ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 1173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Перенос  создает  промежуточную  область  между  болезнью  и  реальной 

жизнью, через которую осуществляется переход одной в другую. 

Перенос возникает спонтанно во всех человеческих отношениях, также - 

и  между  пациентом  и  врачом.  Он  является  подлинным  проводником 
терапевтического влияния,  чем меньше предполагается его присутствие, тем 
сильнее он действует.  

Открытие переноса решило ряд проблем: 

-  появилась  возможность  реконструкции  прохождения  психических  и 
психосоматических нарушений в межличностном поле переноса; 
-  появилась  возможность  диагностировать  типичную  невротическую 
готовность реагирования,  как повторяющиеся паттерны мысли и поведения, 
из прошлого опыта по  отношению к врачу;  
 -  интернализованные  конфликтные  паттерны  превращаются  в  переносе  в 
объектные отношения и наблюдаются в момент зарождения. 

Благодаря  переносу  возможно  изменение  "здесь-и-теперь",  т.к. 

терапевтическое  изменение  возможно  только  в  текущий  момент,  в 
настоящем.  

Новые  условия  переняли  все  черты  болезни,  но  это  представляет  собой 

искусственную  болезнь,  которая  в  любой  точке  доступна  нашему 
вмешательству. 

Когда  лечение  овладело  пациентом,  происходит  так,  что  вся  новая 

продукция его болезни концентрируется в одном - в его отношении к врачу. 
Поэтому  перенос  можно  сравнить  с  камбиальным  слоем  дерева  между 
древесиной  и  корой,  из  которого  образуется  новая  ткань  и  увеличивается  
объем  ствола.  Когда  перенос  достиг  этого  значения,  работа  над 
воспоминаниями 

пациента 

направляется 

в 

его 

далекое 

прошлое. 

Следовательно,  можно  сказать,  что  нас  больше  занимает  не  первоначальная 
болезнь пациента, а только вновь созданный и трансформированный невроз, 
который занял место последней. 

Все  аналитики  создают  или  воссоздают,  интерпретируют  прошлое  в 

свете понимания, достигнутого в настоящем.  

Лишь  недавно  в  исследованиях  было  показано,  как  сильно  зависит 

результат терапии от способа обращения с переносом с самого начала. 

Перенос  превратился    из  основного  препятствия  (каковым  его  считали 

ранее) в самый мощный ресурс лечения.

 

Типичными признаками переноса являются:

 

 

его неуместность - амбивалентность; 

 

непостоянство; 

 

интенсивность; 

 

нестойкость. 

 

Контрперенос

  -  аналитика  является  не  только  неотъемлемой  частью 

аналитических  отношений,  но  созданием  пациента.  Это  часть  личности 
пациента.  


background image

Контрперенос долго (почти 40 лет) был Золушкой в психоаналитической 

технике,  и  другие  его  качества  оставались  втуне  до  тех  пор  пока  он  не  стал 
принцессой. 

Теперь  он  рассматривается  не  столько  как  невротическая  реакция 

аналитика  на  невроз  переноса  пациента,  сколько  как  неотъемлемая  часть 
психоаналитических 

отношений. 

Контрперенос 

аналитика 

является 

инструментом исследования бессознательного пациента. 

Аналитик  нуждается  в  свободно  распределяемом  внимании,  как  и  в 

свободно 

распределяемой 

чувствительности, 

чтобы 

следовать 

за 

эмоциональными движениями пациента и его бессознательными фантазиями. 
Бессознательное  аналитика  понимает  бессознательное  пациента.  Это 
взаимопонимание  на  глубинном  уровне  достигает  поверхности  в  форме 
чувств,  которые  отмечает  аналитик  в  реакции  на  своего  пациента,  в  своем 
"контрпереносе".  Эти  чувства  проясняют  для  пациента  как  он  воздействует 
на  объект.  Частью  обычной  стратегии  интерпретации  является    также  
намерение  показать  пациенту,  что  в  действительности  он  имеет  в  виду 
другой объект (мать, отца и др), а не терапевта.  

Врачу  следует  быть  непроницаемым  для  пациента  и,  подобно  зеркалу, 

ему  не следует показывать  ничего,  кроме того, что показывает ему пациент.  
Нейтральность в смысле созерцательного отстранения начинается после того, 
как  контрперенос  произошел  и  мы  дистанцируемся  лишь  от  физически 
чувственных  реакций,  которые  могут  быть  вызваны  сексуальными  или 
агрессивными  импульсами  пациента.  Поэтому  необходимо  позволить 
пациенту  участвовать  в  размышлениях  аналитика  по  поводу  содержания  и 
происхождения  интерпретаций.  Это  позволяет  регулировать  отношения 
близости и дистанции.

 

Психологическая  защита  при  неврозах  -  это  система  адаптивных,  как 

правило,  неосознаваемых  реакций  личности,  направленных  на  защитное 
изменение  значимости  дезадаптивных  компонентов  отношений  (механизм 
"зелен виноград") и  поведения с целью ослабления их психотравмирующего 
воздействия на больного.  

Задача  терапевта  дать  понять  пациенту:  -  что  он  сопротивляется  -  чему 

он  сопротивляется  -  как  он  сопротивляется.  Защита  -  это  процесс,  который 
предохраняет  против  опасности  и  боли  и  противостоит  инстинктивным 
действиям,  доставляющим  удовольствие  и  разрядку.  В  психоаналитической 
ситуации  защита  проявляются  как  сопротивление.  З.Фрейд  использует  эти 
термины как синонимы.  

Непосредственной  причиной  защиты,  ее  включение  является  всегда 

избежание какого-то болезненного аффекта (тревога, вина, стыд). Еще более 
отдаленная  причина  -  это  инстинктивный  импульс,  который  и  возбуждает 
этот стыд, вину, страх, тревогу.  

