ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2019
Просмотров: 11781
Скачиваний: 1
(ÐÐÐ ) Ñаким же Ð¼ÐµÑ Ð°Ð½Ð¸ÑÑиÑеÑким обманом авÑомаÑизиÑованной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±Ð½Ð°-
ÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¸Ð¼ÑÑвований. ÐÑобенно ÑÑо Ñ Ð°ÑакÑеÑно Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÑиди-
ÑеÑким ÑпеÑиалÑноÑÑÑм, пиÑÑменнÑе ÑабоÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ ÑаÑÑо ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑое
колиÑеÑÑво ÑиÑиÑований ноÑмаÑивно-пÑавовÑÑ Ð´Ð¾ÐºÑменÑов.
ÐÑÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð¼ из ÑложивÑейÑÑ ÑиÑÑаÑии нам пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ ÑÑвеÑждение в вÑ-
Ð·Ð°Ñ Ð»Ð¾ÐºÐ°Ð»ÑнÑÑ Ð°ÐºÑов, ÑегламенÑиÑÑÑÑÐ¸Ñ ÑабоÑÑ Ð¿ÑовеÑÑÑÑего диÑÑеÑÑаÑии
(ÐÐÐ ). ÐÑо Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ñ Ð¸ÑклÑÑиÑÑ Ð¿Ñоизвол в поÑÑдке оÑенки ÑабоÑ, ÑÑо должно
ÑвеÑÑи на Ð½ÐµÑ ÐºÐ¾ÑÑÑпÑÐ¸Ñ Ð¸ поÑÑавиÑÑ Ð²ÑÐµÑ Ð·Ð°ÑиÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð² ÑавнÑе ÑÑловиÑ.
ФоÑÐ¼Ñ Ð¸ ÑодеÑжание ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð°ÐºÑов Ð¼Ñ Ð¾ÑÑавлÑем на ÑÑмоÑÑение вÑзов, но Ñеко-
мендÑем вклÑÑиÑÑ Ð² Ð½Ð¸Ñ ÑледÑÑÑие ÑÑи Ñага.
ÐÑÑвление попÑÑок иÑкÑÑÑÑвенного завÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑенÑа оÑигиналÑноÑÑи.
СÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ðµ поÑле поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑиÑÑем поиÑка заимÑÑвований наÑали ÑоздаваÑÑÑÑ
авÑомаÑизиÑованнÑе ÑпоÑÐ¾Ð±Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñайла Ñ Ð¿ÑовеÑÑемÑм докÑменÑом Ñак,
ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑоÑÐµÐ½Ñ Ð¾ÑигиналÑноÑÑи повÑÑалÑÑ. СпеÑиалиÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ð¸ «ÐнÑиплагиаÑ»
имеÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ Ñем 12 леÑний опÑÑ Ð±Ð¾ÑÑÐ±Ñ Ñ Ñакими Â«Ð¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸Â». ÐедеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑоÑнное
ÑовеÑÑенÑÑвование ÑÑедÑÑв обнаÑÑÐ¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ пÑоÑиводейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñаким ÑиÑÑемам. Ðд-
нако, некоÑоÑÑе попÑÑки Â«Ð¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð°Â» можно обнаÑÑжиÑÑ ÑолÑко пÑи изÑÑении полно-
го оÑÑеÑа о пÑовеÑке. РпоÑледней веÑÑии ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Â«ÐнÑиплагиаÑ» бÑл Ñделан Ñпе-
ÑиалÑнÑй Ñежим пÑоÑмоÑÑа оÑÑеÑа о пÑовеÑке на заимÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² коÑоÑом ÑабоÑа
видна Ñ ÑÐ¾Ñ Ñанением ÑоÑмаÑиÑованиÑ, каÑÑинок и ÑаблиÑ. Ð Ñаком Ñежиме Ñдобно
ознакомиÑÑÑÑ Ñ ÑодеÑжимÑм диÑÑеÑÑаÑии (ÐÐÐ ), заодно пÑовеÑиÑÑ ÐµÐµ на оÑÑÑÑÑÑвие
попÑÑок Â«Ð¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð°Â». ÐÑи пÑоÑÑении ÑабоÑÑ ÑекомендÑем обÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на
болÑÑие ÑÑагменÑÑ Ð¾ÑигиналÑного ÑекÑÑа, налиÑие лиÑÐ½Ð¸Ñ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð² пÑÐµÐ¿Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸
поÑÑоÑÐ¾Ð½Ð½Ð¸Ñ Ñимволов, поÑÑоÑоннего ÑекÑÑа (вообÑе не оÑноÑÑÑегоÑÑ Ðº Ñеме Ñабо-
ÑÑ), «ÑклееннÑе» Ñлова, неÑвÑзаннÑй, неÑоглаÑованнÑй ÑекÑÑ, ÑеÑÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑим ко-
лиÑеÑÑвом «ÑлÑÑайнÑÑ Â» опеÑаÑок или оÑÑогÑаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок.
