ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 7322

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

111 

ческой

 

работы

все

 

еще

 

слабо

 

владела

 

методикой

не

-

добросовестно

 

относилась

 

к

 

работе

давала

 

уроки

 

низкого

 

качества

 [1. 

С

. 38]. 

Не

 

случайно

 

основное

 

число

 

неуспевающих

 

учащихся

 

в

 

Ларьякском

 

и

 

Сама

-

ровской

 

районах

 

и

 

окружной

 

столице

 â€“ 

Ханты

-

Мансийске

не

 

могли

 

освоить

 

школьную

 

программу

 

именно

 

по

 

русскому

 

языку

 [

Там

 

же

С

. 30–31, 38, 80]. 

Далеко

 

не

 

всегда

 

более

 

высоким

 

качеством

 

препода

-

вания

 

отличались

 

и

 

руководители

 

школ

Так

в

 1953 

г

заведующая

 

Никулинской

 

начальной

 

школой

 

тов

Гавриленко

 

на

 

заседании

 

кустового

 

методического

 

объединения

 

заявила

что

 

она

 

не

 

работала

 

над

 

ошиб

-

ками

так

 

как

 

не

 

знала

как

 

работать

 

над

 

ними

  [

Там

 

же

С

. 57]. 

Все

 

это

 

свидетельствовало

 

о

 

значительных

 

недо

-

статках

 

в

 

методической

 

работе

 

в

 

школах

 

края

сохра

-

нившихся

 

и

 

в

 

конце

 

рассматриваемого

 

периода

Про

-

блема

 

заключалась

 

в

 

том

что

 

в

 

конце

 1940-

х

 â€“ 

начале

 

1950-

х

 

гг

в

 

советских

 

научных

 

и

 

общественно

-

политических

 

кругах

 

с

 

новой

 

силой

 

развернулась

  

дискуссия

 

о

 

русском

 

языке

связанная

 

с

 

распростра

-

нением

 

в

 

стране

 Â«

нового

 

учения

 

о

 

языке

» 

Н

.

Я

Марра

Само

 

учение

 

отрицало

 

идею

 

о

 

единстве

 

происхожде

-

ния

 

индоевропейских

 

языков

пыталось

 

построить

 

особое

  Â«

марксистское

 

языкознание

». 

И

.

В

Сталин

 

в

 

ряде

 

публикаций

 1950 

г

. («

Марксизм

 

и

 

вопросы

 

язы

-

кознания

» 

и

 

ответов

 

на

 

вопросы

 

к

 

работе

раскрити

-

ковал

 

учение

 

Н

.

Я

Марра

 

и

 

многие

 

эксперименты

 

над

 

русским

 

языком

Можно

 

смело

 

утверждать

что

 

для

 

учителей

 

русско

-

го

 

языка

 

Югры

 

основное

 

содержание

 

данной

 

дискус

-

сии

 

было

 

незнакомо

Однако

 

все

 

учителя

 

русского

 

язы

-

ка

 

были

 

вынуждены

 

ссылаться

 

на

 

данное

 

издание

 

в

 

своей

 

практической

 

деятельности

Отделы

 

народного

 

образования

 

Ханты

-

Мансийского

 

национального

 

окру

-

га

 

призывали

 

учителей

 

русского

 

языка

 

края

 

перестро

-

ить

 

свое

 

преподавание

 Â«

на

 

основе

 

сталинских

 

работ

 

по

 

языкознанию

». Â«

Вдохновленные

 

гениальными

 

трудами

 

т

Сталина

», 

они

 

начали

 

менять

 

свое

 

преподавание

 

[

Там

 

же

С

. 54–55]. 

На

 

практике

 

единственным

 

след

-

ствием

 

данной

 

дискуссии

 

могло

 

быть

 

только

 

некое

 

теоретическое

 

и

 

методологическое

 

единообразие

 

тру

-

дов

 

по

 

русскому

 

языку

изданных

 

после

 1950 

г

., 

что

 

упрощало

 

работу

 

с

 

ними

 

и

 

вносило

 

ясность

 

в

 

философ

-

ские

 

основы

 

преподавания

 

русского

 

языка

.  

Вместе

 

с

 

тем

 

организация

 

методической

 

работы

 

в

 

школах

 

Ханты

-

Мансийского

 

национального

 

округа

 

в

 

конце

 

рассматриваемого

 

периода

 

по

-

прежнему

 

нахо

-

дилась

 

не

 

на

 

должном

 

уровне

Например

в

 

1952/53 

учебном

 

году

 

эта

 

работа

 

была

 

слабо

 

постав

-

лена

 

в

 

Сургутском

 

районе

Отдельные

 

КМО

 

района

 

совсем

 

не

 

работали

 

в

 

течение

 

полугодия

  [

Там

 

же

С

. 128]. 

Большие

 

претензии

 

имелись

 

у

 

окроно

 

также

 

к

 

организации

 

методической

 

работы

 

в

 

школах

 

г

Ханты

-

Мансийска

Методические

 

совещания

 

в

 

большинстве

 

школ

 

окружной

 

столицы

 

в

 

конце

 

рассматриваемого

 

периода

 

проводились

 

редко

было

 

прочтено

 

мало

 

до

-

кладов

 

на

 

общепедагогические

 

и

 

методические

 

темы

плохо

 

организовано

 

взаимопосещение

 

уроков

  [

Там

 

же

С

. 38].  

Общей

 

проблемой

не

 

позволявшей

 

существенно

 

повысить

 

качество

 

методической

 

работы

 

школ

были

 

по

-

прежнему

 

значительная

 

удаленность

 

школ

 

друг

 

от

 

друга

 

и

 

отсутствие

 

средств

 Â«

на

 

разъезды

» [1. 

С

. 128]. 

Нехватка

 

средств

 

приводила

 

и

 

к

 

тому

что

 

даже

 

в

 

пе

-

редовых

 

пед

и

 

методкабинетах

 

отсутствовали

 

поме

-

щения

 

для

 

хранения

 

методической

 

литературы

она

 

хра

-

нилась

 

на

 

шкафах

а

 

также

 

на

 

частных

 

квартирах

При

 

этом

 

имелись

 

только

 

методические

 

издания

 

за

 

несколько

 

лет

  [

Там

 

же

С

. 91]. 

