ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2019
Просмотров: 7322
Скачиваний: 8
111
ÑеÑкой
ÑабоÑÑ
,
вÑе
еÑе
Ñлабо
владела
меÑодикой
,
не
-
добÑоÑовеÑÑно
оÑноÑилаÑÑ
к
ÑабоÑе
,
давала
ÑÑоки
низкого
каÑеÑÑва
[1.
С
. 38].
Ðе
ÑлÑÑайно
оÑновное
ÑиÑло
неÑÑпеваÑÑиÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
в
ÐаÑÑÑкÑком
и
Сама
-
ÑовÑкой
ÑайонаÑ
и
окÑÑжной
ÑÑолиÑе
â
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑке
,
не
могли
оÑвоиÑÑ
ÑколÑнÑÑ
пÑогÑаммÑ
именно
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
[
Там
же
.
С
. 30â31, 38, 80].
Ðалеко
не
вÑегда
более
вÑÑоким
каÑеÑÑвом
пÑепода
-
ваниÑ
оÑлиÑалиÑÑ
и
ÑÑководиÑели
Ñкол
.
Так
,
в
1953
г
.
заведÑÑÑаÑ
ÐикÑлинÑкой
наÑалÑной
Ñколой
Ñов
.
ÐавÑиленко
на
заÑедании
кÑÑÑового
меÑодиÑеÑкого
обÑединениÑ
заÑвила
,
ÑÑо
она
не
ÑабоÑала
над
оÑиб
-
ками
,
Ñак
как
не
знала
,
как
ÑабоÑаÑÑ
над
ними
[
Там
же
.
С
. 57].
ÐÑе
ÑÑо
ÑвидеÑелÑÑÑвовало
о
знаÑиÑелÑнÑÑ
недо
-
ÑÑаÑкаÑ
в
меÑодиÑеÑкой
ÑабоÑе
в
ÑколаÑ
кÑаÑ
,
ÑÐ¾Ñ Ñа
-
нивÑÐ¸Ñ ÑÑ
и
в
конÑе
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
.
ÐÑо
-
блема
заклÑÑалаÑÑ
в
Ñом
,
ÑÑо
в
конÑе
1940-
Ñ
â
наÑале
1950-
Ñ
гг
.
в
ÑовеÑÑкиÑ
наÑÑнÑÑ
и
обÑеÑÑвенно
-
полиÑиÑеÑкиÑ
кÑÑгаÑ
Ñ
новой
Ñилой
ÑазвеÑнÑлаÑÑ
диÑкÑÑÑиÑ
о
ÑÑÑÑком
ÑзÑке
,
ÑвÑзаннаÑ
Ñ
ÑаÑпÑоÑÑÑа
-
нением
в
ÑÑÑане
«
нового
ÑÑениÑ
о
ÑзÑке
»
Ð
.
Я
.
ÐаÑÑа
.
Само
ÑÑение
оÑÑиÑало
идеÑ
о
единÑÑве
пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´Ðµ
-
ниÑ
индоевÑопейÑкиÑ
ÑзÑков
,
пÑÑалоÑÑ
поÑÑÑоиÑÑ
оÑобое
«
маÑкÑиÑÑÑкое
ÑзÑкознание
».
Ð
.
Ð
.
СÑалин
в
ÑÑде
пÑбликаÑий
1950
г
. («
ÐаÑкÑизм
и
вопÑоÑÑ
ÑзÑ
-
кознаниÑ
»
и
оÑвеÑов
на
вопÑоÑÑ
к
ÑабоÑе
)
ÑаÑкÑиÑи
-
ковал
ÑÑение
Ð
.
Я
.
ÐаÑÑа
и
многие
ÑкÑпеÑименÑÑ
над
ÑÑÑÑким
ÑзÑком
.
Ðожно
Ñмело
ÑÑвеÑждаÑÑ
,
ÑÑо
длÑ
ÑÑиÑелей
ÑÑÑÑко
-
го
ÑзÑка
ЮгÑÑ
оÑновное
ÑодеÑжание
данной
диÑкÑÑ
-
Ñии
бÑло
незнакомо
.
Ðднако
вÑе
ÑÑиÑелÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑ
-
ка
бÑли
вÑнÑжденÑ
ÑÑÑлаÑÑÑÑ
на
данное
издание
в
Ñвоей
пÑакÑиÑеÑкой
деÑÑелÑноÑÑи
.
ÐÑделÑ
наÑодного
обÑазованиÑ
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкого
наÑионалÑного
окÑÑ
-
га
пÑизÑвали
ÑÑиÑелей
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
кÑаÑ
пеÑеÑÑÑо
-
иÑÑ
Ñвое
пÑеподавание
«
на
оÑнове
ÑÑалинÑкиÑ
ÑабоÑ
по
ÑзÑкознаниÑ
». «
ÐÐ´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ñе
гениалÑнÑми
ÑÑÑдами
Ñ
.
СÑалина
»,
они
наÑали
менÑÑÑ
Ñвое
пÑеподавание
[
Там
же
.
С
. 54â55].
Ðа
пÑакÑике
единÑÑвеннÑм
Ñлед
-
ÑÑвием
данной
диÑкÑÑÑии
могло
бÑÑÑ
ÑолÑко
некое
ÑеоÑеÑиÑеÑкое
и
меÑодологиÑеÑкое
единообÑазие
ÑÑÑ
-
дов
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
,
изданнÑÑ
поÑле
1950
г
.,
ÑÑо
ÑпÑоÑало
ÑабоÑÑ
Ñ
ними
и
вноÑило
ÑÑноÑÑÑ
в
ÑилоÑоÑ
-
Ñкие
оÑновÑ
пÑеподаваниÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
.
ÐмеÑÑе
Ñ
Ñем
оÑганизаÑиÑ
меÑодиÑеÑкой
ÑабоÑÑ
в
ÑколаÑ
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкого
наÑионалÑного
окÑÑга
в
конÑе
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
по
-
пÑежнемÑ
Ð½Ð°Ñ Ð¾
-
дилаÑÑ
не
на
должном
ÑÑовне
.
ÐапÑимеÑ
,
в
1952/53
ÑÑебном
годÑ
ÑÑа
ÑабоÑа
бÑла
Ñлабо
поÑÑав
-
лена
в
СÑÑгÑÑÑком
Ñайоне
.
ÐÑделÑнÑе
ÐÐÐ
Ñайона
ÑовÑем
не
ÑабоÑали
в
ÑеÑение
полÑгодиÑ
[
Там
же
.
С
. 128].
ÐолÑÑие
пÑеÑензии
имелиÑÑ
Ñ
окÑоно
Ñакже
к
оÑганизаÑии
меÑодиÑеÑкой
ÑабоÑÑ
в
ÑколаÑ
г
.
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑка
.
ÐеÑодиÑеÑкие
ÑовеÑаниÑ
в
болÑÑинÑÑве
Ñкол
окÑÑжной
ÑÑолиÑÑ
в
конÑе
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
пÑоводилиÑÑ
Ñедко
,
бÑло
пÑоÑÑено
мало
до
-
кладов
на
обÑепедагогиÑеÑкие
и
меÑодиÑеÑкие
ÑемÑ
,
Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾
оÑганизовано
взаимопоÑеÑение
ÑÑоков
[
Там
же
.
С
. 38].
ÐбÑей
пÑоблемой
,
не
позволÑвÑей
ÑÑÑеÑÑвенно
повÑÑиÑÑ
каÑеÑÑво
меÑодиÑеÑкой
ÑабоÑÑ
Ñкол
,
бÑли
по
-
пÑежнемÑ
знаÑиÑелÑнаÑ
ÑдаленноÑÑÑ
Ñкол
дÑÑг
оÑ
дÑÑга
и
оÑÑÑÑÑÑвие
ÑÑедÑÑв
«
на
ÑазÑездÑ
» [1.
С
. 128].
ÐÐµÑ Ð²Ð°Ñка
ÑÑедÑÑв
пÑиводила
и
к
ÑомÑ
,
ÑÑо
даже
в
пе
-
ÑедовÑÑ
пед
-
и
меÑодкабинеÑаÑ
оÑÑÑÑÑÑвовали
поме
-
ÑениÑ
длÑ
Ñ ÑанениÑ
меÑодиÑеÑкой
лиÑеÑаÑÑÑÑ
,
она
Ñ Ñа
-
нилаÑÑ
на
ÑкаÑаÑ
,
а
Ñакже
на
ÑаÑÑнÑÑ
кваÑÑиÑаÑ
.
ÐÑи
ÑÑом
имелиÑÑ
ÑолÑко
меÑодиÑеÑкие
изданиÑ
за
неÑколÑко
леÑ
[
Там
же
.
