ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 7315

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

96 

обсуждению

 

с

 

целью

 

установления

 

научной

 

квалифи

-

кации

 

и

 

преподавательского

 

опыта

Затем

 

кандидату

 

предлагалось

 

прочитать

 

две

 

лекции

тему

 

одной

 

из

 

которых

 

выбирал

 

педагогический

 

совет

а

 

другая

 

вы

-

биралась

 

кандидатом

 

самостоятельно

После

 

лекции

 

научными

 

работниками

 

и

 

студентами

 

задавались

 

те

-

матические

 

вопросы

 

кандидату

В

 

дальнейшем

 

об

-

суждение

 

содержания

методов

 

происходило

 

на

 

педа

-

гогическом

 

совете

после

 

чего

 

на

 

политическую

 

бла

-

гонадежность

 

его

 

проверял

 

губернский

 

отдел

 

народ

-

ного

 

образования

.  

Сравнив

 

ситуацию

 

с

 

немецкой

авторы

 

заключили

что

 

в

 

педагогических

 

вузах

 

Германии

  (

кроме

 

вновь

 

образованных

преподавательский

 

состав

напротив

был

 

довольно

 

стабильным

и

 

вновь

 

по

 

причине

 

эко

-

номического

 

кризиса

профессора

 

боялись

 

потерять

 

работу

а

 

потому

 

штаты

 

оставались

 

укомплектован

-

ными

Более

 

того

скромное

 

финансовое

 

положение

 

преподавателей

 

часто

 

вынуждало

 

даже

 

профессоров

 

искать

 

дополнительные

 

источники

 

заработка

и

 

не

-

редко

 

они

 

давали

 

частные

 

уроки

 

горожанам

 

и

 

своим

 

же

 

студентам

.

 

Среди

 

преподавателей

 

Веймарской

 

республики

 

были

 

люди

 

самых

 

разных

 

политических

 

взглядов

 

и

 

ориентаций

и

 

в

 

июле

 1930 

г

правительство

 

было

 

вы

-

нуждено

 

принять

 

постановление

 

о

 

запрещении

 

дея

-

тельности

 

в

 

образовательных

 

учреждениях

 Â«

враждеб

-

ных

 

государству

» 

организаций

На

 

основании

 

этого

 

документа

 

в

 

вузах

 

проводились

 

небольшие

 

чистки

однако

 

они

 

оставались

 

оплотом

 

свободомыслия

 

(

прежде

 

всего

университеты

). 

Чтобы

 

лучше

 

понимать

 

взгляды

типичные

 

для

 

преподавателей

 

и

 

студентов

 

педагогических

 

вузов

можно

 

выделить

 

настроения

в

 

которых

 

протекали

 

педагогические

 

процессы

 

в

 

систе

-

ме

 

высшего

 

образования

 

Германии

 20-

х

 

гг

.: 

острая

 

критика

 

образовательной

социальной

 

и

 

государ

-

ственной

 

политики

 

со

 

стороны

 

левых

 

и

 

правых

рас

-

пространение

 

идей

 

национализма

 

и

 

недоверия

 

к

 

рес

-

публиканской

 

форме

 

правления

дезориентация

 

и

 

все

-

общая

 

неуверенность

 [6]. 

В

 

СССР

 Â«

чистки

» 

среди

 

профессорско

-

преподава

-

тельского

 

состава

 

начались

 

с

 1930 

г

., 

но

 

предпосылки

 

для

 

них

 

создавались

 

раньше

При

 

этом

 

очевидно

что

 

в

 20-

х

 

гг

политические

 

убеждения

 

преподавателей

 

также

 

были

 

весьма

 

разнообразны

что

 

придает

 

сход

-

ство

 

картине

 

педагогических

 

кадров

 

в

 

обеих

 

странах

Взаимодействие

 

преподавателей

 

и

 

студентов

 

тоже

 

имело

 

свои

 

особенности

В

 

этот

 

период

 

благода

-

ря

 

социально

-

политическому

 

обновлению

 

в

 

двух

 

странах

 

сложилась

 

особая

 

студенческая

 

атмосфера

которая

 

стала

 

отражением

 

революционных

 

веяний

 

в

 

обществе

когда

 

каждый

 

имел

 

право

 

голоса

.  

Наркомпрос

 

в

 

ноябре

 1918 

г

принял

 

постановле

-

ние

 

о

 

заведовании

 

студенческими

 

делами

 

и

 

участии

 

студентов

 

в

 

управлении

 

высшими

 

учебными

 

заведе

-

ниями

Все

 

дела

 

передавались

 

в

 

ведение

 

совета

 

ста

-

рост

который

 

обеспечивал

 

представительство

 

сту

-

дентов

 

во

 

всех

 

органах

 

управления

 

высшей

 

школой

 

и

 

защиту

 

их

 

интересов

В

 

этот

 

период

 

активное

 

студен

-

чество

 

с

 

удовольствием

 

критиковало

 

как

 

работу

 

вуза

так

 

и

 

деятельность

 

преподавателей

вынося

 

публич

-

ные

 

суждения

 

о

 

недостатках

 

и

 

достоинствах

 

послед

-

них

Случалось

что

 

такая

 

критика

 

бывала

 

конструк

-

тивной

В

 

архивах

 

Ярославского

 

педагогического

 

ин

-

ститута

 

нами

 

обнаружены

 

примеры

подтверждаю

-

щие

что

 

в

 

начале

 20-

х

 

гг

студенты

 

указывали

 

руко

-

водству

 

института

 

на

 

преподавателей

не

 

имевших

 

достаточных

 

знаний

 

по

 

своему

 

предмету

 

и

 

не

 

доста

-

точно

 

владевших

 

методикой

 

преподавания

 (

например

один

 

из

 

преподавателей

 

за

 35 

минут

 

прочитал

 

лекцию

 

по

 

истории

 

педагогики

посвященную

 

деятельности

 

Гербарта

Руссо

 

и

 

Песталоцци

причем

 

именно

 

в

 

та

-

кой

 

последовательности

 [7]). 

