ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.09.2019

Просмотров: 7296

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

206 

34. Bakulina, S.D. (2015) Ideas of regionalism in Siberian social and political journalism at the end of the XX â€“ the beginning of the XXI century. 

Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki – Historical, Philosophi-
cal, Political and Legal Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice.

 8 (58):II. pp. 34–37. (In Russian). 

35. The site of the Interregional Association for Economic Cooperation of the Subjects of the Russian Federation â€œSiberian Accord”. [Online] Availa-

ble from: http://sibacc.ru/mass/. (Accessed: 10.02.2017). (In Russian). 

36. Historical Archive of Omsk Oblast (IAOO). Fund P-9618. List 1. File 177. (S.V. Novikov’s Fund). (In Russian). 
37. Historical Archive of Omsk Oblast (IAOO). Fund P-9618. List 1. File 180. (In Russian). 
38. Historical Archive of Omsk Oblast (IAOO). Fund P-9618. List 1. File 185. (In Russian). 
39. Verkhoturov, D.N. (2009) 

Ideya sibirskoy samostoyatel’nosti vchera i segodnya

 [The idea of Siberian independence yesterday and today]. Mos-

cow: AST; Krasnoyarsk: ABU; Vladimir: VKT. 

40. Gerasimenko, O. (2012) Kak koloniey byla, tak i ostanetsya [It was a colony, and it will be]. 

Vlast’

. 15. 16 April. pp. 17. 

41. Newsland.com. (2011) 

V Novosibirske proshel miting â€œKhvatit kormit’ Moskvu”

 [In Novosibirsk, a rally â€œEnough to feed Moscow” was held]. 

[Online] Available from: http://newsland.com/news/detail/id/808392/. (Accessed: 1.10.2015). 

42. Gerasimenko, O. (2014) 

Needinaya Rossiya

 [Non-Unitied Russia]. Moscow: Commonplace.  

43. Dutchak, E.E. & Kashpur, V.V. (2013) â€œRusskiy sibiryak”, ili Paradoksy regional’noy identifikatsii [“A Russian Siberian”, or Paradoxes of Re-

gional Identity]. 

Obshchestvennye nauki i sovremennost’

. 4. pp. 116–129.  

44. Zinov’ev, V.P. (2012) [Ideas of regionalism as an expression of Siberian identity in the historical perspective]. 

Rossiyskaya gosudarstvennost’: 

istoricheskie perspektivy i sovremennost’

 [Russian statehood: historical perspectives and modernity]. Proceedings of the all-Russian conference 

to the 1150th anniversary of the Russian statehood and the 70th anniversary of Kemerovo Oblast. Kemerovo: Kemerovo State University. 
pp. 120–123. (In Russian). 

45. Orekhovskiy, P. (2010) Moskva i sibiryaki [Moscow and the Siberians]. 

Biznes-kurs

. 40 (367). pp. 24. 

46. Terent’ev, D. (2012) Moskva eshche spit. Ekonomicheskie motivy prishli na smenu natsional’nym [Moscow is still asleep. Economic motives 

came to replace national ones]. 

Argumenty nedeli

. 36 (328). pp. 4. 

47. Tishkov, V.A. (ed.) (2011) 

Rossiyskaya natsiya: stanovlenie i etnokul’turnoe mnogoobrazie

 [Russian nation: formation and ethno-cultural diversi-

ty]. Moscow: Nauka.  

48. Novikov, S.V. (2017) Opportunities to counteract Siberian separatism and political extremism by education and educational activities. 

Omskiy 

nauchnyy vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost’ â€“ Omsk Scientific Bulletin. Series â€œSociety. History. Modernity”

.

 1. pp. 5–8. (In 

Russian).

 

 

Received: 11 September 2017 


background image

207 

Вестник

 

Томского

 

государственного

 

университета

. 2018. 

№

 426. 

С

. 207–210. 

DOI: 10.17223/15617793/426/24

 

 

УДК

 93 

Е

.

А

Шацкая

 

 

ИСТОРИЯ

 

СТАНОВЛЕНИЯ

 

И

 

РАЗВИТИЯ

 

УЧРЕЖДЕНИЙ

 

ДЛЯ

 

ПОДГОТОВКИ

 

СОТРУДНИКОВ

 

ПОЛИЦИИ

 (

МИЛИЦИИ

) (

НА

 

ПРИМЕРЕ

 

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО

 

КРАЯ

 

Статья

 

посвящена

 

проблеме

 

профессиональной

 

подготовки

 

кадров

 

органов

 

внутренних

 

дел

Выделены

 

некоторые

 

доку

-

менты

подтверждающие

 

актуальность

 

изучаемой

 

темы

Анализ

 

документов

 

позволил

 

обобщить

 

опыт

 

становления

 

и

 

разви

-

тия

 

учреждений

 

для

 

подготовки

 

сотрудников

 

полиции

 (

милиции

). 

