ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2019
Просмотров: 7314
Скачиваний: 8
91
надлежало
взÑÑкиваÑÑ
«
не
инаÑе
,
как
на
ÑÑмаÑкаÑ
и
ÑÑгланаÑ
».
ТÑадиÑионное
вÑколаÑивание
недоимок
заменÑлоÑÑ
Ñакими
меÑами
,
как
«
наÑÑоÑÑелÑное
Ñбеж
-
дение
»,
задеÑжание
ÑÑаÑоÑÑÑ
или
его
ÑÑна
,
ближай
-
Ñего
ÑодÑÑвенника
,
задеÑжание
ÑаÑÑи
пÑÑнинÑ
,
пÑедназнаÑенной
длÑ
пÑодажи
.
Ð Ñд
ÑÑаÑей
«
УÑÑава
»
бÑл
поÑвÑÑен
вопÑоÑам
кÑлÑ
-
ÑÑÑно
-
бÑÑовой
жизни
наÑодов
СибиÑи
.
Ð
вопÑоÑаÑ
Ñелигии
«
УÑÑав
»
ÑÑоÑл
на
позиÑиÑÑ
веÑоÑеÑпимоÑÑи
.
РеÑоÑмаÑоÑ
оÑÑиÑал
наÑилÑÑÑвенное
кÑеÑение
как
меÑÑ
ÑаÑпÑоÑÑÑанениÑ
Ñ ÑиÑÑианÑÑва
. «
ÐемÑкое
наÑалÑÑÑво
обÑзано
не
допÑÑкаÑÑ
ÑÑеÑнениÑ
иноÑод
-
Ñев
под
пÑедлогом
обÑаÑениÑ
в
Ñ ÑиÑÑианÑкÑÑ
веÑÑ
», â
говоÑилоÑÑ
в
докÑменÑе
.
ÐекÑеÑенÑе
«
ино
-
ÑодÑÑ
»
полÑÑали
«
ÑвободÑ
оÑпÑавлÑÑÑ
богоÑлÑжение
по
иÑ
законÑ
и
обÑÑдам
».
ÐмеÑÑе
Ñ
Ñем
«
УÑÑав
»
под
-
Ñинил
«
иновеÑÑеÑкое
дÑÑ Ð¾Ð²ÐµÐ½ÑÑво
...
меÑÑной
полиÑии
наÑавне
Ñ
пÑоÑими
иноÑодÑами
».
ÐÑинÑÑие
Ñ ÑиÑÑиан
-
ÑÑва
ÑаÑÑенивалоÑÑ
как
положиÑелÑное
Ñвление
,
но
вмеÑÑе
Ñ
Ñем
«
УÑÑав
»
не
наделÑл
никакими
пÑивиле
-
гиÑми
кÑеÑÑивÑÐ¸Ñ ÑÑ
«
иноÑодÑев
».
Уже
позднее
,
в
1832
г
.,
поÑледовало
пÑедпиÑание
СибиÑÑкого
коми
-
ÑеÑа
«
Ð
Ñложении
ÑÑака
на
ÑÑи
года
Ñ
иноÑодÑев
,
вÑÑÑпаÑÑиÑ
в
Ñ ÑиÑÑианÑкÑÑ
веÑÑ
».
УÑÑав
пÑедоÑÑавлÑл
ÑÑаÑнÑм
пÑаво
оÑдаваÑÑ
деÑей
в
пÑавиÑелÑÑÑвеннÑе
ÑÑебнÑе
заведениÑ
и
оÑкÑÑваÑÑ
Ñвои
ÑÑилиÑа
.
Школа
,
полноÑÑÑÑ
подконÑÑолÑнаÑ
гоÑÑдаÑÑÑвÑ
,
ÑаÑÑмаÑÑивалаÑÑ
как
важнÑй
ÑоÑÑавной
ÑлеменÑ
полиÑики
ÑÑÑиÑикаÑии
неÑÑÑÑкого
наÑеле
-
ниÑ
.
Ðднако
в
подобнÑÑ
дейÑÑвиÑÑ
пÑавиÑелÑÑÑва
нелÑзÑ
не
видеÑÑ
и
извеÑÑнÑй
ÑоÑиокÑлÑÑÑÑнÑй
аÑ
-
пекÑ
,
ÑвÑзаннÑй
Ñ
пÑиобÑение
наÑодов
СибиÑи
к
гÑа
-
моÑноÑÑи
и
ÑÑÑÑкой
кÑлÑÑÑÑе
в
Ñелом
.
ТаковÑ
оÑнов
-
нÑе
положениÑ
«
УÑÑава
об
ÑпÑавлении
иноÑодÑев
»
1822
г
.
в
облаÑÑи
Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑвенной
,
админиÑÑÑаÑивной
,
ÑÑдебной
и
кÑлÑÑÑÑно
-
бÑÑовой
.
Ð
иÑоге
оÑмеÑим
,
ÑÑо
ÑазÑабоÑаннÑй
Ð
.
Ð
.
СпеÑанÑким
«
УÑÑав
об
ÑпÑавле
-
нии
иноÑодÑев
»
ÑÑал
пеÑвÑм
в
РоÑÑии
Ñводом
ком
-
плекÑного
ÑегионалÑного
законодаÑелÑÑÑва
,
ÑазÑабо
-
Ñанного
длÑ
одного
из
ÑамÑÑ
обÑиÑнÑÑ
Ñегионов
им
-
пеÑии
.
Ðн
поÑвилÑÑ
в
Ñо
вÑемÑ
,
когда
в
РоÑÑии
,
за
иÑ
-
клÑÑением
ее
западнÑÑ
окÑаин
,
дейÑÑвовали
обÑие
длÑ
импеÑии
ÑÑидиÑеÑкие
ноÑмÑ
,
ÑегламенÑиÑÑÑÑие
пÑава
и
обÑзанноÑÑи
наÑелениÑ
и
ÑаÑÑеÑннÑе
в
беÑ
-
ÑиÑленном
множеÑÑве
Ñказов
.
ÐаннÑй
закон
вплоÑÑ
до
конÑа
XIX
в
.
закÑепил
оÑновнÑе
пÑинÑипÑ
адми
-
ниÑÑÑаÑивной
,
ÑинанÑовой
,
наÑионалÑной
полиÑики
импеÑии
пÑимениÑелÑно
Ñ
ÑибиÑÑким
абоÑигенам
.
Ðн
ÑÑал
пеÑвÑм
в
импеÑии
опÑÑом
ÑазÑабоÑки
и
пÑинÑ
-
ÑиÑ
Ñвода
законов
,
оÑнованного
на
наÑионалÑнÑÑ
ÑÑа
-
диÑиÑÑ
и
оÑобенноÑÑÑÑ
наÑодов
ÐзиаÑÑкой
РоÑÑии
.
Ðдним
из
важнÑÑ
поÑледÑÑвий
введениÑ
«
УÑÑава
»
1822
г
.
в
пÑакÑикÑ
ÑÑала
кодиÑикаÑиÑ
ноÑм
обÑÑного
пÑава
ÑибиÑÑкиÑ
наÑодов
,
ÑÑо
и
пÑедÑÑмаÑÑивалоÑÑ
Ð
.
Ð
.
СпеÑанÑким
.
Ð
иÑоге
бÑло
Ñоздано
два
законо
-
даÑелÑнÑÑ
памÑÑника
: «
Свод
ÑÑепнÑÑ
законов
коÑе
-
вÑÑ
иноÑодÑев
ÐоÑÑоÑной
СибиÑи
»
и
«
СбоÑник
обÑÑного
пÑава
СибиÑÑкиÑ
иноÑодÑев
длÑ
Ðападной
СибиÑи
».
Ðо
пÑиÑоединениÑ
к
РоÑÑии
наÑодÑ
СибиÑи
не
знали
пиÑÑменнÑÑ
законов
.
ÐбÑеÑÑвеннаÑ
жизнÑ
ÑегÑлиÑовалаÑÑ
на
оÑнове
обÑÑаев
,
пеÑедававÑÐ¸Ñ ÑÑ
ÑÑÑно
из
поколениÑ
в
поколение
.