Постепенно

 

недоволь

-

ство

 

студентов

 

даже

 

перерастало

 

в

 

открытую

 

критику

 

учебных

 

занятий

 

отдельных

 

педагогов

 

перед

 

админи

-

страцией

 

и

 

отделами

 

образования

 

с

 

достаточно

 

кате

-

горичной

 

оценкой

они

 

полагали

что

  Â«

истинными

 

и

 

единственными

 

ценителями

 

научного

 

достоинства

 

лекций

 

являются

 

только

 

студенты

 

и

 

только

 

они

» [8]. 

Среди

 

недостатков

 

указывались

 

краткость

 

лекций

отсутствие

 

научности

 

и

 Â«

глубины

» 

курсов

трудность

 

нахождения

 

материала

Примечательно

что

 

открыто

-

го

 

противостояния

 

студентов

 

и

 

профессуры

как

 

в

 

столичных

 

вузах

 â€“ 

с

 

отменой

 

занятий

бойкотирова

-

нием

 

работы

 

конкретных

 

педагогов

в

 

провинции

 

не

 

было

В

 

этом

 

авторы

 

вновь

 

видят

 

спокойную

 

лояль

-

ность

 

именно

 

провинциальных

 

студентов

 

молодой

 

Советской

 

России

с

 

одной

 

стороны

и

 

некоторое

 

от

-

личие

 

от

 

немецких

 

студентов

 â€“ 

с

 

другой

В

 

ходе

 

сравнения

 

установлено

что

 

в

 

Германии

 

студенты

 

тоже

 

имели

 

право

 

обсуждать

 

профессиона

-

лизм

 

преподавателей

однако

 

он

 

не

 

представлял

 

собой

 

проблемы

и

 

здесь

 

взаимоотношения

 

двух

 

стороны

 

проявлялись

 

не

 

как

 

критика

а

 

как

 

взаимодействие

содействие

 

и

 

уважение

Важную

 

роль

 

в

 

построении

 

этих

 

отношений

 

сыграло

 

такое

 

социокультурное

 

условие

как

 

популярность

 

концепций

 

реформатор

-

ской

 

педагогики

наблюдавшаяся

 

уже

 

на

 

рубеже

 

ве

-

ков

Хотя

 

педагогика

 

реформ

 

представляла

 

собой

 

со

-

вокупность

 

взглядов

 

о

 

радикальном

 

преобразовании

 

школы

она

 

несколько

 

демократизировала

 

также

 

со

-

держание

 

образования

 

и

 

культуру

 

педагогических

 

учебных

 

заведений

Идеалом

 

всех

 

концепций

 

рефор

-

маторской

 

педагогики

 

являлись

 

партнерские

 

взаимо

-

отношения

 

учителя

 

и

 

школьника

признание

 

личности

 

и

 

прав

 

ребенка

переход

 

академической

 

педагогики

 

от

 

гербартианства

 

к

 

педагогике

 

жизни

Будучи

 

отражен

-

ными

 

в

 

новой

 

дидактике

данные

 

идеи

 

отчасти

 

рас

-

пространялись

 

и

 

на

 

взаимоотношения

 

студентов

 

и

 

профессоров

 [9]. 

Идеи

 

педагогики

 

реформ

демокра

-

тические

 

тенденции

 

в

 

обществе

усиление

 

внимания

 

государства

 

к

 

проблемам

 

молодежи

 

в

 

условиях

 

поли

-

тических

 

изменений

 

естественных

 

способом

 

создали

 

в

 

Германии

 

новую

 

воспитательную

 

реальность

от

-

крывшую

 

огромное

 

поле

 

деятельности

 

для

 

всех

 

заин

-

тересованных

 

в

 

вопросах

 

школьной

 

политики

 

лиц

К

 

началу

 

ХХ

 

в

в

 

педагогических

 

институтах

 

при

 

технических

 

высших

 

школах

 

и

 

университетах

 

закре

-

пились

 

многие

 

традиции

давно

 

существовавшие

 

в

 

вузах

Например

когда

 

преподаватель

 

заканчивал

 

лекцию

у

 

студентов

 

было

 

принято

 

отмечать

 

это

 

дружным

 

стуком

 

каблуков

 

или

 

костяшками

 

пальцев

Этот

 

прием

 

символизировал

 

не

 

столько

 

окончание

 

занятия

сколько

 

всеобщее

 

единение

 

студентов

 

и

 

их

 


background image

97 

равноправие

 

с

 

профессорами

Данная

 

традиция

 

и

 

се

-

годня

 

широко

 

распространена

 

в

 

системе

 

профессио

-

нального

 

образования

 

ФРГ

Заметим

что

 

в

 

педагоги

-

ческих

 

вузах

 

СССР

 

традиции

 

в

 20-

х

 

гг

еще

 

только

 

закладывались

.  