Автор

 

представил

 

региональный

 

опыт

 

по

 

становлению

 

и

 

развитию

 

данных

 

учреждений

Определено

что

независимо

 

от

 

юридического

 

статуса

 

данных

 

учреждений

их

 

цель

 

едина

 â€“ 

осуществление

 

специально

-

профессиональной

 

подготовки

 

сотрудников

 

органов

 

внутренних

 

дел

.  

Ключевые

 

слова

профессиональная

 

подготовка

сотрудник

 

полиции

срок

 

обучения

учебное

 

заведение

учебные

 

про

-

граммы

 

В

 

истории

 

нашей

 

страны

 

на

 

каждом

 

этапе

 

ее

 

раз

-

вития

 

уделялось

 

внимание

 

вопросам

 

кадровой

 

поли

-

тики

Проводимые

 

реформы

 

затрагивали

 

все

 

сферы

 

общественной

 

и

 

государственной

 

жизни

Решение

 

таких

 

задач

как

 

развитие

 

системы

 

государственных

 

органов

подбор

 

и

 

обучение

 

лиц

призванных

 

осу

-

ществлять

 

государственные

 

функции

способствовало

 

развитию

 

института

 

государственной

 

службы

По

 

мере

 

развития

 

органов

 

государственной

 

власти

 

Российского

 

государства

 

были

 

выработаны

 

принципы

 

деятельности

 

правоохранительных

 

органов

их

 

ком

-

плектования

Переломным

 

этапом

 

в

 

истории

 

нашей

 

страны

 

является

 

период

 

правления

 

Петра

 I. 

Именно

 

XVIII 

в

. – 

период

 

развития

 

системы

 

государственной

 

службы

в

 

том

 

числе

 

формирования

 

специализиро

-

ванных

 

государственных

 

органов

выполняющих

 

по

-

лицейские

 

функции

.  

Следующим

 

переломным

 

этапом

 

в

 

истории

 

нашей

 

страны

 

является

 1917 

г

После

 

Февральской

 

револю

-

ции

 

царская

 

полиция

 

была

 

ликвидирована

 

и

 

создана

 

народная

 

милиция

События

 

тех

 

лет

 

привели

 

к

 

разру

-

шению

 

ранее

 

существовавших

 

правоохранительных

 

органов

Идея

 

самоорганизации

 

трудящихся

направ

-

ленная

 

на

 

обеспечение

 

государственного

 

и

 

обще

-

ственного

 

порядка

 

силами

 

вооруженного

 

народа

ока

-

залась

 

не

 

эффективной

 

в

 

борьбе

 

с

 

преступностью

Поэтому

 

в

 1918 

г

в

 

инструкции

 

НКВД

 

от

 12 

октября

 

1918 

г

. «

Об

 

организации

 

советской

 

рабоче

-

крестьянской

 

милиции

» 

были

 

отражены

 

критерии

 

подбора

 

в

 

ряды

 

советской

 

милиции

Реформирование

 

органов

 

внутренних

 

дел

 

на

 

со

-

временном

 

этапе

 

было

 

начато

 

после

 

издания

 

Указа

 

Президента

 

России

 

от

 24 

декабря

 2009 

г

№

 1468 «

О

 

мерах

 

по

 

совершенствованию

 

деятельности

 

органов

 

внутренних

 

дел

 

Российской

 

Федерации

». 

Данным

 

и

 

последующими

 

нормативными

 

документами

 

была

 

определена

 

программа

 

мер

 

совершенствования

 

дея

-

тельности

 

органов

 

внутренних

 

дел

в

 

том

 

числе

 

кад

-

ровое

 

развитие

 

органов

 

внутренних

 

дел

 

РФ

В

 

ходе

 

реформы

 

милиция

 

преобразована

 

в

 

полицию

.

  

Говоря

 

об

 

истории

 

становления

 

и

 

развития

 

поли

-

ции

 (

милиции

как

 

института

 

государственной

 

власти

особое

 

внимание

на

 

наш

 

взгляд

следует

 

обратить

 

на

 

подготовку

 

полицейских

  (

милиционеров

). 