С
ÑеÑением
вÑемени
ÑÑи
ÑÑадиÑионнÑе
ноÑмÑ
,
пÑавила
поведениÑ
,
взаи
-
мооÑноÑениÑ
внÑÑÑи
Ñода
и
Ñ
.
д
.
пÑинÑли
ноÑмÑ
пÑа
-
ва
.
ÐодиÑикаÑиÑ
ноÑм
обÑÑного
пÑава
наÑодов
Си
-
биÑи
и
пÑедÑÑмаÑÑивал
«
УÑÑав
»
СпеÑанÑкого
.
Сама
идеÑ
кодиÑикаÑии
оÑÑажала
ÑÑÑеÑÑвÑÑÑее
на
ÑоÑ
моменÑ
ÑÑÑемление
пÑавиÑелÑÑÑва
в
Ñвоей
пÑакÑике
взаимооÑноÑениÑ
Ñ
ÑибиÑÑкими
«
иноÑодÑами
»
ÑÑи
-
ÑÑваÑÑ
ÑÑадиÑионнÑе
инÑÑиÑÑÑÑ
влаÑÑи
абоÑигенов
,
иÑ
пÑава
и
обÑÑаи
[6.
С
. 30].
Ðолное
подÑинение
наÑодов
СибиÑи
дейÑÑвиÑ
обÑеÑоÑÑийÑкого
законо
-
даÑелÑÑÑва
авÑоÑам
«
УÑÑава
»
казалоÑÑ
абÑолÑÑно
не
-
возможнÑм
.
ÐаÑалом
ÑабоÑ
по
кодиÑикаÑии
ÑÑало
ÑаÑпоÑÑже
-
нии
гÑбеÑнÑкой
админиÑÑÑаÑии
и
пеÑеводе
«
УÑÑава
»
СпеÑанÑкого
на
«
иноÑодÑеÑкие
»
ÑзÑки
.
ÐаÑем
в
гÑ
-
беÑнÑкиÑ
гоÑодаÑ
бÑли
обÑазованÑ
ÑпеÑиалÑнÑе
ко
-
миÑеÑÑ
по
ÑбоÑÑ
Ñведений
о
ÑÑидиÑеÑкиÑ
ноÑмаÑ
абоÑигенов
.
СбоÑ
Ñведений
оÑÑÑеÑÑвлÑлÑÑ
в
ÑооÑвеÑ
-
ÑÑвии
Ñ
пÑогÑаммой
,
ÑазÑабоÑанной
в
ÐеÑеÑбÑÑге
.
Ð
каÑеÑÑве
инÑоÑмаÑоÑов
вÑÑÑÑпали
пÑедÑÑавиÑели
Ñодовой
знаÑи
.
Ðо
полноÑе
ÑобÑаннÑÑ
Ñведений
вÑ
-
делÑеÑÑÑ
пÑоекÑ
ÐÑкÑÑÑкой
гÑбеÑнии
,
коÑоÑÑй
в
пеÑ
-
вонаÑалÑной
ÑедакÑии
наÑÑиÑÑвал
844
паÑагÑаÑа
и
подÑазделÑлÑÑ
на
52
главÑ
.
Ð
1825
г
.
вÑе
ÑобÑаннÑе
маÑеÑиалÑ
бÑли
пÑедÑÑавленÑ
на
обÑÑждение
в
Си
-
биÑÑкий
комиÑеÑ
.
ÐалÑнейÑаÑ
ÑÑдÑба
идеи
кодиÑика
-
Ñии
ноÑм
обÑÑного
пÑава
«
иноÑодÑев
»
веÑÑма
пока
-
заÑелÑна
.
Ðна
ÑвидеÑелÑÑÑвÑеÑ
о
пÑоÑивоÑеÑивоÑÑи
взглÑдов
,
ÑÑÑеÑÑвовавÑиÑ
в
вÑÑÑиÑ
пÑавиÑелÑÑÑвен
-
нÑÑ
инÑÑанÑиÑÑ
на
бÑдÑÑее
СибиÑи
и
ее
наÑелениÑ
в
ÑоÑÑаве
импеÑии
.
Ðо
ÑÑÑи
дела
,
ÑпоÑÑ
велиÑÑ
о
пÑÑÑÑ
инкоÑпоÑаÑии
СибиÑи
в
обÑеÑоÑÑийÑкÑÑ
гоÑÑдаÑ
-
ÑÑвеннÑÑ
и
ÑкономиÑеÑкÑÑ
ÑиÑÑемÑ
.
Ðамнем
пÑе
-
ÑкновениÑ
ÑÑал
вопÑоÑ
о
земле
.
Чиновники
вÑоÑого
оÑделениÑ
импеÑаÑоÑÑкой
канÑелÑÑии
наÑÑаивали
на
вклÑÑении
в
пÑоекÑ
положениÑ
о
пÑизнании
веÑÑ Ð¾Ð²
-
нÑÑ
пÑав
казнÑ
и
ÐабинеÑа
на
иноÑодÑеÑкие
земли
.
ÐÑоÑивоположного
мнениÑ
пÑидеÑживалÑÑ
наÑалÑник
ÑÑого
оÑделениÑ
Ð
.
Ð
.
ÐлÑдов
.
ÐпаÑаÑÑÑ
возможнÑÑ
волнений
абоÑигенов
в
далекой
и
пока
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾
ÑпÑав
-
лÑемой
СибиÑи
,
он
пÑедложил
иÑклÑÑиÑÑ
ÑÑо
поло
-
жение
из
пÑоекÑа
Ñвода
законов
.
ÐÑавиÑелÑÑÑво
вÑе
-
ÑÑез
волновала
и
ÑеоÑеÑиÑеÑкаÑ
возможноÑÑÑ
пеÑеко
-
Ñевки
ÑаÑÑи
пÑигÑаниÑнÑÑ
племен
в
ÐонголиÑ
и
Ðи
-
Ñай
.
ÐÑо
заÑÑавлÑло
ÑановнÑй
ÐеÑеÑбÑÑг
Ñ
оÑобой
оÑÑоÑожноÑÑÑÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ
вÑе
пÑоекÑÑ
,
каÑаÑÑи
-
еÑÑ
«
окÑаиннÑÑ
»
наÑодов
.
ÐопÑоÑ
о
кодиÑикаÑии
ноÑм
обÑÑного
пÑава
наÑодов
СибиÑи
в
вÑÑÑиÑ
пÑавиÑелÑÑÑвеннÑÑ
ÑÑе
-
ÑаÑ
â
импеÑаÑоÑÑкий
ÐабинеÑ
,
импеÑаÑоÑÑкаÑ
ÐанÑе
-
лÑÑиÑ
,
ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй
ÑовеÑ
â
обÑÑждалÑÑ
вплоÑÑ
до
конÑа
40-
Ñ
гг
. XIX
в
.
Ð
конеÑном
иÑоге
в
1847
г
.
пÑавиÑелÑÑÑво
пÑизнало
,
ÑÑо
кодиÑикаÑиÑ
ноÑм
обÑÑного
пÑава
наÑодов
СибиÑи
в
Ñом
виде
,
как
ÑÑо
пÑедÑÑмаÑÑивал
в
1822
г
.
СпеÑанÑкий
,
бÑдеÑ
«
не
по
-
лезнÑм
,
а
вÑеднÑм
».
Ðна
поÑлÑжиÑ
лиÑÑ
конÑеÑва
-
Ñии
наиболее
оÑÑÑалÑÑ
ÑÑидиÑеÑкиÑ
ноÑм
и
ÑодовÑÑ
ÑÑадиÑий
абоÑигенов
.
Ðа
ÑеÑвеÑÑÑ
века
,
пÑоÑедÑиÑ
Ñо
вÑемени
пÑинÑÑиÑ
УÑÑава
,
поÑок
ÑÑÑÑкиÑ
пеÑеÑелен
-
Ñев
в
ÐзиаÑÑкÑÑ
РоÑÑиÑ
ÑÑÑеÑÑвенно
ÑвелиÑилÑÑ
.
