ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 7318

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106 

REFERENCES 

 

1. Lukovnikov, N.G. (ed.) (1950) 

Tridtsat’ let Sovetskoy Udmurtii

 [Thirty years of Soviet Udmurtia]. Izhevsk: Udmurtgosizdat. 

2. Sukhanov, A.I. (1979) 

Rabochiy klass Udmurtii (1917–1970 gg.)

 [The working class of Udmurtia (1917–1970)]. Izhevsk: Udmurtiya. 

3. Sukhanov, A.I. (1973) 

Trud i talant: (K nekotorym voprosam istorii rabochego klassa Udmurtii)

 [Work and talent: (To some issues of the history 

of the working class of Udmurtia)]. Izhevsk: Udmurtiya. 

4. Kulikov, K.I. (ed.) (2005) 

Istoriya Udmurtii: XX vek

 [History of Udmurtia: the 20th century]. Izhevsk: UIIYaL UrO RAN. 

5. Vetoshkina, O.V. (2013) 

Rabochie oboronnoy promyshlennosti Udmurtii: ot voyny k miru (1945–1950)

 [Workers of the defence industry of Ud-

murtia: from war to peace (1945–1950)]. Izhevsk: Udmurt State University. 

6. Central State Archive of the Udmurt Republic. (In Russian). 
7. Center for Documentation of the Modern History of the Udmurt Republic. (In Russian). 
 

Received: 21 August 2017 


background image

107 

Вестник

 

Томского

 

государственного

 

университета

. 2018. 

№

 426. 

С

. 107–113. 

DOI: 10.17223/15617793/426/13

 

 

УДК

 372.881.161.1 (571.122) Â«1945/1953» 

Д

.

В

Кирилюк

 

 

ТРУДНОСТИ

 

ПРЕПОДАВАНИЯ

 

РУССКОГО

 

ЯЗЫКА

 

В

 

ШКОЛАХ

 

ЮГРЫ

 

В

 1945–1953 

гг

 

Работа

 

выполнена

 

при

 

поддержке

 

гранта

 

РГНФ

 (

проект

 

№

 16-11-86008, 

тип

 

проекта

 â€œ

а

(

р

)”). 

 

Рассматриваются

 

вопросы

 

совершенствования

 

качества

 

преподавания

 

в

 

школах

 

Ханты

-

Мансийского

 

национального

 

округа

 

в

 

первые

 

послевоенные

 

годы

Предпринята

 

попытка

 

определить

 

состояние

 

реальных

 

знаний

 

учащихся

 

Югры

 

в

 1945–

1953 

гг

При

 

помощи

 

историко

-

генетического

 

метода

 

были

 

выявлены

 

причины

 

многочисленных

 

проблем

 

в

 

преподавании

 

русского

 

языка

 

в

 

местных

 

школах

а

 

также

 

основная

 

суть

 

этих

 

трудностей

В

 

исследовании

 

при

 

помощи

 

историко

-

сравнительного

 

метода

 

анализируются

 

изменения

 

общей

 

успеваемости

 

учащихся

 

по

 

русскому

 

языку

количества

 

и

 

уровня

 

квалификации

 

педагогических

 

кадров

 

региона

состояния

 

преподавания

 

предмета

 

и

 

качества

 

методической

 

работы

 

в

 

шко

-

лах

 

края

По

 

мнению

 

исследователя

принципиальных

 

изменений

 

в

 

данных

 

вопросах

 

в

 

рассматриваемый

 

период

 

достиг

-

нуть

 

не

 

удалось

Ключевые

 

слова

:

 

общеобразовательная

 

школа

учитель

уровень

 

квалификации

преподавание

 

русского

 

языка

дети

 

ханты

 

и

 

манси

успеваемость

 

учащихся

реальные

 

знания

 

После

 

окончания

 

Великой

 

Отечественной

 

войны

 

1941–1945 

гг

в

 

Советском

 

Союзе

 

началось

 

постепен

-

ное

 

возвращение

 

к

 

мирной

 

жизни

Требовалось

 

и

 

ре

-

шение

 

тех

 

образовательных

 

задач

которые

 

были

 

по

-

ставлены

 

советской

 

властью

 

еще

 

в

 1930-

е

 

гг

.: 

ликви

-

дация

 

неграмотности

 

в

 

стране

 

и

 

всеобщее

 

начальное

 

образование

Это

 

было

 

особенно

 

актуально

 

для

 

школ

 

удаленных

 

регионов

 

страны

таких

 

как

 

Ханты

-

Мансийский

 

национальный

 

округ

где

 

выполнить

 

дан

-

ные

 

установки

 

до

 

войны

 

в

 

полной

 

мере

 

не

 

удалось

В

 

Югре

оторванной

 

отсутствием

 

автомобильных

 

и

 

же

-

лезных

 

дорог

а

 

также

 

регулярного

 

авиасообщения

 

с

 

«

большой

 

землей

», 

по

-

прежнему

 

суровой

 

действитель

-

ностью

 

был

 

крайне

 

низкий

 

уровень

 

образования

 

насе

-

ления

Не

 

были

 

решены

 

даже

 

вопросы

связанные

 

с

 

нежеланием

 

граждан

 

из

 

числа

 

коренных

 

народов

 

Севе

-

ра

 

отдавать

 

своих

 

детей

 

в

 

школу

 [1. 

С

. 8, 17]. 

Перед

 

школами

 

края

 

стояла

 

задача

 

дать

 

населению

 

элементарное

 

образование

 

на

 

уровне

 

начальной

 

шко

-

лы

Поэтому

 

одним

 

из

 

важных

 

индикаторов

 

состояния

 

школьного

 

образования

 

в

 

регионе

 

было

 

качество

 

пре

-

подавания

 

русского

 

языка

Нужно

 

заметить

что

 

это

 

был

 

один

 

из

 

единственных

 

предметов

  (

наряду

 

с

 

арифметикой

), 

который

 

изучался

 

в

 

каждой

 

школе

 

Ханты

-

Мансийского

 

национального

 

округа

.  

