ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 7314

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

91 

надлежало

 

взыскивать

  Â«

не

 

иначе

как

 

на

 

ярмарках

 

и

 

сугланах

». 

Традиционное

 

выколачивание

 

недоимок

 

заменялось

 

такими

 

мерами

как

 Â«

настоятельное

 

убеж

-

дение

», 

задержание

 

старосты

 

или

 

его

 

сына

ближай

-

шего

 

родственника

задержание

 

части

 

пушнины

предназначенной

 

для

 

продажи

Ряд

 

статей

 Â«

Устава

» 

был

 

посвящен

 

вопросам

 

куль

-

турно

-

бытовой

 

жизни

 

народов

 

Сибири

В

 

вопросах

 

религии

  Â«

Устав

» 

стоял

 

на

 

позициях

 

веротерпимости

Реформатор

 

отрицал

 

насильственное

 

крещение

 

как

 

меру

 

распространения

 

христианства

. «

Земское

 

начальство

 

обязано

 

не

 

допускать

 

стеснения

 

инород

-

цев

 

под

 

предлогом

 

обращения

 

в

 

христианскую

 

веру

», â€“ 

говорилось

 

в

 

документе

Некрещеные

  Â«

ино

-

родцы

» 

получали

 Â«

свободу

 

отправлять

 

богослужение

 

по

 

их

 

закону

 

и

 

обрядам

». 

Вместе

 

с

 

тем

 Â«

Устав

» 

под

-

чинил

 Â«

иноверческое

 

духовенство

... 

местной

 

полиции

 

наравне

 

с

 

прочими

 

инородцами

». 

Принятие

 

христиан

-

ства

 

расценивалось

 

как

 

положительное

 

явление

но

 

вместе

 

с

 

тем

  Â«

Устав

» 

не

 

наделял

 

никакими

 

привиле

-

гиями

 

крестившихся

  Â«

инородцев

». 

Уже

 

позднее

в

 

1832 

г

., 

последовало

 

предписание

 

Сибирского

 

коми

-

тета

  Â«

О

 

сложении

 

ясака

 

на

 

три

 

года

 

с

 

инородцев

вступающих

 

в

 

христианскую

 

веру

».  

Устав

 

предоставлял

 

ясачным

 

право

 

отдавать

 

детей

 

в

 

правительственные

 

учебные

 

заведения

 

и

 

открывать

 

свои

 

училища

Школа

полностью

 

подконтрольная

 

государству

рассматривалась

 

как

 

важный

 

составной

 

элемент

 

политики

 

русификации

 

нерусского

 

населе

-

ния

Однако

 

в

 

подобных

 

действиях

 

правительства

 

нельзя

 

не

 

видеть

 

и

 

известный

 

социокультурный

 

ас

-

пект

связанный

 

с

 

приобщение

 

народов

 

Сибири

 

к

 

гра

-

мотности

 

и

 

русской

 

культуре

 

в

 

целом

Таковы

 

основ

-

ные

 

положения

  Â«

Устава

 

об

 

управлении

 

инородцев

» 

1822 

г

в

 

области

 

хозяйственной

административной

судебной

 

и

 

культурно

-

бытовой

В

 

итоге

 

отметим

что

 

разработанный

 

М

.

М

Сперанским

 Â«

Устав

 

об

 

управле

-

нии

 

инородцев

» 

стал

 

первым

 

в

 

России

 

сводом

 

ком

-

плексного

 

регионального

 

законодательства

разрабо

-

танного

 

для

 

одного

 

из

 

самых

 

обширных

 

регионов

 

им

-

перии

Он

 

появился

 

в

 

то

 

время

когда

 

в

 

России

за

 

ис

-

ключением

 

ее

 

западных

 

окраин

действовали

 

общие

 

для

 

империи

 

юридические

 

нормы

регламентирующие

 

права

 

и

 

обязанности

 

населения

 

и

 

рассеянные

 

в

 

бес

-

численном

 

множестве

 

указов

Данный

 

закон

 

вплоть

 

до

 

конца

 XIX 

в

закрепил

 

основные

 

принципы

 

адми

-

нистративной

финансовой

национальной

 

политики

 

империи

 

применительно

 

у

 

сибирским

 

аборигенам

Он

 

стал

 

первым

 

в

 

империи

 

опытом

 

разработки

 

и

 

приня

-

тия

 

свода

 

законов

основанного

 

на

 

национальных

 

тра

-

дициях

 

и

 

особенностях

 

народов

 

Азиатской

 

России

.  

Одним

 

из

 

важных

 

последствий

 

введения

 Â«

Устава

» 

1822 

г

в

 

практику

 

стала

 

кодификация

 

норм

 

обычного

 

права

 

сибирских

 

народов

что

 

и

 

предусматривалось

 

М

.

М

Сперанским

В

 

итоге

 

было

 

создано

 

два

 

законо

-

дательных

 

памятника

: «

Свод

 

степных

 

законов

 

коче

-

вых

 

инородцев

 

Восточной

 

Сибири

» 

и

  Â«

Сборник

 

обычного

 

права

 

Сибирских

 

инородцев

 

для

 

Западной

 

Сибири

». 

До

 

присоединения

 

к

 

России

 

народы

 

Сибири

 

не

 

знали

 

письменных

 

законов

Общественная

 

жизнь

 

регулировалась

 

на

 

основе

 

обычаев

передававшихся

 

устно

 

из

 

поколения

 

в

 

поколение

С

 

течением

 

времени

 

эти

 

традиционные

 

нормы

правила

 

поведения

взаи

-

моотношения

 

внутри

 

рода

 

и

 

т

.