Ðод
влиÑнием
конÑакÑов
Ñ
ÑÑÑÑким
наÑелением
в
Ñ Ð¾
-
зÑйÑÑвенной
,
обÑеÑÑвенной
жизни
и
бÑÑÑ
наÑодов
92
СибиÑи
намеÑилиÑÑ
знаÑиÑелÑнÑе
изменениÑ
.
Ðа
ÑÑо
пÑÑмо
Ñказал
вновÑ
назнаÑеннÑй
генеÑал
-
гÑбеÑнаÑоÑ
ÐоÑÑоÑной
СибиÑи
Ð
.
Ð
.
ÐÑÑавÑев
,
пÑедложивÑий
ÑпÑавление
«
иноÑодÑами
»
подÑиниÑÑ
обÑеимпеÑÑко
-
мÑ
законодаÑелÑÑÑвÑ
.
Ð
ÑеÑедине
XIX
в
.
обÑÑное
пÑа
-
во
длÑ
болÑÑинÑÑва
наÑодов
бÑло
Ñже
пÑойденнÑм
ÑÑапом
.
СибиÑÑ
вÑе
болÑÑе
пÑевÑаÑалаÑÑ
в
кÑай
ÑплоÑной
кÑеÑÑÑÑнÑкой
колонизаÑии
.
ÐÑавиÑелÑÑÑво
поÑÑепенно
ÑклонÑлоÑÑ
к
мÑÑли
о
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи
ÑÑкоÑениÑ
Ñемпов
инÑегÑаÑии
ÑÑÑÑкого
и
коÑенного
наÑелениÑ
СибиÑи
.
РазноглаÑиÑ
каÑалиÑÑ
лиÑÑ
вопÑо
-
Ñа
о
Ñом
,
как
ÑÑÑ
меÑÑ
оÑÑÑеÑÑвиÑÑ
.
ÐдминиÑÑÑаÑивнÑе
пÑеобÑазованиÑ
Ð
.
Ð
.
СпеÑан
-
Ñкого
обознаÑили
опÑеделеннÑй
повоÑоÑ
в
«
окÑаин
-
ной
»
полиÑике
ÑамодеÑжавиÑ
,
ÑÑо
ÑвидеÑелÑÑÑвовало
о
пÑизнании
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи
ÑÑÑановлениÑ
длÑ
Сиби
-
Ñи
оÑобой
ÑиÑÑемÑ
ÑпÑавлениÑ
.
ÐÑо
бÑла
пеÑваÑ
по
-
пÑÑка
подойÑи
к
пÑоблемам
ÑпÑавлениÑ
огÑомнÑм
,
богаÑÑм
ÑеÑÑÑÑами
кÑаем
комплекÑно
,
ÑÑо
ÑказÑвало
на
опÑеделенное
ÑÑÑемление
вÑÑабоÑаÑÑ
пÑавиÑелÑ
-
ÑÑвеннÑÑ
«
конÑепÑиÑ
СибиÑи
»,
окÑаиной
полиÑики
гоÑÑдаÑÑÑв
а
в
Ñелом
.
ÐеÑваÑ
ÑеÑвеÑÑÑ
XIX
в
.
ознаме
-
новалаÑÑ
обоÑÑÑением
вниманиÑ
ÑамодеÑжавиÑ
к
оÑ
-
ганизаÑии
ÑпÑавлениÑ
окÑаинами
.
ÐоÑвилÑÑ
ÑелÑй
ÑÑд
законодаÑелÑнÑÑ
акÑов
,
пÑедÑÑмаÑÑивавÑиÑ
Ñи
-
Ñокий
диапазон
меÑодов
ÑегионалÑной
полиÑики
:
оÑ
ÑедеÑаÑивнÑÑ
пÑинÑипов
до
пÑоÑÑой
деконÑенÑÑаÑии
админиÑÑÑаÑивного
аппаÑаÑа
.
Ð
1809
г
.
бÑли
пÑинÑÑÑ
оÑобÑе
законÑ
длÑ
ФинлÑндии
,
в
1815
г
. â
ЦаÑÑÑвÑ
ÐолÑÑкомÑ
бÑла
«
даÑована
»
конÑÑиÑÑÑиÑ
;
авÑоном
-
ное
ÑпÑавление
ÑÑÑеÑÑвовало
в
1812â1828
гг
.
в
ÐеÑ
-
ÑаÑабии
;
дейÑÑвовало
оÑобое
законодаÑелÑÑÑво
по
ÑпÑавлениÑ
ÐÑибалÑийÑкими
гÑбеÑниÑми
;
ÑазÑаба
-
ÑÑваÑÑÑÑ
ÑпеÑиалÑнÑе
положениÑ
об
ÑпÑавлении
ÐакавказÑем
,
ÐÑенбÑÑгÑким
кÑаем
,
ÐблаÑÑÑÑ
ÐойÑка
ÐонÑкого
[7].
Ð
1819
г
.
пÑи
ÐиниÑÑеÑÑÑве
иноÑÑÑаннÑÑ
дел
бÑл
ÑÑÑежден
ÐзиаÑÑкий
комиÑеÑ
,
коÑоÑÑй
,
помимо
внеÑнеполиÑиÑеÑкиÑ
вопÑоÑов
,
занималÑÑ
делами
по
ÑпÑавлениÑ
ÐºÐ°Ð·Ð°Ñ Ð¾Ð²
.
Ð
ÑÑÑле
ÑÑиÑ
пÑеобÑазований
Ñле
-
дÑеÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ
и
админиÑÑÑаÑивнÑÑ
полиÑикÑ
Ñа
-
модеÑжавиÑ
в
СибиÑи
. «
СибиÑÑкий
вопÑоÑ
»,
Ñаким
об
-
Ñазом
,
ÑÑал
ÑоÑÑавной
ÑаÑÑÑÑ
пÑавиÑелÑÑÑвеннÑÑ
пла
-
нов
по
ÑеоÑганизаÑии
ÑпÑавлениÑ
наÑионалÑнÑми
окÑа
-
инами
и
олиÑеÑвоÑÑл
Ñобой
«
азиаÑÑкое
»
напÑавление
в
админиÑÑÑаÑивной
полиÑике
ÑаÑизма
.
РеÑоÑма
гоÑÑдаÑ
-
ÑÑвенного
ÑпÑавлениÑ
в
СибиÑи
,
пÑоведеннаÑ
Ð
.
Ð
.
СпеÑанÑким
,
ÑÑала
оÑÑажением
пÑавиÑелÑÑÑвен
-
нÑÑ
поиÑков
опÑималÑного
админиÑÑÑаÑивного
ÑÑÑÑой
-
ÑÑва
ÑегионалÑного
ÑпÑавлениÑ
.
Ð
ÑÑом
ÑмÑÑле
она
ÑвÑ
-
зана
Ñ
ÑелÑм
ÑÑдом
пÑоекÑов
,
вÑдвинÑÑÑÑ
в
наÑале
XIX
в
.,
и
Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ
в
ÑÑÑле
обÑиÑ
пÑоÑеÑÑов
пеÑе
-
ÑÑÑойки
ÑиÑÑемÑ
гоÑÑдаÑÑÑвенного
Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð°
. «
СибиÑ
-
Ñкое
ÑÑÑеждение
» 1822
г
.
вплоÑÑ
до
конÑа
XIX
в
.
опÑе
-
делило
оÑновнÑе
пÑинÑипÑ
админиÑÑÑаÑивно
-
ÑеÑÑиÑоÑиалÑ
-
ного
ÑÑÑÑойÑÑва
Ñегиона
.
ÐÑеобÑазованиÑ
Ð
.
Ð
.
СпеÑанÑкого
обознаÑили
опÑеделеннÑй
повоÑоÑ
в
«
окÑаинной
»
полиÑике
ÑамодеÑжавиÑ
,
ÑÑо
ÑвидеÑелÑ
-
ÑÑвовало
о
пÑизнании
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи
ÑÑÑановлениÑ
длÑ
СибиÑи
оÑобой
ÑиÑÑемÑ
ÑпÑавлениÑ
.
