Файл: Адаптация ребёнка к школе (Состояние проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе).pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Состояние проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению
1.3. Факторы успешности адаптации первоклассников к школьному обучению
2. Исследование школьной адаптации первоклассников к школе
2.1 Цель, задачи и методики исследования
2.2.Анализ результатов исследования
2.3. Методические рекомендации по адаптации первоклассников к обучению в школе
3. Контрольный этап, целью которого была проверка эффективности проведения программы адаптации в школе. На данном этапе была использована методика, представленная на первом этапе.
На первом этапе исследования мы провели диагностику адаптации первоклассников к школе.
Используемая методика:Александровская Э.М. 1983 «Схема наблюдения за процессом адаптации».
Которая содержит четыре критерия и семь шкал:
Критерии оценивания адаптации |
Название шкалы |
I. "Эффективность учебной деятельности" |
|
II. "Усвоение школьных норм поведения" |
|
III. "Успешность социальных контактов" |
|
IV. "Эмоциональное благополучие" |
|
Полученный результат адаптации соотносится с тремя уровнями: высоким, средним и низким. Что будет соответствовать:
Уровень |
Адаптация |
Высокий |
Полная адаптация |
Средний |
Неполная адаптация |
Низкий |
Дезадаптация |
Данная психологическая диагностика направлена на информационное обеспечение образовательной деятельности и выявление учеников группы риска. Выявление учеников группы риска (неадаптированных). Оказание индивидуальной помощи неадаптированным ученикам, классным руководителям и педагогам-предметникам, испытывающим трудности включения учеников группы риска в образовательный процесс.
Таблица 2
Распределение учащихся в параллели в соответствии с адаптированностью
Уровень |
Начало уч.года |
Окончание уч.года |
||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Высокий Полная адаптация |
117 |
90 |
124 |
95 |
Средний Неполная адаптация |
10 |
7,7 |
6 |
5 |
Низкий Дезадаптация |
3 |
2,3 |
0 |
0 |
Итого обучающихся: |
130 |
100 |
130 |
100 |
На начало обучения в 2018-2019 учебном году полностью адаптировались (табл.2) к обучению в первом классе 117 учеников, что составляет 90% от всего обучающихся в данной параллели. К окончанию учебного года выявлена положительная динамика и число адаптированных первоклассников увеличилось до 124 уч. (95%) . Число учащихся с неполной адаптацией (средним уровнем) составило 7,7% - 10 ученика на начало года и к концу года уменьшилось до 6 уч. (5%). С низким уровнем адаптации (дезадаптация) выявлено 3 учеников (2,3%) на начало исследования и по окончанию коррекционно-развивающей работы ученики из группы риска - дезадаптации перешли в группу учеников с неполной адаптацией.
Анализ процесса адаптации в каждой учебной группе (классе) показал в количественном выражении успешность включения учеников в учебную деятельность и принятие социальных норм и правил взаимодействия в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик» на новой возрастной ступени.
Из результатов, представленных в таблице 2 видим положительную динамику, что полностью адаптированы к обучению 90% - 95% первоклассников. В потенциальной группе риска (неполная адаптация) находится 7,7% - 5% первоклассников. С низким уровнем адаптации (дезадаптация) выявлено три ученика и на конец года ноль учеников в параллели первых классов.
Таблица 3
Результаты распределения учащихся в классе в соответствии с адаптированностью
Уровень |
Начало уч.года |
Окончание уч.года |
||||||||||||||
1 А |
1 Б |
1 В |
1 Г |
1 А |
1 Б |
1 В |
1 Г |
|||||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Высокий Полная адаптация |
31 |
88,6 |
30 |
88,2 |
32 |
97,0 |
24 |
85,7 |
33 |
94,3 |
32 |
94,1 |
32 |
97,0 |
27 |
96,4 |
Средний Неполная адаптация |
4 |
11,4 |
2 |
5,9 |
1 |
3,0 |
3 |
10,7 |
2 |
5,7 |
2 |
5,9 |
1 |
3,0 |
1 |
3,6 |
Низкий Дезадаптация |
0 |
0 |
2 |
5,9 |
0 |
0,0 |
1 |
3,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого учащихся: |
35 |
100 |
34 |
100 |
33 |
100 |
28 |
100 |
35 |
100 |
34 |
100 |
33 |
100 |
28 |
100 |
В таблице 3 представлены показатели уровневой адаптации в каждом классе.
В таблице 3 так же представлен сравнительный результат на начало и окончание исследовательской работы. В каждой возрастной группе (классе) наблюдается положительная динамика по уровням адаптации. Мы видим уменьшение количества первоклассников-дезатаптантов с трех до ноля человек. Уменьшилось и количество учеников с неполной адаптацией с десяти человек до шести. Полностью адаптированными на конец учебного года признаны 124 ученика, на семь первоклассников больше.