С
. 91].
ÐаннÑе
недоÑабоÑки
ÑÑавилиÑÑ
в
винÑ
меÑÑнÑм
ÑайпедкабинеÑам
[
Там
же
.
С
. 128].
ÐÑоме
Ñого
,
повÑÑением
каÑеÑÑва
пÑеподаваниÑ
в
ЮгÑе
в
наÑале
1950-
Ñ
гг
.
занималиÑÑ
внÑÑÑиÑколÑ
-
нÑе
пÑедмеÑнÑе
комиÑÑии
.
Ð ÑководÑÑво
даннÑми
комиÑÑиÑми
оÑÑÑеÑÑвлÑли
,
как
пÑавило
,
диÑекÑоÑа
Ñкол
.
Ðднако
иÑ
ÑабоÑа
не
бÑла
оÑганизована
каÑе
-
ÑÑвенно
,
не
оказÑвалоÑÑ
им
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾Ð¹
помоÑи
и
Ñо
ÑÑоÑонÑ
ÑайоннÑÑ
педагогиÑеÑкиÑ
кабинеÑов
и
окÑпедкабинеÑа
[
Там
же
.
С
. 91].
Ðе
вÑÑла
Ñакже
на
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñй
ÑÑовенÑ
помоÑÑ
Ñо
ÑÑоÑонÑ
ÑколÑнÑÑ
инÑпекÑоÑов
Ñегиона
.
Так
,
за
пеÑвое
полÑгодие
1952/53
ÑÑебного
года
окÑÑжной
оÑдел
наÑодного
обÑа
-
зованиÑ
пÑовеÑил
вÑего
воÑемÑ
Ñкол
и
один
близлежа
-
Ñий
СамаÑовÑкий
ÑайоннÑй
оÑдел
наÑодного
обÑазова
-
ниÑ
[
Там
же
.
С
. 128].
ÐеÑмоÑÑÑ
на
опÑеделеннÑе
ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¸
в
оÑганизаÑии
меÑодиÑеÑкого
конÑÑлÑÑиÑованиÑ
ÑÑиÑелей
ЮгÑÑ
,
обеÑпеÑении
иÑ
меÑодиÑеÑкой
лиÑеÑаÑÑÑой
,
конÑпек
-
Ñами
ÑÑоков
пеÑедовÑÑ
ÑÑиÑелей
,
окÑпедкабинеÑ
Ñак
и
не
Ñмог
в
наÑале
1950-
Ñ
гг
.
ÑеÑиÑÑ
ÑÑд
дÑÑгиÑ
во
-
пÑоÑов
.
ÐÑобенно
ÑÑо
каÑалоÑÑ
пÑоблемÑ
оÑганизаÑии
меÑодиÑеÑкой
помоÑи
ÑÑиÑелÑм
однокомплекÑнÑÑ
и
двÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑнÑÑ
Ñкол
(
коÑоÑÑÑ
бÑло
болÑÑинÑÑво
в
Ñегионе
),
наÑионалÑнÑÑ
Ñкол
и
воÑпиÑаÑелей
наÑи
-
оналÑнÑÑ
инÑеÑнаÑов
.
Ðо
ÑабоÑе
наÑионалÑнÑÑ
Ñкол
и
воÑпиÑаÑелей
наÑионалÑнÑÑ
инÑеÑнаÑов
ÑовеÑÑен
-
но
не
имелоÑÑ
ÑÑководÑÑей
лиÑеÑаÑÑÑÑ
ни
в
кабине
-
Ñе
,
ни
Ñ
ÑÑиÑелей
.
ÐÑе
ÑÑо
ÑвидеÑелÑÑÑвовало
о
Ñом
,
ÑÑо
ÑколÑ
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкого
наÑионалÑного
окÑÑ
-
га
ÑÑоÑно
нÑждалиÑÑ
в
пÑоведении
кÑÑÑов
повÑÑениÑ
квалиÑикаÑии
длÑ
даннÑÑ
педагогиÑеÑкиÑ
ÑабоÑни
-
ков
[
Там
же
].
Ðе
бÑли
на
должном
ÑÑовне
оÑганизованÑ
и
Ñпе
-
ÑиалÑнÑе
кÑÑÑÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
и
лиÑеÑаÑÑÑÑ
длÑ
ÑÑиÑелей
-
пÑедмеÑников
.
Ð
наÑале
1950-
Ñ
гг
.
они
пÑо
-
водилиÑÑ
доÑÑаÑоÑно
Ñедко
и
Ñ
неболÑÑим
Ð¾Ñ Ð²Ð°Ñом
педагогов
.
ÐапÑимеÑ
,
леÑом
1951
г
. 12
ÑÑиÑелей
ÑÑÑ
-
Ñкого
ÑзÑка
и
лиÑеÑаÑÑÑного
ÑÑениÑ
оконÑили
кÑÑÑÑ
повÑÑениÑ
квалиÑикаÑии
пÑи
ТÑменÑком
пединÑÑи
-
ÑÑÑе
,
где
они
«
полÑÑили
ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑие
ÑÑÑановки
по
пеÑеÑÑÑойке
пÑеподаваниÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
на
оÑ
-
нове
ÑÑениÑ
Ð
.
Ð
.
СÑалина
о
ÑзÑке
» [3.
С
. 6].
ÐÑоме
Ñого
,
даже
оÑпÑавленнÑе
на
кÑÑÑÑ
повÑÑениÑ
квали
-
ÑикаÑии
ÑÑиÑелÑ
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
не
вÑегда
возвÑаÑа
-
лиÑÑ
Ñ
новÑми
знаниÑми
.
ÐапÑимеÑ
,
ÑÑиÑелÑниÑа
СÑÑгÑÑÑкого
Ñайона
ÐилÑгинÑкой
ÑколÑ
Ñ
.
ÐлаÑова
имела
в
Ñвоей
Ñколе
иÑклÑÑиÑелÑно
низкÑÑ
ÑÑпевае
-
моÑÑÑ
.
Ðо
вÑемÑ
пÑебÑваниÑ
на
кÑÑÑаÑ
повÑÑениÑ
квалиÑикаÑии
Ñ
.
ÐлаÑова
пеÑвÑе
дикÑанÑÑ
напиÑала
на
«2»,
а
на
лекÑиÑÑ
по
меÑодике
пÑеподаваниÑ
ÑÑÑ
-
Ñкого
ÑзÑка
не
запиÑала
ни
одного
Ñлова
[8.
С
. 271].
ÐÑе
вÑÑеизложенное
в
оÑеÑедной
Ñаз
ÑказÑвало
на
Ñо
,
ÑÑо
ÑÑемÑ
оÑновнÑми
пÑоблемами
,
не
позво
-
ливÑими
ÑÑÑеÑÑвенно
повÑÑиÑÑ
ÑÑпеваемоÑÑÑ
и
ка
-
112
ÑеÑÑво
знаний
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
в
ÑколаÑ
ХанÑÑ
-
ÐанÑий
-
Ñкого
наÑионалÑного
окÑÑга
к
конÑÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваемо
-
го
пеÑиода
,
бÑли
:
низкий
ÑÑовенÑ
квалиÑикаÑии
ÑÑи
-
Ñелей
,
недоÑÑаÑоÑнÑй
конÑÑолÑ
за
иÑ
ÑабоÑой
Ñо
ÑÑо
-
ÑонÑ
ÑÑководÑÑва
Ñкол
и
оÑделов
наÑодного
обÑазо
-
ваниÑ
и
,
как
ÑледÑÑвие
, â
недобÑоÑовеÑÑное
оÑноÑе
-
ние
ÑаÑÑи
ÑÑиÑелей
к
Ñвоей
ÑабоÑе
[8.
С
. 271].
ЧеÑвеÑ
-
Ñой
пÑоблемой
бÑли
недоÑÑаÑки
в
оÑганизаÑии
меÑо
-
диÑеÑкой
ÑабоÑÑ
ÑÑиÑелей
в
меÑÑнÑÑ
ÑколаÑ
.
Ðан
-
нÑй
пеÑеÑенÑ
ÑÑÑдноÑÑей
ÑолÑко
ÑÑиливалÑÑ
ÑпеÑи
-
ÑиÑеÑкими
оÑобенноÑÑÑми
Ñегиона
:
налиÑием
болÑ
-
Ñого
ÑиÑла
деÑей
коÑеннÑÑ
наÑионалÑноÑÑей
,
не
знавÑиÑ
ÑÑÑÑкиÑ
ÑзÑк
,
оÑоÑванноÑÑÑÑ
ÑеÑÑиÑоÑии
оÑ
«
болÑÑой
земли
»,
ее
знаÑиÑелÑнÑми
ÑаÑÑÑоÑниÑми
и
оÑÑÑÑÑÑвием
ÑазвиÑÑÑ
пÑÑей
ÑообÑениÑ
.