Данные

 

недоработки

 

ставились

 

в

 

вину

 

местным

 

райпедкабинетам

 [

Там

 

же

С

. 128]. 

Кроме

 

того

повышением

 

качества

 

преподавания

 

в

 

Югре

 

в

 

начале

 1950-

х

 

гг

занимались

 

внутришколь

-

ные

 

предметные

 

комиссии

Руководство

 

данными

 

комиссиями

 

осуществляли

как

 

правило

директора

 

школ

Однако

 

их

 

работа

 

не

 

была

 

организована

 

каче

-

ственно

не

 

оказывалось

 

им

 

необходимой

 

помощи

 

и

 

со

 

стороны

 

районных

 

педагогических

 

кабинетов

 

и

 

окрпедкабинета

  [

Там

 

же

С

. 91]. 

Не

 

вышла

 

также

 

на

 

необходимый

 

уровень

 

помощь

 

со

 

стороны

 

школьных

 

инспекторов

 

региона

Так

за

 

первое

 

полугодие

 

1952/53 

учебного

 

года

 

окружной

 

отдел

 

народного

 

обра

-

зования

 

проверил

 

всего

 

восемь

 

школ

 

и

 

один

 

близлежа

-

щий

 

Самаровский

 

районный

 

отдел

 

народного

 

образова

-

ния

 [

Там

 

же

С

. 128].  

Несмотря

 

на

 

определенные

 

успехи

 

в

 

организации

 

методического

 

консультирования

 

учителей

 

Югры

обеспечении

 

их

 

методической

 

литературой

конспек

-

тами

 

уроков

 

передовых

 

учителей

окрпедкабинет

 

так

 

и

 

не

 

смог

 

в

 

начале

 1950-

х

 

гг

решить

 

ряд

 

других

 

во

-

просов

Особенно

 

это

 

касалось

 

проблемы

 

организации

 

методической

 

помощи

 

учителям

 

однокомплектных

 

и

 

двухкомплектных

 

школ

  (

которых

 

было

 

большинство

 

в

 

регионе

), 

национальных

 

школ

 

и

 

воспитателей

 

наци

-

ональных

 

интернатов

По

 

работе

 

национальных

 

школ

 

и

 

воспитателей

 

национальных

 

интернатов

 

совершен

-

но

 

не

 

имелось

 

руководящей

 

литературы

 

ни

 

в

 

кабине

-

те

ни

 

у

 

учителей

Все

 

это

 

свидетельствовало

 

о

 

том

что

 

школы

 

Ханты

-

Мансийского

 

национального

 

окру

-

га

 

срочно

 

нуждались

 

в

 

проведении

 

курсов

 

повышения

 

квалификации

 

для

 

данных

 

педагогических

 

работни

-

ков

 [

Там

 

же

]. 

Не

 

были

 

на

 

должном

 

уровне

 

организованы

 

и

 

спе

-

циальные

 

курсы

 

русского

 

языка

 

и

 

литературы

 

для

 

учителей

-

предметников

В

 

начале

 1950-

х

 

гг

они

 

про

-

водились

 

достаточно

 

редко

 

и

 

с

 

небольшим

 

охватом

 

педагогов

Например

летом

 1951 

г

. 12 

учителей

 

рус

-

ского

 

языка

 

и

 

литературного

 

чтения

 

окончили

 

курсы

 

повышения

 

квалификации

 

при

 

Тюменском

 

пединсти

-

туте

где

 

они

 Â«

получили

 

соответствующие

 

установки

 

по

 

перестройке

 

преподавания

 

русского

 

языка

 

на

 

ос

-

нове

 

учения

 

И

.

В

Сталина

 

о

 

языке

» [3. 

С

. 6]. 

Кроме

 

того

даже

 

отправленные

 

на

 

курсы

 

повышения

 

квали

-

фикации

 

учителя

 

русского

 

языка

 

не

 

всегда

 

возвраща

-

лись

 

с

 

новыми

 

знаниями

Например

учительница

 

Сургутского

 

района

 

Пилюгинской

 

школы

 

т

Власова

 

имела

 

в

 

своей

 

школе

 

исключительно

 

низкую

 

успевае

-

мость

Во

 

время

 

пребывания

 

на

 

курсах

 

повышения

 

квалификации

 

т

Власова

 

первые

 

диктанты

 

написала

 

на

 Â«2», 

а

 

на

 

лекциях

 

по

 

методике

 

преподавания

 

рус

-

ского

 

языка

 

не

 

записала

 

ни

 

одного

 

слова

 [8. 

С

. 271]. 

Все

 

вышеизложенное

 

в

 

очередной

 

раз

 

указывало

 

на

 

то

что

 

тремя

 

основными

 

проблемами

не

 

позво

-

лившими

 

существенно

 

повысить

 

успеваемость

 

и

 

ка

-


background image

112 

чество

 

знаний

 

учащихся

 

в

 

школах

 

Ханты

-

Мансий

-

ского

 

национального

 

округа

 

к

 

концу

 

рассматриваемо

-

го

 

периода

были

низкий

 

уровень

 

квалификации

 

учи

-

телей

недостаточный

 

контроль

 

за

 

их

 

работой

 

со

 

сто

-

роны

 

руководства

 

школ

 

и

 

отделов

 

народного

 

образо

-

вания

 

и

как

 

следствие

, – 

недобросовестное

 

отноше

-

ние

 

части

 

учителей

 

к

 

своей

 

работе

 [8. 

С

. 271]. 

