Файл: Адаптация ребёнка к школе (Состояние проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. И, тем не менее, в режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки.

Необходимо прививать ребёнку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.

Нужно следить за правильной осанкой ребенка за столом. Расстояние от книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе пострадает не только осанка, но и зрение.

Последние дни августа и перед началом учебы - трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против школы. Но, вдруг, ни с того ни с сего начинаются капризы, даже могут быть истерики. Это, кажетсясовершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника, тем не менее, откуда-то возникают резкие перепады настроения. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы.

Очевидно, что серьезные жизненные перемены - стресс для любого человека: и взрослого, и ребенка. Ребенок еще маленький, ему они даются тяжелее. Нужно видеть разницу между вразумлениями и бессмысленными тираническими наказаниями. Из своего тяжелого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. А мы часто не понимаем, в чем дело, считаем происходящее капризом.

Пусть первый школьный период пройдет как можно спокойнее!

Нельзя считать, что агрессия ребенка имеет отношение к вам как к родителю, как к личности. Он сбрасывает накопившуюся отрицательную энергию, он надеется, жаждет, чает быть понятым и принятым со всеми потрохамии неуклюже, как умеет, просит о помощи.

Нужно заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Катать машинки, строить из конструктора, читать вслух интересную книжку. Не нужно спрашивать ребенка, как он себя вел в школе! Вопрос о поведении усиливает напряженность. Оказывая ребёнку эмоциональную и инструментальную поддержку, родители способствуют успешности совладения ребёнка с жизненными трудностями, а, следовательно, помогают ему легче и быстрее адаптироваться к изменяющимся социальным условиям. Не принимая участия в решении трудностей и проблем детей, родители создают дополнительные препятствия, что не может не отражаться на успешности его социальной адаптации.


Итак, вывод может быть только один: не давление (чтобы «скорее привык к учению»), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых – только этим мы можем помочь ребенку.

Заключение

Адаптация – очень важный процесс. В самом распространенном значении школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Понятие «адаптации» рассматривали много авторов. В психологической литературе Г.И Царегородцев, Ф.Б. Березин, А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.

Результатом адаптации является «адаптированность».Она представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.

Основная цель педагогического коллектива школы в направлении адаптации первоклассников к школьному обучению - создание общего фона, благоприятного для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального. В связи с этим деятельность школы направлена на:

-максимальное обеспечение двигательной активности детей к школе;

- создание в школе развивающей предметной среды, являющейся продолжением той, к которой дети привыкли в детском саду;

- широкое применение игровых приемов;

- изменение стиля взаимоотношения взрослых и детей с авторитарного на стиль доверительного сотрудничества;

- введение в педагогический процесс разнообразных видов детской творческой деятельности;

- использование многообразных форм обучения неурочного типа;

- создание щадящего режима учебной деятельности.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что проблема адаптации первоклассников к школьному обучению очень актуальна.

Теперь, анализируя полученные результаты исследований, можно сказать, что предположения сделанные в начале работы верны.

Итак, опираясь на результаты проведенного исследования, их математическую обработку, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, достоверна, следовательно, адаптация первоклассников к обучению в школе будет протекать успешнее, если применяются специально разработанные адаптационные мероприятия.

Задачи, поставленные перед началом работы, выполнены.


Цель работы достигнута. То есть нами была исследована проблема адаптации первоклассников к обучению в школе.

В ходе выполнения исследовательской работы были получены необходимые знания, которые будут использованы в будущей практической работе.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе/ Э.М. Александровская.- М., 2016.- 153с.

2. Андрева, А.Д. Человек и общество / А.Д.Андреева.- М.,2015. – 231с.

3. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. – М., 2014.- 180с.

4. Артюхова,И.С. В первом классе – без проблем / И.С. Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2018. – 32с.

5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая интеграция. Бессознательное / Ф.Б. Березин.- Новочеркасск: Изд-во УРАО,2016.- 321с.

6. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова.- Мн., 2017. – 145с.

7. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. – М., 2008. – 267с.

8. Бурменская, Т.В. Возрастно-психологическая консультация / Т.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.- М.,2010.- 193с.

9. Вершинина, Т.И. Производственная адаптация рабочих кадров / Т.И. Вершинина.- Новосибирск, 2019.- 354с.

10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.6. / Л.С. Выготский.- М., 2012.

11. Гуткина, И.И. Психологическая готовность к школе / И.И. Гуткина.- М.: Академический проект, 2010.- 184с.

12. Диагностика психологической готовности ребенка к школе / под ред. Н.Я. Кушнир. – Мн., 2011.- 281с.

13. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2015. – 182с.

14. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося / В.А.Зобков. – Казань, 2012. – 245с.

15. Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И.Зотова, И.К. Кряжева.- М., 2015. – 243с

16. Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебным нагрузкам / Д.В. Колесов. – М.,2017. – 176с.

17. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 2018.-265с.

18. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон.- М.,2013.- 352с.

19. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи / Т.К.Кончанин. – Тарту, 2014. – 163с.

20. Крайг Г. Психология развития /Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер,2015. – 904с.

21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 2017.- 176с.

22. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л.В. Мардахаев. – М.,2017.- 234с.

23. Мечинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Мечинская.- М., 2019.- 143с.