ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2019
Просмотров: 7315
Скачиваний: 8
96
обÑÑждениÑ
Ñ
ÑелÑÑ
ÑÑÑановлениÑ
наÑÑной
квалиÑи
-
каÑии
и
пÑеподаваÑелÑÑкого
опÑÑа
.
ÐаÑем
кандидаÑÑ
пÑедлагалоÑÑ
пÑоÑиÑаÑÑ
две
лекÑии
,
ÑемÑ
одной
из
коÑоÑÑÑ
вÑбиÑал
педагогиÑеÑкий
ÑовеÑ
,
а
дÑÑгаÑ
вÑ
-
биÑалаÑÑ
кандидаÑом
ÑамоÑÑоÑÑелÑно
.
ÐоÑле
лекÑии
наÑÑнÑми
ÑабоÑниками
и
ÑÑÑденÑами
задавалиÑÑ
Ñе
-
маÑиÑеÑкие
вопÑоÑÑ
кандидаÑÑ
.
Ð
далÑнейÑем
об
-
ÑÑждение
ÑодеÑжаниÑ
,
меÑодов
пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾
на
педа
-
гогиÑеÑком
ÑовеÑе
,
поÑле
Ñего
на
полиÑиÑеÑкÑÑ
бла
-
гонадежноÑÑÑ
его
пÑовеÑÑл
гÑбеÑнÑкий
оÑдел
наÑод
-
ного
обÑазованиÑ
.
СÑавнив
ÑиÑÑаÑиÑ
Ñ
немеÑкой
,
авÑоÑÑ
заклÑÑили
,
ÑÑо
в
педагогиÑеÑкиÑ
вÑзаÑ
ÐеÑмании
(
кÑоме
вновÑ
обÑазованнÑÑ
)
пÑеподаваÑелÑÑкий
ÑоÑÑав
,
напÑоÑив
,
бÑл
доволÑно
ÑÑабилÑнÑм
,
и
вновÑ
по
пÑиÑине
Ñко
-
номиÑеÑкого
кÑизиÑа
:
пÑоÑеÑÑоÑа
боÑлиÑÑ
поÑеÑÑÑÑ
ÑабоÑÑ
,
а
поÑомÑ
ÑÑаÑÑ
оÑÑавалиÑÑ
ÑкомплекÑован
-
нÑми
.
Ðолее
Ñого
,
ÑкÑомное
ÑинанÑовое
положение
пÑеподаваÑелей
ÑаÑÑо
вÑнÑждало
даже
пÑоÑеÑÑоÑов
иÑкаÑÑ
дополниÑелÑнÑе
иÑÑоÑники
заÑабоÑка
,
и
не
-
Ñедко
они
давали
ÑаÑÑнÑе
ÑÑоки
гоÑожанам
и
Ñвоим
же
ÑÑÑденÑам
.
СÑеди
пÑеподаваÑелей
ÐеймаÑÑкой
ÑеÑпÑблики
бÑли
лÑди
ÑамÑÑ
ÑазнÑÑ
полиÑиÑеÑкиÑ
взглÑдов
и
оÑиенÑаÑий
,
и
в
иÑле
1930
г
.
пÑавиÑелÑÑÑво
бÑло
вÑ
-
нÑждено
пÑинÑÑÑ
поÑÑановление
о
запÑеÑении
деÑ
-
ÑелÑноÑÑи
в
обÑазоваÑелÑнÑÑ
ÑÑÑеждениÑÑ
«
вÑаждеб
-
нÑÑ
гоÑÑдаÑÑÑвÑ
»
оÑганизаÑий
.
Ðа
оÑновании
ÑÑого
докÑменÑа
в
вÑзаÑ
пÑоводилиÑÑ
неболÑÑие
ÑиÑÑки
,
однако
они
оÑÑавалиÑÑ
оплоÑом
ÑвободомÑÑлиÑ
(
пÑежде
вÑего
,
ÑнивеÑÑиÑеÑÑ
).
ЧÑобÑ
лÑÑÑе
понимаÑÑ
взглÑдÑ
,
ÑипиÑнÑе
длÑ
пÑеподаваÑелей
и
ÑÑÑденÑов
педагогиÑеÑкиÑ
вÑзов
,
можно
вÑделиÑÑ
наÑÑÑоениÑ
,
в
коÑоÑÑÑ
пÑоÑекали
педагогиÑеÑкие
пÑоÑеÑÑÑ
в
ÑиÑÑе
-
ме
вÑÑÑего
обÑазованиÑ
ÐеÑмании
20-
Ñ
гг
.:
оÑÑÑаÑ
кÑиÑика
обÑазоваÑелÑной
,
ÑоÑиалÑной
и
гоÑÑдаÑ
-
ÑÑвенной
полиÑики
Ñо
ÑÑоÑонÑ
левÑÑ
и
пÑавÑÑ
,
ÑаÑ
-
пÑоÑÑÑанение
идей
наÑионализма
и
недовеÑиÑ
к
ÑеÑ
-
пÑбликанÑкой
ÑоÑме
пÑавлениÑ
,
дезоÑиенÑаÑиÑ
и
вÑе
-
обÑаÑ
неÑвеÑенноÑÑÑ
[6].
Ð
СССÐ
«
ÑиÑÑки
»
ÑÑеди
пÑоÑеÑÑоÑÑко
-
пÑеподава
-
ÑелÑÑкого
ÑоÑÑава
наÑалиÑÑ
Ñ
1930
г
.,
но
пÑедпоÑÑлки
длÑ
ниÑ
ÑоздавалиÑÑ
ÑанÑÑе
.
ÐÑи
ÑÑом
оÑевидно
,
ÑÑо
в
20-
Ñ
гг
.
полиÑиÑеÑкие
ÑбеждениÑ
пÑеподаваÑелей
Ñакже
бÑли
веÑÑма
ÑазнообÑазнÑ
,
ÑÑо
пÑидаеÑ
ÑÑ Ð¾Ð´
-
ÑÑво
каÑÑине
педагогиÑеÑкиÑ
кадÑов
в
обеиÑ
ÑÑÑанаÑ
.
ÐзаимодейÑÑвие
пÑеподаваÑелей
и
ÑÑÑденÑов
Ñоже
имело
Ñвои
оÑобенноÑÑи
.
Ð
ÑÑоÑ
пеÑиод
благода
-
ÑÑ
ÑоÑиалÑно
-
полиÑиÑеÑкомÑ
обновлениÑ
в
двÑÑ
ÑÑÑанаÑ
ÑложилаÑÑ
оÑобаÑ
ÑÑÑденÑеÑкаÑ
аÑмоÑÑеÑа
,
коÑоÑаÑ
ÑÑала
оÑÑажением
ÑеволÑÑионнÑÑ
веÑний
в
обÑеÑÑве
,
когда
каждÑй
имел
пÑаво
голоÑа
.
ÐаÑкомпÑоÑ
в
ноÑбÑе
1918
г
.
пÑинÑл
поÑÑановле
-
ние
о
заведовании
ÑÑÑденÑеÑкими
делами
и
ÑÑаÑÑии
ÑÑÑденÑов
в
ÑпÑавлении
вÑÑÑими
ÑÑебнÑми
заведе
-
ниÑми
.
ÐÑе
дела
пеÑедавалиÑÑ
в
ведение
ÑовеÑа
ÑÑа
-
ÑоÑÑ
,
коÑоÑÑй
обеÑпеÑивал
пÑедÑÑавиÑелÑÑÑво
ÑÑÑ
-
денÑов
во
вÑеÑ
оÑганаÑ
ÑпÑавлениÑ
вÑÑÑей
Ñколой
и
заÑиÑÑ
иÑ
инÑеÑеÑов
.
Ð
ÑÑоÑ
пеÑиод
акÑивное
ÑÑÑден
-
ÑеÑÑво
Ñ
ÑдоволÑÑÑвием
кÑиÑиковало
как
ÑабоÑÑ
вÑза
,
Ñак
и
деÑÑелÑноÑÑÑ
пÑеподаваÑелей
,
вÑноÑÑ
пÑблиÑ
-
нÑе
ÑÑждениÑ
о
недоÑÑаÑкаÑ
и
доÑÑоинÑÑваÑ
поÑлед
-
ниÑ
.