Каковы

 

же

 

были

 

знания

 

детей

 

по

 

русскому

 

языку

 

в

 

школах

 

Югры

 

в

 1945–1953 

гг

.? 

Из

 

года

 

в

 

год

на

 

протя

-

жении

 

всего

 

рассматриваемого

 

периода

показатели

 

успеваемости

 

учащихся

 

по

 

данному

 

предмету

 

вызывали

 

серьезную

 

обеспокоенность

 

органов

 

народного

 

образо

-

вания

 

региона

В

 

начале

 

рассматриваемого

 

периода

 

огромное

 

количество

 

учащихся

 

школ

 

Ханты

-

Ман

-

сийского

 

национального

 

округа

 

не

 

могли

 

даже

 

на

 

мини

-

мальном

 

уровне

 

справиться

 

с

 

основной

 

школьной

 

про

-

граммой

 

по

 

русскому

 

языку

Об

 

этом

 

свидетельствовали

 

результаты

 

контрольных

 

работ

 

за

 1-

е

 

полугодие

 

1946/47 

учебного

 

года

проведенных

 

по

 

текстам

 

облоно

Из

 1 151 

ученика

 4-

го

 

класса

выполнявших

 

работы

 

по

 

русскому

 

языку

на

 Â«2» 

и

 Â«1» 

их

 

сдали

 410 

человек

или

 

35,6%. 

Это

 

было

 

значительно

 

хуже

чем

 

даже

 

по

 

ариф

-

метике

где

 

неудовлетворительные

 

результаты

 

показали

 

258 

человек

или

 22,5% [2. 

С

. 9].  

Однако

 

даже

 

эти

 

цифры

 

не

 

отражали

 

глубины

 

проблемы

Значительное

 

число

 

учащихся

 

едва

 

выпол

-

няли

 

школьную

 

программу

 

по

 

данным

 

предметам

 

на

 

минимальном

удовлетворительном

 

уровне

Так

по

 

русскому

 

языку

 

на

 

оценку

 Â«

три

» 

эти

 

же

 

работы

 

напи

-

сали

 526 

детей

или

 45,7%, 

а

 

по

 

арифметике

 â€“ 332 

ре

-

бенка

или

 28,9%. 

Выходит

что

 

более

 80% 

учащихся

 

классов

 

Югры

 

либо

 

обладали

 

знаниями

 

по

 

русскому

 

языку

 

на

 

минимально

 

допустимом

 

уровне

либо

 

и

 

во

-

все

 

не

 

знали

 

его

По

 

арифметике

 

ситуация

 

была

 

не

-

сколько

 

лучше

не

 

знали

 

на

 

качественном

 

уровне

 

дис

-

циплину

 52,4% 

школьников

 

края

В

 

целом

 

по

 

итогам

 

1946/47 

учебного

 

года

 

успеваемость

 

учащихся

 

в

 

Хан

-

ты

-

Мансийском

 

национальном

 

округе

 

составила

 69% 

[2. 

С

. 8]. 

Таким

 

образом

не

 

справились

 

своевременно

 

с

 

основной

 

школьной

 

программой

 31% 

детей

.  

Столь

 

заметное

 

расхождение

 

знаний

 

учащихся

 

по

 

русскому

 

языку

 

и

 

арифметике

 

отчасти

 

объясняется

 

наличием

 

в

 

округе

 

немалого

 

числа

 

детей

 

ханты

 

и

 

ман

-

си

не

 

знавших

 

русский

 

язык

 

и

 

не

 

пользовавшихся

 

им

 

в

 

своей

 

повседневной

 

жизни

В

 1952 

г

в

 85 

националь

-

ных

 

школах

 

Югры

 

обучался

 3 181 

учащийся

 

из

 

числа

 

коренных

 

народов

 

Севера

что

 

составляло

 

примерно

 

пятую

 

часть

 

от

 

их

 

общего

 

числа

 [3. 

С

. 19, 37]. 

При

 

этом

 

в

 

округе

 

в

 

данное

 

время

 

имелось

 

лишь

 78 

учителей

владевших

 

языками

 

коренных

 

народов

 

Севера

 [

Там

 

же

С

. 5] (7,5% 

от

 

общего

 

числа

 

педагогов

).  

Е

.

Г

Чумак

 

справедливо

 

отмечает

что

 

учителя

 

Югры

 

вследствие

 

этого

 

сталкивались

 

с

 

непониманием

 

языка

 

учеников

 

в

 

процессе

 

обучения

что

 

отражалось

 

на

 

успеваемости

 

учащихся

Педагоги

 

края

 

были

 

вы

-

нуждены

 

самостоятельно

 

изучать

 

языки

 

учащихся

теряя

 

на

 

этом

 

много

 

времени

 [4. 

С

. 17]. 

Однако

 

язык

 

ханты

 

и

 

манси

 

использовался

 

учителями

 

в

 

основном

 

для

 

объяснения

 

наиболее

 

трудных

 

мест

 

в

 

программ

-

ном

 

материале

Важно

 

также

 

понимать

что

 

препода

-

вание

 

русского

 

языка

 

для

 

таких

 

детей

 

вызывало

 

нема

-

лые

 

трудности

 

и

 

потому

что

 

для

 

них

 

это

 

был

 

второй

 

язык

а

 

методика

 

преподавания

 

родного

 

и

 

неродного

 

языка

 

имеет

 

принципиальные

 

отличия

При

 

этом

 

при

-

нятый

 

в

 1948 

г

новый

 

учебный

 

план

 

еще

 

больше

 

уве

-

личил

 

роль

 

русского

 

языка

 

в

 

национальных

 

школах

 

и

 

уменьшил

 

значение

 

родного

 [

Там

 

же

С

. 13].  