д

приняли

 

нормы

 

пра

-

ва

Кодификацию

 

норм

 

обычного

 

права

 

народов

 

Си

-

бири

 

и

 

предусматривал

  Â«

Устав

» 

Сперанского

Сама

 

идея

 

кодификации

 

отражала

 

существующее

 

на

 

тот

 

момент

 

стремление

 

правительства

 

в

 

своей

 

практике

 

взаимоотношения

 

с

 

сибирскими

  Â«

инородцами

» 

учи

-

тывать

 

традиционные

 

институты

 

власти

 

аборигенов

их

 

права

 

и

 

обычаи

 [6. 

С

. 30]. 

Полное

 

подчинение

 

народов

 

Сибири

 

действию

 

общероссийского

 

законо

-

дательства

 

авторам

 Â«

Устава

» 

казалось

 

абсолютно

 

не

-

возможным

Началом

 

работ

 

по

 

кодификации

 

стало

 

распоряже

-

нии

 

губернской

 

администрации

 

и

 

переводе

  Â«

Устава

» 

Сперанского

 

на

  Â«

инородческие

» 

языки

Затем

 

в

 

гу

-

бернских

 

городах

 

были

 

образованы

 

специальные

 

ко

-

митеты

 

по

 

сбору

 

сведений

 

о

 

юридических

 

нормах

 

аборигенов

Сбор

 

сведений

 

осуществлялся

 

в

 

соответ

-

ствии

 

с

 

программой

разработанной

 

в

 

Петербурге

В

 

качестве

 

информаторов

 

выступали

 

представители

 

родовой

 

знати

По

 

полноте

 

собранных

 

сведений

 

вы

-

деляется

 

проект

 

Иркутской

 

губернии

который

 

в

 

пер

-

воначальной

 

редакции

 

насчитывал

 844 

параграфа

 

и

 

подразделялся

 

на

 52 

главы

В

 1825 

г

все

 

собранные

 

материалы

 

были

 

представлены

 

на

 

обсуждение

 

в

 

Си

-

бирский

 

комитет

Дальнейшая

 

судьба

 

идеи

 

кодифика

-

ции

 

норм

 

обычного

 

права

  Â«

инородцев

» 

весьма

 

пока

-

зательна

Она

 

свидетельствует

 

о

 

противоречивости

 

взглядов

существовавших

 

в

 

высших

 

правительствен

-

ных

 

инстанциях

 

на

 

будущее

 

Сибири

 

и

 

ее

 

населения

 

в

 

составе

 

империи

По

 

сути

 

дела

споры

 

велись

 

о

 

путях

 

инкорпорации

 

Сибири

 

в

 

общероссийскую

 

государ

-

ственную

 

и

 

экономическую

 

систему

Камнем

 

пре

-

ткновения

 

стал

 

вопрос

 

о

 

земле

Чиновники

 

второго

 

отделения

 

императорской

 

канцелярии

 

настаивали

 

на

 

включении

 

в

 

проект

 

положения

 

о

 

признании

 

верхов

-

ных

 

прав

 

казны

 

и

 

Кабинета

 

на

 

инородческие

 

земли

Противоположного

 

мнения

 

придерживался

 

начальник

 

этого

 

отделения

 

Д

.

Н

Блудов

Опасаясь

 

возможных

 

волнений

 

аборигенов

 

в

 

далекой

 

и

 

пока

 

плохо

 

управ

-

ляемой

 

Сибири

он

 

предложил

 

исключить

 

это

 

поло

-

жение

 

из

 

проекта

 

свода

 

законов

Правительство

 

все

-

рьез

 

волновала

 

и

 

теоретическая

 

возможность

 

переко

-

чевки

 

части

 

приграничных

 

племен

 

в

 

Монголию

 

и

 

Ки

-

тай

Это

 

заставляло

 

сановный

 

Петербург

 

с

 

особой

 

осторожностью

 

рассматривать

 

все

 

проекты

касающи

-

еся

 Â«

окраинных

» 

народов

.  

Вопрос

 

о

 

кодификации

 

норм

 

обычного

 

права

 

народов

 

Сибири

 

в

 

высших

 

правительственных

 

сфе

-

рах

 â€“ 

императорский

 

Кабинет

императорская

 

Канце

-

лярия

Государственный

 

совет

 â€“ 

обсуждался

 

вплоть

 

до

 

конца

 40-

х

 

гг

. XIX 

в

В

 

конечном

 

итоге

 

в

 1847 

г

правительство

 

признало

что

 

кодификация

 

норм

 

обычного

 

права

 

народов

 

Сибири

 

в

 

том

 

виде

как

 

это

 

предусматривал

 

в

 1822 

г

Сперанский

будет

  Â«

не

 

по

-

лезным

а

 

вредным

». 

Она

 

послужит

 

лишь

 

консерва

-

ции

 

наиболее

 

отсталых

 

юридических

 

норм

 

и

 

родовых

 

традиций

 

аборигенов

За

 

четверть

 

века

прошедших

 

со

 

времени

 

принятия

 

Устава

поток

 

русских

 

переселен

-

цев

 

в

 

Азиатскую

 

Россию

 

существенно

 

увеличился

Под

 

влиянием

 

контактов

 

с

 

русским

 

населением

 

в

 

хо

-

зяйственной

общественной

 

жизни

 

и

 

быту

 

народов

 


background image

92 

Сибири

 

наметились

 

значительные

 

изменения

На

 

это

 

прямо

 

указал

 

вновь

 

назначенный

 

генерал

-

губернатор

 

Восточной

 

Сибири

 

Н

.

