Файл: Адаптация ребёнка к школе (Состояние проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Школьные задания на рисунках детей этой группы изображены в виде жилых домов с большим количеством окон. На одном рисунке школа изображена в виде избушки, вокруг которой нарисованы мелкие цветочки. На вопрос: «Где же, ты, на этом рисунке, дети отвечали: «Я в школе, я где-то там…».

Относительно испытуемых, причисленных нами к первой группе, можно отметить, что они не приспособились к новой деятельности. По сути они считаются дошкольниками, об этом говорит то, что дети изображают не содержание деятельности, которой они заняты внутри самого учебного заведения, а только его здание, как некий символ этой деятельности. Данные дети еще психологически не готовы принять роль учащегося. К школе они относятся как к месту, куда их для чего-то приводят родители и отсутствует какое-либо представление (осознание) о том, что же они должны делать внутри.

Во вторую группу вошли 3 детей. Из них у 1 ребенка на рисунке, помимо учебного заведения, изображены люди. Данные люди находятся рядом с учебным заведением, но не связаны общей деятельностью. У 1 ученика нарисован один человек, стоящий возле школы. Я считаю, что эти рисунки по своему смыслу совершенно похожи и от того, что у 1 ученика в рисунке присутствует второй человек, его присутствие ничего не меняет, т.к. люди между собой никак не взаимодействуют.

Дети из этой группы на вопрос: “Где ты на рисунке?”, отвечали чаще всего: “Я возле школы”, “Я иду из школы”. Там, где на рисунке изображено два человека ответы выглядели так: “Я с подружкой возле школы”, или “Мы идем домой”. Если рассматривать эту группу по манере изображения здания школы, то она отличается от предыдущей. Рисунки этой группы не так сильно заштрихованы, здания имеют более “привлекательный” вид, но практически отсутствуют многочисленные мелкие детали, которые были в рисунках первой группы.

Изображение учебного заведения здесь более интересное, нежели в предыдущей группе, это уже не заштрихованные прямоугольники, а по большой части достаточно оригинальные здания, хотя, не всегда похожее школу. Таким образом, например, есть учебные заведения, представленные в виде замков. А на одном из рисунков учащаяся нарисовала себя в виде принцессы с короной. Имеется ещё рисунок школы в виде храма, а на четырех рисунках учебное заведение изображено в виде фантастических строений с полукруглыми крышами и оригинальными окнами разной формы и размеров. На одном рисунке учащийся изобразил стену школы с окном и двумя рабочими, которые ее красят.


Однозначно можно отметить, что во время рисования, ученики разворачивали тот или иной сюжет, только он не был связан со школой. Так, на рисунке одного ученика, школа изображена в виде здания мэрии, куда его доставили на лимузине. Нужно отметить, что эта «игра», согласно моему наблюдению не прекращается весь период его обучения в школе. Он воображает себя мэром, а все, что реально происходит с ним в школе, нисколько не разрушает, а, каким-то образом, поддерживает его собственный сюжет.

Этот пример ярко иллюстрирует наше предположение о том, что, дети этой группы, имеют свой собственный (игровой) план действий, не связанный с учебной деятельностью. Логично было бы предположить, что такая способность должна помогать ребенку адаптироваться, да и вообще быть средством для решения многих проблем, возникающих в школе. Однако этого не происходит именно потому, что сама игра еще является самодостаточной деятельностью и не может выступать, как средство для решения каких бы то ни было других задач. Другими словами ребенок увлечен самой игрой, что подтверждает наше предположение о том, что большинство исследуемых нами детей психологически являются дошкольниками.

Важным отличием рисунков детей этой группы является изображение на рисунках себя. Несмотря на то, что дети не помещают себя в здание школы, можно сказать, что они чувствуют себя в этой ситуации более спокойно и уверенно, имеют большую сопричастность с происходящим в школе, чем дети первой группы. Они пытаются эту ситуацию переосмыслить. Хотя, так же как и первые, еще не адаптировались к школьному обучению.Этот вывод можно сделать исходя из того, что на рисунке хоть и появились люди, но никакой общей школьной деятельности у них нет, и они расположены не внутри школы.

Дети из этой группы, не адаптировались к школе, не готовы взять на себя роль учащихся. Но, если в первой группе, дети вообще не смогли определить свое местоположение на рисунке, то во второй группе они точно знают, что пока их место рядом со школой, а что происходит там внутри, еще не совсем осознали, но пытаются задать этой деятельности свой контекст.

В третью группу входят дети, изображающие школу не снаружи, а изнутри. Всего в этой группе 4ученика - 4 рисунка.

Дети, отнесенные нами к этой группе, изображают пустые классы, аккуратно разложенные пеналы, карандаши, тетради, лежащие на парте. На одном рисунке листок - это как будто парта, на которой разложены школьные принадлежности, на другом рисунке изображен край парты, а перед ней доска. Один рисунок отличается тем, что на нем изображена учительница в пустом классе. С нашей точки зрения, этот рисунок можно отнести именно к этой группе, т.к., несмотря на то, что на нем изображена учительница, она стоит одна в пустом классе и является скорее атрибутом школьной жизни, так же, как пенал и тетрадь, чем несет какое-то реальное содержание.


В целом про эту группу, также как и про две предыдущие, можно сказать, что дети, отнесенные нами к этой группе, не полностью адаптированы к школьному обучению, никакой общей деятельности связанной с учебной деятельностью у них в рисунках не отображено. Но, в отличие от детей двух предыдущих групп, они выделяют школьную атрибутику, правда, она у них как бы сама по себе, не связана с их деятельностью, просто красивые игрушки. Можно сказать, что дети этой группы «застряли» на уровне предметной деятельности.