Четвер

-

той

 

проблемой

 

были

 

недостатки

 

в

 

организации

 

мето

-

дической

 

работы

 

учителей

 

в

 

местных

 

школах

Дан

-

ный

 

перечень

 

трудностей

 

только

 

усиливался

 

специ

-

фическими

 

особенностями

 

региона

наличием

 

боль

-

шого

 

числа

 

детей

 

коренных

 

национальностей

не

 

знавших

 

русских

 

язык

оторванностью

 

территории

 

от

 

«

большой

 

земли

», 

ее

 

значительными

 

расстояниями

 

и

 

отсутствием

 

развитых

 

путей

 

сообщения

Более

 

того

даже

 

указанные

 

нами

 

выше

 

результаты

 

успеваемости

 

школьников

 

Югры

 

по

 

русскому

 

языку

 

вызывают

 

немалые

 

сомнения

 

в

 

их

 

достоверности

Ос

-

новные

 

негативные

 

факторы

влиявшие

 

на

 

низкий

 

уровень

 

знаний

 

учащихся

 

по

 

русскому

 

языку

не

 

ис

-

чезли

Поэтому

 

заметный

 

рост

 

процента

 

общей

 

успе

-

ваемости

 

учащихся

 

в

 

конце

 

рассматриваемого

 

перио

-

да

 

выглядит

 

неправдоподобно

 

и

 

мог

 

быть

 

достигнут

 

в

 

немалой

 

степени

 

за

 

счет

 

злоупотреблений

 

школьной

 

статистикой

.  

Доказательства

 

этому

 

также

 

зафиксированы

 

в

 

до

-

кументах

 

окроно

Например

по

 

итогам

 1950/51 

учеб

-

ного

 

года

 

наиболее

 

низкие

 

знания

 

учащихся

 

Югры

 

по

 

русскому

 

языку

 

были

 

зафиксированы

 

среди

 

школьни

-

ков

 4-

х

 

классов

Представляют

 

немалый

 

интерес

 

объ

-

яснения

 

окружного

 

отдела

 

народного

 

образования

 

о

 

причинах

 

подобного

 

положения

 

дел

Главной

 

из

 

них

 

был

 

тот

 

факт

что

 

учащиеся

 4 

классов

 

однокомплект

-

ных

 

и

 

двухкомплектных

 

школ

 

сдавали

 

экзамены

 

при

 

семилетних

 

школах

где

 

была

 

исключена

 

возмож

-

ность

 

завышения

 

оценок

 [8. 

С

. 269–275]. 

То

 

есть

 

школьное

 

руководство

 

региона

 

признало

что

 

данные

 

факты

 

не

 

были

 

единичным

 

случаем

В

 

школах

 

Самаровского

 

района

 

в

 

начале

 1950-

х

 

гг

были

 

выявлены

 

значительные

 

расхождения

 

в

 

успева

-

емости

 

по

 

устному

 

и

 

письменному

 

языку

Здесь

 

неко

-

торые

 

учителя

 

во

 

время

 

устных

 

ответов

 

по

 

граммати

-

ке

 

ставили

 

ученикам

 

тройки

 

даже

 

тогда

когда

 

он

 

мог

 

ответить

 

на

 

вопросы

 

только

 

с

 

помощью

 

наводящих

 

вопросов

 

учителя

Но

 

такие

 

ученики

 

обычно

 

не

 

могли

 

выполнить

 

самостоятельно

 

на

 

удовлетворительную

 

оценку

 

ни

 

одной

 

письменной

 

работы

Это

 

явление

 

обнаруживалось

 

инспекторами

 

при

 

каждой

 

проверке

 

местных

 

школ

 [

Там

 

же

С

. 275–276]. 

В

 

последующие

 

годы

 

их

 

было

 

выявлено

 

еще

 

больше

Так

из

 

отчета

 

Сургутского

 

районо

 

за

 

январь

 

1953 

г

мы

 

узнаем

что

 

в

 

местных

 

школах

 

были

 

допу

-

щены

 

случаи

 

занижения

 

требований

 

к

 

знаниям

 

уча

-

щихся

По

 

сути

это

 

привело

 

к

 

завышению

 

оценок

 

детских

 

знаний

что

 

ставило

 

подобных

 

учителей

 

на

 

«

антигосударственный

 

путь

 

очковтирательства

». 

Например

учительница

 

Нагорновской

 

школы

 

Шпа

-

кова

 

показала

 100%-

ную

 

успеваемость

 

в

 

отчете

 

за

 1-

ю

 

четверть

 

по

 5-

му

 

и

 7-

му

 

классам

Однако

 

когда

по

 

предложению

 

комиссии

дети

 

написали

 

проверочный

 

диктант

в

 5-

м

 

классе

 

на

 

оценки

 Â«2» 

и

 Â«1» 

его

 

написа

-

ли

 13 

человек

в

 7-

м

 

классе

 â€“ 9 

человек

Аналогичные

 

нарушения

 

были

 

выявлены

 

также

 

в

 

Тром

-

Аганской

Ватинской

 

и

 

Тауровской

 

школах

 

Сургутского

 

района

 

[1. 

С

. 9], 

Ларьякской

 

средней

 

школе

 [

Там

 

же

С

. 30]. 

Еще

 

более

 

поразительный

 

факт

 

несоответствия

 

оценок

 

учащихся

 

их

 

реальным

 

знаниям

 

был

 

выявлен

 

в

 

1953 

г

у

 

учителей

 

Ямкинской

 

и

 

Старо

-

Катышинской

 

школ

которые

 

перевели

 

в

 5-

й

 

класс

 

совершенно

 

не

-

подготовленных

 

учащихся

Во

 

всех

 

отчетах

 

они

 

пока

-

зали

 

их

 

как

 

окончивших

 4-

й

 

класс

Однако

придя

 

в

   

5-

й

 

класс

эти

 

учащиеся

 

проявили

 

полное

 

незнание

 

программного

 

материала

 

не

 

только

 

за

 4-

й

 

класс

но

 

также

 

за

 3-

й

 

и

 2-

й

 

классы

Убедившись

 

в

 

этом

 

на

 

ос

-

новании

 

их

 

письменных

 

работ

данные

 

учителя

 

были

 

вынуждены

 

принять

 

данных

 

учеников

 

обратно

 

в

 

младшие

 

классы

В

 

одном

 

из

 

докладов

 

окроно

 

данный

 

факт

 

был

 

справедливо

 

назван

 Â«

обманом

 

государства

» 

[

Там

 

же

С

. 53]. 