ÐÑо
бÑла
пеÑваÑ
попÑÑка
подойÑи
к
пÑоблемам
ÑпÑавлениÑ
огÑомнÑм
,
богаÑÑм
ÑеÑÑÑÑами
кÑаем
комплекÑно
,
ÑÑо
ÑказÑвало
на
опÑеделенное
ÑÑÑемление
вÑÑабоÑаÑÑ
пÑавиÑелÑÑÑвен
-
нÑÑ
полиÑикÑ
не
ÑолÑко
в
оÑноÑении
СибиÑи
,
но
и
окÑаин
импеÑии
в
Ñелом
.
ÐÐТÐÐ ÐТУРÐ
1.
ÐамеÑек
Ð
.
Ð
.,
ÐамеÑек
Ð
.
Ð
.,
Ремнев
Ð
.
Ð
.,
ÐеÑÑева
Т
.
Ð
.
Ð
.
Ð
.
СпеÑанÑкий
:
ÑибиÑÑкий
ваÑианÑ
импеÑÑкого
Ñегионализма
.
ÐÑкÑÑÑк
,
2003. 262
Ñ
.
2.
Ðодан
С
.
Ð
.
Ð
.
Ð
.
СпеÑанÑкий
и
кодиÑикаÑиÑ
ÑибиÑÑкого
законодаÑелÑÑÑва
//
ÐолиÑика
ÑамодеÑжавиÑ
в
СибиÑи
XIX â
наÑала
XX
в
.
ÐÑкÑÑÑк
, 1988. C. 114â123.
3.
Ðолное
ÑобÑание
законов
РоÑÑийÑкой
импеÑии
.
СобÑание
1. (
ÐСÐÐ Ð
-I).
СÐб
., 1830.
Т
. 38,
â
29125.
С
. 345â394.
4.
Ðолное
ÑобÑание
законов
РоÑÑийÑкой
импеÑии
.
СобÑание
1. (
ÐСÐÐ Ð
-I).
СÐб
., 1830.
Т
. 38,
â
29126.
С
. 394â417.
5.
ÐÑзнеÑова
Ð
.
Ð
.
ÐблаÑÑÑ
как
единиÑа
админиÑÑÑаÑивно
-
ÑеÑÑиÑоÑиалÑного
делениÑ
СибиÑи
в
1822â1858
гг
. //
ÐÑÑоÑиÑ
и
обÑеÑÑво
в
паноÑаме
веков
:
маÑеÑиалÑ
ÐÑеÑоÑз
.
Ðайкал
.
иÑÑоÑиÑ
.
ÑколÑ
.
ÐÑкÑÑÑк
, 1990.
С
. 35â39.
6.
ÐиÑонов
Ð
.
Ð
.
СоÑиалÑнаÑ
иÑÑоÑиÑ
РоÑÑии
пеÑиода
импеÑии
(XVIII â
наÑало
XX
в
.) :
в
2
Ñ
.
СÐб
. :
ÐмиÑÑий
ÐÑланин
, 2003.
Т
. 1. 548
Ñ
.
7.
ÐамеÑек
Ð
.
Ð
.
РоÑÑийÑкие
окÑаинÑ
в
импеÑÑкой
ÑÑÑаÑегии
влаÑÑи
(
наÑало
XIX â
наÑало
XX
в
.).
ÐÑкÑÑÑк
, 2005. 264
Ñ
.
СÑаÑÑÑ
пÑедÑÑавлена
наÑÑной
ÑедакÑией
«
ÐÑÑоÑиÑ
» 16
окÑÑбÑÑ
2017
г
.
SIBERIAN REFORMS OF 1822 BY SPERANSKY AS A MANIFESTATION OF THE PRINCIPLES OF IMPERIAL
REGIONALISM
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â Tomsk State University Journal,
2018, 426, 88â93.
DOI: 10.17223/15617793/426/10
Lev M. Dameshek,
Irkutsk State University (Irkutsk, Russian Federation). E-mail: levdameshek@gmail.com
Irina L. Dameshek,
Irkutsk State University (Irkutsk, Russian Federation). E-mail: dameshek@rambler.ru
Keywords:
Russia; Siberia; empire; center; margin; regionalism; governance; law.
The authors of the article believe that in
the history of the Russian Empire Siberian reforms of 1822 by M.M. Speransky were the
first experience of working out regulations based on geographical, natural and climate factors, ethnic, confessional and foreign policy
characteristics of the region. For three years Speransky and his assistants drafted 10 legislative proposals known as the Siberian re-
forms of 1822. The proposals were composed of 4019 paragraphs and they were outstood by analysis that was very extensive for its
time.
The authors believe that
the Siberian Regulations of 1822 were characterized by pragmatism and tolerance. They meant to cor-
relate the bordering territories with the historical center of the Empire, to ensure internal and external security, social stability on the
territory of the Empire. Asiatic Russia was divided into two governorate-generals: West-Siberian with the center in Tobolsk, and
East-Siberian with the center in Irkutsk. West-Siberian Governorate-General included Tobolsk and Tomsk Guberniyas, Omsk Oblast.
East-Siberian Governorate-General included Irkutsk, the newly formed Yeniseisk Guberniyas, Yakutsk Oblast, Okhotsk and Kam-
chatka Coastal Administration, Troitskosavsk Border Service Administration.
T
he governorates were divided into districts, and dis-
93
tricts were divided into volosts and non-Russian municipal councils.
The authors believe that an
essential feature of the governor-
general administration in Siberia was a deliberative body affiliated with the territorial administration. The chairman of the Council of
the Central Administration was the governor-general. The Council consisted of three members from the Ministry of Internal Affairs,
the Ministry of Justice and the Ministry of Finance, and three members as referendaries appointed by the governor-general. Revisions
and reforms by Speransky related to the indigenous people of the area resulted in drafting the Regulations on the Governance of Non-
Russians, according to which the native peoples were divided into âsettledâ, ânomadicâ and âwanderingâ groups. The division aimed
to make the ânomadic and wanderingâ peoples the âsettledâ ones. The Regulations of 1822 stipulated that all Non-Russians as the
Empire subjects were to be assigned land. The principle of free private trade with Siberian Non-Russians was introduced. By encour-
aging the middle class Speransky tried to introduce taxation of the indigenous people. In matters of religion, the Regulations were
based on the approach of religious tolerance. The Regulations enabled indigenous people, subjected to taxation, to send their children
to state schools and establish local specialized schools.
The authors come to a conclusion that the
а
d
ministrative reforms by Speran-
sky made alterations to the marginal policy of the autocratic government.
The authors of the article believe i
t was the first attempt to
develop a concept of administration in Siberia. Therefore, the Siberian reforms were an integral part of the reorganization of govern-
ance of national bordering territories and represented the Asiatic direction in the administration policy of the Empire.
REFERENCES
1. Dameshek, L.M., Dameshek, I.L., Remnev, A.V. & Pertseva, T.A. (2003)
M.M. Speranskiy: sibirskiy variant imperskogo regionalizma
[M.M.
Speransky: Siberian version of imperial regionalism]. Irkutsk: Ottisk.
2. Kodan, S.V. (1988) M.M. Speranskiy i kodifikatsiya sibirskogo zakonodatelâstva [M.M. Speransky and codification of the Siberian legislation]. In:
Shcherbakov, N.N. (ed.)
Politika samoderzhaviya v Sibiri XIX â nachala XX v.
[The policy of autocracy in Siberia in the 19th â early 20th centu-
ries]. Irkutsk: Irkutsk State University.
3. Russian Empire. (1830)
Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii
[Complete collection of laws of the Russian Empire]. Collection 1. Vol.
38:29125. St. Petersburg: Tip. E.I.V. pp. 345â394.
4. Russian Empire. (1830)
Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii
[Complete collection of laws of the Russian Empire]. Collection 1. Vol.
38:29126. St. Petersburg: Tip. E.I.V. pp. 394â417.
5. Kuznetsova, E.A. (1990) [Oblast as a unit of the administrative-territorial division of Siberia in 1822â1858].
Istoriya i obshchestvo v panorame
vekov
[History and society in the panorama of centuries]. Proceedings of the all-Union Baikal historical school. Irkutsk: Irkutsk State University.
pp. 35â39. (In Russian).
6. Mironov, B.N. (2003)
Sotsialânaya istoriya Rossii perioda imperii (XVIII â nachalo XX v.): v 2 t.
