ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2019
Просмотров: 7318
Скачиваний: 8
106
REFERENCES
1. Lukovnikov, N.G. (ed.) (1950)
Tridtsatâ let Sovetskoy Udmurtii
[Thirty years of Soviet Udmurtia]. Izhevsk: Udmurtgosizdat.
2. Sukhanov, A.I. (1979)
Rabochiy klass Udmurtii (1917â1970 gg.)
[The working class of Udmurtia (1917â1970)]. Izhevsk: Udmurtiya.
3. Sukhanov, A.I. (1973)
Trud i talant: (K nekotorym voprosam istorii rabochego klassa Udmurtii)
[Work and talent: (To some issues of the history
of the working class of Udmurtia)]. Izhevsk: Udmurtiya.
4. Kulikov, K.I. (ed.) (2005)
Istoriya Udmurtii: XX vek
[History of Udmurtia: the 20th century]. Izhevsk: UIIYaL UrO RAN.
5. Vetoshkina, O.V. (2013)
Rabochie oboronnoy promyshlennosti Udmurtii: ot voyny k miru (1945â1950)
[Workers of the defence industry of Ud-
murtia: from war to peace (1945â1950)]. Izhevsk: Udmurt State University.
6. Central State Archive of the Udmurt Republic. (In Russian).
7. Center for Documentation of the Modern History of the Udmurt Republic. (In Russian).
Received: 21 August 2017
107
ÐеÑÑник
ТомÑкого
гоÑÑдаÑÑÑвенного
ÑнивеÑÑиÑеÑа
. 2018.
â
426.
С
. 107â113.
DOI: 10.17223/15617793/426/13
УÐÐ
372.881.161.1 (571.122) «1945/1953»
Ð
.
Ð
.
ÐиÑилÑк
ТРУÐÐÐСТÐ
ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐÐЯ
РУССÐÐÐÐ
ЯÐЫÐÐ
Ð
ШÐÐÐÐÐ¥
ЮÐРЫ
Ð
1945â1953
гг
.
РабоÑа
вÑполнена
пÑи
поддеÑжке
гÑанÑа
Ð ÐÐФ
(
пÑоекÑ
â
16-11-86008,
Ñип
пÑоекÑа
â
а
(
Ñ
)â).
РаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ
вопÑоÑÑ
ÑовеÑÑенÑÑвованиÑ
каÑеÑÑва
пÑеподаваниÑ
в
ÑколаÑ
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкого
наÑионалÑного
окÑÑга
в
пеÑвÑе
поÑлевоеннÑе
годÑ
.
ÐÑедпÑинÑÑа
попÑÑка
опÑеделиÑÑ
ÑоÑÑоÑние
ÑеалÑнÑÑ
знаний
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
ЮгÑÑ
в
1945â
1953
гг
.
ÐÑи
помоÑи
иÑÑоÑико
-
генеÑиÑеÑкого
меÑода
бÑли
вÑÑвленÑ
пÑиÑинÑ
многоÑиÑленнÑÑ
пÑоблем
в
пÑеподавании
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
в
меÑÑнÑÑ
ÑколаÑ
,
а
Ñакже
оÑновнаÑ
ÑÑÑÑ
ÑÑиÑ
ÑÑÑдноÑÑей
.
Ð
иÑÑледовании
пÑи
помоÑи
иÑÑоÑико
-
ÑÑавниÑелÑного
меÑода
анализиÑÑÑÑÑÑ
изменениÑ
обÑей
ÑÑпеваемоÑÑи
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
,
колиÑеÑÑва
и
ÑÑовнÑ
квалиÑикаÑии
педагогиÑеÑкиÑ
кадÑов
Ñегиона
,
ÑоÑÑоÑниÑ
пÑеподаваниÑ
пÑедмеÑа
и
каÑеÑÑва
меÑодиÑеÑкой
ÑабоÑÑ
в
Ñко
-
лаÑ
кÑаÑ
.
Ðо
мнениÑ
иÑÑледоваÑелÑ
,
пÑинÑипиалÑнÑÑ
изменений
в
даннÑÑ
вопÑоÑаÑ
в
ÑаÑÑмаÑÑиваемÑй
пеÑиод
доÑÑиг
-
нÑÑÑ
не
ÑдалоÑÑ
.
ÐлÑÑевÑе
Ñлова
:
обÑеобÑазоваÑелÑнаÑ
Ñкола
;
ÑÑиÑелÑ
;
ÑÑовенÑ
квалиÑикаÑии
;
пÑеподавание
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
;
деÑи
Ñ Ð°Ð½ÑÑ
и
манÑи
;
ÑÑпеваемоÑÑÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
;
ÑеалÑнÑе
знаниÑ
.
ÐоÑле
оконÑаниÑ
Ðеликой
ÐÑеÑеÑÑвенной
войнÑ
1941â1945
гг
.
в
СовеÑÑком
СоÑзе
наÑалоÑÑ
поÑÑепен
-
ное
возвÑаÑение
к
миÑной
жизни
.
ТÑебовалоÑÑ
и
Ñе
-
Ñение
ÑеÑ
обÑазоваÑелÑнÑÑ
задаÑ
,
коÑоÑÑе
бÑли
по
-
ÑÑавленÑ
ÑовеÑÑкой
влаÑÑÑÑ
еÑе
в
1930-
е
гг
.:
ликви
-
даÑиÑ
негÑамоÑноÑÑи
в
ÑÑÑане
и
вÑеобÑее
наÑалÑное
обÑазование
.
ÐÑо
бÑло
оÑобенно
акÑÑалÑно
длÑ
Ñкол
ÑдаленнÑÑ
Ñегионов
ÑÑÑанÑ
,
ÑакиÑ
как
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкий
наÑионалÑнÑй
окÑÑг
,
где
вÑполниÑÑ
дан
-
нÑе
ÑÑÑановки
до
войнÑ
в
полной
меÑе
не
ÑдалоÑÑ
.
Ð
ЮгÑе
,
оÑоÑванной
оÑÑÑÑÑÑвием
авÑомобилÑнÑÑ
и
же
-
лезнÑÑ
доÑог
,
а
Ñакже
ÑегÑлÑÑного
авиаÑообÑениÑ
Ñ
«
болÑÑой
землей
»,
по
-
пÑежнемÑ
ÑÑÑовой
дейÑÑвиÑелÑ
-
ноÑÑÑÑ
бÑл
кÑайне
низкий
ÑÑовенÑ
обÑазованиÑ
наÑе
-
лениÑ
.
Ðе
бÑли
ÑеÑенÑ
даже
вопÑоÑÑ
,
ÑвÑзаннÑе
Ñ
нежеланием
гÑаждан
из
ÑиÑла
коÑеннÑÑ
наÑодов
Севе
-
Ñа
оÑдаваÑÑ
ÑвоиÑ
деÑей
в
ÑколÑ
[1.
С
. 8, 17].
ÐеÑед
Ñколами
кÑаÑ
ÑÑоÑла
задаÑа
даÑÑ
наÑелениÑ
ÑлеменÑаÑное
обÑазование
на
ÑÑовне
наÑалÑной
Ñко
-
лÑ
.
ÐоÑÑомÑ
одним
из
важнÑÑ
индикаÑоÑов
ÑоÑÑоÑниÑ
ÑколÑного
обÑазованиÑ
в
Ñегионе
бÑло
каÑеÑÑво
пÑе
-
подаваниÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
.
ÐÑжно
замеÑиÑÑ
,
ÑÑо
ÑÑо
бÑл
один
из
единÑÑвеннÑÑ
пÑедмеÑов
(
наÑÑдÑ
Ñ
аÑиÑмеÑикой
),
коÑоÑÑй
изÑÑалÑÑ
в
каждой
Ñколе
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкого
наÑионалÑного
окÑÑга
.
ÐаковÑ
же
бÑли
знаниÑ
деÑей
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
в
ÑколаÑ
ЮгÑÑ
в
1945â1953
гг
.?
