Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового п редприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Джи Эм Система»).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
1.1 Понятие и роль оптовой торговли для современного общества
1.2 Сущность и содержание закупочного процесса в оптовой коммерческой деятельности предприятия
1.3 Сущность и содержание сбытового процесса в коммерческой деятельности предприятия
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОПТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДЖИ ЭМ СИСТЕМА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Джи Эм Система»
2.2 Анализ конкурентоспособности в оптовой торговле ООО «Джи Эм Система»
2.3 Оценка коммуникационной политики ООО «Джи Эм Система» с помощью интернет технологий
2.4. Организация складских процессов поставок продукции потребителям
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ ВЕДЕНИЯ ОПТОВЫХ ПРОДАЖ В ООО «ДЖИ – ЭМ СИСТЕМА»
3.1 SWOT – анализ и выбор стратегии продаж
- определение предмета и объекта закупок;
- определение типа закупок;
- анализ поведения рынка;
- оценка и выбор поставщиков;
- налаживание долгосрочных партнёрских отношений;
- определение условий закупок;
- поддержка и повышение качества закупаемых ресурсов;
- повышение конкурентоспособности;
- поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов;
- оптимизация и координация взаимоотношений с подразделениями;
- доставка сырья и материалов.
Повышение конкурентоспособности
Снижение издержек
Надёжность поставщиков
Повышение многофункциональности товара
Расширение ассортимента поставок
Цели закупок
Улучшение условий поставок
Повышение качества продукции
Соответствие цены качеству
Рисунок 3 – Цели организации закупок
Закупка товаров и других материальных ресурсов в рыночных условиях базируется на принципах современного маркетинга, из которых можно получить следующую информацию:
- какие изделия и почему востребованы потребителями;
- сколько они готовы заплатить;
- в каких регионах есть спрос на данные изделия (ёмкость рынка) наиболее высокий;
- где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль.
На крупных и средних предприятиях для организации закупок создаются коммерческие службы (или отделы), одной из основных функций которых является изучение общего объёма спроса, внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары. Последовательность бизнес-процесса закупочной деятельности приведём с помощью рис. 4.
4. Размещение на предприятии заказа на закупку и поставку МР
5. Комплектация заказа поставщиком и отгрузка МР
3. Выбор внешних источников (поставщиков)
2. Определение потребности предприятия в МР и приобретаемых услугах
6. Доставка МР на предприятие
1. Обработка заказа отдела производства на поставку МР (приём заявок на поставку МР)
7. Формирование производственных запасов организации и хранения МР на складах
Рисунок 4 - Последовательность бизнес-процесса закупочной деятельности материальных ресурсов
Вся информация содержится в плане закупок, цель которого – обеспечение согласов При организации закупочной работы, необходимо исходить из возможности максимального использования товарных того региона, в котором локализовано производство. Полученные различными способами и систематизированные данные являются основой для определения потребности предприятия в тех или иных материалах и ресурсах.
Для планирования закупок, необходимо располагать информацией о том, какие именно материальные ресурсы необходимы при производстве готовой продукции.
анности действий всех внутренних подразделений предприятия для решения следующих задач:
- определения потребности в материальных ресурсах;
- расчёта заказа;
- определения метода закупок и заключения договоров на поставку материальных ресурсов;
- организации контроля за сохранностью и размещением материальных ресурсов на складах.
Планирование и информационное обеспечение закупочной деятельности позволяют в определённой мере снять противоречия между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизацией складских запасов. Процесс планирования начинается с информации, полученной из ежегодных планов продаж, производства и общего экономического плана предприятия.
Элементы планирования закупочной деятельности и их взаимосвязи представим на рисунке 5.
Выбор источника закупок
Переговоры с поставщиком
Критерии выбора поставщика
Определение потребностей в ресурсах
Поставщик
Экспедирование заказа
Контроль за поставками
Контроль за поставками
Размещение и отсылка заказов
Рисунок 5 - Элементы планирования закупочной деятельности
В конце данного параграфа сделаем вывод, о том, что закупочная деятельность направлена на то, чтобы предприятие получило необходимые по качеству и количеству продукцию и товары в нужное время, от надёжных поставщиков, своевременно выполняющих свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после неё) и по выгодной цене.
1.3 Сущность и содержание сбытового процесса в коммерческой деятельности предприятия
Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые, по мнению Синицы И.М, являются основой всех маркетинговых действий. Такими исследованиями в области сбыта являются: исследование потребностей и спроса на данную продукцию, определение доли предприятия в общем объёме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объёма продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.[6]
Такие исследования способствуют обоснованному отбору продукции дальнейшего сбыта, т.е. эффективному планированию ассортимента товаров. Соответствие ассортимента продукции запросам потребителей во многом определяет успех сбытовой и хозяйственной деятельности предприятия в целом.
У предприятия есть возможность выбора между собственной сбытовой сетью, сбытом через посреднические организации и сбытом через оптовые компании. Такие каналы могут комбинироваться между собой в смешанные каналы распределения.
Прямой сбыт не предполагает наличия посредников, так как продажа продукции осуществляется непосредственно потребителям на основе прямых контактов. К ним относится реализация продукции через собственную торговую сеть, а также продажа по объявлениям в средствах массовой информации. Этот вариант наиболее часто используется при реализации продукции производственно-технического назначения и реже – товаров народного потребления.
