Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Понятие аудиторской деятельности и ее место в системе финансового контроля).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность и назначение аудиторской деятельности в России
1.1 Понятие аудиторской деятельности и ее место в системе финансового контроля
1.2 Становление и развитие законодательства об аудиторской деятельности в России
2 Особенности правового регулирования отдельных видов аудиторской деятельности в России
2.1 Правовое регулирование проведения обязательного аудита
2.2 Правовое регулирование проведения инициативного аудита
2.3 Организационно – правовые формы и методы осуществления аудиторской деятельности
3 Совершенствование системы правового регулирования аудиторской деятельности в России
3. Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ и имеющих в своем составе нормы, прямо или косвенно устанавливающие единые требования к деятельности по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемой аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
4. Выделены три этапа развития системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации:
Первый этап – 1993 г. – август 2001 г. (Указ Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»);
Второй этап – август 2001 г. – декабрь 2008 г. (Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
Третий этап – январь 2009 г. – по настоящее время (Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
5. Правовое регулирование аудиторской деятельности в России осуществляется в соответствии источниками, которые условно подразделяются на четыре уровня, а совокупность правовых норм включает в себя нормы не только различных отраслей российского права, но и международные.
6. Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в России постоянно развивается, в частности, в 2017 г. осуществлен переход международным стандартам аудита.
2 Особенности правового регулирования отдельных видов аудиторской деятельности в России
2.1 Правовое регулирование проведения обязательного аудита
Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.
Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.
Федеральным законом от 01.12.2014 г. №403-ФЗ (вступил в силу со 02.12.2014 г.) расширен тип организаций, в отношении которых установлена обязательная аудиторская проверка (пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ, п.5 ст.67.1 ГК РФ).
Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).
С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом - организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.
Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).
Обязательному аудиту подлежат компании:
- с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
- суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн. рублей.
В настоящее время компании - «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн. руб., то такие компании обязаны проводить аудит[14].
Обязательному аудиту подлежат компании:
- ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
- представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.
В ряде случаев обязанность проведения аудита закреплена положениями федерального закона.
Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда - Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Расширенный перечень, состоящий из 69 случаев проведения обязательного аудита установлен Министерством финансов[15]. В данном документе все случаи проведения обязательного аудита разделены на следующие группы:
- организация имеет определенную организационно-правовую форму;
- организация осуществляет определенный вид деятельности;
- конкретные организации;
- организация имеет определенные финансовые показатели;
- организация составляет консолидированную отчетность[16].
Следует отметить, что пороговые значения выручки и валюты баланса, при достижении которых предприятия обязаны проводить аудит, были увеличены начиная с 2011 г.: выручка с 50 млн. руб. до 400 млн. руб., а валюта баланса с 20 млн. руб. до 60 млн. руб.
Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита.
С 1 января 2017 года на территории РФ введены новые МСА, частной целью которых является сделать аудиторское заключение более информативным и публичным. Так, вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное заключение в соответствии с МСА[17].
Так, отдельным разделом аудитор должен обозначить:
- свое мнение о показателях отчетности (полнота раскрытия увеличивается против одной фразы в текущем формате Аудиторского заключения);
- оценку системы внутреннего контроля клиента, степени ее поддержания и свое мнение об этом;
- оценку позиции действующей учетной политики;
- информацию о непрерывности деятельности аудируемого лица и существенных факторах неопределенности в отношении непрерывности деятельности, если таковые имеют место. Ранее подобная информация сообщалась аудитором только в том случае, если у него возникали сомнения в непрерывности деятельности клиента в ближайшие 12 месяцев после отчетной даты.
Хотелось бы отметить, что отсутствие системности в действующих федеральных стандартах часто позволяло аудитору обходить ситуации, которые приводили к дополнительным процедурам в отношении сбора доказательств и реализации процедур проверки, и трактовать отдельные позиции в пользу интересов клиента. Целостность МСА полностью исключает подобную ситуацию.
2.2 Правовое регулирование проведения инициативного аудита
Инициативный аудит представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности и проводится по инициативе учредителей или руководителей. Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью (инициаторов аудита).
Проведение инициативного аудита опирается на общую правовую базу аудиторской деятельности в России.
Цели проведения инициативного аудита:
- определение недостатков ведения бухучета, налогообложения, составления отчетности и аналитика финансового состояния предприятия,
- снижение хозяйственных, финансовых, налоговых и учетных рисков для владельца бизнеса и их устранение во избежание возможных штрафов,
- разработка общих рекомендаций по увеличению эффективности деятельности компании,
- выполнение подготовки компании к обязательному аудиту[18].
Аудиторские проверки по инициативе помогают предупредить недочеты и осложнения, которые впоследствии могут привести к тому, что потребуется восстанавливать бухучет. Также это позволяет принять превентивные меры в отношении возможных санкций со стороны налоговых органов и споров с ними.
Необходимость в инициативных проверках может возникнуть в следующих случаях:
- при подготовке к обязательному аудиту;
- в случае, если у собственника, руководства либо главного бухгалтера предприятия возникает желание убедиться в том, что финансовое подразделение работает правильно;
- при покупке-продаже бизнеса, когда возможный покупатель желает провести анализ финансовых показателей и получить оценку рисков;
- при других обстоятельствах, которые нуждаются в особом контроле над деятельностью предприятия, его отдельными подразделениями и бухгалтерским учетом[19].
Инициативные проверки проводятся в соответствии с запросом заказчика за любой временной отрезок. Особенность инициативного аудита в том, что он может быть не только комплексным, но и тематическим, т.е. когда проверяются все разделы учета или и выборочные участки. Разница может заключаться и в глубине проверок: сплошная и полная проверка данных учета, начиная с рассмотрения первичных обязательств и документов; выборочная проверка информации по первичному учету либо исключительно тех данных, которые содержатся в отчетности и учетных регистрах.
Принятие решения о проведении процедуры аудита по решению субъекта, который не имеет на это законных оснований, может привести к тому, что договор об осуществлении аудиторских проверок будет признан недействительным. Важно учитывать то, что если проведение инициативного аудита осуществляется на основании требования участника (акционера), то общество согласно требованию его участника должно дать аудитору возможность изучить бухгалтерские книги и другие документы, которые требуются для проведения соответствующих экспертиз в порядке, который установлен законами, касающимися регламентирования деятельности аудиторов.
Важно также отметить, что если аудит инициировал акционер (участник), однако в качестве заказчика в договоре возмездного предоставления услуг указывается само общество, а не этот участник, то оплачивать предоставленные услуги должно именно общество.
Инициативный аудит проводится на добровольной основе, и у него нет обязательных сроков, касающихся начала и конца процедуры (их определяет инициатор).
Проверку осуществляют исключительно лицензированные аудиторские компании.
В качестве предмета аудита может рассматриваться деятельность организации в целом, а также ее подразделений, бухгалтерская отчетность фирмы частично либо полностью.
Как правило, инициативный аудит обычно проводится внезапно, т. е. без предупреждения заинтересованных лиц (главного бухгалтера, финансового директора и т. д.) во избежание подмены документов или изменения информации.
Проведение инициативного аудита помогает предупредить и не допустить дополнительных расходов, поскольку этот метод оптимален для экспертизы финансового состояния организации, поскольку в рамках его проведения:
- аудитор анализирует хозяйственные операции сплошным, а не выборочным способом;
- аудитор во время проверки предоставляет консультации по любому проблемному для заказчика вопросу;
- владелец, руководитель либо главный бухгалтер получают итоговое аудиторское заключение и рекомендации со стороны специалиста.