СлÑÑалоÑÑ
,
ÑÑо
ÑакаÑ
кÑиÑика
бÑвала
конÑÑÑÑк
-
Ñивной
.
Ð
аÑÑ Ð¸Ð²Ð°Ñ
ЯÑоÑлавÑкого
педагогиÑеÑкого
ин
-
ÑÑиÑÑÑа
нами
обнаÑÑженÑ
пÑимеÑÑ
,
подÑвеÑждаÑ
-
Ñие
,
ÑÑо
в
наÑале
20-
Ñ
гг
.
ÑÑÑденÑÑ
ÑказÑвали
ÑÑко
-
водÑÑвÑ
инÑÑиÑÑÑа
на
пÑеподаваÑелей
,
не
имевÑиÑ
доÑÑаÑоÑнÑÑ
знаний
по
ÑвоемÑ
пÑедмеÑÑ
и
не
доÑÑа
-
ÑоÑно
владевÑиÑ
меÑодикой
пÑеподаваниÑ
(
напÑимеÑ
,
один
из
пÑеподаваÑелей
за
35
минÑÑ
пÑоÑиÑал
лекÑиÑ
по
иÑÑоÑии
педагогики
,
поÑвÑÑеннÑÑ
деÑÑелÑноÑÑи
ÐеÑбаÑÑа
,
Ð ÑÑÑо
и
ÐеÑÑалоÑÑи
,
пÑиÑем
именно
в
Ñа
-
кой
поÑледоваÑелÑноÑÑи
[7]).
ÐоÑÑепенно
недоволÑ
-
ÑÑво
ÑÑÑденÑов
даже
пеÑеÑаÑÑало
в
оÑкÑÑÑÑÑ
кÑиÑикÑ
ÑÑебнÑÑ
занÑÑий
оÑделÑнÑÑ
педагогов
пеÑед
админи
-
ÑÑÑаÑией
и
оÑделами
обÑазованиÑ
Ñ
доÑÑаÑоÑно
каÑе
-
гоÑиÑной
оÑенкой
,
они
полагали
,
ÑÑо
«
иÑÑиннÑми
и
единÑÑвеннÑми
ÑениÑелÑми
наÑÑного
доÑÑоинÑÑва
лекÑий
ÑвлÑÑÑÑÑ
ÑолÑко
ÑÑÑденÑÑ
и
ÑолÑко
они
» [8].
СÑеди
недоÑÑаÑков
ÑказÑвалиÑÑ
кÑаÑкоÑÑÑ
лекÑий
,
оÑÑÑÑÑÑвие
наÑÑноÑÑи
и
«
глÑбинÑ
»
кÑÑÑов
,
ÑÑÑдноÑÑÑ
Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ
маÑеÑиала
.
ÐÑимеÑаÑелÑно
,
ÑÑо
оÑкÑÑÑо
-
го
пÑоÑивоÑÑоÑниÑ
ÑÑÑденÑов
и
пÑоÑеÑÑÑÑÑ
,
как
в
ÑÑолиÑнÑÑ
вÑзаÑ
â
Ñ
оÑменой
занÑÑий
,
бойкоÑиÑова
-
нием
ÑабоÑÑ
конкÑеÑнÑÑ
педагогов
,
в
пÑовинÑии
не
бÑло
.
Ð
ÑÑом
авÑоÑÑ
вновÑ
видÑÑ
ÑпокойнÑÑ
лоÑлÑ
-
ноÑÑÑ
именно
пÑовинÑиалÑнÑÑ
ÑÑÑденÑов
молодой
СовеÑÑкой
РоÑÑии
,
Ñ
одной
ÑÑоÑонÑ
,
и
некоÑоÑое
оÑ
-
лиÑие
оÑ
немеÑкиÑ
ÑÑÑденÑов
â
Ñ
дÑÑгой
.
Ð
Ñ Ð¾Ð´Ðµ
ÑÑавнениÑ
ÑÑÑановлено
,
ÑÑо
в
ÐеÑмании
ÑÑÑденÑÑ
Ñоже
имели
пÑаво
обÑÑждаÑÑ
пÑоÑеÑÑиона
-
лизм
пÑеподаваÑелей
,
однако
он
не
пÑедÑÑавлÑл
Ñобой
пÑоблемÑ
,
и
здеÑÑ
взаимооÑноÑениÑ
двÑÑ
ÑÑоÑонÑ
пÑоÑвлÑлиÑÑ
не
как
кÑиÑика
,
а
как
взаимодейÑÑвие
,
ÑодейÑÑвие
и
Ñважение
.
ÐажнÑÑ
ÑолÑ
в
поÑÑÑоении
ÑÑиÑ
оÑноÑений
ÑÑгÑало
Ñакое
ÑоÑиокÑлÑÑÑÑное
ÑÑловие
,
как
попÑлÑÑноÑÑÑ
конÑепÑий
ÑеÑоÑмаÑоÑ
-
Ñкой
педагогики
,
наблÑдавÑаÑÑÑ
Ñже
на
ÑÑбеже
ве
-
ков
.
ХоÑÑ
педагогика
ÑеÑоÑм
пÑедÑÑавлÑла
Ñобой
Ñо
-
вокÑпноÑÑÑ
взглÑдов
о
ÑадикалÑном
пÑеобÑазовании
ÑколÑ
,
она
неÑколÑко
демокÑаÑизиÑовала
Ñакже
Ñо
-
деÑжание
обÑазованиÑ
и
кÑлÑÑÑÑÑ
педагогиÑеÑкиÑ
ÑÑебнÑÑ
заведений
.
Ðдеалом
вÑеÑ
конÑепÑий
ÑеÑоÑ
-
маÑоÑÑкой
педагогики
ÑвлÑлиÑÑ
паÑÑнеÑÑкие
взаимо
-
оÑноÑениÑ
ÑÑиÑелÑ
и
ÑколÑника
,
пÑизнание
лиÑноÑÑи
и
пÑав
Ñебенка
,
пеÑÐµÑ Ð¾Ð´
академиÑеÑкой
педагогики
оÑ
геÑбаÑÑианÑÑва
к
педагогике
жизни
.
ÐÑдÑÑи
оÑÑажен
-
нÑми
в
новой
дидакÑике
,
даннÑе
идеи
оÑÑаÑÑи
ÑаÑ
-
пÑоÑÑÑанÑлиÑÑ
и
на
взаимооÑноÑениÑ
ÑÑÑденÑов
и
пÑоÑеÑÑоÑов
[9].
Ðдеи
педагогики
ÑеÑоÑм
,
демокÑа
-
ÑиÑеÑкие
ÑенденÑии
в
обÑеÑÑве
,
ÑÑиление
вниманиÑ
гоÑÑдаÑÑÑва
к
пÑоблемам
молодежи
в
ÑÑловиÑÑ
поли
-
ÑиÑеÑкиÑ
изменений
еÑÑеÑÑвеннÑÑ
ÑпоÑобом
Ñоздали
в
ÐеÑмании
новÑÑ
воÑпиÑаÑелÑнÑÑ
ÑеалÑноÑÑÑ
,
оÑ
-
кÑÑвÑÑÑ
огÑомное
поле
деÑÑелÑноÑÑи
длÑ
вÑеÑ
заин
-
ÑеÑеÑованнÑÑ
в
вопÑоÑаÑ
ÑколÑной
полиÑики
лиÑ
.
Ð
наÑалÑ
ХХ
в
.
в
педагогиÑеÑкиÑ
инÑÑиÑÑÑаÑ
пÑи
ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкиÑ
вÑÑÑиÑ
ÑколаÑ
и
ÑнивеÑÑиÑеÑаÑ
закÑе
-
пилиÑÑ
многие
ÑÑадиÑии
,
давно
ÑÑÑеÑÑвовавÑие
в
вÑзаÑ
.
ÐапÑимеÑ
,
когда
пÑеподаваÑелÑ
заканÑивал
лекÑиÑ
,
Ñ
ÑÑÑденÑов
бÑло
пÑинÑÑо
оÑмеÑаÑÑ
ÑÑо
дÑÑжнÑм
ÑÑÑком
каблÑков
или
коÑÑÑÑками
палÑÑев
.
