Файл: физиология практикум 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 9288

Скачиваний: 131

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

81 

 

 

Тема раздела: 

"ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ" 

 

дата 

 

ЗАНЯТИЕ №1:

 

РЕФЛЕКС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 

СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ

 

 
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

 знать основные функции ЦНС; освоить методы исследования рефлектор-

ной деятельности ЦНС в эксперименте. Освоить положения теории функциональных систем 
для понимания системного подхода в изучении функций организма. 

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ: 

 

1.

 

*Структурно-функциональная организация ЦНС. 

2.

 

 *Основные черты эволюции функций ЦНС. 

3.

 

Методы изучения функций ЦНС. 

4.

 

*Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС, его физиологические свойст-
ва и взаимосвязь с глиальными клетками. Механизмы связи между нейронами. Медиато-
ры. 

5.

 

Рефлекторный принцип регуляции (Р. Декарт, Я. Прохазка), его развитие в трудах И.М. 
Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина. Принципы рефлекторной теории. 

6.

 

Структурные особенности простых и сложных рефлекторных дуг. Рефлекторное кольцо. 
Классификация рефлексов. 

7.

 

Понятие о нервном центре. Представление о функциональной организации и локализации 
нервного центра (И.П. Павлов). 

8.

 

Свойства нервных центров и особенности проведения возбуждения в ЦНС (односторон-
ность проведения возбуждения, иррадиация и концентрация возбуждения, синаптическая 
задержка, тонус, пластичность, суммация, трансформация ритма,  утомляемость, конвер-
генция, дивергенция, окклюзия, облегчение, пролонгирование, реверберация). 

 
 

ЛИТЕРАТУРА: 

1.

 

Основы физиологии человека / под ред. Б.И. Ткаченко.- СПб.: Международный фонд ис-
тории науки, 1994. – Т. 1. – С. 95-100, Т. 2. – С. 3-12. 

2.

 

Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007. 
– С. 97–102, 103– 105. 

3.

 

Физиология  нервной  системы.  Практикум:  учеб.  пособие  //  В.В.  Зинчук  и  [и  др.]  /  под 
ред. В.В. Зинчука. – Гродно:  ГрГМУ, 2009. – 284  с. (см. соответствующий раздел). 

4.

 

Нормальная  физиология.  Краткий  курс:  учеб.  пособие  //  В.В.  Зинчук,  О.А.  Балбатун, 
Ю.М. Емельянчик; под ред. В.В. Зинчука. – 2-е изд. испр. – Минск: Выш. шк.,  2012. – 
431 с. (см. соответствующий раздел). 

5.

 

Чеснокова  С.А.,  Шастун  С.А.,  Агаджанян  Н.А.  Атлас  по  нормальной  физиологии  /  под 
ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответ-
ствующий раздел). 

6.

 

Общий курс физиологии человека и животных / под ред. А.Д. Ноздрачева –  М.: Высшая 
школа, 1991 – Т. 1. –  С. 91-102, 157-166. 

7.

 

Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К.В.Судакова. 
– М.: Медицина, 2000. – 784 с. 

8.

 

Лекции по теме занятия. 
 


background image

 

82 

ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ: 

 

 

Схема рефлекторной дуги по Э.А. Асратяну. Нормальная физиология. Краткий курс: 

учеб. пособие // В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; под ред. В.В. Зинчука. – 2-е 
изд. испр. – Минск: Выш. шк.,  2012. – 431 с. (см. соответствующий раздел). 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: 

1.

 

Лабораторная работа: рецептивное поле спинального рефлекса 

Рецептивное поле – совокупность рецепторов, при раздражении которых возника-

ет  соответствующий  рефлекс.  Характер  ответной  реакции  зависит  от  расположения  ре-
цептивного  поля,  силы  и  длительности  раздражения,  функционального  состояния  нерв-
ных  центров.  Раздражение  одних  и  тех  же  рецепторов,  например,  участка  кожи,  может 
приводить к возникновению одного, двух и более рефлексов.  

