ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2019

Просмотров: 2509

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21

1.

 

Кухта  В.К.,  Морозкина  Т.С.,  Олецкий  Э.И.,  Таганович  А.Д. 
Биологическая  химия.  –  Москва:  БИНОМ;  Минск:  Асар,  2008.  – 
С. 344-352, 359-369, 409-418. 

2.

 

Березов  Т.Т.,  Коровкин  Б.Ф.  Биологическая  химия.  –  3-е  изд., 
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 478-495. 

3.

 

Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: 
Медицина, 1990. – С. 377-387. 

4.

 

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Лукашик  Н.К.  Биохимические 
особенности 

детского 

организма: 

Учебное 

пособие 

по 

биологической химии для студентов педиатрического факультета. 
– Гродно, 2001. С. 17. 

5.

 

Конспект лекций. 

 

З А Н Я Т И Е № 11 

 

ТЕМА:  БИОСИНТЕЗ БЕЛКА 
 
ЦЕЛЬ:  Сформировать знания о биосинтезе белков. 
 

СЕМИНАРСКОЕ  ЗАНЯТИЕ 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 
 

1.

 

Разбор вопросов теоретического раздела. 

2.

 

Самостоятельная 

аудиторная 

работа 

в 

соответствии 

с 

предложенными заданиями. 

3.

 

Решение и обсуждение ситуационных задач. 

4.

 

Контроль выполнения самостоятельной работы. 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  РАЗДЕЛ 

 

1.

 

Генетический код и его свойства. 

2.

 

Биосинтез аминоацил-тРНК. Адапторная функция тРНК. 

3.

 

Синтез белка (трансляция) у эукариот, этапы, схема. 

4.

 

Посттрансляционные 

изменения 

белков 

(процессинг). 

Особенности синтеза белков в детском организме. 

5.

 

Регуляция трансляции. 

6.

 

Антибиотики  и  токсины  –  ингибиторы  синтеза  нуклеиновых 
кислот и белков. 


background image

 

22

7.

 

Методы исследования структуры нуклеиновых кислот. Выяснение 
последовательности нуклеотидов ДНК методом Сэнджера. 

8.

 

Полимеразная цепная реакция, этапы, применение. 

9.

 

Блот-анализ  ДНК  и  РНК.  Методы  идентификации  белков. 
Вестерн-блот. 

10.

 

Геномная дактилоскопия. Клонирование, генная инженерия. 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 

1.

 

Кухта  В.К.,  Морозкина  Т.С.,  Олецкий  Э.И.,  Таганович  А.Д. 
Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 
370-386, 387-418. 

2.

 

Березов  Т.Т.,  Коровкин  Б.Ф.  Биологическая  химия.  –  3-е  изд., 
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 496-498, 509-544. 

3.

 

Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: 
Медицина, 1990. – С. 388-390, 399-422. 

4.

 

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Лукашик  Н.К.  Биохимические 
особенности 

детского 

организма: 

Учебное 

пособие 

по 

биологической  химии  для студентов  педиатрического  факультета. 
– Гродно, 2001. С. 17-19. 

5.

 

Конспект лекций. 

 

З А Н Я Т И Е № 12 

 

ТЕМА: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН – I 
 
ЦЕЛЬ:  Сформировать  знания  об  основах  биоэнергетики  клетки, 
представление  о  макроэргах  тканей  (АТФ,  креатинфосфат)  и 
принципах их количественного определения. 
 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 

 
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

1.

 

Разбор вопросов теоретического раздела. 

2.

 

Контрольные вопросы к лабораторной работе: 
2.1.

 

АТФ, строение, пути синтеза, биологическая роль. 

2.2.

 

Креатинфосфат мышц, его биологическая роль. 


background image

 

23

2.3.

 

Принцип 

метода 

количественного 

определения 

макроэргов мышц. 

3.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: 
3.1.

 

Количественное 

определение 

макроэргических 

соединений мышц. 

4.

 

Контроль выполнения лабораторной работы. 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 

1.

 

Алейникова  Т.Л.,  Рубцова  Г.В.  Руководство  к  практическим 
занятиям  по  биологической  химии.  –  М.:  Высш.  шк.,  1988.  –  С. 
115-117. Работа 65. 

2.

 

Лелевич 

В.В., 

Масловская 

А.А., 

Климович 

В.В. 

и 

др. 

Биологическая  химия:  практикум  для  студентов  педиатрического 
факультета. – Гродно: ГрГМУ. –  Занятие № 12. 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  

 

1.

 

Энергетика 

клетки, 

общие 

представления. 

Биологическое 

окисление как основной путь получения энергии в клетке. 

2.

 

Макроэрги клетки, строение. 

3.

 

АТФ, пути синтеза и использования. 

4.

 

НАД

+

 

(НАДФ

+

зависимые 

дегидрогеназы, 

строение, 

биологическая роль. 