Пример

 

с

 

традициями

 

может

 

охарактеризовать

 

ключевое

 

отличие

 

систем

 

высшего

 

педагогического

 

образования

 

в

 

Советской

 

и

 

Веймарской

 

республиках

которое

 

авторы

 

определили

 

следующим

 

тезисом

в

 

20-

х

 

гг

в

 

России

 

педагогическое

 

образование

 

пребы

-

вало

 

в

 

состоянии

 

реструктуризации

 

и

 

полной

 

реорга

-

низации

в

 

то

 

время

 

как

 

в

 

Германии

 

оно

 

оставалось

 

под

 

влиянием

 

вековых

 

традиций

что

 

соответствую

-

щим

 

образом

 

в

 

целом

 

сказывалось

 

и

 

на

 

образователь

-

ной

 

среде

В

 

частности

важный

 

компонент

 

структуры

 

обра

-

зовательной

 

среды

 

педагогических

 

вузов

 â€“ 

условия

 

жизни

 

студентов

Нами

 

определено

что

 

в

 

обеих

 

странах

 

они

 

в

 

основном

 

определялись

 

трудным

 

мате

-

риальным

 

положением

 

немецких

 

и

 

советских

 

граждан

 

в

 20-

х

 

гг

.  

Именно

 

непростая

 

материально

-

финансовая

 

ситу

-

ация

 

привела

 

к

 

тому

что

 

в

 

СССР

 

указанное

 

десятиле

-

тие

 

стало

 

периодом

 

становления

 

советской

 

системы

 

социальной

 

поддержки

 

учащихся

В

 

нее

 

входили

 

сле

-

дующие

 

меры

стипендиальное

 

обеспечение

обеспе

-

чение

 

местами

 

в

 

общежитии

организация

 

льготного

 

проезда

предоставление

 

санаторно

-

курортного

 

лече

-

ния

организация

 

питания

 

студенчества

 [10]. 

Админи

-

страции

 

вузов

 

СССР

 

пытались

 

уделять

 

большое

 

вни

-

мание

 

не

 

только

 

организации

 

образовательного

 

про

-

цесса

 

или

 

контролю

 

за

 

социальным

 

составом

 

студен

-

тов

но

 

и

 

улучшению

 

условий

 

их

 

жизни

Сами

 

обуча

-

ющиеся

 

занимали

 

очень

 

активную

 

позицию

объеди

-

нялись

 

и

 

пытались

 

решать

 

материальные

 

проблемы

 

сообща

Так

в

 

начале

 20-

х

 

гг

в

 

учебных

 

заведениях

 

существовали

 

студенческие

 

объединения

 â€“ 

земляче

-

ства

кассы

 

взаимопомощи

Если

 

в

 

столичных

 

вузах

 

они

 

стояли

 

в

 

явной

 

оппозиции

 

к

 

руководству

 

высшей

 

школы

то

 

в

 

небольших

 

провинциальных

 

вузах

 

их

 

основной

 

целью

 

был

 

поиск

 

источников

 

заработка

 

и

 

мер

 

взаимопомощи

 

студентам

.  

В

 

СССР

 

и

 

в

 

Веймарской

 

республике

 

тяжелее

 

при

-

ходилось

 

тем

 

студентам

кто

 

не

 

имел

 

собственных

 

до

-

ходов

отчего

 

они

 

были

 

вынуждены

 

искать

 

возможно

-

сти

 

заработать

В

 

Германии

 

студенты

-

педагоги

 

могли

 

заниматься

 

репетиторством

подрабатывать

 

в

 

торговле

промышленности

страховании

на

 

транспорте

 

или

 

где

-

то

 

еще

 [11]. 

Важно

что

 

немецкие

 

студенты

 

не

 

работа

-

ли

 

постоянно

продолжительность

 

рабочего

 

времени

 

за

 

год

 

составляла

 

примерно

 9 

недель

что

 

было

 

оговорено

 

нормативами

Логично

что

 

и

 

платили

 

наниматели

 

та

-

ким

 

студентам

 

значительно

 

ниже

чем

 

квалифициро

-

ванным

 

сотрудникам

Университеты

 

непрерывно

 

кри

-

тиковались

 

за

 

это

 

явление

поскольку

 

от

 

них

 

ожидалась

 

научная

 

подготовка

 

студентов

а

 

не

 

конформизм

 

в

 

во

-

просах

 

преждевременного

 

трудоустройства

однако

 

со

 

временем

с

 

выравниванием

 

экономической

 

ситуации

потребность

 

в

 

совмещении

 

учебы

 

с

 

работой

 

заметно

 

снизилась

В

 

рамках

 

решения

 

проблемы

 

с

 

жильем

 

в

 

Германии

 

стали

 

создаваться

 

студенческие

 

дома

предназначение

 

которых

 

было

 

шире

чем

 

просто

 

обеспечить

 

учащихся

 

местом

 

проживания

такие

 

подобия

 

общежитий

 

должны

 

были

 

создавать

 

образовательно

-

культурную

 

среду

усиливать

 

единение

 

студенчества

 

и

 

служить

 

местом

 

общения

Эту

 

задачу

 

выполняли

 

общая

 

столо

-

вая

комната

 

отдыха

читальный

 

зал

 

и

 

клубная

 

комна

-

та

Самоорганизованными

 

кризисными

 

мерами

 

были

 

создание

 

студенческих

 

касс

 

взаимопомощи

 

и

 

студен

-

ческих

 

ЖЭКов

занимавшихся

 

поиском

 

жилья

откры

-

тие

 

студенческих

 

столовых

ларьков

социальных

 

пунктов

 

питания

 

и

 

прачечных

 [12]. 

Эти

 

меры

 

были

 

необходимы

 

для

 

облегчения

 

жизни

 

студентов

по

-

скольку

по

 

данным

 

Т

Эльвейна

в

 1922 

г

около

 80% 

всех

 

студентов

 

Германии

 

жили

 

за

 

чертой

 

бедности

 

[16. 

С

. 274]. 