[Social history of Russia during the period of the
empire (17th â early 20th centuries): in 2 vols]. Vol. 1. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin.
7. Dameshek, I.L. (2005)
Rossiyskie okrainy v imperskoy strategii vlasti (nachalo XIX â nachalo XX v.)
[Russian borderlands in the imperial strategy
of the authorities (early 19th â early 20th centuries)]. Irkutsk: Irkutsk State Pedagogical University.
Received: 16 October 2017
94
ÐеÑÑник
ТомÑкого
гоÑÑдаÑÑÑвенного
ÑнивеÑÑиÑеÑа
. 2018.
â
426.
С
. 94â100.
DOI: 10.17223/15617793/426/11
УÐÐ
37.013.74
Ð
.
Ð
.
Ðанилова
,
Ð
.
Ð
.
ТиÑко
Ð ÐÐÐÐТÐÐ
ÐÐÐÐÐÐÐÐЧÐСÐÐÐ¥
ÐУÐÐÐ
Ð ÐССÐÐ
Ð
ÐÐÐ ÐÐÐÐÐ
Ð
20-
е
гг
.
ХХ
в
.:
СРÐÐÐÐТÐÐЬÐЫÐ
ÐÐÐÐÐÐ
ÐÐÐ ÐÐÐÐÐТÐÐЬÐÐÐ
СРÐÐЫ
Ð
1920-
Ñ
гг
.
в
СССÐ
и
ÐеÑмании
велаÑÑ
ÑабоÑа
по
ÑозданиÑ
обÑенаÑионалÑнÑÑ
ÑиÑÑем
педагогиÑеÑкого
обÑазованиÑ
.
Ðо
-
ÑколÑкÑ
оба
гоÑÑдаÑÑÑва
Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸ÑÑ
в
ÑÑ Ð¾Ð´Ð½ÑÑ
полиÑиÑеÑкиÑ
,
ÑкономиÑеÑкиÑ
,
ÑоÑиокÑлÑÑÑÑнÑÑ
ÑÑловиÑÑ
,
Ñо
можно
ÑÑав
-
ниваÑÑ
ÑазвиÑие
даннÑÑ
ÑиÑÑем
и
ÑÑÑÑойÑÑво
иÑ
оÑделÑнÑÑ
ÑлеменÑов
.
ÐнализиÑÑÑ
обÑазоваÑелÑнÑÑ
ÑÑедÑ
педагогиÑеÑкиÑ
вÑзов
20-
Ñ
гг
.,
авÑоÑÑ
вÑделили
ÑÑловиÑ
,
в
коÑоÑÑÑ
пÑоÑекали
жизнÑ
и
подгоÑовка
бÑдÑÑиÑ
педагогов
,
а
Ñакже
Ð¾Ñ Ð°ÑакÑе
-
Ñизовали
оÑноÑениÑ
междÑ
пÑеподаваÑелÑми
и
ÑÑÑденÑами
,
взаимооÑноÑениÑ
ÑÑÑденÑов
,
влиÑние
внеÑней
ÑÑедÑ
.
ÐлÑÑевÑе
Ñлова
:
педагогиÑеÑкое
обÑазование
;
обÑазоваÑелÑнаÑ
ÑÑеда
;
подгоÑовка
педагогов
в
СССÐ
;
подгоÑовка
педаго
-
гов
в
ÐеймаÑÑкой
ÑеÑпÑблике
;
иÑÑоÑиÑ
педагогиÑеÑкого
обÑазованиÑ
.
Ð
ÐвÑопе
акÑÑалÑноÑÑÑ
пÑоблемÑ
подгоÑовки
кад
-
Ñов
длÑ
ÑÑебнÑÑ
заведений
полÑÑила
гоÑÑдаÑÑÑвенное
пÑизнание
ÑолÑко
во
вÑоÑой
половине
XIX
в
.
Ð
РоÑ
-
Ñии
ÑÑоÑ
век
ÑвлÑлÑÑ
пеÑиодом
ÑоÑмиÑовании
ÑиÑÑе
-
мÑ
педагогиÑеÑкого
обÑазованиÑ
,
но
она
не
Ñложи
-
лаÑÑ
и
к
наÑалÑ
ХХ
в
.:
ÑлиÑком
велики
бÑли
Ñегио
-
налÑнÑе
ÑазлиÑиÑ
в
оÑганизаÑии
педагогиÑеÑкой
под
-
гоÑовки
и
ÑлиÑком
мало
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑиÑ
ÑÑÑежде
-
ний
бÑло
на
ÑдаленнÑÑ
ÑÑбежаÑ
ÑÑÑанÑ
.
Ð
наÑале
ХХ
в
.
пÑодолжалоÑÑ
ÑÑановление
ÑиÑÑемÑ
педагоги
-
ÑеÑкого
обÑазованиÑ
и
в
ÐеÑмании
,
где
пÑоÑеÑÑ
ее
оÑоÑмлениÑ
Ñакже
занÑл
около
ÑÑолеÑиÑ
и
не
бÑл
за
-
веÑÑен
по
пÑиÑине
ÑегионалÑной
неÑавномеÑноÑÑи
.
ТолÑко
в
20-
Ñ
гг
.,
когда
бÑли
ÑозданÑ
ÑоÑмалÑнÑе
ÑÑловиÑ
длÑ
ÑенÑÑализаÑии
ÑпÑавлениÑ
обÑазованием
в
обоиÑ
гоÑÑдаÑÑÑваÑ
,
можно
говоÑиÑÑ
о
поÑÑÑоении
обÑенаÑионалÑнÑÑ
ÑиÑÑем
подгоÑовки
педагогиÑе
-
ÑкиÑ
кадÑов
.
Ðодобное
ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑво
двÑÑ
ÑÑÑан
ÑоздаеÑ
возможноÑÑи
длÑ
ÑÑавнениÑ
ÑÑиÑ
ÑиÑÑем
в
ÑказаннÑй
пеÑиод
,
ÑÑо
ÑÑиливаеÑÑÑ
ÑÑдом
ÑоÑиалÑно
-
полиÑиÑеÑкиÑ
ÑÑловий
:
РоÑÑиÑ
и
ÐеÑманиÑ
бÑли
оÑлабленÑ
ÐеÑвой
миÑовой
войной
,
ÑеволÑÑиÑми
,
иÑ
полиÑика
Ñ Ð°ÑакÑеÑизовалаÑÑ
оÑказом
оÑ
монаÑÑ Ð¸Ð¸
,
Ñменой
Ñежима
,
попÑÑками
ÑеализаÑии
демокÑаÑиÑе
-
ÑкиÑ
идей
(
понимаемÑÑ
по
-
ÑазномÑ
),
а
Ñкономика
â
Ñпадом
,
инÑлÑÑией
,
безÑабоÑиÑей
.
То
,
ÑÑо
в
подобнÑÑ
ÑÑловиÑÑ
Ñ Ð°ÑакÑеÑизовало
обÑазоваÑелÑнÑÑ
ÑÑедÑ
вÑÑÑиÑ
педагогиÑеÑкиÑ
ÑÑебнÑÑ
заведений
в
СССÐ
20-
Ñ
гг
.
и
в
ÐеймаÑÑкой
ÑеÑпÑблике
,
ÑвлÑеÑÑÑ
пÑедме
-
Ñом
данной
ÑÑаÑÑи
.
ÐонÑÑие
«
обÑазоваÑелÑнаÑ
ÑÑеда
»
в
ÑовÑеменной
педагогике
ÑÑакÑÑеÑÑÑ
по
-
ÑазномÑ
.
Так
,
в
ÑнÑиклопе
-
дии
пÑоÑеÑÑионалÑного
обÑазованиÑ
под
ней
понима
-
еÑÑÑ
«
ÑовокÑпноÑÑÑ
ÑÑловий
,
в
коÑоÑÑÑ
пÑоÑекаеÑ
жизнÑ
Ñеловека
,
его
окÑÑжение
,
ÑовокÑпноÑÑÑ
лÑдей
,
ÑвÑзаннÑÑ
обÑноÑÑÑÑ
ÑÑиÑ
ÑÑловий
» [1].
Ð
.
Ð
.