Ðолее
Ñого
,
даже
ÑказаннÑе
нами
вÑÑе
ÑезÑлÑÑаÑÑ
ÑÑпеваемоÑÑи
ÑколÑников
ЮгÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
вÑзÑваÑÑ
немалÑе
ÑомнениÑ
в
иÑ
доÑÑовеÑноÑÑи
.
ÐÑ
-
новнÑе
негаÑивнÑе
ÑакÑоÑÑ
,
влиÑвÑие
на
низкий
ÑÑовенÑ
знаний
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
,
не
иÑ
-
Ñезли
.
ÐоÑÑомÑ
замеÑнÑй
ÑоÑÑ
пÑоÑенÑа
обÑей
ÑÑпе
-
ваемоÑÑи
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
в
конÑе
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑио
-
да
вÑглÑдиÑ
непÑавдоподобно
и
мог
бÑÑÑ
доÑÑигнÑÑ
в
немалой
ÑÑепени
за
ÑÑеÑ
злоÑпоÑÑеблений
ÑколÑной
ÑÑаÑиÑÑикой
.
ÐоказаÑелÑÑÑва
ÑÑомÑ
Ñакже
заÑикÑиÑованÑ
в
до
-
кÑменÑаÑ
окÑоно
.
ÐапÑимеÑ
,
по
иÑогам
1950/51
ÑÑеб
-
ного
года
наиболее
низкие
знаниÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
ЮгÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
бÑли
заÑикÑиÑованÑ
ÑÑеди
ÑколÑни
-
ков
4-
Ñ
клаÑÑов
.
ÐÑедÑÑавлÑÑÑ
немалÑй
инÑеÑеÑ
обÑ
-
ÑÑнениÑ
окÑÑжного
оÑдела
наÑодного
обÑазованиÑ
о
пÑиÑинаÑ
подобного
положениÑ
дел
.
Ðлавной
из
ниÑ
бÑл
ÑоÑ
ÑакÑ
,
ÑÑо
ÑÑаÑиеÑÑ
4
клаÑÑов
однокомплекÑ
-
нÑÑ
и
двÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑнÑÑ
Ñкол
Ñдавали
ÑкзаменÑ
пÑи
ÑемилеÑниÑ
ÑколаÑ
,
где
бÑла
иÑклÑÑена
возмож
-
ноÑÑÑ
завÑÑениÑ
оÑенок
[8.
С
. 269â275].
То
еÑÑÑ
ÑколÑное
ÑÑководÑÑво
Ñегиона
пÑизнало
,
ÑÑо
даннÑе
ÑакÑÑ
не
бÑли
единиÑнÑм
ÑлÑÑаем
.
Ð
ÑколаÑ
СамаÑовÑкого
Ñайона
в
наÑале
1950-
Ñ
гг
.
бÑли
вÑÑвленÑ
знаÑиÑелÑнÑе
ÑаÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ
в
ÑÑпева
-
емоÑÑи
по
ÑÑÑномÑ
и
пиÑÑменномÑ
ÑзÑкÑ
.
ÐдеÑÑ
неко
-
ÑоÑÑе
ÑÑиÑелÑ
во
вÑемÑ
ÑÑÑнÑÑ
оÑвеÑов
по
гÑаммаÑи
-
ке
ÑÑавили
ÑÑеникам
ÑÑойки
даже
Ñогда
,
когда
он
мог
оÑвеÑиÑÑ
на
вопÑоÑÑ
ÑолÑко
Ñ
помоÑÑÑ
наводÑÑиÑ
вопÑоÑов
ÑÑиÑелÑ
.
Ðо
Ñакие
ÑÑеники
обÑÑно
не
могли
вÑполниÑÑ
ÑамоÑÑоÑÑелÑно
на
ÑдовлеÑвоÑиÑелÑнÑÑ
оÑенкÑ
ни
одной
пиÑÑменной
ÑабоÑÑ
.
ÐÑо
Ñвление
обнаÑÑживалоÑÑ
инÑпекÑоÑами
пÑи
каждой
пÑовеÑке
меÑÑнÑÑ
Ñкол
[
Там
же
.
С
. 275â276].
Ð
поÑледÑÑÑие
годÑ
иÑ
бÑло
вÑÑвлено
еÑе
болÑÑе
.
Так
,
из
оÑÑеÑа
СÑÑгÑÑÑкого
Ñайоно
за
ÑнваÑÑ
1953
г
.
мÑ
Ñзнаем
,
ÑÑо
в
меÑÑнÑÑ
ÑколаÑ
бÑли
допÑ
-
ÑенÑ
ÑлÑÑаи
занижениÑ
ÑÑебований
к
знаниÑм
ÑÑа
-
ÑÐ¸Ñ ÑÑ
.
Ðо
ÑÑÑи
,
ÑÑо
пÑивело
к
завÑÑениÑ
оÑенок
деÑÑкиÑ
знаний
,
ÑÑо
ÑÑавило
подобнÑÑ
ÑÑиÑелей
на
«
анÑигоÑÑдаÑÑÑвеннÑй
пÑÑÑ
оÑковÑиÑаÑелÑÑÑва
».
ÐапÑимеÑ
,
ÑÑиÑелÑниÑа
ÐагоÑновÑкой
ÑколÑ
Шпа
-
кова
показала
100%-
нÑÑ
ÑÑпеваемоÑÑÑ
в
оÑÑеÑе
за
1-
Ñ
ÑеÑвеÑÑÑ
по
5-
мÑ
и
7-
мÑ
клаÑÑам
.
Ðднако
когда
,
по
пÑедложениÑ
комиÑÑии
,
деÑи
напиÑали
пÑовеÑоÑнÑй
дикÑанÑ
,
в
5-
м
клаÑÑе
на
оÑенки
«2»
и
«1»
его
напиÑа
-
ли
13
Ñеловек
,
в
7-
м
клаÑÑе
â 9
Ñеловек
.
ÐналогиÑнÑе
наÑÑÑениÑ
бÑли
вÑÑвленÑ
Ñакже
в
ТÑом
-
ÐганÑкой
,
ÐаÑинÑкой
и
ТаÑÑовÑкой
ÑколаÑ
СÑÑгÑÑÑкого
Ñайона
[1.
С
. 9],
ÐаÑÑÑкÑкой
ÑÑедней
Ñколе
[
Там
же
.
С
. 30].
ÐÑе
более
поÑазиÑелÑнÑй
ÑакÑ
неÑооÑвеÑÑÑвиÑ
оÑенок
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
иÑ
ÑеалÑнÑм
знаниÑм
бÑл
вÑÑвлен
в
1953
г
.
Ñ
ÑÑиÑелей
ЯмкинÑкой
и
СÑаÑо
-
ÐаÑÑÑинÑкой
Ñкол
,
коÑоÑÑе
пеÑевели
в
5-
й
клаÑÑ
ÑовеÑÑенно
не
-
подгоÑовленнÑÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
.
Ðо
вÑеÑ
оÑÑеÑаÑ
они
пока
-
зали
иÑ
как
оконÑивÑиÑ
4-
й
клаÑÑ
.
Ðднако
,
пÑидÑ
в
5-
й
клаÑÑ
,
ÑÑи
ÑÑаÑиеÑÑ
пÑоÑвили
полное
незнание
пÑогÑаммного
маÑеÑиала
не
ÑолÑко
за
4-
й
клаÑÑ
,
но
Ñакже
за
3-
й
и
2-
й
клаÑÑÑ
.
УбедивÑиÑÑ
в
ÑÑом
на
оÑ
-
новании
иÑ
пиÑÑменнÑÑ
ÑабоÑ
,
даннÑе
ÑÑиÑелÑ
бÑли
вÑнÑжденÑ
пÑинÑÑÑ
даннÑÑ
ÑÑеников
обÑаÑно
в
младÑие
клаÑÑÑ
.
Ð
одном
из
докладов
окÑоно
даннÑй
ÑакÑ
бÑл
ÑпÑаведливо
назван
«
обманом
гоÑÑдаÑÑÑва
»
[
Там
же
.
С
. 53].
ÐÑи
ÑÑом
подобнÑе
наÑÑÑениÑ
обнаÑÑживалиÑÑ
в
ÑколаÑ
Ñегиона
не
один
год
.
Так
,
напÑимеÑ
,
в
1953
г
.
