Файл: Адаптация ребёнка к школе (Состояние проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спустя 2 месяца обучения происходит сравнительно устойчивая адаптация ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением, потому что постепенно вырастает работоспособность, снижается напряжение ведущих жизнеобеспечивающих систем организма. Впрочем, по некоторым показателям данная фаза сравнительно стойкой адаптации затягивается до 9 недель. Хоть и считается, что фаза острого физиологического привыкания организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделе обучения, весь первый год считается периодом неустойчивой и интенсивной регуляции всех систем организма.

Самой главной задачей, которую ставит школа перед учащимися, является необходимость достижения ими определенного уровня знаний. Данное требование невозможно выполнить без достаточного уровеня интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

Высокий уровень мотивации, привитие ребенку роли ученика, побуждение выполнять школьные требования обеспечивают ребенку успешное приспособление к новым условиям школьного обучения. Недоразвитие мотивационно-потребностной сферы препятствует эффективному овладению школьной системой обучения.

Степень волевого развития позволяет в той или иной мере регулировать свое поведение в затрудненных условиях, когда нужно прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной задачи. Ребёнок не испытывает состояния напряженности, и процесс адаптации проходит безболезненно в том случае, когда уровень развития эмоционально-волевых качеств достаточно высок, что и обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность, согласно предъявляемым требованиям.

Школьная учебная деятельность носит социальный характер и выполняет огромную роль в формировании коммуникативных навыков у ребенка. К началу школьного обучения ребенок должен обладать навыками общения с другими детьми, благодаря которым он сможет быстро адаптироваться в новом коллективе и взаимодействовать с окружающими. Контролирующую функцию в данном процессе коммуникации выполняет учитель, который должен не просто формировать дружеские взаимоотношения, но и выступать как авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения и пресекающий всякие отклонения от них.

Чем более высокий уровень развития личности у ребенка, тем быстрее происходит процесс адаптации. Школьники с развитой личностью имеют более высокий интеллект, более мотивированные к обучению, чем другие, более коммуникабельные, и владеют высоким уровнем самоконтроля. Преобладание этих личностных свойств чаще всего обеспечено благоприятными микросоциальными и биологическими условиями развития.


Если ребенок не уверен в себе, робок в общении с окружающими, не способен сам себя контролировать, то и адаптироваться в новой социальной среде ему намного сложнее. У школьников этой группы отмечаются нарушения динамики интеллектуальной деятельности. Имеющиеся недостатки в развитии интеллекта в наибольшей степени затрудняют приспособление к школе. Однако организм ребенка обладает большим резервом компенсаторных возможностей: школьная мотивация, чувства долга могут в определенной степени компенсировать отсутствие опыта, а высокий интеллект – недостатки в личностной сфере. Чем более дисгармонично психическое развитие ребенка, тем сложнее происходит его приспособление к новым микросоциальным условиям.

Наибольшие трудности испытывают дети, у которых наряду с интеллектуальными дефектами обнаруживается недоразвитие мотивационно-потребностной сферы. В их поведении преобладают черты инфантилизма, которые проявляются в двух формах: в виде моторной расторможенности и в виде психической заторможенности. Психотравмирующая ситуация, связанная с несостоятельностью детей с инфантильным типом личности в условиях массовой школы, определяет их уход в игру, что является своеобразной формой компенсации. Подобное поведение приводит к нарушению адаптации. Школьная дезадаптация неблагоприятно отражается на состоянии здоровья таких детей и приводит к возникновению астенических и неврозоподобных симптомов.

1.3. Факторы успешности адаптации первоклассников к школьному обучению

При изучении различных аспектов адаптации отечественные авторы большое внимание уделяют ее факторам. Необходимо отметить, что в некоторых исследованиях происходит смешение понятий «факторы» и «критерии» адаптации. Подобная ситуация обусловлена тем, что адаптация может рассматриваться как процесс (развитие явления во времени) и как результат (следствие этого развития). В случае, если адаптация рассматривается как процесс, речь должна идти о ее факторах, о совокупности условий или обстоятельств, которые определяют результат. Если анализируются результаты этого процесса, то говорят о критериях и показателях, то есть о средствах проверки эффективности протекания адаптации.

Под факторами адаптации в психологической науке понимаются причины, движущие силы данного процесса, определяющие его характер. Наиболее распространено деление факторов на объективные и субъективные (относящиеся к среде и личности адаптанта). Как правило, объективные факторы рассматриваются исследователями в качестве внешних условий психической адаптации.