ÐÑоÑ
пÑием
ÑимволизиÑовал
не
ÑÑолÑко
оконÑание
занÑÑиÑ
,
ÑколÑко
вÑеобÑее
единение
ÑÑÑденÑов
и
иÑ
97
ÑавнопÑавие
Ñ
пÑоÑеÑÑоÑами
.
ÐаннаÑ
ÑÑадиÑиÑ
и
Ñе
-
годнÑ
ÑиÑоко
ÑаÑпÑоÑÑÑанена
в
ÑиÑÑеме
пÑоÑеÑÑио
-
налÑного
обÑазованиÑ
ФРÐ
.
ÐамеÑим
,
ÑÑо
в
педагоги
-
ÑеÑкиÑ
вÑзаÑ
СССÐ
ÑÑадиÑии
в
20-
Ñ
гг
.
еÑе
ÑолÑко
закладÑвалиÑÑ
.
ÐÑимеÑ
Ñ
ÑÑадиÑиÑми
можеÑ
Ð¾Ñ Ð°ÑакÑеÑизоваÑÑ
клÑÑевое
оÑлиÑие
ÑиÑÑем
вÑÑÑего
педагогиÑеÑкого
обÑазованиÑ
в
СовеÑÑкой
и
ÐеймаÑÑкой
ÑеÑпÑбликаÑ
,
коÑоÑое
авÑоÑÑ
опÑеделили
ÑледÑÑÑим
ÑезиÑом
:
в
20-
Ñ
гг
.
в
РоÑÑии
педагогиÑеÑкое
обÑазование
пÑебÑ
-
вало
в
ÑоÑÑоÑнии
ÑеÑÑÑÑкÑÑÑизаÑии
и
полной
ÑеоÑга
-
низаÑии
,
в
Ñо
вÑемÑ
как
в
ÐеÑмании
оно
оÑÑавалоÑÑ
под
влиÑнием
вековÑÑ
ÑÑадиÑий
,
ÑÑо
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑ
-
Ñим
обÑазом
в
Ñелом
ÑказÑвалоÑÑ
и
на
обÑазоваÑелÑ
-
ной
ÑÑеде
.
Ð
ÑаÑÑноÑÑи
,
важнÑй
компоненÑ
ÑÑÑÑкÑÑÑÑ
обÑа
-
зоваÑелÑной
ÑÑедÑ
педагогиÑеÑкиÑ
вÑзов
â
ÑÑловиÑ
жизни
ÑÑÑденÑов
.
Ðами
опÑеделено
,
ÑÑо
в
обеиÑ
ÑÑÑанаÑ
они
в
оÑновном
опÑеделÑлиÑÑ
ÑÑÑднÑм
маÑе
-
ÑиалÑнÑм
положением
немеÑкиÑ
и
ÑовеÑÑкиÑ
гÑаждан
в
20-
Ñ
гг
.
Ðменно
непÑоÑÑаÑ
маÑеÑиалÑно
-
ÑинанÑоваÑ
ÑиÑÑ
-
аÑиÑ
пÑивела
к
ÑомÑ
,
ÑÑо
в
СССÐ
Ñказанное
деÑÑÑиле
-
Ñие
ÑÑало
пеÑиодом
ÑÑановлениÑ
ÑовеÑÑкой
ÑиÑÑемÑ
ÑоÑиалÑной
поддеÑжки
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
.
Ð
нее
Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸
Ñле
-
дÑÑÑие
меÑÑ
:
ÑÑипендиалÑное
обеÑпеÑение
,
обеÑпе
-
Ñение
меÑÑами
в
обÑежиÑии
,
оÑганизаÑиÑ
лÑгоÑного
пÑоезда
,
пÑедоÑÑавление
ÑанаÑоÑно
-
кÑÑоÑÑного
леÑе
-
ниÑ
,
оÑганизаÑиÑ
пиÑаниÑ
ÑÑÑденÑеÑÑва
[10].
Ðдмини
-
ÑÑÑаÑии
вÑзов
СССÐ
пÑÑалиÑÑ
ÑделÑÑÑ
болÑÑое
вни
-
мание
не
ÑолÑко
оÑганизаÑии
обÑазоваÑелÑного
пÑо
-
ÑеÑÑа
или
конÑÑолÑ
за
ÑоÑиалÑнÑм
ÑоÑÑавом
ÑÑÑден
-
Ñов
,
но
и
ÑлÑÑÑениÑ
ÑÑловий
иÑ
жизни
.
Сами
обÑÑа
-
ÑÑиеÑÑ
занимали
оÑенÑ
акÑивнÑÑ
позиÑиÑ
,
обÑеди
-
нÑлиÑÑ
и
пÑÑалиÑÑ
ÑеÑаÑÑ
маÑеÑиалÑнÑе
пÑоблемÑ
ÑообÑа
.
Так
,
в
наÑале
20-
Ñ
гг
.
в
ÑÑебнÑÑ
заведениÑÑ
ÑÑÑеÑÑвовали
ÑÑÑденÑеÑкие
обÑединениÑ
â
землÑÑе
-
ÑÑва
,
каÑÑÑ
взаимопомоÑи
.
ÐÑли
в
ÑÑолиÑнÑÑ
вÑзаÑ
они
ÑÑоÑли
в
Ñвной
оппозиÑии
к
ÑÑководÑÑвÑ
вÑÑÑей
ÑколÑ
,
Ñо
в
неболÑÑиÑ
пÑовинÑиалÑнÑÑ
вÑзаÑ
иÑ
оÑновной
ÑелÑÑ
бÑл
поиÑк
иÑÑоÑников
заÑабоÑка
и
меÑ
взаимопомоÑи
ÑÑÑденÑам
.
Ð
СССÐ
и
в
ÐеймаÑÑкой
ÑеÑпÑблике
ÑÑжелее
пÑи
-
Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾ÑÑ
Ñем
ÑÑÑденÑам
,
кÑо
не
имел
ÑобÑÑвеннÑÑ
до
-
Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð²
,
оÑÑего
они
бÑли
вÑнÑжденÑ
иÑкаÑÑ
возможно
-
ÑÑи
заÑабоÑаÑÑ
.
Ð
ÐеÑмании
ÑÑÑденÑÑ
-
педагоги
могли
занимаÑÑÑÑ
ÑепеÑиÑоÑÑÑвом
,
подÑабаÑÑваÑÑ
в
ÑоÑговле
,
пÑомÑÑленноÑÑи
,
ÑÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ð¸
,
на
ÑÑанÑпоÑÑе
или
где
-
Ñо
еÑе
[11].
Ðажно
,
ÑÑо
немеÑкие
ÑÑÑденÑÑ
не
ÑабоÑа
-
ли
поÑÑоÑнно
,
пÑодолжиÑелÑноÑÑÑ
ÑабоÑего
вÑемени
за
год
ÑоÑÑавлÑла
пÑимеÑно
9
неделÑ
,
ÑÑо
бÑло
оговоÑено
ноÑмаÑивами
.
ÐогиÑно
,
ÑÑо
и
плаÑили
нанимаÑели
Ñа
-
ким
ÑÑÑденÑам
знаÑиÑелÑно
ниже
,
Ñем
квалиÑиÑиÑо
-
ваннÑм
ÑоÑÑÑдникам
.
УнивеÑÑиÑеÑÑ
непÑеÑÑвно
кÑи
-
ÑиковалиÑÑ
за
ÑÑо
Ñвление
,
поÑколÑкÑ
оÑ
ниÑ
ожидалаÑÑ
наÑÑнаÑ
подгоÑовка
ÑÑÑденÑов
,
а
не
конÑоÑмизм
в
во
-
пÑоÑаÑ
пÑеждевÑеменного
ÑÑÑдоÑÑÑÑойÑÑва
,
однако
Ñо
вÑеменем
,
Ñ
вÑÑавниванием
ÑкономиÑеÑкой
ÑиÑÑаÑии
,
поÑÑебноÑÑÑ
в
ÑовмеÑении
ÑÑебÑ
Ñ
ÑабоÑой
замеÑно
ÑнизилаÑÑ
.
