Файл: Адаптация ребёнка к школе (Состояние проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется
Я. Корчак

Всем известно состояние oжидания, когда заканчивается важный отрезок жизни, а впереди что-то очень важное, любопытное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе неопределенно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного. Находишься в постоянном напряжении. Иногда и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще сложнее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук. Вам знaкомо такое состояние? Тогда вы легче поймёте ребёнка в сложный период его жизни – переход от дошкольного возрастав в школьную жизнь.

Достигнув 6-7лет, ребёнок из комфортных, привычных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии.У них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растёт напряженность. Появляются состояние тревоги, капризы, проявляются любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п.. Ребенку трудно. Он поступает в первый класс, поэтому адаптация ребенка к школе всегда была одной из актуальных проблем начальной школы.

Целью экспериментального исследования является выявление показателей уровня адаптации учащихся 1-х классов к учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

-исследовать уровень школьной адаптации у учеников первого класса;

-составить и апробировать развивающую программу (Коррекция школьной дезадаптации с использованием «сказкотерапия» по программе Панфиловой М.А. «Коррекционные сказки и настольные игры «Лесная школа»;

-повторно исследовать уровень школьной адаптации.

Исследование проводилось в три этапа:

1. Констатирующий этап, целью которого было проведение первичной диагностики адаптации первоклассников.

2. Формирующий этап, целью которого было проведение программы адаптации детей к школьной программе. Для этого использовались такие методы сбора информации как наблюдение, беседы, анкетирования и т.д.

3. Контрольный этап, целью которого была проверка эффективности проведения программы адаптации в школе. На данном этапе была использована методика, представленная на первом этапе.


Глава 1. Психологические факторы адаптации к школьному обучению первоклассников как психолого-педагогическая проблема

1.1. Состояние проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе

Понятие «адаптация», возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на «стыках», «точках соприкосновения» наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. Процесс «адаптация», как общенаучное понятие, содействует синтезу, объединению знаний различных систем: природных, социальных, технических.

«Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов различных наук в целостные теоретические построения». В этой связи вполне обоснованной представляется точка зрения Ф.Б. Березина, который рассматривает адаптационную концепцию как «один из перспективных подходов к комплексному изучению человека».

Существует множество определений адаптации. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский и Р.С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как «ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя». В более общих определениях понятию адаптации могут придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;

б) адаптация используется для обозначения равновесия, которое устанавливается между организмом и средой;

в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;


г) адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм .

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

По И.С. Кону, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества .

Изменение социальной среды ребёнка, системы его взаимоотношений с окружающими требует определенного периода адаптации, в ходе которого в соответствии с новыми условиями становятся иными стереотипы поведения.

Адаптация дошкольника к обучению в школе – «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению».

Традиционно выделяют физиологическую, психологическую и социально-психологическую адаптацию.

Физиологическая адаптация — свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды.

Психологическая адаптация — направленность организма на сохранение психического здоровья.

Социально-психологическая адаптация — процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом. Легкость и полнота этого вида адаптации зависят от особенностей коллектива и коммуникативных способностей личности.

Н.Я. Кушнир и Н.Н. Максимук под адаптацией шестилетнего ребёнка к школе понимают:

а) физиологическую адаптацию как процесс приспособления функций организма, его органов и клеток к условиям среды;

б) социально-психологическую адаптацию как процесс активного приспособления системы «ребёнок — взрослый», «ребёнок — ребёнок» к новым условиям взаимодействия.

Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.С. Мухина , И.В. Дубровина и др. рассматривают адаптацию как «привыкание к условиям окружающей среды, связанное со сменой ведущей деятельности и социального окружения». При этом также подчеркивается взаимообратный характер адаптации.

Шинтарь З.Л., анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, выделяет формы, знание которых позволяет реализовать идеи преемственности в работе учителя общеобразовательной школы:


Т.В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель приспособления ребёнка к условиям школьного обучения. По ее мнению, школьная адаптация осуществляется как:

1) академическая, характеризующая степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни (принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, познавательная активность на уроке;

2) социальная, отражающая успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т. д.;

3) личностная, характеризующая уровень принятия ребёнком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению.

Разработка характеристик и описание уровней адаптации обусловлены не только задачами изучения ее определенных аспектов, но и выявляющими эффективность адаптационного процесса критериями. В зависимости от выраженности показателей адаптации и их сочетаний речь идет или о стадиях адаптации, или о периодах, или об уровнях адаптации.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделяют следующие критерии уровня адаптации у шестилетних детей:

— успешность обучения: успеваемость, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение к труду:

—положение в структуре межличностных отношений: статус, эмоциональное самочувствие, общительность;

— общественная активность: участие в общественно-полезной деятельности, самостоятельность, инициативность.

Э.М. Александровская и С.М. Тромбах предлагают в качестве критериев адаптации: эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие.

Итак, в исследовании процесса адаптации учителем значимость приобретает анализ эмоциональных проявлений. Это связано с тем, что новые требования изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию организма, вплоть до возникновения пограничных нервно-психических расстройств.

1.2. Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению

С первого дня в школе у ребенка возникает резкая необходимость решать определенный ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Способность к выполнению данных задач накладывается на уже имеющийся к ребенка опыт обучения.


Психологами доказано, что на начальном этапе, при правильном обучении дети способны усваивать не только материал действующей программы, но и более сложный материал. Однако прежде чем приступать к самому процессу обучения, необходимо решить ряд предварительных задач:

1. Как быстро адаптировать детей к учебному процессу в школе и дома;

2. Как научить их учиться без дополнительных физических усилий;

3. Как быть усидчивыми и внимательными.

Процесс адаптации школьника к школе так же возможно поделить на несколько этапов, каждый из которых имеет определенные особенности и характеризуется разной степенью напряженности многофункциональных систем организма.

Первый этап – ориентировочный. На этом этапе все системы детского организма бурно реагируют на целый комплекс новых воздействий, связанных с началом обучения. Данная «физиологическая буря» длится довольно длительное время (2–3 недели).

Второй этап – неустойчивая адаптация, когда организм отыскивает и находит некие подходящие или близкие к оптимальным, варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма и речи не идет: организм расходует все, что есть, а временами и «в долг берёт». На втором этапе эта цена снижается, ураган начинает затихать.

Третий этап – период сравнительно стойкой адаптации, когда организм находит наилучшие варианты реагирования на нагрузку, требующие наименьшего напряжения всех систем. Какую бы работу не делал ребёнок, будь то интеллектуальная работа по усвоению новых познаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при принужденной «сидячей» позе, или же психологическая нагрузка общения в большом и разнообразном коллективе, каждая из систем организма, должна отреагировать собственным напряжением, своей деятельностью. Поэтому чем больше напряжение станет выдавать какая-либо система, тем больше ресурсов потратит организм. Как известно, возможности детского организма далеко не безграничны, а долгое напряжение и связанное с ним усталость и переутомление могут стоить организму школьника здоровья.

Длительность всех трех фаз адаптации – около 5–6 недель, а самым сложным является первый месяц.

Первые недели обучения ребенка в школе характеризуются невысоким уровнем работоспособности и ее неустойчивостью, довольно высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, а так же невысоким взаимодействием различных систем организма между собой. С первых дней в школе в организме ребенка происходят кардинальные перемены, которые по интенсивности и напряженности можно сравнить с экстремальными нагрузками на зрелый организм.