пÑи
анализе
ÑкзаменаÑионнÑÑ
ÑабоÑ
ÐокÑÑÑкой
Ñеми
-
леÑней
ÑколÑ
за
1951/52
ÑÑебнÑй
год
бÑло
ÑÑÑанов
-
лено
«
ÑплоÑное
завÑÑение
оÑенок
в
знаниÑÑ
ÑÑа
-
ÑÐ¸Ñ ÑÑ
».
ÐаннÑе
наÑÑÑениÑ
оÑÑÑеÑÑвлÑлиÑÑ
пÑи
пол
-
ном
попÑÑÑиÑелÑÑÑве
бÑвÑего
диÑекÑоÑа
данной
ÑколÑ
[
Там
же
.
С
. 9].
ÐбнаÑÑженнÑе
ÑакÑÑ
позво
-
лÑÑÑ
нам
ÑÑвеÑждаÑÑ
,
ÑÑо
ÑеалÑнÑе
знаниÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
ЮгÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
к
конÑÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
бÑли
ÑÑÑеÑÑвенно
ниже
оÑиÑиалÑнÑÑ
ÑиÑÑ
и
иÑ
каÑеÑÑвенного
ÑоÑÑа
не
пÑоизоÑло
.
Ðакой
же
она
бÑла
на
Ñамом
деле
?
Ð
ÑожалениÑ
,
даÑÑ
ÑоÑнÑй
оÑвеÑ
на
ÑÑоÑ
вопÑоÑ
ÑегоднÑ
Ñже
не
пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ
воз
-
можнÑм
.
Ðожно
ÑÑвеÑждаÑÑ
,
ÑÑо
она
бÑла
как
мини
-
мÑм
на
2â3%
ниже
оÑиÑиалÑнÑÑ
ÑиÑÑ
.
Таким
обÑазом
,
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ
конÑÑаÑиÑоваÑÑ
,
ÑÑо
в
1945â1953
гг
.
пÑеподавание
ÑÑÑÑкого
ÑзÑка
в
ÑколаÑ
ХанÑÑ
-
ÐанÑийÑкого
наÑионалÑного
окÑÑга
иÑпÑÑÑ
-
вало
многоÑиÑленнÑе
ÑÑÑдноÑÑи
.
ÐлавнÑм
обÑазом
,
они
бÑли
ÑвÑзанÑ
Ñ
низким
ÑÑовнем
квалиÑикаÑии
меÑÑнÑÑ
педагогов
.
ÐÑи
ÑÑом
Ñ
Ñегиона
ÑакÑиÑеÑки
не
бÑло
ÑезеÑвов
длÑ
ÑеÑениÑ
данной
пÑоблемÑ
из
-
за
оÑÑÑÑÑÑвиÑ
в
кÑае
вÑÑÑиÑ
ÑÑебнÑÑ
заведений
,
а
Ñакже
ÑÑÑовÑÑ
пÑиÑодно
-
климаÑиÑеÑкиÑ
ÑÑловий
,
вÑлед
-
ÑÑвие
коÑоÑÑÑ
квалиÑиÑиÑованнÑе
ÑÑиÑелÑ
не
жела
-
ли
ÐµÑ Ð°ÑÑ
на
ÑабоÑÑ
в
ЮгÑÑ
.
ÐкÑÑжной
оÑдел
наÑодного
обÑазованиÑ
пÑÑалÑÑ
,
Ñем
не
менее
,
повÑÑиÑÑ
каÑеÑÑво
пÑеподаваниÑ
ÑÑÑ
-
Ñкого
ÑзÑка
в
меÑÑнÑÑ
ÑколаÑ
,
иÑполÑзÑÑ
ÑÑадиÑион
-
нÑе
,
Ñже
оÑÑабоÑаннÑе
вÑеменем
пÑиемÑ
:
ÑеÑез
окÑÑжнÑе
,
ÑайоннÑе
и
гоÑодÑкие
педагогиÑеÑкие
и
меÑодиÑеÑкие
кабинеÑÑ
,
кÑÑÑовÑе
меÑодиÑеÑкие
обÑ
-
единениÑ
,
ÑÑиление
конÑÑолÑ
Ñо
ÑÑоÑонÑ
оÑделов
наÑодного
обÑазованиÑ
и
диÑекÑоÑов
Ñкол
,
взаимопо
-
ÑеÑениÑ
ÑÑоков
ÑÑиÑелÑми
и
Ñ
.
д
.
Ð
ÑезÑлÑÑаÑе
ÑÑого
,
к
конÑÑ
ÑаÑÑмаÑÑиваемого
пеÑиода
ÑÑпеваемоÑÑÑ
ÑгоÑ
-
ÑкиÑ
ÑÑаÑÐ¸Ñ ÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
замеÑно
возÑоÑла
.
ÐбÑаÑ
ÑÑпеваемоÑÑÑ
в
кÑае
вÑÑоÑла
в
1945â1953
гг
.
Ñ
69
до
82,1%,
Ñ
.
е
.
на
13%,
пÑи
ÑÑом
ÑÑпеваемоÑÑÑ
по
ÑÑÑÑкомÑ
ÑзÑкÑ
и
вовÑе
доÑÑигла
86â87%.
Ðднако
поÑколÑкÑ
в
окÑÑге
по
-
пÑежнемÑ
ÑабоÑало
множеÑÑво
пÑеподаваÑелей
без
ÑпеÑиалÑного
обÑазованиÑ
,
даже
ÑÑи
ÑиÑÑÑ
,
как
ÑказÑваÑÑ
докÑменÑÑ
,
во
многом
бÑ
-
ли
завÑÑенÑ
Ñамими
ÑÑиÑелÑми
.
113
ÐÐТÐÐ ÐТУРÐ
1.
ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй
аÑÑ Ð¸Ð²
ЮгÑÑ
(
далее
ÐÐЮ
).
Ф
. 5.
Ðп
. 1.
Ð
. 344.
2.
ÐÐЮ
.
Ф
. 5.
Ðп
. 1.
Ð
. 247.
3.
ÐÐЮ
.
Ф
. 5.
Ðп
. 1.
Ð
. 320.
4.
ЧÑмак
Ð
.
Ð
.
СÑановление
и
ÑазвиÑие
ÑиÑÑемÑ
обÑазованиÑ
обÑко
-
ÑгоÑÑкиÑ
наÑодов
СевеÑо
-
Ðападной
СибиÑи
в
1920â1950-
е
гг
. :
авÑоÑеÑ
.
диÑ
. â¦
канд
.
иÑÑ
.
наÑк
.
ТÑменÑ
, 2008. 22
Ñ
.
5.
ÐÐЮ
.
Ф
. 5.
Ðп
. 1.
Ð
. 213.
6.
ФÑолова
Ð
.
Ð
.
ÐоÑÑдаÑÑÑвеннаÑ
полиÑика
в
облаÑÑи
иÑÑоÑико
-
обÑеÑÑвоведÑеÑкого
обÑазованиÑ
в
ÑколаÑ
СевеÑа
Ðападной
СибиÑи
в
1920â1930-
е
годÑ
:
авÑоÑеÑ
.
диÑ
. â¦
канд
.
иÑÑ
.
наÑк
.
СÑÑгÑÑ
, 2016. 23
Ñ
.
7.
ÐÐЮ
.
Ф
. 5.
Ðп
. 1.
Ð
. 249.
8.
ÐÐЮ
.
Ф
. 5.
Ðп
. 1.
Ð
. 306.
9.
ФайзÑллина
Ð
.
Ð
.
ШколÑное
обÑазование
в
Ðападной
СибиÑи
в
ÑеÑедине
1950-
Ñ
â
ÑеÑедине
1960-
Ñ
гг
. (
на
маÑеÑиалаÑ
ÐмÑкой
,
ТомÑкой
и
ТÑменÑкой
облаÑÑей
) :
авÑоÑеÑ
.
диÑ
. â¦
канд
.
иÑÑ
.
наÑк
.
ТÑменÑ
, 2010. 30
Ñ
.
СÑаÑÑÑ
пÑедÑÑавлена
наÑÑной
ÑедакÑией
«
ÐÑÑоÑиÑ
» 20
ÑенÑÑбÑÑ
2017
г
.
PROBLEMS IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN YUGRA SCHOOLS IN 1945â1953
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â Tomsk State University Journal,
2018, 426, 107â113.
DOI: 10.17223/15617793/426/13
Denis V. Kirilyuk,
Surgut State University (Surgut, Russian Federation). E-mail: denkirilyuk@yandex.ru
Keywords:
school; teacher; level of professional skills; teaching the Russian language; Khanty-Mansy children; studentsâ combined
cumulative grade point average; real knowledge.
