Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Складской учет» (Бизнес-процессы в современных организациях).pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов
1.1 Бизнес-процессы в современных организациях
1.2 Понятие и сущность моделирования бизнес-процессов. Этапы
2 Методологический анализ предметной области и постановка задачи
2.1. Оценка бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто
2.3 Постановка задачи моделирования бизнес-процесса складского
3 Моделирование бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто
3.1 Выбор инструментального средства для моделирования бизнеспроцесса
3.2 Построение моделей бизнес-процессов складского учета и его
экспериментальные исследования
3.2.1 Моделирование бизнес - процессов приема товара на складе торговой компании
3.2.2 Моделирование бизнес – процессов комплектации и отгрузки
3.2.3 Моделирование бизнес-процессов контроля и инвентаризации запасов на складе компании
3.3 Экономическое обоснование и рекомендации по
совершенствованию деятельности и расчёт экономического эффекта
Таблица 1.3 - Примерный объем документов
№ п/п |
Наименование документа |
Объем, документ |
Частота |
1 |
Список деталей для заказа |
1-2 |
неделя |
2 |
Накладные (вх.) |
5-10 |
неделя |
3 |
Накладные (вых.) |
20-30 |
день |
4 |
Чек |
20-30 |
день |
5 |
Каталог марок и моделей |
1 |
полгода |
6 |
Каталог деталей |
1 |
месяц |
Как видно из таблицы 1.3, самым частыми документами являются накладные и товарные чеки для клиентов – их объем может доходить до 30 в день и в прогнозе даже превышать это значение.
Менее частыми являются входные документы – список деталей для заказа и накладные на поставку, так как заказ деталей производится не чаще 1 раза в неделю: детали группируются по поставщикам и делается один единый заказ.
Самыми редко обновляемыми являются каталоги. Их обновление происходит в среднем раз в месяц и раз в полгода.
Таким образом, в первой главе работы был приведен теоретические анализ понятия бизнес-процесса, выделены особенности логистического бизнес- процесса торговой компании. Рассмотрен процесс моделирования и основные этапы моделирования бизнес процесса. Завершается глава экономической характеристикой и анализом бизнес процессов компании Арсенал Авто.
Проведенные теоретические исследования позволили перейти к непосредственной оценке бизнес – процесса складского учета компании Арсенал
Авто, чему посвящена вторая глава выпускной квалификационной работы.
2 Методологический анализ предметной области и постановка задачи
2.1. Оценка бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто
Большей частью функциональные сферы логистики начинаются и заканчиваются складами. Склад функционирует на границе этих сфер и объединяет материальные потоки [14].
Методологические принципы формирования и оптимизации работы склада базируются на системном подходе и зависят от:
- цели, задач и функций оптового торгового предприятия и его места
(функциональной сферы) в логистической системе;
- вида и характеристик материального потока;
- территориального расположения складской сети;
- взаимосвязей с внешней средой поставщиков и потребителей; характеристик используемых транспортных средств;
- состояния инфраструктуры сети;
- материально-технической базы самого предприятия; - наличие информационной системы в складской сети.
Логистика складирования представляет собой комплекс взаимосвязанных функций, которые реализуются в ходе переработки материального потока в складском хозяйстве компании [5, 15].
С точки зрения системного анализа, склад является открытой системой, поскольку на складе осуществляется взаимодействие с внешней средой через материальные и информационные потоки. Складу присущи три вида потоков:
- входящие, определяющий необходимость разгрузки, проверки грузов и документов (информационный поток);
- исходящие (загрузка транспорта, подготовка сопровождающих документов);
- внутренние (определяющие перемещение и размещение материалов (грузов, товаров) внутри склада).
Основной целью логистического процесса на складе является обеспечения полного согласования функций управления заказами, снабжения запасов, обработки грузов и физического распределения заказов.
Торговое предприятие Арсенал Авто, которое имеет собственный склад, а не пользуется наемным складом, сталкивается с рядом логистических проблем как стратегического, так и оперативного характера.
Учет и контроль над поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
Грамотно сформированный склад позволяет оптимизировать затраты логистической системы, а процессы, связанные с функционированием складов, в итоговом результате являются важной составляющей совокупных затрат. Следовательно, правильное применение возможностей складской логистики дает возможность оптимизировать работу предприятия [6].
Следует заметить, что склад несет не только функцию хранения, но и сервисного обслуживания потребителей складских услуг: приближение запасов к местам потребления, формирование рыночного ассортимента, комплектование смешанных грузовых отправок и так далее. Таким образом, склад - как неотъемлемое звено в системе складской логистики, позволяет определить стратегические выгоды: экономические и сервисные.
Логистический процесс на складе довольно сложный и требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает такие процессы, как [5, 16] (рис. 2.1):
- снабжение торгового предприятия запасами;
- контроль над поставками в торговое предприятие;
- выполнение технологических процессов разгрузки и приемки товаров
(автозапчастей);
- организация процесса внутрискладской транспортировки товаров;
- непосредственная организация складирования и хранения грузов;
- комплектация заказов для клиентов и их отгрузка;
- организация транспортировки и экспедиция заказов до клиентов;
- организация сбора и доставки товароносителей;
- организация непрерывного контроля над своевременным и качественным выполнением заказов;
- организация процесса информационного обеспечения складского процесса;
- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).
