Файл: физиология практикум 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 9557

Скачиваний: 132

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

136 

где  

m

 – количество растворенного газа, 

г

 

 – коэффициент Бунзена, 

мл О

2

/мл   атм

       P

 – барометрическое давление, 

мм рт.ст

 
Степень оксигенации гемоглобина: 

 

 

 
где   

Hb – 

содержание дезоксигемоглобина; 

         

HbO

2

 – содержание оксигемоглобина. 

 

Работа дыхания: 

V

P

A

где   

Р 

– давление; 

        

V

 – объем перемещенного газа. 

 

Содержание кислорода в крови (сtO

2

): 

 

ctO

Hb Г sO

pO

2

2

2

 
где   

Г

 – константа Гюфнера, 

мл О

2

Hb

 – концентрация гемоглобина, 

г/л

sO

2

 – степень насыщения гемоглобина кислородом, %; 

pO

2

 – напряжение кислорода в крови, 

мм рт.ст.;

 

     

 – коэффициент Бунзена, 

мл О

2

/мл   атм

 

 
Системная кислородная емкость 

(мл / мин)

 

100

2

О

С

МОК

CKE

а

 

где   

С

а

O

2

 – содержание кислорода в артериальной крови, 

мл О

2

/л 

 

 

Коэффициент утилизации кислорода (%)

 
 

2

2

2

%

100

)

(

О

С

О

С

О

С

КУК

а

v

а

 

 
 

ФИЛЬМЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОСМОТРА: 

 

1.

 

«Перенос газов кровью» (10 мин.) 

2.

 

«Внешнее дыхание» (10 мин.) 

3.

 

«Регуляция дыхания» (10 мин.) 

4.

 

«Концепция кислородного статуса организма» (20 мин.) 

 

%

100

HbO

Hb

HbO

SO

2

2

2


background image

 

137 

Для заметок:

 

 
 


background image

 

138 

ЗАДАНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ  

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 

 

Физиология крови 

Вопросы для самостоятельного изучения: 

1.

 

Основные  принципы  изучения  физиологии.  Методы  физиологических  исследований. 
Особенности  проведения  физиологического  эксперимента.  Альтернативные  методы  в 
обучении. 

2.

 

Понятие о регуляции функций организма (гуморальная, гормональная, нервная). Основ-
ные понятия физиологии (рефлекс, рефлекторная дуга, функциональная система по П.К. 
Анохину, гомеостаз). 

3.

 

Внесосудистые жидкие среды организма, их роль в обеспечении жизнедеятельности ор-
ганизма. Лимфа, ее состав, количество, функции. Транскапиллярный обмен жидкости. 

Фильмы: 

4.

 

«Форменные элементы крови» (фильм, 20 мин.). 

5.

 

«Клетки крови» (фильм, 5 мин.). 

6.

 

«Иммунитет» (фильм, 10 мин.). 

7.

 

Современный  курс  лекций  по  классической  физиологии:  «Физиология  системы  крови». 
Академик РАМН  Ю.М. Захаров (105 мин.). 

 

Физиология возбудимых тканей 

Вопросы для самостоятельного изучения: 

1.

 

Действие  постоянного  тока  на  возбудимые  ткани.  Полярный  закон  раздражения.  Элек-
тротонические  явления  в  тканях, их  значение  в  проведении  возбуждения.  Катодическая 
депрессия, анодическая экзальтация. 

2.

 

Тонус скелетных мышц. 

3.

 

Физиологическая характеристика гладких мышц. Особенности их функций. 

4.

 

Влияние нервных и гуморальных факторов на восстановление работоспособности. Адап-
тационно-трофическое влияние симпатической нервной системы на мышечный препарат. 

5.

 

Физиологические основы активного отдыха (И.М. Сеченов) и спортивной тренировки. 

Фильмы: 

6.

 

«Методы изучения тканей» (фильм, 4 мин.). 

7.

 

«Физиологические свойства мышечной и нервной ткани» (фильм, 10 мин.). 

8.

 

«Строение и свойства нервной ткани» (фильм, 3 мин.). 

9.

 

«Нервная клетка» (фильм, 10 мин.). 

10.

 

«Труд и отдых (теория активного отдыха по Сеченову)» (фильм, 19 мин.). 

11.

 

«Сотая загадка мышц» (фильм, 10 мин.). 

12.

 

«Эпителиальная и соединительная ткани» (фильм, 4 мин.). 

13.

