Файл: Теоретические основы качества торгового обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 979

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Завершенность покупки во многом зависит от соблюдения технологии обслуживания, быстроты и качества обслуживания, профессионального мастерства продавцов, активности рекламы (информации). Для определения этого показателя необходимо проводить выборочные исследования торгового обслуживания с помощью таких средств, как опросы покупателей, моментные наблюдения за процессом обслуживания, интервью с работниками торгового зала и др.

Качество труда работников торгового предприятия по мнению покупателей – является обобщающим и отражает мнение покупателей об уровне обслуживания. Качество труда зависит от качества подготовки работников магазина, организации труда, четкости определения функций, выполняемых различными категориями работников, механизации и автоматизации условий труда. Оценка осуществляется путем опросов покупателей, периодичность которых определяется типом магазина и целью опроса. Результаты опросов покупателей используются наравне с другими способами оценки качества обслуживания.

Каждый показатель имеет определенную значимость, характеризуемую соответствующим коэффициентом, а качество обслуживания в целом определяется величиной обобщающего показателя (суммой коэффициентов). Значимость показателей соответствует порядку их приведения в таблице 1.

Таблица 1 – Система показателей качества обслуживания покупателей на предприятиях розничной торговли

Показатель

Способ оценки

Устойчивость и широта ассортимента

Коэффициент стабильности данного товара за определенный отрезок времени

Соблюдение технологии обслуживания покупателей

Соответствие фактической технологии обслуживания нормативам определенного типа магазина (коэффициент соотношения)

Издержки потребления

Средний объем затрат времени покупателя на ожидание обслуживания в часы пик (мин)

Активность продажи товаров, профессиональное мастерство работников, обслуживающих покупателей

Уровень профессионального мастерства работников секции, отдела, смены, установленный на основе роста оценки профессиональной подготовки продавцов и материалов аттестации

Организация торговой рекламы и информации

Качество оформления витрин, выкладки товаров, наличие аннотации на товары, правильное оформление ценников, информации

Продолжение таблицы 1

Предоставление покупателям услуг

Количество видов торговых и других услуг, оказываемых покупателям, и их соответствие предусмотренным стандартам предприятия

Завершенность покупки

Доля покупателей, совершивших покупки в общей численности покупателей, проявивших интерес к товару (за определенный отрезок времени)

Качество обслуживания по мнению покупателей

Оценка качества торгового обслуживания по результатам опроса покупателей


Методика оценки качества торгового обслуживания в магазине по Николаевой Т.И. дана в таблице 2.

Таблица 2 – Оценка качества торгового обслуживания на розничных предприятиях

Состав показателей

Уровень качества

Высокий

Удовлетворительный

Не удовлетворительный

Коэффициент стабильности ассортимента обследуемых товаров

0,9 и выше

0,81-0,89

0,8 и ниже

Соответствие фактической технологии обслуживания нормативной (коэффициент соответствия)

0,9 и выше

0,81-0,89

0,8 и ниже

Средний объем затрат времени покупателей на ожидание, мин:

Не более 2 минут

(0,90 и выше)

2-4 мин

0,81-0,89

Более 4 мин

(0,8 и ниже)

а) в универсальных и специализированных непродовольственных магазинах

б) в продовольственных магазинах

Не более 3 мин

(0,9 и выше)

3-6 мин

0,81-0,89

Более 6 мин

(0,8 и ниже)

Уровень профессионального мастерства работников, активность продажи товаров

Средний уровень квалификации (0,9 и выше)

0,81-0,89 имеются замечания, не нарушающие правил продажи товаров

0,8 и ниже

Доля покупателей, совершивших покупки (на 10 чел., решивших приобрести товар

9 чел.