ÐÑенка коÑÑекÑноÑÑи обнаÑÑженнÑÑ Ð·Ð°Ð¸Ð¼ÑÑвований.
ÐÑÑÐµÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Â«ÐнÑиплагиаÑ» пÑедоÑÑавлÑÐµÑ ÑдобнÑй ÑÑнкÑионал Ð´Ð»Ñ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸-
за коÑÑекÑноÑÑи найденнÑÑ Ð² диÑÑеÑÑаÑии (ÐÐÐ ) заимÑÑвований, а нем пÑиÑÑÑÑÑвÑ-
ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ñй ÑекÑÑ Ð´Ð¾ÐºÑменÑа, ÑазмеÑеннÑй блоками заимÑÑвований и ÑиÑиÑований,
пÑедваÑиÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð¾Ñенка в виде пÑоÑенÑа заимÑÑвований, ÑиÑиÑований и оÑиги-
налÑноÑÑи. СпÑава ÑаÑполагаеÑÑÑ ÑпиÑок иÑÑоÑников заимÑÑвований Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾-
ÑÑÑÑ Ð¿ÑоÑмоÑÑа подÑобной инÑоÑмаÑии и оÑÑеÑа по ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ÑÑоÑникÑ. УдобнаÑ
навигаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ блокам заимÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÐµÑ Ð±ÑÑÑÑо оÑиенÑиÑоваÑÑÑÑ Ð² оÑÑеÑе и
ÑиÑÑемаÑиÑно пÑоÑмоÑÑеÑÑ Ð²Ñе заимÑÑвованиÑ. ÐÐ»Ñ ÑÑидиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð²Ñзов ÑекомендÑ-
еÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÐºÐ»ÑÑаÑÑ Ð¿ÑовеÑки по коллекÑиÑм ноÑмаÑивно-пÑавовÑÑ Ð´Ð¾ÐºÑменÑов
«ÐекÑпÑо» или «ÐаÑанÑ». ÐокÑменÑÑ, найденнÑе в ÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑиÑÑ , ÑаÑÑениваÑÑ-
ÑÑ ÐºÐ°Ðº коÑÑекÑно оÑоÑмленнÑе ÑиÑиÑованиÑ. ÐÑи оÑенке коÑÑекÑноÑÑи оÑоÑмле-
Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð½Ð°ÑÑженнÑÑ Ð·Ð°Ð¸Ð¼ÑÑвований ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑаÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ: вÑделено ли заим-
ÑÑвование кавÑÑками, еÑÑÑ Ð»Ð¸ ÑноÑка, ÑпомÑнÑÑ Ð»Ð¸ иÑÑоÑник в ÑпиÑке лиÑеÑаÑÑÑÑ,
еÑÑÑ Ð»Ð¸ анализ заимÑÑвованного ÑекÑÑа или он вÑдаеÑÑÑ Ð·Ð° ÑобÑÑвеннÑе мÑÑли, а
Ñакже на ÑÑÑÑкÑÑÑнÑÑ ÑаÑÑÑ Ð´Ð¸ÑÑеÑÑаÑии (ÐÐÐ ), где обнаÑÑжено заимÑÑвование.
ÐодÑобно Ñо ÑÑÑÑкÑÑÑой и ÑÑнкÑионалом оÑÑеÑа можно ознакомиÑÑÑÑ Ð² Ð Ñко-
водÑÑве полÑзоваÑÐµÐ»Ñ [3] и на вебинаÑÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ð¸ «ÐнÑиплагиаÑ» [4].
76
РедакÑиÑование оÑÑеÑа в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð²Ñводами пÑовеÑÑÑÑего.