При прямом методе сбыта возникает определённая финансовая выгода, поскольку сокращаются издержки на сумму комиссионного вознаграждения посреднику, снижаются риск и зависимость результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации. Этот метод также позволяет постоянно находиться на рынке, учитывать его изменения и своевременно на них реагировать.
В то же время, как считает Дюкова О.М., использование прямого метода сбыта подразумевает наличие коммерческой квалификации и торгового опыта. В противном случае, финансовые издержки не только не сократятся, но могут значительно возрасти.[7]
Косвенная система сбыта предполагает наличие самостоятельного в правовом отношении посредника, осуществляющего торговлю самостоятельно, но при этом он зависит экономически от предприятия – производителя.
Комбинированная система - сбыта не связанная с предприятием – производителем, сбыт осуществляется через экономически, юридически независимые сбытовые компании.
В зависимости от специфики выделяют такие системы сбыта:
- розничную – краткосрочные соглашения между производителями и другими звеньями сбытовой сети, каждая структура сохраняет независимость от других, стремится обеспечить себе максимальные возможные прибыли;
- оптовую – для неё характерна вертикальная или горизонтальная координация в рамках сетей сбыта.
Для предприятий одной отрасли основной задачей планирования является согласование объёмов производства и сбыта. Разработка планов осуществляется после исследования спроса на рынке на основную продукцию. Здесь возможны несколько вариантов. Во-первых, когда объём производства на протяжении длительного времени остаётся неизменным и стабильным, тогда объём выпуска должен быть равен спросу на рынке. Во-вторых, в условиях кризиса и нестабильности экономики необходимо иметь некоторый резерв производственных мощностей на случай устаревания, поломки и страховой запас готовой продукции.
Для разноотраслевых предприятий проводится оценка сбытовых показателей и ассортимента выпускаемых изделий, чтобы учитывались следующие условия: неравномерность спроса на различных рынках, различное число заказов на конкретный вид продукции.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ОПТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ДЖИ ЭМ СИСТЕМА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Джи Эм Система»
ООО «Джи Эм Система» является торговой организацией - юридическим лицом, имеющий статус Общества с ограниченной ответственностью.
Основными видами деятельности являются:
- торгово-закупочная деятельность, в том числе оптовая, розничная, торговля косметическими товарами;
- посредническая деятельность.
Рассмотрим организационную структуру ООО «Джи Эм Система» на рисунке 7.
УПРАВЛЯЮЩИЙ
Кладовщики, грузчик
Заведующий складом
Бухгалтер
Главный бухгалтер
Менеджеры по продажам и логистике
Рисунок 7 - Организационная структура ООО «Джи Эм Система»
В организации чётко установлена следующая структура действия управления и подчинения, а именно:
- централизованное принятие решений (то есть, право принять окончательное важное решение принадлежит одному человеку - управляющему);
- четкое разделение труда - что приводит к повышению квалификации специалистов в каждой области;
- иерархичность уровней управления (то есть, каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему).
Стимулирование продажи товаров представляет собой комплекс мероприятий, направленных на привлечение большего числа покупателей с целью увеличения сбыта товаров.
Их основными целями являются:
- увеличение числа покупателей;
- ускорение оборачиваемости товаров;
- устранение излишних товарных запасов;
- увеличение розничного товарооборота.
В ООО «Джи Эм Автоваз» применяется несколько методов стимулирования продажи товаров:
1) Продажа товаров со скидкой. В целях рекламной компании применяются скидки до 20%.
2) И конечно, наиболее действенным методом стимулирования продажи товаров является проведение рекламных компаний.
Главной и единственной задачей всех служб и отделов фирмы ООО «Джи Эм Система» является скорейшее продвижение товара с момента его поступления покупателю. Несмотря на простоту формулировки задачи, цепочка условий этого продвижения является не очень короткой и включает в себя: работу по оформлению заказа на косметику, а также различные сопутствующие товары и аксессуары, которые могут купить в организации, получение и прием товаров складом, работу над качеством поступившей продукции, ее отбор складом, и, наконец, реализация ее покупателю с соответствующим уровнем обслуживания и учет этой реализации.
Это лишь одна сторона движения, которая невозможна без второй, а именно:
- учет реализации по всей сети;
- учет брака по всей сети;
- анализ всех этих данных;
- прогнозирование будущих продаж;
- формирование заказов новых поставок;
- формирование заказов на оптовые продажи.
В процессе товародвижения необходим большой объем работы, обслуживающий весь этот цикл:
- хозяйственно-сбытовая служба, поддерживает функциональное состояние фирмы;
- бухгалтерия, ведет весь учет материальных ценностей и соответствующую отчетность перед учредителями фирмы, государством по налогам;
- экономический учет движения денежных потоков фирмы.
Рассмотрим экономические показатели предприятия с помощью таблицы 2.
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели ООО «Джи Эм Система» за анализируемые периоды
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Отклонение в +/-, в тыс. руб. |
Отклонение, в % |
Выручка, в т. р. |
9137 |
10090 |
12145 |
3008,00 |
+32,92 |
Себестоимость продукции, в т. р. |
9133 |
10087 |
11200 |
2067,00 |
+22,63 |
Валовая прибыль, в т. р. |
4 |
3 |
945 |
941,00 |
+23525,00 |
Чистая прибыль, в т. р. |
-124 |
-617 |
105 |
229,00 |
+184,68 |
Рентабельность продаж, в % |
-0,01 |
-0,06 |
0,01 |
0,02 |
+163,71 |
Рентабельность затрат, в % |
-0,01 |
-0,06 |
0,01 |
0,02 |
+169,05 |