Н

Муравьев

предложивший

 

управление

 Â«

инородцами

» 

подчинить

 

общеимперско

-

му

 

законодательству

В

 

середине

 XIX 

в

обычное

 

пра

-

во

 

для

 

большинства

 

народов

 

было

 

уже

 

пройденным

 

этапом

Сибирь

 

все

 

больше

 

превращалась

 

в

 

край

 

сплошной

 

крестьянской

 

колонизации

Правительство

 

постепенно

 

склонялось

 

к

 

мысли

 

о

 

необходимости

 

ускорения

 

темпов

 

интеграции

 

русского

 

и

 

коренного

 

населения

 

Сибири

Разногласия

 

касались

 

лишь

 

вопро

-

са

 

о

 

том

как

 

эту

 

меру

 

осуществить

.  

Административные

 

преобразования

 

М

.

М

Сперан

-

ского

 

обозначили

 

определенный

 

поворот

 

в

  Â«

окраин

-

ной

» 

политике

 

самодержавия

что

 

свидетельствовало

 

о

 

признании

 

необходимости

 

установления

 

для

 

Сиби

-

ри

 

особой

 

системы

 

управления

Это

 

была

 

первая

 

по

-

пытка

 

подойти

 

к

 

проблемам

 

управления

 

огромным

богатым

 

ресурсами

 

краем

 

комплексно

что

 

указывало

 

на

 

определенное

 

стремление

 

выработать

 

правитель

-

ственную

  Â«

концепцию

 

Сибири

», 

окраиной

 

политики

 

государств

 

а

 

в

 

целом

Первая

 

четверть

 XIX 

в

ознаме

-

новалась

 

обострением

 

внимания

 

самодержавия

 

к

 

ор

-

ганизации

 

управления

 

окраинами

Появился

 

целый

 

ряд

 

законодательных

 

актов

предусматривавших

 

ши

-

рокий

 

диапазон

 

методов

 

региональной

 

политики

от

 

федеративных

 

принципов

 

до

 

простой

 

деконцентрации

 

административного

 

аппарата

В

 1809 

г

были

 

приняты

 

особые

 

законы

 

для

 

Финляндии

в

 1815 

г

. – 

Царству

 

Польскому

 

была

  Â«

дарована

» 

конституция

автоном

-

ное

 

управление

 

существовало

 

в

 1812–1828 

гг

в

 

Бес

-

сарабии

действовало

 

особое

 

законодательство

 

по

 

управлению

 

Прибалтийскими

 

губерниями

разраба

-

тываются

 

специальные

 

положения

 

об

 

управлении

 

Закавказьем

Оренбургским

 

краем

Областью

 

Войска

 

Донского

 [7]. 

В

 1819 

г

при

 

Министерстве

 

иностранных

 

дел

 

был

 

учрежден

 

Азиатский

 

комитет

который

помимо

 

внешнеполитических

 

вопросов

занимался

 

делами

 

по

 

управлению

 

казахов

В

 

русле

 

этих

 

преобразований

 

сле

-

дует

 

рассматривать

 

и

 

административную

 

политику

 

са

-

модержавия

 

в

 

Сибири

. «

Сибирский

 

вопрос

», 

таким

 

об

-

разом

стал

 

составной

 

частью

 

правительственных

 

пла

-

нов

 

по

 

реорганизации

 

управления

 

национальными

 

окра

-

инами

 

и

 

олицетворял

 

собой

 Â«

азиатское

» 

направление

 

в

 

административной

 

политике

 

царизма

Реформа

 

государ

-

ственного

 

управления

 

в

 

Сибири

проведенная

 

М

.

М

Сперанским

стала

 

отражением

 

правительствен

-

ных

 

поисков

 

оптимального

 

административного

 

устрой

-

ства

 

регионального

 

управления

В

 

этом

 

смысле

 

она

 

свя

-

зана

 

с

 

целым

 

рядом

 

проектов

выдвинутых

 

в

 

начале

 

XIX 

в

., 

и

 

находится

 

в

 

русле

 

общих

 

процессов

 

пере

-

стройки

 

системы

 

государственного

 

механизма

. «

Сибир

-

ское

 

учреждение

» 1822 

г

вплоть

 

до

 

конца

 XIX 

в

опре

-

делило

 

основные

 

принципы

 

административно

-

территориаль

-

ного

 

устройства

 

региона

Преобразования

 

М

.

М

Сперанского

 

обозначили

 

определенный

 

поворот

 

в

 

«

окраинной

» 

политике

 

самодержавия

что

 

свидетель

-

ствовало

 

о

 

признании

 

необходимости

 

установления

 

для

 

Сибири

 

особой

 

системы

 

управления

Это

 

была

 

первая

 

попытка

 

подойти

 

к

 

проблемам

 

управления

 

огромным

богатым

 

ресурсами

 

краем

 

комплексно

что

 

указывало

 

на

 

определенное

 

стремление

 

выработать

 

правительствен

-

ную

 

политику

 

не

 

только

 

в

 

отношении

 

Сибири

но

 

и

 

окраин

 

империи

 

в

 

целом

.  

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. 

Дамешек

 

Л

.

М

., 

Дамешек

 

И

.