 

«Разновидности мышечной ткани» (фильм, 3 мин.). 

14.

 

Современный курс лекций по классической физиологии: «Мембранный потенциал покоя 
и потенциал действия». Чл.-корр.  РАМН  А.Л. Зефиров (105 мин.). 

15.

 

Современный курс лекций по классической физиологии: «Строение и функции централь-
ных и нервно-мышечных синапсов». Чл.-корр.  РАН  Л.Г. Магазаник (105 мин.). 

 

Физиология кровообращения 

Вопросы для самостоятельного изучения: 

1.

 

История открытия и изучения кровообращения. Эволюция кровообращения. 

2.

 

Нагнетательная функция сердца. Изменение объема и давления крови в полостях сердца в 
разные фазы сердечного цикла. 

3.

 

Роль  индивидуальных  психологических  особенностей  и  эмоций  в  развитии  сердечно-
сосудистых заболеваний. 

4.

 

Вклад эндотелия в регуляторные механизмы поддержания тонуса сосудов. 


background image

 

139 

5.

 

Лимфа, лимфообразование и лимфообращение. 

6.

 

Приспособительные изменения  кровяного  давления и кровотока при физических и эмо-
циональных напряжениях. 

Фильмы: 

7.

 

 «Физиология сердца» (фильм, 10 мин.). 

8.

 

«Автоматия сердца» (фильм, 10 мин.). 

9.

 

«Влияние веществ на изолированное сердце лягушки» (фильм, 10 мин.) 

10.

 

«Сердечный цикл» (фильм, 10 мин.). 

11.

 

«Движение крови по сосудам» (фильм, 10 мин.). 

12.

 

«Значение тренировки сердца» (фильм, 9 мин.). 

13.

 

Современный курс лекций по классической физиологии: «Насосная функция сердца и ее 
регуляция». Проф. В.И. Капелько (105 мин.). 

14.

 

Современный курс лекций по классической физиологии:  «Быстрые и медленный потен-
циалы действия в клетках сердца. Автоматия сердца». Академик РАН  Л.В. Розенштраух 
(127 мин.). 

 

Физиология центральной нервной системы 

Вопросы для самостоятельного изучения: 

1.

 

Общая  характеристика  строения  и  функций  ЦНС.  Основные  черты  эволюции  функций 
ЦНС. 

2.

 

Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС, его физиологические свойства 
и взаимосвязь с глиальными клетками. Механизмы связи между нейронами. Медиаторы. 

3.

 

Моделирующие системы мозга. 

4.

 

*Децеребрационная ригидность и механизмы ее  возникновения.  Участие ствола мозга в 
регуляции мышечного тонуса. 

5.

 

Роль различных отделов центральной нервной системы  в  формировании сложных дви-
гательных актов. 

6.

 

Понятие о метасимпатической нервной системе. 

Фильмы: 

7.

 

 «Электрофизиология ЦНС» (фильм, 13 мин.). 

8.

 

«Вегетативная нервная система» (фильм, 9 мин.). 

9.

 

Современный курс лекций по классической физиологии: «Гравитационные механизмы в 
двигательной системе». Чл.-корр.  РАН  И.Б. Козловская (105 мин.). 

 

Физиология дыхания 

Вопросы для самостоятельного изучения: 

1.

 

Потребность тканей в кислороде. Эволюция дыхания. 

2.

 

Общая характеристика дыхания как единства функционирования функциональной систе-
мы поддержания постоянства альвеолярного воздуха (ФСППАВ) и функциональной сис-
темы транспорта кислорода (ФСТК). 

3.

 

Система транспорта кислорода как единство функционирования кардиоваскулярного ап-
парата и крови. Полезные приспособительные результаты и цель ее функционирования. 

4.

 

Понятие о системной и регионарной кислородной емкости крови (СКЕ и РКЕ). Факторы, 
обеспечивающие оптимальную СКЕ и РКЕ: минутный объем крови, градиент гидроста-
тического давления ( Р), кислородная емкость крови (КЕК), сродство крови к кислороду 
(СКК), роль оксида азота. 

Фильмы: 

5.

 

 «Перенос газов кровью» (фильм, 10 мин.). 

6.

 

«Внешнее дыхание» (фильм, 10 мин.). 

7.

 

«Регуляция дыхания» (фильм, 10 мин.). 

8.

 

«Концепция кислородного статуса организма» (фильм, 20 мин.). 

 


background image

 

140 

  

Для заметок: