Файл: Адаптация ребёнка к школе (Состояние проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Контрольный этап, целью которого была проверка эффективности проведения программы адаптации в школе. На данном этапе была использована методика, представленная на первом этапе.

На первом этапе исследования мы провели диагностику адаптации первоклассников к школе.

Используемая методика:Александровская Э.М. 1983 «Схема наблюдения за процессом адаптации».

Которая содержит четыре критерия и семь шкал:

Критерии оценивания адаптации

Название шкалы

I. "Эффективность учебной деятельности"

  • активность на уроке;
  • усвоение знаний;

II. "Усвоение школьных норм поведения"

  • поведение на уроке;
  • поведение на перемене;

III. "Успешность социальных контактов"

  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • взаимоотношения с учителем;

IV. "Эмоциональное благополучие"

  • эмоциональное благополучие на уроке.

Полученный результат адаптации соотносится с тремя уровнями: высоким, средним и низким. Что будет соответствовать:

Уровень

Адаптация

Высокий

Полная адаптация

Средний

Неполная адаптация

Низкий

Дезадаптация

Данная психологическая диагностика направлена на информационное обеспечение образовательной деятельности и выявление учеников группы риска. Выявление учеников группы риска (неадаптированных). Оказание индивидуальной помощи неадаптированным ученикам, классным руководителям и педагогам-предметникам, испытывающим трудности включения учеников группы риска в образовательный процесс.

Таблица 2

Распределение учащихся в параллели в соответствии с адаптированностью

Уровень

Начало уч.года

Окончание уч.года

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

Полная адаптация

117

90

124

95

Средний

Неполная адаптация

10

7,7

6

5

Низкий

Дезадаптация

3

2,3

0

0

Итого

обучающихся:

130

100

130

100


На начало обучения в 2018-2019 учебном году полностью адаптировались (табл.2) к обучению в первом классе 117 учеников, что составляет 90% от всего обучающихся в данной параллели. К окончанию учебного года выявлена положительная динамика и число адаптированных первоклассников увеличилось до 124 уч. (95%) . Число учащихся с неполной адаптацией (средним уровнем) составило 7,7% - 10 ученика на начало года и к концу года уменьшилось до 6 уч. (5%). С низким уровнем адаптации (дезадаптация) выявлено 3 учеников (2,3%) на начало исследования и по окончанию коррекционно-развивающей работы ученики из группы риска - дезадаптации перешли в группу учеников с неполной адаптацией.

Анализ процесса адаптации в каждой учебной группе (классе) показал в количественном выражении успешность включения учеников в учебную деятельность и принятие социальных норм и правил взаимодействия в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик» на новой возрастной ступени.

Из результатов, представленных в таблице 2 видим положительную динамику, что полностью адаптированы к обучению 90% - 95% первоклассников. В потенциальной группе риска (неполная адаптация) находится 7,7% - 5% первоклассников. С низким уровнем адаптации (дезадаптация) выявлено три ученика и на конец года ноль учеников в параллели первых классов.

Таблица 3

Результаты распределения учащихся в классе в соответствии с адаптированностью

Уровень

Начало уч.года

Окончание уч.года

1 А

1 Б

1 В

1 Г

1 А

1 Б

1 В

1 Г

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

Полная

адаптация

31

88,6

30

88,2

32

97,0

24

85,7

33

94,3

32

94,1

32

97,0

27

96,4

Средний

Неполная адаптация

4

11,4

2

5,9

1

3,0

3

10,7

2

5,7

2

5,9

1

3,0

1

3,6

Низкий

Дезадаптация

0

0

2

5,9

0

0,0

1

3,6

0

0

0

0

0

0

0

0

Итого

учащихся:

35

100

34

100

33

100

28

100

35

100

34

100

33

100

28

100


В таблице 3 представлены показатели уровневой адаптации в каждом классе.

В таблице 3 так же представлен сравнительный результат на начало и окончание исследовательской работы. В каждой возрастной группе (классе) наблюдается положительная динамика по уровням адаптации. Мы видим уменьшение количества первоклассников-дезатаптантов с трех до ноля человек. Уменьшилось и количество учеников с неполной адаптацией с десяти человек до шести. Полностью адаптированными на конец учебного года признаны 124 ученика, на семь первоклассников больше.