Ðз
года
в
год
,
на
пÑоÑÑ
-
жении
вÑего
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
,
показаÑели
ÑÑпеваемоÑÑи
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
по
данномÑ
пÑедмеÑÑ
вÑзÑвали
ÑеÑÑезнÑÑ
обеÑпокоенноÑÑÑ
оÑганов
наÑодного
обÑазо
-
ваниÑ
Ñегиона
.
Ð
наÑале
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
огÑомное
колиÑеÑÑво
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
Ñкол
ХанÑÑ
-
Ðан
-
ÑийÑкого
наÑионалÑного
окÑÑга
не
могли
даже
на
мини
-
малÑном
ÑÑовне
ÑпÑавиÑÑÑÑ
Ñ
оÑновной
ÑколÑной
пÑо
-
гÑаммой
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
.
Ðб
ÑÑом
ÑвидеÑелÑÑÑвовали
ÑезÑлÑÑаÑÑ
конÑÑолÑнÑÑ
ÑабоÑ
за
1-
е
полÑгодие
1946/47
ÑÑебного
года
,
пÑоведеннÑÑ
по
ÑекÑÑам
облоно
.
Ðз
1 151
ÑÑеника
4-
го
клаÑÑа
,
вÑполнÑвÑиÑ
ÑабоÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
,
на
«2»
и
«1»
иÑ
Ñдали
410
Ñеловек
,
или
35,6%.
ÐÑо
бÑло
знаÑиÑелÑно
Ñ Ñже
,
Ñем
даже
по
аÑиÑ
-
меÑике
,
где
неÑдовлеÑвоÑиÑелÑнÑе
ÑезÑлÑÑаÑÑ
показали
258
Ñеловек
,
или
22,5% [2.
С
. 9].
Ðднако
даже
ÑÑи
ÑиÑÑÑ
не
оÑÑажали
глÑбинÑ
пÑоблемÑ
.
ÐнаÑиÑелÑное
ÑиÑло
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
едва
вÑпол
-
нÑли
ÑколÑнÑÑ
пÑогÑаммÑ
по
даннÑм
пÑедмеÑам
на
минималÑном
,
ÑдовлеÑвоÑиÑелÑном
ÑÑовне
.
Так
,
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
на
оÑенкÑ
«
ÑÑи
»
ÑÑи
же
ÑабоÑÑ
напи
-
Ñали
526
деÑей
,
или
45,7%,
а
по
аÑиÑмеÑике
â 332
Ñе
-
бенка
,
или
28,9%.
ÐÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
,
ÑÑо
более
80%
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
4
клаÑÑов
ЮгÑÑ
либо
обладали
знаниÑми
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
на
минималÑно
допÑÑÑимом
ÑÑовне
,
либо
и
во
-
вÑе
не
знали
его
!
Ðо
аÑиÑмеÑике
ÑиÑÑаÑиÑ
бÑла
не
-
ÑколÑко
лÑÑÑе
:
не
знали
на
каÑеÑÑвенном
ÑÑовне
диÑ
-
ÑиплинÑ
52,4%
ÑколÑников
кÑаÑ
.
Ð
Ñелом
по
иÑогам
1946/47
ÑÑебного
года
ÑÑпеваемоÑÑÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
в
Хан
-
ÑÑ
-
ÐанÑийÑком
наÑионалÑном
окÑÑге
ÑоÑÑавила
69%
[2.
С
. 8].
Таким
обÑазом
,
не
ÑпÑавилиÑÑ
ÑвоевÑеменно
Ñ
оÑновной
ÑколÑной
пÑогÑаммой
31%
деÑей
.
СÑолÑ
замеÑное
ÑаÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ
знаний
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
и
аÑиÑмеÑике
оÑÑаÑÑи
обÑÑÑнÑеÑÑÑ
налиÑием
в
окÑÑге
немалого
ÑиÑла
деÑей
Ñ Ð°Ð½ÑÑ
и
ман
-
Ñи
,
не
знавÑиÑ
ÑÑÑÑкий
ÑзÑк
и
не
полÑзовавÑÐ¸Ñ ÑÑ
им
в
Ñвоей
повÑедневной
жизни
.
Ð
1952
г
.
в
85
наÑионалÑ
-
нÑÑ
ÑколаÑ
ЮгÑÑ
обÑÑалÑÑ
3 181
ÑÑаÑийÑÑ
из
ÑиÑла
коÑеннÑÑ
наÑодов
СевеÑа
,
ÑÑо
ÑоÑÑавлÑло
пÑимеÑно
пÑÑÑÑ
ÑаÑÑÑ
оÑ
иÑ
обÑего
ÑиÑла
[3.
С
. 19, 37].
ÐÑи
ÑÑом
в
окÑÑге
в
данное
вÑемÑ
имелоÑÑ
лиÑÑ
78
ÑÑиÑелей
,
владевÑиÑ
ÑзÑками
коÑеннÑÑ
наÑодов
СевеÑа
[
Там
же
.
С
. 5] (7,5%
оÑ
обÑего
ÑиÑла
педагогов
).
Ð
.
Ð
.
ЧÑмак
ÑпÑаведливо
оÑмеÑаеÑ
,
ÑÑо
ÑÑиÑелÑ
ЮгÑÑ
вÑледÑÑвие
ÑÑого
ÑÑалкивалиÑÑ
Ñ
непониманием
ÑзÑка
ÑÑеников
в
пÑоÑеÑÑе
обÑÑениÑ
,
ÑÑо
оÑÑажалоÑÑ
на
ÑÑпеваемоÑÑи
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
.
Ðедагоги
кÑаÑ
бÑли
вÑ
-
нÑжденÑ
ÑамоÑÑоÑÑелÑно
изÑÑаÑÑ
ÑзÑки
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
,
ÑеÑÑÑ
на
ÑÑом
много
вÑемени
[4.
С
. 17].
Ðднако
ÑзÑк
Ñ Ð°Ð½ÑÑ
и
манÑи
иÑполÑзовалÑÑ
ÑÑиÑелÑми
в
оÑновном
длÑ
обÑÑÑнениÑ
наиболее
ÑÑÑднÑÑ
меÑÑ
в
пÑогÑамм
-
ном
маÑеÑиале
.
Ðажно
Ñакже
понимаÑÑ
,
ÑÑо
пÑепода
-
вание
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
длÑ
ÑакиÑ
деÑей
вÑзÑвало
нема
-
лÑе
ÑÑÑдноÑÑи
и
поÑомÑ
,
ÑÑо
длÑ
ниÑ
ÑÑо
бÑл
вÑоÑой
ÑзÑк
,
а
меÑодика
пÑеподаваниÑ
Ñодного
и
неÑодного
ÑзÑка
имееÑ
пÑинÑипиалÑнÑе
оÑлиÑиÑ
.
ÐÑи
ÑÑом
пÑи
-
нÑÑÑй
в
1948
г
.
новÑй
ÑÑебнÑй
план
еÑе
болÑÑе
Ñве
-
лиÑил
ÑолÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
в
наÑионалÑнÑÑ
ÑколаÑ
и
ÑменÑÑил
знаÑение
Ñодного
[
Там
же
.
С
. 13].
Тем
не
менее
можно
ÑÑвеÑждаÑÑ
,
ÑÑо
на
низкое
ка
-
ÑеÑÑво
знаний
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкого
наÑио
-
налÑного
окÑÑга
влиÑли
и
многие
дÑÑгие
ÑакÑоÑÑ
.
108
ÐапÑимеÑ
,
в
1946
г
.
во
вÑемÑ
пÑовеÑки
одной
из
ÑгоÑÑкиÑ
Ñкол
вÑÑÑнилоÑÑ
,
ÑÑо
о
многиÑ
,
даже
Ñа
-
мÑÑ
ÑаÑпÑоÑÑÑаненнÑÑ
пÑедмеÑаÑ
ÑÑаÑиеÑÑ
4-
Ñ
клаÑ
-
Ñа
не
имели
доÑÑаÑоÑно
конкÑеÑнÑÑ
пÑедÑÑавлений
.
Так
,
в
дикÑанÑе
облоно
им
не
бÑли
знакомÑ
Ñлова
:
каÑниз
,
водоÑÑоÑнаÑ
ÑÑÑба
,
ÑÑой
,
неоÑÑÑкаÑÑÑен
-
наÑ
,
ÑÑÑденÑ
,
ÑÑамвай
,
кеÑоÑинка
[2.
С
. 10].
ÐаннÑй
ÑакÑ
ÑвидеÑелÑÑÑвÑеÑ
не
ÑолÑко
о
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¸Ñ
знаниÑÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
ÑгоÑÑкиÑ
ÑколÑников
.
ÐеÑеÑиÑлен
-
нÑе
в
дикÑанÑе
Ñлова
в
знаÑиÑелÑной
ÑÑепени
оÑно
-
ÑÑÑÑÑ
к
Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑикам
индÑÑÑÑиалÑно
-
ÑÑбанизи
-
Ñованного
обÑеÑÑва
.
Ðо
ÑÑÑи
,
иÑ
незнание
Ñо
ÑÑоÑонÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
4-
го
клаÑÑа
ÑвлÑеÑÑÑ
показаÑелем
глÑбокой
ÑоÑиалÑно
-
ÑкономиÑеÑкой
и
кÑлÑÑÑÑной
оÑÑÑалоÑÑи
Ñегиона
в
ÑаÑÑмаÑÑиваемÑй
пеÑиод
.
Ðднако
главной
пÑоблемой
бÑла
,
конеÑно
же
,
низ
-
каÑ
квалиÑикаÑиÑ
ÑÑиÑелей
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
.
ÐÑжно
оÑмеÑиÑÑ
,
ÑÑо
ÑпеÑиÑика
ÑколÑной
ÑеÑи
Ñегиона
в
1945â1953
гг
.
ÑоÑÑоÑла
в
Ñом
,
ÑÑо
подавлÑÑÑее
болÑ
-
ÑинÑÑво
Ñкол
в
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑком
наÑионалÑном
окÑÑге
оÑноÑилиÑÑ
к
наÑалÑнÑм
и
давали
ÑолÑко
Ñле
-
менÑаÑнÑе
знаниÑ
.
Так
,
в
1945/46
ÑÑебном
годÑ
из
257
Ñкол
204
оÑноÑилиÑÑ
к
ÑиÑлÑ
наÑалÑнÑÑ
[5.
С
. 1]
(79,4%).
ÐÑеподавали
в
ниÑ
в
оÑновном
вÑпÑÑкники
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкого
и
ТоболÑÑкого
педÑÑилиÑа
,
коÑоÑÑе
имели
квалиÑикаÑиÑ
«
ÑÑиÑелÑ
наÑалÑнÑÑ
клаÑÑов
».
СпеÑиалÑной
квалиÑикаÑии
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
и
Ñи
-
лологии
в
подавлÑÑÑем
болÑÑинÑÑве
ÑлÑÑаев
ÑÑиÑелÑ
не
имели
.
Ð
1946
г
.
из
837
ÑÑиÑелей
кÑаÑ
вÑÑÑее
обÑа
-
зование
имелоÑÑ
ÑолÑко
Ñ
44
Ñел
. (5,3%).
ÐÑимеÑаÑелÑ
-
но
,
ÑÑо
,
как
показÑваÑÑ
маÑеÑиалÑ
иÑÑледованиÑ
Ð
.
Ð
.
ФÑоловой
,
ÑÑо
бÑло
даже
менÑÑе
,
Ñем
наканÑне
Ðеликой
ÐÑеÑеÑÑвенной
войнÑ
(7%) [6.
С
. 21].
Ðак
пÑавило
,
вÑÑококвалиÑиÑиÑованнÑе
ÑпеÑиалиÑÑÑ
Ñа
-
боÑали
в
наиболее
кÑÑпнÑÑ
,
ÑÑедниÑ
ÑколаÑ
Ñегиона
,
ÑакиÑ
как
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкаÑ
ÑÑеднÑÑ
Ñкола
,
СÑÑгÑÑ
-
ÑкаÑ
ÑÑеднÑÑ
Ñкола
,
ÐÐ°Ñ ÑаÑинÑкаÑ
ÑÑеднÑÑ
Ñкола
и
дÑ
.
Ð
окÑÑге
имелиÑÑ
Ñ Ð¾ÑоÑие
ÑÑиÑелÑ
,
вÑделÑвÑиеÑÑ
на
обÑем
ÑÑовне
вÑÑоким
каÑеÑÑвом
Ñвоей
ÑабоÑÑ
.
Так
,
в
1946
г
. 10
ÑгоÑÑкиÑ
ÑÑиÑелей
бÑли
нагÑажденÑ
пÑиказом
ÐиниÑÑеÑÑÑва
пÑоÑвеÑениÑ
РСФСÐ
знаÑ
-
ком
«
ÐÑлиÑник
наÑодного
пÑоÑвеÑениÑ
» [2.
С
. 12].
ÐекоÑоÑÑе
ÑÑиÑелÑ
,
напÑимеÑ
ÑÑиÑелÑниÑа
ÐаÑÑÑк
-
Ñкой
ÑемилеÑней
ÑколÑ
Ð
.
Ð
.
СÑаÑикова
,
ÑабоÑали
Ñ
вÑÑокой
ÑамооÑдаÑей
.
ÐÑа
ÑÑиÑелÑниÑа
вÑегда
ÑÑаÑелÑ
-
но
гоÑовилаÑÑ
к
каждомÑ
ÑÑокÑ
,
ÑÑÑоила
иÑ
меÑодиÑеÑки
пÑавилÑно
,
акÑивно
иÑполÑзовала
наглÑдноÑÑÑ
.
Ðедагог
ÑделÑл
много
вниманиÑ
вÑÑабоÑке
ÑиÑÑой
и
пÑавилÑной
ÑеÑи
Ñ
деÑей
пÑÑем
ÑиÑÑемаÑиÑеÑкого
ÑÑебованиÑ
ÑÑного
пÑоизноÑениÑ
каждого
Ñлова
и
Ñлога
,
ÑÑо
помогало
из
-
живаÑÑ
деÑекÑÑ
в
ÑеÑи
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
.
ÐÑобенноÑÑÑÑ
ее
пÑеподаваниÑ
бÑло
Ñакже
и
Ñо
,
ÑÑо
она
не
подÑказÑвала
ÑÑазÑ
ÑÑеникÑ
пÑавилÑнÑй
оÑвеÑ
пÑи
заÑÑÑднениÑÑ
в
ÑÑении
,
а
добивалаÑÑ
,
ÑÑобÑ
он
Ñам
понÑл
ÑвоÑ
оÑибкÑ
пÑи
помоÑи
наглÑднÑÑ
поÑобий
[
Там
же
.
С
. 13].
Ðднако
подобнÑÑ
ÑнÑÑзиаÑÑов
бÑло
недоÑÑаÑоÑно
.
УÑовенÑ
квалиÑикаÑии
болÑÑинÑÑва
педагогов
,
оÑо
-
бенно
в
наÑалÑнÑÑ
ÑколаÑ
,
ÑаÑположеннÑÑ
в
Ñдален
-
ной
ÑелÑÑкой
меÑÑноÑÑи
на
болÑÑиÑ
ÑаÑÑÑоÑниÑÑ
дÑÑг
оÑ
дÑÑга
,
бÑл
низким
.
ÐеÑÑма
показаÑелÑнÑм
бÑл
ÑоÑ
ÑакÑ
,
ÑÑо
немалаÑ
ÑаÑÑÑ
из
ниÑ
не
имела
даже
закон
-
Ñенного
ÑÑеднего
обÑазованиÑ
(
напÑимеÑ
,
в
1946
г
.
в
ЮгÑе
â 101
Ñеловек
) [2.
С
. 17],
ÑÑо
ÑоÑÑавлÑло
12,1%
оÑ
обÑего
ÑиÑла
(
наканÑне
войнÑ
â 22%) [6.