ÐÑÑÐµÑ Ð² ÑиÑÑеме «ÐнÑиплагиаÑ» можно ÑедакÑиÑоваÑÑ. ÐÑи ÑÑом инÑеÑак-
Ñивно менÑÑÑÑÑ Ð¿ÑедваÑиÑелÑнÑе оÑенки заимÑÑвованиÑ, ÑиÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ оÑиги-
налÑноÑÑи. ÐÑовеÑÑÑÑий Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾ÑклÑÑиÑÑ Ð¸ÑÑоÑник Ñеликом, еÑли обнаÑÑжил,
ÑÑо ÑÑо обоÑнованное ÑамоÑиÑиÑование (напÑимеÑ, ÑÑаÑÑÑ, кÑÑÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð¸Ð»Ð¸ бака-
лавÑÑÐºÐ°Ñ ÑабоÑа обÑÑаÑÑегоÑÑ). Ð ÑÑом ÑлÑÑае иÑÑоÑник пеÑеÑÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð»Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð° Ñе-
зÑлÑÑÐ°Ñ Ð¿ÑовеÑки. ÐÑли же пÑовеÑÑÑÑий ÑÑиÑаеÑ, ÑÑо иÑÑоÑник заимÑÑвованиÑ
ÑвлÑеÑÑÑ Ð½Ð° Ñамом деле иÑÑоÑником ÑиÑиÑованиÑ, Ñо можно измениÑÑ Ñип данно-
го иÑÑоÑника. ÐÑли ÑекÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð±ÑеизвеÑÑнÑм ÑакÑом или ÑÑагменÑом ме-
Ñодики, иÑполÑзÑемой в данном вÑзе, пÑовеÑÑÑÑий Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Â«Ð¾ÑклÑÑиÑÑ» блок за-
имÑÑвованиÑ. Ðо оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÑедакÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑÑеÑа пÑовеÑÑÑÑий Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÑгÑÑ-
зиÑÑ ÑезÑлÑÑÐ°Ñ Ð² виде PDF-докÑменÑа. ÐÑедÑÑмоÑÑена возможноÑÑÑ Ð²ÑгÑÑзиÑÑ
ÑпÑÐ°Ð²ÐºÑ Ð¾ ÑезÑлÑÑаÑÐ°Ñ Ð¿ÑовеÑки. СпÑÐ°Ð²ÐºÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ завеÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¿Ð¸ÑÑÑ Ð¿ÑовеÑÑÑ-
Ñего и пеÑаÑÑÑ Ð²Ñза и пÑиложиÑÑ Ðº ÑаÑпеÑаÑанной ÐÐÐ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑедаÑи в ÐÐÐ.
ÐÑак, вÑÐ·Ñ Ð¸ ÑовеÑÑ Ð¿Ð¾ заÑиÑе диÑÑеÑÑаÑий Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе вниманиÑ
ÑделÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑеÑÑва квалиÑикаÑионнÑÑ ÑабоÑ, иÑполÑзÑÑ Ð¿Ñи ÑÑом
ÑовÑеменнÑе ÑÑÑекÑивнÑе инÑÑÑÑменÑÑ Ð¸ ÑÐ°Ð·Ð²Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð¼ÐµÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿ÑовеÑок. Ð
ÑÐ¸Ð»Ñ Ñого, ÑÑо в наÑÑоÑÑий Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½ÐµÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑÑандаÑÑа меÑодики пÑовеÑок и
Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸Ñно ÑазвиваеÑÑÑ, вÑÑока важноÑÑÑ Ð¾Ð±Ð¼ÐµÐ½Ð° опÑÑом и
иниÑиаÑивного ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑодологиÑеÑкой базÑ.
СпиÑок лиÑеÑаÑÑÑÑ
1.
Ðб ÑÑвеÑждении ÐÐ¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ ÑовеÑе по заÑиÑе диÑÑеÑÑаÑий на ÑоиÑкание
ÑÑеной ÑÑепени кандидаÑа наÑк, на ÑоиÑкание ÑÑеной ÑÑепени докÑоÑа наÑк: пÑиказ
ÐиниÑÑеÑÑÑва обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ наÑки РФ Ð¾Ñ 13 ÑнваÑÑ 2014 г. â 7. Режим доÑÑÑпа :
http://ivo.garant.ru/#/document/70603292/paragraph/1:2
(даÑа обÑаÑениÑ: 31.08.2017).
2.
Ðб ÑÑвеÑждении ÐоÑÑдка пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенной иÑоговой аÑÑеÑÑа-
Ñии по обÑазоваÑелÑнÑм пÑогÑаммам вÑÑÑего обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ â пÑогÑаммам бака-
лавÑиаÑа, пÑогÑаммам ÑпеÑиалиÑеÑа и пÑогÑаммам магиÑÑÑаÑÑÑÑ : пÑиказ Ðини-
ÑÑеÑÑÑва обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ наÑки РФ Ð¾Ñ 29 иÑÐ½Ñ 2015 г. â 636. Режим доÑÑÑпа :
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71045690
(даÑа обÑаÑениÑ: 31.08.2017).
3.