Л

., 

Ремнев

 

А

.

В

., 

Перцева

 

Т

.

А

М

.

М

Сперанский

сибирский

 

вариант

 

имперского

 

регионализма

Иркутск

2003. 262 

с

.  

2. 

Кодан

 

С

.

В

М

.

М

Сперанский

 

и

 

кодификация

 

сибирского

 

законодательства

 // 

Политика

 

самодержавия

 

в

 

Сибири

 XIX â€“ 

начала

 XX 

в

Иркутск

, 1988. C. 114–123. 

3. 

Полное

 

собрание

 

законов

 

Российской

 

империи

Собрание

 1. (

ПСЗРИ

-I). 

СПб

., 1830. 

Т

. 38, 

№

 29125. 

С

. 345–394.  

4. 

Полное

 

собрание

 

законов

 

Российской

 

империи

Собрание

 1. (

ПСЗРИ

-I). 

СПб

., 1830. 

Т

. 38, 

№

 29126. 

С

. 394–417. 

5. 

Кузнецова

 

Е

.

А

Область

 

как

 

единица

 

административно

-

территориального

 

деления

 

Сибири

 

в

 1822–1858 

гг

. // 

История

 

и

 

общество

 

в

 

панораме

 

веков

 : 

материалы

 

Всесоюз

Байкал

историч

школы

Иркутск

, 1990. 

С

. 35–39. 

6. 

Миронов

 

Б

.

Н

Социальная

 

история

 

России

 

периода

 

империи

 (XVIII – 

начало

 XX 

в

.) : 

в

 2 

т

СПб

. : 

Дмитрий

 

Буланин

, 2003. 

Т

. 1. 548 

с

7. 

Дамешек

 

И

.

Л

Российские

 

окраины

 

в

 

имперской

 

стратегии

 

власти

 (

начало

 XIX â€“ 

начало

 XX 

в

.). 

Иркутск

, 2005. 264 

с

.  

 

Статья

 

представлена

 

научной

 

редакцией

 Â«

История

» 16 

октября

 2017 

г

 

SIBERIAN REFORMS OF 1822 BY SPERANSKY AS A MANIFESTATION OF THE PRINCIPLES OF IMPERIAL 
REGIONALISM

 

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â€“ Tomsk State University Journal,

 2018, 426, 88–93.

 

DOI: 10.17223/15617793/426/10 

Lev M. Dameshek,

 Irkutsk State University (Irkutsk, Russian Federation). E-mail: levdameshek@gmail.com

 

Irina L. Dameshek,

 Irkutsk State University (Irkutsk, Russian Federation). E-mail: dameshek@rambler.ru

 

Keywords:

 Russia; Siberia; empire; center; margin; regionalism; governance; law.

 

 

The authors of the article believe that in 

the history of the Russian Empire Siberian reforms of 1822 by M.M. Speransky were the 

first experience of working out regulations based on geographical, natural and climate factors, ethnic, confessional and foreign policy 
characteristics of the region. For three years Speransky and his assistants drafted 10 legislative proposals known as the Siberian re-
forms of 1822. The proposals were composed of 4019 paragraphs and they were outstood by analysis that was very extensive for its 
time. 

The authors believe that

 the Siberian Regulations of 1822 were characterized by pragmatism and tolerance. They meant to cor-

relate the bordering territories with the historical center of the Empire, to ensure internal and external security, social stability on the 
territory of the Empire. Asiatic Russia was divided into two governorate-generals: West-Siberian with the center in Tobolsk, and 
East-Siberian with the center in Irkutsk. West-Siberian Governorate-General included Tobolsk and Tomsk Guberniyas, Omsk Oblast. 
East-Siberian Governorate-General included Irkutsk, the newly formed Yeniseisk Guberniyas, Yakutsk Oblast, Okhotsk and Kam-
chatka Coastal Administration, Troitskosavsk Border Service Administration.

 T

he governorates were divided into districts, and dis-


background image

93 

tricts were divided into volosts and non-Russian municipal councils. 

The authors believe that an

 essential feature of the governor-

general administration in Siberia was a deliberative body affiliated with the territorial administration. The chairman of the Council of 
the Central Administration was the governor-general. The Council consisted of three members from the Ministry of Internal Affairs, 
the Ministry of Justice and the Ministry of Finance, and three members as referendaries appointed by the governor-general. Revisions 
and reforms by Speransky related to the indigenous people of the area resulted in drafting the Regulations on the Governance of Non-
Russians, according to which the native peoples were divided into â€œsettled”, â€œnomadic” and “wandering” groups. The division aimed 
to make the “nomadic and wandering” peoples the “settled” ones. The Regulations of 1822 stipulated that all Non-Russians as the 
Empire subjects were to be assigned land. The principle of free private trade with Siberian Non-Russians was introduced. By encour-
aging the middle class Speransky tried to introduce taxation of the indigenous people. In matters of religion, the Regulations were 
based on the approach of religious tolerance. The Regulations enabled indigenous people, subjected to taxation, to send their children 
to state schools and establish local specialized schools. 

The authors come to a conclusion that the 

а

d

ministrative reforms by Speran-

sky made alterations to the marginal policy of the autocratic government. 

The authors of the article believe i

t was the first attempt to 

develop a concept of administration in Siberia. Therefore, the Siberian reforms were an integral part of the reorganization of govern-
ance of national bordering territories and represented the Asiatic direction in the administration policy of the Empire.