При

 

этом

 

подобные

 

нарушения

 

обнаруживались

 

в

 

школах

 

региона

 

не

 

один

 

год

Так

например

в

 1953 

г

при

 

анализе

 

экзаменационных

 

работ

 

Покурской

 

семи

-

летней

 

школы

 

за

 1951/52 

учебный

 

год

 

было

 

установ

-

лено

  Â«

сплошное

 

завышение

 

оценок

 

в

 

знаниях

 

уча

-

щихся

». 

Данные

 

нарушения

 

осуществлялись

 

при

 

пол

-

ном

 

попустительстве

 

бывшего

 

директора

 

данной

 

школы

  [

Там

 

же

С

. 9]. 

Обнаруженные

 

факты

 

позво

-

ляют

 

нам

 

утверждать

что

 

реальные

 

знания

 

учащихся

 

Югры

 

по

 

русскому

 

языку

 

к

 

концу

 

рассматриваемого

 

периода

 

были

 

существенно

 

ниже

 

официальных

 

цифр

 

и

 

их

 

качественного

 

роста

 

не

 

произошло

Какой

 

же

 

она

 

была

 

на

 

самом

 

деле

К

 

сожалению

дать

 

точный

 

ответ

 

на

 

этот

 

вопрос

 

сегодня

 

уже

 

не

 

представляется

 

воз

-

можным

Можно

 

утверждать

что

 

она

 

была

 

как

 

мини

-

мум

 

на

 2–3% 

ниже

 

официальных

 

цифр

.  

Таким

 

образом

приходится

 

констатировать

что

 

в

 

1945–1953 

гг

преподавание

 

русского

 

языка

 

в

 

школах

 

Ханты

-

Мансийского

 

национального

 

округа

 

испыты

-

вало

 

многочисленные

 

трудности

Главным

 

образом

они

 

были

 

связаны

 

с

 

низким

 

уровнем

 

квалификации

 

местных

 

педагогов

При

 

этом

 

у

 

региона

 

фактически

 

не

 

было

 

резервов

 

для

 

решения

 

данной

 

проблемы

 

из

-

за

 

отсутствия

 

в

 

крае

 

высших

 

учебных

 

заведений

а

 

также

 

суровых

 

природно

-

климатических

 

условий

вслед

-

ствие

 

которых

 

квалифицированные

 

учителя

 

не

 

жела

-

ли

 

ехать

 

на

 

работу

 

в

 

Югру

Окружной

 

отдел

 

народного

 

образования

 

пытался

тем

 

не

 

менее

повысить

 

качество

 

преподавания

 

рус

-

ского

 

языка

 

в

 

местных

 

школах

используя

 

традицион

-

ные

уже

 

отработанные

 

временем

 

приемы

через

 

окружные

районные

 

и

 

городские

 

педагогические

 

и

 

методические

 

кабинеты

кустовые

 

методические

 

объ

-

единения

усиление

 

контроля

 

со

 

стороны

 

отделов

 

народного

 

образования

 

и

 

директоров

 

школ

взаимопо

-

сещения

 

уроков

 

учителями

 

и

 

т

.

д

В

 

результате

 

этого

к

 

концу

 

рассматриваемого

 

периода

 

успеваемость

 

югор

-

ских

 

учащихся

 

по

 

русскому

 

языку

 

заметно

 

возросла

Общая

 

успеваемость

 

в

 

крае

 

выросла

 

в

 1945–1953 

гг

с

 

69 

до

 82,1%, 

т

.

е

на

 13%, 

при

 

этом

 

успеваемость

 

по

 

русскому

 

языку

 

и

 

вовсе

 

достигла

 86–87%.

 

Однако

 

поскольку

 

в

 

округе

 

по

-

прежнему

 

работало

 

множество

 

преподавателей

 

без

 

специального

 

образования

даже

 

эти

 

цифры

как

 

указывают

 

документы

во

 

многом

 

бы

-

ли

 

завышены

 

самими

 

учителями

.  


background image

113 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.

 

Государственный

 

архив

 

Югры

 (

далее

 

ГАЮ

). 

Ф

. 5. 

Оп

. 1. 

Д

. 344. 

2.

 

ГАЮ

Ф

. 5. 

Оп

. 1. 

Д

. 247. 

3.

 

ГАЮ

Ф

. 5. 

Оп

. 1. 

Д

. 320. 

4.

 

Чумак

 

Е

.

Г

Становление

 

и

 

развитие

 

системы

 

образования

 

обско

-

угорских

 

народов

 

Северо

-

Западной

 

Сибири

 

в

 1920–1950-

е

 

гг

. : 

автореф

дис

. … 

канд

ист

наук

Тюмень

, 2008. 22 

с

5.

 

ГАЮ

Ф

. 5. 

Оп

. 1. 

Д

. 213. 

6.

 

Фролова

 

Н

.

В

Государственная

 

политика

 

в

 

области

 

историко

-

обществоведческого

 

образования

 

в

 

школах

 

Севера

 

Западной

 

Сибири

 

в

 

1920–1930-

е

 

годы

 : 

автореф

дис

. … 

канд

ист

наук

Сургут

, 2016. 23 

с

7.

 

ГАЮ

Ф

. 5. 

Оп

. 1. 

Д

. 249. 

8.

 

ГАЮ

Ф

. 5. 

Оп

. 1. 

Д

. 306. 

9.

 

Файзуллина

 

Н

.

К

Школьное

 

образование

 

в

 

Западной

 

Сибири

 

в

 

середине

 1950-

х

 â€“ 

середине

 1960-

х

 

гг

. (

на

 

материалах

 

Омской

Томской

 

и

 

Тюменской

 

областей

) : 

автореф

дис

. …

канд

ист

наук

Тюмень

, 2010. 30 

с

 

Статья

 

представлена

 

научной

 

редакцией

 Â«

История

» 20 

сентября

 2017 

г

 

PROBLEMS IN TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN YUGRA SCHOOLS IN 1945–1953

 

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â€“ Tomsk State University Journal,

 2018, 426, 107–113.

 

DOI: 10.17223/15617793/426/13 

Denis V. Kirilyuk,

 Surgut State University (Surgut, Russian Federation). E-mail: denkirilyuk@yandex.ru

 

Keywords:

 school; teacher; level of professional skills; teaching the Russian language; Khanty-Mansy children; students’ combined 

cumulative grade point average; real knowledge.