ÐеÑплаÑнÑе обÑÑаÑÑие вебинаÑÑ Ð¿Ð¾ ÑÑÑекÑÐ¸Ð²Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð½ÐµÐ´ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ иÑ-
полÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Â«ÐнÑиплагиаÑ» Режим доÑÑÑпа : http://corp.antiplagiat.ru/
obuchenie.html
(даÑа обÑаÑениÑ: 31.08.2017).
4.
Ð ÑководÑÑво полÑзоваÑÐµÐ»Ñ ÐºÐ¾ÑпоÑаÑивной веÑÑии ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Â«ÐнÑиплаги-
аÑ.ÐУл. Режим доÑÑÑпа : http://corp.antiplagiat.ru/events/94-rukovodstvo-
polzovatelya.html
(даÑа обÑаÑениÑ: 31.08.2017).
5.
Ð§ÐµÑ Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð®. Ð., ÐÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÐ½ÐºÐ¾ Ð. Ð., ÐеленÑÐºÐ°Ñ Ð. С. РпÑакÑике обнаÑÑже-
Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¸Ð¼ÑÑвований в ÑоÑÑийÑÐºÐ¸Ñ Ð²ÑÐ·Ð°Ñ // УнивеÑÑиÑеÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð° : инÑоÑм.-
аналиÑ. жÑÑн. 2017. â 4. Режим доÑÑÑпа : http://www.unkniga.ru/innovation/
tehnology/7119-o-poryadke-obnaruzheniya-zaimstvovaniy-v-rossijskih-vuzah.html
(даÑа обÑаÑениÑ: 31.08.2017).
77
УÐÐ 378.6:343.8
ÐÐÐÐРЮРЬÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐÐ,
ÐºÐ°Ð½Ð´Ð¸Ð´Ð°Ñ ÑÑидиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк, доÑенÑ,
доÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ°ÑедÑÑ Ñголовного пÑоÑеÑÑа и кÑиминалиÑÑики,
ФÐÐУ ÐÐ ÐÑзбаÑÑкий инÑÑиÑÑÑ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии,
г. ÐовокÑзнеÑк, РоÑÑийÑÐºÐ°Ñ Ð¤ÐµÐ´ÐµÑаÑиÑ,
e-mail: KZU80@yandex.ru
1
ÐÐÐ ÐÐ ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐТÐÐЯ
ÐÐ ÐÐСЦÐÐÐÐÐР«ÐÐ ÐÐÐÐÐÐÐСТÐÐл
Ð ÐУÐÐÐ¥ ФÐÐÐÐ ÐÐЬÐÐРСÐУÐÐЫ ÐСÐÐÐÐÐÐÐЯ ÐÐÐÐÐÐÐÐÐ
ÐнноÑаÑиÑ:
ÑаÑÑмаÑÑиваеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑ: каким должен бÑÑÑ Ð¾Ð±Ñаз пÑепода-
ваÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾ диÑÑиплине «кÑиминалиÑÑика» в вÑÐ·Ð°Ñ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии. ÐÑÑледÑÑ Ð¿Ð¾-
ÑÑавленнÑй вопÑоÑ, авÑÐ¾Ñ ÑÑвеÑждаеÑ, ÑÑо в педагогиÑеÑком плане обÑаз пÑе-
подаваÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð¸ÑÑÐ¸Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Â«ÐÑиминалиÑÑика» не должен оÑлиÑаÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¾Ð±Ñаза
пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð´Ð¸ÑÑиплин. Ðднако, вÑделÑÑ Ð¸ ÑаÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑи-
ÑÑики, вклÑÑаÑÑиеÑÑ Ð² обÑаз пÑеподаваÑелÑ, авÑÐ¾Ñ Ð²ÑделÑÐµÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑе его
оÑобенноÑÑи по диÑÑиплине «ÐÑиминалиÑÑика». ÐаеÑÑÑ ÑодеÑжание педагоги-
ÑеÑкой, лиÑноÑÑной компеÑенÑноÑÑно-педагогиÑеÑкой и компеÑенÑноÑÑно-
пÑедмеÑной Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑики пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð¸ÑÑÐ¸Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Â«ÐÑиминалиÑÑика».
ÐалиÑие вÑÐµÑ ÑказаннÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑик ÑоÑмиÑÑÐµÑ Ð¾Ð±Ñаз пÑоÑеÑÑионалÑно
компеÑенÑного пÑеподаваÑелÑ.
ÐлÑÑевÑе Ñлова:
педагог, обÑаз, компеÑенÑноÑÑÑ, пÑоÑеÑÑионал, кÑимина-
лиÑÑика, кÑиминалиÑÑиÑеÑкий ÑзÑк, инноваÑионнÑе ÑоÑмÑ, ÑамообÑазование,
ÑамоÑазвиÑие, кÑÑÑанÑ, обÑÑаÑÑийÑÑ, Ñголовно-иÑполниÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑиÑÑема.