Таблица 4.1

Класс/

Параллель

Начало уч.года

1_Эффективность учебной деятельности

2_Усвоение школьных норм поведения

3_Усп социальных

контактов

4_Эмоцион. состояние

Обобщенный показатель

1_Учебная активность

2_Усвоение знаний

3_Поведение на уроке

4_Поведение на перемене

5_Взаимоотн с одноклассниками

6_Взаимоотн с учителем

7_Эмоциональн благополучие

Балл

Уровень

1 А

3,4

3,7

3,6

4,4

3,9

3,4

4,2

26,6

В

1 Б

3,0

3,7

3,1

3,7

4,1

3,5

4,2

25,3

В

1 В

3,6

3,6

4,1

4,1

5,0

5,0

4,8

30,2

В

1 Г

3,3

3,1

3,8

4,1

4,3

4,3

4,5

27,3

В

Усредн. показат. парал-ль 1-х кл

3,3

3,5

3,6

4,1

4,3

4,0

4,4

27,3

В

Обобщенный показатель (табл.4.1) адаптации в параллели первых классов составляет 27,3 балла и соответствует высокому уровню.


На начало обучения в первом классе все возрастные группы, участвующие в исследовании в обобщенном результате показывают высокий уровень адаптации. Максималь-ный балл (табл. 4.1) наблюдается по седьмой шкале - "Эмоциональное благополучие" – 4,4 балла, пятой шкале - "Отношения с одноклассниками" – 4,3 балла и четвертой – "По-ведение на перемене" – 4,1 балла. Показатель и по шкале " Учебная активность" и "Усво-ение знаний" оказались ниже других – 3,3 и 3,5 балла соответственно.

Таблица 4.2

Класс/

Параллель

Окончание уч.года

1_Эффективность учебной деятельности

2_Усвоение школьных норм поведения

3_Усп социальных

контактов

4_Эмоцион. состояние

Обобщенный показатель

1_Учебная активность

2_Усвоение знаний

3_Поведение на уроке

4_Поведение на перемене

5_Взаимоотн с одноклассниками

6_Взаимоотн с учителем

7_Эмоциональн благополучие

Балл

Уровень

1 А

4,0

4,0

3,7

4,5

4,1

3,6

4,4

28,3

В

1 Б

3,9

3,8

3,4

3,9

4,2

3,8

4,4

27,4

В

1 В

3,9

3,7

4,3

4,2

5,0

5,0

4,8

30,9

В

1 Г

3,8

3,4

4,,0

4,2

4,4

4,5

4,6

24,9

В

Усредн. показат. парал-ль 1-х кл

3,9

3,7

2,9

4,2

4,4

4,2

4,6

27,9

В

К окончанию учебного года и реализации коррекционно-развивающей работы по программе Панфиловой М.А. «Коррекционные сказки и настольные игры «Лесная школа» можем отметить положительную динамику по каждому критерию и шкале (табл.4.2).


Обобщенный показатель адаптации (по окончанию учебного года) (табл.4.2) в параллели первых классов составляет 27,9 балла и соответствует высокому уровню (динамика составила 0,6 балла).

Начало учебного года трудности адаптации наблюдалисьу трех учеников (дезадаптация) и десяти учеников с неполной адаптацией.

Администрация и классные руководители первых классов были ознакомлены с результатами I этапа исследования. В план учебно-воспитательной деятельности внесены необходимые коррективы (составлена программа коррекционно-развивающей работы).

Коррекционно-развивающая работа в течение учебного года с данными учениками позволила вывести их в группу учеников с неполной адаптацией в успешно адаптированную.

Положительная динамика стала возможной и потому, что с учениками группы риска была проведена уточняющая диагностика и консультации с их родителями.

Для проведения уточняющей диагностики использовалась проективная рисуночная методика «Я в школе».А.И.Баркан.

Данная методика разработана В.И. Баркан, целью которой является диагностика процесса адаптации к школе.

Исследуемым предлагалось нарисовать рисунок на тему : «Я в школе». Для рисования детям раздавались альбомные листы формата А4, наборы цветных карандашей и давалось неограниченное количество времени. Методика проводилась одновременно с пятью детьми, рассаженными так, чтобы нельзя было увидеть, что рисует каждый из них.

В этом задании учитывалось и то, какой рукой ребенок рисует, а также обращалось внимание на то, как ребенок держит ручку (карандаш)- правильно,удобно, неправильно, неудобно, сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит?

Анализ рисунков позволяет с точностью определить наличие у школьников познавательных мотивов или преобладание игровой мотивации, а по изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

В результате проведения рисуночного теста «Я в школе», дети разделились на 5 групп.

В первую группу нами отнесены 3ребенка, на рисунках, которых вопреки заданию, нарисовать себя в школе, изображено только здание школы.

Почти все рисунки этой группы очень сильно отличаются от остальных наличием большого количества штриховки. Это может говорить о некотором агрессивном и тревожном отношении к школе. Если на рисунке не так сильно выражена штриховка, то они все равно изобилуют большим количеством мелких деталей, например наличием птиц, летающих вокруг школы, изображенных галочками и заполняющих почти все пространство листа.