Для

 

разви

-

тия

 

и

 

совершенствования

 

профессиональных

 

компе

-

тенций

 

необходимы

 

специальные

 

учебные

 

заведения

А

 

так

 

как

 

обеспечение

 

общественной

 

и

 

государствен

-

ной

 

безопасности

 

являются

 

приоритетными

 

направ

-

лениями

 

национальной

 

политики

мы

 

постарались

 

разобраться

 

с

 

историко

-

правовыми

 

основами

 

станов

-

ления

 

и

 

развития

 

учреждений

 

для

 

подготовки

 

сотруд

-

ников

 

ОВД

Первые

 

шаги

 

по

 

созданию

 

высших

 

учебных

 

заве

-

дений

 

отмечены

 

в

 

конце

 XVII – 

начале

 XVIII 

в

Например

подготовленный

но

 

нереализованный

 

проект

 1682 

г

об

 

открытии

 Â«

храмов

 

чинов

 

академии

», 

«

Проект

 

об

 

учреждении

 

в

 

России

 

академии

 

политики

 

для

 

пользы

 

государственных

 

канцелярий

» 1715 

г

. [1. 

С

. 22]. 

Стоит

 

упомянуть

 

Указ

 

Петра

 I 

от

 28.02.1714 

г

«

Об

 

обучения

 

дворян

 

приказного

 

чина

дьячих

 

и

 

по

-

дьяческих

 

детей

 

арифметике

 

и

 

геометрии

о

 

посылке

 

для

 

того

 

в

 

губернии

 

учеников

 

из

 

математических

 

школ

 

и

 

об

 

учреждении

 

училищ

 

при

 

архиерейских

 

до

-

мах

 

и

 

монастырях

» [2]. 

Учебные

 

программы

вклю

-

чающие

 

такие

 

предметы

как

 

грамматика

арифмети

-

ка

геометрия

являлись

 

основанием

 

для

 

определения

 

не

 

только

 

на

 

гражданскую

 

службу

но

 

и

 

на

 

службу

 

в

 

полиции

.  

В

 

период

 

развития

 

института

 

государственной

 

службы

 

с

 

момента

 

утверждения

  Â«

Табели

 

о

 

рангах

 

всех

 

чинов

 

воинских

статских

 

и

 

придворных

» 

госу

-

дарственную

 

службу

 

в

 

соответствии

 

с

 

делением

 

чинов

 

можно

 

разделить

 

на

 

военную

гражданскую

 

и

 

при

-

дворную

Именно

 

военная

 

служба

которую

 

отбывало

 

дворянское

 

сословие

осуществляла

 

полицейские

 

функции

А

 

для

 

дворян

 

была

 

обязательной

 

школьная

 

подготовка

 

к

 

службе

 

с

 

детства

Следует

 

отметить

что

 

«

Табель

 

о

 

рангах

», 

определяя

 

иерархию

 

государ

-

ственных

 

чинов

способствовала

 

талантливым

 

людям

 

из

 

низших

 

слоев

 

поступать

 

на

 

службу

 

и

 

давала

 

право

 

на

 

потомственное

 

дворянство

На

 

основе

 Â«

Правил

 

определения

 

недорослей

 

к

 

при

-

казным

 

делам

» 1737 

г

осуществлялся

 

отбор

 

наиболее

 

грамотных

 

юношей

 

для

 

овладения

 

ими

 

юридическими

 

знаниями

 

и

 

управленческими

 

навыками

 

в

 

объеме

поз

-

воляющем

 

назначать

 

их

 

на

 

должность

 

секретаря

        

(14-

й

 

класс

 Â«

Табели

 

о

 

рангах

») [3]. 

В

 1752 

г

Сенат

 

из

-

дал

 

Указ

 Â«

О

 

коллежских

 

юнкерах

их

 

рангах

звании

жаловании

производстве

 

и

 

обучении

» [4], 

в

 

соответ

-

ствии

 

с

 

которым

 

по

 

завершению

 

учебы

 

юнкера

 

были

 

действительно

 

способны

 

профессионально

 

выполнять

 

управленческие

 

функции

Они

 

усваивали

 

знания

 

по

 

грамматике

арифметике

географии

латыни

геоде

-

зии

юриспруденции

 

и

 

другим

 

наукам

Но

 

получае

-


background image

208 

мый

 

объем

 

знаний

 

был

 

недостаточен

поэтому

 

в

 

1755 

г

последовал

 

Указ

 

Сената

 

от

 03 

апреля

который

 

предполагал

 

обучение

 

коммерции

истории

геогра

-

фии

французскому

 

и

 

немецкому

 

языкам

 [5]. 

В

 

ре

-

зультате

 

сформировалась

 

необходимость

 

в

 

расшире

-

нии

 

и

 

модернизации

 

системы

 

образования

в

 

откры

-

тии

 

новых

 

учебных

 

заведений

В

 

январе

 1755 

г

импе

-

ратрицей

 

Романовой

 

Елизаветой

 

Петровной

 

был

 

под

-

писан

 

Указ

 

об

 

учреждении

 

Московского

 

университе

-

та

выпускники

 

которого

 

в

 

своем

 

большинстве

 

попол

-

няли

 

корпус

 

государственных

 

служащих

 [6]. 