ÐбÑÐ°Ð·Ñ Ð¿ÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð² педагогиÑеÑкой наÑке вÑегда ÑделÑлоÑÑ Ð·Ð½Ð°Ñи-
ÑелÑное внимание. ÐбÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑгалиÑÑ ÑемÑ, поÑвÑÑеннÑе обÑазÑ
ÑколÑного ÑÑиÑелÑ, обÑим вопÑоÑам имиджа педагога вÑÑÑей ÑколÑ. ÐÑÑле-
Ð´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¹ ÑÐµÐ¼Ñ Ð² оÑновном пÑоводилиÑÑ Ð² ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð²Ñзов.
Ðднако в поÑледнее вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑие «обÑаз пÑеподаваÑелÑ» пÑедÑÑавлÑÐµÑ Ð¸Ð½Ñе-
ÑÐµÑ Ð¸ Ð´Ð»Ñ Ð²ÐµÐ´Ð¾Ð¼ÑÑвеннÑÑ Ð²Ñзов ÐÐРРоÑÑии, ФСÐРРоÑÑии и дÑÑÐ³Ð¸Ñ .
Рпедагогике в обÑаз пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð²ÑÑÑей ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð² пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑедÑ
вклÑÑаеÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ пÑоÑеÑÑионалÑÐ½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÑенÑноÑÑÑ. Ð ÑÑо пÑавилÑно, в ÑвÑзи Ñ
Ñем, ÑÑо в ÑедеÑалÑнÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑÑ ÑÑандаÑÑÐ°Ñ Ð²ÑÑÑего
обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ (далее по ÑекÑÑÑ â ФÐÐС ÐÐ) заложен компеÑенÑноÑÑнÑй Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´,
опÑеделÑÑÑий знаниÑ, ÑÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ навÑки вÑпÑÑкника, в ÑоÑмиÑовании коÑоÑÑÑ
акÑивно ÑÑаÑÑвÑÐµÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³.
ÐÑÑледÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Â«ÐбÑаз пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾ диÑÑиплине «ÐÑиминалиÑÑика» в
вÑÐ·Ð°Ñ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии», оÑмеÑим, ÑÑо Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкой позиÑии обÑаз педагога
по диÑÑиплине «ÐÑиминалиÑÑика» не должен оÑлиÑаÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¾Ð±Ñаза педагога
© Ðабанова Ð. Ю., 2017
78
дÑÑгой ÑÑидиÑеÑкой и не ÑÑидиÑеÑкой диÑÑÐ¸Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Ð² Ñелом, но имеÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ
неÑколÑÐºÐ¸Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑик Ñ Ð¾ÑлиÑиÑелÑнÑми оÑобенноÑÑÑми:
1.
ÐедагогиÑеÑкÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑÐ¸ÐºÑ ÐºÐ°Ðº ÑабоÑника обÑазоваÑелÑного ÑÑÑежде-
ниÑ, ÑкладÑваÑÑÑÑÑÑ Ð² ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÑÑебованиÑми, ÑÑÑановленнÑми ФедеÑалÑ-
нÑм законом «Ðб обÑазовании в РоÑÑийÑкой ФедеÑаÑии» Ð¾Ñ 29 декабÑÑ 2012 г.