Таблица 4.1
Класс/ Параллель |
Начало уч.года |
||||||||
1_Эффективность учебной деятельности |
2_Усвоение школьных норм поведения |
3_Усп социальных контактов |
4_Эмоцион. состояние |
Обобщенный показатель |
|||||
1_Учебная активность |
2_Усвоение знаний |
3_Поведение на уроке |
4_Поведение на перемене |
5_Взаимоотн с одноклассниками |
6_Взаимоотн с учителем |
7_Эмоциональн благополучие |
Балл |
Уровень |
|
1 А |
3,4 |
3,7 |
3,6 |
4,4 |
3,9 |
3,4 |
4,2 |
26,6 |
В |
1 Б |
3,0 |
3,7 |
3,1 |
3,7 |
4,1 |
3,5 |
4,2 |
25,3 |
В |
1 В |
3,6 |
3,6 |
4,1 |
4,1 |
5,0 |
5,0 |
4,8 |
30,2 |
В |
1 Г |
3,3 |
3,1 |
3,8 |
4,1 |
4,3 |
4,3 |
4,5 |
27,3 |
В |
Усредн. показат. парал-ль 1-х кл |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
4,1 |
4,3 |
4,0 |
4,4 |
27,3 |
В |
Обобщенный показатель (табл.4.1) адаптации в параллели первых классов составляет 27,3 балла и соответствует высокому уровню.
На начало обучения в первом классе все возрастные группы, участвующие в исследовании в обобщенном результате показывают высокий уровень адаптации. Максималь-ный балл (табл. 4.1) наблюдается по седьмой шкале - "Эмоциональное благополучие" – 4,4 балла, пятой шкале - "Отношения с одноклассниками" – 4,3 балла и четвертой – "По-ведение на перемене" – 4,1 балла. Показатель и по шкале " Учебная активность" и "Усво-ение знаний" оказались ниже других – 3,3 и 3,5 балла соответственно.
Таблица 4.2
Класс/ Параллель |
Окончание уч.года |
||||||||
1_Эффективность учебной деятельности |
2_Усвоение школьных норм поведения |
3_Усп социальных контактов |
4_Эмоцион. состояние |
Обобщенный показатель |
|||||
1_Учебная активность |
2_Усвоение знаний |
3_Поведение на уроке |
4_Поведение на перемене |
5_Взаимоотн с одноклассниками |
6_Взаимоотн с учителем |
7_Эмоциональн благополучие |
Балл |
Уровень |
|
1 А |
4,0 |
4,0 |
3,7 |
4,5 |
4,1 |
3,6 |
4,4 |
28,3 |
В |
1 Б |
3,9 |
3,8 |
3,4 |
3,9 |
4,2 |
3,8 |
4,4 |
27,4 |
В |
1 В |
3,9 |
3,7 |
4,3 |
4,2 |
5,0 |
5,0 |
4,8 |
30,9 |
В |
1 Г |
3,8 |
3,4 |
4,,0 |
4,2 |
4,4 |
4,5 |
4,6 |
24,9 |
В |
Усредн. показат. парал-ль 1-х кл |
3,9 |
3,7 |
2,9 |
4,2 |
4,4 |
4,2 |
4,6 |
27,9 |
В |
К окончанию учебного года и реализации коррекционно-развивающей работы по программе Панфиловой М.А. «Коррекционные сказки и настольные игры «Лесная школа» можем отметить положительную динамику по каждому критерию и шкале (табл.4.2).
Обобщенный показатель адаптации (по окончанию учебного года) (табл.4.2) в параллели первых классов составляет 27,9 балла и соответствует высокому уровню (динамика составила 0,6 балла).
Начало учебного года трудности адаптации наблюдалисьу трех учеников (дезадаптация) и десяти учеников с неполной адаптацией.
Администрация и классные руководители первых классов были ознакомлены с результатами I этапа исследования. В план учебно-воспитательной деятельности внесены необходимые коррективы (составлена программа коррекционно-развивающей работы).
Коррекционно-развивающая работа в течение учебного года с данными учениками позволила вывести их в группу учеников с неполной адаптацией в успешно адаптированную.
Положительная динамика стала возможной и потому, что с учениками группы риска была проведена уточняющая диагностика и консультации с их родителями.
Для проведения уточняющей диагностики использовалась проективная рисуночная методика «Я в школе».А.И.Баркан.
Данная методика разработана В.И. Баркан, целью которой является диагностика процесса адаптации к школе.
Исследуемым предлагалось нарисовать рисунок на тему : «Я в школе». Для рисования детям раздавались альбомные листы формата А4, наборы цветных карандашей и давалось неограниченное количество времени. Методика проводилась одновременно с пятью детьми, рассаженными так, чтобы нельзя было увидеть, что рисует каждый из них.
В этом задании учитывалось и то, какой рукой ребенок рисует, а также обращалось внимание на то, как ребенок держит ручку (карандаш)- правильно,удобно, неправильно, неудобно, сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит?
Анализ рисунков позволяет с точностью определить наличие у школьников познавательных мотивов или преобладание игровой мотивации, а по изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.
В результате проведения рисуночного теста «Я в школе», дети разделились на 5 групп.
В первую группу нами отнесены 3ребенка, на рисунках, которых вопреки заданию, нарисовать себя в школе, изображено только здание школы.
Почти все рисунки этой группы очень сильно отличаются от остальных наличием большого количества штриховки. Это может говорить о некотором агрессивном и тревожном отношении к школе. Если на рисунке не так сильно выражена штриховка, то они все равно изобилуют большим количеством мелких деталей, например наличием птиц, летающих вокруг школы, изображенных галочками и заполняющих почти все пространство листа.