Факторы адаптации к обучению в школе

Субъективные Объективные

- эмоциональное самочувствие; - продуктивность и успешность

- активность; деятельности;

- стабильность психофизиологи- - статус личности в коллективе;

ческого состояния; - экологические особенности

- удовлетворенность работой; страны и региона;

- возрастные и индивидуальные - программа обучения;

особенности; - личность педагога;

- семья и др.

По результатам исследований Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько позитивную роль в адаптации к школе играют следующие факторы:

— благоприятная семейная микросреда, для которой характерно отсутствие конфликтных ситуаций;

— правильные методы воспитания в семье;

— полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе;

— тесный контакт родителей с учителем;

— выполнение ребенком требований школьного режима.

Можно выделить несколько уровней адаптации первоклассников к школе, причем каждому уровню соответствует определенная группа детей, имеющих приблизительно одинаковые показатели по всем критериям. Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько, опираясь на исследования Г.М. Чуткиной, определяют уровни адаптации следующим образом:

Высокий уровень.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко., глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень.

Первоклассник положительно относится к школе, посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает внимателен только тогда, когда занят чем-то для него интересным, готовится к урокам и выполняет почти всегда домашние задания, общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками .

Низкий уровень.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе: нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно; ему необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебном помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по имени и фамилиям лишь часть одноклассников.


По описанию уровней адаптации к обучению можно проследить, что приспособленность у первоклассников протекает по-разному и отличается по скорости и устойчивости.

Для успешной адаптации младших школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий не только в первый год обучения в школе, а на протяжении всего времени обучения в начальной школе:

— проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников;

— на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;

— использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;

— установить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками через использование корректных оценочных действий;

— осуществлять коллективную, групповую работы с детьми;

— реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;

— учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;

— осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребёнка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.

На протяжении 1 полугодия я уделяла больше внимания индивидуальным особенностям ребёнка, определяя их уровень подготовленности к школе. Объем работы увеличивала постепенно. Не вызывала к доске учащихся, которые были не уверены в себе, стеснительных. Обращала внимание только на достоинства учащихся. С самого начала поддерживала положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использовала правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка).

Провожу работу с родителями. Стараюсь заложить основы родительской позиции, которая заключается в следующем:

- эмоциональная поддержка ребёнка;

- организация максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, соблюдение режима дня);

- выполнение правил поведения в школе.

Стараюсь наладить связь между школой и родителями. Им даны рекомендации, как помочь ребёнку в адаптационный период.

По своим наблюдениям я вижу, что дети благополучно адаптировались к новым условиям. А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.


2. Исследование школьной адаптации первоклассников к школе

2.1 Цель, задачи и методики исследования

Мною проведена диагностика в параллели первых классов, предназначенная для комплексной оценки уровня адаптации учеников. Наблюдением охвачено 130 учеников (табл. 1) МОУ « СОШ «Патриот» с кадетскими классами».

Таблица 1

Количество учащихся (чел.)

Начало уч.года

Окончание уч.года

Класс параллель

Класс параллель

1 А

1 Б

1 В

1 Г

1 А

1 Б

1 В

1 Г

35

34

33

28

35

34

33

28

Итого

учащихся в параллели (чел.)

130

130

Был рассмотрен вопрос, касающийся адаптации к школе учеников первого класса (на начало и окончание учебного года ). Таким образом, в наблюдении за процессом адаптации участвовали дети 6,5- 7 (начало уч.г.) лет и 7-8 лет на конец уч.г.

Целью экспериментального исследования является выявление показателей уровня адаптации учащихся 1-х классов к учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, как говорилось ранее:

-исследовать уровень школьной адаптации у учеников первого класса;

-составить и апробировать развивающую программу (Коррекция школьной дезадаптации с использованием «сказкотерапия» по программе Панфиловой М.А. «Коррекционные сказки и настольные игры «Лесная школа»;

-повторно исследовать уровень школьной адаптации.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Констатирующий этап, целью которого было проведение первичной диагностики адаптации первоклассников.

2. Формирующий этап, целью которого было проведение программы адаптации детей к школьной программе. Для этого использовались такие методы сбора информации как наблюдение, беседы, анкетирования и т.д.