Ð
ÑамкаÑ
ÑеÑениÑ
пÑоблемÑ
Ñ
жилÑем
в
ÐеÑмании
ÑÑали
ÑоздаваÑÑÑÑ
ÑÑÑденÑеÑкие
дома
,
пÑедназнаÑение
коÑоÑÑÑ
бÑло
ÑиÑе
,
Ñем
пÑоÑÑо
обеÑпеÑиÑÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
меÑÑом
пÑоживаниÑ
:
Ñакие
подобиÑ
обÑежиÑий
должнÑ
бÑли
ÑоздаваÑÑ
обÑазоваÑелÑно
-
кÑлÑÑÑÑнÑÑ
ÑÑедÑ
,
ÑÑиливаÑÑ
единение
ÑÑÑденÑеÑÑва
и
ÑлÑжиÑÑ
меÑÑом
обÑениÑ
.
ÐÑÑ
задаÑÑ
вÑполнÑли
обÑаÑ
ÑÑоло
-
ваÑ
,
комнаÑа
оÑдÑÑ Ð°
,
ÑиÑалÑнÑй
зал
и
клÑбнаÑ
комна
-
Ñа
.
СамооÑганизованнÑми
кÑизиÑнÑми
меÑами
бÑли
Ñоздание
ÑÑÑденÑеÑкиÑ
каÑÑ
взаимопомоÑи
и
ÑÑÑден
-
ÑеÑкиÑ
ÐÐÐов
,
занимавÑÐ¸Ñ ÑÑ
поиÑком
жилÑÑ
,
оÑкÑÑ
-
Ñие
ÑÑÑденÑеÑкиÑ
ÑÑоловÑÑ
,
лаÑÑков
,
ÑоÑиалÑнÑÑ
пÑнкÑов
пиÑаниÑ
и
пÑаÑеÑнÑÑ
[12].
ÐÑи
меÑÑ
бÑли
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ
длÑ
облегÑениÑ
жизни
ÑÑÑденÑов
,
по
-
ÑколÑкÑ
,
по
даннÑм
Т
.
ÐлÑвейна
,
в
1922
г
.
около
80%
вÑеÑ
ÑÑÑденÑов
ÐеÑмании
жили
за
ÑеÑÑой
бедноÑÑи
[16.
С
. 274].
Ðак
и
в
СССÐ
,
немеÑкие
ÑÑÑденÑÑ
,
не
имевÑие
Ð´Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð²
,
ÑаÑÑÑиÑÑвали
на
ÑÑипендии
и
даже
на
ÑÑÑдÑ
.
РазмеÑ
ÑÑÑдÑ
завиÑел
оÑ
ÑÑепени
поÑÑебно
-
ÑÑи
,
и
ÑеÑение
о
ее
вÑдаÑе
пÑинималоÑÑ
коллегиалÑ
-
но
(
пÑи
ÑÑаÑÑии
пÑедÑÑавиÑелей
админиÑÑÑаÑии
и
ÑÑÑденÑеÑкиÑ
гÑÑпп
).
Ð
ÑеÑедине
20-
Ñ
гг
.
ÑÑипендии
ÑÑали
ÑÑедÑÑвом
пооÑÑениÑ
лÑÑÑиÑ
.
ÐаÑеÑиалÑное
положение
ÑÑÑденÑок
в
ÐеймаÑÑкой
ÑеÑпÑблике
бÑло
еÑе
ÑÑжелее
.
ÐÑÑоÑики
вÑделили
неÑколÑко
пÑиÑин
Ñакого
гендеÑного
ÑаÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ
.
Ð
ÑаÑÑноÑÑи
,
девÑÑкам
,
пÑоживавÑим
не
дома
,
бÑло
Ñложнее
,
Ñем
молодÑм
лÑдÑм
,
ÑнÑÑÑ
жилÑе
,
поÑколÑ
-
кÑ
одинокие
женÑинÑ
вÑзÑвали
недовеÑие
Ñ
Ñ Ð¾Ð·Ñев
[13].
Ðо
ÑÑой
пÑиÑине
ÑÑали
поÑвлÑÑÑÑÑ
женÑкие
ÑÑÑ
-
денÑеÑкие
обÑежиÑиÑ
.
СÑÑденÑкам
,
коÑоÑÑе
не
могли
ÑаÑÑÑиÑÑваÑÑ
на
помоÑÑ
ÑемÑи
,
бÑло
Ñложнее
,
Ñем
ÑноÑам
,
найÑи
ÑабоÑÑ
:
ÑказÑвалаÑÑ
безÑабоÑиÑа
и
огÑаниÑенное
ÑиÑло
пÑедложений
ÑÑÑдоÑÑÑÑойÑÑва
,
пÑигоднÑÑ
длÑ
девÑÑек
и
не
вÑзÑвавÑиÑ
обÑеÑÑвен
-
ного
оÑÑждениÑ
.
СамÑми
ÑаÑпÑоÑÑÑаненнÑми
жен
-
Ñкими
занÑÑиÑми
в
ÑакиÑ
ÑлÑÑаÑÑ
бÑли
делопÑоизвод
-
ÑÑво
и
пÑоÑаÑ
неÑложнаÑ
оÑиÑнаÑ
ÑабоÑа
,
а
Ñакже
Ñе
-
пеÑиÑоÑÑÑво
,
но
некоÑоÑÑе
поÑÑÑпали
даже
на
ÑÑже
-
лÑÑ
заводÑкÑÑ
ÑабоÑÑ
,
поÑколÑкÑ
здеÑÑ
нанимаÑели
плаÑили
болÑÑе
.
Ðднако
на
ÑабÑикаÑ
и
заводаÑ
пÑед
-
поÑÑение
оÑдавалоÑÑ
мÑжÑинам
,
а
знаÑиÑ
,
и
ÑÑÑденÑам
мÑжÑкого
пола
.
ЧÑо
каÑаеÑÑÑ
ÑÑипендий
,
вÑплаÑиваемÑÑ
за
вÑÑо
-
кÑÑ
академиÑеÑкÑÑ
ÑÑпеваемоÑÑÑ
,
Ñо
и
здеÑÑ
в
ÐеÑ
-
мании
наблÑдалаÑÑ
диÑкÑиминаÑиÑ
:
поÑÑи
веÑÑ
ÑÑи
-
пендиалÑнÑй
Ñонд
ÑаÑпÑеделÑлÑÑ
ÑÑеди
ÑноÑей
.
Ðо
-
казаÑелÑно
,
ÑÑо
на
ÑÑипендии
не
могли
пÑеÑендоваÑÑ
девÑÑки
,
пÑоживавÑие
в
ÑемÑе
ÑодиÑелей
(
даже
де
-
монÑÑÑиÑовавÑие
вÑÑокие
доÑÑижениÑ
и
нÑждавÑие
-
ÑÑ
в
маÑеÑиалÑной
поддеÑжке
).
ÐбÑазоваÑелÑнÑе
ÑÑÑ
-
дÑ
ÑÑÑденÑки
Ñоже
пÑоÑили
кÑайне
Ñедко
(
ÑказÑва
-
лоÑÑ
нежелание
обÑеменÑÑÑ
долгами
ÑебÑ
и
,
еÑе
болÑÑе
,
поÑенÑиалÑного
мÑжа
,
когда
женÑина
Ñже
не
могла
бÑ
занимаÑÑÑÑ
пÑоÑеÑÑией
и
погаÑаÑÑ
долги
ÑамоÑÑоÑÑелÑно
[14]).
Ð
РоÑÑии
вопÑоÑÑ
диÑкÑимина
-
Ñии
не
имели
ÑÑолÑ
оÑÑÑого
пÑоÑвлениÑ
,
поÑколÑкÑ
ÑеволÑÑиÑ
пÑовозглаÑала
вÑеобÑее
ÑавенÑÑво
.
ÐÑимеÑаÑелÑно
,
ÑÑо
ÑÑжелое
маÑеÑиалÑное
поло
-
жение
вÑзов
,
пÑеподаваÑелей
и
ÑÑÑденÑов
поÑазиÑелÑ
-
нÑм
обÑазом
поддеÑживало
оÑноÑение
ÑÑÑденÑов
к
ÑÑебе
.
Ðз
воÑпоминаний
оÑевидÑев
авÑоÑÑ
ÑÑÑанови
-
ли
,
ÑÑо
в
обеиÑ
ÑÑÑанаÑ
ÑÑÑдноÑÑи
воÑпÑинималиÑÑ
ÑоÑÑÑдниками
и
обÑÑаÑÑимиÑÑ
ÑÑоиÑеÑки
.
