ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2019
Просмотров: 2513
Скачиваний: 21
26
10.
Регуляция цепи тканевого дыхания. Активаторы, ингибиторы
ЦТД,
разобщители
ЦТД
и
окислительного
фосфорилирования.
11.
Нарушения
энергетического
обмена
(гипоксии,
гиповитаминозы РР, В
2
). Гипоэнергетические состояния у
детей.
12.
Особенности энергетического обмена в детском организме.
13.
Цикл трикарбоновых кислот (ЦТК), последовательность
реакций.
14.
Схема ЦТК, регуляции, биологическая роль.
15.
Энергетика ЦТК, связь с ЦТД.
16.
Роль кислорода в процессах окисления в клетке, типы
окисления. Активные формы кислорода, их повреждающее
действие.
17.
Антиоксидантные системы организма. Роль ферментов.
З А Н Я Т И Е № 15
ТЕМА:
ВВЕДЕНИЕ
В
МЕТАБОЛИЗМ.
СТРУКТУРА
И
ФУНКЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ МЕМБРАН
ЦЕЛЬ: Сформировать представления о метаболизме. Обобщить
знания о составе, строении и функциях биологических мембран.
Ознакомить
студентов
с
определением
активности
оксидоредуктаз.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1.
Разбор вопросов теоретического раздела.
2.
Контрольные вопросы к лабораторной работе:
2.1.
Сукцинатдегидрогеназная
реакция,
принцип
метода
определения активности.
2.2.
Конкурентное ингибирование сукцинатдегидрогеназы.
2.3.
Цитохромоксидаза, биологическая роль.
2.4.
Принцип метода качественного определения активности
цитохромоксидазы.
3.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
27
3.1.
Определение активности сукцинатдегидрогеназы.
3.2.
Определение активности цитохромоксидазы.
4. Контроль выполнения лабораторной работы.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1.
Алейникова Т.Л., Рубцова Г.В. Руководство к практическим
занятиям по биологической химии. – М.: Высш. шк., 1988. – С.
111-114. Работы 62 и 63.
2.
Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к лабораторным
занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1983. – С. 91-
92, 102-104.
3.
Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др.
Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического
факультета. – Гродно: ГрГМУ. –
Занятие № 14.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.
Представление о метаболизме и метаболических путях. Связь
между анаболизмом и катаболизмом. Конечные продукты
метаболизма.
2.
Методы изучения обмена веществ. Использование изотопов.
3.
Специфические и общие пути катаболизма.
4.
Состав и строение биологических мембран.
5.
Общие свойства и функции биологических мембран. Липосомы.
6.
Липиды и белки мембран.
7.
Механизмы мембранного транспорта веществ.
8.
Особенности обмена веществ в детском организме.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1.
Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д.
Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. –
С.419-423, 661-664.
2.
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 298-305, 406-408.
3.
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. –
М.: Медицина, 1990. – С. 204, 208-212, 316-317.
28
4.
Лелевич В.В., Масловская А.А., Лукашик Н.К. Биохимические
особенности
детского
организма:
Учебное
пособие
по
биологической
химии
для
студентов
педиатрического
факультета. – Гродно, 2001. – С. 20-23.
5.
Конспект лекций.
З А Н Я Т И Е № 16
ТЕМА: ГОРМОНЫ – I
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о роли гормонов в регуляции
метаболизма и биологических процессов в организме. Освоить
качественную реакцию определения адреналина.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1.
Разбор вопросов теоретического раздела.
2.
Контрольные вопросы к лабораторной работе:
2.1.
Синтез,
превращения
и
инактивация
адреналина
и
норадреналина в тканях.
2.2. Конечные продукты распада. Биологическая роль адреналина.
2.3. Сущность метода качественного обнаружения адреналина.
2.4. Использование определения адреналина и конечных
продуктов его распада для диагностики.
3.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
3.1. Качественная реакция на адреналин.
4.
Контроль выполнения лабораторной работы.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1.
Алейникова Т.Л., Рубцова Г.В. Руководство к практическим
занятиям по биологической химии. – М.: Высш. шк., 1988. – С. 178.
Работа 98 (1).
2.
Лелевич В.В., Масловская А.А., Климович В.В. и др.
Биологическая химия: практикум для студентов педиатрического
факультета. – Гродно: ГрГМУ. –
Занятие № 16.
29
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.
Общая характеристика гормонов, свойства, типы биологического
действия. Классификация гормонов по химической структуре, по
месту образования, по механизму действия. Клетки-мишени и
клеточные рецепторы гормонов.
2.
Особенности
действия
гормонов,
связывающихся
с
мембранными рецепторами. Посредники в действии гормона на
клетку: циклические пуриновые нуклеотиды, ионы кальция,
продукты гидролиза фосфатидилинозитолов. Протеинкиназы, их
роль в механизмах передачи гормонального сигнала.
3.
Механизм
действия
гормонов,
связывающихся
с
внутриклеточными рецепторами.
4.
Тиреоидные гормоны: строение, влияние на обмен веществ.
Гипер- и гипопродукция гормонов.
5.
Гормональная регуляция обмена кальция и фосфора. Гипер- и
гипопродукция паратгормона.
6.
Гормоны поджелудочной железы: инсулин и глюкагон, строение,
влияние на обмен веществ. Гипер- и гипопродукция гормонов.
7.
Адреналин и норадреналин, строение, влияние на обмен веществ
и функции. Гиперпродукция адреналина.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1.
Кухта В.К., Морозкина Т.С., Олецкий Э.И., Таганович А.Д.
Биологическая химия. – Москва: БИНОМ; Минск: Асар, 2008. – С.
427-454, 468-488, 499-502.
2.
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – С. 248-251, 263-274.
3.
Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 2-е изд. – М.:
Медицина, 1990. – С. 170-174, 182-191.
4.
Конспект лекций.
30
З А Н Я Т И Е № 17
ТЕМА: ГОРМОНЫ - II
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о роли гормонов в регуляции
метаболизма и биологических процессов в организме.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1.
Разбор вопросов теоретического раздела.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.
Глюкокортикоиды, строение кортизола, влияние на обмен веществ
и функции. Гипер- и гипопродукция гормонов.
2.
Минералокортикоиды, строение альдостерона, биологическое
действие. Гипер- и гипопродукция гормона.
3.
Женские половые гормоны, строение эстрадиола и прогестерона,
влияние на обмен веществ и функции. Последствия избытка и
недостатка гормонов.
4.
Мужские половые гормоны, строение тестостерона, влияние на
обмен веществ и функции. Гипер- и гипопродукция гормонов.
5.
Гормоны гипоталамуса и гипофиза, их биологическое действие.
Соматотропин, кортикотропин, влияние на обмен веществ. Гипер-
и гипопродукция соматотропина.
6.
Эйкозаноиды (простагландины, тромбоксаны, лейкотриены) и их
роль в регуляции метаболизма и физиологических функций.
7.
Нарушения функции эндокринных желез: гипер- и гипопродукция
гормонов. Применение гормонов и анаболических стероидов в
медицине.
8.
Особенности развития эндокринной системы у детей.
9.
Возрастное становление гормональной регуляции.