и более

(0,9 и выше)

8 чел. и более

(0,81-0,89)

7 чел. и менее

(0,8 и ниже)

Оценка покупателями качества дополнительных услуг

0,9 и выше

0,81-0,89

0,8

Организация торговой рекламы и информации:

а) оформление витрин и выкладки товаров

б) наличие средств немой рекламы, аннотаций к товару

Соответствует требованием 0,9 и более

0,81-0,89

Имеются замечания по выкладке товаров и оформлению витрин

Отсутствуют средства рекламы и аннотации к товару 0,8 и ниже

Оценка покупателями качества обслуживания (на 10 чел.)

Оценка 9 чел. и более

(0,9 и выше)

Оценка 8 чел. и более (0,81-0,89)

Оценка двумя покупателями и более (0,8)


Для расчета среднего уровня оценка качества торгового обслуживания путем суммирования производится сведением всех ответов в анкеты. Затем ответам «высокий», «удовлетворительный» и «не удовлетворительный» придается весовое значение. Это позволяет определить средний уровень качества (УОК) по формуле:

(1)

где Х1 – высокий уровень;

Х2 – удовлетворительный;

Х3 – неудовлетворительный;

П – число опрошенных.

На основе анализа анкеты, наряду с фактической оценкой качества, по данной формуле определятся изменения среднего уровня качества торгового обслуживания на розничных предприятиях по сравнению с предшествующим периодом.

После определения частных показателей можно рассчитывать общий показатель качества обслуживания по формуле:

(2)

где К0 – общий показатель качества;

V – частный показатель;

n – число частных показателей.

Таким образом, результаты этих показателей используются для дополнительного стимулирования объемов продаж в магазине, обеспечивающих высокие показатели уровня торгового обслуживания покупателей, а также для поиска резервов, направленных на дальнейшее развитие торгового предприятия и повышение конкурентоспособности.

2 Исследование качества обслуживания на предприятии торговли

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Магазин ИП Николаева «Твой дом» - предприятие розничной торговли организовано в 2009 году.

Магазин ИП Николаева «Твой дом» является специализированным, так как основным направлением деятельности является розничная продажа строительных материалов для отделки внутренних помещений. Кроме того, предприятием осуществляется услуга по подбору исполнителей ремонтных работ и дизайну помещений.

В магазине «Твой дом» представлены строительно-отделочные материалы различных производителей как отечественные, так импортные, при этом качество товара обязательно соответствует всем стандартам и сертификатам. Постоянным покупателям предоставляются скидки и подарки.


Магазин «Твой дом» находится в одноэтажном здании общей площадью 250 м2. Время работы магазина: понедельник – пятница с 9 - 19 час., суббота с 9 – 17, без обеда, воскресение – выходной. Магазин использует несколько форм продажи – самообслуживание и продажу по образцам.

Организационная структура управления магазином «Твой дом» (рисунок 5) является структурой линейного типа (линейно-функциональная).

Данную систему управления выбрали в результате следующих факторов:

  • средний размер организации;
  • обеспечение надежных коммуникаций и наличие дублирования отдельных функций.

Такая система управления в магазине «Твой дом» обеспечивает высокий уровень контроля в организации.

Заместитель директора

Зав. складом

Кладовщик

Грузчики

Администратор

Продавцы-консультанты

Продавцы-кассиры

Вспомог. персонал (уборщ.)

Ген. директор

Рисунок 5 - Организационная структура ИП Николаева «Твой дом»

Основными поставщиками предприятия являются: «Лакра Синтез», «Крепе», ООО «Металлхозторг», ИП «Положенцева Т.Н.», ООО «Арсенал», ООО «Строй-регион», «Петропрофиль», ООО «Новэкс», ООО «Гвоздилка»и др.

Благодаря прямым поставкам большей части товаров магазина поддерживает оптимальное соотношение цены и качества практически на весь предлагаемый ассортимент многообразной продукции.

Основными конкурентами магазина «Твой дом» считаются такие магазины строительных и отделочных материалов как «СуперСтрой», «Домострой», магазин «Север».

Рассмотрим основные показатели хозяйственной деятельности магазина «Твой дом» в таблице 3.

Таблица 3 - Основные показатели деятельности ИП Николаева магазин «Твой дом» за 2015 - 2017 гг.