Ð
1922
г
.
98
один
из
пÑеподаваÑелей
ÐологодÑкого
ÑÑиÑелÑÑкого
инÑÑиÑÑÑа
оÑмеÑал
: «
РабоÑоÑпоÑобноÑÑÑ
как
наÑÑнÑÑ
ÑабоÑников
,
Ñак
и
ÑÑÑденÑов
,
пÑекÑаÑнаÑ
.
ÐÑи
вÑей
необеÑпеÑенноÑÑи
ÑеÑ
и
дÑÑгиÑ
,
вÑÑажаÑÑейÑÑ
Ñ
пеÑвÑÑ
â
в
неполÑÑении
жалованиÑ
ÑелÑми
меÑÑÑа
-
ми
,
а
вÑоÑÑÑ
â
вÑнÑждаÑÑей
иÑкаÑÑ
заÑабоÑка
ÑлÑж
-
бой
вне
ÑÑен
инÑÑиÑÑÑа
,
инÑеÑеÑ
к
ÑабоÑе
неоÑлабева
-
ÑÑий
и
близкий
к
геÑоизмÑ
» [15].
Ðне
ÑÑен
вÑзов
ÑÑÑденÑÑ
ÐеÑмании
и
РоÑÑии
вели
обÑÑнÑÑ
жизнÑ
.
Так
,
кÑаÑноÑеÑивÑе
опиÑаниÑ
бÑÑа
ÑовеÑÑкиÑ
ÑÑÑденÑов
можно
обнаÑÑжиÑÑ
в
жÑÑнале
«
ÐÑаÑное
ÑÑÑденÑеÑÑво
»,
напÑимеÑ
: «
ÐбÑежиÑÑкаÑ
жизнÑ
знаменаÑелÑна
ÑÑемÑ
ÑвлениÑми
:
пÑÑнка
,
дебо
-
Ñи
и
маÑ
» [16].
ÐÑполÑзовалÑÑ
лÑбой
повод
:
денÑ
ÑождениÑ
,
ÑдаÑа
Ñкзамена
,
поÑÑлка
из
дома
,
болÑÑие
и
маленÑкие
пÑаздники
.
У
немеÑкого
ÑÑÑденÑеÑÑва
и
вовÑе
ÑÑÑеÑÑвовали
давние
ÑÑадиÑии
заÑÑолий
и
пив
-
нÑÑ
пиÑÑÑек
.
Ðни
на
непÑодолжиÑелÑное
вÑемÑ
пÑе
-
ÑвалиÑÑ
Ñ
наÑалом
ÐеÑвой
миÑовой
войнÑ
,
но
в
ÑеÑе
-
дине
деÑÑÑилеÑиÑ
,
когда
ÑкономиÑеÑкое
положение
неÑколÑко
ÑÑабилизиÑовалоÑÑ
,
оÑÑаÑÑи
бÑли
возÑож
-
денÑ
,
Ñ Ð¾ÑÑ
ÑÑÑденÑеÑкие
гÑлÑнÑÑ
Ñже
не
бÑли
Ñакими
маÑÑовÑми
и
бÑйнÑми
,
как
в
XIX
в
.
УÑебно
-
воÑпиÑаÑелÑнаÑ
ÑабоÑа
.
ÐÑновнÑми
ÑоÑмами
обÑÑениÑ
в
ÑовеÑÑкиÑ
педагогиÑеÑкиÑ
вÑзаÑ
20-
Ñ
гг
.
бÑли
лекÑии
по
оÑновам
наÑк
,
ÑеминаÑÑкие
,
лабоÑаÑоÑнÑе
и
пÑакÑиÑеÑкие
занÑÑиÑ
.
Ð
ÑеминаÑам
ÑÑÑденÑÑ
ÑаÑÑо
гоÑовили
докладÑ
,
ÑообÑениÑ
и
ÑеÑе
-
ÑаÑÑ
.
ÐÑоÑеÑÑоÑа
пÑоводили
конÑÑлÑÑаÑии
,
ÑÑково
-
дили
подгоÑовкой
ÑÑÑденÑеÑкиÑ
ÑабоÑ
,
оÑганизовÑва
-
ли
иÑ
ÑÑаÑÑие
в
наÑÑно
-
пÑакÑиÑеÑкиÑ
конÑеÑенÑиÑÑ
,
пÑинимали
ÑкзаменÑ
и
заÑеÑÑ
,
Ñ
.
е
.
по
ÑоÑме
обÑазо
-
ваÑелÑнÑй
пÑоÑеÑÑ
ÑеÑ
вÑзов
ненамного
оÑлиÑалÑÑ
оÑ
ÑовÑеменного
.
ÐолÑÑÑÑ
долÑ
ÑÑебного
вÑемени
в
20-
е
гг
.
в
педа
-
гогиÑеÑкиÑ
вÑзаÑ
занимала
пÑакÑиÑеÑкаÑ
ÑабоÑа
,
ко
-
ÑоÑаÑ
давала
возможноÑÑÑ
Ñ Ð¾ÑÑ
как
-
Ñо
ÑеализоваÑÑ
ÑÑебнÑе
планÑ
.
ÐедагогиÑеÑкаÑ
пÑакÑика
воÑполнÑла
пÑобелÑ
в
обÑеобÑазоваÑелÑнÑÑ
и
меÑодиÑеÑкиÑ
диÑÑиплинаÑ
.
Ð
Ñо
же
вÑемÑ
изÑÑение
педагогики
,
педологии
,
меÑодик
полÑÑало
оÑобÑй
ÑмÑÑл
,
каждое
положение
как
бÑ
пеÑеводилоÑÑ
на
ÑзÑк
жизни
и
пÑо
-
веÑÑлоÑÑ
опÑÑом
.
ÐеÑвÑе
два
кÑÑÑа
пÑакÑика
ноÑила
паÑÑивнÑй
Ñ Ð°ÑакÑеÑ
.
СÑеÑжнем
пÑакÑики
на
поÑлед
-
ниÑ
кÑÑÑаÑ
ÑвлÑлоÑÑ
пÑименение
пÑиобÑеÑеннÑÑ
Ñа
-
нее
меÑодиÑеÑкиÑ
знаний
в
ÑамоÑÑоÑÑелÑной
ÑÑиÑелÑ
-
Ñкой
ÑабоÑе
.
СÑÑденÑÑ
должнÑ
бÑли
пÑоÑвиÑÑ
ÑебÑ
в
ÑоÑÑавлении
плана
занÑÑий
,
его
оÑкÑÑÑом
пÑоведении
в
подÑеÑной
Ñколе
и
кÑиÑиÑеÑком
анализе
ÑобÑÑвен
-
ной
деÑÑелÑноÑÑи
.
ÐÑи
ÑÑом
пÑакÑика
пÑедполагала
вÑполнение
законÑенного
ÑемаÑиÑеÑкого
заданиÑ
,
акÑÑалÑного
длÑ
обÑазоваÑелÑного
ÑÑÑеждениÑ
.
ÐÑ
-
кÑÑÑÑе
ÑÑоки
давалиÑÑ
в
пÑиÑÑÑÑÑвии
дÑÑгиÑ
ÑÑÑден
-
Ñов
,
меÑодиÑÑов
и
пÑеподаваÑелей
оÑделениÑ
.
Ðа
оÑнове
ÑÑебнÑÑ
планов
20-
Ñ
гг
.
авÑоÑами
ÑÑÑа
-
новлено
,
ÑÑо
обÑÑение
педагогов
в
ÐеÑмании
Ñакже
пÑедполагало
лекÑии
и
пÑакÑиÑеÑкие
занÑÑиÑ
по
педа
-
гогике
,
ÑилоÑоÑии
,
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸
и
меÑодике
пÑедме
-
Ñов
,
пÑеподаваемÑÑ
в
наÑоднÑÑ
ÑколаÑ
(
вклÑÑаÑ
ÑелигиÑ
,
ÑиÑование
,
ÑизкÑлÑÑÑÑÑ
и
домоводÑÑво
).