Оснащение: 

лягушка,  набор  препаровальных  инструментов,  штатив  с  крючком, 

лоток, кусочки фильтровальной бумаги, вата, 0,5% раствор серной кислоты, раствор Рин-
гера, вода. 

Ход  работы:

  Готовят  препарат  спинальной  лягушки  путем  удаления  головного 

мозга.  Разрез  производят  позади  глазных  бугров.  Эксперимент  начинают  через  2-3  мин 
после исчезновения явлений спинального шока. Фиксируют лягушку за нижнюю челюсть 
к  крючку,  закрепленному  в  штативе.  Раздражитель  в  виде  кусочка  фильтровальной  бу-
мажки, смоченной 0,5% раствором серной кислоты, помещают пинцетом на кожу голени 
задней лапки. Наблюдают защитный сгибательный рефлекс. Повторяют эксперимент, по-
мещая раздражитель на поверхность брюшка или кожу спинки лягушки. Отмечают харак-
тер ответной реакции (защитный рефлекс – сбрасывание раздражающего агента или рит-
мический  –  чесание,  потирание).  После  каждого  эксперимента  смывают  водой  остатки 
кислоты с кожи лягушки. 

Результаты работы:

  

 
 
 
 
 
 

 


background image

 

83 

Вывод: 

 
 
 
 
 
 

2.

 

Лабораторная работа: определение времени рефлекса (по методу Тюрка) 

Время  рефлекса  –  это  время  от  момента  нанесения  раздражения  до  наступления 

ответной реакции. Время рефлекса зависит от силы раздражителя, размеров рецептивного 
поля, возбудимости нервных центров, количества синапсов в исследуемой рефлекторной 
дуге. Время синаптической задержки проведения возбуждения в химическом синапсе 0,3 
– 0,5 мсек. Межсегментарные рефлексы – это рефлекторные реакции, имеющие полиси-
наптические рефлекторные дуги,  ассоциативные нейроны которых расположены на раз-
ных уровнях центральной нервной системы.  

Оснащение:

  лягушка,  набор  препаровальных  инструментов,  штатив  с  крючком, 

секундомер, лоток, вата, 0,1% и 0,5% растворы серной кислоты, стакан с водой.

 

Ход  работы: 

Готовят препарат  спинальной  лягушки  и  закрепляют  ее  в  штативе. 

Опускают заднюю лапку лягушки в стаканчик с 0,1% раствором серной кислоты. Наблю-
дают защитный двигательный рефлекс – сгибание лапки. Определяют с помощью секун-
домера время рефлекса. Повторяют опыт с 0,5% раствором серной кислоты. После каж-
дого эксперимента смывают водой остатки кислоты с кожи лягушки. 

Результаты работы:

  

 
 
 
 
 
 
 

 

Вывод: 

 
 
 
 

 

3.

 

Лабораторная работа: анализ рефлекторной дуги 

Рефлекторная  дуга  –  это  последовательно  соединенная  цепь  нейронов,  обеспечи-

вающая реакцию на раздражение. Рефлекторная дуга состоит из пяти звеньев: 1) рецепто-
ра;  2)  афферентного  звена  (афферентный  нейрон);  3)  центрального  звена  (вставочные 
нейроны); 4) эфферентного звена (эфферентный нейрон); 5) рабочего органа (эффектора). 
Для реализации рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.  

Оснащение:

  лягушка,  набор  препаровальных  инструментов,  штатив  с  крючком, 

лоток, вата, 1% раствор новокаина; 0,5% раствор серной кислоты, раствор Рингера, стакан 
с водой. 