Тем

 

не

 

менее

 

можно

 

утверждать

что

 

на

 

низкое

 

ка

-

чество

 

знаний

 

учащихся

 

Ханты

-

Мансийского

 

нацио

-

нального

 

округа

 

влияли

 

и

 

многие

 

другие

 

факторы


background image

108 

Например

в

 1946 

г

во

 

время

 

проверки

 

одной

 

из

 

югорских

 

школ

 

выяснилось

что

 

о

 

многих

даже

 

са

-

мых

 

распространенных

 

предметах

 

учащиеся

 4-

х

 

клас

-

са

 

не

 

имели

 

достаточно

 

конкретных

 

представлений

Так

в

 

диктанте

 

облоно

 

им

 

не

 

были

 

знакомы

 

слова

карниз

водосточная

 

труба

этой

неоштукатурен

-

ная

студент

трамвай

керосинка

 [2. 

С

. 10]. 

Данный

 

факт

 

свидетельствует

 

не

 

только

 

о

 

плохих

 

знаниях

 

русского

 

языка

 

югорских

 

школьников

Перечислен

-

ные

 

в

 

диктанте

 

слова

 

в

 

значительной

 

степени

 

отно

-

сятся

 

к

 

характеристикам

 

индустриально

-

урбанизи

-

рованного

 

общества

По

 

сути

их

 

незнание

 

со

 

стороны

 

учащихся

 4-

го

 

класса

 

является

 

показателем

 

глубокой

 

социально

-

экономической

 

и

 

культурной

 

отсталости

 

региона

 

в

 

рассматриваемый

 

период

Однако

 

главной

 

проблемой

 

была

конечно

 

же

низ

-

кая

 

квалификация

 

учителей

 

русского

 

языка

Нужно

 

отметить

что

 

специфика

 

школьной

 

сети

 

региона

 

в

 

1945–1953 

гг

состояла

 

в

 

том

что

 

подавляющее

 

боль

-

шинство

 

школ

 

в

 

Ханты

-

Мансийском

 

национальном

 

округе

 

относились

 

к

 

начальным

 

и

 

давали

 

только

 

эле

-

ментарные

 

знания

Так

в

 1945/46 

учебном

 

году

 

из

 

257 

школ

 204 

относились

 

к

 

числу

 

начальных

 [5. 

С

. 1] 

(79,4%). 

Преподавали

 

в

 

них

 

в

 

основном

 

выпускники

 

Ханты

-

Мансийского

 

и

 

Тобольского

 

педучилища

которые

 

имели

 

квалификацию

  Â«

учитель

 

начальных

 

классов

». 

Специальной

 

квалификации

 

по

 

русскому

 

языку

 

и

 

фи

-

лологии

 

в

 

подавляющем

 

большинстве

 

случаев

 

учителя

 

не

 

имели

В

 1946 

г

из

 837 

учителей

 

края

 

высшее

 

обра

-

зование

 

имелось

 

только

 

у

 44 

чел

. (5,3%). 

Примечатель

-

но

что

как

 

показывают

 

материалы

 

исследования

 

Н

.

В

Фроловой

это

 

было

 

даже

 

меньше

чем

 

накануне

 

Великой

 

Отечественной

 

войны

 (7%) [6. 

С

. 21]. 

Как

 

правило

высококвалифицированные

 

специалисты

 

ра

-

ботали

 

в

 

наиболее

 

крупных

средних

 

школах

 

региона

таких

 

как

 

Ханты

-

Мансийская

 

средняя

 

школа

Сургут

-

ская

 

средняя

 

школа

Нахрачинская

 

средняя

 

школа

 

и

 

др

.  

В

 

округе

 

имелись

 

хорошие

 

учителя

выделявшиеся

 

на

 

общем

 

уровне

 

высоким

 

качеством

 

своей

 

работы

Так

в

 1946 

г

. 10 

югорских

 

учителей

 

были

 

награждены

 

приказом

 

Министерства

 

просвещения

 

РСФСР

 

знач

-

ком

  Â«

Отличник

 

народного

 

просвещения

» [2. 

С

. 12]. 

Некоторые

 

учителя

например

 

учительница

 

Ларьяк

-

ской

 

семилетней

 

школы

 

Е

.

И

Старикова

работали

 

с

 

высокой

 

самоотдачей

Эта

 

учительница

 

всегда

 

тщатель

-

но

 

готовилась

 

к

 

каждому

 

уроку

строила

 

их

 

методически

 

правильно

активно

 

использовала

 

наглядность

Педагог

 

уделял

 

много

 

внимания

 

выработке

 

чистой

 

и

 

правильной

 

речи

 

у

 

детей

 

путем

 

систематического

 

требования

 

ясного

 

произношения

 

каждого

 

слова

 

и

 

слога

что

 

помогало

 

из

-

живать

 

дефекты

 

в

 

речи

 

учащихся

Особенностью

 

ее

 

преподавания

 

было

 

также

 

и

 

то

что

 

она

 

не

 

подсказывала

 

сразу

 

ученику

 

правильный

 

ответ

 

при

 

затруднениях

 

в

 

чтении

а

 

добивалась

чтобы

 

он

 

сам

 

понял

 

свою

 

ошибку

 

при

 

помощи

 

наглядных

 

пособий

 [

Там

 

же

С

. 13]. 

