ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2019
Просмотров: 9577
Скачиваний: 132
81
Тема раздела:
"ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ"
дата
ЗАНЯТИЕ №1:
РЕФЛЕКС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
знать основные функции ЦНС; освоить методы исследования рефлектор-
ной деятельности ЦНС в эксперименте. Освоить положения теории функциональных систем
для понимания системного подхода в изучении функций организма.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1.
*Структурно-функциональная организация ЦНС.
2.
*Основные черты эволюции функций ЦНС.
3.
Методы изучения функций ЦНС.
4.
*Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС, его физиологические свойст-
ва и взаимосвязь с глиальными клетками. Механизмы связи между нейронами. Медиато-
ры.
5.
Рефлекторный принцип регуляции (Р. Декарт, Я. Прохазка), его развитие в трудах И.М.
Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина. Принципы рефлекторной теории.
6.
Структурные особенности простых и сложных рефлекторных дуг. Рефлекторное кольцо.
Классификация рефлексов.
7.
Понятие о нервном центре. Представление о функциональной организации и локализации
нервного центра (И.П. Павлов).
8.
Свойства нервных центров и особенности проведения возбуждения в ЦНС (односторон-
ность проведения возбуждения, иррадиация и концентрация возбуждения, синаптическая
задержка, тонус, пластичность, суммация, трансформация ритма, утомляемость, конвер-
генция, дивергенция, окклюзия, облегчение, пролонгирование, реверберация).
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Основы физиологии человека / под ред. Б.И. Ткаченко.- СПб.: Международный фонд ис-
тории науки, 1994. – Т. 1. – С. 95-100, Т. 2. – С. 3-12.
2.
Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007.
– С. 97–102, 103– 105.
3.
Физиология нервной системы. Практикум: учеб. пособие // В.В. Зинчук и [и др.] / под
ред. В.В. Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2009. – 284 с. (см. соответствующий раздел).
4.
Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие // В.В. Зинчук, О.А. Балбатун,
Ю.М. Емельянчик; под ред. В.В. Зинчука. – 2-е изд. испр. – Минск: Выш. шк., 2012. –
431 с. (см. соответствующий раздел).
5.
Чеснокова С.А., Шастун С.А., Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии / под
ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответ-
ствующий раздел).
6.
Общий курс физиологии человека и животных / под ред. А.Д. Ноздрачева – М.: Высшая
школа, 1991 – Т. 1. – С. 91-102, 157-166.
7.
Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К.В.Судакова.
– М.: Медицина, 2000. – 784 с.
8.
Лекции по теме занятия.
82
ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
Схема рефлекторной дуги по Э.А. Асратяну. Нормальная физиология. Краткий курс:
учеб. пособие // В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; под ред. В.В. Зинчука. – 2-е
изд. испр. – Минск: Выш. шк., 2012. – 431 с. (см. соответствующий раздел).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
1.
Лабораторная работа: рецептивное поле спинального рефлекса
Рецептивное поле – совокупность рецепторов, при раздражении которых возника-
ет соответствующий рефлекс. Характер ответной реакции зависит от расположения ре-
цептивного поля, силы и длительности раздражения, функционального состояния нерв-
ных центров. Раздражение одних и тех же рецепторов, например, участка кожи, может
приводить к возникновению одного, двух и более рефлексов.
Оснащение:
лягушка, набор препаровальных инструментов, штатив с крючком,
лоток, кусочки фильтровальной бумаги, вата, 0,5% раствор серной кислоты, раствор Рин-
гера, вода.
Ход работы:
Готовят препарат спинальной лягушки путем удаления головного
мозга. Разрез производят позади глазных бугров. Эксперимент начинают через 2-3 мин
после исчезновения явлений спинального шока. Фиксируют лягушку за нижнюю челюсть
к крючку, закрепленному в штативе. Раздражитель в виде кусочка фильтровальной бу-
мажки, смоченной 0,5% раствором серной кислоты, помещают пинцетом на кожу голени
задней лапки. Наблюдают защитный сгибательный рефлекс. Повторяют эксперимент, по-
мещая раздражитель на поверхность брюшка или кожу спинки лягушки. Отмечают харак-
тер ответной реакции (защитный рефлекс – сбрасывание раздражающего агента или рит-
мический – чесание, потирание). После каждого эксперимента смывают водой остатки
кислоты с кожи лягушки.
Результаты работы:
83
Вывод:
2.
Лабораторная работа: определение времени рефлекса (по методу Тюрка)
Время рефлекса – это время от момента нанесения раздражения до наступления
ответной реакции. Время рефлекса зависит от силы раздражителя, размеров рецептивного
поля, возбудимости нервных центров, количества синапсов в исследуемой рефлекторной
дуге. Время синаптической задержки проведения возбуждения в химическом синапсе 0,3
– 0,5 мсек. Межсегментарные рефлексы – это рефлекторные реакции, имеющие полиси-
наптические рефлекторные дуги, ассоциативные нейроны которых расположены на раз-
ных уровнях центральной нервной системы.