С
. 21].
СледÑÑвием
даннÑÑ
пÑоблем
бÑли
многоÑиÑлен
-
нÑе
оÑибки
и
недоÑабоÑки
ÑÑиÑелей
ЮгÑÑ
на
ÑÑокаÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
.
ÐоÑколÑкÑ
в
ÑколаÑ
Ñегиона
бÑла
Ñлабо
поÑÑавлена
ÑловаÑнаÑ
ÑабоÑа
Ñ
ÑÑаÑимиÑÑ
,
пиÑÑменнаÑ
и
ÑÑÑнаÑ
ÑеÑÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
бÑли
ÑазвиÑÑ
Ñлабо
[2.
С
. 10].
УÑаÑиеÑÑ
полÑÑали
мало
пиÑÑмен
-
нÑÑ
ÑвоÑÑеÑкиÑ
заданий
,
Ñедко
пиÑали
изложениÑ
,
ÑÑиÑелÑ
мало
ÑабоÑали
над
каллигÑаÑией
ÑвоиÑ
под
-
опеÑнÑÑ
.
ÐеÑедко
ÑÑеники
не
имели
обÑазÑов
пÑа
-
вилÑного
пиÑÑма
и
даже
ÑпиÑÑвали
Ñлова
Ñ
пеÑаÑного
ÑÑиÑÑа
.
ÐаннÑе
недоÑабоÑки
бÑли
Ñ Ð°ÑакÑеÑнÑ
длÑ
ÑабоÑÑ
болÑÑинÑÑва
ÑÑиÑелей
Ñегиона
,
в
Ñом
ÑиÑле
и
длÑ
пе
-
дагогиÑеÑкиÑ
коллекÑивов
кÑÑпнÑÑ
,
опоÑнÑÑ
обÑеоб
-
ÑазоваÑелÑнÑÑ
ÑÑÑеждений
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкого
наÑи
-
оналÑного
окÑÑга
,
где
ÑÑовенÑ
квалиÑикаÑии
педагогов
бÑл
вÑÑе
.
ÐапÑимеÑ
,
ÑÑиÑелÑниÑа
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкой
ÑÑедней
ÑколÑ
Ñ
.
ÐоÑÑина
кÑиÑи
-
ковалаÑÑ
за
болÑÑие
пÑÐ¾Ð¼Ð°Ñ Ð¸
и
недоÑÑаÑки
в
ÑабоÑе
.
Ðни
обÑÑÑнÑлиÑÑ
окÑÑжнÑм
оÑделом
наÑодного
обÑа
-
зованиÑ
недоÑÑаÑоÑнÑм
опÑÑом
ÑабоÑÑ
,
а
Ñакже
оÑÑÑÑ
-
ÑÑвием
Ñ
педагога
â¦
ÑакÑиÑеÑкиÑ
знаний
пÑеподавае
-
мого
пÑедмеÑа
!
Ðа
ÑÑокаÑ
пÑавилÑнÑе
оÑвеÑÑ
ÑÑаÑиÑ
-
ÑÑ
ÑÑиÑелем
бÑалиÑÑ
под
Ñомнение
,
а
непÑавилÑнÑе
оÑенивалиÑÑ
как
положиÑелÑнÑе
[
Там
же
].
ÐÑи
ÑÑом
ÑÑоÑ
же
ÑамÑй
педагог
ÑÑавилÑÑ
в
дÑÑгиÑ
докÑменÑаÑ
в
пÑимеÑ
оÑÑалÑнÑм
ÑÑиÑелÑм
,
ÑекомендовалиÑÑ
ее
ме
-
Ñодики
ÑабоÑÑ
! [7.
С
. 194].
ÐÑеподаваÑелÑниÑа
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
Ñой
же
ÑколÑ
ÐаÑинова
ÑÑоки
ÑÑÑоила
меÑодиÑеÑки
пÑавилÑно
,
но
в
пÑеподаваемом
маÑеÑиале
Ñама
ÑазбиÑалаÑÑ
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾
.
Так
,
к
ÑÑÑеÑÑвиÑелÑномÑ
«
композиÑоÑ
»
она
ÑÑавила
вопÑоÑ
«
ÑÑо
?».
ÐÑо
вÑзÑвало
Ñдивление
оÑвеÑаÑÑего
ÑÑеника
,
Ñогда
ÑÑиÑелÑ
авÑоÑиÑеÑнÑм
Ñоном
подÑвеÑждаеÑ
: «...
да
,
ÑÑо
? â
композиÑоÑ
».
Ðна
же
имела
безгÑамоÑнÑÑ
ÑеÑÑ
,
говоÑила
«
ÑÑеÑи
», «
Ñлога
»
и
Ñ
.
д
. [2.
С
. 10].
ÐбÑими
недоÑÑаÑками
ÑабоÑÑ
ÑÑиÑелей
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкой
ÑÑедней
ÑколÑ
в
1946/47
ÑÑебном
годÑ
бÑли
названÑ
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ðµ
знание
ÑакÑиÑеÑкого
маÑеÑиала
,
пÑеподаваемого
на
ÑÑоке
,
вÑледÑÑвие
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ð¹
подго
-
Ñовки
к
занÑÑиÑм
,
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ðµ
ÑоÑÑавление
поÑÑоÑнÑÑ
планов
(
коÑоÑÑе
имели
вид
пÑоÑÑÑÑ
ÑÑ ÐµÐ¼
без
пÑиме
-
Ñов
).
ÐÑледÑÑвие
ÑÑого
вопÑоÑÑ
на
ÑÑокаÑ
ÑÑавилиÑÑ
Ñ
непÑавилÑнÑми
ÑоÑмÑлиÑовками
.
Ðомимо
ÑÑого
,
Ñ
ÑÑиÑелей
оÑмеÑалиÑÑ
налиÑие
в
ÑеÑи
ÑÑилиÑÑиÑеÑкиÑ
оÑибок
,
невнимаÑелÑноÑÑÑ
к
оÑвеÑам
ÑÑеников
,
по
-
ÑÑомÑ
оÑибки
в
оÑвеÑаÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
оÑÑавалиÑÑ
незаме
-
ÑеннÑми
.
УÑеники
даже
10-
Ñ
клаÑÑов
не
знали
ÑоÑнÑÑ
ÑоÑмÑлиÑовок
пÑавил
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
[7.
С
. 194].
УÑиÑелÑниÑа
1-
го
клаÑÑа
ЧеÑномÑÑовÑкой
Ñеми
-
леÑней
ÑколÑ
Ñ
.
ÐоÑÑÑÑо
«
ÑовеÑÑенно
безоÑвеÑÑÑвен
-
но
»
оÑноÑилаÑÑ
к
пÑовеÑке
ÑеÑÑадей
,
не
пÑедÑÑвлÑÑ
доÑÑаÑоÑной
ÑÑебоваÑелÑноÑÑи
к
ÑÑаÑимÑÑ
.
ÐÑенки
ÑÑавила
небÑежно
,
оÑибки
не
иÑпÑавлÑла
,
безгÑамоÑ
-
но
пиÑала
«
ТомаÑÑ
»,
вмеÑÑо
«
ТамаÑÑ
» [2.
С
. 10].
Ð
ÐаÑлÑмÑкой
Ñколе
ÐикоÑновÑкого
Ñайона
на
ÑÑокаÑ
ÑÑиÑелÑниÑÑ
1-
го
клаÑÑа
Ðлобиной
деÑи
ÑиÑали
,
не
понимаÑ
пÑоÑиÑанного
ÑекÑÑа
,
не
знаÑ
знаÑение
неко
-
ÑоÑÑÑ
Ñлов
.