В

 

начале

 

1764 

г

в

 

соответствии

 

с

 

Планом

 

государственных

 

гимназий

 

предусматривалось

 

создание

 

не

 

только

 

гим

-

назий

но

 

и

 

профессиональных

 

школ

 

для

 

подготовки

 

государственных

 

служащих

 [1. 

С

. 84–86, 93, 95]. 

В

  Â«

Предварительных

 

правилах

 

народного

 

просве

-

щения

» 

от

 24 

января

 1803 

г

., 

являвшихся

 

программой

 

образовательной

 

реформы

одной

 

из

 

целей

 

ставилась

 

профессиональная

 

подготовка

 

просвещенных

 

госу

-

дарственных

 

служащих

Как

 

следовало

 

из

 

этих

 

пра

-

вил

, «

ни

 

в

 

какой

 

губернии

 

спустя

 

пять

 

лет

… 

никто

 

не

 

будет

 

определен

 

к

 

государственной

 

должности

тре

-

бующих

 

юридических

 

и

 

других

 

познаний

не

 

окончив

 

учения

 

в

 

общественном

 

или

 

частном

 

училище

» [7]. 

Документальным

 

источником

свидетельствую

-

щим

 

о

 

принятии

 

мер

 

по

 

созданию

 

системы

 

подготов

-

ки

 

персонала

 

для

 

государственной

 

службы

открывая

 

университеты

лицеи

институты

курсы

является

 

Указ

 

Александра

 I 

от

 12 

августа

 1810 

г

. «

Высочайше

 

утвержденное

 

постановление

 

о

 

лицее

». Â«

Учреждение

 

лицея

 

имеет

 

целью

 

образование

 

юношества

особенно

 

предназначенного

 

к

 

важным

 

частям

 

службы

 

Государ

-

ственной

» [8].  

Ориентировочно

 

с

 1835 

г

стали

 

создаваться

 

учеб

-

ные

 

заведения

 

правоохранительного

 

порядка

Одним

 

из

 

первых

 

было

 

Училище

 

правоведения

созданное

 

Николаем

 I. 

В

 1867 

г

в

 

Санкт

-

Петербурге

 

создана

 

школа

 

городовых

 

и

 

околоточных

 

надзирателей

Горо

-

довым

 

назывался

 

рядовой

 

полиции

служивший

 

в

 

го

-

родах

 

по

 

вольному

 

найму

Обучались

 

они

 

в

 

течение

 

2–3 

недель

изучая

 

права

 

и

 

обязанности

 

городового

Околоточный

 

надзиратель

 â€“ 

это

 

полицейский

ведав

-

ший

 

околотком

подчинялся

 

участковому

 

приставу

а

 

в

 

своем

 

подчинении

 

имел

 

городовых

Их

 

подготовка

 

велась

 

более

 1 

месяца

Школа

 

городовых

 

и

 

околоточ

-

ных

 

надзирателей

 

считалась

 

полицейским

 

универси

-

тетом

Околоточные

 

надзиратели

 

изучали

 

законы

нормативные

 

акты

 

МВД

распоряжения

 

местных

 

вла

-

стей

В

 

последствие

 

время

 

и

 

программа

 

низших

 

поли

-

цейских

 

чинов

 

были

 

увеличены

вводился

 

выпускной

 

экзамен

Не

 

прошедшие

 

итоговых

 

испытаний

 

не

 

име

-

ли

 

права

 

поступать

 

в

 

полицию

.  

Министерство

 

внутренних

 

дел

 

к

 

образованию

 

по

-

лицейских

 

относилось

 

с

 

большим

 

вниманием

Еще

 

при

 

Николае

 I 

введена

 

аттестация

 

для

 

тех

кто

 

хотел

 

сделать

 

карьеру

 

в

 

правоохранительных

 

органах

Позднее

 

полицейских

 

стали

 

не

 

только

 

экзаменовать

но

 

и

 

обучать

Общая

 

и

 

специальная

 

подготовка

 

про

-

водилась

 

в

 

крупных

 

городах

С

 1880 

г

открываются

 

школы

 

для

 

полицейских

 

урядников

являющихся

 

нижним

 

чином

 

уездной

 

полиции

подчиненных

 

ста

-

новому

 

приставу

 

и

 

осуществляющих

 

надзор

 

за

 

поли

-

цейскими

 

стражниками

сотскими

 

и

 

десятскими

По

-

явление

 

урядников

 

значительно

 

усилило

 

сельскую

 

полицию

Урядником

 

можно

 

было

 

стать

 

только

 

прой

-

дя

 

курс

 

специальной

 

подготовки

Каждый

 

из

 

претен

-

дентов

 

на

 

эту

 

должность

 

изучал

  Â«

Справочную

 

книгу

 

для

 

полицейского

 

урядника

». 