 

 

REFERENCES 

 

1. Dameshek, L.M., Dameshek, I.L., Remnev, A.V. & Pertseva, T.A. (2003) 

M.M. Speranskiy: sibirskiy variant imperskogo regionalizma

 [M.M. 

Speransky: Siberian version of imperial regionalism]. Irkutsk: Ottisk.  

2. Kodan, S.V. (1988) M.M. Speranskiy i kodifikatsiya sibirskogo zakonodatel’stva [M.M. Speransky and codification of the Siberian legislation]. In: 

Shcherbakov, N.N. (ed.) 

Politika samoderzhaviya v Sibiri XIX â€“ nachala XX v.

 [The policy of autocracy in Siberia in the 19th â€“ early 20th centu-

ries]. Irkutsk: Irkutsk State University. 

3. Russian Empire. (1830) 

Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii

 [Complete collection of laws of the Russian Empire]. Collection 1. Vol. 

38:29125. St. Petersburg: Tip. E.I.V. pp. 345–394. 

4. Russian Empire. (1830) 

Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii

 [Complete collection of laws of the Russian Empire]. Collection 1. Vol. 

38:29126. St. Petersburg: Tip. E.I.V. pp. 394–417. 

5. Kuznetsova, E.A. (1990) [Oblast as a unit of the administrative-territorial division of Siberia in 1822–1858]. 

Istoriya i obshchestvo v panorame 

vekov

 [History and society in the panorama of centuries]. Proceedings of the all-Union Baikal historical school. Irkutsk: Irkutsk State University. 

pp. 35–39. (In Russian). 

6. Mironov, B.N. (2003) 

Sotsial’naya istoriya Rossii perioda imperii (XVIII â€“ nachalo XX v.): v 2 t.

 [Social history of Russia during the period of the 

empire (17th – early 20th centuries): in 2 vols]. Vol. 1. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin. 

7. Dameshek, I.L. (2005) 

Rossiyskie okrainy v imperskoy strategii vlasti (nachalo XIX â€“ nachalo XX v.)

 [Russian borderlands in the imperial strategy 

of the authorities (early 19th â€“ early 20th centuries)]. Irkutsk: Irkutsk State Pedagogical University.  
 

Received: 16 October 2017 


background image

94 

Вестник

 

Томского

 

государственного

 

университета

. 2018. 

№

 426. 

С

. 94–100. 

DOI: 10.17223/15617793/426/11

 

 

УДК

 37.013.74 

Л

.

Н

Данилова

А

.

Б

Тишко

 

 

РАЗВИТИЕ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

 

ВУЗОВ

 

РОССИИ

 

И

 

ГЕРМАНИИ

 

В

 20-

е

 

гг

ХХ

 

в

.:  

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ

 

АНАЛИЗ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 

СРЕДЫ

 

 

В

 1920-

х

 

гг

в

 

СССР

 

и

 

Германии

 

велась

 

работа

 

по

 

созданию

 

общенациональных

 

систем

 

педагогического

 

образования

По

-

скольку

 

оба

 

государства

 

находились

 

в

 

сходных

 

политических

экономических

социокультурных

 

условиях

то

 

можно

 

срав

-

нивать

 

развитие

 

данных

 

систем

 

и

 

устройство

 

их

 

отдельных

 

элементов

Анализируя

 

образовательную

 

среду

 

педагогических

 

вузов

 20-

х

 

гг

., 

авторы

 

выделили

 

условия

в

 

которых

 

протекали

 

жизнь

 

и

 

подготовка

 

будущих

 

педагогов

а

 

также

 

охаракте

-

ризовали

 

отношения

 

между

 

преподавателями

 

и

 

студентами

взаимоотношения

 

студентов

влияние

 

внешней

 

среды

Ключевые

 

слова

:

 

педагогическое

 

образование

образовательная

 

среда

подготовка

 

педагогов

 

в

 

СССР

подготовка

 

педаго

-

гов

 

в

 

Веймарской

 

республике

история

 

педагогического

 

образования

 

В

 

Европе

 

актуальность

 

проблемы

 

подготовки

 

кад

-

ров

 

для

 

учебных

 

заведений

 

получила

 

государственное

 

признание

 

только

 

во

 

второй

 

половине

 XIX 

в

В

 

Рос

-

сии

 

этот

 

век

 

являлся

 

периодом

 

формировании

 

систе

-

мы

 

педагогического

 

образования

но

 

она

 

не

 

сложи

-

лась

 

и

 

к

 

началу

 

ХХ

 

в

.: 

слишком

 

велики

 

были

 

регио

-

нальные

 

различия

 

в

 

организации

 

педагогической

 

под

-

готовки

 

и

 

слишком

 

мало

 

соответствующих

 

учрежде

-

ний

 

было

 

на

 

удаленных

 

рубежах

 

страны

В

 

начале

 

ХХ

 

в

продолжалось

 

становление

 

системы

 

педагоги

-

ческого

 

образования

 

и

 

в

 

Германии

где

 

процесс

 

ее

 

оформления

 

также

 

занял

 

около

 

столетия

 

и

 

не

 

был

 

за

-

вершен

 

по

 

причине

 

региональной

 

неравномерности

Только

 

в

 20-

х

 

гг

., 

когда

 

были

 

созданы

 

формальные

 

условия

 

для

 

централизации

 

управления

 

образованием

 

в

 

обоих

 

государствах

можно

 

говорить

 

о

 

построении

 

общенациональных

 

систем

 

подготовки

 

педагогиче

-

ских

 

