Файл: Развитие самостоятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также выделяется познавательная самостоятельность, которая позволяет ученику в дальнейшем легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.

Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создает игровая ситуация.

Так, первые самостоятельные игры носят манипулятивный характер. Манипулирование с игрушкой имеет положительное значение до тех пор, пока оно знаменует собой период своеобразного исследования предмета, но оно становится отрицательным явлением, когда стремление ребенка к познанию, к анализу не удовлетворено. Понимание функций предмета дает возможность ребенку использовать его так, как это делают взрослые. Это понимание переходит в страстное стремление действовать самостоятельно, когда ребенок не только ставит цель сам, но и достигает результата.

По мере взросления интерес к игре не утрачивается, но игры приобретают несколько иной характер. В младшем школьном возрасте в игре дети проявляют инициативу, у них развивается творческое воображение, гибкость в принятии решения и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Поэтому для развития нужна именно самостоятельная игра. Дети уделяют внимание тому, насколько правильно их партнер разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга. Внимание к правильности исполнения – зародыш будущего стремления в любой деятельности добиваться совершенства.

Е.М. Гельфан и С.А. Шмаков большое значение в развитии самостоятельности придают сюжетно-ролевой игре. Младшие школьники эмоциональны и импульсивны. В ролевой игре они получают большое удовлетворение от эмоциональных переживаний, связанных с развертыванием роли, от коллективных игровых сопереживаний. Влияние ролевой игры на самостоятельность заключается в том, что дети подражают взрослым, и это становится мотивом игровой деятельности. Развитие ролевой игры идет от бытовых сюжетов к производственным и героикоромантическим.

Еще в советское время психологи и педагоги Т.Е. Конникова, М.В Лейкина, С.А. Шмаков и другие подразделили сюжетно-ролевые игры на несколько групп:

1) игры на бытовые сюжеты;

2) игры на сюжеты из жизни детей;

3) профессиональные сюжеты;

4) героико-романтические;

5) игры на сюжеты из книг, кинофильмов, телепередач.

Но в ролевых играх учащихся нет последовательно развивающегося сюжета, школьники не всегда стремятся к конечной игровой задаче, они по нескольку раз повторяют один и тот же эпизод. Во многих играх на героические сюжеты условно изображают разыгрываемые события, у них потребности приблизить их к реальным, действительным.


Похожими на сюжетно-ролевые игры являются игры-драматизации, которые также влияют на развитие самостоятельности. Игры-драматизации – это многообразная художественная деятельность ребенка, которая является средством нравственного воспитания, развития инициативности, индивидуальных интересов, наклонностей, может содействовать самоорганизации в коллективных играх.

Формы таких игр довольно разнообразны. Здесь имеют место специально организованные спектакли для других детей, индивидуальные и групповые игры по мотивам одной сказки, сценические импровизации отдельных отрывков из разных рассказов и сказок. Систематическое привлечение детей к участию в играх-драматизациях способствует развитию их самостоятельности, творчества, активности, мышления.

В развитии самостоятельности мышления большое значение имеют игры с занимательным интеллектуальным материалом. Создаются миницентры, содержанием которых являются интеллектуально-творческие игры.

Организация жизнедеятельности в такой игре идет поэтапно. Л.В. Гончарик выделяет следующие этапы: [9]

1) активизация интереса детей к решению познавательных задач, создание эмоционально комфортной атмосферы;

2) реализация таких задач, как: включение детей в обновление игровой среды, создание возможности самостоятельного поиска способов решения познавательных задач в интеллектуально-творческих играх, обеспечение их освоения.

Таким образом, первые два этапа направлены на то, чтобы познакомить детей со всеми видами таких игр.

3) поисково-творческая деятельность, где дети решают задачи, подбирают аналогичные им, решают их, объясняют решение, сами придумывают интеллектуальную игру того же вида;

4) анализ собственной деятельности, развитие желания дальнейшего обогащения предметно-игровой среды.

На последнем этапе ученики проявляют самостоятельность в постановке и реализации цели деятельности. Они используют поисковые действия, выполняют творческие задания самостоятельно. Такая технология актуализирует все компоненты познавательной самостоятельности, школьники проявляют инициативу, активность и творческую направленность.

Немаловажное значение для развития этих качеств имеют деловые игры, которые используются для работы с детьми, но уже старшего возраста.

Именно в таких играх дети сами организовывают свою деятельность, учатся находить пути решения данной проблемы, сами включают в работу неактивных детей, сами распределяют обязанности, придумывают какие-то ситуации, ставят перед собой определенные цели и добиваются их.


Таким образом, рассмотренная нами классификация игр, воспитывающих самостоятельность обучающихся, показала, что они нужны и важны в становлении этого качества, и их можно использовать в учебной деятельности как на уроках, так и на классных часах, факультативных занятиях, кружках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознании.

Большие возможности для развития самостоятельности учащихся имеет учитель на уроке и во внеурочной работе Общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела — все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить свою самостоятельность.

Таким образом, важным условием в процессе развития познавательной самостоятельности учащихся является личность учителя, его ведущая организаторская роль. В ходе исследований установлено, что учитель должен быть не просто источником готовых образцов знании, а организатором самостоятельной поисковой деятельности учащихся по созданию новых образцов в знаниях.

Самостоятельность формирует у учащихся движение от познания к знанию, к приобретению необходимых умений и навыков для решения познавательной задачи.

Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность. Значимым видом деятельности остается игра. Самостоятельность школьников формируется в трудовой, игровой деятельности, в общении в коллективе сверстников и под влиянием авторитета педагога, как значимой личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков // В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 344с.
  2. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедии. // В.В. Давыдов.- в 2 томах - М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. – 234с.
  3. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // В.И. Орлов. - 2018. №-3. – 143с.
  4. Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самостоятельности у младших школьников в условиях коллективных занятий. Начальная школа. // А.И. Попова, И.Г. Литвинская. - М., 2018. – 229с.
  5. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. – М.: Владос. – 2017. – 576 с.
  6. Поломникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская педагогика, 2016. - №5. - 83с.
  7. Проничева Е.В. Способы формирования контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников // Педагогика. – 3. – 115с.
  8. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» // Столяренко Л.Д. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. - 544 с.
  9. Фарапонова Э. А. Психологические основы трудового воспитания школьников. // Э.А. Фарапоновой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР,-М.: Педагогика, 2017 - 168 с.
  10. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности // Г.А. Цукерман, Н.В. Елизарова, 2015. №-6. – 175с.
  11. Шамова Т. Н., Нефедова Н. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. // Т. Н. Шамова, Н. А. Нефедова М., 2015. – 184с.
  12. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. // Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 288 с.
  13. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно – методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 88 с.
  14. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. 2014. -142с.