 

 

 
An attempt of a complex analysis of the Russian language teaching in the Khanty-Mansi National Okrug schools in the first years 

after the war is given in the article. The work is written on the basis of a historical-comparative method of the main factors of school 
education in Yugra in 1945–1953. The main sources of research are the materials of school reports in the second half of the 1940s â€“ 
the beginning of the 1950s which were found in the State Archive of Yugra. The content of the work revealed the weakness of 
schools in the region after the Great Patriotic War of 1941–1945, the predominance of elementary schools that only gave the basic 
skills of reading and writing. The schools were located at large distances from each other, which hampered their interaction. By the 
end of the period under review the situation remained unchanged. For example, in 1945–1953 it was still difficult to bring the chil-
dren of the indigenous peoples of the North to school in the Khanty-Mansi National Okrug. These facts were revealed in school ref-
erences and records of the 1950s. The analysis of students’ achievements in the Russian language in the schools of Yugra is made in 
this article. It was found that in the middle of the 1940s it was at a very low level. Almost a third of pupils in the region could not 
cope with the primary school curriculum. In the early 1950s the performance of Yugra school children in the Russian language in-
creased significantly, having reached 86–87%, which was significantly higher than average test scores in the Okrug (82.1%). The 
article reveals the reasons of these changes. The schools of the Khanty-Mansi National Okrug did a lot of teaching and methodologi-
cal work; cluster methodological associations worked to discuss and deliberate on methodological reports and analyze open lessons 
of teachers including of the Russian language. At the beginning of the 1950s, progressive teachers of the Russian language used the 
method of teaching from the experience of the best teachers of the country, especially from Moscow. Profesional development cours-
es were organized for the Russian language teachers. The author comes to a conclusion that over the 1945 to 1953 period the Russian 
language teaching did not manage to achieve any fundamental changes in the issues raised in the article. The reasons were the fol-
lowing: the remoteness of schools in the Okrug from the developed centers of education and culture of the country, the low level of 
education of teachers of the Russian language in the region, the lack of socio-economic incentives for inviting qualified teachers in 
the area. That is why even the progress in students’ achievements in the Russian language, in the author’s opinion, was largely falsi-
fied by the teachers.

 

 

REFERENCES 

 

1. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 344. (In Russian). 
2. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 247. (In Russian). 
3. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 320. (In Russian). 
4. Chumak, E.G. (2008) 

Stanovlenie i razvitie sistemy obrazovaniya obsko-ugorskikh narodov Severo-Zapadnoy Sibiri v 1920–1950-e gg.

 [Formation 

and development of the education system of the Ob-Ugric peoples of North-Western Siberia in the 1920s–1950s]. Abstract of History Cand. Diss. 
Tyumen. 

5. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 213. (In Russian). 
6. Frolova, N.V. (2016) 

Gosudarstvennaya politika v oblasti istoriko-obshchestvovedcheskogo obrazovaniya v shkolakh Severa Zapadnoy Sibiri v 

1920–1930-e gody

 [The state policy in the field of history and social science education in the schools of the North of Western Siberia in the 

1920s–1930s]. Abstract of History Cand. Diss. Surgut. 

7. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 249. (In Russian). 
8. State Archive of Yugra (GAYu). Fund 5. List 1. File 306. (In Russian). 
9. Fayzullina, N.K. (2010) 

Shkol’noe obrazovanie v Zapadnoy Sibiri v seredine 1950-kh – seredine 1960-kh gg. (na materialakh Omskoy, Tomskoy i 

Tyumenskoy oblastey)

 [School education in Western Siberia in the mid-1950s â€“ mid-1960s (on the materials of Omsk, Tomsk and Tyumen Ob-

lasts)]. Abstract of History Cand. Diss. Tyumen. 
 

Received: 20 September 2017 


background image

114 

Вестник

 

Томского

 

государственного

 

университета

. 2018. 

№

 426. 

С

. 114–122. 

DOI: 10.17223/15617793/426/14

 

 

УДК

 94(47). 084 

Т

.

В

Козельчук

 

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ

 

НАДЗОР

 

ЗА

 

ИСПОЛНЕНИЕМ

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЙ

 

В

 

КОНТЕКСТЕ

 

ИЗУЧЕНИЯ

 

ПОВСЕДНЕВНОСТИ

 

(

НА

 

МАТЕРИАЛАХ

 

КУРГАНСКОГО

 

ОКРУГА

 

В

 1923–1930 

гг

.) 

 

На

 

основе

 

впервые

 

вводимых

 

в

 

научный

 

оборот

 

делопроизводственных

 

документов

 

Курганского

 

окружного

 

администра

-

тивного

 

отдела

 

рассматриваются

 

механизмы

 

и

 

проблемы

 

административного

 

надзора

 

за

 

исполнением

 

населением

 

обяза

-

тельных

 

постановлений

 

Курганского

 

окружного

 

исполкома

 

и

 

Курганского

 

горсовета

 

в

 1923–1930 

гг

Особое

 

внимание

 

уде

-

ляется

 

оценке

 

названных

 

документов

 

как

 

источников

отразивших

 

различные

 

аспекты

 

повседневной

 

жизни

 

местного

 

насе

-

ления

Автор

 

приходит

 

к

 

выводу

что

 

направления

 

и

 

трудности

 

административного

 

надзора

 

за

 

исполнением

 

обязательных

 

постановлений

 

характеризуют

 

повседневную

 

жизнь

 

прежде

 

всего

 

с

 

негативной

 

стороны

заостряя

 

внимание

 

исследователя

 

на

 

девиантном

 

поведении

 

населения

Ключевые

 

слова

:

 

история

 

повседневности

административный

 

надзор

обязательные

 

постановления

Курганский

 

округ

девиантное

 

поведение

 

Социальные

 

трансформации

ставшие

 

результатом

 

целенаправленной

 

политики

 

молодого

 

советского

 

государства

и

 

одновременно

 

хозяйственный

 

упадок

как

 

следствие

 

Гражданской

 

войны

изменили

 

при

-

вычное

 

каждодневное

 

бытование

 

человека

внесли

 

в

 

его

 

повседневную

 

жизнь

 

множество

 

новых

 

элементов

 

и

 

проблем

Революционные

 

праздники

новая

 

метри

-

ческая

 

система

октябрины

ЗАГСы

женщины

-

делегатки

жилищный

 

вопрос

новая

 

мода

избы

-

читальни

элементарные

 

бытовые

 

трудности

 

и

 

многое

 

другое

Формируя

 

новый

 

образ

 

жизни

 

советских

 

лю

-

дей

государство

 

активно

 

использовало

 

нормативно

-

правовой

 

механизм

в

 

частности

 

издание

 

окружными

 

и

 

городскими

 

властями

 

обязательных

 

постановлений

которые

 

кроме

 

определенных

 

правил

 

поведения

 

предусматривали

 

санкцию

 

за

 

их

 

несоблюдение

От

-

сюда

 

возникала

 

необходимость

 

контроля

 

за

 

их

 

испол

-

нением

 

населением

.  