Как

 

и

 

в

 

СССР

немецкие

 

студенты

не

 

имевшие

 

доходов

рассчитывали

 

на

 

стипендии

 

и

 

даже

 

на

 

ссуды

Размер

 

ссуды

 

зависел

 

от

 

степени

 

потребно

-

сти

и

 

решение

 

о

 

ее

 

выдаче

 

принималось

 

коллегиаль

-

но

  (

при

 

участии

 

представителей

 

администрации

 

и

 

студенческих

 

групп

). 

В

 

середине

 20-

х

 

гг

стипендии

 

стали

 

средством

 

поощрения

 

лучших

Материальное

 

положение

 

студенток

 

в

 

Веймарской

 

республике

 

было

 

еще

 

тяжелее

Историки

 

выделили

 

несколько

 

причин

 

такого

 

гендерного

 

расхождения

В

 

частности

девушкам

проживавшим

 

не

 

дома

было

 

сложнее

чем

 

молодым

 

людям

снять

 

жилье

посколь

-

ку

 

одинокие

 

женщины

 

вызывали

 

недоверие

 

у

 

хозяев

 

[13]. 

По

 

этой

 

причине

 

стали

 

появляться

 

женские

 

сту

-

денческие

 

общежития

Студенткам

которые

 

не

 

могли

 

рассчитывать

 

на

 

помощь

 

семьи

было

 

сложнее

чем

 

юношам

найти

 

работу

сказывалась

 

безработица

 

и

 

ограниченное

 

число

 

предложений

 

трудоустройства

пригодных

 

для

 

девушек

 

и

 

не

 

вызывавших

 

обществен

-

ного

 

осуждения

Самыми

 

распространенными

 

жен

-

скими

 

занятиями

 

в

 

таких

 

случаях

 

были

 

делопроизвод

-

ство

 

и

 

прочая

 

несложная

 

офисная

 

работа

а

 

также

 

ре

-

петиторство

но

 

некоторые

 

поступали

 

даже

 

на

 

тяже

-

лую

 

заводскую

 

работу

поскольку

 

здесь

 

наниматели

 

платили

 

больше

Однако

 

на

 

фабриках

 

и

 

заводах

 

пред

-

почтение

 

отдавалось

 

мужчинам

а

 

значит

и

 

студентам

 

мужского

 

пола

.  

Что

 

касается

 

стипендий

выплачиваемых

 

за

 

высо

-

кую

 

академическую

 

успеваемость

то

 

и

 

здесь

 

в

 

Гер

-

мании

 

наблюдалась

 

дискриминация

почти

 

весь

 

сти

-

пендиальный

 

фонд

 

распределялся

 

среди

 

юношей

По

-

казательно

что

 

на

 

стипендии

 

не

 

могли

 

претендовать

 

девушки

проживавшие

 

в

 

семье

 

родителей

  (

даже

 

де

-

монстрировавшие

 

высокие

 

достижения

 

и

 

нуждавшие

-

ся

 

в

 

материальной

 

поддержке

). 

Образовательные

 

ссу

-

ды

 

студентки

 

тоже

 

просили

 

крайне

 

редко

  (

сказыва

-

лось

 

нежелание

 

обременять

 

долгами

 

себя

 

и

еще

 

больше

потенциального

 

мужа

когда

 

женщина

 

уже

 

не

 

могла

 

бы

 

заниматься

 

профессией

 

и

 

погашать

 

долги

 

самостоятельно

 [14]). 

В

 

России

 

вопросы

 

дискримина

-

ции

 

не

 

имели

 

столь

 

острого

 

проявления

поскольку

 

революция

 

провозглашала

 

всеобщее

 

равенство

.  

Примечательно

что

 

тяжелое

 

материальное

 

поло

-

жение

 

вузов

преподавателей

 

и

 

студентов

 

поразитель

-

ным

 

образом

 

поддерживало

 

отношение

 

студентов

 

к

 

учебе

Из

 

воспоминаний

 

очевидцев

 

авторы

 

установи

-

ли

что

 

в

 

обеих

 

странах

 

трудности

 

воспринимались

 

сотрудниками

 

и

 

обучающимися

 

стоически

В

 1922 

г


background image

98 

один

 

из

 

преподавателей

 

Вологодского

 

учительского

 

института

 

отмечал

: «

Работоспособность

 

как

 

научных

 

работников

так

 

и

 

студентов

прекрасная

При

 

всей

 

необеспеченности

 

тех

 

и

 

других

выражающейся

 

у

 

первых

 â€“ 

в

 

неполучении

 

жалования

 

целыми

 

месяца

-

ми

а

 

вторых

 â€“ 

вынуждающей

 

искать

 

заработка

 

служ

-

бой

 

вне

 

стен

 

института

интерес

 

к

 

работе

 

неослабева

-

ющий

 

и

 

близкий

 

к

 

героизму

» [15]. 

Вне

 

стен

 

вузов

 

студенты

 

Германии

 

и

 

России

 

вели

 

обычную

 

жизнь

Так

красноречивые

 

описания

 

быта

 

советских

 

студентов

 

можно

 

обнаружить

 

в

 

журнале

 

«

Красное

 

студенчество

», 

например

: «

Общежитская

 

жизнь

 

знаменательна

 

тремя

 

явлениями

пьянка

дебо

-

ши

 

и

 

мат

» [16]. 