Однако

 

подобных

 

энтузиастов

 

было

 

недостаточно

Уровень

 

квалификации

 

большинства

 

педагогов

осо

-

бенно

 

в

 

начальных

 

школах

расположенных

 

в

 

удален

-

ной

 

сельской

 

местности

 

на

 

больших

 

расстояниях

 

друг

 

от

 

друга

был

 

низким

Весьма

 

показательным

 

был

 

тот

 

факт

что

 

немалая

 

часть

 

из

 

них

 

не

 

имела

 

даже

 

закон

-

ченного

 

среднего

 

образования

 (

например

в

 1946 

г

в

 

Югре

 â€“ 101 

человек

) [2. 

С

. 17], 

что

 

составляло

 12,1% 

от

 

общего

 

числа

 (

накануне

 

войны

 â€“ 22%) [6. 

С

. 21].  

Следствием

 

данных

 

проблем

 

были

 

многочислен

-

ные

 

ошибки

 

и

 

недоработки

 

учителей

 

Югры

 

на

 

уроках

 

русского

 

языка

Поскольку

 

в

 

школах

 

региона

 

была

 

слабо

 

поставлена

 

словарная

 

работа

 

с

 

учащимися

письменная

 

и

 

устная

 

речь

 

учащихся

 

были

 

развиты

 

слабо

 [2. 

С

. 10]. 

Учащиеся

 

получали

 

мало

 

письмен

-

ных

 

творческих

 

заданий

редко

 

писали

 

изложения

учителя

 

мало

 

работали

 

над

 

каллиграфией

 

своих

 

под

-

опечных

Нередко

 

ученики

 

не

 

имели

 

образцов

 

пра

-

вильного

 

письма

 

и

 

даже

 

списывали

 

слова

 

с

 

печатного

 

шрифта

.  

Данные

 

недоработки

 

были

 

характерны

 

для

 

работы

 

большинства

 

учителей

 

региона

в

 

том

 

числе

 

и

 

для

 

пе

-

дагогических

 

коллективов

 

крупных

опорных

 

общеоб

-

разовательных

 

учреждений

 

Ханты

-

Мансийского

 

наци

-

онального

 

округа

где

 

уровень

 

квалификации

 

педагогов

 

был

 

выше

Например

учительница

 

русского

 

языка

 

Ханты

-

Мансийской

 

средней

 

школы

 

т

Костина

 

крити

-

ковалась

 

за

 

большие

 

промахи

 

и

 

недостатки

 

в

 

работе

Они

 

объяснялись

 

окружным

 

отделом

 

народного

 

обра

-

зования

 

недостаточным

 

опытом

 

работы

а

 

также

 

отсут

-

ствием

 

у

 

педагога

… 

фактических

 

знаний

 

преподавае

-

мого

 

предмета

На

 

уроках

 

правильные

 

ответы

 

учащих

-

ся

 

учителем

 

брались

 

под

 

сомнение

а

 

неправильные

 

оценивались

 

как

 

положительные

  [

Там

 

же

]. 

При

 

этом

 

этот

 

же

 

самый

 

педагог

 

ставился

 

в

 

других

 

документах

 

в

 

пример

 

остальным

 

учителям

рекомендовались

 

ее

 

ме

-

тодики

 

работы

! [7. 

С

. 194].

 

Преподавательница

 

русского

 

языка

 

той

 

же

 

школы

 

Баринова

 

уроки

 

строила

 

методически

 

правильно

но

 

в

 

преподаваемом

 

материале

 

сама

 

разбиралась

 

плохо

Так

к

 

существительному

  Â«

композитор

» 

она

 

ставила

 

вопрос

 

«

что

?». 

Это

 

вызывало

 

удивление

 

отвечающего

 

ученика

тогда

 

учитель

 

авторитетным

 

тоном

 

подтверждает

: «...

да

что

? – 

композитор

». 

Она

 

же

 

имела

 

безграмотную

 

речь

говорила

 Â«

стери

», Â«

слога

» 

и

 

т

.

д

. [2. 

С

. 10]. 

Общими

 

недостатками

 

работы

 

учителей

 

Ханты

-

Мансийской

 

средней

 

школы

 

в

 1946/47 

учебном

 

году

 

были

 

названы

 

плохое

 

знание

 

фактического

 

материала

преподаваемого

 

на

 

уроке

вследствие

 

плохой

 

подго

-

товки

 

к

 

занятиям

плохое

 

составление

 

поурочных

 

планов

 (

которые

 

имели

 

вид

 

простых

 

схем

 

без

 

приме

-

ров

). 

Вследствие

 

этого

 

вопросы

 

на

 

уроках

 

ставились

 

с

 

неправильными

 

формулировками

Помимо

 

этого

у

 

учителей

 

отмечались

 

наличие

 

в

 

речи

 

стилистических

 

ошибок

невнимательность

 

к

 

ответам

 

учеников

по

-

этому

 

ошибки

 

в

 

ответах

 

учащихся

 

оставались

 

незаме

-

ченными

Ученики

 

даже

 10-

х

 

классов

 

не

 

знали

 

точных

 

формулировок

 

правил

 

русского

 

языка

 [7. 

С

. 194]. 

Учительница

 1-

го

 

класса

 

Черномысовской

 

семи

-

летней

 

школы

 

т

Борутто

 Â«

совершенно

 

безответствен

-

но

» 

относилась

 

к

 

проверке

 

тетрадей

не

 

предъявляя

 

достаточной

 

требовательности

 

к

 

учащимся

Оценки

 

ставила

 

небрежно

ошибки

 

не

 

исправляла

безграмот

-

но

 

писала

  Â«

Томары

», 

вместо

  Â«

Тамары

» [2. 

С

. 10]. 