An attempt of a complex analysis of the Russian language teaching in the Khanty-Mansi National Okrug schools in the first years
after the war is given in the article. The work is written on the basis of a historical-comparative method of the main factors of school
education in Yugra in 1945â1953. The main sources of research are the materials of school reports in the second half of the 1940s â
the beginning of the 1950s which were found in the State Archive of Yugra. The content of the work revealed the weakness of
schools in the region after the Great Patriotic War of 1941â1945, the predominance of elementary schools that only gave the basic
skills of reading and writing. The schools were located at large distances from each other, which hampered their interaction. By the
end of the period under review the situation remained unchanged. For example, in 1945â1953 it was still difficult to bring the chil-
dren of the indigenous peoples of the North to school in the Khanty-Mansi National Okrug. These facts were revealed in school ref-
erences and records of the 1950s. The analysis of studentsâ achievements in the Russian language in the schools of Yugra is made in
this article. It was found that in the middle of the 1940s it was at a very low level. Almost a third of pupils in the region could not
cope with the primary school curriculum. In the early 1950s the performance of Yugra school children in the Russian language in-
creased significantly, having reached 86â87%, which was significantly higher than average test scores in the Okrug (82.1%). The
article reveals the reasons of these changes. The schools of the Khanty-Mansi National Okrug did a lot of teaching and methodologi-
cal work; cluster methodological associations worked to discuss and deliberate on methodological reports and analyze open lessons
of teachers including of the Russian language. At the beginning of the 1950s, progressive teachers of the Russian language used the
method of teaching from the experience of the best teachers of the country, especially from Moscow. Profesional development cours-
es were organized for the Russian language teachers. The author comes to a conclusion that over the 1945 to 1953 period the Russian
language teaching did not manage to achieve any fundamental changes in the issues raised in the article. The reasons were the fol-
lowing: the remoteness of schools in the Okrug from the developed centers of education and culture of the country, the low level of
education of teachers of the Russian language in the region, the lack of socio-economic incentives for inviting qualified teachers in
the area. That is why even the progress in studentsâ achievements in the Russian language, in the authorâs opinion, was largely falsi-
fied by the teachers.
REFERENCES
1. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 344. (In Russian).
2. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 247. (In Russian).
3. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 320. (In Russian).
4. Chumak, E.G. (2008)
Stanovlenie i razvitie sistemy obrazovaniya obsko-ugorskikh narodov Severo-Zapadnoy Sibiri v 1920â1950-e gg.
[Formation
and development of the education system of the Ob-Ugric peoples of North-Western Siberia in the 1920sâ1950s]. Abstract of History Cand. Diss.
Tyumen.
5. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 213. (In Russian).
6. Frolova, N.V. (2016)
Gosudarstvennaya politika v oblasti istoriko-obshchestvovedcheskogo obrazovaniya v shkolakh Severa Zapadnoy Sibiri v
1920â1930-e gody
[The state policy in the field of history and social science education in the schools of the North of Western Siberia in the
1920sâ1930s]. Abstract of History Cand. Diss. Surgut.
7. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 249. (In Russian).
8. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 306. (In Russian).
9. Fayzullina, N.K. (2010)
Shkolânoe obrazovanie v Zapadnoy Sibiri v seredine 1950-kh â seredine 1960-kh gg. (na materialakh Omskoy, Tomskoy i
Tyumenskoy oblastey)
[School education in Western Siberia in the mid-1950s â mid-1960s (on the materials of Omsk, Tomsk and Tyumen Ob-
lasts)]. Abstract of History Cand. Diss. Tyumen.
Received: 20 September 2017
114
ÐеÑÑник
ТомÑкого
гоÑÑдаÑÑÑвенного
ÑнивеÑÑиÑеÑа
. 2018.
â
426.
С
. 114â122.
DOI: 10.17223/15617793/426/14
УÐÐ
94(47). 084
Т
.
Ð
.
ÐозелÑÑÑк
ÐÐÐÐÐÐСТРÐТÐÐÐЫÐ
ÐÐÐÐÐÐ
ÐÐ
ÐСÐÐÐÐÐÐÐÐÐ
ÐÐЯÐÐТÐÐЬÐЫХ
ÐÐСТÐÐÐÐÐÐÐÐÐ
Ð
ÐÐÐТÐÐСТÐ
ÐÐУЧÐÐÐЯ
ÐÐÐСÐÐÐÐÐÐÐСТÐ
(
ÐÐ
ÐÐТÐÐ ÐÐÐÐÐ¥
ÐУРÐÐÐСÐÐÐÐ
ÐÐРУÐÐ
Ð
1923â1930
гг
.)
Ðа
оÑнове
впеÑвÑе
вводимÑÑ
в
наÑÑнÑй
обоÑоÑ
делопÑоизводÑÑвеннÑÑ
докÑменÑов
ÐÑÑганÑкого
окÑÑжного
админиÑÑÑа
-
Ñивного
оÑдела
ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ
Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ñ
и
пÑоблемÑ
админиÑÑÑаÑивного
надзоÑа
за
иÑполнением
наÑелением
обÑза
-
ÑелÑнÑÑ
поÑÑановлений
ÐÑÑганÑкого
окÑÑжного
иÑполкома
и
ÐÑÑганÑкого
гоÑÑовеÑа
в
1923â1930
гг
.
ÐÑобое
внимание
Ñде
-
лÑеÑÑÑ
оÑенке
названнÑÑ
докÑменÑов
как
иÑÑоÑников
,
оÑÑазивÑиÑ
ÑазлиÑнÑе
аÑпекÑÑ
повÑедневной
жизни
меÑÑного
наÑе
-
лениÑ
.
ÐвÑоÑ
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ
к
вÑводÑ
,
ÑÑо
напÑавлениÑ
и
ÑÑÑдноÑÑи
админиÑÑÑаÑивного
надзоÑа
за
иÑполнением
обÑзаÑелÑнÑÑ
поÑÑановлений
Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑ
повÑедневнÑÑ
жизнÑ
пÑежде
вÑего
Ñ
негаÑивной
ÑÑоÑонÑ
,
заоÑÑÑÑÑ
внимание
иÑÑледоваÑелÑ
на
девианÑном
поведении
наÑелениÑ
.
ÐлÑÑевÑе
Ñлова
:
иÑÑоÑиÑ
повÑедневноÑÑи
;
админиÑÑÑаÑивнÑй
надзоÑ
;
обÑзаÑелÑнÑе
поÑÑановлениÑ
;
ÐÑÑганÑкий
окÑÑг
;
девианÑное
поведение
.
СоÑиалÑнÑе
ÑÑанÑÑоÑмаÑии
,
ÑÑавÑие
ÑезÑлÑÑаÑом
ÑеленапÑавленной
полиÑики
молодого
ÑовеÑÑкого
гоÑÑдаÑÑÑва
,
и
одновÑеменно
Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑвеннÑй
Ñпадок
,
как
ÑледÑÑвие
ÐÑажданÑкой
войнÑ
,
изменили
пÑи
-
вÑÑное
каждодневное
бÑÑование
Ñеловека
,
внеÑли
в
его
повÑедневнÑÑ
жизнÑ
множеÑÑво
новÑÑ
ÑлеменÑов
и
пÑоблем
.
РеволÑÑионнÑе
пÑаздники
,
новаÑ
меÑÑи
-
ÑеÑкаÑ
ÑиÑÑема
,
окÑÑбÑинÑ
,
ÐÐÐСÑ
,
женÑинÑ
-
делегаÑки
,
жилиÑнÑй
вопÑоÑ
,
новаÑ
мода
,
избÑ
-
ÑиÑалÑни
,
ÑлеменÑаÑнÑе
бÑÑовÑе
ÑÑÑдноÑÑи
и
многое
дÑÑгое
.
ФоÑмиÑÑÑ
новÑй
обÑаз
жизни
ÑовеÑÑкиÑ
лÑ
-
дей
,
гоÑÑдаÑÑÑво
акÑивно
иÑполÑзовало
ноÑмаÑивно
-
пÑавовой
Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼
,
в
ÑаÑÑноÑÑи
издание
окÑÑжнÑми
и
гоÑодÑкими
влаÑÑÑми
обÑзаÑелÑнÑÑ
поÑÑановлений
,
коÑоÑÑе
кÑоме
опÑеделеннÑÑ
пÑавил
поведениÑ
пÑедÑÑмаÑÑивали
ÑанкÑиÑ
за
иÑ
неÑоблÑдение
.
ÐÑ
-
ÑÑда
возникала
Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ
конÑÑолÑ
за
иÑ
иÑпол
-
нением
наÑелением
.