Использовался

 

любой

 

повод

день

 

рождения

сдача

 

экзамена

посылка

 

из

 

дома

большие

 

и

 

маленькие

 

праздники

У

 

немецкого

 

студенчества

 

и

 

вовсе

 

существовали

 

давние

 

традиции

 

застолий

 

и

 

пив

-

ных

 

пирушек

Они

 

на

 

непродолжительное

 

время

 

пре

-

рвались

 

с

 

началом

 

Первой

 

мировой

 

войны

но

 

в

 

сере

-

дине

 

десятилетия

когда

 

экономическое

 

положение

 

несколько

 

стабилизировалось

отчасти

 

были

 

возрож

-

дены

хотя

 

студенческие

 

гулянья

 

уже

 

не

 

были

 

такими

 

массовыми

 

и

 

буйными

как

 

в

 XIX 

в

.  

Учебно

-

воспитательная

 

работа

Основными

 

формами

 

обучения

 

в

 

советских

 

педагогических

 

вузах

 

20-

х

 

гг

были

 

лекции

 

по

 

основам

 

наук

семинарские

лабораторные

 

и

 

практические

 

занятия

К

 

семинарам

 

студенты

 

часто

 

готовили

 

доклады

сообщения

 

и

 

рефе

-

раты

Профессора

 

проводили

 

консультации

руково

-

дили

 

подготовкой

 

студенческих

 

работ

организовыва

-

ли

 

их

 

участие

 

в

 

научно

-

практических

 

конференциях

принимали

 

экзамены

 

и

 

зачеты

т

.

е

по

 

форме

 

образо

-

вательный

 

процесс

 

тех

 

вузов

 

ненамного

 

отличался

 

от

 

современного

.  

Большую

 

долю

 

учебного

 

времени

 

в

 20-

е

 

гг

в

 

педа

-

гогических

 

вузах

 

занимала

 

практическая

 

работа

ко

-

торая

 

давала

 

возможность

 

хоть

 

как

-

то

 

реализовать

 

учебные

 

планы

Педагогическая

 

практика

 

восполняла

 

пробелы

 

в

 

общеобразовательных

 

и

 

методических

 

дисциплинах

В

 

то

 

же

 

время

 

изучение

 

педагогики

педологии

методик

 

получало

 

особый

 

смысл

каждое

 

положение

 

как

 

бы

 

переводилось

 

на

 

язык

 

жизни

 

и

 

про

-

верялось

 

опытом

Первые

 

два

 

курса

 

практика

 

носила

 

пассивный

 

характер

Стержнем

 

практики

 

на

 

послед

-

них

 

курсах

 

являлось

 

применение

 

приобретенных

 

ра

-

нее

 

методических

 

знаний

 

в

 

самостоятельной

 

учитель

-

ской

 

работе

Студенты

 

должны

 

были

 

проявить

 

себя

 

в

 

составлении

 

плана

 

занятий

его

 

открытом

 

проведении

 

в

 

подшефной

 

школе

 

и

 

критическом

 

анализе

 

собствен

-

ной

 

деятельности

При

 

этом

 

практика

 

предполагала

 

выполнение

 

законченного

 

тематического

 

задания

актуального

 

для

 

образовательного

 

учреждения

От

-

крытые

 

уроки

 

давались

 

в

 

присутствии

 

других

 

студен

-

тов

методистов

 

и

 

преподавателей

 

отделения

На

 

основе

 

учебных

 

планов

 20-

х

 

гг

авторами

 

уста

-

новлено

что

 

обучение

 

педагогов

 

в

 

Германии

 

также

 

предполагало

 

лекции

 

и

 

практические

 

занятия

 

по

 

педа

-

гогике

философии

психологии

 

и

 

методике

 

предме

-

тов

преподаваемых

 

в

 

народных

 

школах

  (

включая

 

религию

рисование

физкультуру

 

и

 

домоводство

). 

Разумеется

педагогика

 

занимала

 

центральное

 

место

 

в

 

этом

 

ряду

а

 

ее

 

содержание

 

активно

 

переосмыслива

-

лось

 

с

 

позиций

 

идей

 

реформаторской

 

педагогики

Академические

 

занятия

 

сопровождались

 

педагогиче

-

ской

 

практикой

в

 

рамках

 

которой

 

студенты

 

посещали

 

и

 

сами

 

вели

 

уроки

 

в

 

школах

По

 

окончанию

 

трехлет

-

него

 

курса

 

они

 

сдавали

 

экзамен

включавший

 

пись

-

менную

 

домашнюю

 

работу

проведение

 

открытого

 

урока

 

и

 

устную

 

часть

Его

 

принимала

 

комиссия

 

в

 

со

-

ставе

 

чиновника

 

из

 

муниципалитета

районного

 

ин

-

спектора

 

образования

 

и

 

опытного

 

квалифицированно

-

го

 

учителя

а

 

потому

 

экзамен

 

отличался

 

сложностью

 

и

 

большей

 

объективностью

чем

 

если

 

бы

 

в

 

комиссию

 

входили

 

только

 

преподаватели

 

вуза

Письменная

 

часть

 

предполагала

 

аналитическую

 

работу

 

научного

 

характера

 

по

 

определенной

 

теме

 

и

 

выполнялась

 

на

 

основе

 

анализа

 

продуктов

 

детского

 

творчества

 

и

 

школьной

 

документации

Устная

 

часть

 

проверяла

 

знания

 

педагогики

 

и

 

психологии

 [17].  

Важным

 

элементом

 

образовательной

 

среды

 

вуза

 

20-

хх

 

гг

была

 

связь

 

с

 

окружающей

 

средой

Кроме

 

педагогической

 

деятельности

 

советских

 

студентов

 

педвузов

 

в

 20-

е

 

гг

готовили

 

к

 

общественной

 

и

 

куль

-

турно

-

просветительской

 

деятельности

 

в

 

детских

 

до

-

мах

 

в

 

качестве

 

руководителей

 

воспитательной

 

работы

 

кружков

в

 

музеях

  (

в

 

качестве

 

экскурсоводов

), 

биб

-

лиотеках

  (

подготовка

 

выставок

оформление

 

темати

-

ческих

 

каталогов

), 

рабочих

 

клубах

  (

создание

 

стенга

-

зет

агиток

подготовка

 

тематических

 

докладов

), 

кам

-

паниях

 

по

 

ликвидации

 

неграмотности

.  

