ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2019

Просмотров: 2479

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

26

10.

 

Регуляция цепи тканевого дыхания. Активаторы, ингибиторы 
ЦТД, 

разобщители 

ЦТД 

и 

окислительного 

фосфорилирования. 

11.

 

Нарушения 

энергетического 

обмена 

(гипоксии, 

гиповитаминозы  РР,  В

2

).  Гипоэнергетические  состояния  у 

детей. 

12.

 

Особенности энергетического обмена в детском организме. 

13.

 

Цикл  трикарбоновых  кислот  (ЦТК),  последовательность 
реакций. 

14.

 

Схема ЦТК, регуляции, биологическая роль. 

15.

 

Энергетика ЦТК, связь с ЦТД. 

16.

 

Роль  кислорода  в  процессах  окисления  в  клетке,  типы 
окисления.  Активные  формы  кислорода,  их  повреждающее 
действие.  

17.

 

Антиоксидантные системы организма. Роль ферментов. 

 

З А Н Я Т И Е № 15 

 

ТЕМА: 

ВВЕДЕНИЕ 

В 

МЕТАБОЛИЗМ. 

СТРУКТУРА 

И 

ФУНКЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ МЕМБРАН  
 
ЦЕЛЬ:  Сформировать  представления  о  метаболизме.  Обобщить 
знания  о  составе,  строении  и  функциях  биологических  мембран. 
Ознакомить 

студентов 

с 

определением 

активности 

оксидоредуктаз. 
 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 

 
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

1.

 

Разбор вопросов теоретического раздела. 

2.

 

Контрольные вопросы к лабораторной работе: 
2.1.

 

Сукцинатдегидрогеназная 

реакция, 

принцип 

метода 

определения активности. 

2.2.

 

Конкурентное ингибирование сукцинатдегидрогеназы. 

2.3.

 

Цитохромоксидаза, биологическая роль. 

2.4.

 

Принцип  метода  качественного  определения  активности 
цитохромоксидазы. 

3.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА: 


background image

 

27

3.1.

 

Определение активности сукцинатдегидрогеназы. 

3.2.

 

Определение активности цитохромоксидазы. 

4.  Контроль выполнения лабораторной работы. 
 

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 

1.

 

Алейникова  Т.Л.,  Рубцова  Г.В.  Руководство  к  практическим 
занятиям  по  биологической  химии.  –  М.:  Высш.  шк.,  1988.  –  С. 
111-114. Работы 62 и 63. 

2.

 

Кушманова  О.Д.,  Ивченко  Г.М.  Руководство  к  лабораторным 
занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С. 91-
92, 102-104. 

3.

 

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Климович  В.В.  и  др. 
Биологическая  химия:  практикум  для  студентов  педиатрического 
факультета. – Гродно: ГрГМУ. –

 

 Занятие № 14. 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  

 

1.

 

Представление  о  метаболизме  и  метаболических  путях.  Связь 
между  анаболизмом  и  катаболизмом.  Конечные  продукты 
метаболизма. 

2.

 

Методы изучения обмена веществ. Использование изотопов. 

3.

 

Специфические и общие пути катаболизма. 

4.

 

Состав и строение биологических мембран. 

5.

 

Общие свойства и функции биологических мембран. Липосомы. 

6.

 

Липиды и белки мембран. 

7.

 

Механизмы мембранного транспорта веществ. 

8.

 

Особенности обмена веществ в детском организме. 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 

1.

 

Кухта  В.К.,  Морозкина  Т.С.,  Олецкий  Э.И.,  Таганович  А.Д. 
Биологическая  химия. –  Москва:  БИНОМ;  Минск:  Асар,  2008. – 
С.419-423, 661-664. 

2.

 

Березов  Т.Т.,  Коровкин  Б.Ф.  Биологическая  химия.  –  3-е  изд., 
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 298-305, 406-408. 

3.

 

Березов  Т.Т.,  Коровкин  Б.Ф.  Биологическая  химия.  –  2-е  изд.  – 
М.: Медицина, 1990. – С. 204, 208-212, 316-317. 


background image

 

28

4.

 

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Лукашик  Н.К.  Биохимические 
особенности 

детского 

организма: 

Учебное 

пособие 

по 

биологической 

химии 

для 

студентов 

педиатрического 

факультета. – Гродно, 2001. – С. 20-23. 

5.

 

Конспект лекций. 

 

З А Н Я Т И Е № 16 

 

ТЕМАГОРМОНЫ – I 
 
ЦЕЛЬ:    Сформировать  знания  о  роли  гормонов  в  регуляции 
метаболизма  и  биологических  процессов  в  организме.  Освоить 
качественную реакцию определения адреналина. 
 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: 

 

 
1.