Ð
ÐеÑÑинÑкой
ÑемилеÑней
Ñколе
на
ÑÑо
-
109
каÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
в
5â7-
Ñ
клаÑÑаÑ
(
пÑеподаваÑелÑ
Ðозлова
)
ÑÑаÑиеÑÑ
Ñ Ð¾ÑоÑо
знали
ÑоÑмÑлиÑовкÑ
пÑа
-
вил
пÑавопиÑаниÑ
,
опÑеделение
ÑаÑÑей
ÑеÑи
,
но
не
Ñме
-
ли
ÑамоÑÑоÑÑелÑно
пÑовеÑÑи
гÑаммаÑиÑеÑкий
ÑазбоÑ
,
а
пÑи
вÑполнении
ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ
пиÑÑменнÑÑ
ÑабоÑ
допÑÑкали
болÑÑое
колиÑеÑÑво
оÑибок
[2.
С
. 11].
ÐеÑмоÑÑÑ
на
ÑÑолÑ
ÑеÑÑезнÑе
недоÑÑаÑки
в
пÑепо
-
давании
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
,
Ñ
окÑÑжного
ÑколÑного
ÑÑ
-
ководÑÑва
в
наÑале
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
ÑакÑи
-
ÑеÑки
не
бÑло
дейÑÑвеннÑÑ
инÑÑÑÑменÑов
длÑ
повÑ
-
ÑениÑ
каÑеÑÑва
занÑÑий
по
ÑÑой
клÑÑевой
диÑÑи
-
плине
.
Ðногие
ÑÑиÑелÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
,
как
ÑказÑва
-
ÑÑ
маÑеÑиалÑ
поÑеÑениÑ
иÑ
занÑÑий
инÑпекÑоÑами
оÑделов
наÑодного
обÑазованиÑ
,
в
знаÑиÑелÑной
меÑе
не
ÑооÑвеÑÑÑвовали
занимаемой
должноÑÑи
.
ÐмеÑÑе
Ñ
Ñем
ÑлÑÑаи
ÑволÑнениÑ
иÑ
по
пÑиÑине
пÑоÑеÑÑио
-
налÑной
некомпеÑенÑноÑÑи
бÑли
доÑÑаÑоÑно
Ñедки
.
Так
,
в
1946/47
ÑÑебном
годÑ
бÑла
ÑнÑÑа
Ñ
ÑабоÑÑ
пÑи
-
казом
окÑоно
ÑÑиÑелÑниÑа
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкой
ÑÑед
-
ней
ÑколÑ
Ð
.
Ð
.
СевÑаÑовÑкаÑ
как
не
обеÑпеÑивÑаÑ
пÑеподавание
и
из
-
за
оÑÑÑÑÑÑвиÑ
Ñ
нее
ÑакÑиÑеÑкиÑ
знаний
пÑедмеÑа
[7.
С
. 194].
Ðакие
вÑÑ Ð¾Ð´Ñ
видели
ÑÑководиÑели
ÑколÑного
обÑазованиÑ
ЮгÑÑ
из
ÑложивÑейÑÑ
ÑиÑÑаÑии
?
Ð
пе
-
ÑеÑне
пÑедложений
,
коÑоÑÑе
давали
ÑколÑнÑе
ин
-
ÑпекÑоÑÑ
ÑÑиÑелÑм
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
конкÑеÑнÑÑ
Ñкол
,
звÑÑали
Ñлова
о
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи
ÑÑилиÑÑ
конÑÑолÑ
за
ÑабоÑой
ÑÑиÑелей
Ñо
ÑÑоÑонÑ
диÑекÑоÑов
Ñкол
,
Ñле
-
диÑÑ
ÑÑиÑелÑ
за
Ñвоей
ÑеÑÑÑ
и
ÑеÑÑÑ
ÑÑеников
,
ÑÑе
-
бÑÑ
Ñ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
знаниÑ
ÑоÑнÑÑ
наÑÑнÑÑ
ÑоÑмÑлиÑо
-
вок
,
в
клаÑÑаÑ
и
вне
клаÑÑов
оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ
к
ÑÑаÑимÑÑ
единÑе
педагогиÑеÑкие
ÑÑебованиÑ
и
вÑполнение
единого
оÑÑогÑаÑиÑеÑкого
Ñежима
[
Там
же
].
ÐÑедлагалоÑÑ
Ñакже
оÑганизоваÑÑ
взаимное
поÑе
-
Ñение
ÑÑоков
ÑÑиÑелÑми
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
Ñ
ÑелÑÑ
изÑ
-
ÑениÑ
опÑÑа
лÑÑÑиÑ
ÑÑиÑелей
и
оказаниÑ
пÑакÑиÑе
-
Ñкой
помоÑи
наÑинаÑÑим
.
РезÑлÑÑаÑÑ
взаимопоÑе
-
Ñений
пÑедлагалоÑÑ
запиÑÑваÑÑ
в
ÑпеÑиалÑнÑÑ
ÑеÑ
-
ÑадÑ
,
коÑоÑаÑ
должна
бÑла
Ñ ÑаниÑÑÑÑ
Ñ
заведÑÑÑего
ÑÑебной
ÑаÑÑÑÑ
[
Там
же
].
То
еÑÑÑ
,
как
мÑ
ÑказÑвали
вÑÑе
,
пÑедполагалоÑÑ
опиÑаÑÑÑÑ
в
ÑеÑении
даннÑÑ
вопÑоÑов
на
ÑобÑÑвеннÑе
ÑилÑ
,
коÑоÑÑе
,
конеÑно
же
,
в
ЮгÑе
бÑли
незнаÑиÑелÑнÑми
.
ÐÑли
ли
ÑеÑенÑ
пеÑеÑиÑленнÑе
вÑÑе
пÑоблемÑ
к
конÑÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
?
Ð
наÑалÑ
1950-
Ñ
гг
.
педагогиÑеÑким
коллекÑивам
Ñкол
ХанÑÑ
-
ÐанÑий
-
Ñкого
наÑионалÑного
окÑÑга
ÑдалоÑÑ
замеÑно
повÑ
-
ÑиÑÑ
обÑÑÑ
ÑÑпеваемоÑÑÑ
ÑгоÑÑкиÑ
ÑколÑников
â
по
иÑогам
1951/52
ÑÑебного
года
она
ÑоÑÑавила
82,1% (
из
18 466
Ñел
.,
ÑÑпевало
â 15 165
Ñел
.).
ÐамеÑно
возÑоÑла
ÑÑпеваемоÑÑÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
и
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
,
доÑÑиг
-
ÑаÑ
в
ÑÑо
же
вÑемÑ
86â87% [3.
С
. 6].
Ð
пеÑвом
,
Ñе
-
ÑÑом
и
ÑедÑмом
клаÑÑаÑ
ÑÑпеваемоÑÑÑ
деÑей
по
ÑÑÑ
-
ÑкомÑ
ÑзÑкÑ
и
вовÑе
ÑÑала
пÑиближаÑÑÑÑ
к
90%
оÑ
обÑего
колиÑеÑÑва
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
[3.
С
. 269â275].
Ðа
ÑÑеÑ
Ñего
ÑÑого
ÑдалоÑÑ
добиÑÑÑÑ
?
Ðо
-
пеÑвÑÑ
,
ÑÑо
ÑовеÑÑенÑÑвование
каÑеÑÑва
меÑодиÑеÑкой
ÑабоÑÑ
в
ÑколаÑ
ЮгÑÑ
.
Ð
Ñелом
в
1953
г
.
в
ЮгÑе
ÑабоÑали
46
кÑÑÑовÑÑ
меÑодиÑеÑкиÑ
обÑединений
(
ÐÐÐ
).
ÐÑе
ÐÐÐ
ÑабоÑали
по
планам
:
полиÑиÑеÑкий
доклад
,
меÑодиÑе
-
Ñкие
докладÑ
,
оÑкÑÑÑÑе
ÑÑоки
и
иÑ
обÑÑждение
,
Ñобе
-
Ñедование
по
маÑеÑиалам
ÑÑезда
паÑÑии
[1.
С
. 128].