СпиÑко
назÑваеÑ
обÑазоваÑелÑной
ÑÑедой
«
ÑовокÑпноÑÑÑ
пÑи
-
Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкого
,
ÑоÑиалÑного
и
пÑоÑÑÑанÑÑвенно
-
пÑедмеÑного
ÑакÑоÑов
,
кÑда
Ð²Ñ Ð¾Ð´ÑÑ
Ñакже
маÑеÑиалÑ
-
нÑе
ÑакÑоÑÑ
и
межлиÑноÑÑнÑе
оÑноÑениÑ
» [2].
ÐÑакÑиÑеÑки
в
каждой
ÑÑакÑовке
,
однако
,
оÑмеÑаеÑÑÑ
,
ÑÑо
ÑÑловиÑ
,
в
коÑоÑÑÑ
Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÑÑ
лиÑноÑÑÑ
или
Ñи
-
ÑÑема
,
оказÑваÑÑ
ÑилÑнейÑее
влиÑние
на
ÑÑедÑ
.
Ðаж
-
но
,
ÑÑо
подобнÑе
ÑÑловиÑ
ÑкладÑваÑÑÑÑ
под
воздей
-
ÑÑвием
пеÑманенÑнÑÑ
ÑеÑоÑм
как
в
обÑазовании
,
Ñак
и
в
обÑеÑÑвенно
-
полиÑиÑеÑкой
жизни
.
ÐоÑколÑкÑ
обÑазоваÑелÑнаÑ
ÑÑеда
ÑвлÑеÑÑÑ
подÑиÑÑемой
ÑоÑи
-
алÑной
ÑиÑÑемÑ
,
Ñо
ÑледÑеÑ
ÑÑазÑ
кÑаÑко
Ð¾Ñ Ð°ÑакÑеÑи
-
зоваÑÑ
внеÑние
влиÑниÑ
или
ÑоÑиокÑлÑÑÑÑнÑе
ÑÑловиÑ
ÑазвиÑиÑ
двÑÑ
молодÑÑ
гоÑÑдаÑÑÑв
.
ÐоÑÑÑеволÑÑионнÑе
РоÑÑиÑ
и
ÐеÑманиÑ
бÑли
из
-
мÑÑенÑ
Ñменой
пÑавиÑелÑÑÑва
,
меÑÑаÑ
о
миÑе
,
благо
-
полÑÑии
и
ÑÑабилÑноÑÑи
.
СÑÑанам
пÑедÑÑоÑло
ÑпÑа
-
виÑÑÑÑ
Ñ
поÑледÑÑвиÑми
военнÑÑ
ÑазÑÑÑений
,
Ñпадом
пÑоизводÑÑва
,
голодом
,
вÑÑокой
ÑмеÑÑноÑÑÑÑ
наÑеле
-
ниÑ
,
бедноÑÑÑÑ
,
безÑабоÑиÑей
,
завÑÑеннÑм
налого
-
обложением
и
инÑлÑÑией
.
ÐÑобенноÑÑи
педагогиÑе
-
Ñкого
обÑазованиÑ
вÑÑÑÑпаÑÑ
комплекÑнÑм
оÑÑаже
-
нием
ÑоÑиалÑно
-
полиÑиÑеÑкой
,
ÑкономиÑеÑкой
и
кÑлÑÑÑÑной
жизни
гоÑÑдаÑÑÑва
,
поÑÑомÑ
обÑазова
-
ÑелÑнÑм
ÑÑÑеждениÑм
двÑÑ
гоÑÑдаÑÑÑв
,
Ñ
одной
ÑÑо
-
ÑонÑ
,
бÑли
ÑвойÑÑвеннÑ
демокÑаÑизаÑиÑ
,
педагоги
-
ÑеÑкий
поиÑк
,
ÑмеÑеннÑй
гÑманизм
и
либеÑализаÑиÑ
педагогиÑеÑкого
пÑоÑеÑÑа
,
а
Ñ
дÑÑгой
â
ÑаÑÑеÑÑнноÑÑÑ
и
авÑоÑиÑаÑизм
.
Такие
,
оÑÑаÑÑи
пÑоÑивоположнÑе
,
пÑизнаки
ÑвлÑлиÑÑ
ÑледÑÑвием
полиÑиÑеÑкой
неÑÑа
-
билÑноÑÑи
,
оÑÑÑÑÑÑвиÑ
ÑеÑкиÑ
пÑедÑÑавлений
о
векÑо
-
Ñе
обÑазоваÑелÑной
полиÑики
и
невÑÑокой
компе
-
ÑенÑноÑÑи
ее
веÑÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ
ÑÑнкÑионеÑов
.
Ð
ÐеÑмании
к
ÑÑим
ÑакÑоÑам
добавлÑлоÑÑ
Ñакже
болÑÑое
Ñегио
-
налÑное
ÑазнообÑазие
и
ÑоÑмализм
(
пÑи
вÑей
идеали
-
ÑÑиÑеÑкой
демокÑаÑиÑноÑÑи
идей
новой
ÐонÑÑиÑÑÑии
влаÑÑи
не
Ñмогли
пÑийÑи
к
конÑенÑÑÑÑ
о
пÑинÑÑии
единого
закона
об
обÑазовании
,
поÑÑомÑ
на
пÑакÑике
ÑиÑÑемÑ
педагогиÑеÑкого
обÑазованиÑ
ÑазнÑÑ
земелÑ
пÑодолжали
оÑлиÑаÑÑÑÑ
дÑÑг
оÑ
дÑÑга
).
Ð
ÑезÑлÑÑаÑе
ÑÑÑÑкÑÑÑа
педагогиÑеÑкого
обÑазова
-
ниÑ
в
ÐеймаÑÑкой
ÑеÑпÑблике
бÑла
веÑÑма
Ñазнооб
-
Ñазна
.
Ð
болÑÑинÑÑве
земелÑ
она
вклÑÑала
ÑледÑÑ
-
Ñие
ÑазновидноÑÑи
вÑзов
:
ÑÑÐµÑ Ð³Ð¾Ð´Ð¸ÑнÑе
ÑнивеÑÑиÑе
-
ÑÑ
,
педагогиÑеÑкие
инÑÑиÑÑÑÑ
(
как
ÑÑÑÑкÑÑÑное
под
-
Ñазделение
вÑÑÑиÑ
ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкиÑ
Ñкол
),
двÑÑ Ð³Ð¾Ð´Ð¸Ñ
-
нÑе
«
педагогиÑеÑкие
академии
»;
в
ÐаваÑии
,
Ðадене
и
ÐÑÑÑембеÑге
ÑÐ¾Ñ ÑанÑлиÑÑ
ÑÑиÑелÑÑкие
ÑеминаÑии
.
ÐÑи
ÑнивеÑÑиÑеÑаÑ
оÑкÑÑвалиÑÑ
педагогиÑеÑкие
ка
-
ÑедÑÑ
,
пÑиÑем
Ñам
,
где
Ñакие
каÑедÑÑ
Ñже
ÑÑÑеÑÑво
-
вали
;
педагогика
пÑедÑÑавлÑла
Ñобой
едва
ли
не
оÑ
-
ÑаÑлÑ
ÑилоÑоÑÑкого
знаниÑ
.
ÐлагодаÑÑ
педагогиÑеÑким
поиÑкам
и
ÑкÑпеÑимен
-
ÑиÑованиÑ
,
Ñ Ð°ÑакÑеÑизовавÑим
немеÑкÑÑ
ÑколÑ
Ñ
конÑа
XIX
в
.,
менÑлÑÑ
ÑÑилÑ
педагогиÑеÑкого
обÑе
-
ниÑ
,
и
заканÑивалÑÑ
пеÑиод
геÑбаÑÑианÑкого
Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð°
к
обÑÑениÑ
и
воÑпиÑаниÑ
,
а
ÑÑо
акÑÑализиÑовало
пÑоблемÑ
академизаÑии
подгоÑовки
ÑÑиÑелей
.
Ð
иÑоге
95
вÑÑÑее
обÑазование
длÑ
подгоÑовки
ÑÑиÑелей
вÑеÑ
Ñипов
Ñкол
бÑло
введено
в
болÑÑинÑÑве
Ñегионов
.