ТекÑÑÑ
обÑзаÑелÑнÑÑ
поÑÑановлений
,
коÑоÑÑе
Ð¾Ñ Ð²Ð°ÑÑвали
ÑиÑокий
кÑÑг
вопÑоÑов
оÑ
ÑбоÑа
налогов
и
ÑÑÑановлениÑ
пÑавил
ÑоÑговли
до
Ð¾Ñ ÑанÑ
обÑе
-
ÑÑвенного
поÑÑдка
и
ÑаниÑаÑного
надзоÑа
,
ÑвлÑÑÑÑÑ
ÑеннÑм
иÑÑоÑником
изÑÑениÑ
повÑедневноÑÑи
.
Ðме
-
ÑÑе
Ñ
Ñем
они
,
как
и
вÑÑкие
докÑменÑÑ
законодаÑелÑ
-
ного
Ñ Ð°ÑакÑеÑа
,
оÑвеÑаÑÑ
повÑедневнÑÑ
жизнÑ
наÑе
-
лениÑ
лиÑÑ
Ñ
ÑоÑки
зÑениÑ
задаваемÑÑ
влаÑÑÑÑ
жела
-
емÑÑ
ÑÑандаÑÑов
.
ÐÑÑледоваÑелÑ
ÑзнаеÑ
лиÑÑ
о
Ñом
,
какими
влаÑÑÑ
видела
ÑвоиÑ
гÑаждан
,
какой
она
пла
-
ниÑовала
ÑделаÑÑ
иÑ
жизнÑ
,
какие
иÑ
поÑÑÑпки
каÑе
-
гоÑиÑеÑки
оÑвеÑгала
,
но
ÑÑобÑ
ÑзнаÑÑ
о
Ñом
,
как
лÑди
жили
и
как
поÑÑÑпали
в
дейÑÑвиÑелÑноÑÑи
,
нÑжно
пÑивлекаÑÑ
иÑÑоÑники
дÑÑгого
Ñода
.
ÐнÑоÑмаÑивнÑм
в
ÑÑом
плане
ÑвлÑеÑÑÑ
комплекÑ
докÑменÑов
,
ÑвÑзаннÑй
Ñ
админиÑÑÑаÑивнÑм
надзо
-
Ñом
за
иÑполнением
наÑелением
обÑзаÑелÑнÑÑ
поÑÑа
-
новлений
.
ÐÑо
докÑменÑÑ
Ñак
назÑваемÑÑ
админи
-
ÑÑÑаÑивнÑÑ
оÑделов
,
а
именно
ноÑмаÑивно
-
пÑавоваÑ
и
делопÑоизводÑÑвеннаÑ
докÑменÑаÑиÑ
,
пÑедÑÑавленнаÑ
ÑÑадиÑионнÑми
длÑ
обознаÑенного
вÑемени
Ñазно
-
видноÑÑÑми
:
ÑиÑкÑлÑÑÑ
УÑалÑÑкого
облаÑÑного
адмоÑдела
,
пÑиказÑ
ÐÑÑганÑкого
окÑиÑполкома
по
админиÑÑÑаÑивной
ÑабоÑе
,
вÑпиÑки
из
заÑеданий
ÐÑе
-
зидиÑма
ÐÑÑганÑкого
окÑиÑполкома
и
пленÑмов
ÐоÑ
-
ÑовеÑа
по
вопÑоÑам
ÑабоÑÑ
ÐдмоÑдела
,
оÑÑеÑÑ
и
до
-
кладÑ
наÑалÑника
ÐÑÑганÑкого
окÑÑжного
адмоÑдела
,
пÑоÑоколÑ
заÑеданий
наÑалÑников
ÑайоннÑÑ
админи
-
ÑÑÑаÑивнÑÑ
ÑаÑÑей
,
кÑаÑкие
обзоÑÑ
деÑÑелÑноÑÑи
и
планÑ
ÑабоÑ
ÐÑÑганÑкого
окÑадмоÑдела
,
ÑÑаÑнÑе
ÑаÑпиÑаниÑ
,
ÑÑаÑиÑÑиÑеÑкие
пÑиложениÑ
,
ÑезолÑÑии
,
инÑÑÑÑкÑии
,
пиÑÑма
и
пÑ
.
3
ноÑбÑÑ
1923
г
.
ЦÐÐ
СССÐ
ÑÑвеÑдил
Ðоложение
об
УÑалÑÑкой
облаÑÑи
,
в
ÑоÑÑав
коÑоÑой
воÑел
ÐÑÑ
-
ганÑкий
окÑÑг
,
а
ÐÑÑган
ÑооÑвеÑÑÑвенно
ÑÑал
окÑÑж
-
нÑм
ÑенÑÑом
.
Ðдной
из
влаÑÑнÑÑ
ÑÑÑÑкÑÑÑ
облаÑÑно
-
го
,
окÑÑжного
,
а
в
далÑнейÑем
и
Ñайонного
ÑÑовнÑ
ÑÑали
оÑганÑ
админиÑÑÑаÑивного
надзоÑа
.
Ðозникли
облаÑÑной
и
окÑÑжнÑе
админиÑÑÑаÑивнÑе
оÑделÑ
(
или
адмоÑделÑ
) [1.
Ð
. 12].
Ðни
воÑли
в
ÑеÑоÑмиÑо
-
ваннÑÑ
ÑиÑÑемÑ
оÑганов
ÑовеÑÑкой
милиÑии
.
Ð
авгÑ
-
ÑÑе
1923
г
.
в
ÑоÑÑаве
ÐÐÐÐ
РСФСÐ
бÑло
Ñоздано
ЦенÑÑалÑное
админиÑÑÑаÑивное
ÑпÑавление
,
одним
из
оÑделов
коÑоÑого
ÑÑал
ÐдминиÑÑÑаÑивнÑй
оÑдел
,
наблÑдавÑий
«
за
пÑавилÑноÑÑÑÑ
пÑименениÑ
меÑ
к
наÑÑÑиÑелÑм
обÑзаÑелÑнÑÑ
поÑÑановлений
» [2.
С
. 18].
ÐÑи
ÐÑÑганÑком
гоÑодÑком
ÑовеÑе
и
ÑайиÑполкомаÑ
бÑли
оÑганизованÑ
админиÑÑÑаÑивнÑе
ÑаÑÑи
(
пÑоекÑ
адмÑаÑÑи
ÐоÑÑовеÑа
бÑл
пÑедÑÑавлен
на
заÑедании
ÐоÑÑовеÑа
в
1926
г
. [3]).
Ðа
окÑÑжнÑе
адмоÑделÑ
,
ÑоглаÑно
ÐоложениÑ
об
адмоÑделаÑ
УÑалÑÑкой
облаÑÑи
,
возлагалоÑÑ
: «1.
ÐÑо
-
ведение
в
жизнÑ
поÑÑановлений
ÑенÑÑалÑнÑÑ
и
меÑÑ
-
нÑÑ
оÑганов
влаÑÑи
по
вопÑоÑам
админиÑÑÑаÑивного
Ñ Ð°ÑакÑеÑа
,
наблÑдение
за
ÑоблÑдением
наÑелением
и
должноÑÑнÑми
лиÑами
ÑказаннÑÑ
поÑÑановлений
,
пÑинÑÑие
меÑ
к
иÑ
вÑполнениÑ
. 2.
ÐÑ Ñана
ÑеволÑÑи
-
онного
поÑÑдка
и
обÑеÑÑвенной
безопаÑноÑÑи
в
пÑе
-
делаÑ
ÑÑÑеÑÑвÑÑÑиÑ
законоположений
. 3.
ÐÑоведе
-
ние
в
жизнÑ
законов
об
оÑделении
ÑеÑкви
оÑ
гоÑÑдаÑ
-
ÑÑва
в
ÑаÑÑи
,
каÑаÑÑейÑÑ
админиÑÑÑаÑивнÑÑ
ÑаÑпо
-
ÑÑжений
и
меÑопÑиÑÑий
. <â¦> 5.
ÐÑоизводÑÑво
Ñеги
-
ÑÑÑаÑии
акÑов
гÑажданÑкого
ÑоÑÑоÑниÑ
и
ведение
ÑÑе
-
Ñа
еÑÑеÑÑвенного
движениÑ
наÑелениÑ
. 6.
ÐедÑÑ
Ñеги
-
ÑÑÑаÑиÑ
иноÑÑÑаннÑÑ
гÑаждан
,
пÑинимаÑÑ
Ñ Ð¾Ð´Ð°Ñай
-
ÑÑва
о
пÑиеме
в
гÑажданÑÑво
СССÐ
. <â¦> 9.