В

 

ней

 

было

 

сказано

что

 

исполнение

 

закона

 

или

 

полицейского

 

распоряжения

 

нужно

 

требовать

 

настоятельно

 

и

 

твердо

а

 

не

 

грубым

 

или

 

обидным

 

образом

Срок

 

обучения

 

урядников

 

со

-

ставлял

 

три

 

месяца

Они

 

изучали

 

законы

уставы

наставления

 

по

 

производству

 

дознания

 

и

 

организации

 

расследования

 

преступлений

Занятия

 

в

 

школе

 

прово

-

дили

 

старшие

 

чины

 

уездного

 

полицейского

 

управле

-

ния

служащие

 

губернских

 

учреждений

преподавате

-

ли

 

учебных

 

заведений

привлекались

 

представители

 

прокуратуры

 

и

 

суда

Учебные

 

программы

 

создавались

 

на

 

местах

 (

в

 

губерниях

и

 

менялись

 

в

 

зависимости

 

от

 

степени

 

подготовки

 

слушателей

 

и

 

особенностей

 

каж

-

дой

 

губернии

Лишь

 

в

 1913 

г

была

 

утверждена

 

единая

 

программа

 

для

 

школ

осуществляющих

 

подготовку

 

полицейских

 

урядников

В

 

программу

 

включено

 

изу

-

чение

 

особенной

 

части

 

уголовного

 

и

 

уголовно

-

процессуального

 

права

.  

В

 1895 

г

в

 

Санкт

-

Петербурге

 

организуется

 

регу

-

лярная

 

учеба

 

околоточных

 

надзирателей

 

и

 

городовых

Особое

 

внимание

 

уделялось

 

не

 

только

 

изучению

 

нор

-

мативных

 

документов

определяющих

 

права

 

и

 

обя

-

занности

 

полицейских

но

 

и

 

ознакомлению

 

их

 

с

 

пра

-

вилами

 

вежливости

 

и

 

этикета

 

в

 

общении

 

с

 

лицами

 

разных

 

сословий

С

 

начала

 XX 

в

. (

ориентировочно

 1903 

г

.) 

органи

-

зованы

 

краткосрочные

 

курсы

 (1–3 

месяца

для

 

поли

-

цейских

 

стражников

Их

 

знакомили

 

с

 

нормативными

 

документами

регламентирующими

 

полицейскую

 

службу

с

 

приемами

 

стрельбы

 

и

 

самообороны

Таким

 

образом

к

 1914 

г

в

 

России

 

созданы

 

школы

разрабо

-

таны

 

программы

 

обучения

 

отдельных

 

категорий

 

по

-

лицейских

 

кадров

Советская

 

государственная

 

служба

 

утратила

 

ряд

 

признаков

 

государственной

 

службы

 

как

 

социально

-

правового

 

института

нормативно

-

правовая

 

база

ре

-

гулировавшая

 

формирование

 

и

 

деятельность

 

персона

-

ла

 

государственной

 

службы

была

 

отменена

 

Декретом

 

Совета

 

Народных

 

Комиссаров

 

РСФСР

 

от

 10 

ноября

 

1917 

г

. «

Об

 

уничтожении

 

сословий

 

и

 

гражданских

 

чинов

» [9]. 

В

 1918–1920 

гг

процесс

 

создания

 

учебных

 

заведений

 

носил

 

бессистемный

 

характер

К

 1921 

г

в

 

систему

 

учебных

 

заведений

 

входили

 

школы

-

резервы

 

для

 

первоначальной

 

подготовки

губернские

 

школы

 

для

 

обучения

 

младшего

 

начальствующего

 

состава

школы

 

среднего

 

начальствующего

 

состава

.  