(ÑÑ. 46, 48) и пÑиказом ÐиниÑÑеÑÑÑва здÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ ÑÐ°Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑоÑиалÑного ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð Ð¤
Ð¾Ñ 11 ÑнваÑÑ 2011 г. «Ðб ÑÑвеÑждении Ðдиного квалиÑикаÑионного ÑпÑавоÑника
должноÑÑей ÑÑководиÑелей, ÑпеÑиалиÑÑов и ÑлÑжаÑÐ¸Ñ Â» (Ñаздел «ÐвалиÑикаÑион-
нÑе Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑики должноÑÑей ÑÑководиÑелей и ÑпеÑиалиÑÑов вÑÑÑего пÑоÑеÑ-
ÑионалÑного и дополниÑелÑного обÑазованиÑ»). Так, педагог, в Ñом ÑиÑле и по диÑ-
Ñиплине «ÐÑиминалиÑÑика» в вÑÐ·Ð°Ñ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии должен имеÑÑ Ð²ÑÑÑее пÑоÑеÑ-
ÑионалÑное обÑазование; опÑеделеннÑй ÑÑаж ÑабоÑÑ, в завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÐ¼Ð¾Ð¹
должноÑÑи (пÑеподаваÑелÑ, ÑÑаÑÑий пÑеподаваÑелÑ, доÑенÑ, пÑоÑеÑÑоÑ); налиÑие
ÑÑеной ÑÑепени. ÐÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· ÑÑого, ÑледÑеÑ, ÑÑо диÑÑÐ¸Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Â«ÐÑиминалиÑÑика» име-
ÐµÑ Ð¿Ñаво пÑеподаваÑÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкий ÑабоÑник, имеÑÑий вÑÑÑее именно ÑÑиди-
ÑеÑкое обÑазование, Ñак как она пÑедÑÑмоÑÑена во ФÐÐС(Ð°Ñ ) в базовой ÑаÑÑи изÑ-
ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¸ÑÑиплин по ÑÑиÑпÑÑденÑии; пÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ ÑаниÑелÑной деÑÑелÑноÑÑи. ÐÑимина-
лиÑÑика как диÑÑиплина ÑвлÑеÑÑÑ ÑпеÑиÑиÑеÑкой. Ðна Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ð¸ÑÑиплинаÑнÑе
ÑвÑзи не ÑолÑко Ñ Ð´Ð¸ÑÑиплинами ÑÑидиÑеÑкой напÑавленноÑÑи, но и Ñ Ð¾Ð±ÑеобÑазо-
ваÑелÑнÑми пÑедмеÑами (диÑÑиплинами): логикой, Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ÐµÐ¹, биологией, анаÑомией
и дÑÑгими. Ðомимо ÑÑого ÑÑиÑаем, ÑÑо педагог диÑÑÐ¸Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Â«ÐÑиминалиÑÑика» в
наÑÑоÑÑее вÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ имеÑÑ ÑÑенÑÑ ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾ ÑпеÑиалÑноÑÑи 12.00.12 «ÐÑи-
миналиÑÑика; ÑÑдебно-ÑкÑпеÑÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ; опеÑаÑивно-ÑозÑÑÐºÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑ-
ноÑÑÑ» и желаÑелÑно пÑакÑиÑеÑкий ÑÑаж ÑабоÑÑ Ð² пÑÐ°Ð²Ð¾Ð¾Ñ ÑаниÑелÑнÑÑ Ð¾ÑÐ³Ð°Ð½Ð°Ñ ,
оÑÑÑеÑÑвлÑÑÑÐ¸Ñ ÑаÑкÑÑÑие, ÑаÑÑледование и пÑедÑпÑеждение пÑеÑÑÑплений.
2.
ÐиÑноÑÑнÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑÐ¸ÐºÑ Ð¿ÑеподаваÑелÑ, в коÑоÑÑÑ Ð¿ÑедлагаеÑÑÑ
вклÑÑаÑÑ ÑоÑиалÑно-пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкий, ÑÑÑеÑиÑеÑкий, кÑлÑÑÑÑно-ÑеÑевой аÑпек-
ÑÑ. ÐÑбой педагог внеÑне обÑзан бÑÑÑ ÐºÑаÑивÑм, вÑдеÑживаÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ ÑÑилÑ
одеждÑ. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð° должен бÑÑÑ Ñаким, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ даже внеÑне мог вÑ-
зÑваÑÑ Ð·Ð°Ð¸Ð½ÑеÑеÑованноÑÑÑ ÐºÑÑÑанÑов к изÑÑаемой диÑÑиплине. ÐедагогиÑеÑкаÑ
деÑÑелÑноÑÑÑ Ð²Ñзов ФСÐРРоÑÑии Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑпеÑиÑикÑ: помимо обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½
гоÑÐ¾Ð²Ð¸Ñ ÐºÑÑÑанÑов к ÑлÑжбе в Ñголовно-иÑполниÑелÑной ÑиÑÑеме, поÑÑомÑ
поÑÑÑÐµÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð°, в Ñом ÑиÑле и его внеÑний вид, должен ÑооÑвеÑÑÑвоваÑÑ Ð½Ð¾Ñ-
маÑивнÑм пÑавовÑм акÑам ведомÑÑвенного и локалÑного Ñ Ð°ÑакÑеÑа. Так ÑÑ. 14