ÐалагаÑÑ
админиÑÑÑаÑивнÑе
взÑÑканиÑ
за
неиÑполнение
обÑза
-
ÑелÑнÑÑ
поÑÑановлений
в
пÑеделаÑ
ÑÑÑеÑÑвÑÑÑиÑ
законоположений
. 10.
ÐÑинимаÑÑ
меÑÑ
к
пÑедÑпÑе
-
ждениÑ
и
ликвидаÑии
ÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¹Ð½ÑÑ
бедÑÑвий
. <â¦> 16.
115
Ðедение
ÑабоÑÑ
по
пÑедÑпÑеждениÑ
,
обнаÑÑжениÑ
и
ÑаÑÑледованиÑ
пÑеÑÑÑплений
. 17.
ÐоÑÑба
Ñ
беÑпо
-
Ñлинной
и
безпаÑенÑной
и
безакÑизной
ÑоÑговлей
,
Ñ
ÑайнÑм
винокÑÑением
,
Ñ Ñанением
и
ÑбÑÑом
ÑпиÑÑнÑÑ
напиÑков
. 18.
ÐоÑÑба
Ñ
ÑкÑплÑаÑаÑией
гÑаждан
на
поÑве
невежеÑÑва
и
ÑÑевеÑиÑ
. 19.
ÐоÑÑба
Ñ
обÑеÑÑвен
-
нÑм
паÑазиÑизмом
â
пÑоÑÑиÑÑÑиÑ
. <â¦> 21.
УÑеÑ
ÑоÑ
-
говÑÑ
и
ÑоÑгово
-
пÑомÑÑленнÑÑ
пÑедпÑиÑÑий
.
22.
ÐÑдаÑа
ÑазÑеÑений
на
ÑÑÑÑойÑÑво
зÑелиÑ
,
ÑобÑа
-
ний
â¦
ÑоÑговлÑ
пивом
,
вином
â¦
оÑкÑÑÑие
ÑипогÑа
-
Ñий
⦠23.
ÐÑдаÑа
ÑазÑеÑений
на
пÑаво
полÑзоваÑÑÑÑ
Ð¾Ñ Ð¾ÑниÑÑим
оÑÑжием
» [1.
Ð
. 24].
ÐÑак
,
ÑÑдÑ
по
пеÑеÑиÑленнÑм
полномоÑиÑм
,
ÑÑано
-
виÑÑÑ
понÑÑно
,
ÑÑо
новÑй
оÑган
влаÑÑи
должен
бÑл
занÑÑÑ
клÑÑевое
меÑÑо
в
жизни
меÑÑного
наÑелениÑ
.
ÐонеÑно
,
длÑ
ÑÑÑекÑивноÑÑи
ÑабоÑÑ
пÑиÑлоÑÑ
ÑÑазÑ
ÑаÑпÑеделиÑÑ
ÑÑи
ÑиÑокие
обÑзанноÑÑи
междÑ
ÑÑемÑ
подоÑделами
:
обÑим
,
милиÑии
и
Ñголовного
ÑозÑÑка
(
в
некоÑоÑÑÑ
докÑменÑаÑ
в
каÑеÑÑве
ÑеÑвеÑÑого
подоÑ
-
дела
знаÑиÑÑÑ
Ðом
заклÑÑениÑ
).
ÐаÑалÑник
ÐдмоÑдела
(
он
же
наÑалÑник
милиÑии
окÑÑга
)
подÑинÑлÑÑ
одно
-
вÑеменно
ÐÑÑганÑкомÑ
окÑиÑполкомÑ
и
наÑалÑникÑ
ÐдмоÑдела
УÑалÑÑкого
облиÑполкома
.
Ð
далÑнейÑем
ÑÑи
ÑÑÑÑкÑÑÑÑ
ждали
некоÑоÑÑе
пÑеобÑазованиÑ
,
но
ÑÑÑÑ
деÑ
-
ÑелÑноÑÑи
и
ее
напÑавленноÑÑÑ
не
изменилиÑÑ
:
Ðоложе
-
ние
об
админиÑÑÑаÑивнÑÑ
оÑделаÑ
УÑалÑÑкой
облаÑÑи
1927
г
.
пÑакÑиÑеÑки
полноÑÑÑÑ
повÑоÑÑло
пÑедÑдÑÑее
,
из
нового
поÑвилоÑÑ
наложение
админиÑÑÑаÑивнÑÑ
взÑÑ
-
каний
по
ÑÑдÑ
ÑÑаÑей
УÐ
РСФСÐ
1926
г
. (
ÑÑ
. 61
Ñ
. 1,
ÑÑ
. 82
Ñ
. 2,
ÑÑ
. 83,
ÑÑ
. 108
Ñ
. 2,
ÑÑ
. 133
Ñ
. 4,
ÑÑ
. 191
Ñ
. 2
и
ÑÑ
. 192) [4.
Ð
. 81, 81
об
.].
ÐдминиÑÑÑаÑивное
ÑегÑлиÑование
непоÑÑедÑÑвенно
вÑÑажалоÑÑ
в
ÑикÑаÑии
милиÑией
наÑÑÑений
,
нало
-
жении
ÑÑÑаÑов
и
иÑ
взÑÑкании
Ñ
гÑаждан
,
наÑÑÑив
-
ÑиÑ
обÑзаÑелÑнÑе
поÑÑановлениÑ
.
ÐлÑ
ÑвоиÑ
ÑиÑаÑелей
ÑедакÑиÑ
окÑÑжной
газеÑÑ
«
ÐÑаÑнÑй
ÐÑÑган
»
поÑÑнÑ
-
ла
: «
Ð
ÑлÑÑае
неÑплаÑÑ
виновнÑми
ÑÑÑаÑа
поÑледний
можеÑ
бÑÑÑ
взÑÑкан
пÑинÑдиÑелÑнÑм
поÑÑдком
,
Ñо
еÑÑÑ
пÑÑем
оÑÑÑждениÑ
и
пÑодажи
имÑÑеÑÑва
,
а
еÑли
неÑего
оÑÑÑдиÑÑ
из
имÑÑеÑÑва
,
Ñо
заменÑеÑÑÑ
пÑинÑди
-
ÑелÑнÑми
ÑабоÑами
» [5.
С
. 3].
РазмеÑ
взÑÑканий
ваÑÑиÑовалÑÑ
в
завиÑимоÑÑи
оÑ
ÑемаÑики
поÑÑановлениÑ
и
,
ÑооÑвеÑÑÑвенно
,
оÑ
ÑÑовнÑ
обÑеÑÑвенной
опаÑноÑÑи
,
коÑоÑÑй
пÑедÑÑавлÑло
наÑÑÑение
пÑопиÑанной
ноÑмÑ
поведениÑ
.
Так
,
наÑÑÑиÑелÑ
ÐоÑÑановлениÑ
â
27 «
Ð
запÑеÑе
азаÑÑ
-
нÑÑ
игÑ
» (
вÑÑÑпило
в
ÑилÑ
в
авгÑÑÑе
1927
г
.)
подвеÑ
-
галÑÑ
«
в
гоÑоде
ÑÑÑаÑÑ
до
100
ÑÑблей
или
пÑинÑди
-
ÑелÑнÑм
ÑабоÑам
до
1
меÑÑÑа
,
а
в
ÑелÑÑкиÑ
меÑÑно
-
ÑÑÑÑ
â
ÑÑÑаÑÑ
до
10
ÑÑблей
и
пÑинÑдиÑелÑнÑм
Ñабо
-
Ñам
до
2
неделÑ
» [6.
Ð
. 15].
РазмеÑ
ÑÑÑаÑа
оÑÑалÑÑ
пÑежним
и
в
1929
г
. [7.
Ð
. 4].
РазниÑа
в
обÑеме
нака
-
заниÑ
междÑ
гоÑодом
и
деÑевней
бÑла
обÑÑловлена
,
в
пеÑвÑÑ
оÑеÑедÑ
,
ÑазниÑей
в
плаÑежеÑпоÑобноÑÑи
го
-
Ñожан
и
ÑелÑÑан
.
Такой
же
ÑÑÑаÑ
â
до
100
ÑÑблей
â
пÑедÑÑмаÑÑи
-
валÑÑ
в
ÐоÑÑановлении
«
Ð
меÑаÑ
боÑÑбÑ
Ñ
пÑÑн
-
ÑÑвом
»
оÑ
26
ÑевÑалÑ
1929
г
. [
Там
же
.
Ð
. 3].
ÐÑи
ÑÑом
за
наÑÑÑение
поÑÑановлений
о
налогаÑ
и
ÑбоÑаÑ
,
боÑÑбе
Ñ
леÑнÑми
пожаÑами
[8.