В

 20-

х

 

гг

. XX 

столетия

 

в

 

городе

 

Чите

 

была

 

откры

-

та

 

милицейско

-

инструкторская

 

школа

 

милиции

 

Даль

-

невосточной

 

республики

Преподавалось

 

в

 

нем

 

четы

-

ре

 

дисциплины

русский

 

язык

строевая

 

подготовка

стрелковое

 

дело

 

и

 

уголовный

 

закон

После

 

двух

 

вы

-

пусков

 

школа

 

была

 

переведена

 

в

 

город

 

Хабаровск

где

 

в

 

дальнейшем

 

была

 

преобразована

 

в

 

Дальневосточ

-

ный

 

юридический

 

институт

 

МВД

 

РФ

К

 

марту

 1941 

г

система

 

учебных

 

заведений

 

пред

-

ставляла

 

институты

техникумы

школы

военные

 

училища

курсы

В

 

годы

 

Великой

 

Отечественной

 

вой

-


background image

209 

ны

 

многие

 

учебные

 

заведения

 

были

 

упразднены

 

и

 

ре

-

организованы

В

 

послевоенные

 

годы

 

проблемы

 

кадро

-

вого

 

обеспечения

 

милицейской

 

службы

 

приобретают

 

свою

 

остроту

Со

 2-

й

 

половины

 1960 

гг

отмечается

 

развитие

 

системы

 

высшего

 

образования

 

в

 

МВД

В

 

целях

 

развития

 

профессиональной

 

подготовки

 

сотрудников

 

милиции

 

были

 

созданы

 

межреспубли

-

канские

 

и

 

межобластные

 

школы

 

подготовки

 

младше

-

го

 

и

 

среднего

 

начальствующего

 

состава

Срок

 

перво

-

начальной

 

подготовки

 

составлял

 2–3 

месяца

 

в

 

зави

-

симости

 

от

 

должностной

 

категории

Под

 

первона

-

чальной

 

подготовкой

 

подразумевалось

 

первичное

 

обучение

 

работников

впервые

 

принятых

 

на

 

службы

 

в

 

органы

 

внутренних

 

дел

 

на

 

должности

 

рядового

младшего

 

и

 

среднего

 

начальствующего

 

состава

Пер

-

воначальная

 

подготовка

 

осуществлялась

 

в

 3 

этапа

обучение

 

по

 

месту

 

службы

курсовое

 

обучение

ста

-

жировка

 

по

 

месту

 

службы

В

 

городе

 

Чите

 

в

 

ноябре

 1969 

г

было

 

введено

 

в

 

экс

-

плуатацию

 

трехэтажное

 

здание

 

Учебного

 

пункта

 

УВД

 

Читинского

 

облисполкома

В

 

постройке

 

этого

 

здания

 

принимали

 

участие

 

все

 

сотрудники

 

милиции

 

Читин

-

ского

 

гарнизона

В

 

него

 

переехал

 

Учебный

 

пункт

ра

-

нее

 

расположенный

 

на

 

территории

 

отдельного

 

дивизи

-

она

 

милиции

На

 

третьем

 

этаже

 

здания

 

располагались

 

жилые

 

комнаты

на

 

втором

 â€“ 

учебные

 

классы

 

и

 

кабине

-

ты

на

 

первом

 

был

 

актовый

 

зал

преподавательская

 

и

 

помещения

 

хозяйственного

 

назначения

Штат

 

Учебно

-

го

 

пункта

 

состоял

 

из

 

начальника

двух

 

преподавателей

заведующей

 

канцелярией

В

 

августе

 1970 

г

Учебный

 

пункт

 

был

 

реорганизован

 

в

 

Межобластную

 

школу

 

под

-

готовки

 

младшего

 

и

 

среднего

 

начальствующего

 

соста

-

ва

которая

 

специализировалась

 

на

 

подготовке

 

инспек

-

торов

 

дорожного

 

движения

 

ГАИ

 

для

 

регионов

 

Сибири

Забайкалья

 

и

 

Дальнего

 

востока

В

 1975 

г

был

 

сформирован

 

Учебный

 

центр

 

УВД

 

Читинской

 

области

Коллектив

 

Учебного

 

центра

 

стал

 

заниматься

 

подготовкой

 

всех

 

сотрудников

вновь

 

принятых

 

на

 

работу

 

в

 

органы

 

внутренних

 

дел

 

Читин

-

ской

 

области

После

 

ликвидации

 

в

 2009 

г

Учебного

 

центра

 

УВД

 

по

 

Забайкальскому

 

краю

 

на

 

его

 

базе

 

со

-

здан

 

Центр

 

профессиональной

 

подготовки

 

УВД

 

по

 

Забайкальскому

 

краю

На

 

современном

 

этапе

 

по

 

ито

-

гам

 

начавшегося

 

в

 2009 

г

реформирования

 

МВД

 

РФ

 

полномочия

 

по

 

подготовке

 

сотрудников

 

полиции

 

пере

-

даны

 

образовательным

 

учреждениям

 

МВД

 

России

Создание

 

учебных

 

курсов

открытие

 

школ

учеб

-

ных

 

пунктов

 

способствовали

 

развитию

 

государ

-

ственной

 

службы

 

как

 

профессионального

 

ядра

 

Рос

-

сийского

 