Большую

 

роль

 

в

 

формировании

 

будущего

 

педагога

 

играла

 

организация

 

научно

-

исследовательской

 

дея

-

тельности

Как

 

подчеркивал

 

первый

 

ректор

 

Ярослав

-

ского

 

педагогического

 

института

 

П

.

Н

Груздев

, «

учи

-

тель

-

исследователь

 â€“ 

не

 

только

 

человек

способный

 

ставить

 

и

 

решать

 

проблемы

 

исследовательского

 

ха

-

рактера

но

 

и

 

педагог

воспитывающий

 

исследова

-

тельские

 

привычки

 

у

 

своих

 

учеников

 [18]. 

В

 

провин

-

циальных

 

советских

 

вузах

 

научно

-

исследовательская

 

деятельность

 

имела

 

явно

 

краеведческий

 

уклон

Связа

-

но

 

это

 

было

 

с

 

еще

 

дореволюционными

 

традициями

 

изучения

 

местного

 

края

кроме

 

того

эта

 

работа

 

тре

-

бовала

 

минимальных

 

материальных

 

затрат

.  

Подготовка

 

педагогов

 

в

 

Германии

осуществляв

-

шаяся

 

при

 

университетах

имела

 

более

 

элитарный

 

характер

чем

 

в

 

других

 

типах

 

учреждений

  (

и

 

в

 

силу

 

более

 

высокого

 

уровня

 

общего

 

образования

 

и

 

соци

-

ального

 

статуса

 

студентов

и

 

благодаря

 

расширенным

 

учебным

 

планам

 

и

 

программам

). 

Здесь

 

студенты

 

тоже

 

проводили

 

научное

 

исследование

 

по

 

самостоятельно

 

выбранной

 

или

 

порученной

 

теме

которое

 

подверга

-

лось

 

регулярному

 

и

 

критичному

 

обсуждению

 

на

 

спе

-

циальных

 

встречах

 

с

 

профессорами

 

и

 

другими

 

сту

-

дентамив

Авторами

 

установлено

что

несмотря

 

на

 

схожие

 

экономические

 

и

 

политические

 

трудности

 

в

 20-

х

 

гг

., 

и

 

в

 

молодой

 

Советской

 

России

и

 

в

 

Веймарской

 

Герма

-

нии

 

образовательная

 

среда

 

педагогических

 

вузов

 

ак

-

тивно

 

способствовала

 

формированию

 

нового

 

поколе

-

ния

 

педагогов

Учитель

 

стал

 

рассматриваться

 

не

 

толь

-

ко

 

как

 

человек

передающий

 

знания

 

ученикам

но

 

и

 

как

 

организатор

воспитатель

 

детской

 

и

 

взрослой

 

сре

-

ды

У

 

профессии

 

учитель

 

появилась

 

так

 

называемая

 

исследовательская

 

функция

которая

 

предполагала


background image

99 

что

 

каждый

 

из

 

них

 

должен

 

стать

 Â«

местным

 

научным

 

работником

» 

и

 

использовать

 

результаты

полученные

 

в

 

ходе

 

краеведческого

психологического

педагоги

-

ческого

социального

 

исследования

 

в

 

своей

 

практиче

-

ской

 

деятельности

Причем

если

 

в

 

Советском

 

Союзе

 

большее

 

значение

 

уделяли

 

идеологической

 

и

 

куль

-

турно

-

воспитательной

 

работе

 

будущих

 

педагогов

то

 

педагогические

 

вузы

 

Веймарской

 

республики

 

акцен

-

тировали

 

научную

 

подготовку

Как

 

видим

в

 

результате

 

сравнительного

 

анализа

 

образовательной

 

среды

 

педагогических

 

вузов

 

в

 

Рос

-

сии

 

и

 

Германии

 

в

 20-

х

 

гг

можно

 

заключить

что

 

в

 

нее

 

входили

 

общие

 

субъекты

во

 

многом

 

схожие

 

отноше

-

ния

 

между

 

преподавателями

 

и

 

студентами

взаимоот

-

ношения

 

студентов

условия

 

жизни

 

и

 

обучения

 

уча

-

щихся

влияния

 

внешней

 

среды

наименьшие

 

сходства

 

при

 

этом

 

обнаруживаются

 

в

 

возможностях

 

получения

 

высшего

 

педагогического

 

образования

в

 

контингенте

 

студентов

 

и

 

педагогов

в

 

структуре

 

образования

Ав

-

торы

 

делают

 

вывод

что

 

хотя

 20-

е

 

гг

были

 

крайне

 

непростым

 

периодом

 

в

 

истории

 

Советского

 

Союза

 

и

 

Веймарской

 

республики

именно

 

в

 

это

 

десятилетие

 

их

 

системы

 

педагогического

 

образования

  (

одна

 

из

 

кото

-

рых

 

пребывала

 

в

 

состоянии

 

тотальной

 

реорганизации

характеризовались

 

тенденциями

 

демократизации

 

и

 

академизации

Сходные

 

политико

-

экономические

 

условия

 

определили

 

сходные

 

трудности

 

функциони

-

рования

 

этих

 

систем

которые

с

 

одной

 

стороны

вли

-

яли

 

на

 

образовательную

 

среду

а

 

с

 

другой

 â€“ 

создали

 

возможности

 

для

 

того

чтобы

 

педагогическое

 

образо

-

вание

 

постепенно

 

переходило

 

в

 

университеты

 

и

 

про

-

фильные

 

вузы

 

и

 

становилось

 

более

 

доступным

 

для

 

выпускников

 

школ

.  

