Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: модели взаимодействия органов государственного и муниципального управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

1.1. Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

1.2. Модели взаимодействия органов государственного и муниципального управления

2. Формы взаимодействия государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления города Благовещенска

2.1. Соотношение компетенции государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления города Благовещенска

2.2. Координационное направление взаимодействия государственной власти Амурской области и органов местного самоуправления города Благовещенска

3. Проблемы реализации принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в РФ

3.1. Проблемы практической реализации принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местною самоуправления в Российской Федерации

3.2. Предложения по совершенствованию принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3.2. Предложения по совершенствованию принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации

Необходимо вести работу по следующим направлениям в развитии принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления:

В рамках дальнейшего процесса конституционного развития было бы правильно на конституционном уровне зафиксировать понятие «публичная власть» и принципы её осуществления, а также указать на собирательный характер данного понятия, включающего государственную власть -федеральную и субъектов РФ, а также местное самоуправление (муниципальную власть). Принципы взаимодействия должны найти законодательное отражение, также как это закреплено в отраслевых законах.

Это позволит адекватно урегулировать множество сходных отношений, затрагивающих взаимодействие различных уровней публичной власти: государственный, и муниципальный уровни власти.

Необходимо, учитывать ст. 3 Конституции РФ, в которой говорится о том, что в России действует единая система власти народа, элементами которой являются центральные, региональные и местные органы власти. Несомненно, они координационно обособлены друг от друга. Они также самостоятельны в пределах своих полномочий, но их природа по существу одинакова. Таким образом, необходимо законодательно закрепить принципы народовластия, принципы координации и контроля.

Центральные, региональные и местные органы власти имеют собственную законодательно установленную компетенцию, а реализация их решений осуществляется через систему государственного принуждения. Поэтому исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти следует трактовать не как потерю ими государственно-властной природы, а как установление своеобразного разделения публичной власти «по вертикали».

Можно было бы выделить в качестве, муниципальных образований сельское поселение, городское поселение, внутригородской район, внутригородскую территорию города федерального значения, а такие муниципальные образования, как муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением должны войти в систему органов государственной власти, как естественное продолжение вертикали государственной власти на местах.


В практике реализации принципов взаимоотношений государственных органов власти и органов местного самоуправления существует множество проблем. Наличие у муниципальных образований собственных финансовых средств является важной гарантией и условием самостоятельности местного самоуправления. Без финансового наполнения институт местного самоуправления будет являться чисто декларативным, безжизненным. Поэтому большое значение должно отводиться совершенствованию финансовой сферы. Опыт деятельности муниципальных образований в России показывает, что в рамках одноуровневой системы местного самоуправления решить проблемы финансового обеспечения деятельности муниципалитетов невозможно.

Поэтому необходимо определить вопросы местного значения в законе, предоставив муниципальным образованиям право их детально раскрыть в своих уставах и подробно на законодательном уровне их перечислить. Важнейший метод, с помощью которого государственная власть может регулировать деятельность органов местного самоуправления - это законодательное регулирование, где вмешательство органов государственной власти в детали сведены к минимуму. Это так называемый «дистанционный» контроль. Когда соответствующие законы приняты, органы местного самоуправления могут действовать по собственному усмотрению до тех пор, пока они остаются в рамках закона. Особое значение во взаимоотношениях центральных и местных органов власти имеет контроль центральных властей над местным управлением. Необходимость государственного контроля обосновывается, в частности, тем, что многие функции местных властей, по своей сути, носят общенациональный характер. В настоящее время наиболее рациональным представляется такой подход в решении проблем развития муниципальных образований, в соответствии с которым местное самоуправление будет рассматриваться как институт гражданского общества, осуществляющий свою деятельность в тесной взаимосвязи с государством.

В определении местного самоуправления, закрепляемом в российском законодательстве, несмотря на его достоинства, касающиеся, прежде всего, его развернутого характера и демократизма, имеется значимый пробел - отсутствие указания на то, что местное самоуправление представляет собой один из уровней публичной власти. В этой связи в официальном определении местного самоуправления следует закрепить, в том числе его трактовку как уровня публичной власти.

Хотелось бы также отметить, что в ст. 3 Конституции РФ отсутствует единое понятие представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (такое понятие между тем присутствует в ч. 2 ст. 97 Конституции РФ: «Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления»); отсутствие же единого понятия и единой системы представительных органов власти, с одной стороны, ослабляет представительные органы власти, снижает их конституционную функцию быть представителями интересов народа, с другой стороны, нивелируют представительные и исполнительные органы власти в пользу последних.


Формулировка ст. 12 Конституции РФ, согласно которой «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», в сочетании с главой 3 «Федеративное устройство», создающей региональный уровень государственной власти, превращает административные центры субъектов РФ и иные крупные мегаполисы в псевдосамоуправление, ничего общего с самоуправлением не имеющее, в то время как это должен быть третий уровень государственной власти.