РазÑмееÑÑÑ
,
педагогика
занимала
ÑенÑÑалÑное
меÑÑо
в
ÑÑом
ÑÑдÑ
,
а
ее
ÑодеÑжание
акÑивно
пеÑеоÑмÑÑлива
-
лоÑÑ
Ñ
позиÑий
идей
ÑеÑоÑмаÑоÑÑкой
педагогики
.
ÐкадемиÑеÑкие
занÑÑиÑ
ÑопÑовождалиÑÑ
педагогиÑе
-
Ñкой
пÑакÑикой
,
в
ÑамкаÑ
коÑоÑой
ÑÑÑденÑÑ
поÑеÑали
и
Ñами
вели
ÑÑоки
в
ÑколаÑ
.
Ðо
оконÑаниÑ
ÑÑÐµÑ Ð»ÐµÑ
-
него
кÑÑÑа
они
Ñдавали
Ñкзамен
,
вклÑÑавÑий
пиÑÑ
-
меннÑÑ
домаÑнÑÑ
ÑабоÑÑ
,
пÑоведение
оÑкÑÑÑого
ÑÑока
и
ÑÑÑнÑÑ
ÑаÑÑÑ
.
Ðго
пÑинимала
комиÑÑиÑ
в
Ñо
-
ÑÑаве
Ñиновника
из
мÑниÑипалиÑеÑа
,
Ñайонного
ин
-
ÑпекÑоÑа
обÑазованиÑ
и
опÑÑного
квалиÑиÑиÑованно
-
го
ÑÑиÑелÑ
,
а
поÑомÑ
Ñкзамен
оÑлиÑалÑÑ
ÑложноÑÑÑÑ
и
болÑÑей
обÑекÑивноÑÑÑÑ
,
Ñем
еÑли
бÑ
в
комиÑÑиÑ
Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸
ÑолÑко
пÑеподаваÑели
вÑза
.
ÐиÑÑменнаÑ
ÑаÑÑÑ
пÑедполагала
аналиÑиÑеÑкÑÑ
ÑабоÑÑ
наÑÑного
Ñ Ð°ÑакÑеÑа
по
опÑеделенной
Ñеме
и
вÑполнÑлаÑÑ
на
оÑнове
анализа
пÑодÑкÑов
деÑÑкого
ÑвоÑÑеÑÑва
и
ÑколÑной
докÑменÑаÑии
.
УÑÑнаÑ
ÑаÑÑÑ
пÑовеÑÑла
знаниÑ
педагогики
и
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸
[17].
ÐажнÑм
ÑлеменÑом
обÑазоваÑелÑной
ÑÑедÑ
вÑза
20-
Ñ Ñ
гг
.
бÑла
ÑвÑзÑ
Ñ
окÑÑжаÑÑей
ÑÑедой
.
ÐÑоме
педагогиÑеÑкой
деÑÑелÑноÑÑи
ÑовеÑÑкиÑ
ÑÑÑденÑов
педвÑзов
в
20-
е
гг
.
гоÑовили
к
обÑеÑÑвенной
и
кÑлÑ
-
ÑÑÑно
-
пÑоÑвеÑиÑелÑÑкой
деÑÑелÑноÑÑи
в
деÑÑкиÑ
до
-
маÑ
в
каÑеÑÑве
ÑÑководиÑелей
воÑпиÑаÑелÑной
ÑабоÑÑ
кÑÑжков
,
в
мÑзеÑÑ
(
в
каÑеÑÑве
ÑкÑкÑÑÑоводов
),
биб
-
лиоÑекаÑ
(
подгоÑовка
вÑÑÑавок
,
оÑоÑмление
ÑемаÑи
-
ÑеÑкиÑ
каÑалогов
),
ÑабоÑиÑ
клÑбаÑ
(
Ñоздание
ÑÑенга
-
зеÑ
,
агиÑок
,
подгоÑовка
ÑемаÑиÑеÑкиÑ
докладов
),
кам
-
паниÑÑ
по
ликвидаÑии
негÑамоÑноÑÑи
.
ÐолÑÑÑÑ
ÑолÑ
в
ÑоÑмиÑовании
бÑдÑÑего
педагога
игÑала
оÑганизаÑиÑ
наÑÑно
-
иÑÑледоваÑелÑÑкой
деÑ
-
ÑелÑноÑÑи
.
Ðак
подÑеÑкивал
пеÑвÑй
ÑекÑоÑ
ЯÑоÑлав
-
Ñкого
педагогиÑеÑкого
инÑÑиÑÑÑа
Ð
.
Ð
.
ÐÑÑздев
, «
ÑÑи
-
ÑелÑ
-
иÑÑледоваÑелÑ
â
не
ÑолÑко
Ñеловек
,
ÑпоÑобнÑй
ÑÑавиÑÑ
и
ÑеÑаÑÑ
пÑоблемÑ
иÑÑледоваÑелÑÑкого
Ñ Ð°
-
ÑакÑеÑа
,
но
и
педагог
,
воÑпиÑÑваÑÑий
иÑÑледова
-
ÑелÑÑкие
пÑивÑÑки
Ñ
ÑвоиÑ
ÑÑеников
[18].
Ð
пÑовин
-
ÑиалÑнÑÑ
ÑовеÑÑкиÑ
вÑзаÑ
наÑÑно
-
иÑÑледоваÑелÑÑкаÑ
деÑÑелÑноÑÑÑ
имела
Ñвно
кÑаеведÑеÑкий
Ñклон
.
СвÑза
-
но
ÑÑо
бÑло
Ñ
еÑе
доÑеволÑÑионнÑми
ÑÑадиÑиÑми
изÑÑениÑ
меÑÑного
кÑаÑ
;
кÑоме
Ñого
,
ÑÑа
ÑабоÑа
ÑÑе
-
бовала
минималÑнÑÑ
маÑеÑиалÑнÑÑ
заÑÑаÑ
.
ÐодгоÑовка
педагогов
в
ÐеÑмании
,
оÑÑÑеÑÑвлÑв
-
ÑаÑÑÑ
пÑи
ÑнивеÑÑиÑеÑаÑ
,
имела
более
ÑлиÑаÑнÑй
Ñ Ð°ÑакÑеÑ
,
Ñем
в
дÑÑгиÑ
ÑипаÑ
ÑÑÑеждений
(
и
в
ÑилÑ
более
вÑÑокого
ÑÑовнÑ
обÑего
обÑазованиÑ
и
ÑоÑи
-
алÑного
ÑÑаÑÑÑа
ÑÑÑденÑов
,
и
благодаÑÑ
ÑаÑÑиÑеннÑм
ÑÑебнÑм
планам
и
пÑогÑаммам
).
ÐдеÑÑ
ÑÑÑденÑÑ
Ñоже
пÑоводили
наÑÑное
иÑÑледование
по
ÑамоÑÑоÑÑелÑно
вÑбÑанной
или
поÑÑÑенной
Ñеме
,
коÑоÑое
подвеÑга
-
лоÑÑ
ÑегÑлÑÑномÑ
и
кÑиÑиÑномÑ
обÑÑждениÑ
на
Ñпе
-
ÑиалÑнÑÑ
вÑÑÑеÑаÑ
Ñ
пÑоÑеÑÑоÑами
и
дÑÑгими
ÑÑÑ
-
денÑамив
.
ÐвÑоÑами
ÑÑÑановлено
,
ÑÑо
,
неÑмоÑÑÑ
на
ÑÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ðµ
ÑкономиÑеÑкие
и
полиÑиÑеÑкие
ÑÑÑдноÑÑи
в
20-
Ñ
гг
.,
и
в
молодой
СовеÑÑкой
РоÑÑии
,
и
в
ÐеймаÑÑкой
ÐеÑма
-
нии
обÑазоваÑелÑнаÑ
ÑÑеда
педагогиÑеÑкиÑ
вÑзов
ак
-
Ñивно
ÑпоÑобÑÑвовала
ÑоÑмиÑованиÑ
нового
поколе
-
ниÑ
педагогов
.
УÑиÑелÑ
ÑÑал
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ
не
ÑолÑ
-
ко
как
Ñеловек
,
пеÑедаÑÑий
знаниÑ
ÑÑеникам
,
но
и
как
оÑганизаÑоÑ
,
воÑпиÑаÑелÑ
деÑÑкой
и
взÑоÑлой
ÑÑе
-
дÑ
.