Ð
некоÑоÑÑÑ
ÐÐÐ
(
СамаÑовÑкий
Ñайон
)
пÑоводилоÑÑ
изÑÑение
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
,
пÑакÑиковалоÑÑ
Ñакже
вÑ
-
полнение
пÑакÑиÑеÑкиÑ
ÑабоÑ
(
пиÑÑмо
дикÑанÑов
),
пÑоÑмоÑÑ
ÑÑениÑеÑкиÑ
ÑеÑÑадей
.
ТолÑко
за
1-
е
полÑ
-
годие
1952/53
ÑÑебного
года
на
заÑеданиÑÑ
ÐÐÐ
бÑло
заÑлÑÑано
25
докладов
на
полиÑиÑеÑкие
ÑемÑ
, 90 â
по
меÑодиÑеÑким
вопÑоÑам
,
пÑоанализиÑовано
более
100
оÑкÑÑÑÑÑ
ÑÑоков
.
Ð
некоÑоÑÑÑ
ÑемилеÑниÑ
Ñко
-
лаÑ
Ñайона
(
РеполовÑкой
,
ÐобÑовÑкой
,
Ð¡Ð¾Ð²Ñ Ð¾Ð·Ð½Ð¾Ð¹
,
ÐÑлинÑкой
,
УÑманной
,
ÐÑговÑкой
и
дÑ
.)
бÑли
оÑгани
-
зованÑ
меÑодиÑеÑкие
Ñголки
,
в
коÑоÑÑÑ
бÑла
ÑоÑÑе
-
доÑоÑена
вÑÑ
меÑодиÑеÑкаÑ
лиÑеÑаÑÑÑа
,
конÑпекÑÑ
оÑкÑÑÑÑÑ
ÑÑоков
,
наглÑднÑе
и
дÑÑгие
маÑеÑиалÑ
[1.
С
. 89â90].
ÐÐµÐ¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾
ÑабоÑали
Ñакже
ÐÐÐ
в
ÐаÑÑÑкÑком
,
ÐеÑезовÑком
,
ÐикоÑновÑком
ÑайонаÑ
[
Там
же
.
С
. 128].
ÐÑледÑÑвие
ÑÑого
в
наÑале
1950-
Ñ
гг
.
в
окÑÑге
наме
-
ÑилÑÑ
и
обÑий
ÑоÑÑ
меÑодиÑеÑкой
гÑамоÑноÑÑи
ÑÑиÑелей
Ñегиона
.
Ð
ÑÑомÑ
вÑемени
ÑÑд
ÑÑиÑелей
1-
Ñ
клаÑÑов
Ñкол
кÑаÑ
(
ФедоÑова
,
ÐÑÑаÑова
,
ÐавÑиленко
и
дÑ
.)
ÑÑали
иÑполÑзоваÑÑ
в
Ñвоей
пÑакÑике
наиболее
ÑаÑио
-
налÑнÑе
меÑодÑ
ÑабоÑÑ
,
ÑвоÑÑеÑки
ÑоÑеÑали
обÑÑе
-
ние
оÑделÑнÑÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
Ñ
коллекÑивной
ÑабоÑой
клаÑÑа
.
Ð
пеÑиод
обÑÑениÑ
гÑамоÑе
они
ÑделÑли
иÑ
-
клÑÑиÑелÑное
внимание
звÑковомÑ
анализÑ
Ñлов
,
пиÑÑмÑ
по
ÑлÑÑ Ñ
,
ÑазвиÑиÑ
ÑеÑи
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
,
иÑполÑзо
-
вали
в
ÑабоÑе
ÑлоговÑе
каÑÑоÑки
Ñлов
,
Ñлогов
,
каÑ
-
ÑоÑки
Ñлов
Ñ
неполнÑм
опиÑанием
.
ÐÑе
ÑÑи
пÑиемÑ
ÑпоÑобÑÑвовали
гÑамоÑномÑ
и
ÑознаÑелÑномÑ
пиÑÑмÑ
Ñлов
и
пÑедложений
[8.
С
. 269
а
].
РоÑÑ
ÑÑпеваемоÑÑи
бÑл
замеÑен
Ñакже
и
Ñ
ÑÑиÑелей
пÑÑÑÑ
клаÑÑаÑ
Ñкол
окÑÑга
.
ÐаÑеÑÑво
ÑÑÑнÑÑ
оÑвеÑов
и
пиÑÑменнÑÑ
ÑабоÑ
ÑгоÑÑкиÑ
пÑÑиклаÑÑников
позволÑло
окÑÑжномÑ
оÑделÑ
наÑодного
обÑазованиÑ
ÑÑвеÑждаÑÑ
,
ÑÑо
Ñ
ниÑ
ÑÑоÑмиÑовалиÑÑ
более
ÑвеÑдÑе
знаниÑ
гÑам
-
маÑиÑеÑкого
маÑеÑиала
.
ÐÑомÑ
,
по
мнениÑ
окÑоно
,
Ñпо
-
ÑобÑÑвовала
наÑÑойÑиваÑ
ÑабоÑа
ÑÑиÑелей
над
маÑеÑиа
-
лами
диÑкÑÑÑии
по
ÑзÑкознаниÑ
,
изÑÑение
ÑÑÑдов
Ñ
.
СÑалина
,
пÑодÑманнÑй
единÑй
оÑÑогÑаÑиÑеÑкий
Ñе
-
жим
во
вÑеÑ
ÑÑедниÑ
и
некоÑоÑÑÑ
ÑемилеÑниÑ
ÑколаÑ
,
ÑаÑÑÑе
взаимнÑе
поÑеÑениÑ
ÑÑоков
и
поÑледÑÑÑее
иÑ
обÑÑждение
,
болÑÑое
внимание
,
ÑделÑемое
гÑаммаÑиÑе
-
ÑкомÑ
ÑазбоÑÑ
,
возÑоÑÑаÑ
ÑÑебоваÑелÑноÑÑÑ
к
каÑеÑÑвÑ
ÑÑÑнÑÑ
оÑвеÑов
[
Там
же
.
С
. 271â272].
Ð
конÑе
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
лÑÑÑие
ÑÑиÑе
-
лÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
Ñкол
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкого
наÑио
-
налÑного
окÑÑга
ÑабоÑали
над
изÑÑением
опÑÑа
кол
-
лег
одной
из
моÑковÑкиÑ
Ñкол
,
коÑоÑÑй
ÑÑал
ÑаÑпÑо
-
ÑÑÑанÑÑÑÑÑ
в
ЮгÑе
в
1952
г
.
Ðго
ÑÑÑÑ
заклÑÑалаÑÑ
в
обÑзаÑелÑном
пÑиÑÑÑÑÑвии
на
ÑÑокаÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
:
оÑÑогÑаÑиÑеÑкой
заÑÑдки
,
ÑловаÑной
ÑабоÑÑ
,
а
Ñакже
ÑÑеÑ
ÑÑапов
закÑеплениÑ
нового
маÑеÑиала
.
У
некоÑо
-
ÑÑÑ
ÑÑиÑелей
ÐеÑезовÑкого
Ñайона
(
в
ÐолноваÑÑкой
Ñколе
,
ÐеÑезовÑкой
ÑÑедней
Ñколе
,
ÐеÑезовÑкой
Ñе
-
милеÑней
Ñколе
)
даннÑÑ
меÑодикÑ
ÑдалоÑÑ
ÑÑÑек
-
Ñивно
внедÑиÑÑ
в
ÑабоÑÑ
[1.
С
. 17].
ÐмеÑÑе
Ñ
Ñем
далеко
не
во
вÑеÑ
ÑколаÑ
ÑÑовенÑ
знаний
деÑей
бÑл
доÑÑаÑоÑно
вÑÑоким
.
Ðолее
Ñого
,
еÑли
ÑÑавниÑÑ
ÑезÑлÑÑаÑÑ
ÑÑпеваемоÑÑи
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
в
1950/51
ÑÑебном
годÑ
Ñ
пÑедÑдÑÑим
годом
,
Ñо
она
вÑглÑдиÑ
пÑоÑивоÑеÑиво
.