В

 

Матлымской

 

школе

 

Микояновского

 

района

 

на

 

уроках

 

учительницы

 1-

го

 

класса

 

Злобиной

 

дети

 

читали

не

 

понимая

 

прочитанного

 

текста

не

 

зная

 

значение

 

неко

-

торых

 

слов

В

 

Кеушинской

 

семилетней

 

школе

 

на

 

уро

-


background image

109 

ках

 

русского

 

языка

 

в

 5–7-

х

 

классах

  (

преподаватель

 

Козлова

учащиеся

 

хорошо

 

знали

 

формулировку

 

пра

-

вил

 

правописания

определение

 

частей

 

речи

но

 

не

 

уме

-

ли

 

самостоятельно

 

провести

 

грамматический

 

разбор

а

 

при

 

выполнении

 

самостоятельных

 

письменных

 

работ

 

допускали

 

большое

 

количество

 

ошибок

 [2. 

С

. 11].  

Несмотря

 

на

 

столь

 

серьезные

 

недостатки

 

в

 

препо

-

давании

 

русского

 

языка

у

 

окружного

 

школьного

 

ру

-

ководства

 

в

 

начале

 

рассматриваемого

 

периода

 

факти

-

чески

 

не

 

было

 

действенных

 

инструментов

 

для

 

повы

-

шения

 

качества

 

занятий

 

по

 

этой

 

ключевой

 

дисци

-

плине

Многие

 

учителя

 

русского

 

языка

как

 

указыва

-

ют

 

материалы

 

посещения

 

их

 

занятий

 

инспекторами

 

отделов

 

народного

 

образования

в

 

значительной

 

мере

 

не

 

соответствовали

 

занимаемой

 

должности

Вместе

 

с

 

тем

 

случаи

 

увольнения

 

их

 

по

 

причине

 

профессио

-

нальной

 

некомпетентности

 

были

 

достаточно

 

редки

Так

в

 1946/47 

учебном

 

году

 

была

 

снята

 

с

 

работы

 

при

-

казом

 

окроно

 

учительница

 

Ханты

-

Мансийской

 

сред

-

ней

 

школы

 

Э

.

Л

Севратовская

 

как

 

не

 

обеспечившая

 

преподавание

 

и

 

из

-

за

 

отсутствия

 

у

 

нее

 

фактических

 

знаний

 

предмета

 [7. 

С

. 194]. 

Какие

 

выходы

 

видели

 

руководители

 

школьного

 

образования

 

Югры

 

из

 

сложившейся

 

ситуации

В

 

пе

-

речне

 

предложений

которые

 

давали

 

школьные

 

ин

-

спекторы

 

учителям

 

русского

 

языка

 

конкретных

 

школ

звучали

 

слова

 

о

 

необходимости

 

усилить

 

контроль

 

за

 

работой

 

учителей

 

со

 

стороны

 

директоров

 

школ

сле

-

дить

 

учителю

 

за

 

своей

 

речью

 

и

 

речью

 

учеников

тре

-

буя

 

у

 

учащихся

 

знания

 

точных

 

научных

 

формулиро

-

вок

в

 

классах

 

и

 

вне

 

классов

 

осуществлять

 

к

 

учащимся

 

единые

 

педагогические

 

требования

 

и

 

выполнение

 

единого

 

орфографического

 

режима

 [

Там

 

же

].  

Предлагалось

 

также

 

организовать

 

взаимное

 

посе

-

щение

 

уроков

 

учителями

 

русского

 

языка

 

с

 

целью

 

изу

-

чения

 

опыта

 

лучших

 

учителей

 

и

 

оказания

 

практиче

-

ской

 

помощи

 

начинающим

Результаты

 

взаимопосе

-

щений

 

предлагалось

 

записывать

 

в

 

специальную

 

тет

-

радь

которая

 

должна

 

была

 

храниться

 

у

 

заведующего

 

учебной

 

частью

 [

Там

 

же

]. 

То

 

есть

как

 

мы

 

указывали

 

выше

предполагалось

 

опираться

 

в

 

решении

 

данных

 

вопросов

 

на

 

собственные

 

силы

которые

конечно

 

же

в

 

Югре

 

были

 

незначительными

Были

 

ли

 

решены

 

перечисленные

 

выше

 

проблемы

 

к

 

концу

 

рассматриваемого

 

периода

К

 

началу

 1950-

х

 

гг

педагогическим

 

коллективам

 

школ

 

Ханты

-

Мансий

-

ского

 

национального

 

округа

 

удалось

 

заметно

 

повы

-

сить

 

общую

 

успеваемость

 

югорских

 

школьников

 â€“ 

по

 

итогам

 1951/52 

учебного

 

года

 

она

 

составила

 82,1% (

из

 

18 466 

чел

., 

успевало

 â€“ 15 165 

чел

.). 

Заметно

 

возросла

 

успеваемость

 

учащихся

 

и

 

по

 

русскому

 

языку

достиг

-

шая

 

в

 

это

 

же

 

время

 86–87% [3. 

С

. 6]. 

В

 

первом

ше

-

стом

 

и

 

седьмом

 

классах

 

успеваемость

 

детей

 

по

 

рус

-

скому

 

языку

 

и

 

вовсе

 

стала

 

приближаться

 

к

 90% 

от

 

общего

 

количества

 

учащихся

 [3. 

С

. 269–275].  

За

 

счет

 

чего

 

этого

 

удалось

 

добиться

Во

-

первых

это

 

совершенствование

 

качества

 

методической

 

работы

 

в

 

школах

 

Югры

В

 

целом

 

в

 1953 

г

в

 

Югре

 

работали

 46 

кустовых

 

методических

 

объединений

 (

КМО

). 

Все

 

КМО

 

работали

 

по

 

планам

политический

 

доклад

методиче

-

ские

 

доклады

открытые

 

уроки

 

и

 

их

 

обсуждение

собе

-

седование

 

по

 

материалам

 

съезда

 

партии

 [1. 