Принятие федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации» позволит четко определить права и обязанности главы государства, процедуру его отрешения от должности.

В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации»141 подробно установить вопросы взаимоотношений между Правительством РФ и иными органами государственной власти.

В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» предусмотреть обязанность Правительства РФ по обеспечению действия законов подзаконными актами. Установить меры ответственности за неисполнение данной обязанности.

Учитывая сложившуюся практику и в интересах четкого определения структуры и состава Правительства России, в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» следует выделить категорию первых заместителей Председателя Правительства РФ, изложив ст. 6 Закона в следующей редакции: «Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, первых заместителей, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров».

Необходимо принять федеральный закон «О конституционно-правовой ответственности», активно использовать средства парламентского контроля.

Необходимо принять федеральный закон «О согласительных процедурах разрешения разногласий в системе органов публичной власти Российской Федерации», который будет способствовать эффективному функционированию конституционно-правового механизма разрешения разногласий в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Опираясь на действующее законодательство, регулирующее основы муниципальных правоотношений в Российской Федерации, следует сформулировать перечень предметов ведения органов местного самоуправления:

1) обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования (на данную группу общественных отношений воздействуют полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения);


2) муниципальный контроль (эта группа отношений находится под воздействием полномочий органов местного самоуправления по организации и осуществлению контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения);

3) реализация отдельных государственных полномочий (на данную группу общественных отношений воздействуют полномочия органов местного самоуправления по исполнению отдельных государственных полномочий, передаваемых им от органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Без консолидации местного самоуправления и государственной власти, без создания прочного экономического фундамента каждого муниципального образования при всех стараниях нам не обеспечить достойный, качественный уровень ни образования, ни медицинского обслуживания, ни управления.

Главным содержанием государственной поддержки местного самоуправления должно стать формирование правового статуса института местного самоуправления как субъекта государственности и властных отношений.

Решение существующих проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления требует четкого разграничения компетенции между органами субъектов Федерации и местным самоуправлением, требует сложных и комплексных решений на основе взаимного согласия и ответственности.

В заключение стоит отметить, что проблемы, которые возникают при осуществлении муниципального управления, требуют разрешения. Для активного вовлечения граждан в реализацию местного самоуправления требуется разработка и осуществление ряда согласованных действий государственными и местными органами власти при активном участии самих граждан. Органы местной власти должны проводить работу среди граждан по разъяснению сущности муниципального управления, выработке основ сознательного участия граждан в осуществлении муниципального управления, формированию условий, способствующих осуществлению прав граждан на самоуправление, активному привлечению населения к решению местных вопросов. Местное самоуправление является основой нашего общества, и реализация в ближайшем будущем в его структуре качественных изменений повлечет за собой улучшение функционирования всей государственной системы и общества.

С целью гармонизации взаимоотношений регионам необходим комплексный нормативный правовой акт, например - Федеральный закон «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации». Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения. Данный закон должен закрепить основные принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов субъекта, формы их взаимодействия. В нем особо должны регламентироваться межбюджетные отношения между органами власти, организационное и информационное взаимодействия.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, местное самоуправление - это важная область российского общества, которая представляет собой одну из важнейших форм власти, которая выражает волю народа и одну из составляющих основ конституционного строя гражданского демократического государства.

Местное самоуправление, как основа конституционного строя признается, гарантируется и осуществляется на территории России.

Местная власть приближена к населению, она затрагивает интересы любого гражданина, и решает его насущные проблемы.

Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления не включаются в систему органов власти, что означает их структурное и организационное отделение.

Как публичная власть, органы самоуправления имеют организационно-правовую и финансово-экономическую общность основу с органами государственной власти.

Они имеют одинаковые принципы избирательной системы и механизмы принятия решений.

Между муниципальными и государственными органами нельзя говорить о полном равенстве.

Органы местного самоуправления могут быть самостоятельными своих полномочиях, они находятся в системе государственно-властных отношений и действуют в системе единой государственной политики. Они могут наделяться государственными возможностями, кроме этого, органы государственной власти контролируют исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий.

Изучив взаимодействия исполнительной власти Амурской области с органами местного самоуправления города Благовещенска, можно сделать вывод, что, являясь главными участниками федеративных отношений, государство и местное самоуправление в процессе взаимодействия способствуют гармонизации и сотрудничеству уровней публичной власти, обеспечению государственной целостности и единства Российской Федерации.

Кроме того, уделено внимание изучению теоретических и правовых основ взаимодействия исполнительной власти Амурской области и органов местного самоуправления города Благовещенска, анализ которых позволяет прийти к выводу о том, что в настоящее время данную сферу общественных отношений регулирует большой массив нормативных актов, центральными из которых являются Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».