ÐÑли
в
1-, 3-, 5-
и
7-
м
клаÑÑаÑ
ÑÑпеваемоÑÑÑ
ÑколÑников
возÑоÑла
,
Ñо
во
2-, 4-
и
6-
м
клаÑÑаÑ
ÑнизилаÑÑ
[8.
С
. 296].
110
Ðо
вÑемÑ
пÑоÑемÑ
,
в
наÑале
1950-
Ñ
гг
.
в
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑком
наÑионалÑном
окÑÑге
имелоÑÑ
немало
клаÑÑов
,
в
коÑоÑÑÑ
ÑÑпеваемоÑÑÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
по
ÑÑÑ
-
ÑкомÑ
ÑзÑкÑ
бÑла
50%
и
даже
ниже
.
Ðак
пÑавило
,
ÑÑо
бÑли
клаÑÑÑ
Ñ
незнаÑиÑелÑнÑм
колиÑеÑÑвом
деÑей
,
ÑаÑположеннÑе
в
ÑдаленнÑÑ
ÑколаÑ
Ñегиона
.
СÑеди
пеÑвÑÑ
клаÑÑов
ÑакиÑ
бÑло
9,
ÑÑеди
вÑоÑÑÑ
â 10,
ÑÑе
-
ди
ÑÑеÑÑиÑ
â 5,
ÑеÑвеÑÑÑÑ
â 27(!),
ÑеÑÑÑÑ
â 8,
Ñ
.
е
.
вÑе
-
го
59
клаÑÑов
!
ÐÑобенно
ÑлабÑми
знаниÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
бÑли
Ñ
ÑколÑников
ЮгÑÑ
4-
го
клаÑÑа
.
Ð
ÑÑим
ÑÑаÑимÑÑ
бÑло
пÑедÑÑвлено
болÑÑе
новÑÑ
ÑÑебова
-
ний
,
Ñ
коÑоÑÑми
не
бÑли
ÑпоÑобнÑ
ÑпÑавиÑÑÑÑ
[8.
С
. 269â275].
ÐÑÑановимÑÑ
на
вопÑоÑе
о
Ñом
,
поÑемÑ
Ñколам
Ñе
-
гиона
не
ÑдалоÑÑ
к
конÑÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
добиÑÑÑÑ
более
вÑÑокиÑ
ÑезÑлÑÑаÑов
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
.
СледÑеÑ
пÑизнаÑÑ
,
ÑÑо
клÑÑевÑе
пÑоблемÑ
ÑазвиÑиÑ
ÑколÑного
обÑазованиÑ
в
ЮгÑе
в
наÑале
1950-
Ñ
гг
.
ÑÐ¾Ñ ÑанилиÑÑ
поÑÑи
в
неизменном
виде
.
Ð
окÑÑге
по
-
пÑежнемÑ
не
Ñ Ð²Ð°Ñало
ÑÑиÑелей
вÑ
-
Ñокой
квалиÑикаÑии
.
Ð
1950
г
.
в
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑком
наÑионалÑном
окÑÑге
ÑабоÑали
1024
ÑÑиÑелÑ
,
Ñ
.
е
.
на
22,3%
болÑÑе
,
Ñем
в
1946
г
.
Ðднако
вÑÑÑее
обÑазо
-
вание
имелоÑÑ
ÑолÑко
Ñ
65
Ñеловек
[
Там
же
.
С
. 6],
ÑÑо
ÑоÑÑавлÑло
6,35%
и
бÑло
лиÑÑ
на
один
пÑоÑенÑ
вÑ
-
Ñе
,
Ñем
поÑле
Ðеликой
ÐÑеÑеÑÑвенной
войнÑ
.
Ð
моменÑÑ
оконÑаниÑ
ÑÑалинÑкой
ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð¸
каÑе
-
ÑÑвеннÑÑ
изменений
в
ÑÑом
вопÑоÑе
не
пÑоизоÑло
.
Так
в
наÑале
1953
г
.
из
179
ÑÑиÑелей
СÑÑгÑÑÑкого
Ñайона
вÑÑÑее
обÑазование
имелоÑÑ
ÑолÑко
Ñ
13
Ñе
-
ловек
(7,3%).
Ð
ÐеÑезовÑком
Ñайоне
из
161
педагога
вÑÑÑее
обÑазование
бÑло
ÑолÑко
13
ÑÑиÑелей
(8,1%)
[1.
С
. 23].
Ð
ÐаÑÑÑкÑком
Ñайоне
из
70
ÑÑиÑелей
вÑÑ
-
Ñее
обÑазование
имели
ÑолÑко
4
педагога
(5,7%) [
Там
же
.
С
. 36].
Таким
обÑазом
,
обÑий
кадÑовÑй
поÑенÑи
-
ал
в
1945â1953
гг
.
Ñкол
ЮгÑÑ
изменилÑÑ
незнаÑи
-
ÑелÑно
.
ÐезÑÑловно
,
ÑÑо
в
Ñавной
ÑÑепени
каÑалоÑÑ
и
пÑеподаваÑелей
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
.
ÐÑи
ÑÑом
оÑновной
пÑиÑиной
,
пÑепÑÑÑÑвовавÑей
ÑкомплекÑованиÑ
кадÑами
оÑдаленнÑÑ
наÑалÑнÑÑ
Ñкол
бÑло
,
по
даннÑм
заведÑÑÑего
СÑÑгÑÑÑким
Ñай
-
оно
,
нежелание
ÑÑиÑелей
ÐµÑ Ð°ÑÑ
в
ÑÑи
ÑколÑ
(
из
-
за
ÑÑÑдноÑÑи
ÑабоÑÑ
Ñам
,
оÑдаленноÑÑи
,
Ñ ÑдÑиÑ
маÑеÑи
-
алÑнÑÑ
и
бÑÑовÑÑ
ÑÑловий
в
меÑÑаÑ
ÑаÑположениÑ
ÑÑиÑ
Ñкол
).
ÐÑледÑÑвие
ÑÑого
,
в
болÑÑинÑÑве
ÑлÑÑаев
в
ÑакиÑ
ÑколаÑ
ÑабоÑали
молодÑе
,
неопÑÑнÑе
ÑÑиÑе
-
лÑ
,
а
опÑÑнÑе
пÑибÑвали
Ñ
пÑÑевками
миниÑÑеÑÑÑва
и
облоно
в
магиÑÑÑалÑнÑе
ÑколÑ
[
Там
же
.
С
. 8].
ÐаÑ
-
Ñовое
нежелание
вÑпÑÑкников
пединÑÑиÑÑÑов
Ñабо
-
ÑаÑÑ
в
ÑколаÑ
ÑопÑеделÑнÑÑ
Ñ
ЮгÑой
облаÑÑей
в
кон
-
Ñе
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
оÑÑажено
в
иÑÑледова
-
нии
Ð
.
Ð
.
ФайзÑллиной
[9.
С
. 22].
СлÑÑаи
ÑеÑÑезного
деÑиÑиÑа
ÑÑиÑелей
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
в
кÑае
не
бÑли
изжиÑÑ
.
Так
,
напÑимеÑ
,
в
1953
г
.
в
ШаимÑкой
ÑемилеÑней
Ñколе
не
бÑло
пÑеподаваÑе
-
лÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
и
лиÑеÑаÑÑÑÑ
.
Ðа
ÑеÑÑÑ
клаÑÑов
ÑабоÑал
ÑолÑко
один
пÑеподаваÑелÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
Ñ
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑим
обÑазованием
,
он
же
ÑвлÑлÑÑ
ди
-
ÑекÑоÑом
ÑколÑ
.
ÐÑÑалÑнÑе
36
Ñ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
и
лиÑеÑаÑÑÑного
ÑÑениÑ
в
5â6-
Ñ
клаÑÑаÑ
вели
по
Ñовме
-
ÑÑиÑелÑÑÑвÑ
воÑпиÑаÑели
инÑеÑнаÑа
,
не
имевÑие
ÑÑа
-
жа
ÑабоÑÑ
и
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑего
педагогиÑеÑкого
обÑа
-
зованиÑ
.