кадров

Подобное

 

сходство

 

двух

 

стран

 

создает

 

возможности

 

для

 

сравнения

 

этих

 

систем

 

в

 

указанный

 

период

что

 

усиливается

 

рядом

 

социально

-

политических

 

условий

Россия

 

и

 

Германия

 

были

 

ослаблены

 

Первой

 

мировой

 

войной

революциями

их

 

политика

 

характеризовалась

 

отказом

 

от

 

монархии

сменой

 

режима

попытками

 

реализации

 

демократиче

-

ских

 

идей

  (

понимаемых

 

по

-

разному

), 

а

 

экономика

 â€“ 

спадом

инфляцией

безработицей

То

что

 

в

 

подобных

 

условиях

 

характеризовало

 

образовательную

 

среду

 

высших

 

педагогических

 

учебных

 

заведений

 

в

 

СССР

 

20-

х

 

гг

и

 

в

 

Веймарской

 

республике

является

 

предме

-

том

 

данной

 

статьи

Понятие

  Â«

образовательная

 

среда

» 

в

 

современной

 

педагогике

 

трактуется

 

по

-

разному

Так

в

 

энциклопе

-

дии

 

профессионального

 

образования

 

под

 

ней

 

понима

-

ется

  Â«

совокупность

 

условий

в

 

которых

 

протекает

 

жизнь

 

человека

его

 

окружение

совокупность

 

людей

связанных

 

общностью

 

этих

 

условий

» [1]. 

Н

.

А

Спичко

 

называет

 

образовательной

 

средой

 Â«

совокупность

 

пси

-

хологического

социального

 

и

 

пространственно

-

предметного

 

факторов

куда

 

входят

 

также

 

материаль

-

ные

 

факторы

 

и

 

межличностные

 

отношения

» [2]. 

Практически

 

в

 

каждой

 

трактовке

однако

отмечается

что

 

условия

в

 

которых

 

находятся

 

личность

 

или

 

си

-

стема

оказывают

 

сильнейшее

 

влияние

 

на

 

среду

Важ

-

но

что

 

подобные

 

условия

 

складываются

 

под

 

воздей

-

ствием

 

перманентных

 

реформ

 

как

 

в

 

образовании

так

 

и

 

в

 

общественно

-

политической

 

жизни

Поскольку

 

образовательная

 

среда

 

является

 

подсистемой

 

соци

-

альной

 

системы

то

 

следует

 

сразу

 

кратко

 

охарактери

-

зовать

 

внешние

 

влияния

 

или

 

социокультурные

 

условия

 

развития

 

двух

 

молодых

 

государств

.  

Постреволюционные

 

Россия

 

и

 

Германия

 

были

 

из

-

мучены

 

сменой

 

правительства

мечтая

 

о

 

мире

благо

-

получии

 

и

 

стабильности

Странам

 

предстояло

 

спра

-

виться

 

с

 

последствиями

 

военных

 

разрушений

спадом

 

производства

голодом

высокой

 

смертностью

 

населе

-

ния

бедностью

безработицей

завышенным

 

налого

-

обложением

 

и

 

инфляцией

Особенности

 

педагогиче

-

ского

 

образования

 

выступают

 

комплексным

 

отраже

-

нием

 

социально

-

политической

экономической

 

и

 

культурной

 

жизни

 

государства

поэтому

 

образова

-

тельным

 

учреждениям

 

двух

 

государств

с

 

одной

 

сто

-

роны

были

 

свойственны

 

демократизация

педагоги

-

ческий

 

поиск

умеренный

 

гуманизм

 

и

 

либерализация

 

педагогического

 

процесса

а

 

с

 

другой

 â€“ 

растерянность

 

и

 

авторитаризм

Такие

отчасти

 

противоположные

признаки

 

являлись

 

следствием

 

политической

 

неста

-

бильности

отсутствия

 

четких

 

представлений

 

о

 

векто

-

ре

 

образовательной

 

политики

 

и

 

невысокой

 

компе

-

тентности

 

ее

 

верховных

 

функционеров

В

 

Германии

 

к

 

этим

 

факторам

 

добавлялось

 

также

 

большое

 

регио

-

нальное

 

разнообразие

 

и

 

формализм

 (

при

 

всей

 

идеали

-

стической

 

демократичности

 

идей

 

новой

 

Конституции

 

власти

 

не

 

смогли

 

прийти

 

к

 

консенсусу

 

о

 

принятии

 

единого

 

закона

 

об

 

образовании

поэтому

 

на

 

практике

 

системы

 

педагогического

 

образования

 

разных

 

земель

 

продолжали

 

отличаться

 

друг

 

от

 

друга

). 

В

 

результате

 

структура

 

педагогического

 

образова

-

ния

 

в

 

Веймарской

 

республике

 

была

 

весьма

 

разнооб

-

разна

В

 

большинстве

 

земель

 

она

 

включала

 

следую

-

щие

 

разновидности

 

вузов

трехгодичные

 

университе

-

ты

педагогические

 

институты

  (

как

 

структурное

 

под

-

разделение

 

высших

 

технических

 

школ

), 

двухгодич

-

ные

 Â«

педагогические

 

академии

»; 

в

 

Баварии

Бадене

 

и

 

Вюртемберге

 

сохранялись

 

учительские

 

семинарии

При

 

университетах

 

открывались

 

педагогические

 

ка

-

федры

причем

 

там

где

 

такие

 

кафедры

 

уже

 

существо

-

вали

педагогика

 

представляла

 

собой

 

едва

 

ли

 

не

 

от

-

расль

 

философского

 

знания

.  