Тексты

 

обязательных

 

постановлений

которые

 

охватывали

 

широкий

 

круг

 

вопросов

 

от

 

сбора

 

налогов

 

и

 

установления

 

правил

 

торговли

 

до

 

охраны

 

обще

-

ственного

 

порядка

 

и

 

санитарного

 

надзора

являются

 

ценным

 

источником

 

изучения

 

повседневности

Вме

-

сте

 

с

 

тем

 

они

как

 

и

 

всякие

 

документы

 

законодатель

-

ного

 

характера

освещают

 

повседневную

 

жизнь

 

насе

-

ления

 

лишь

 

с

 

точки

 

зрения

 

задаваемых

 

властью

 

жела

-

емых

 

стандартов

Исследователь

 

узнает

 

лишь

 

о

 

том

какими

 

власть

 

видела

 

своих

 

граждан

какой

 

она

 

пла

-

нировала

 

сделать

 

их

 

жизнь

какие

 

их

 

поступки

 

кате

-

горически

 

отвергала

но

 

чтобы

 

узнать

 

о

 

том

как

 

люди

 

жили

 

и

 

как

 

поступали

 

в

 

действительности

нужно

 

привлекать

 

источники

 

другого

 

рода

.  

Информативным

 

в

 

этом

 

плане

 

является

 

комплекс

 

документов

связанный

 

с

 

административным

 

надзо

-

ром

 

за

 

исполнением

 

населением

 

обязательных

 

поста

-

новлений

Это

 

документы

 

так

 

называемых

 

админи

-

стративных

 

отделов

а

 

именно

 

нормативно

-

правовая

 

и

 

делопроизводственная

 

документация

представленная

 

традиционными

 

для

 

обозначенного

 

времени

 

разно

-

видностями

циркуляры

 

Уральского

 

областного

 

адмотдела

приказы

 

Курганского

 

окрисполкома

 

по

 

административной

 

работе

выписки

 

из

 

заседаний

 

Пре

-

зидиума

 

Курганского

 

окрисполкома

 

и

 

пленумов

 

Гор

-

совета

 

по

 

вопросам

 

работы

 

Адмотдела

отчеты

 

и

 

до

-

клады

 

начальника

 

Курганского

 

окружного

 

адмотдела

протоколы

 

заседаний

 

начальников

 

районных

 

админи

-

стративных

 

частей

краткие

 

обзоры

 

деятельности

 

и

 

планы

 

работ

 

Курганского

 

окрадмотдела

штатные

 

расписания

статистические

 

приложения

резолюции

инструкции

письма

 

и

 

пр

.  

ноября

 1923 

г

ЦИК

 

СССР

 

утвердил

 

Положение

 

об

 

Уральской

 

области

в

 

состав

 

которой

 

вошел

 

Кур

-

ганский

 

округ

а

 

Курган

 

соответственно

 

стал

 

окруж

-

ным

 

центром

Одной

 

из

 

властных

 

структур

 

областно

-

го

окружного

а

 

в

 

дальнейшем

 

и

 

районного

 

уровня

 

стали

 

органы

 

административного

 

надзора

Возникли

 

областной

 

и

 

окружные

 

административные

 

отделы

 

(

или

 

адмотделы

) [1. 

Л

. 12]. 

Они

 

вошли

 

в

 

реформиро

-

ванную

 

систему

 

органов

 

советской

 

милиции

В

 

авгу

-

сте

 1923 

г

в

 

составе

 

НКВД

 

РСФСР

 

было

 

создано

 

Центральное

 

административное

 

управление

одним

 

из

 

отделов

 

которого

 

стал

 

Административный

 

отдел

наблюдавший

  Â«

за

 

правильностью

 

применения

 

мер

 

к

 

нарушителям

 

обязательных

 

постановлений

» [2. 

С

. 18]. 

При

 

Курганском

 

городском

 

совете

 

и

 

райисполкомах

 

были

 

организованы

 

административные

 

части

  (

проект

 

адмчасти

 

Горсовета

 

был

 

представлен

 

на

 

заседании

 

Горсовета

 

в

 1926 

г

. [3]).  

На

 

окружные

 

адмотделы

согласно

 

Положению

 

об

 

адмотделах

 

Уральской

 

области

возлагалось

: Â«1. 

Про

-

ведение

 

в

 

жизнь

 

постановлений

 

центральных

 

и

 

мест

-

ных

 

органов

 

власти

 

по

 

вопросам

 

административного

 

характера

наблюдение

 

за

 

соблюдением

 

населением

 

и

 

должностными

 

лицами

 

указанных

 

постановлений

принятие

 

мер

 

к

 

их

 

выполнению

. 2. 

Охрана

 

революци

-

онного

 

порядка

 

и

 

общественной

 

безопасности

 

в

 

пре

-

делах

 

существующих

 

законоположений

. 3. 

Проведе

-

ние

 

в

 

жизнь

 

законов

 

об

 

отделении

 

церкви

 

от

 

государ

-

ства

 

в

 

части

касающейся

 

административных

 

распо

-

ряжений

 

и

 

мероприятий

. <…> 5. 

Производство

 

реги

-

страции

 

актов

 

гражданского

 

состояния

 

и

 

ведение

 

уче

-

та

 

естественного

 

движения

 

населения

. 6. 

