ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2019
Просмотров: 1798
Скачиваний: 3
46
диагностика / В.П. Царев. - Мн.: Выш. школа, 2005.
6.
Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика:
учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. - СПБ.: Лань, 2000. - 384с. - С. 229-232;
237-241.
ЗАНЯТИЕ №28.
Тема
: Курация больных с заболеваниями органов пищеварения и гепатобили-
арной системы. Проверка практических навыков.
План занятия:
1.
Самостоятельная курация больных с заболеваниями органов пищеварения и
гепатобилиарной системы.
2.
Компьютерное тестирование по диагностике заболеваний желудочно-
кишечного тракта.
3.
Проверка практических навыков по пальпации и перкуссии органов брюш-
ной полости, диагностической трактовке анализов желудочного сока, анализов
кала (копрограмма).
4.
Подведение итогов и задание на дом.
Контрольные вопросы к итоговому занятию
1.
Синдром желудочной диспепсии.
2.
Этиопатогенез и классификация, диагностические признаки острого гаст-
рита, принципы лечения.
3.
Этиопатогенез и классификация, диагностические признаки хронических
гастритов, принципы лечения.
4.
Этиопатогенез, диагностические признаки язвы желудка и двенадцати-
перстной кишки, принципы лечения. Осложнения язвы, их диагностика.
5.
Синдром нарушения пищеварения (синдром мальдигестии).
6.
Синдром нарушения всасывания (синдром мальабсорбции).
7.
Синдром диареи.
8.
Синдром раздраженного кишечника.
9.
Синдром желтухи.
10.
Основные синдромы при заболеваниях печени и желчевыводящих путей
(болевой, портальной гипертензии, отечный, гепатолиенальный, геморра-
гический, печеночно-клеточной недостаточности, диспепсический, цито-
лиза гепатоцитов).
11.
Этиопатогенез и классификация, симптоматология и диагностика хрони-
ческих колитов, принципы лечения.
12.
Этиопатогенез, симптоматология и диагностика хронического панкреати-
та, принципы лечения.
13.
Основы этиопатогенеза, классификация, диагностические признаки хро-
нических гепатитов, принципы лечения.
14.
Основы этиопатогенеза, классификация, диагностические признаки цир-
розов печени, принципы лечения.
15.
Основы этиопатогенеза, диагностические признаки хронического холеци-
стита, принципы лечения.
47
ЗАНЯТИЕ №29.
Тема:
Обследование больных с заболеваниями почек и мочевыводящих путей.
Основные синдромы при заболеваниях почек и мочевыводящих путей.
Цель:
Изучить основные жалобы больных с заболеваниями органов мочеотде-
ления; ознакомиться с лабораторным исследованием мочи и научиться давать
анализам мочи диагностическую трактовку; научиться проведению функцио-
нальных проб почек и оценке полученных данных; изучить основные клиниче-
ские синдромы при заболеваниях почек.
План занятия:
1.
Повторение темы предыдущего занятия.
2.
Разбор жалоб больных с заболеваниями органов мочеотделения.
3.
Расспрос и проведение общего осмотра у почечных больных.
4.
Разбор, демонстрация и упражнения перкуссии и пальпации почек студен-
тами друг у друга и на пациентах.
5.
Разбор темы с демонстрацией проведения общего анализа мочи.
6.
Разбор функциональных проб почек (пробы по Зимницкому, пробы на раз-
ведение и концентрацию), исследование мочи по Каковскому-Аддису и Нечи-
поренко.
7.
Диагностическая трактовка анализов мочи и пробы по Зимницкому больных
с различными заболеваниями органов мочеотделения.
8.
Разбор основных клинических синдромов при заболеваниях почек: мочево-
го, гипертонического и нефротического.
9.
Подведение итогов и задание на дом.
Контрольные вопросы
по усвоению темы для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки:
1.
Жалобы больных с заболеваниями органов мочеотделения.
2.
Данные общего осмотра у почечных больных.
3.
Перкуссия и пальпация почек и мочевого пузыря. Определение симптома
Пастернацкого и болевых точек при заболеваниях органов мочеотделения.
4.
Аускультация. Методика выслушивания почечных артерий.
5.
Правила забора мочи для общего анализа.
6.
Общий анализ мочи. Исследование физических свойств мочи (цвет, про-
зрачность, запах, плотность).
7.