Благодаря

 

педагогическим

 

поискам

 

и

 

эксперимен

-

тированию

характеризовавшим

 

немецкую

 

школу

 

с

 

конца

 XIX 

в

., 

менялся

 

стиль

 

педагогического

 

обще

-

ния

и

 

заканчивался

 

период

 

гербартианского

 

подхода

 

к

 

обучению

 

и

 

воспитанию

а

 

это

 

актуализировало

 

проблему

 

академизации

 

подготовки

 

учителей

В

 

итоге

 


background image

95 

высшее

 

образование

 

для

 

подготовки

 

учителей

 

всех

 

типов

 

школ

 

было

 

введено

 

в

 

большинстве

 

регионов

Еще

 

в

 

начале

 

ХХ

 

в

университетское

 

образование

 

учителей

 

критиковалось

 

за

 

излишнюю

 

научность

а

 

подготовка

 

в

 

учительских

 

институтах

 â€“ 

за

 

несовре

-

менность

Преодолеть

 

указанные

 

проблемы

 

было

 

призвано

 

создание

 

педагогических

 

академий

которые

 

после

 

Второй

 

мировой

 

войны

 

были

 

переименованы

 

в

 

педагогические

 

институты

  (

уже

 

как

 

самостоятель

-

ные

 

образовательные

 

заведения

).  

Однако

 

Пруссия

превосходившая

 

по

 

территории

 

все

 

вместе

 

взятые

 

земли

не

 

закрепляла

 

статуса

 

выс

-

шего

 

образования

 

за

 

двухгодичными

 

педагогически

-

ми

 

академиями

ограничивая

 

их

 

деятельность

 

сугубо

 

практической

 

направленностью

 

при

 

отказе

 

от

 

науч

-

ной

 

подготовки

 

студентов

 [3].  

В

 

Советской

 

России

 20-

х

 

гг

система

 

высшего

 

пе

-

дагогического

 

образования

 

была

 

более

 

однородной

В

 

нее

 

входили

 

педагогические

 

техникумы

педагогиче

-

ские

 

институты

 

и

 

педагогические

 

факультеты

 

универ

-

ситетов

Важное

 

отличие

 

от

 

Германии

 

здесь

 

состав

-

ляют

 

гораздо

 

более

 

ранее

 

появление

 

педагогических

 

факультетов

а

 

также

 

наличие

 

педагогические

 

техни

-

кумов

 

как

 

наиболее

 

распространенной

 

формы

 

подго

-

товки

 

учительства

 

в

 20-

е

 

гг

. (

в

 

то

 

время

 

как

 

в

 

Веймар

-

ской

 

республике

 

большинство

 

будущих

 

учителей

 

по

-

лучали

 

именно

 

высшее

 

образование

).  

Авторы

 

поставили

 

целью

 

сравнить

 

отдельные

 

ас

-

пекты

 

структуры

 

образовательной

 

среды

 

в

 

педагоги

-

ческих

 

вузах

 

двух

 

государств

К

 

ним

 

относятся

 

ком

-

муникационно

-

организационный

 («

человеческий

 

фак

-

тор

», 

особенности

 

субъектов

 

педпроцесса

), 

простран

-

ственный

 (

организация

 

жизненного

 

и

 

образовательно

-

го

 

пространства

и

 

содержательно

-

методический

 

ком

-

поненты

 

среды

  (

программы

формы

 

и

 

методы

 

орга

-

низации

 

обучения

 

и

 

др

.). 

Особенности

 

субъектов

 

среды

Главными

 

субъ

-

ектами

 

педагогического

 

образования

разумеется

яв

-

лялись

 

студенты

 

и

 

преподаватели

В

 

СССР

 

обращает

 

на

 

себя

 

внимание

 

резкая

 

смена

 

парадигмы

 

в

 

отноше

-

нии

 

социального

 

статуса

 

большей

 

части

 

студентов

основу

 

которого

 

составляло

 

их

 

происхождение

В

 

высшем

 

образовании

 

уместными

 

и

 

желанными

 

стали

 

люди

 

из

 

пролетарско

-

крестьянской

 

среды

которые

пользуясь

 

своими

 

новыми

 

правами

стремились

 

полу

-

чить

 

высшее

 

образование

В

 

ходе

 

изучения

 

образова

-

тельной

 

среды

 

первых

 

советских

 

вузов

 

авторами

 

об

-

наружены

 

многочисленные

 

свидетельства

что

 

в

 20–

30-

е

 

гг

выходцам

 

из

 

данной

 

среды

 

отдавалось

 

явное

 

предпочтение

при

 

том

 

что

 

часть

 

из

 

них

 

с

 

трудом

 

уме

-

ли

 

читать

 

и

 

писать

Это

 

требовало

 

от

 

вузов

 

корректи

-

ровки

 

учебной

 

деятельности

 

в

 

соответствии

 

со

 

спе

-

цификой

 

контингента

Так

в

 

Иваново

-

Вознесенском

 

педагогическом

 

институте

 

был

 

открыт

  Â«

нулевой

 

курс

», 

целью

 

которого

 

стала

 

общеобразовательная

 

подготовка

 

студентов

Несмотря

 

на

 

явные

 

пробелы

 

в

 

образовании

администрация

 

вузов

 

больше

 

интересо

-

валась

 

происхождением

 

студентов

регулярные

 