С

. 128]. 

В

 

некоторых

 

КМО

 (

Самаровский

 

район

проводилось

 

изучение

 

русского

 

языка

практиковалось

 

также

 

вы

-

полнение

 

практических

 

работ

  (

письмо

 

диктантов

), 

просмотр

 

ученических

 

тетрадей

Только

 

за

 1-

е

 

полу

-

годие

 1952/53 

учебного

 

года

 

на

 

заседаниях

 

КМО

 

было

 

заслушано

 25 

докладов

 

на

 

политические

 

темы

, 90 – 

по

 

методическим

 

вопросам

проанализировано

 

более

 

100 

открытых

 

уроков

В

 

некоторых

 

семилетних

 

шко

-

лах

 

района

  (

Реполовской

Бобровской

Совхозной

Нялинской

Урманной

Луговской

 

и

 

др

.) 

были

 

органи

-

зованы

 

методические

 

уголки

в

 

которых

 

была

 

сосре

-

доточена

 

вся

 

методическая

 

литература

конспекты

 

открытых

 

уроков

наглядные

 

и

 

другие

 

материалы

 [1. 

С

. 89–90]. 

Неплохо

 

работали

 

также

 

КМО

 

в

 

Ларьякском

Березовском

Микояновском

 

районах

 [

Там

 

же

С

. 128]. 

Вследствие

 

этого

 

в

 

начале

 1950-

х

 

гг

в

 

округе

 

наме

-

тился

 

и

 

общий

 

рост

 

методической

 

грамотности

 

учителей

 

региона

К

 

этому

 

времени

 

ряд

 

учителей

 1-

х

 

классов

 

школ

 

края

  (

Федорова

Мурашова

Гавриленко

 

и

 

др

.) 

стали

 

использовать

 

в

 

своей

 

практике

 

наиболее

 

рацио

-

нальные

 

методы

 

работы

творчески

 

сочетали

 

обуче

-

ние

 

отдельных

 

учащихся

 

с

 

коллективной

 

работой

 

класса

В

 

период

 

обучения

 

грамоте

 

они

 

уделяли

 

ис

-

ключительное

 

внимание

 

звуковому

 

анализу

 

слов

письму

 

по

 

слуху

развитию

 

речи

 

учащихся

использо

-

вали

 

в

 

работе

 

слоговые

 

карточки

 

слов

слогов

кар

-

точки

 

слов

 

с

 

неполным

 

описанием

Все

 

эти

 

приемы

 

способствовали

 

грамотному

 

и

 

сознательному

 

письму

 

слов

 

и

 

предложений

 [8. 

С

. 269

а

]. 

Рост

 

успеваемости

 

был

 

заметен

 

также

 

и

 

у

 

учителей

 

пятых

 

классах

 

школ

 

округа

Качество

 

устных

 

ответов

 

и

 

письменных

 

работ

 

югорских

 

пятиклассников

 

позволяло

 

окружному

 

отделу

 

народного

 

образования

 

утверждать

что

 

у

 

них

 

сформировались

 

более

 

твердые

 

знания

 

грам

-

матического

 

материала

Этому

по

 

мнению

 

окроно

спо

-

собствовала

 

настойчивая

 

работа

 

учителей

 

над

 

материа

-

лами

 

дискуссии

 

по

 

языкознанию

изучение

 

трудов

 

т

Сталина

продуманный

 

единый

 

орфографический

 

ре

-

жим

 

во

 

всех

 

средних

 

и

 

некоторых

 

семилетних

 

школах

частые

 

взаимные

 

посещения

 

уроков

 

и

 

последующее

 

их

 

обсуждение

большое

 

внимание

уделяемое

 

грамматиче

-

скому

 

разбору

возросшая

 

требовательность

 

к

 

качеству

 

устных

 

ответов

 [

Там

 

же

С

. 271–272]. 

В

 

конце

 

рассматриваемого

 

периода

 

лучшие

 

учите

-

ля

 

русского

 

языка

 

школ

 

Ханты

-

Мансийского

 

нацио

-

нального

 

округа

 

работали

 

над

 

изучением

 

опыта

 

кол

-

лег

 

одной

 

из

 

московских

 

школ

который

 

стал

 

распро

-

страняться

 

в

 

Югре

 

в

 1952 

г

Его

 

суть

 

заключалась

 

в

 

обязательном

 

присутствии

 

на

 

уроках

 

русского

 

языка

орфографической

 

зарядки

словарной

 

работы

а

 

также

 

трех

 

этапов

 

закрепления

 

нового

 

материала

У

 

некото

-

рых

 

учителей

 

Березовского

 

района

  (

в

 

Полноватской

 

школе

Березовской

 

средней

 

школе

Березовской

 

се

-

милетней

 

школе

данную

 

методику

 

удалось

 

эффек

-

тивно

 

внедрить

 

в

 

работу

 [1. 

С

. 17]. 

Вместе

 

с

 

тем

 

далеко

 

не

 

во

 

всех

 

школах

 

уровень

 

знаний

 

детей

 

был

 

достаточно

 

высоким

Более

 

того

если

 

сравнить

 

результаты

 

успеваемости

 

учащихся

 

по

 

русскому

 

языку

 

в

 1950/51 

учебном

 

году

 

с

 

предыдущим

 

годом

то

 

она

 

выглядит

 

противоречиво

Если

 

в

 1-, 3-, 5- 

и

 7-

м

 

классах

 

успеваемость

 

школьников

 

возросла

то

 

во

 2-, 4- 

и

 6-

м

 

классах

 

снизилась

 [8. 