ÐодекÑа ÑÑики и ÑлÑжебного Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑоÑÑÑдников и ÑедеÑалÑнÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑ-
ÑÑвеннÑÑ Ð³ÑажданÑÐºÐ¸Ñ ÑлÑжаÑÐ¸Ñ Ñголовно-иÑполниÑелÑной ÑиÑÑемÑ, ÑÑвеÑ-
жденнÑй ÐÑиказом ФСÐРРоÑÑии Ð¾Ñ 11 ÑнваÑÑ 2012 г. â 5 глаÑиÑ: «внеÑний
вид ÑоÑÑÑдника и ÑедеÑалÑного гоÑÑдаÑÑÑвенного гÑажданÑкого ÑлÑжаÑего пÑи
иÑполнении ими должноÑÑнÑÑ Ð¾Ð±ÑзанноÑÑей в завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ ÑÑловий ÑлÑжбÑ
и ÑоÑмаÑа ÑлÑжебного меÑопÑиÑÑÐ¸Ñ ÑпоÑобÑÑвÑÐµÑ ÑважиÑелÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾ÑноÑениÑ
гÑаждан к Ñголовно-иÑполниÑелÑной ÑиÑÑеме, ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑепÑинÑÑомÑ
Ð´ÐµÐ»Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ ÑÑилÑ, коÑоÑÑй оÑлиÑÐ°ÐµÑ Ð¾ÑиÑиалÑноÑÑÑ, ÑдеÑжанноÑÑÑ, ÑÑадиÑион-
ноÑÑÑ, аккÑÑаÑноÑÑÑ». Ð ÐÑзбаÑÑком инÑÑиÑÑÑе ФСÐРРоÑÑии ÑÑвеÑждено по-
ложение о ÑÑиле Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑоÑÑÑдников, гÑажданÑÐºÐ¸Ñ ÑлÑжаÑÐ¸Ñ , кÑÑÑанÑов, ÑлÑ-
79
ÑаÑелей бÑджеÑной, внебÑджеÑной ÑоÑм обÑÑениÑ, а Ñакже лиÑ, поÑеÑаÑÑиÑ
ФÐÐУ ÐÐ ÐÑзбаÑÑкий инÑÑиÑÑÑ Ð¤Ð¡ÐРРоÑÑии.
ÐÑлÑÑÑÑно-ÑеÑевой ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð° заклÑÑаеÑÑÑ Ð²Ð¾ владении ÑоÑиалÑно-
ÑÑиÑеÑкими аÑпекÑами обÑениÑ, ÑеÑевÑм ÑÑикеÑом, в Ñмении ÑÑÑоиÑÑ Ñвое пÑоÑеÑ-
ÑионалÑное обÑение Ñ ÐºÑÑÑанÑами в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð¿Ñавилами ÑÑÑÑкого лиÑеÑаÑÑÑ-
ного ÑзÑка. ÐÑоме ÑÑого, пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ владеÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑом ÑеÑевого пÑо-
дÑÑиÑованиÑ, коÑоÑÑй Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑаÑÑ Ð² ÑÐµÐ±Ñ ÑазнÑе ÑиÑÑаÑии: Ñеловек, ÑÑÑÑаива-
ÑÑÑ Ð½Ð° ÑлÑжбÑ, должен ÑоÑÑавиÑÑ ÑекÑÑ ÑапоÑÑа о пÑиеме; пÑавилÑно напиÑаÑÑ Ð¾ÑзÑв
на дипломнÑÑ ÑабоÑÑ; в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÑиÑÑаÑией ÑоÑÑавлÑÑÑ Ð¾ÑиÑиалÑнÑе пиÑÑма
и Ñак далее. ÐÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ñи ÑÑом ÑоÑмиÑÑÐµÑ Ñ Ð¾Ð±ÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑнÑе ком-
пеÑенÑии. ÐÑÑгими Ñловами, пÑи ÑоÑÑавлении, напÑимеÑ, ÑекÑÑа Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾-
димо ÑÑиÑÑваÑÑ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑй, пÑоÑеÑÑионалÑнÑй, ÑоÑиалÑнÑй и кÑлÑÑÑÑнÑй
ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ñого, ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½ адÑеÑÑеÑÑÑ. РпÑоÑеÑÑе обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑное обÑение пÑоиÑÑ Ð¾-
Ð´Ð¸Ñ Ð² оÑновном в ÑоÑме диалога. Так, пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ вÑегда помниÑÑ Ð¾Ð±
ÑÑловиÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкого обÑениÑ. Ðдним из важнÑÑ ÑÑловий диалога ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾-
ÑÑебноÑÑÑ Ð² обÑении. Рона, как извеÑÑно, Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð² ÑиÑÑаÑии, когда имеÑÑиеÑÑ
Ñ ÐºÑÑÑанÑа Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾ пÑедмеÑе обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑнÑм. ÐÑиÑÑÑÑÑвие в
ÑÑой ÑиÑÑаÑии гÑамоÑного пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ â пÑоÑеÑÑионала Ñвоего дела, коÑоÑÑй Ñе-
алÑно или поÑенÑиалÑно Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником еÑе неизвеÑÑной инÑоÑмаÑии,
Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²ÐµÑоÑÑнÑм возникновение пÑедмеÑного диалога.