государства

Как

 

видим

становление

 

учеб

-

ных

 

заведение

 

в

 

целом

 

носило

 

системный

 

характер

поскольку

 

одной

 

из

 

приоритетных

 

целей

 

проводи

-

мых

 

реформ

 

являлось

 

повышение

 

эффективности

 

деятельности

 

правоохранительных

 

органов

Нельзя

 

не

 

согласиться

 

с

 

тем

что

 

образованность

 

полицей

-

ских

  (

милиционеров

) – 

один

 

из

 

факторов

оказыва

-

ющих

 

влияние

 

на

 

состояние

 

и

 

уровень

 

преступности

Однако

 

изменение

 

статуса

 

учебного

 

заведения

кор

-

ректировка

 

программ

 

для

 

подготовки

 

сотрудников

 

полиции

  (

милиции

), 

на

 

наш

 

взгляд

не

 

вносило

 

су

-

щественных

 

изменений

 

в

 

процесс

 

развития

 

полицей

-

ской

  (

милицейской

службы

Например

от

 

измене

-

ния

 

наименований

 

дисциплины

 Â«

Первая

 

доврачебная

 

помощь

», 

или

  Â«

Медицина

», 

или

  Â«

Первая

 

медицин

-

ская

 

помощь

», 

или

  Â«

Первая

 

помощь

» 

суть

 

и

 

назна

-

чение

 

данной

 

дисциплины

 

особо

 

не

 

менялись

Кроме

 

этого

в

 

одной

 

из

 

наших

 

работ

 

дан

 

анализ

 

норматив

-

но

-

правовых

 

документов

регламентирующих

 

подго

-

товку

 

сотрудников

 

полиции

 (

милиции

). 

Определено

что

 

независимо

 

от

 

названия

 

процесса

 

подготовки

 

(

первоначальное

специальное

профессиональное

цель

 

подготовки

 

едина

 â€“ 

обеспечить

 

комплектование

 

подразделений

 

МВД

 

РФ

 

сотрудниками

имеющими

 

базовые

 

теоретические

 

знания

практические

 

уме

-

ния

навыки

необходимые

 

для

 

осуществления

 

про

-

фессиональной

 

деятельности

.  

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.

 

Ключевский

 

В

.

О

Неопубликованные

 

произведения

 / 

сост

А

.

А

Зимин

Р

.

А

Киреева

М

. : 

Наука

, 1983. 

2.

 

Полное

 

собрание

 

законодательства

 

Российской

 

империи

 : 

в

 3 

собр

Собр

. 1 : 

в

 45 

т

Т

. 5, 

№

 2778. URL: http://www.nlr.ru/e-

res/law_r/search.php 

3.

 

Полное

 

собрание

 

законодательства

 

Российской

 

империи

 : 

в

 3 

собр

Собр

. 1 : 

в

 45 

т

Т

. 10, 

№

 7201. URL: http://www.nlr.ru/e-

res/law_r/search.php 

4.

 

Полное

 

собрание

 

законодательства

 

Российской

 

империи

 : 

в

 3 

собр

Собр

. 1 : 

в

 45 

т

Т

. 13, 

№

 9928. URL: http://www.nlr.ru/e-

res/law_r/search.php 

5.

 

Полное

 

собрание

 

законодательства

 

Российской

 

империи

 : 

в

 3 

собр

Собр

. 1 : 

в

 45 

т

Т

. 14, 

№

 10389. URL: http://www.nlr.ru/e-

res/law_r/search.php 

6.

 

Андреев

 

А

.

Ю

Российские

 

университеты

 XVIII â€“ 

первой

 

половины

 XIX 

века

 

в

 

контексте

 

университетской

 

истории

 

Европы

. URL: 

http://lib.rus.ec/b/191022/read 

7.

 

Магарил

 

С

Бюрократия

 

как

 

отражение

 

качества

 

образования

 // 

Международный

 

интернет

-

журнал

  Â«

Русский

 

глобус

». 2008. 

№

 6. URL: 

http://www.russian-globe.com/N76/Magaril.ByurokratiaKakOtrazhenieKachestvaObrazovania.htm 

8.

 

Полное

 

собрание

 

законодательства

 

Российской

 

империи

 : 

в

 3 

собр

Собр

. 1 : 

в

 45 

т

Т

. 31, 

№

 24325. URL: http://www.nlr.ru/e-

res/law_r/search.php. 

9.