 

Разбор вопросов теоретического раздела. 

2.

 

Контрольные вопросы к лабораторной работе: 
2.1. 

Синтез, 

превращения 

и 

инактивация 

адреналина 

и 

норадреналина в тканях. 
2.2.   Конечные продукты распада. Биологическая роль адреналина. 
2.3.   Сущность метода качественного обнаружения адреналина. 
2.4.      Использование  определения  адреналина  и  конечных 
продуктов его распада для диагностики. 

3.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: 
3.1.  Качественная реакция на адреналин. 

4.

 

Контроль выполнения лабораторной работы. 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А : 

 
1.

 

Алейникова  Т.Л.,  Рубцова  Г.В.  Руководство  к  практическим 
занятиям по биологической химии. – М.: Высш. шк., 1988. – С. 178. 
Работа 98 (1). 

2.

 

Лелевич  В.В.,  Масловская  А.А.,  Климович  В.В.  и  др.  
Биологическая  химия:  практикум  для  студентов  педиатрического 
факультета. – Гродно: ГрГМУ. –

 

 Занятие № 16. 

 


background image

 

29

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

 

1.

 

Общая характеристика гормонов, свойства, типы биологического 
действия. Классификация гормонов по химической структуре, по 
месту  образования,  по  механизму  действия.  Клетки-мишени  и 
клеточные рецепторы гормонов. 

2.

 

Особенности 

действия 

гормонов, 

связывающихся 

с 

мембранными  рецепторами.  Посредники  в  действии  гормона  на 
клетку:  циклические  пуриновые  нуклеотиды,  ионы  кальция, 
продукты  гидролиза  фосфатидилинозитолов.  Протеинкиназы,  их 
роль в механизмах передачи гормонального сигнала. 

3.

 

Механизм 

действия 

гормонов, 

связывающихся 

с 

внутриклеточными рецепторами. 

4.

 

Тиреоидные  гормоны:  строение,  влияние  на  обмен  веществ. 
Гипер- и гипопродукция гормонов. 

5.

 

Гормональная  регуляция  обмена  кальция  и  фосфора.  Гипер-  и 
гипопродукция паратгормона. 

6.

 

Гормоны поджелудочной железы: инсулин и глюкагон, строение, 
влияние на обмен веществ. Гипер- и гипопродукция гормонов. 

7.

 

Адреналин и норадреналин, строение, влияние на обмен веществ 
и функции. Гиперпродукция адреналина. 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А: 

 

1.

 

Кухта  В.К.,  Морозкина  Т.С.,  Олецкий  Э.И.,  Таганович  А.Д. 
Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С. 
427-454, 468-488, 499-502. 

2.

 

Березов  Т.Т.,  Коровкин  Б.Ф.  Биологическая  химия.  –  3-е  изд., 
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 248-251, 263-274. 

3.

 

Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.: 
Медицина, 1990. – С. 170-174, 182-191. 

4.

 

Конспект лекций. 

 


background image

 

30

З А Н Я Т И Е № 17 

 

ТЕМА: ГОРМОНЫ - II 
 
ЦЕЛЬ:  Сформировать  знания  о  роли  гормонов  в  регуляции 
метаболизма и биологических процессов в организме. 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
 

1.

 

Разбор вопросов теоретического раздела. 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 

 

1.

 

Глюкокортикоиды, строение кортизола, влияние на обмен веществ 
и функции. Гипер- и гипопродукция гормонов. 

2.

 

Минералокортикоиды,  строение  альдостерона,  биологическое 
действие. Гипер- и гипопродукция гормона. 

3.

 

Женские  половые  гормоны,  строение  эстрадиола  и  прогестерона, 
влияние  на  обмен  веществ  и  функции.  Последствия  избытка  и 
недостатка гормонов. 

4.

 

Мужские  половые  гормоны,  строение  тестостерона,  влияние  на 
обмен веществ и функции. Гипер- и гипопродукция гормонов. 

5.

 

Гормоны  гипоталамуса  и  гипофиза,  их  биологическое  действие. 
Соматотропин, кортикотропин, влияние на обмен веществ. Гипер- 
и гипопродукция соматотропина. 

6.

 

Эйкозаноиды  (простагландины,  тромбоксаны,  лейкотриены)  и  их 
роль в регуляции метаболизма и физиологических функций. 

7.

 

Нарушения функции эндокринных желез: гипер- и гипопродукция 
гормонов.  Применение  гормонов  и  анаболических  стероидов  в 
медицине. 

8.

 

Особенности развития эндокринной системы у детей. 

9.

 

Возрастное становление гормональной регуляции.