С

. 296].  


background image

110 

Ко

 

всему

 

прочему

в

 

начале

 1950-

х

 

гг

в

 

Ханты

-

Мансийском

 

национальном

 

округе

 

имелось

 

немало

 

классов

в

 

которых

 

успеваемость

 

учащихся

 

по

 

рус

-

скому

 

языку

 

была

 50% 

и

 

даже

 

ниже

Как

 

правило

это

 

были

 

классы

 

с

 

незначительным

 

количеством

 

детей

расположенные

 

в

 

удаленных

 

школах

 

региона

Среди

 

первых

 

классов

 

таких

 

было

 9, 

среди

 

вторых

 â€“ 10, 

сре

-

ди

 

третьих

 â€“ 5, 

четвертых

 â€“ 27(!), 

шестых

 â€“ 8, 

т

.

е

все

-

го

 59 

классов

Особенно

 

слабыми

 

знания

 

по

 

русскому

 

языку

 

были

 

у

 

школьников

 

Югры

 4-

го

 

класса

К

 

этим

 

учащимся

 

было

 

предъявлено

 

больше

 

новых

 

требова

-

ний

с

 

которыми

 

не

 

были

 

способны

 

справиться

 [8. 

С

. 269–275]. 

 

Остановимся

 

на

 

вопросе

 

о

 

том

почему

 

школам

 

ре

-

гиона

 

не

 

удалось

 

к

 

концу

 

рассматриваемого

 

периода

 

добиться

 

более

 

высоких

 

результатов

 

учащихся

 

по

 

русскому

 

языку

Следует

 

признать

что

 

ключевые

 

проблемы

 

развития

 

школьного

 

образования

 

в

 

Югре

 

в

 

начале

 1950-

х

 

гг

сохранились

 

почти

 

в

 

неизменном

 

виде

В

 

округе

 

по

-

прежнему

 

не

 

хватало

 

учителей

 

вы

-

сокой

 

квалификации

В

 1950 

г

в

 

Ханты

-

Мансийском

 

национальном

 

округе

 

работали

 1024 

учителя

т

.

е

на

 

22,3% 

больше

чем

 

в

 1946 

г

Однако

 

высшее

 

образо

-

вание

 

имелось

 

только

 

у

 65 

человек

 [

Там

 

же

С

. 6], 

что

 

составляло

 6,35% 

и

 

было

 

лишь

 

на

 

один

 

процент

 

вы

-

ше

чем

 

после

 

Великой

 

Отечественной

 

войны

.  

К

 

моменту

 

окончания

 

сталинской

 

эпохи

 

каче

-

ственных

 

изменений

 

в

 

этом

 

вопросе

 

не

 

произошло

Так

 

в

 

начале

 1953 

г

из

 179 

учителей

 

Сургутского

 

района

 

высшее

 

образование

 

имелось

 

только

 

у

 13 

че

-

ловек

 (7,3%). 

В

 

Березовском

 

районе

 

из

 161 

педагога

 

высшее

 

образование

 

было

 

только

 13 

учителей

 (8,1%) 

[1. 

С

. 23]. 

В

 

Ларьякском

 

районе

 

из

 70 

учителей

 

выс

-

шее

 

образование

 

имели

 

только

 4 

педагога

 (5,7%) [

Там

 

же

С

. 36]. 

Таким

 

образом

общий

 

кадровый

 

потенци

-

ал

 

в

 1945–1953 

гг

школ

 

Югры

 

изменился

 

незначи

-

тельно

Безусловно

это

 

в

 

равной

 

степени

 

касалось

 

и

 

преподавателей

 

русского

 

языка

При

 

этом

 

основной

 

причиной

препятствовавшей

 

укомплектованию

 

кадрами

 

отдаленных

 

начальных

 

школ

 

было

по

 

данным

 

заведующего

 

Сургутским

 

рай

-

оно

нежелание

 

учителей

 

ехать

 

в

 

эти

 

школы

  (

из

-

за

 

трудности

 

работы

 

там

отдаленности

худших

 

матери

-

альных

 

и

 

бытовых

 

условий

 

в

 

местах

 

расположения

 

этих

 

школ

). 

Вследствие

 

этого

в

 

большинстве

 

случаев

 

в

 

таких

 

школах

 

работали

 

молодые

неопытные

 

учите

-

ля

а

 

опытные

 

прибывали

 

с

 

путевками

 

министерства

 

и

 

облоно

 

в

 

магистральные

 

школы

 [

Там

 

же

С

. 8]. 

Мас

-

совое

 

нежелание

 

выпускников

 

пединститутов

 

рабо

-

тать

 

в

 

школах

 

сопредельных

 

с

 

Югрой

 

областей

 

в

 

кон

-

це

 

рассматриваемого

 

периода

 

отражено

 

в

 

исследова

-

нии

 

Н

.

К

Файзуллиной

 [9. 

С

. 22].  

Случаи

 

серьезного

 

дефицита

 

учителей

 

русского

 

языка

 

в

 

крае

 

не

 

были

 

изжиты

Так

например

в

 1953 

г

в

 

Шаимской

 

семилетней

 

школе

 

не

 

было

 

преподавате

-

ля

 

русского

 

языка

 

и

 

литературы

На

 

шесть

 

классов

 

работал

 

только

 

один

 

преподаватель

 

русского

 

языка

 

с

 

соответствующим

 

образованием

он

 

же

 

являлся

 

ди

-

ректором

 

школы

Остальные

 36 

ч

 

русского

 

языка

 

и

 

литературного

 

чтения

 

в

 5–6-

х

 

классах

 

вели

 

по

 

совме

-

стительству

 

воспитатели

 

интерната

не

 

имевшие

 

ста

-

жа

 

работы

 

и

 

соответствующего

 

педагогического

 

обра

-

зования

В

 

Ягодной

 

семилетней

 

школе

 

в

 

связи

 

с

 

бо

-

лезнью

 

преподавателя

 

русского

 

языка

 

т

Нечаевой

 

длительное

 

время

 

преподавание

 

русского

 

языка

 

не

 

велось

Позднее

 

ведение

 

русского

 

языка

 

и

 

литератур

-

ного

 

чтения

 

пришлось

 

возложить

 

на

 

учителя

 

началь

-

ных

 

классов

 

и

 

воспитателя

 

школьного

 

интерната

ко

-

торые

 

также

 

не

 

имели

 

соответствующего

 

образования

 

и

 

работали

 

в

 

старших

 

классах

 

впервые

 [1. 