 

Декрет

 

Совета

 

Народных

 

Комиссаров

 

РСФСР

 

от

 10.11.1917 

г

. «

Об

 

уничтожении

 

сословий

 

и

 

гражданских

 

чинов

». URL: 

http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=2119 

 

Статья

 

представлена

 

научной

 

редакцией

 Â«

История

» 9 

апреля

 2017 

г

 

THE HISTORY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF INSTITUTIONS FOR THE TRAINING OF POLICE 
OFFICERS (MILITIA) (ON THE EXAMPLE OF ZABAYKALSKY KRAI)

 

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta â€“ Tomsk State University Journal,

 2018, 426, 207–210.

 

DOI: 10.17223/15617793/426/24 

Ekaterina A. Shatskaya,

 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Irkutsk, Russian 

Federation). E-mail: Katerina_shat@mail.ru

 

Keywords:

 professional training; police officer; duration of training; educational institution; training programmes. 


background image

210 

The author draws attention to the problem of personnel employment for public authorities. For many centuries, to solve the per-

sonnel problem purposeful steps to develop and improve educational institutions were made. The aim of the article is to summarize 
the historical experience of the establishment of institutions for the training of police officers. The author selected documents testify-
ing to the importance of the vocational training of people first time employed by the police (militia). The periods of reforming the 
institutions for the training of law-enforcement officers are conventionally determined: the reign of Peter I, the establishment of the 
Soviet militia, the revival of the modern police. It is noted that the formation of the police at each stage of the development of law 
enforcement agencies received significant attention. The article presents the experience of establishing regional specialized institu-
tions engaged in the training of police (militia) officers. The author studied the issue of organizing special training of officers first 
employed in bodies of internal affairs while serving in the Training Center of the Department of Internal Affairs of Zabaikalsky Krai 
and then in the vocational training center of the Department of Internal Affairs of Zabaikalsky Krai. It is determined that the estab-
lishment of training courses, the opening of schools and training facilities contributed to the development of public service as a pro-
fessional core of the Russian state. The study of the historical experience of the establishment of institutions for training police (mili-
tia) staff leads to a conclusion that in the process of educational reforms reforms of law enforcement bodies should maintain continui-
ty in the professional (initial) training of young police officers. Changes in the status of the institution, the adjustment of training 
programs for the police (militia), in the author’s opinion, did not make any significant alterations in the development of the police 
(militia) service. The author believes that regardless of the name of the training process (initial, special, professional), the purpose of 
training is the same: to provide staff for the units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation with the basic theoreti-
cal and practical knowledge, skills necessary for their activities and professional duties performance. A problem in the study of this 
issue is the selection of candidates for positions in the police. The results of a survey conducted with the staff first employed by the 
police will be reflected in the next article.

 

 

REFERENCES 

 

1. Klyuchevskiy, V.O. (1983) 

Neopublikovannye proizvedeniya

 [Unpublished works]. Moscow: Nauka. 

2. Russian Empire. (1714) 

Polnoe sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy imperii: v 3 sobr.

 [Complete collection of legislation of the Russian Empire: 

in 3 collections]. Collection 1. 5:2778. [Online] Available from: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. 

3. Russian Empire. (1737) 

Polnoe sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy imperii: v 3 sobr.

 [Complete collection of legislation of the Russian Empire: 

in 3 collections]. Collection 1. 10:7201. [Online] Available from: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. 

4. Russian Empire. (1752) 

Polnoe sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy imperii: v 3 sobr.

 [Complete collection of legislation of the Russian Empire: 

in 3 collections]. Collection 1. 13:9928. [Online] Available from: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. 

5. Russian Empire. (1755) 

Polnoe sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy imperii: v 3 sobr.

 [Complete collection of legislation of the Russian Empire: 

in 3 collections]. Collection 1. 14:10389. [Online] Available from: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. 

6. Andreev, A.Yu. (2009) 

Rossiyskie universitety XVIII â€“ pervoy poloviny XIX veka v kontekste universitetskoy istorii Evropy

 [Russian universities of 

the 18th – first half of the 19th centuries in the context of the university history of Europe]. Moscow: Znak. 

7. Magaril, S. (2008) Byurokratiya kak otrazhenie kachestva obrazovaniya [Bureaucracy as a reflection of the quality of education].

 Russkiy globus

. 6. 

[Online] Available from: http://www.russian-globe.com/N76/Magaril.ByurokratiaKakOtrazhenieKachestvaObrazovania.htm. 

8. Russian Empire. (1810) 

Polnoe sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy imperii: v 3 sobr.

 [Complete collection of legislation of the Russian Empire: 

in 3 collections]. Collection 1. 31:24325. [Online] Available from: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php. 

9. Decree of the Council of People’s Commissars of the RSFSR of 10.11.1917 â€œOn the destruction of estates and civil ranks”. [Online] Available 

from: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=2119. (In Russian).

 

 

Received: 09 April 2017