Ведут

 

реги

-

страцию

 

иностранных

 

граждан

принимают

 

ходатай

-

ства

 

о

 

приеме

 

в

 

гражданство

 

СССР

. <…> 9. 

Налагают

 

административные

 

взыскания

 

за

 

неисполнение

 

обяза

-

тельных

 

постановлений

 

в

 

пределах

 

существующих

 

законоположений

. 10. 

Принимают

 

меры

 

к

 

предупре

-

ждению

 

и

 

ликвидации

 

стихийных

 

бедствий

. <…> 16. 


background image

115 

Ведение

 

работы

 

по

 

предупреждению

обнаружению

 

и

 

расследованию

 

преступлений

. 17. 

Борьба

 

с

 

беспо

-

шлинной

 

и

 

безпатентной

 

и

 

безакцизной

 

торговлей

с

 

тайным

 

винокурением

хранением

 

и

 

сбытом

 

спиртных

 

напитков

. 18. 

Борьба

 

с

 

эксплуатацией

 

граждан

 

на

 

почве

 

невежества

 

и

 

суеверия

. 19. 

Борьба

 

с

 

обществен

-

ным

 

паразитизмом

 â€“ 

проституция

. <…> 21. 

Учет

 

тор

-

говых

 

и

 

торгово

-

промышленных

 

предприятий

22. 

Выдача

 

разрешений

 

на

 

устройство

 

зрелищ

собра

-

ний

… 

торговлю

 

пивом

вином

… 

открытие

 

типогра

-

фий

… 23. 

Выдача

 

разрешений

 

на

 

право

 

пользоваться

 

охотничьим

 

оружием

» [1. 

Л

. 24].  

Итак

судя

 

по

 

перечисленным

 

полномочиям

стано

-

вится

 

понятно

что

 

новый

 

орган

 

власти

 

должен

 

был

 

занять

 

ключевое

 

место

 

в

 

жизни

 

местного

 

населения

Конечно

для

 

эффективности

 

работы

 

пришлось

 

сразу

 

распределить

 

эти

 

широкие

 

обязанности

 

между

 

тремя

 

подотделами

общим

милиции

 

и

 

уголовного

 

розыска

 

(

в

 

некоторых

 

документах

 

в

 

качестве

 

четвертого

 

подот

-

дела

 

значится

 

Дом

 

заключения

). 

Начальник

 

Адмотдела

 

(

он

 

же

 

начальник

 

милиции

 

округа

подчинялся

 

одно

-

временно

 

Курганскому

 

окрисполкому

 

и

 

начальнику

 

Адмотдела

 

Уральского

 

облисполкома

В

 

дальнейшем

 

эти

 

структуры

 

ждали

 

некоторые

 

преобразования

но

 

суть

 

дея

-

тельности

 

и

 

ее

 

направленность

 

не

 

изменились

Положе

-

ние

 

об

 

административных

 

отделах

 

Уральской

 

области

 

1927 

г

практически

 

полностью

 

повторяло

 

предыдущее

из

 

нового

 

появилось

 

наложение

 

административных

 

взыс

-

каний

 

по

 

ряду

 

статей

 

УК

 

РСФСР

 1926 

г

. (

ст

. 61 

ч

. 1, 

ст

. 82 

ч

. 2, 

ст

. 83, 

ст

. 108 

ч

. 2, 

ст

. 133 

ч

. 4, 

ст

. 191 

ч

. 2 

и

 

ст

. 192) [4. 

Л

. 81, 81 

об

.].  

Административное

 

регулирование

 

непосредственно

 

выражалось

 

в

 

фиксации

 

милицией

 

нарушений

нало

-

жении

 

штрафов

 

и

 

их

 

взыскании

 

с

 

граждан

нарушив

-

ших

 

обязательные

 

постановления

Для

 

своих

 

читателей

 

редакция

 

окружной

 

газеты

 Â«

Красный

 

Курган

» 

поясня

-

ла

: «

В

 

случае

 

неуплаты

 

виновными

 

штрафа

 

последний

 

может

 

быть

 

взыскан

 

принудительным

 

порядком

то

 

есть

 

путем

 

отчуждения

 

и

 

продажи

 

имущества

а

 

если

 

нечего

 

отчудить

 

из

 

имущества

то

 

заменяется

 

принуди

-

тельными

 

работами

» [5. 

С

. 3].  

Размер

 

взысканий

 

варьировался

 

в

 

зависимости

 

от

 

тематики

 

постановления

 

и

соответственно

от

 

уровня

 

общественной

 

опасности

который

 

представляло

 

нарушение

 

прописанной

 

нормы

 

поведения

Так

нарушитель

 

Постановления

 

№

 27 «

О

 

запрете

 

азарт

-

ных

 

игр

» (

вступило

 

в

 

силу

 

в

 

августе

 1927 

г

.) 

подвер

-

гался

 Â«

в

 

городе

 

штрафу

 

до

 100 

рублей

 

или

 

принуди

-

тельным

 

работам

 

до

 1 

месяца

а

 

в

 

сельских

 

местно

-

стях

 â€“ 

штрафу

 

до

 10 

рублей

 

и

 

принудительным

 

рабо

-

там

 

до

 2 

недель

» [6. 

Л

. 15]. 

Размер

 

штрафа

 

остался

 

прежним

 

и

 

в

 1929 

г

. [7. 

Л

. 4].

 

Разница

 

в

 

объеме

 

нака

-

зания

 

между

 

городом

 

и

 

деревней

 

была

 

обусловлена

в

 

первую

 

очередь

разницей

 

в

 

платежеспособности

 

го

-

рожан

 

и

 

сельчан

.  

Такой

 

же

 

штраф

 â€“ 

до

 100 

рублей

 â€“ 

предусматри

-

вался

 

в

 

Постановлении

  Â«

О

 

мерах

 

борьбы

 

с

 

пьян

-

ством

» 

от

 26 

февраля

 1929 

г

. [

Там

 

же

Л

. 3]. 

При

 

этом

 

за

 

нарушение

 

постановлений

 

о

 

налогах

 

и

 

сборах

борьбе

 

с

 

лесными

 

пожарами

 [8. 