С

. 99–100].  

Это

в

 

свою

 

очередь

привело

 

к

 

тому

что

 

учителя

 

начальных

 

классов

 

и

 

воспитатели

 

данных

 

школ

 

имели

 

двойную

 

нагрузку

с

 

работой

 

не

 

справлялись

 

и

 

допу

-

стили

 

массовую

 

неуспеваемость

 

по

 

русскому

 

языку

 

и

 

литературному

 

чтению

Однако

несмотря

 

на

 

неодно

-

кратные

 

запросы

 

окроно

 

о

 

доукомплектовании

 

школ

 

педагогическими

 

кадрами

вопрос

 

остался

 

нерешен

-

ным

 [

Там

 

же

С

. 100]. 

Кроме

 

того

в

 

регионе

по

 

словам

 

руководителя

 

школьного

 

образования

 

Сургутского

 

района

плохо

 

ре

-

шался

 

вопрос

 

с

 

чисткой

 

учительских

 

кадров

необходи

-

мо

 

было

 

отстранить

 

от

 

преподавания

 

людей

не

 

способ

-

ных

 

осуществлять

 

эту

 

почетную

 

обязанность

  [

Там

 

же

С

. 8]. 

Так

в

 

конце

 

рассматриваемого

 

периода

 

недобро

-

совестно

 

относилась

 

к

 

своей

 

работе

 

учительница

 

рус

-

ского

 

языка

 

и

 

литературного

 

чтения

 

Ларьякской

 

средней

 

школы

 

Н

.

И

Чепурных

Она

 

слабо

 

владела

 

методикой

 

преподавания

имела

 

очень

 

ограниченный

 

теоретиче

-

ский

 

багаж

недобросовестно

 

готовилась

 

к

 

урокам

часто

 

возвращала

 

тетради

 

учащихся

 

непроверенными

 

или

 

с

 

массой

 

пропущенных

 

ошибок

допускала

 

грубость

 

по

 

отношению

 

к

 

ученикам

В

 

конце

 

концов

 

Ларьякский

 

районный

 

отдел

 

был

 

вынужден

 

освободить

 

ее

 

от

 

педаго

-

гической

 

работы

 [

Там

 

же

С

. 30].  

Множество

 

учителей

 

Югры

 

за

 

неимением

 

лучших

 

специалистов

 

продолжали

 

преподавать

 

русский

 

язык

 

с

 

серьезными

 

отклонениями

 

от

 

необходимого

 

уровня

Так

учительница

 

Карымской

 

семилетней

 

школы

 

Вах

-

рушева

 

при

 

проверке

 

работы

 

по

 

русскому

 

языку

 

уче

-

ника

 3-

го

 

класса

 

не

 

обратила

 

внимание

 

на

 

неправиль

-

ное

 

написание

 

падежей

 

отдельных

 

слов

а

 

в

 

слове

 

«

молотьба

» 

предприняла

 

попытку

 

исправить

 

глухую

 

согласную

 Â«

т

» 

на

 Â«

д

» [

Там

 

же

С

. 52].  

Очень

 

плохие

 

результаты

 

по

 

русскому

 

языку

 

пока

-

зали

 

ученики

 5-

х

 

классов

 

Ханты

-

Мансийской

 

семи

-

летней

 

школы

 

№

 4, 

где

 

работала

 

учительница

 

Ваку

-

ленко

 (

Мещерякова

). 

В

 

течение

 3 

последних

 

лет

 

этот

 

педагог

 

показывал

 

плохое

 

качество

 

работы

Ни

 

одно

-

го

 

урока

посещенного

 

в

 

ее

 

классах

 

инспекторами

 

и

 

руководителями

 

школы

не

 

было

 

проведено

 

удовле

-

творительно

 

ни

 

со

 

стороны

 

методики

ни

 

со

 

стороны

 

единой

 

насыщенности

Товарищу

 

Вакуленко

  (

Меще

-

рякова

), 

кроме

 

того

не

 

готовилась

 

к

 

урокам

 

и

 

в

 

тече

-

ние

 

учебного

 

года

 

не

 

раз

 

являлась

 

на

 

уроки

 

без

 

пла

-

нов

за

 

что

 

получила

 

предупреждение

 [8. 

С

. 273]. 

Низкую

 

успеваемость

 

и

 

плохое

 

качество

 

знаний

 

пока

-

зали

 

также

 

учителя

 

Сосновцева

  (

Ларьякская

 

школа

), 

Мальчикова

Мещерякова

  (

Ханты

-

Мансийск

) [

Там

 

же

С

. 276]. 

Даже

 

среди

 

учителей

 

с

 

большим

 

стажем

 

педагоги

-

ческой

 

деятельности

 

качество

 

преподавания

 

по

 

рус

-

скому

 

языку

 

оставляло

 

желать

 

лучшего

К

 

примеру

учительница

 

Нижневартовской

 

семилетней

 

школы

 

Е

.

А

Вторушина

несмотря

 

на

 24 

года

 

стажа

 

педагоги

-