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.

 

Энциклопедия

 

профессионального

 

образования

 : 

в

 3 

т

. / 

под

 

ред

С

.

Я

Батышева

М

. : 

АПО

, 1999.  

2.

 

Спичко

 

Н

.

А

Образовательная

 

среда

 

в

 

обучении

 

иностранному

 

языку

 // 

Иностранный

 

язык

 

в

 

школе

. 2004. 

№

 5. 

С

. 44–48. 

3.

 

Исаева

 

М

.

Н

Развитие

 

высшего

 

педагогического

 

образования

 

Германии

 

в

 XX 

в

. // 

Вестник

 

ТГПУ

. 2011. 

№

 4 (26). 

С

. 334–339. 

4.

 

Лундгрен

 

П

Структура

 

подготовки

 

учителей

 

в

 

Германии

 // 

Ярославский

 

педагогический

 

вестник

. 2002. 

№

 2. 

С

. 36–38.  

5.

 

Christoffel E. Die Geschichte der Volksschule im Raum des heutigen Regierungsbezirks Trier von den Anfängen bis zur Gegenwart. Trier : 

NCO, 1975. 

6.

 

Ellwein T. Die Deutsche Universität: Vom Mittelalter bis zur Gegenwart. Wiesbaden, 1997. 

7.

 

ГАЯО

Ф

Р

-2257. 

Оп

. 1. 

Д

. 3. 

Л

. 6. 

8.

 

ГАЯО

Ф

Р

- 2215. 

Оп

. 1. 

Д

. 8. 

Л

. 23. 

9.

 

König J., Herzmann P. Lehrerberuf und Lehrerbildung. Bad Heilbrunn : Julius Klinkhardt, 2016. 

10.

 

Хайруллина

 

А

.

И

Социально

-

экономическая

 

и

 

общественно

-

политическая

 

характеристика

 

студенчества

 

Восточно

-

педагогического

 

института

 

г

Казани

 

в

 1920-

е

 

годы

 : 

дис

. ... 

канд

ист

наук

Казань

, 2011. 

11.

 

Graven H. Gliederung der heutigen Studentenschaft nach statistischen Ergebnissen // Das akademischen Deutschland / Hrsg. von Doeberl [u. a.]. 

Berlin, 1930. Bd. 3. 

12.

 

Jarausch K.H. Deutsche Studenten 1800–1970. Frankfurt a. M. : Suhrkamp, 1984. 

13.

 

Frank I. â€œJa das Studium der Weiber ist schwer”: Studentinnen und Dozentinnen an der Kölner Universität bis 1933 // Katalog zur Ausstellung in 

der Universitäts- und Stadtbibliothek Köln. Köln : M&T Verlag, 1995. 

14.

 

Huerkamp C. Bildungsbürgerinnen: Frauen im Studien und in akademischen Berufen, 1900–1945. Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 1996. 

15.

 

Официальный

 

сайт

 

естественно

-

географического

 

факультета

 

Вологодского

 

государственного

 

университета

. URL: http://egf.vologda-

uni.ru/o-fakultete/history (

дата

 

обращения

: 20.05.2017). 

16.

 

Красное

 

студенчество

. 1927. 

№

 5. 

С

. 39. 

17.

 

Шайденко

 

Н

.

А

Модернизация

 

российского

 

педагогического

 

образования

глобальный

 

и

 

национальный

 

контексты

Тула

 : 

Изд

-

во

 

ТГПУ

2013.  

18.

 

Груздев

 

П

.

Н

На

 

путях

 

к

 

новому

 

педагогу

 // 

Труды

 

Ярославского

 

педагогического

 

института

. 1926. 

Т

. 1, 

вып

. 1. 

С

. 1–15. 

 

Статья

 

представлена

 

научной

 

редакцией

 Â«

История

» 13 

октября

 2017 

г

 

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOLS IN RUSSIA AND GERMANY IN THE 1920S: A 
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

 

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â€“ Tomsk State University Journal,

 2018, 426, 94–100.

 

DOI: 10.17223/15617793/426/11 

Larisa N. Danilova,

 Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russian Federation). E-mail: 

yar-da.l@mail.ru

 

Anna B. Tishko,

 Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russian Federation). E-mail: 

a.tishko@mail.ru

 

Keywords:

 pedagogical training; educational environment; training of teachers in the USSR; training of teachers in the Weimar 

Republic; pedagogical training history.

 

 
The subject of research in the article is the educational environment of pedagogical higher schools in Soviet Russia of the 1920s 

and in the Weimar Republic. The rationale for the comparison is the idea about creating of national teachers training systems in both 
countries in the 1920s, as well as a number of similar socio-political conditions in the both states caused by the revolutions like un-
employment, inflation, social reforms and the change of power. Those conditions determined features of the educational environment 
in higher education institutions and were supplemented by internal conditions of pedagogical training in the two countries by the 
period considered (like democratization of the educational process, pedagogical search in educational institutions, moderate human-
ism and liberalization of the pedagogical process, at the same time instability of the environment and authoritarianism of education 
management, as well as centralization of management and unification of the education structure in Russia). The aim of the article is 
to compare some aspects of the educational environment structure in pedagogical higher schools of the Weimar Republic and the 
young Soviet Russia, namely, the extensional, communicative-organizational and curricular-methodological components. The com-
parison of the extensional environment of the educational process confirms that due to the difficult financial situation in the 1920s 
living conditions were not easy for students and teachers in the both countries. The system of social support for students was more 