Ð
Ягодной
ÑемилеÑней
Ñколе
в
ÑвÑзи
Ñ
бо
-
лезнÑÑ
пÑеподаваÑелÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
Ñ
.
ÐеÑаевой
длиÑелÑное
вÑемÑ
пÑеподавание
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
не
велоÑÑ
.
Ðозднее
ведение
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
и
лиÑеÑаÑÑÑ
-
ного
ÑÑениÑ
пÑиÑлоÑÑ
возложиÑÑ
на
ÑÑиÑелÑ
наÑалÑ
-
нÑÑ
клаÑÑов
и
воÑпиÑаÑелÑ
ÑколÑного
инÑеÑнаÑа
,
ко
-
ÑоÑÑе
Ñакже
не
имели
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑего
обÑазованиÑ
и
ÑабоÑали
в
ÑÑаÑÑиÑ
клаÑÑаÑ
впеÑвÑе
[1.
С
. 99â100].
ÐÑо
,
в
ÑвоÑ
оÑеÑедÑ
,
пÑивело
к
ÑомÑ
,
ÑÑо
ÑÑиÑелÑ
наÑалÑнÑÑ
клаÑÑов
и
воÑпиÑаÑели
даннÑÑ
Ñкол
имели
двойнÑÑ
нагÑÑзкÑ
,
Ñ
ÑабоÑой
не
ÑпÑавлÑлиÑÑ
и
допÑ
-
ÑÑили
маÑÑовÑÑ
неÑÑпеваемоÑÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
и
лиÑеÑаÑÑÑномÑ
ÑÑениÑ
.
Ðднако
,
неÑмоÑÑÑ
на
неодно
-
кÑаÑнÑе
запÑоÑÑ
окÑоно
о
доÑкомплекÑовании
Ñкол
педагогиÑеÑкими
кадÑами
,
вопÑоÑ
оÑÑалÑÑ
неÑеÑен
-
нÑм
[
Там
же
.
С
. 100].
ÐÑоме
Ñого
,
в
Ñегионе
,
по
Ñловам
ÑÑководиÑелÑ
ÑколÑного
обÑазованиÑ
СÑÑгÑÑÑкого
Ñайона
,
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾
Ñе
-
ÑалÑÑ
вопÑоÑ
Ñ
ÑиÑÑкой
ÑÑиÑелÑÑкиÑ
кадÑов
:
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸
-
мо
бÑло
оÑÑÑÑаниÑÑ
оÑ
пÑеподаваниÑ
лÑдей
,
не
ÑпоÑоб
-
нÑÑ
оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑ
ÑÑÑ
поÑеÑнÑÑ
обÑзанноÑÑÑ
[
Там
же
.
С
. 8].
Так
,
в
конÑе
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
недобÑо
-
ÑовеÑÑно
оÑноÑилаÑÑ
к
Ñвоей
ÑабоÑе
ÑÑиÑелÑниÑа
ÑÑÑ
-
Ñкого
ÑзÑка
и
лиÑеÑаÑÑÑного
ÑÑениÑ
ÐаÑÑÑкÑкой
ÑÑедней
ÑколÑ
Ð
.
Ð
.
ЧепÑÑнÑÑ
.
Ðна
Ñлабо
владела
меÑодикой
пÑеподаваниÑ
,
имела
оÑенÑ
огÑаниÑеннÑй
ÑеоÑеÑиÑе
-
Ñкий
багаж
,
недобÑоÑовеÑÑно
гоÑовилаÑÑ
к
ÑÑокам
,
ÑаÑÑо
возвÑаÑала
ÑеÑÑади
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
непÑовеÑеннÑми
или
Ñ
маÑÑой
пÑопÑÑеннÑÑ
оÑибок
,
допÑÑкала
гÑÑбоÑÑÑ
по
оÑноÑениÑ
к
ÑÑеникам
.
Ð
конÑе
конÑов
ÐаÑÑÑкÑкий
ÑайоннÑй
оÑдел
бÑл
вÑнÑжден
оÑвободиÑÑ
ее
оÑ
педаго
-
гиÑеÑкой
ÑабоÑÑ
[
Там
же
.
С
. 30].
ÐножеÑÑво
ÑÑиÑелей
ЮгÑÑ
за
неимением
лÑÑÑиÑ
ÑпеÑиалиÑÑов
пÑодолжали
пÑеподаваÑÑ
ÑÑÑÑкий
ÑзÑк
Ñ
ÑеÑÑезнÑми
оÑклонениÑми
оÑ
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾Ð³Ð¾
ÑÑовнÑ
.
Так
,
ÑÑиÑелÑниÑа
ÐаÑÑмÑкой
ÑемилеÑней
ÑколÑ
ÐаÑ
-
ÑÑÑева
пÑи
пÑовеÑке
ÑабоÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
ÑÑе
-
ника
3-
го
клаÑÑа
не
обÑаÑила
внимание
на
непÑавилÑ
-
ное
напиÑание
падежей
оÑделÑнÑÑ
Ñлов
,
а
в
Ñлове
«
молоÑÑба
»
пÑедпÑинÑла
попÑÑкÑ
иÑпÑавиÑÑ
глÑÑ ÑÑ
ÑоглаÑнÑÑ
«
Ñ
»
на
«
д
» [
Там
же
.
С
. 52].
ÐÑенÑ
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¸Ðµ
ÑезÑлÑÑаÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
пока
-
зали
ÑÑеники
5-
Ñ
клаÑÑов
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкой
Ñеми
-
леÑней
ÑколÑ
â
4,
где
ÑабоÑала
ÑÑиÑелÑниÑа
ÐакÑ
-
ленко
(
ÐеÑеÑÑкова
).
Ð
ÑеÑение
3
поÑледниÑ
леÑ
ÑÑоÑ
педагог
показÑвал
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ðµ
каÑеÑÑво
ÑабоÑÑ
.
Ðи
одно
-
го
ÑÑока
,
поÑеÑенного
в
ее
клаÑÑаÑ
инÑпекÑоÑами
и
ÑÑководиÑелÑми
ÑколÑ
,
не
бÑло
пÑоведено
Ñдовле
-
ÑвоÑиÑелÑно
ни
Ñо
ÑÑоÑонÑ
меÑодики
,
ни
Ñо
ÑÑоÑонÑ
единой
наÑÑÑенноÑÑи
.
ТоваÑиÑÑ
ÐакÑленко
(
ÐеÑе
-
ÑÑкова
),
кÑоме
Ñого
,
не
гоÑовилаÑÑ
к
ÑÑокам
и
в
ÑеÑе
-
ние
ÑÑебного
года
не
Ñаз
ÑвлÑлаÑÑ
на
ÑÑоки
без
пла
-
нов
,
за
ÑÑо
полÑÑила
пÑедÑпÑеждение
[8.
С
. 273].
ÐизкÑÑ
ÑÑпеваемоÑÑÑ
и
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ðµ
каÑеÑÑво
знаний
пока
-
зали
Ñакже
ÑÑиÑелÑ
СоÑновÑева
(
ÐаÑÑÑкÑкаÑ
Ñкола
),
ÐалÑÑикова
,
ÐеÑеÑÑкова
(
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑк
) [
Там
же
.
С
. 276].
Ðаже
ÑÑеди
ÑÑиÑелей
Ñ
болÑÑим
ÑÑажем
педагоги
-
ÑеÑкой
деÑÑелÑноÑÑи
каÑеÑÑво
пÑеподаваниÑ
по
ÑÑÑ
-
ÑкомÑ
ÑзÑкÑ
оÑÑавлÑло
желаÑÑ
лÑÑÑего
.
Ð
пÑимеÑÑ
,
ÑÑиÑелÑниÑа
ÐижневаÑÑовÑкой
ÑемилеÑней
ÑколÑ
Ð
.
Ð
.
ÐÑоÑÑÑина
,
неÑмоÑÑÑ
на
24
года
ÑÑажа
педагоги
-