Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (Понятие и сущность бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Перечень доходов, которые не признаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, будет обширнее, чем перечень доходов, которые не признаются в бухгалтерском учете.

Например, согласно п.п. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ доходом не является поступление в виде имущества, имеющего денежную оценку, которое получено в виде взноса (вклада) в уставный капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены над номинальной стоимостью (первоначальным размером)). При этом в бухгалтерском учете по данному виду поступлений нет указаний о том, что их не следует учитывать [37, c. 47].

3. Дата признания доходов в целях бухгалтерского учета может отличаться от даты признания в целях налогового учета.

Организации могут вести учет доходов в отдельных случаях не только методом начисления, но и кассовым методом. Бухгалтерский учет, в основном, организации могут вести только методом начисления, кроме субъектов малого предпринимательства. При этом в налоговом учете подобных ограничений нет: налоговый учет доходов можно вести как кассовым методом, так и методом начисления. Основываясь на подобных различиях, можно полагать, что доходы в двух учетах могут признаваться разными методами ,тогда даты признания доходов будут отличаться [37, с. 46].

Различия в признании расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99) [12, с. 306].

Не признается расходами организации выбытие активов (п. 3 ПБУ 10/99):

  1. в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т п.);
  2. вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  3. по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т п.;
  4. в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  5. в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  6. в погашение кредитов, займов, полученных организацией [12, с. 307].

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).


В виде обоснованных расходов выступают экономически оправданные затраты, оценка которых выражается в денежной форме. Расходами признаются любые затраты в том случае, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Существует ряд условий, при выполнении которых расход может быть признан в налоговом учете:

  • затраты обоснованы (экономически оправданны);
  • затраты документально подтверждены;
  • затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода [12, с. 307].

В бухгалтерском учете расходы признаются при наличии условий, приведенных в п. 16 ПБУ 10/99:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • есть уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива [12, с. 308].

При неисполнении хотя бы одного из условий, приведенных выше, в отношении любых расходов, осуществленных организацией, в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

На основании приведенных различий, можно сделать вывод, что в большинстве случаев, на стадии признания расходов данные налогового учета и бухгалтерского учета совпадают.

Однако расходы в бухгалтерском и налоговом учете будут иметь между собой ряд различий. Например, в налоговом учете признаются не все расходы, которые учитываются в бухгалтерском учете.

Существует еще несколько различий в отношении признания расходов между бухгалтерским и налоговым учетом.

Определенная часть расходов, учитываемых в бухгалтерском учете, в целях налогообложения прибыли не учитываются. В ст. 270 НК РФ представлен перечень расходов, которые не учитываются в целях налогового учета. Например, расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет; в виде отрицательной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов цен и т. д. [12, с. 357] При этом в бухгалтерском учете расходы из приведенного перечня учитываться будут.

В налоговом учете существует категория расходов, которые являются нормируемыми, бухгалтерский же учет не предусматривает таких ограничений. Например, расходы на капитальные вложения для целей налогообложения прибыли являются нормируемыми (п.9 ст.258 НК РФ) [12, с. 360]. Однако в бухгалтерском учете организация может принять к учету всю сумму расходов на капитальные вложения в составе расходов. 


В налоговом и бухгалтерском учете момент признания расходов может отличаться, даже в том случае, если расходы будут выражены в одинаковой сумме. Момент признания расходов в налоговом учете при методе начисления (ст. 272 НК РФ) и при кассовом методе (в ст. 273 НК РФ) различается. Например, при учете курсовых разниц могут возникнуть расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом.

Также существуют различия в трактовках прямых и косвенных расходов в налоговом и бухгалтерском учете. Классификация прямых и косвенных налогов в налоговом учете представлена ст.318 НК РФ.

К прямым расходам в налоговом учете можно отнести, например, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг и другие расходы. К косвенным расходам в налоговом учете относят все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода [12, с. 311].

В бухгалтерском учете подобного деления расходов нет. Эти различия могут привести к расхождениям между налоговым и бухгалтерским учетом.

2.2 Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете: различия.

Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете:

  1. линейный;
  2. уменьшаемого остатка;
  3. списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  4. списание стоимости пропорционально объему продукции или работ [11, с. 15].

Способы начисления амортизации в налоговом учете:

  1. линейный;
  2. нелинейный [11, с. 16].

Если при ведении бухгалтерского и налогового учет выбрать разные способы начисления амортизация, то возникнет разница.

Момент начисления амортизации в бухгалтерском учете:

-Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту на момент принятия объекта к бухгалтерскому учету [11, с. 15].

Момент начисления амортизации в налоговом учете:

-Организации обязаны применять тот метод начисления амортизации, который был прописан в учетной политике организации в отношении всех объектов амортизируемого имущества, за исключением тех объектов, по которым амортизация может начисляться исключительно линейным методом [11, с. 16].