Показатели

Год

Изменение (+,-)

Темп изменения, %

2015

2016

2017

2016 г. к

2015 г.

2017 г.

к

2016 г.

2016 г.

к

2015 г.

2017 г.

к

2016 г.

2017 г.

к

2015 г.

Товарооборот, тыс. р.

40544

43046

43118

2502

72

106,17

100,17

106,35

Валовой доход, тыс. р.

6945

7697

7835

752

138

110,83

101,79

112,81

Уровень валового дохода, %

17,13

17,88

18,17

0,75

0,29

104,38

101,62

106,07

Продолжение таблицы 3

Сумма издержек обращения, тыс.р.

4598

5209

5312

611

103

113,29

101,98

115,53

Уровень издержек обращения, %

11,34

12,10

12,32

0,76

0,22

106,71

101,82

108,64

Прибыль от продаж, тыс. р.

2347

2488

2523

141

35

106,00

101,41

107,50

Рентабельность продаж, %

5,79

5,78

5,85

-0,01

0,07

99,83

101,21

101,04

Прибыль до налогообложения, тыс.р.

2347

2488

2523

141

35

106,00

101,41

107,50

Чистая прибыль, тыс.р.

1878

1990

2018

112

28

105,96

101,41

107,46

Численность работников, чел.

25

26

26

1

0

104,00

100,00

104,00

Производительность труда, тыс. р./чел

1621,76

1655,62

1658,38

33,86

2,77

102,09

100,17

102,26

Фонд оплаты труда, тыс. р.

2391

3063,84

3413,28

672,84

349,44

128,14

111,41

142,76


Из таблицы 3 следует, что товарооборот товаров, продукции, работ и услуг в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 2 502 тыс. руб. или на 6,17%. В 2017 году рост товарооборота составил по сравнению с 2016 годом 72 тыс. руб. или 0,17%.

Валовой доход ИП Николаева за исследуемый период имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Полученные данные свидетельствуют, что темп роста валового дохода ИП Николаева растёт. В 2016 по отношению к 2015 году он составил 110,89%, а в 2017 по отношению к 2015 году – 112,81%.

Уровень валового дохода ИП Николавева увеличилась за анализируемый период с 17,13% до 18,17%, что положительно характеризует коммерческую деятельность торгового предприятия.

Таким образом, в целом за период 2015 – 2017 гг. наблюдается тенденция основных показателей деятельности к росту.

2.2 Анализ качества торгового обслуживания на предприятии

Одним из основных показателей, характеризующих процесс обслуживания покупателей, является уровень качества торгового обслуживания. Данный показатель является интегральным, включающим ряд частных показателей, характеризующие обеспечение торгового процесса товарами и услугами, показателями характеризующие материально-технические условия обслуживания, показатели характеризующие социальные условия обслуживания и показатели характеризующие результативность повышения качества торгового обслуживания.

По магазину «Твой дом» нами были изучены 3 методики анализа качества обслуживания на предприятиях розничной торговли.

Первая методика была проведена по Васильевой Г.А., Романовой А.А. и Поляковой В.А. На основе данной методики были изучены такие параметры качества как:

  1. Показатели, характеризующие обеспечение торгового процесса товарами и услугами (оценка широты и устойчивости ассортимента, равномерность развития товарооборота предприятия, изменение товарных запасов предприятия, коэффициент развития услуг предприятия, удельный вес товаров реализуемых в кредит в общем объеме товарооборота).
  2. Показатели, характеризующие материально-технические условия обслуживания (коэффициент эффективности использования торговой площади, коэффициент установочной площади, коэффициент выставочной площади).
  3. Показатели, характеризующие социальные условия обслуживания (время ожидания обслуживания, культура обслуживания по мнению покупателей, профессиональное мастерство работников торгового зала, коэффициент текучести работников предприятия).
  4. Показатели, характеризующие результативность повышения качества торгового обслуживания (розничный товарооборот на одного работника, розничный товарооборот на 1 кв.м. торговой площади).