чист

-

ки

 

обучающихся

 

на

 

этой

 

основе

 

устраивала

 

даже

 

на

 

выпускных

 

курсах

Более

 

того

активное

 

столичное

 

студенчество

 

даже

 

информировало

 

администрацию

 

об

 

отсутствии

 

пролетарского

 

происхождения

 

у

 

от

-

дельных

 

товарищей

требуя

 

не

 

выдавать

 

им

 

диплом

Между

 

тем

 

установлено

что

 

провинциальные

 

вузы

 

отличались

 

более

 

толерантными

 

отношениями

 

между

 

студентами

 

В

 

Германии

 

революция

 

также

 

изменила

 

лицо

 

сту

-

денчества

Поскольку

 

поступление

 

в

 

педагогические

 

академии

 (

кроме

 

Пруссии

и

 

в

 

семинарии

 

отныне

 

тре

-

бовало

 

аттестата

 

вузовской

 

зрелости

то

 

абитуриенты

 

должны

 

были

 

отличаться

 

академической

 

подготовкой

а

 

потому

 

большинство

 

из

 

них

 

являлись

 

выпускниками

 

гимназий

 [4]. 

В

 

отличие

 

от

 

Советской

 

России

численный

 

состав

 

студентов

 

отдельных

 

педагогических

 

вузов

 

был

 

более

 

чем

 

скромным

Например

педагогические

 

академии

 

Бонна

Киля

 

и

 

Эльбинга

 

насчитывали

 

примерно

 

по

 50 

человек

 

каждая

Этот

 

факт

как

 

и

 

незначительное

 

чис

-

ло

 

самих

 

академий

 

по

 

стране

вслед

 

за

 

немецкими

 

исследователями

 [5 

и

 

др

.], 

авторы

 

склонны

 

объяснять

 

переизбытком

 

учителей

 

в

 

середине

 20-

х

 

гг

В

 

СССР

напротив

этот

 

период

 

характеризовался

 

дефицитом

 

учителей

а

 

численность

 

студентов

 

педвузов

 

быстро

 

увеличивалась

.  

Другое

 

отличие

 

контингента

 

учащихся

 

можно

 

об

-

наружить

 

в

 

доле

 

девушек

 

в

 

учреждениях

 

педагогиче

-

ского

 

образования

В

 

Веймарской

 

республике

 

она

 

была

 

гораздо

 

меньшей

и

 

чем

 

выше

 

образовательная

 

сту

-

пень

тем

 

меньше

 

на

 

ней

 

обучалось

 

девушек

Наше

 

сравнение

 

показывает

что

несмотря

 

на

 

демократиза

-

цию

 

общественной

 

жизни

 

и

 

развитие

 

эмансипационно

-

го

 

движения

реализация

 

заявленного

 

Конституцией

 

равноправия

 

оказалась

 

более

 

сложной

чем

 

в

 

СССР

Главная

 

причина

 

расхождения

 

опять

 

же

 

кроется

 

в

 

гер

-

манской

 

безработице

 20-

х

 

гг

., 

с

 

одной

 

стороны

и

 

идеях

 

социализма

 

и

 

актуальности

 

ликвидации

 

безграмотно

-

сти

 

в

 

СССР

 â€“ 

с

 

другой

Большинство

 

будущих

 

немец

-

ких

 

учительниц

 

посещали

 

учительские

 

семинарии

В

 

России

 

доступ

 

женщинам

 

к

 

университетскому

 

образо

-

ванию

 

был

 

предоставлен

 

раньше

в

 

Германии

 

самой

 

прогрессивной

 

из

 

земель

 

оказалась

 

Саксония

где

 

жен

-

щины

 

получили

 

свое

 

право

 

полноценно

 

обучаться

 

в

 

университетах

 

только

 

в

 1906 

г

Преподавательский

 

состав

 

педагогических

 

вузов

 

молодого

 

Советского

 

государства

 

тоже

 

был

 

особен

-

ным

Первый

 

корпус

 

преподавателей

 

педагогических

 

институтов

 

составляли

 

профессора

 

и

 

учителя

 

дорево

-

люционной

 

школы

Из

-

за

 

недостатка

 

квалифицирован

-

ных

 

специалистов

 

провинциальные

 

вузы

 

часто

 

при

-

глашали

 

преподавателей

 

из

 

Москвы

 

и

 

Петербурга

и

 

в

 

20-

х

 

гг

столичная

 

профессура

 

с

 

охотой

 

принимала

 

по

-

добные

 

приглашения

При

 

этом

 

вузы

будучи

 

заинтере

-

сованными

 

в

 

квалифицированных

 

кадрах

создавали

 

для

 

приезжавших

 

преподавателей

 

благоприятные

 

условия

предоставляли

 

квартиры

обеспечивали

 

по

-

вышенными

 

продовольственными

 

пайками

дровами

почти

 

регулярной

 

заработной

 

платой

.  

Несмотря

 

на

 

все

 

эти

 

меры

большое

 

количество

 

кафедр

 

в

 

провинциальных

 

вузах

 

имело

 

вакантные

 

места

что

 

даже

 

приводило

 

к

 

закрытию

 

целых

 

отделе

-

ний

 (

факультетов

). 

Трудоустройство

 

в

 

вуз

 

также

 

было

 

непростым

Например

в

 

Ярославском

 

институте

 

народного

 

образования

 

существовала

 

следующая

 

практика

Рекомендованная

 

кандидатура

 

подвергалась