Химическое исследование мочи: реакция, определение белка в моче (с
сульфосалициловой и азотной кислотой), определение глюкозы (глюкозоокси-
дазный тест), определение кетоновых тел, билирубина, уробилиноидов.
8.
Микроскопическое исследование мочевого осадка (эпителиальные клетки,
лейкоциты, эритроциты, цилиндры, соли).
9.
Диагностическая трактовка обнаруживаемых показателей мочи.
10.
Анализ мочи по Каковскому-Аддису и Нечипоренко, их нормальные пока-
затели и диагностическое значение обнаруживаемых изменений.
11.
Как проводится проба по Зимницкому? Нормальные показатели и как они
изменяются при нарушении функций почек?
12.
Проба Реберга.
13.
Биохимические показатели крови при заболеваниях органов мочевыделения
48
и их диагностическое значение.
14.
Инструментальные методы исследования.
15.
Основные клинические синдромы при заболеваниях почек: мочевой, почеч-
ной гипертензии, нефротический, почечной колики.
Практические навыки:
1.
Методика пальпации почек и мочевого пузыря.
2.
Интерпретация клинических анализов мочи, функциональных проб почек,
биохимических анализов крови обследованных больных и других больных с за-
болеваниями почек.
Основная литература:
1.
Гребенев, А.Л. Пропедевтика внутренних болезней / А.Л. Гребенев. - М.: Ме-
дицина, 2001. - 592с. - С. 425-455; С.459-467; С.455-458.
2.
Лис, М.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов лечеб-
ного факультета / М.А. Лис, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколов - Гродно: ГрГМУ,
2010 - 589с. - С. 414-442.
3.
Мухин, Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник / Н.А. Мухин, В.С.
Моисеев. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 768с. - С. 507-521.
Дополнительная литература:
1.
Рябов, С.И. Внутренние болезни: учеб. для студентов мед. вузов / С.И. Рябов,
В.А. Алмазов, Е.В. Шляхто. - СПб., 2000. - 861с.
2.
Милькаманович, В.К. Методическое обследование, симптомы и симптомо-
комплексы в клинике внутренних болезней: Руководство для студентов и вра-
чей / В.К. Милькаманович. - Мн.: ООО «Полифакт-Альфа», 1994. - 672 с. - С.
537-580.
3.
Мухин, Н.А. Основы клинической диагностики внутренних болезней / Н.А.
Мухин, В.С. Моисеев. - М.: Медицина, 1997. - 464с. - С.353-377.
4.
Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов
мед. вузов / В.Т. Ивашкин, А.А. Шептулин. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. -
229 с.
5.
Царев, В.П. Пропедевтика внутренних болезней: клиническая лабораторная
диагностика / В.П. Царев. - Мн.: Выш. школа, 2005. - C.47-80.
6.
Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика:
учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. - СПБ.: Лань, 2000. - 384с. - С. 243-257.
ЗАНЯТИЕ №30.
Тема:
Диагностика гломерулонефритов и хронического пиелонефрита. Острая
и хроническая почечная недостаточность.
Цель:
Научиться основам диагностики нефритов, острой и хронической почеч-
ной недостаточности.
План занятия:
1.
Повторение темы предыдущего занятия.
2.
Разбор классификации, основ этиопатогенеза, диагностических признаков
различных форм нефритов.
3.
Диагностических признаков острой и хронической почечной недостаточно-
сти.
49
4.
Самостоятельное обследование подгруппами студентов больных нефрита-
ми, мочекаменной бозезнью, с почечной недостаточностью.
5.
Разбор обследованных больных в присутствии всей группы.
6.
Решение ситуационных задач по заболеваниям почек.
7.
Подведение итогов и задание на дом.
Контрольные вопросы
по усвоению темы для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки:
1.
Классификация нефритов.
2.
Основы этиопатогенеза острого диффузного гломерулонефрита.
3.
Диагностические признаки острого диффузного гломерулонефрита.
4.
Какие осложнения могут возникнуть при остром диффузном гломерулонеф-
рите в первые дни заболевания, угрожающие жизни больного?
5.
Что такое почечная эклапсия и ее диагностические признаки?
6.
Клинические формы и стадии хронического гломерулонефрита.
7.
Диагностические признаки хронического гломерулонефрита.
8.
Диагностические признаки хронического пиелонефрита.
9.
Основные принципы лечения и профилактики гломерулонефрита.