Ход  работы:

  Готовят  препарат  спинальной  лягушки  путем  удаления  головного 

мозга.  Фиксируют  лягушку  за  нижнюю  челюсть  к  крючку,  закрепленному  в  штативе. 
Эксперимент начинают после исчезновения явлений спинального шока.  


background image

 

84 

Для  выключения  рецепторного  звена  делают  круговой  разрез  кожи  задней  лапки 

лягушки и аккуратно снимают ее пинцетом, если на каком-нибудь из пальцев кожа сохра-
няется, то палец следует удалить. Погружают лапку в 0,5% раствор серной кислоты – за-
щитный двигательный рефлекс отсутствует. 

Для выключения афферентного и эфферентного звена на другой лапке обнажают 

седалищный нерв, который является смешанным. Подводят под него лигатуру и, припод-
няв нерв, помещают на ватку, смоченную раствором новокаина. Через 1-2 мин лапку ля-
гушки  опускают  в  кислоту.  Отмечают  исчезновение  защитного  сгибательного  рефлекса. 
Снять ватку, отмыть нерв раствором Рингера. Через 10-15 мин проверяют восстановление 
рефлекса.  Для  выключения  центрального  звена  производят  разрушение  спинного  мозга 
препаровальной иглой. Отмечают полное отсутствие рефлексов. 

Результаты работы:

  

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Вывод: 

 
 
 
 
 

 

4.

 

Решение задач (

Нормальная физиология: сборник ситуацион. задач и вопросов: учеб. 

пособие Ч. I // В.В. Зинчук, Л.В. Дорохина, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик, С.Д. Орехов; 
под ред. В.В. Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2012. – 296 с. (см. соответствующий раздел)) 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Тема зачтена 

___________подпись преподавателя 

 

 


background image

 

85 

 

Тема раздела: 

"ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ" 

 

дата 

 

ЗАНЯТИЕ №2:

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦНС 

 

ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ:

  усвоить  представление  о  процессе  торможения  в  ЦНС,  основных  прин-

ципах координации рефлекторной деятельности/ 
  

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ: 

1.

 

Торможение в ЦНС. Роль И.М. Сеченова в создании учения о центральном торможении и 
функции ретикулярной формации. 

2.

 

Виды торможения в ЦНС. Современные представления о  механизмах центрального тор-
можения.   

3.

 

Тормозные синапсы  и  их  медиаторы. Ионные механизмы ТПСП. 

4.

 

Принципы  координационной  деятельности  ЦНС:  реципрокности,  "конечного  нейрона", 
переключения и др. 

5.

 

Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Значение доминанты в норме и патологии. 

6.

 

*Моделирующие системы мозга. 

7.

 

Учение П.К.  Анохина о функциональных системах и саморегуляции функций. Узловые 
механизмы  функциональной  системы.  Афферентный  синтез,  пусковая  и  обстановочная 
афферентация,  мотивации, память, эфферентный синтез. Акцептор результата действия. 

 

ЛИТЕРАТУРА: 

1.

 

Основы физиологии человека / под ред. Б.И. Ткаченко.- СПб.: Международный фонд ис-
тории науки, 1994. – Т. 1. – С. 100-116, Т. 2. – С. 12-18. 

2.

 

Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007. 
– С. 26–31, 102-103, 105–111. 

3.

 

Физиология  нервной  системы.  Практикум:  учеб.  пособие  //  В.В.  Зинчук  и  [и  др.]  /  под 
ред. В.В. Зинчука. – Гродно:  ГрГМУ, 2009. – 284  с. (см. соответствующий раздел). 

4.

 

Нормальная  физиология.  Краткий  курс:  учеб.  пособие  //  В.В.  Зинчук,  О.А.  Балбатун, 
Ю.М. Емельянчик;  под ред. В.В. Зинчука.  – 2-е изд. испр.  – Минск: Выш. шк.,  2012. – 
431 с. (см. соответствующий раздел). 

5.

 

Чеснокова  С.А.,  Шастун  С.А.,  Агаджанян  Н.А.  Атлас  по нормальной  физиологии  /  Под 
ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответ-
ствующий раздел). 

6.

 

Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К.В.Судакова. 
– М.: Медицина, 2000. – 784 с. 

7.

 

Лекции по теме занятия.