ÐÑе
в
наÑале
ХХ
в
.
ÑнивеÑÑиÑеÑÑкое
обÑазование
ÑÑиÑелей
кÑиÑиковалоÑÑ
за
излиÑнÑÑ
наÑÑноÑÑÑ
,
а
подгоÑовка
в
ÑÑиÑелÑÑкиÑ
инÑÑиÑÑÑаÑ
â
за
неÑовÑе
-
менноÑÑÑ
.
ÐÑеодолеÑÑ
ÑказаннÑе
пÑоблемÑ
бÑло
пÑизвано
Ñоздание
педагогиÑеÑкиÑ
академий
,
коÑоÑÑе
поÑле
ÐÑоÑой
миÑовой
войнÑ
бÑли
пеÑеименованÑ
в
педагогиÑеÑкие
инÑÑиÑÑÑÑ
(
Ñже
как
ÑамоÑÑоÑÑелÑ
-
нÑе
обÑазоваÑелÑнÑе
заведениÑ
).
Ðднако
ÐÑÑÑÑиÑ
,
пÑевоÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð²ÑаÑ
по
ÑеÑÑиÑоÑии
вÑе
вмеÑÑе
взÑÑÑе
земли
,
не
закÑеплÑла
ÑÑаÑÑÑа
вÑÑ
-
Ñего
обÑазованиÑ
за
двÑÑ Ð³Ð¾Ð´Ð¸ÑнÑми
педагогиÑеÑки
-
ми
академиÑми
,
огÑаниÑиваÑ
иÑ
деÑÑелÑноÑÑÑ
ÑÑгÑбо
пÑакÑиÑеÑкой
напÑавленноÑÑÑÑ
пÑи
оÑказе
оÑ
наÑÑ
-
ной
подгоÑовки
ÑÑÑденÑов
[3].
Ð
СовеÑÑкой
РоÑÑии
20-
Ñ
гг
.
ÑиÑÑема
вÑÑÑего
пе
-
дагогиÑеÑкого
обÑазованиÑ
бÑла
более
одноÑодной
.
Ð
нее
Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸
педагогиÑеÑкие
ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÑмÑ
,
педагогиÑе
-
Ñкие
инÑÑиÑÑÑÑ
и
педагогиÑеÑкие
ÑакÑлÑÑеÑÑ
ÑнивеÑ
-
ÑиÑеÑов
.
Ðажное
оÑлиÑие
оÑ
ÐеÑмании
здеÑÑ
ÑоÑÑав
-
лÑÑÑ
гоÑаздо
более
Ñанее
поÑвление
педагогиÑеÑкиÑ
ÑакÑлÑÑеÑов
,
а
Ñакже
налиÑие
педагогиÑеÑкие
ÑÐµÑ Ð½Ð¸
-
кÑмов
как
наиболее
ÑаÑпÑоÑÑÑаненной
ÑоÑмÑ
подго
-
Ñовки
ÑÑиÑелÑÑÑва
в
20-
е
гг
. (
в
Ñо
вÑемÑ
как
в
ÐеймаÑ
-
Ñкой
ÑеÑпÑблике
болÑÑинÑÑво
бÑдÑÑиÑ
ÑÑиÑелей
по
-
лÑÑали
именно
вÑÑÑее
обÑазование
).
ÐвÑоÑÑ
поÑÑавили
ÑелÑÑ
ÑÑавниÑÑ
оÑделÑнÑе
аÑ
-
пекÑÑ
ÑÑÑÑкÑÑÑÑ
обÑазоваÑелÑной
ÑÑедÑ
в
педагоги
-
ÑеÑкиÑ
вÑзаÑ
двÑÑ
гоÑÑдаÑÑÑв
.
Ð
ним
оÑноÑÑÑÑÑ
ком
-
мÑникаÑионно
-
оÑганизаÑионнÑй
(«
ÑеловеÑеÑкий
Ñак
-
ÑоÑ
»,
оÑобенноÑÑи
ÑÑбÑекÑов
педпÑоÑеÑÑа
),
пÑоÑÑÑан
-
ÑÑвеннÑй
(
оÑганизаÑиÑ
жизненного
и
обÑазоваÑелÑно
-
го
пÑоÑÑÑанÑÑва
)
и
ÑодеÑжаÑелÑно
-
меÑодиÑеÑкий
ком
-
поненÑÑ
ÑÑедÑ
(
пÑогÑаммÑ
,
ÑоÑмÑ
и
меÑодÑ
оÑга
-
низаÑии
обÑÑениÑ
и
дÑ
.).
ÐÑобенноÑÑи
ÑÑбÑекÑов
ÑÑедÑ
.
ÐлавнÑми
ÑÑбÑ
-
екÑами
педагогиÑеÑкого
обÑазованиÑ
,
ÑазÑмееÑÑÑ
,
Ñв
-
лÑлиÑÑ
ÑÑÑденÑÑ
и
пÑеподаваÑели
.
Ð
СССÐ
обÑаÑаеÑ
на
ÑебÑ
внимание
ÑезкаÑ
Ñмена
паÑадигмÑ
в
оÑноÑе
-
нии
ÑоÑиалÑного
ÑÑаÑÑÑа
болÑÑей
ÑаÑÑи
ÑÑÑденÑов
,
оÑновÑ
коÑоÑого
ÑоÑÑавлÑло
иÑ
пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ
.
Ð
вÑÑÑем
обÑазовании
ÑмеÑÑнÑми
и
желаннÑми
ÑÑали
лÑди
из
пÑолеÑаÑÑко
-
кÑеÑÑÑÑнÑкой
ÑÑедÑ
,
коÑоÑÑе
,
полÑзÑÑÑÑ
Ñвоими
новÑми
пÑавами
,
ÑÑÑемилиÑÑ
полÑ
-
ÑиÑÑ
вÑÑÑее
обÑазование
.
Ð
Ñ Ð¾Ð´Ðµ
изÑÑениÑ
обÑазова
-
ÑелÑной
ÑÑедÑ
пеÑвÑÑ
ÑовеÑÑкиÑ
вÑзов
авÑоÑами
об
-
наÑÑженÑ
многоÑиÑленнÑе
ÑвидеÑелÑÑÑва
,
ÑÑо
в
20â
30-
е
гг
.
вÑÑ Ð¾Ð´Ñам
из
данной
ÑÑедÑ
оÑдавалоÑÑ
Ñвное
пÑедпоÑÑение
,
пÑи
Ñом
ÑÑо
ÑаÑÑÑ
из
ниÑ
Ñ
ÑÑÑдом
Ñме
-
ли
ÑиÑаÑÑ
и
пиÑаÑÑ
.
ÐÑо
ÑÑебовало
оÑ
вÑзов
коÑÑекÑи
-
Ñовки
ÑÑебной
деÑÑелÑноÑÑи
в
ÑооÑвеÑÑÑвии
Ñо
Ñпе
-
ÑиÑикой
конÑингенÑа
.
Так
,
в
Ðваново
-
ÐознеÑенÑком
педагогиÑеÑком
инÑÑиÑÑÑе
бÑл
оÑкÑÑÑ
«
нÑлевой
кÑÑÑ
»,
ÑелÑÑ
коÑоÑого
ÑÑала
обÑеобÑазоваÑелÑнаÑ
подгоÑовка
ÑÑÑденÑов
.
ÐеÑмоÑÑÑ
на
ÑвнÑе
пÑобелÑ
в
обÑазовании
,
админиÑÑÑаÑиÑ
вÑзов
болÑÑе
инÑеÑеÑо
-
валаÑÑ
пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼
ÑÑÑденÑов
,
ÑегÑлÑÑнÑе
ÑиÑÑ
-
ки
обÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ
на
ÑÑой
оÑнове
ÑÑÑÑаивала
даже
на
вÑпÑÑкнÑÑ
кÑÑÑаÑ
.
Ðолее
Ñого
,
акÑивное
ÑÑолиÑное
ÑÑÑденÑеÑÑво
даже
инÑоÑмиÑовало
админиÑÑÑаÑиÑ
об
оÑÑÑÑÑÑвии
пÑолеÑаÑÑкого
пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ
Ñ
оÑ
-
делÑнÑÑ
ÑоваÑиÑей
,
ÑÑебÑÑ
не
вÑдаваÑÑ
им
диплом
.