5.

 

ФАД (ФМН) – зависимые дегидрогеназы, строение, биологическая 
роль. 

6.

 

Кофермент Q, строение, биологическая роль. 

7.

 

Цитохромы и цитохромоксидаза, биологическая роль. 

8.

 

Цепь  тканевого  дыхания  (ЦТД),  структурная  организация,  схема 
функционирования. 

9.

 

Механизм окислительного фосфорилирования. Коэффициент Р/О. 

10.

 

Регуляция  цепи  тканевого  дыхания.  Активаторы,  ингибиторы 
ЦТД, разобщители ЦТД и окислительного фосфорилирования. 

11.

 

Нарушения  энергетического  обмена  (гипоксии,  гиповитаминозы 
РР, В

2

). Гипоэнергетические состояния у детей. 

12.

 

Особенности энергетического обмена в детском организме. 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 


background image

 

24

1.

 

Кухта  В.К.,  Морозкина  Т.С.,  Олецкий  Э.И.,  Таганович  А.Д. 
Биологическая  химия.  –  Москва:  БИНОМ;  Минск:  Асар,  2008.  – 
С. 131-153. 

2.

 

Березов  Т.Т.,  Коровкин  Б.Ф.  Биологическая  химия.  –  3-е  изд., 
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 305-313, 595-596. 

3.

 

Березов  Т.Т.,  Коровкин  Б.Ф.  Биологическая  химия.  –  2-е  изд.  – 
М.: Медицина, 1990. – С. 205-208, 213-224, 461-462. 

4.

 

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Лукашик  Н.К.  Биохимические 
особенности 

детского 

организма: 

Учебное 

пособие 

по 

биологической 

химии 

для 

студентов 

педиатрического 

факультета. – Гродно, 2001. – С. 24-29. 

5.

 

Конспект лекций. 

 

З А Н Я Т И Е № 13 

 

ТЕМА:  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ  ОБМЕН  –  II.  РОЛЬ  КИСЛОРОДА  В 
ПРОЦЕССАХ ОКИСЛЕНИЯ В КЛЕТКЕ 
 
ЦЕЛЬ: Систематизировать знания об общих путях катаболизма 
в  организме  как  основных  источниках  энергии  для  синтеза  АТФ. 
Сформировать  представление о  роли  кислорода  в  окислительных 
процессах.  Составить  метаболическую  карту  энергетического 
обмена. 
 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 

 
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

1.

 

Разбор вопросов теоретического раздела.  

2.

 

Самостоятельная 

аудиторная 

работа 

в 

соответствии 

с 

предложенным заданием. 

3.

 

Решение и обсуждение ситуационных задач. 

4.

 

Контроль выполнения самостоятельной работы. 

 


background image

 

25

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  

 

1.

 

Цикл трикарбоновых кислот (ЦТК), последовательность реакций. 

2.

 

Схема ЦТК, регуляция, биологическая роль. 

3.

 

Энергетика ЦТК, связь с цепью переноса электронов. 

4.

 

Роль  кислорода в  процессах  окисления  в  клетке,  типы  окисления. 
Активные формы кислорода, их повреждающее действие.  

5.  Антиоксидантные системы организма. Роль ферментов. 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 

1.

 

Кухта  В.К.,  Морозкина  Т.С.,  Олецкий  Э.И.,  Таганович  А.Д. 
Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 
153-154, 178-182, 424-426, 609-610. 

2.

 

Березов  Т  Т.,  Коровкин  Б  Ф.  Биологическая  химия.  –  3-е  изд., 
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 313-316, 345-350. 

3.

 

Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: 
Медицина, 1990. – С. 224-225, 261-265, 267. 

4.

 

Конспект лекций. 

 

З А Н Я Т И Е № 14 

 

ТЕМА: 

КОНТРОЛЬНОЕ 

ЗАНЯТИЕ 

«БИОЛОГИЧЕСКОЕ 

ОКИСЛЕНИЕ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН»

 

 

1.

 

Энергетика  клетки,  общие  представления.  Окисление  как 
основной путь получения энергии в клетке. 

2.

 

Макроэрги клетки, строение. 

3.

 

АТФ, пути синтеза и использования. 

4.

 

НАД

+

(НАДФ

+

)-зависимые 

дегидрогеназы, 

строение, 

биологическая роль. 

5.

 

ФАД(ФМН)-зависимые 

дегидрогеназы, 

строение, 

биологическая роль. 

6.

 

Кофермент Q, строение, биологическая роль. 

7.

 

Цитохромы и цитохромоксидаза, биологическая роль. 

8.

 

Цепь  тканевого  дыхания  (ЦТД),  структурная  организация, 
схема функционирования.  

9.

 

Механизм  окислительного  фосфорилирования. Коэффициент 
Р/О.