Функционирование всех элементов логистического процесса на складе должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность складской службы торгового предприятия, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части:
а) операции, направленные на координацию службы закупки;
б) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его
документацией;
в) операции, направленные на координацию службы продаж.
Проведем разработку модели бизнес-процесса, применив функциональное моделирование бизнес-процесса с использованием нотации IDEF0 и CASEсредства для автоматизированного проектирования All Function Process Modeler
7.3. [17, 18]
На рисунке 2.1 представлена диаграмма процесса складского учета верхнего уровня с использованием информационной системы, которая отражает общую картину автоматизации процесса. На рисунке 2.2 представлена детализация диаграммы, полученная методом декомпозиции.
Рисунок 2.1 - Функциональная модель бизнес-процесса складского учета в
компании «Арсенал Авто»
Рисунок 2.2 - Декомпозиция модели бизнес-процесса складского учета в компании Арсенал Авто
Как видно из рисунка 2.2, процесс складского учета в торговой компании можно разделить на три подпроцесса:
- на этапе учета поступлений деталей производится ввод данных обо всех деталях, поступивших на склад торговой компании. В том числе учитываются данные накладных, а именно, когда, от кого была поставка, номер документа, дата и время поставки и т.д.;
- на этапе учета выдачи деталей фиксируется факт выдачи и производится списание количества деталей с указанием даты, времени выдачи, количества и другой информации;
- на третьем этапе производится расчет показателей, например, частота заказа детали, средний срок поставки детали. На основе этих данных и данных о поступлении и выдаче деталей, рассчитывается минимальный остаток, по достижении которого деталь необходимо заказать.
Оценка и анализ показателей процесса являются важнейшими средствами, которые разрешают улучшить процессы. Процесс могут характеризовать группы показателей:
- показатели процесса;
- показатели продукта процесса;
- показатели удовлетворенности клиентов процесса.
Показатели процесса могут быть определены как числовые величины, которые характеризуют ход самого процесса и затраты на него, а именно: временные, финансовые, ресурсные, человеческие. Они могут быть абсолютными и относительными, то есть приведенными к объему продаж торговой компании, сезонных колебаний, тарифных изменений и других внешних факторов, которые не зависят от управления процессом, который проверяется.
Показатели продукта (услуги) - числовые величины, которые характеризуют продукт (услугу) как результат выполнения процесса, а именно: абсолютный объем услуг, объем услуг относительно заказанного или необходимого, количество ошибок и сбоев при предоставлении услуги, номенклатура предоставленных услуг, номенклатура предоставленных услуг относительно необходимой.
Показатели удовлетворенности клиентов процесса - числовые величины, которые характеризуют степень удовлетворенности потребителя результатами процесса, то есть выходом, услугой.
Количественные показатели процесса делятся на две группы: абсолютные и относительные. К абсолютным показателям относятся показатели времени выполнения процесса, технические показатели и показатели стоимости и качества. Относительные показатели могут рассчитываться на основе абсолютных показателей процесса путем формирования разных отношений между ними. Показатели времени выполнения процесса включают: среднее время выполнения процесса в целом; среднее время простоев; среднее время выполнения отдельных функций процесса.
Сведем оценку бизнес – процесса складского учета компании Арсенал Авто в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Оценка бизнес – процесса складского учета
№ Наименование показателя Фактическая Требуемая оценка
п/п оценка показателя показателя
- Время обновления информации о 4 часа 10 мин. запасах на складе
- Время учета новой единицы товара 5 мин. 20 сек.
- Время поиска товара для выдачи 10 мин. 3 мин.
- Время подготовки 8 часов 10 мин. консолидированного отчета о
поступлениях/выдачах
- Время сверки остатков 8 часов 30 мин. 6 Среднее время комплектации и 30 мин. 10 мин. выдачи заказа
- Средняя стоимость одной 400 руб. 150 руб. складской операции
- Удовлетворенность клиентов (0-1) 0,85 0,9 по результатам отзывов
Анализ оценки выделенного бизнес – процесса складского учета позволил отметить, что большинство проблем лежит в плоскости информатизации и автоматизации работы склада, чему и посвящен следующий параграф выпускной квалификационной работы.
2.2 Основные проблемы складского учета компании Арсенал Авто и подходы к их решению в мировой практике
Рассчитаем основные показатели работы склада торгового предприятия Арсенал Авто. Полный перечень показателей оценки эффективности работы склада представлен в приложении А. К основным показателям объема работы склада необходимо отнести [7, 19]:
Среднесуточная грузопереработка, которая рассчитывается по формуле:
Qсут = Qп.сут + Qо.сут + Qв.сут (2.1)
где:
????п.сут − средний суточный грузопоток прибытия т/сут.
????о.сут − средний суточный грузопоток отправления т/сут.
????в.сут − средний суточный грузопоток переработки на складе т/сут.
Подставим соответствующие данные:
????
????п.сут Тп Кнер. т/сут.
????
????п.сут Тп Кнер. т/сут.
????в.сут = (????п.сут + ????п.сут) ∙ Кпер = (1,184 + 1,283) ∙ 1,12 = 2,763 т/сут.
Коэффициенты в вышеприведенных формулах учитывают неравномерность потока отправления (1,5) и прибытия (1,35), а также внутрискладские перевалки (1,12). Такой коэффициент внутрискладских перевалов является довольно хорошим, что свидетельствует об эффективно организованных процессах складской логистики.