡Ð¸Ñ€Ð¾Ñ‚ского  Ð´Ð¾Ð¼Ð°Â»  ÑÑ‚оит  Ð¾Ð³Ñ€Ð¾Ð¼Ð½Ñ‹Ð¹  ÐºÐ°Ð¼ÐµÐ½ÑŒ  - 

монумент  Ñ  Ñ„амилиями  Ð¿Ñ€Ð°Ð²ÐµÐ´Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð²  -  Ð´ÑƒÑ…оборцев,  Ð¿Ð¾Ñ…о­
роненных на территории близ Гореловки, называемой «мо­
гилками святых», почитаемыми духоборцами во всем мире.

Особо  Ð¿Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ‚Ð°ÐµÐ¼Ð°  Ð›ÑƒÐºÐµÑ€ÑŒÑ  ÐšÐ°Ð»Ð¼Ñ‹ÐºÐ¾Ð²Ð°,  ÑÐ¸Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ,  Ð²Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ñ 

женщина, ÑÑƒÐ¼ÐµÐ²ÑˆÐ°Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¸Ðµ Ð³Ð¾Ð´Ñ‹ Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑŒ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾Ñ‚ысяч­
ной общиной своих единоверцев.

1864-1886  Ð³Ð¾Ð´Ñ‹  -  Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´  Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ  Â«Ð±Ð¾Ð³Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ñ†Ñ‹Â»  Ð›ÑƒÂ­

керьи Ð’асильевны ÐšÐ°Ð»Ð¼Ñ‹ÐºÐ¾Ð²Ð¾Ð¹ - Ñ…арактеризовались Ð¾ÐºÐ¾Ð½Â­

чательным  Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼  Ð²  Â«Ð”ухобории»  ÐºÑ€ÐµÐ¿ÐºÐ¾Ð³Ð¾  Ñ…о­

зяйственного мужика - фермера.

Лошади  Ð¸Ð·  Ñ…озяйств  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð±Ñ‹Ð»Ð¸  Ð¿Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ‚ыми  Ð¸ 

рабочими,  ÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ð»Ð¸ÑÑŒ  Ð½Ð°  Ð²ÑÐµ  Ð—акавказье  Ð¸  Ð¾Ð±ÑƒÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ð»Ð¸  Ð¸Ð·Â­
возный Ð¿Ñ€Ð¾Ð¼Ñ‹ÑÐµÐ», ÐºÐ¾Ñ‚орым  Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»Ð¸ÑÑŒ Ð´ÑƒÑ…оборцы, Ð¿ÐµÑ€ÐµÂ­

возя  Ñ‚овары  Ñ„ургонами  Ð²  ÐŸÐµÑ€ÑÐ¸ÑŽ,  Ð¢ÑƒÑ€Ñ†Ð¸ÑŽ,  Ð˜Ð½Ð´Ð¸ÑŽ  Ð¸  Ð¿Ð¾ 

Закавказью.  ÐÐ°  Ð´ÑƒÑ…оборцев  Ð±Ñ‹Ð»Ð°  Ð²Ð¾Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð°  Ð¾Ð±ÑÐ·Ð°Ð½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ 
содержать за плату почту по всему Закавказью.

По  ÑƒÑ‚Ð²ÐµÑ€Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸ÑŽ  Ð³ÐµÐ½ÐµÑ€Ð°Ð»Ð°  Ðœ.Каменева,  Ð°Ð²Ñ‚ора  ÑÑ‚атьи 

«Духоборческая ÑÐµÐºÑ‚а», Ð¾Ð¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹ Ð² Ð¶ÑƒÑ€Ð½Ð°Ð»Ðµ Â«ÐœÐ¸ÑÂ­

ЧАСТЬ I: 

ИСТОРИЯ РУССКИХ В ГРУЗИИ

58