У
пÑоÑеÑÑии
ÑÑиÑелÑ
поÑвилаÑÑ
Ñак
назÑваемаÑ
иÑÑледоваÑелÑÑкаÑ
ÑÑнкÑиÑ
,
коÑоÑаÑ
пÑедполагала
,
99
ÑÑо
каждÑй
из
ниÑ
должен
ÑÑаÑÑ
«
меÑÑнÑм
наÑÑнÑм
ÑабоÑником
»
и
иÑполÑзоваÑÑ
ÑезÑлÑÑаÑÑ
,
полÑÑеннÑе
в
Ñ Ð¾Ð´Ðµ
кÑаеведÑеÑкого
,
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкого
,
педагоги
-
ÑеÑкого
,
ÑоÑиалÑного
иÑÑледованиÑ
в
Ñвоей
пÑакÑиÑе
-
Ñкой
деÑÑелÑноÑÑи
.
ÐÑиÑем
,
еÑли
в
СовеÑÑком
СоÑзе
болÑÑее
знаÑение
ÑделÑли
идеологиÑеÑкой
и
кÑлÑ
-
ÑÑÑно
-
воÑпиÑаÑелÑной
ÑабоÑе
бÑдÑÑиÑ
педагогов
,
Ñо
педагогиÑеÑкие
вÑзÑ
ÐеймаÑÑкой
ÑеÑпÑблики
акÑен
-
ÑиÑовали
наÑÑнÑÑ
подгоÑовкÑ
.
Ðак
видим
,
в
ÑезÑлÑÑаÑе
ÑÑавниÑелÑного
анализа
обÑазоваÑелÑной
ÑÑедÑ
педагогиÑеÑкиÑ
вÑзов
в
РоÑ
-
Ñии
и
ÐеÑмании
в
20-
Ñ
гг
.
можно
заклÑÑиÑÑ
,
ÑÑо
в
нее
Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸
обÑие
ÑÑбÑекÑÑ
,
во
многом
ÑÑ Ð¾Ð¶Ð¸Ðµ
оÑноÑе
-
ниÑ
междÑ
пÑеподаваÑелÑми
и
ÑÑÑденÑами
,
взаимооÑ
-
ноÑениÑ
ÑÑÑденÑов
,
ÑÑловиÑ
жизни
и
обÑÑениÑ
ÑÑа
-
ÑÐ¸Ñ ÑÑ
,
влиÑниÑ
внеÑней
ÑÑедÑ
;
наименÑÑие
ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑва
пÑи
ÑÑом
обнаÑÑживаÑÑÑÑ
в
возможноÑÑÑÑ
полÑÑениÑ
вÑÑÑего
педагогиÑеÑкого
обÑазованиÑ
,
в
конÑингенÑе
ÑÑÑденÑов
и
педагогов
,
в
ÑÑÑÑкÑÑÑе
обÑазованиÑ
.
Ðв
-
ÑоÑÑ
делаÑÑ
вÑвод
,
ÑÑо
Ñ Ð¾ÑÑ
20-
е
гг
.
бÑли
кÑайне
непÑоÑÑÑм
пеÑиодом
в
иÑÑоÑии
СовеÑÑкого
СоÑза
и
ÐеймаÑÑкой
ÑеÑпÑблики
,
именно
в
ÑÑо
деÑÑÑилеÑие
иÑ
ÑиÑÑемÑ
педагогиÑеÑкого
обÑазованиÑ
(
одна
из
коÑо
-
ÑÑÑ
пÑебÑвала
в
ÑоÑÑоÑнии
ÑоÑалÑной
ÑеоÑганизаÑии
)
Ñ Ð°ÑакÑеÑизовалиÑÑ
ÑенденÑиÑми
демокÑаÑизаÑии
и
академизаÑии
.
Ð¡Ñ Ð¾Ð´Ð½Ñе
полиÑико
-
ÑкономиÑеÑкие
ÑÑловиÑ
опÑеделили
ÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ñе
ÑÑÑдноÑÑи
ÑÑнкÑиони
-
ÑованиÑ
ÑÑиÑ
ÑиÑÑем
,
коÑоÑÑе
,
Ñ
одной
ÑÑоÑонÑ
,
вли
-
Ñли
на
обÑазоваÑелÑнÑÑ
ÑÑедÑ
,
а
Ñ
дÑÑгой
â
Ñоздали
возможноÑÑи
длÑ
Ñого
,
ÑÑобÑ
педагогиÑеÑкое
обÑазо
-
вание
поÑÑепенно
пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾
в
ÑнивеÑÑиÑеÑÑ
и
пÑо
-
ÑилÑнÑе
вÑзÑ
и
ÑÑановилоÑÑ
более
доÑÑÑпнÑм
длÑ
вÑпÑÑкников
Ñкол
.
ÐÐТÐÐ ÐТУРÐ
1.
ÐнÑиклопедиÑ
пÑоÑеÑÑионалÑного
обÑазованиÑ
:
в
3
Ñ
. /
под
Ñед
.
С
.
Я
.
ÐаÑÑÑева
.
Ð
. :
ÐÐÐ
, 1999.
2.
СпиÑко
Ð
.
Ð
.
ÐбÑазоваÑелÑнаÑ
ÑÑеда
в
обÑÑении
иноÑÑÑанномÑ
ÑзÑкÑ
//
ÐноÑÑÑаннÑй
ÑзÑк
в
Ñколе
. 2004.
â
5.
С
. 44â48.
3.
ÐÑаева
Ð
.
Ð
.
РазвиÑие
вÑÑÑего
педагогиÑеÑкого
обÑазованиÑ
ÐеÑмании
в
XX
в
. //
ÐеÑÑник
ТÐÐУ
. 2011.
â
4 (26).
С
. 334â339.
4.
ÐÑндгÑен
Ð
.
СÑÑÑкÑÑÑа
подгоÑовки
ÑÑиÑелей
в
ÐеÑмании
//
ЯÑоÑлавÑкий
педагогиÑеÑкий
веÑÑник
. 2002.
â
2.
С
. 36â38.
5.
Christoffel E. Die Geschichte der Volksschule im Raum des heutigen Regierungsbezirks Trier von den Anfängen bis zur Gegenwart. Trier :
NCO, 1975.
6.
Ellwein T. Die Deutsche Universität: Vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Wiesbaden, 1997.
7.
ÐÐЯÐ
.
Ф
.
Ð
-2257.
Ðп
. 1.
Ð
. 3.
Ð
. 6.
8.
ÐÐЯÐ
.
Ф
.
Ð
- 2215.
Ðп
. 1.
Ð
. 8.
Ð
. 23.
9.
König J., Herzmann P. Lehrerberuf und Lehrerbildung. Bad Heilbrunn : Julius Klinkhardt, 2016.
10.
ХайÑÑллина
Ð
.
Ð
.
СоÑиалÑно
-
ÑкономиÑеÑкаÑ
и
обÑеÑÑвенно
-
полиÑиÑеÑкаÑ
Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑика
ÑÑÑденÑеÑÑва
ÐоÑÑоÑно
-
педагогиÑеÑкого
инÑÑиÑÑÑа
г
.
Ðазани
в
1920-
е
годÑ
:
диÑ
. ...
канд
.
иÑÑ
.
наÑк
.
ÐазанÑ
, 2011.
11.
Graven H. Gliederung der heutigen Studentenschaft nach statistischen Ergebnissen // Das akademischen Deutschland / Hrsg. von Doeberl [u. a.].
Berlin, 1930. Bd. 3.
12.
Jarausch K.H. Deutsche Studenten 1800â1970. Frankfurt a. M. : Suhrkamp, 1984.
13.
Frank I. âJa das Studium der Weiber ist schwerâ: Studentinnen und Dozentinnen an der Kölner Universität bis 1933 // Katalog zur Ausstellung in
der Universitäts- und Stadtbibliothek Köln. Köln : M&T Verlag, 1995.
14.
Huerkamp C. Bildungsbürgerinnen: Frauen im Studien und in akademischen Berufen, 1900â1945. Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 1996.
15.