В некоторых случаях в бухгалтерском и налоговом учете возможны расхождения в моменте начисления амортизации.

Срок полезного использования основных средств в бухгалтерском учете:

-Срок полезного использования основного средства организация вправе определять самостоятельно, учитывая при этом ряд особенностей, например, ожидаемый срок использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью [11, с. 17].

Срок полезного использования основных средств в налоговом учете:

-В основном амортизация определяется согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы [11, c. 18].

Для сближения налогового и бухгалтерского учета организация может установить одинаковые сроки полезного использования основных средств, основываясь на данных Классификации основных средств в обоих учетах. В других случаях возможны расхождения.

Помимо всего перечисленного, различия между двумя рассматриваемыми видами учета могут возникнуть при применении повышающих коэффициентов, при установлении лимита отнесения объектов к основным средствам. Также в налоговом учете существует такое понятие как «амортизационная премия», которое подразумевает под собой право налогоплательщика списать единовременно часть стоимости в затраты (п.9 ст.258 НК РФ). В бухгалтерском же учете такой возможности не предусматривается [11, с. 19].

2.3 Различия между бухгалтерским и налоговым учетом при создании резервов.

Расхождения при создании резервов могут возникнуть в двух случаях:

  • При создании резерва на оплату отпусков. Порядок создания резерва в налоговом учете для бухгалтерского учета применяться не может. Порядок создания резерва на оплату отпусков в налоговом учете прописан в ст. 324.1 НК РФ. В соответствие с данным документом, резерв на оплату отпусков в налоговом учете создается исключительно под отпуска отчетного года и практически никогда не имеет остатка на конец года. Это существенно отличается от бухгалтерского учета [33, с. 571].
  • При создании резерва по сомнительным долгам. При возникновении просроченной дебиторской задолженности в бухгалтерском учете, организация в обязательном порядке должна создать резерв по сомнительным долгам. В налоговом учете при возникновении такой ситуации, организация самостоятельно принимает решение создавать такой резерв или нет. Также в учетах различаются методы формирования резерва. Исходя из этого, можно сделать вывод, что расхождения будут в любом случае [31, с. 168].

Основные отличия резерва на оплату отпусков в бухгалтерском и налоговом учете.

Налоговый учет:

  1. Организация создает отпускной резерв в начале отчетного года. Цель создания резерва– включение расходов на отпуска в состав расходов на выплату зарплаты;
  2. Процесс создания резерва на оплату отпусков регламентируется Налоговым Кодексом РФ;
  3. Сформировать резерв на оплату отпусков имеет право юридическое лицо, выступающее плательщиком налога на прибыль [33, с. 572].

Бухгалтерский учет:

  1. Дата создания резерва на оплату отпусков должна соответствовать дате издания соответствующего приказа по предприятию для отражения в отчетности;
  2. Организация самостоятельно определяет порядок создания резерва на оплату отпусков;
  3. Формирование резерва на оплату отпусков является обязательным для всех организаций, за исключением тех организация, которые используют упрощенную систему налогообложения [33, с. 572].

При формировании резерва организация может выбрать одну из перечисленных отчетных дат:

  1. на последнее число каждого месяца;
  2. на последнее число каждого квартала;
  3. на 31 декабря каждого года.

В бухгалтерском учёте начисление резерва отражается следующей проводкой:

  • Дебет 20 (08, 23, 26 ,44) Кредит 96.

Затем при начислении отпускных, компенсаций за неиспользованные дни отпуска, а также страховых взносов, исчисленных с этих выплат, делаются следующие записи:

  • Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 70 – начислены отпускные, компенсация за неиспользованный отпуск за счет резерва;
  • Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 69- начислены страховые взносы на сумму отпускных за счет резерва [33, с. 572].

В том случае, если созданного резерва недостаточно, отпускные (компенсация) начисляются в дебет счёта учёта затрат 20 (08, 23, 26, 44).
Организация самостоятельно разрабатывает порядок расчета величины резерва на оплату отпусков и закрепляет его в учетной политике [33, с. 573].

Перед проведением расчета величины резерва необходимо распределить по группам всех сотрудников организации и выбрать один из способов расчета резерва. Группы определяются на основании счета, по дебету которого будет начисляться зарплата данным сотрудникам (20,26,44 и т.д.) [33, с. 573].

1 способ: Взять в расчет средний дневной заработок работников.
Для этого необходимо рассчитать следующие показатели:

  1. количество дней отпуска сотрудника;
  2. совокупное количество дней отпуска по каждой группе;
  3. средний дневной заработок по каждой группе;
  4. сумму резерва по каждой группе.