background image

100 

successful in Soviet Russia than in Germany. In the two countries students themselves played an active role in improving the finan-
cial conditions of life, helping the most needy in student communities. Most of the Soviet and German students had to earn extra 
money. It turned out that German girls faced bigger difficulties in obtaining education than Russian ones. Studying the communica-
tive-organizational component the authors have found some specifics of the student contingent in pedagogical higher schools. They 
notice that the revolution simplified access to higher education only in Russia, but in Germany teachers training at universities was 
more elitist due to the higher level of general education and social status of students. Because of unemployment, the number of stu-
dents in German pedagogical higher schools was significantly lower than in Russia, like the number of girls in higher educational 
institutions. But the teaching staff in Germany is considered as more skilled. In comparing the curricular-methodological component 
of the environment, the authors conclude that the main forms of education in pedagogical higher schools of the USSR and Germany 
were lectures, seminars, laboratory works and practical trainings; students were engaged in scientific work and internships. The final 
exam as a form of final control had a more complex structure and content in Germany. The authors make a conclusion that, although 
the 1920s were a difficult period for the young Soviet Russia and the Weimar Republic, academization, democratization and expan-
sion of teacher education systems took place in these years. 

 

REFERENCES 

 

1. Batyshev, S.Ya. (ed.) (1999) 

Entsiklopediya professional’nogo obrazovaniya: v 3 t.

 [Encyclopedia of professional education: in 3 vols]. Moscow: 

APO.  

2. Spichko, N.A. (2004) Obrazovatel’naya sreda v obuchenii inostrannomu yazyku [The educational environment in teaching a foreign language]. 

Inostrannyy yazyk v shkole.

 5. pp. 44–48. 

3. Isaeva, M.N. (2011) Development of higher pedagogical education in Germany in XX century. 

Vestnik TGPU â€“ TSPU Bulletin

. 4 (26). pp. 334–

339. (In Russian). 

4. Lundgren, P. (2002) Struktura podgotovki uchiteley v Germanii [The structure of training teachers in Germany]. 

Yaroslavskiy pedagogicheskiy 

vestnik â€“ Yaroslavl Pedagogical Bulletin

. 2. pp. 36–38.  

5. Christoffel, E. (1975) 

Die Geschichte der Volksschule im Raum des heutigen Regierungsbezirks Trier von den Anfängen bis zur Gegenwart

 [The 

history of the elementary school in the area of today’s Regierungsbezirk Trier from the beginning to the present]. Trier: NCO. 

6. Ellwein, T. (1997) 

Die Deutsche Universität: Vom Mittelalter bis zur Gegenwart

 [The German University: From the Middle Ages to the Present]. 

Wiesbaden: Fourier Verlag. 

7. State Archive of Yaroslavl Oblast (GAYaO). Fund R-2257. List 1. File 3. Page 6. (In Russian). 
8. State Archive of Yaroslavl Oblast (GAYaO). Fund R- 2215. List 1. File 8. Page 23. (In Russian). 
9. König, J. & Herzmann, P. (2016) 

Lehrerberuf und Lehrerbildung

 [Teaching profession and teacher education]. Bad Heilbrunn: Julius Klinkhardt. 

10. Khayrullina, A.I. (2011) 

Sotsial’no-ekonomicheskaya i obshchestvenno-politicheskaya kharakteristika studenchestva Vostochno-

pedagogicheskogo instituta g. Kazani v 1920-e gody

 [Socio-economic and socio-political characteristics of the students of the Eastern Pedagogi-

cal Institute of Kazan in the 1920s]. History Cand. Diss. Kazan. 

11. Graven, H. (1930) Gliederung der heutigen Studentenschaft nach statistischen Ergebnissen [Structure of today’s student body according to statis-

tical results]. In: von Doeberl, M. et al. (eds) 

Das akademischen Deutschland

 [The academic Germany]. Vol. 3. Berlin: Weller. 

12. Jarausch, K.H. (1984) 

Deutsche Studenten 1800–1970

 [German students of 1800–1970]. Frankfurt: Suhrkamp. 

13. Frank, I. (1995) â€œJa das Studium der Weiber ist schwer”: Studentinnen und Dozentinnen an der Kölner Universität bis 1933 [“Yes, the education 

of women is difficult”: students and lecturers at the University of Cologne until 1933]. In: 

Katalog zur Ausstellung in der Universitäts- und 

Stadtbibliothek Köln

 [The catalog to the exhibition in the University and the City Library of Cologne]. Cologne: M&T Verlag. 

14. Huerkamp, C. (1996) 

Bildungsbürgerinnen: Frauen im Studien und in akademischen Berufen, 1900–1945

 [Education of Citizens: Women in 

Education and Academic Occupations, 1900–1945]. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. 

15. The official site of the Natural-Geographical Faculty of Vologda State University. [Online] Available from: http://egf.vologda-uni.ru/o-

fakultete/history. (Accessed: 20.05.2017). (In Russian). 

16. 

Krasnoe studenchestvo.

 (1927). 5. pp. 39. 

17. Shaydenko, N.A. (2013) 

Modernizatsiya rossiyskogo pedagogicheskogo obrazovaniya: global’nyy i natsional’nyy konteksty

 [Modernization of 

Russian pedagogical education: global and national contexts]. Tula: Tula State Pedagogical University.  

18. Gruzdev, P.N. (1926) Na putyakh k novomu pedagogu [On the way to a new pedagogue]. 

Trudy Yaroslavskogo pedagogicheskogo instituta

. 1:1. 

pp. 1–15. 
 

Received: 13 October 2017