Ð
. 37, 52],
пÑавил
Ñе
-
гиÑÑÑаÑии
Ñождений
и
ÑмеÑÑей
[9.
Ð
. 40]
и
ÑÑда
дÑÑ
-
гиÑ
ÑанкÑии
бÑли
более
жеÑÑкими
â
ÑÑÑаÑ
до
300
ÑÑблей
или
пÑинÑдиÑелÑнÑе
ÑабоÑÑ
до
ÑÑеÑ
ме
-
ÑÑÑев
.
УказаннÑе
вÑÑе
ÑÑммÑ
ÑÑÑаÑов
â
ÑÑммÑ
веÑÑма
немалÑе
.
Так
,
леÑом
1924
г
.
на
кÑÑганÑком
ÑÑнке
«
пÑениÑа
пÑодавалаÑÑ
по
95
копеек
â 1
ÑÑблÑ
за
пÑд
â¦
кÑÑпа
пÑениÑнаÑ
65â75
копеек
,
мÑÑо
коÑовÑе
12, 15, 18
копеек
ÑÑнÑ
,
маÑло
ÑливоÑное
25â28
копеек
,
молоко
12â13
копеек
ÑеÑвеÑÑÑ
,
ÑвоÑог
3â5
копеек
ÑÑнÑ
,
ÑйÑа
16â20
копеек
деÑÑÑок
,
Ñаки
40â50
копеек
ÑоÑнÑ
» [10.
С
. 4].
Ð
1926
г
.
за
45â85
ÑÑблей
можно
бÑло
кÑпиÑÑ
коÑовÑ
,
а
лоÑадÑ
â
за
120â200
ÑÑблей
[11.
С
. 4].
ЦенÑ
поÑÑоÑнно
ваÑÑиÑовалиÑÑ
,
Ñ Ð¾ÑÑ
и
не
ÑÑÑеÑÑвенно
.
Ð
1929
г
.
на
кÑÑганÑком
ÑÑнке
ÑÑедний
воз
беÑезовÑÑ
дÑов
ÑÑоил
5
ÑÑблей
, 1
килогÑамм
пÑе
-
ниÑной
мÑки
â 15
копеек
, 1
кг
мÑÑа
ÑкоÑÑкого
ÑÑедней
ÑпиÑанноÑÑи
â 1
ÑÑблÑ
,
ÑеÑвеÑÑÑ
молока
â 40
копеек
[12.
С
. 4].
ÐÑи
ÑÑом
ÑазмеÑÑ
ÑÑÑаÑов
не
изменÑлиÑÑ
.
ÐÑмеÑим
,
ÑÑо
ÑÑедний
заÑабоÑок
,
напÑимеÑ
,
Ñабо
-
Ñего
на
ÑевÑалÑ
1926
г
.
ÑоÑÑавлÑл
32
ÑÑблÑ
50
копеек
[13.
Ð
. 22].
Ð
Ñвоей
замеÑке
«
Ðак
живеÑ
ÑабоÑий
»
оÑ
13
декабÑÑ
1924
г
.
один
из
коÑÑеÑпонденÑов
газеÑÑ
«
ÐÑаÑнÑй
ÐÑÑган
»
подÑеÑкнÑл
ÑледÑÑÑее
: «
ÐизнÑ
гоÑодÑкого
ÑабоÑего
не
Ñак
деÑева
,
как
дÑмаÑÑ
мно
-
гие
кÑеÑÑÑÑне
,
и
заÑабоÑок
не
Ñак
велик
.
ÐаÑабоÑнаÑ
плаÑа
в
ÑÑеднем
до
25
ÑÑблей
,
и
воÑ
на
ÑÑи
25
ÑÑблей
ÑабоÑемÑ
пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ
жиÑÑ
ÑелÑй
меÑÑÑ
Ñ
ÑемÑей
в
ÑÑеднем
оÑ
3â4
Ñеловек
.
ÐизнÑ
гоÑода
каждÑй
денÑ
ÑÑебÑеÑ
денÑги
,
кваÑÑиÑнаÑ
плаÑа
,
оÑвеÑение
,
оÑопле
-
ние
,
пÑодÑкÑÑ
пиÑаниÑ
и
Ñ
.
д
., â
Ñвоего
ниÑего
неÑ
.
ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾
плаÑиÑÑ
ÑленÑкие
пÑоÑеÑÑионалÑнÑе
и
дÑÑгие
взноÑÑ
,
коÑоÑÑе
поÑой
пÑевÑÑаÑÑ
ÑÑÑанов
-
леннÑе
4%.
ÐÑоме
Ñого
,
каждÑй
ÑабоÑий
ÑоÑÑоиÑ
во
вÑевозможнÑÑ
обÑеÑÑваÑ
â¦
в
коопеÑаÑии
,
и
по
Ñвоей
оÑзÑвÑивоÑÑи
пÑи
вÑевозможнÑÑ
компаниÑÑ
ÑабоÑий
иногда
под
Ñвое
жалованÑе
оÑÑиÑлÑеÑ
болÑÑой
пÑо
-
ÑенÑ
» [14.
С
. 3].
ÐлÑ
некоÑоÑÑÑ
из
ÑабоÑиÑ
дополниÑелÑной
ÑÑаÑÑ
-
ей
ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð°
Ñемейного
бÑджеÑа
ÑÑановилиÑÑ
ÑÑÑаÑÑ
.
Ðменно
ÑабоÑие
,
конеÑно
,
в
ÑилÑ
Ñвоей
многоÑиÑлен
-
ноÑÑи
(
в
ÐÑÑгане
ÑиÑленноÑÑÑ
ÑлÑжаÑиÑ
ÑÑала
ÑÑÑÑ
-
паÑÑ
ÑиÑленноÑÑи
ÑабоÑиÑ
к
1925
г
. [15.
Ð
. 214]),
Ñв
-
лÑлиÑÑ
оÑновнÑми
наÑÑÑиÑелÑми
обÑзаÑелÑнÑÑ
по
-
ÑÑановлений
.
Ðо
даннÑм
ÐÑÑганÑкого
окÑадмоÑдела
за
1925â1926
оÑÑеÑнÑе
годÑ
ÑÑеди
вÑеÑ
наÑÑÑиÑелей
ÑабоÑие
ÑоÑÑавили
30%,
далее
идÑÑ
ÑлÑжаÑие
â 20%,
ÑоÑговÑÑ
â 14,2% [16.
Ð
. 43].
ÐлÑ
ÑÑавнениÑ
:
заÑплаÑа
ÑÑаÑÑиÑ
и
младÑиÑ
ми
-
лиÑионеÑов
бÑла
ниже
,
Ñем
40
ÑÑблей
и
35
ÑÑблей
ÑооÑвеÑÑÑвенно
,
Ñак
как
повÑÑение
заÑплаÑÑ
до
ÑÑиÑ
ÑиÑÑ
на
заÑедании
ÐÑезидиÑма
ÐоÑÑовеÑа
в
авгÑÑÑе
1926
г
.
ÑолÑко
обÑÑждалоÑÑ
[17.
Ð
. 450].
Ð
пÑакÑике
наложениÑ
админиÑÑÑаÑивнÑÑ
взÑÑканий
в
каÑеÑÑве
ÑÑÑаÑов
ÑигÑÑиÑовали
ÑледÑÑÑие
ÑÑммÑ
:
напÑимеÑ
,
в
1925
г
.
ÑазмеÑÑ
ÑÑÑаÑов
колебалиÑÑ
оÑ
2
ÑÑблей
50
копеек
до
15
ÑÑблей
[18.
Ð
. 96];
ÑоглаÑно
ÑиÑкÑлÑ
-
ÑÑ
УÑалÑÑкого
облаÑÑного
адмоÑдела
оÑ
31
маÑ
1929
г
., «
ÑÑаÑÑковÑм
надзиÑаÑелÑм
и
милиÑионеÑам
в
ÑабоÑиÑ
поÑелкаÑ
пÑедоÑÑавлÑлоÑÑ
пÑаво
ÑÑÑаÑоваÑÑ
на
меÑÑе
без
ÑоÑÑавлениÑ
пÑоÑоколов
на
ÑÑммÑ
до
3
ÑÑблей
лиÑ
,
наÑÑÑаÑÑиÑ
обÑзаÑелÑное
поÑÑановле
-
ние
о
боÑÑбе
Ñ
Ñ ÑлиганÑÑвом
» [19.
Ð
. 38].
Такое
Ñни
-
жение
ÑазмеÑов
взÑÑканий
бÑло
пÑодикÑовано
Ñем
,