Л

. 37, 52], 

правил

 

ре

-

гистрации

 

рождений

 

и

 

смертей

 [9. 

Л

. 40] 

и

 

ряда

 

дру

-

гих

 

санкции

 

были

 

более

 

жесткими

 â€“ 

штраф

 

до

 

300 

рублей

 

или

 

принудительные

 

работы

 

до

 

трех

 

ме

-

сяцев

.  

Указанные

 

выше

 

суммы

 

штрафов

 â€“ 

суммы

 

весьма

 

немалые

Так

летом

 1924 

г

на

 

курганском

 

рынке

 

«

пшеница

 

продавалась

 

по

 95 

копеек

 â€“ 1 

рубль

 

за

 

пуд

… 

крупа

 

пшеничная

 65–75 

копеек

мясо

 

коровье

 

12, 15, 18 

копеек

 

фунт

масло

 

сливочное

 25–28 

копеек

молоко

 12–13 

копеек

 

четверть

творог

 3–5 

копеек

 

фунт

яйца

 16–20 

копеек

 

десяток

раки

 40–50 

копеек

 

сотня

» [10. 

С

. 4]. 

В

 1926 

г

за

 45–85 

рублей

 

можно

 

было

 

купить

 

корову

а

 

лошадь

 â€“ 

за

 120–200 

рублей

 

[11. 

С

. 4]. 

Цены

 

постоянно

 

варьировались

хоть

 

и

 

не

 

существенно

В

 1929 

г

на

 

курганском

 

рынке

 

средний

 

воз

 

березовых

 

дров

 

стоил

 5 

рублей

, 1 

килограмм

 

пше

-

ничной

 

муки

 â€“ 15 

копеек

, 1 

кг

 

мяса

 

скотского

 

средней

 

упитанности

 â€“ 1 

рубль

четверть

 

молока

 â€“ 40 

копеек

 

[12. 

С

. 4]. 

При

 

этом

 

размеры

 

штрафов

 

не

 

изменялись

.  

Отметим

что

 

средний

 

заработок

например

рабо

-

чего

 

на

 

февраль

 1926 

г

составлял

 32 

рубля

 50 

копеек

 

[13. 

Л

. 22]. 

В

 

своей

 

заметке

 Â«

Как

 

живет

 

рабочий

» 

от

 

13 

декабря

 1924 

г

один

 

из

 

корреспондентов

 

газеты

 

«

Красный

 

Курган

» 

подчеркнул

 

следующее

: «

Жизнь

 

городского

 

рабочего

 

не

 

так

 

дешева

как

 

думают

 

мно

-

гие

 

крестьяне

и

 

заработок

 

не

 

так

 

велик

Заработная

 

плата

 

в

 

среднем

 

до

 25 

рублей

и

 

вот

 

на

 

эти

 25 

рублей

 

рабочему

 

приходится

 

жить

 

целый

 

месяц

 

с

 

семьей

 

в

 

среднем

 

от

 3–4 

человек

Жизнь

 

города

 

каждый

 

день

 

требует

 

деньги

квартирная

 

плата

освещение

отопле

-

ние

продукты

 

питания

 

и

 

т

.

д

., – 

своего

 

ничего

 

нет

Необходимо

 

платить

 

членские

 

профессиональные

 

и

 

другие

 

взносы

которые

 

порой

 

превышают

 

установ

-

ленные

 4%. 

Кроме

 

того

каждый

 

рабочий

 

состоит

 

во

 

всевозможных

 

обществах

… 

в

 

кооперации

и

 

по

 

своей

 

отзывчивости

 

при

 

всевозможных

 

компаниях

 

рабочий

 

иногда

 

под

 

свое

 

жалованье

 

отчисляет

 

большой

 

про

-

цент

» [14. 

С

. 3].  

Для

 

некоторых

 

из

 

рабочих

 

дополнительной

 

стать

-

ей

 

расхода

 

семейного

 

бюджета

 

становились

 

штрафы

Именно

 

рабочие

конечно

в

 

силу

 

своей

 

многочислен

-

ности

  (

в

 

Кургане

 

численность

 

служащих

 

стала

 

усту

-

пать

 

численности

 

рабочих

 

к

 1925 

г

. [15. 

Л

. 214]), 

яв

-

лялись

 

основными

 

нарушителями

 

обязательных

 

по

-

становлений

По

 

данным

 

Курганского

 

окрадмотдела

 

за

 1925–1926 

отчетные

 

годы

 

среди

 

всех

 

нарушителей

 

рабочие

 

составили

 30%, 

далее

 

идут

 

служащие

 â€“ 20%, 

торговцы

 â€“ 14,2% [16. 

Л

. 43]. 

Для

 

сравнения

зарплата

 

старших

 

и

 

младших

 

ми

-

лиционеров

 

была

 

ниже

чем

 40 

рублей

 

и

 35 

рублей

 

соответственно

так

 

как

 

повышение

 

зарплаты

 

до

 

этих

 

цифр

 

на

 

заседании

 

Президиума

 

Горсовета

 

в

 

августе

 

1926 

г

только

 

обсуждалось

 [17. 

Л

. 450]. 

В

 

практике

 

наложения

 

административных

 

взысканий

 

в

 

качестве

 

штрафов

 

фигурировали

 

следующие

 

суммы

например

в

 1925 

г

размеры

 

штрафов

 

колебались

 

от

 2 

рублей

 

50 

копеек

 

до

 15 

рублей

 [18. 

Л

. 96]; 

согласно

 

циркуля

-

ру

 

Уральского

 

областного

 

адмотдела

 

от

 31 

мая

 

1929 

г

., «

участковым

 

надзирателям

 

и

 

милиционерам

 

в

 

рабочих

 

поселках

 

предоставлялось

 

право

 

штрафовать

 

на

 

месте

 

без

 

составления

 

протоколов

 

на

 

сумму

 

до

 

рублей

 

лиц

нарушающих

 

обязательное

 

постановле

-

ние

 

о

 

борьбе

 

с

 

хулиганством

» [19. 

Л

. 38]. 

Такое

 

сни

-

жение

 

размеров

 

взысканий

 

было

 

продиктовано

 

тем