ÐеждÑ
Ñем
ÑÑÑановлено
,
ÑÑо
пÑовинÑиалÑнÑе
вÑзÑ
оÑлиÑалиÑÑ
более
ÑолеÑанÑнÑми
оÑноÑениÑми
междÑ
ÑÑÑденÑами
.
Ð
ÐеÑмании
ÑеволÑÑиÑ
Ñакже
изменила
лиÑо
ÑÑÑ
-
денÑеÑÑва
.
ÐоÑколÑкÑ
поÑÑÑпление
в
педагогиÑеÑкие
академии
(
кÑоме
ÐÑÑÑÑии
)
и
в
ÑеминаÑии
оÑнÑне
ÑÑе
-
бовало
аÑÑеÑÑаÑа
вÑзовÑкой
зÑелоÑÑи
,
Ñо
абиÑÑÑиенÑÑ
должнÑ
бÑли
оÑлиÑаÑÑÑÑ
академиÑеÑкой
подгоÑовкой
,
а
поÑомÑ
болÑÑинÑÑво
из
ниÑ
ÑвлÑлиÑÑ
вÑпÑÑкниками
гимназий
[4].
Ð
оÑлиÑие
оÑ
СовеÑÑкой
РоÑÑии
,
ÑиÑленнÑй
ÑоÑÑав
ÑÑÑденÑов
оÑделÑнÑÑ
педагогиÑеÑкиÑ
вÑзов
бÑл
более
Ñем
ÑкÑомнÑм
.
ÐапÑимеÑ
,
педагогиÑеÑкие
академии
Ðонна
,
ÐилÑ
и
ÐлÑбинга
наÑÑиÑÑвали
пÑимеÑно
по
50
Ñеловек
каждаÑ
.
ÐÑоÑ
ÑакÑ
,
как
и
незнаÑиÑелÑное
ÑиÑ
-
ло
ÑамиÑ
академий
по
ÑÑÑане
,
вÑлед
за
немеÑкими
иÑÑледоваÑелÑми
[5
и
дÑ
.],
авÑоÑÑ
ÑклоннÑ
обÑÑÑнÑÑÑ
пеÑеизбÑÑком
ÑÑиÑелей
в
ÑеÑедине
20-
Ñ
гг
.
Ð
СССÐ
,
напÑоÑив
,
ÑÑоÑ
пеÑиод
Ñ Ð°ÑакÑеÑизовалÑÑ
деÑиÑиÑом
ÑÑиÑелей
,
а
ÑиÑленноÑÑÑ
ÑÑÑденÑов
педвÑзов
бÑÑÑÑо
ÑвелиÑивалаÑÑ
.
ÐÑÑгое
оÑлиÑие
конÑингенÑа
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
можно
об
-
наÑÑжиÑÑ
в
доле
девÑÑек
в
ÑÑÑеждениÑÑ
педагогиÑе
-
Ñкого
обÑазованиÑ
.
Ð
ÐеймаÑÑкой
ÑеÑпÑблике
она
бÑла
гоÑаздо
менÑÑей
,
и
Ñем
вÑÑе
обÑазоваÑелÑнаÑ
ÑÑÑ
-
пенÑ
,
Ñем
менÑÑе
на
ней
обÑÑалоÑÑ
девÑÑек
.
ÐаÑе
ÑÑавнение
показÑваеÑ
,
ÑÑо
,
неÑмоÑÑÑ
на
демокÑаÑиза
-
ÑиÑ
обÑеÑÑвенной
жизни
и
ÑазвиÑие
ÑманÑипаÑионно
-
го
движениÑ
,
ÑеализаÑиÑ
заÑвленного
ÐонÑÑиÑÑÑией
ÑавнопÑавиÑ
оказалаÑÑ
более
Ñложной
,
Ñем
в
СССÐ
.
ÐлавнаÑ
пÑиÑина
ÑаÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ
опÑÑÑ
же
кÑоеÑÑÑ
в
геÑ
-
манÑкой
безÑабоÑиÑе
20-
Ñ
гг
.,
Ñ
одной
ÑÑоÑонÑ
,
и
идеÑÑ
ÑоÑиализма
и
акÑÑалÑноÑÑи
ликвидаÑии
безгÑамоÑно
-
ÑÑи
в
СССÐ
â
Ñ
дÑÑгой
.
ÐолÑÑинÑÑво
бÑдÑÑиÑ
немеÑ
-
киÑ
ÑÑиÑелÑниÑ
поÑеÑали
ÑÑиÑелÑÑкие
ÑеминаÑии
.
Ð
РоÑÑии
доÑÑÑп
женÑинам
к
ÑнивеÑÑиÑеÑÑкомÑ
обÑазо
-
ваниÑ
бÑл
пÑедоÑÑавлен
ÑанÑÑе
;
в
ÐеÑмании
Ñамой
пÑогÑеÑÑивной
из
земелÑ
оказалаÑÑ
СакÑониÑ
,
где
жен
-
ÑинÑ
полÑÑили
Ñвое
пÑаво
полноÑенно
обÑÑаÑÑÑÑ
в
ÑнивеÑÑиÑеÑаÑ
ÑолÑко
в
1906
г
.
ÐÑеподаваÑелÑÑкий
ÑоÑÑав
педагогиÑеÑкиÑ
вÑзов
молодого
СовеÑÑкого
гоÑÑдаÑÑÑва
Ñоже
бÑл
оÑобен
-
нÑм
.
ÐеÑвÑй
коÑпÑÑ
пÑеподаваÑелей
педагогиÑеÑкиÑ
инÑÑиÑÑÑов
ÑоÑÑавлÑли
пÑоÑеÑÑоÑа
и
ÑÑиÑелÑ
доÑево
-
лÑÑионной
ÑколÑ
.
Ðз
-
за
недоÑÑаÑка
квалиÑиÑиÑован
-
нÑÑ
ÑпеÑиалиÑÑов
пÑовинÑиалÑнÑе
вÑзÑ
ÑаÑÑо
пÑи
-
глаÑали
пÑеподаваÑелей
из
ÐоÑквÑ
и
ÐеÑеÑбÑÑга
,
и
в
20-
Ñ
гг
.
ÑÑолиÑнаÑ
пÑоÑеÑÑÑÑа
Ñ
Ð¾Ñ Ð¾Ñой
пÑинимала
по
-
добнÑе
пÑиглаÑениÑ
.
ÐÑи
ÑÑом
вÑзÑ
,
бÑдÑÑи
заинÑеÑе
-
ÑованнÑми
в
квалиÑиÑиÑованнÑÑ
кадÑаÑ
,
Ñоздавали
длÑ
пÑиезжавÑиÑ
пÑеподаваÑелей
благопÑиÑÑнÑе
ÑÑловиÑ
:
пÑедоÑÑавлÑли
кваÑÑиÑÑ
,
обеÑпеÑивали
по
-
вÑÑеннÑми
пÑодоволÑÑÑвеннÑми
пайками
,
дÑовами
,
поÑÑи
ÑегÑлÑÑной
заÑабоÑной
плаÑой
.
ÐеÑмоÑÑÑ
на
вÑе
ÑÑи
меÑÑ
,
болÑÑое
колиÑеÑÑво
каÑедÑ
в
пÑовинÑиалÑнÑÑ
вÑзаÑ
имело
ваканÑнÑе
меÑÑа
,
ÑÑо
даже
пÑиводило
к
закÑÑÑиÑ
ÑелÑÑ
оÑделе
-
ний
(
ÑакÑлÑÑеÑов
).
ТÑÑдоÑÑÑÑойÑÑво
в
вÑз
Ñакже
бÑло
непÑоÑÑÑм
.
ÐапÑимеÑ
,
в
ЯÑоÑлавÑком
инÑÑиÑÑÑе
наÑодного
обÑазованиÑ
ÑÑÑеÑÑвовала
ÑледÑÑÑаÑ
пÑакÑика
.
РекомендованнаÑ
кандидаÑÑÑа
подвеÑгалаÑÑ