10.
Основные принципы лечения и профилактики хронического пиелонефрита.
11.
Назовите основные причины развития острой почечной недостаточности, ее
стадии и диагностические признаки.
12.
Классификация хронической почечной недостаточности по А.А.Лопаткину.
13.
Диагностические признаки начального периода хронической почечной не-
достаточности.
14.
Диагностические признаки уремии.
15.
Основные принципы лечения и профилактики.
Практические навыки:
1.
Усвоение методики обследования больных с заболеваниями органов моче-
отделения, в том числе пальпации почек и мочевого пузыря.
2.
Интерпретация клинических анализов мочи, функциональных проб почек,
биохимических анализов крови обследованных больных и других больных с за-
болеваниями почек.
Основная литература:
1.
Гребенев, А.Л. Пропедевтика внутренних болезней / А.Л. Гребенев. - М.: Ме-
дицина, 2001. - 592с. - С.459-467; С.455-458.
2.
Лис, М.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов лечеб-
ного факультета / М.А. Лис, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколов - Гродно: ГрГМУ,
2010 - 589с. - С.429-462.
3.
Мухин, Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник / Н.А. Мухин, В.С.
Моисеев. - М.: ГЭОТАР-Мед, 2004. - 768с. - С.
Дополнительная литература:
1.
Рябов, С.И. Внутренние болезни: учеб. для студентов мед. вузов / С.И. Рябов,
В.А. Алмазов, Е.В. Шляхто. - СПб., 2000. - 861с.
2.
Милькаманович, В.К. Методическое обследование, симптомы и симптомо-
комплексы в клинике внутренних болезней: Руководство для студентов и вра-
чей / В.К. Милькаманович. - Мн.: ООО «Полифакт-Альфа», 1994. - 672 с. - С.
50
537-580.
3.
Мухин, Н.А. Основы клинической диагностики внутренних болезней / Н.А.
Мухин, В.С. Моисеев. - М.: Медицина, 1997. - 464с. - С.377-390.
4.
Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студентов
мед. вузов / В.Т. Ивашкин, А.А. Шептулин. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. -
229 с.
5.
Царев, В.П. Пропедевтика внутренних болезней: клиническая лабораторная
диагностика / В.П. Царев. - Мн.: Выш. школа, 2005. - C. 47-80.
6.
Шишкин, А.Н. Внутренние болезни: Распознавание, семиотика, диагностика:
учеб. для студ. вузов / А.Н. Шишкин. - СПБ.: Лань, 2000. - 384с. - С. 257-269.
Занятие № 31
Тема:
Обследование больных с заболеваниями системы кроветворения. Ане-
мии. Геморрагический синдром. Понятие о лейкозах.
Цель:
Научиться непосредственному исследованию гематологических боль-
ных; усвоить клинические признаки основных анемий, лейкозов и геморрагиче-
ских диатезов; научиться основам диагностики основных видов анемий, лейко-
зов и геморрагических диатезов.
План занятия:
1.
Разбор основных, субъективных симптомов и объективных данных непо-
средственного исследования гематологических больных.
2.
Повторение современной схемы кроветворения.
3.
Повторение морфологического анализа периферической крови и его показа-
телей у здорового человека.
4.
Знакомство с техникой стернальной пункции.
5.
Разбор симптомов острой постгеморрагической, железодефицитной, В
12
-
дефицитной анемии, острого лейкоза, хронического миелоидного и хрониче-
ского лимфоидного лейкозов, болезни Верльгофа, геморрагического васкулита.
6.
Самостоятельное обследование подгруппами студентов гематологических
больных.
7.
Разбор обследованных больных в присутствии всей группы.
8.
Решение ситуационных карт-задач.
9.
Подведение итогов и задание на дом.
Контрольные вопросы
по усвоению темы для самостоятельной (внеаудиторной) подготовки:
1.
Жалобы больных с заболеваниями системы крови.
2.
Непосредственное исследование гематологических больных (осмотр, паль-
пация лимфатических узлов, печени, селезенки).
3.
Современная схема кроветворения.
4.
Морфологический анализ периферической крови, его показатели у здорово-
го человека.
5.
Изменения состава периферической крови и миелограммы при основных ге-
матологических заболеваниях.
6.
Что такое анемия? Классификация анемий.
7.
Диагностические признаки острой постгеморрагической анемии.