ÐÑиÑиалÑнÑй
ÑайÑ
еÑÑеÑÑвенно
-
геогÑаÑиÑеÑкого
ÑакÑлÑÑеÑа
ÐологодÑкого
гоÑÑдаÑÑÑвенного
ÑнивеÑÑиÑеÑа
. URL: http://egf.vologda-
uni.ru/o-fakultete/history (
даÑа
обÑаÑениÑ
: 20.05.2017).
16.
ÐÑаÑное
ÑÑÑденÑеÑÑво
. 1927.
â
5.
С
. 39.
17.
Шайденко
Ð
.
Ð
.
ÐодеÑнизаÑиÑ
ÑоÑÑийÑкого
педагогиÑеÑкого
обÑазованиÑ
:
глобалÑнÑй
и
наÑионалÑнÑй
конÑекÑÑÑ
.
ТÑла
:
Ðзд
-
во
ТÐÐУ
,
2013.
18.
ÐÑÑздев
Ð
.
Ð
.
Ðа
пÑÑÑÑ
к
новомÑ
педагогÑ
//
ТÑÑдÑ
ЯÑоÑлавÑкого
педагогиÑеÑкого
инÑÑиÑÑÑа
. 1926.
Т
. 1,
вÑп
. 1.
С
. 1â15.
СÑаÑÑÑ
пÑедÑÑавлена
наÑÑной
ÑедакÑией
«
ÐÑÑоÑиÑ
» 13
окÑÑбÑÑ
2017
г
.
DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOLS IN RUSSIA AND GERMANY IN THE 1920S: A
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â Tomsk State University Journal,
2018, 426, 94â100.
DOI: 10.17223/15617793/426/11
Larisa N. Danilova,
Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russian Federation). E-mail:
yar-da.l@mail.ru
Anna B. Tishko,
Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russian Federation). E-mail:
a.tishko@mail.ru
Keywords:
pedagogical training; educational environment; training of teachers in the USSR; training of teachers in the Weimar
Republic; pedagogical training history.
The subject of research in the article is the educational environment of pedagogical higher schools in Soviet Russia of the 1920s
and in the Weimar Republic. The rationale for the comparison is the idea about creating of national teachers training systems in both
countries in the 1920s, as well as a number of similar socio-political conditions in the both states caused by the revolutions like un-
employment, inflation, social reforms and the change of power. Those conditions determined features of the educational environment
in higher education institutions and were supplemented by internal conditions of pedagogical training in the two countries by the
period considered (like democratization of the educational process, pedagogical search in educational institutions, moderate human-
ism and liberalization of the pedagogical process, at the same time instability of the environment and authoritarianism of education
management, as well as centralization of management and unification of the education structure in Russia). The aim of the article is
to compare some aspects of the educational environment structure in pedagogical higher schools of the Weimar Republic and the
young Soviet Russia, namely, the extensional, communicative-organizational and curricular-methodological components. The com-
parison of the extensional environment of the educational process confirms that due to the difficult financial situation in the 1920s
living conditions were not easy for students and teachers in the both countries. The system of social support for students was more
100
successful in Soviet Russia than in Germany. In the two countries students themselves played an active role in improving the finan-
cial conditions of life, helping the most needy in student communities. Most of the Soviet and German students had to earn extra
money. It turned out that German girls faced bigger difficulties in obtaining education than Russian ones. Studying the communica-
tive-organizational component the authors have found some specifics of the student contingent in pedagogical higher schools. They
notice that the revolution simplified access to higher education only in Russia, but in Germany teachers training at universities was
more elitist due to the higher level of general education and social status of students. Because of unemployment, the number of stu-
dents in German pedagogical higher schools was significantly lower than in Russia, like the number of girls in higher educational
institutions. But the teaching staff in Germany is considered as more skilled. In comparing the curricular-methodological component
of the environment, the authors conclude that the main forms of education in pedagogical higher schools of the USSR and Germany
were lectures, seminars, laboratory works and practical trainings; students were engaged in scientific work and internships. The final
exam as a form of final control had a more complex structure and content in Germany. The authors make a conclusion that, although
the 1920s were a difficult period for the young Soviet Russia and the Weimar Republic, academization, democratization and expan-
sion of teacher education systems took place in these years.
REFERENCES
1. Batyshev, S.Ya. (ed.) (1999)
Entsiklopediya professionalânogo obrazovaniya: v 3 t.
[Encyclopedia of professional education: in 3 vols]. Moscow:
APO.
2. Spichko, N.A. (2004) Obrazovatelânaya sreda v obuchenii inostrannomu yazyku [The educational environment in teaching a foreign language].
Inostrannyy yazyk v shkole.
5. pp. 44â48.
3. Isaeva, M.N. (2011) Development of higher pedagogical education in Germany in XX century.
Vestnik TGPU â TSPU Bulletin
. 4 (26). pp. 334â
339. (In Russian).
4. Lundgren, P. (2002) Struktura podgotovki uchiteley v Germanii [The structure of training teachers in Germany].
Yaroslavskiy pedagogicheskiy
vestnik â Yaroslavl Pedagogical Bulletin
. 2. pp. 36â38.
5. Christoffel, E. (1975)
Die Geschichte der Volksschule im Raum des heutigen Regierungsbezirks Trier von den Anfängen bis zur Gegenwart
[The
history of the elementary school in the area of todayâs Regierungsbezirk Trier from the beginning to the present]. Trier: NCO.
6. Ellwein, T. (1997)
Die Deutsche Universität: Vom Mittelalter bis zur Gegenwart
[The German University: From the Middle Ages to the Present].
Wiesbaden: Fourier Verlag.
7. State Archive of Yaroslavl Oblast (GAYaO). Fund R-2257. List 1. File 3. Page 6. (In Russian).
8. State Archive of Yaroslavl Oblast (GAYaO). Fund R- 2215. List 1. File 8. Page 23. (In Russian).
9. König, J. & Herzmann, P. (2016)
Lehrerberuf und Lehrerbildung
[Teaching profession and teacher education]. Bad Heilbrunn: Julius Klinkhardt.
10. Khayrullina, A.I. (2011)
Sotsialâno-ekonomicheskaya i obshchestvenno-politicheskaya kharakteristika studenchestva Vostochno-
pedagogicheskogo instituta g. Kazani v 1920-e gody
[Socio-economic and socio-political characteristics of the students of the Eastern Pedagogi-
cal Institute of Kazan in the 1920s]. History Cand. Diss. Kazan.
11. Graven, H. (1930) Gliederung der heutigen Studentenschaft nach statistischen Ergebnissen [Structure of todayâs student body according to statis-
tical results]. In: von Doeberl, M. et al. (eds)
Das akademischen Deutschland
[The academic Germany]. Vol. 3. Berlin: Weller.
12. Jarausch, K.H. (1984)
Deutsche Studenten 1800â1970
[German students of 1800â1970]. Frankfurt: Suhrkamp.
13. Frank, I. (1995) âJa das Studium der Weiber ist schwerâ: Studentinnen und Dozentinnen an der Kölner Universität bis 1933 [âYes, the education
of women is difficultâ: students and lecturers at the University of Cologne until 1933]. In:
Katalog zur Ausstellung in der Universitäts- und
Stadtbibliothek Köln
[The catalog to the exhibition in the University and the City Library of Cologne]. Cologne: M&T Verlag.
14. Huerkamp, C. (1996)
Bildungsbürgerinnen: Frauen im Studien und in akademischen Berufen, 1900â1945
[Education of Citizens: Women in
Education and Academic Occupations, 1900â1945]. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
15. The official site of the Natural-Geographical Faculty of Vologda State University. [Online] Available from: http://egf.vologda-uni.ru/o-
fakultete/history. (Accessed: 20.05.2017). (In Russian).
16.
Krasnoe studenchestvo.
(1927). 5. pp. 39.
17. Shaydenko, N.A. (2013)
Modernizatsiya rossiyskogo pedagogicheskogo obrazovaniya: globalânyy i natsionalânyy konteksty
[Modernization of
Russian pedagogical education: global and national contexts]. Tula: Tula State Pedagogical University.
18. Gruzdev, P.N. (1926) Na putyakh k novomu pedagogu [On the way to a new pedagogue].
Trudy Yaroslavskogo pedagogicheskogo instituta
. 1:1.
pp. 1â15.
Received: 13 October 2017