Оснащение:
лягушка, набор препаровальных инструментов, штатив с крючком,
секундомер, лоток, вата, 0,1% и 0,5% растворы серной кислоты, стакан с водой.
Ход работы:
Готовят препарат спинальной лягушки и закрепляют ее в штативе.
Опускают заднюю лапку лягушки в стаканчик с 0,1% раствором серной кислоты. Наблю-
дают защитный двигательный рефлекс – сгибание лапки. Определяют с помощью секун-
домера время рефлекса. Повторяют опыт с 0,5% раствором серной кислоты. После каж-
дого эксперимента смывают водой остатки кислоты с кожи лягушки.
Результаты работы:
Вывод:
3.
Лабораторная работа: анализ рефлекторной дуги
Рефлекторная дуга – это последовательно соединенная цепь нейронов, обеспечи-
вающая реакцию на раздражение. Рефлекторная дуга состоит из пяти звеньев: 1) рецепто-
ра; 2) афферентного звена (афферентный нейрон); 3) центрального звена (вставочные
нейроны); 4) эфферентного звена (эфферентный нейрон); 5) рабочего органа (эффектора).
Для реализации рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.
Оснащение:
лягушка, набор препаровальных инструментов, штатив с крючком,
лоток, вата, 1% раствор новокаина; 0,5% раствор серной кислоты, раствор Рингера, стакан
с водой.
Ход работы:
Готовят препарат спинальной лягушки путем удаления головного
мозга. Фиксируют лягушку за нижнюю челюсть к крючку, закрепленному в штативе.
Эксперимент начинают после исчезновения явлений спинального шока.
84
Для выключения рецепторного звена делают круговой разрез кожи задней лапки
лягушки и аккуратно снимают ее пинцетом, если на каком-нибудь из пальцев кожа сохра-
няется, то палец следует удалить. Погружают лапку в 0,5% раствор серной кислоты – за-
щитный двигательный рефлекс отсутствует.
Для выключения афферентного и эфферентного звена на другой лапке обнажают
седалищный нерв, который является смешанным. Подводят под него лигатуру и, припод-
няв нерв, помещают на ватку, смоченную раствором новокаина. Через 1-2 мин лапку ля-
гушки опускают в кислоту. Отмечают исчезновение защитного сгибательного рефлекса.
Снять ватку, отмыть нерв раствором Рингера. Через 10-15 мин проверяют восстановление
рефлекса. Для выключения центрального звена производят разрушение спинного мозга
препаровальной иглой. Отмечают полное отсутствие рефлексов.
Результаты работы:
Вывод:
4.
Решение задач (
Нормальная физиология: сборник ситуацион. задач и вопросов: учеб.
пособие Ч. I // В.В. Зинчук, Л.В. Дорохина, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик, С.Д. Орехов;
под ред. В.В. Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2012. – 296 с. (см. соответствующий раздел))
Тема зачтена
___________подпись преподавателя
85
Тема раздела:
"ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ"
дата
ЗАНЯТИЕ №2:
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦНС
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
усвоить представление о процессе торможения в ЦНС, основных прин-
ципах координации рефлекторной деятельности/
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1.
Торможение в ЦНС. Роль И.М. Сеченова в создании учения о центральном торможении и
функции ретикулярной формации.
2.
Виды торможения в ЦНС. Современные представления о механизмах центрального тор-
можения.
3.
Тормозные синапсы и их медиаторы. Ионные механизмы ТПСП.
4.
Принципы координационной деятельности ЦНС: реципрокности, "конечного нейрона",
переключения и др.
5.
Учение о доминанте А.А. Ухтомского. Значение доминанты в норме и патологии.
6.
*Моделирующие системы мозга.
7.
Учение П.К. Анохина о функциональных системах и саморегуляции функций. Узловые
механизмы функциональной системы. Афферентный синтез, пусковая и обстановочная
афферентация, мотивации, память, эфферентный синтез. Акцептор результата действия.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Основы физиологии человека / под ред. Б.И. Ткаченко.- СПб.: Международный фонд ис-
тории науки, 1994. – Т. 1. – С. 100-116, Т. 2. – С. 12-18.
2.
Физиология человека / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2007.
– С. 26–31, 102-103, 105–111.
3.
Физиология нервной системы. Практикум: учеб. пособие // В.В. Зинчук и [и др.] / под
ред. В.В. Зинчука. – Гродно: ГрГМУ, 2009. – 284 с. (см. соответствующий раздел).
4.
Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие // В.В. Зинчук, О.А. Балбатун,
Ю.М. Емельянчик; под ред. В.В. Зинчука. – 2-е изд. испр. – Минск: Выш. шк., 2012. –
431 с. (см. соответствующий раздел).
5.
Чеснокова С.А., Шастун С.А., Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии / Под
ред. Н.А. Агаджаняна.- М.: Медицинское информационное агентство, 2007. (см. соответ-
ствующий раздел).
6.
Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К.В.Судакова.
– М.: Медицина, 2000. – 784 с.
7.
Лекции по теме занятия.