В этой группе нет никаких закономерностей в манере рисования. Так есть рисунок полностью заштрихованный оранжевым цветом и ребенок, изображенный на нем выглядит довольно агрессивно, что указывает на повышенную тревожность. Есть рисунки, нарисованные очень схематично, и закрашивания там почти нет. Но большинство рисунков, как и рисунки первой группы, изобилуют мелкими деталями и скрупулезностью изображения.

На наш взгляд всех детей этой группы объединяет то, что они уже представляют себе, что происходит в школе.Они уже усвоили, что там есть классы с партами и на партах лежат учебники и другие школьные принадлежности. Есть рекреация, где можно играть на перемене. Там даже есть учитель, но сложить из этого полную картину у них не получается. Дети этой группы усвоили составляющие школьной жизни, но им понятна только внешняя оболочка происходящего. Найти себе место среди пеналов и карандашей довольно сложно, фактически это дети, которые, так же как и дети двух предыдущих групп, еще не включились в учебную деятельность и поэтому не могут отобразить ее содержание.

В четвертую группу вошли всего 2ребенка. На своих рисунках они изобразили здание школы, с прилегающими к ним спортивными площадками, а на них схематически изображены дети, играющие в футбол.

Дети этой группы так же психологически не адаптировались к школьному обучению. Мы выделили эти рисунки в отдельную группу, т.к. изображенные на них дети объединены общей деятельностью. Только эта деятельность не связанна с учебной.

Известно, что владение игрой с правилами является одним из показателей психологической готовности к школе. Однако нам кажется, что дети, давшие такое изображение, так же не адаптировались к школе, т.к. эта деятельность не имеет непосредственного отношения к обучению в школе.

На вопрос: «Где ты на рисунке?», дети отвечали: «Я играю в футбол». Эти дети, хотя и не адаптировались к школьному обучению, но усвоили выполнение действия по правилам. Они умеют действовать по чужим правилам, их выполнение не составляет большого труда. Можно сказать, что они берут уже готовый план действий, но не могут его осмыслить и отображают схему действия.


Пятую группу составляют первоклассник, который изображает детей, связанных обшей деятельностью внутри школы.

В этой группе на вопрос: «Где же ты на этом рисунке и чем ты занимаешься?», отвечал: «Вот это я в классе, за партой, мы все учимся…».

На этом рисунке изображена совместная деятельность учеников с учителем. Можно сказать, что ребенок из этой пятой группы психологически адаптирован к школьному обучению, он понимает и отображает ее смысл.

Таким образом, уточняющая диагностика позволила нам перевести из группы риску в группу адаптированных к школе еще одногоученика. Если подвести итог уточняющей диагностики, то можно сказать, что из протестированных нами детей, три ученика подтвердили низкий (полнаядезадаптация), а из десяти учеников со средним уровнем осталось девять, т.к. один перешел в группу учеников с полной адаптацией.

2.2.Анализ результатов исследования

Исследование, проведённое мною и психологом школы в три этапа позволило показать положительную динамику адаптации первоклассников к обучению в школе МОУ « СОШ « Патриот» с кадетскими классами».

На первом этапе эксперимента было необходимо оценить уровень адаптации у учащихся 1-х классов. По методике Александровская Э.М. 1983 «Схема наблюдения за процессом адаптации» был определен уровень адаптации у учащихся и выявлены ученики группы риска.

На втором этапе работы была составлена программа коррекционно-развивающей работы и проведены 32 занятия с учениками, показавшими низкий и средний уровень адаптации.

Третий этап исследовательской работы (использовалась методика Александровская Э.М. 1983 «Схема наблюдения за процессом адаптации») показал положительную динамику адаптации и в обучении и развитии учеников первого класса и учеников группы риска в том числе. Что проявилосьв успешном освоении новой социальной роли - роли ученика ипринятии новых требований, и овладении новой для них деятельностью. Учащиеся имеют положительное отношение к школе и высокую мотивацию.

По результатам нашей работы мы можем сделать следующие выводы:

1. В рeзультате пeрвичной диагностики из четырех протестированных классов были выявлены 117 первоклассников полностью адаптированных к школе. Они психологически готовы взять на себя роль учащихся. У остальных преобладает средний (10 уч.) и низкий (3 уч.) уровень школьной адаптации.


2. После повторного исследования показатели адаптации первоклассников соответствовали высокому у 124 уч. и среднему (6 уч.) уровню школьной адаптации.

Рассматривая рeзультаты исследования предварительного и итогового тестирования в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что во всех без исключения случаях различия показателей статистически значимы.

После адаптационных занятий в экспериментальной группе уровень адаптации изменился и это показывает на то, что данная программа привела к повышению адаптации в школе.

Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что гипотеза получила экспериментальное подтверждение.

2.3. Методические рекомендации по адаптации первоклассников к обучению в школе

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

Понятно, что ребёнок должен привыкнуть к изменившимся требованиям и психологическим нагрузкам. Но при чем здесь физиология?

Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это и есть физиологическая адаптация.

Продлёнка для первоклассников - мера настолько вынужденная, что даже говорить о ней не стоит. По возможности, постарайтесь не использовать ее. Понятно, что у большинства родителей работа, и не ув каждой семье есть бабушки и дедушки, готовые помочьродителям в этой ситуации. Однако из любого положения есть выход.

После школы ученику начальной школы желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет очень уставать. Домашние задания, которые в соответствии с законодательством в первом классе давать не должны, вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал в конце дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.

Укладывать ребенка нужно не позднее 9 часов вечера. Дети семи лет должны спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, ученик первого класса должен успеть позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками, потому что непроснувшийся ребенок будет засыпать первые два урока в школе.