Ðомимо пÑавил ÑÑÑÑкого лиÑеÑаÑÑÑного ÑзÑка педагог диÑÑÐ¸Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Â«ÐÑими-
налиÑÑика» обÑзан владеÑÑ ÑÑидиÑеÑким и оÑделÑно кÑиминалиÑÑиÑеÑким ÑзÑком.
УÑебнÑе занÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ ÑÑой диÑÑиплине Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿ÑоводиÑÑÑÑ Ñ Ð¸ÑполÑзованием кÑи-
миналиÑÑиÑеÑкого ÑзÑка. Ðн Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑиÑÑÑÑÑвоваÑÑ ÐºÐ°Ðº в ÑÑÑной, Ñак и в пиÑÑмен-
ной ÑеÑи Ñамого педагога и обÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ. Ðедагог должен как можно ÑаÑе гово-
ÑиÑÑ Ñам и ÑÑиÑÑ ÐºÑÑÑанÑов кÑиминалиÑÑиÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑкÑ, коÑоÑÑй ÑодеÑÐ¶Ð¸Ñ ÐºÑи-
миналиÑÑиÑеÑкие ÑеÑминÑ, напÑимеÑ, «дакÑилоÑкопиÑ», «кÑиминалиÑÑиÑеÑкаÑ
габиÑоÑкопиÑ», «ÑакÑиÑеÑкий пÑием», «ÑакÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð±Ð¸Ð½Ð°ÑиÑ» и дÑÑгие. ÐÑÑ-
ÑанÑ, ÑÑавÑий ÑоÑÑÑдником иÑпÑавиÑелÑного ÑÑÑеждениÑ, обÑзан ÑмеÑÑ Ð³ÑамоÑно
иÑполÑзоваÑÑ ÐºÑиминалиÑÑиÑеÑкÑÑ ÑеÑÐ¼Ð¸Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº пÑи ÑоÑÑавлении ÑлÑжебнÑÑ
докÑменÑов, напÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ñи опиÑании запÑеÑенного пÑедмеÑа, изÑÑÑого в Ñ Ð¾Ð´Ðµ
обÑÑка или пÑи обнаÑÑжении ÑÑÑпа и его оÑмоÑÑе, а Ñакже в ÑÑÑной ÑеÑи.
Таким обÑазом, пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð¸ÑÑÐ¸Ð¿Ð»Ð¸Ð½Ñ Â«ÐºÑиминалиÑÑика» â ÑÑо Ñело-
век вÑÑокой кÑлÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ, имеÑÑий знаниÑ, ÑÐ¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ навÑки в облаÑÑи
ÑÑики деловÑÑ Ð¾ÑноÑений, оÑлиÑаÑÑийÑÑ ÐºÑлÑÑÑÑой ÑеÑи, владеÑÑий ÑÑиди-
ÑеÑким, кÑиминалиÑÑиÑеÑким ÑзÑком.
3.
ÐомпеÑенÑноÑÑно-педагогиÑеÑÐºÐ°Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑика пÑеподаваÑÐµÐ»Ñ â ÑÑо Ñме-
ние пеÑедаваÑÑ ÑÑебнÑй маÑеÑиал, Ð´ÐµÐ»Ð°Ñ ÐµÐ³Ð¾ доÑÑÑпнÑм Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑаемÑÑ , пÑеподно-
ÑиÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑиал или пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ ÑÑно и понÑÑно, вÑзÑваÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑÐµÑ Ðº пÑедмеÑÑ, воз-
бÑждаÑÑ Ñ Ð¾Ð±ÑÑаемÑÑ Ð°ÐºÑивнÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ Ð¼ÑÑлÑ. ÐÑоводиÑÑ ÑÑебнÑе занÑ-
ÑÐ¸Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑно, плодоÑвоÑно. РазÑабаÑÑваÑÑ Ð³ÑамоÑнÑе ÑÑебно-меÑодиÑеÑкие
маÑеÑиалÑ, напÑавленнÑе на вÑÑабоÑÐºÑ Ð¾Ð±ÑепÑоÑеÑÑионалÑнÑÑ , пÑоÑеÑÑионалÑ-
но-ÑпеÑиализиÑованнÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÐµÑенÑий. ÐÐ»Ñ ÑÑого педагог должен иÑполÑзоваÑÑ Ð¸Ð½-
новаÑионнÑе ÑоÑÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ владеÑÑ ÑовÑеменнÑми педагогиÑеÑкими ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾-
80