Формы  защит:  сублимация,  проекция,  негативизм,  перемещение, 

субституция, 

перенесение, 

инкорпорация, 

идентификация, 

интернализацияия, интроекция, компенсация, гиперкомпенсация, реституция 
(откупление),  фантазирование,  рационализация,  фиксация,  регрессия, 


background image

диссоциация,  конверсия  и  соматизация,  символизация,  конденсация, 
сопротивление, блокирование, интеллектуализация, агрессия.

 

Пациенты  ищут  именно  помощи  в  отношениях  со  своим  врачом  и  в 

трансферентных  отношениях.  Явления 

сопротивления

  возникают  лишь 

вторично,  они  -  следствие  нарушений,  которые  неизбежно  ведут  к 
сопротивлению. 

Такие 

нарушения 

терапевтических 

отношений 

и 

предоставляют 

возможность 

наблюдать 

сопротивление. 

"Все 

что 

препятствует  аналитической  работе  является  сопротивлением"(Фрейд). 
Многообразные 

формы 

сопротивления 

имеют 

функции 

поддержки 

достигнутого  равновесия,  каким  бы  патологическим  оно  не  было.  Это 
раскрывает различные аспекты сопротивления: 
-сопротивление  -это  изменение,  сознательно  желаемое,  но  бессознательно 
пугающее, 
-сопротивление - часть психотерапевтического процесса 
-сотрудничество пациента и терапевта страдает, если оно достигает 
определенной силы 
- в оценке сопротивления могут быть количественные и качественные 
критерии. 

Гловер  (1955)  различает  грубые,    явные  формы  сопротивления 

(опоздания, пропуски встреч, излишняя болтливость или молчаливость, игра 
в  наивность,  постоянная  рассеянность,  сонливость,  преждевременное 
прерывание лечения). И неявные, косвенные формы выражения. 

"Патогенный  процесс,  который  доступен  нашему  наблюдению  в  виде 

сопротивления, должен получить название вытеснения» (Фрейд). 
Явления  сопротивления  возникают  вторично,  они  являются  следствием 
нарушений, которые неизбежно ведут к сопротивлению. Оно имеет функцию 
поддержки  достигнутого  пациентом  равновесия,  каким  бы  патологическим 
оно ни было. Оно является частью психотерапевтического процесса. 

З.Фрейд  в  личности  выделил  определенные  топические  структуры: 

сознание, подсознание и бессознательное. Скорее это определенные области 
переживаний  и  психических  процессов,  разные  стороны  «Я»  (ИД,  СУПЕР-
ЭГО  и  ЭГО).  Он  их  понимал  в  динамическом  значении,  а  не  подобным 
анатомическим структурам. 

ИД  -  сфера  переживаний,  связанных  с  биологическими  потребностями 

человека,  с  влечениями  и  их  удовлетворением  с  помощью  энергетически-
метаболических  процессов. В связи с чем ИД  -генетически обусловлен. Они 
являются  двигателями  развития  особы,  хотя  большинство  человеком  не 
осознаются. 

СУПЕР-ЭГО  -  подструктура  идеалов,  сомнений,  совести,  морали, 

которая  контролирует  выполнение  внешних  и  внутренних  правил, 
обусловленных  существованием  социо-культуральных  норм,  законов, 
обязанностей, ограничивающих способы удовлетворения влечений и которые 
признаются  личностью  как  уже  собственные,  интернализованые,  кроме 
внешних  норм  и  правил.  Базой  их  являются  родительские  советы  и  наказы, 
предписания культуры. 


background image

Между  этими  структурами,  между  влечениями  и  их  ограничениями 

существует  постоянный  конфликт.  Необходимость  гармонизации  личности 
требует  синтеза  этих  структур,  результатом  чего  и  явилась  структура  ЭГО, 
осуществляющая  возможность  справляться  с  собой  во  внешней  жизни,  в 
проблемах,  задачах,  конфликтах.  Часть  этих  процессов  подсознательны,  но 
могут  стать  сознательными,  часть  осознается,  а  часть  бессознательны.  Его 
функционирование  основано  на  существующей  реальности.  Эта  структура 
входит во взаимодействие со средой. 

Их взаимодействие  и создает  интрапсихические процессы человека, это 

и  есть  психодинамика  личности,  т.к.  эти  структуры  не  являются  резко 
ограниченными друг от друга.  

Развитие  личности  в  психоаналитической  концепции  проходит 

следующие стадии: 

оральная  фаза  -  это  период  кормления,  это  оральный  автоматизм. 
Наибольшее  удовлетворение  ребенок  получает  через  рот.  Она  длится  18 
месяцев.  В  этот  период  возникает  чувство  получения  чего-то  извне, 
отделение  себя  от  объекта:  от  идентификации  с  матерью  до  создания 
отдельной самостоятельной единицы. 

Следующие  две  фазы:  анальная  и  фаллическая  длятся  от  18  мес.  до  3 

лет.  В  анальной  фазе  важнейшим  является  тренировка  чистоплотности, 
появление определенных норм и правил, что связано с карой или наказанием. 
Тут начало созревания и развития ЭГО. 

Фаллическая или ранняя генитальная - первичная форма сексуальности - 

удовольствие  от  прикосновения  к  соответствующим  органам,  мастурбация, 
видение  различия  полов  в  строении  тела  и  способах  одеваться.  Происходит 
идентификация  с  родителями  соответствующего  пола,  боязнь  потерять  то, 
что  имеют  -  боязнь  кастрации.  Родитель  -  первый  объект  желаний  и 
фантазий.  Формируется  Эдипов  комплекс,  который    становится  центром 
развития личности на ряд лет.  

Следующая латентная фаза - все эти тенденции носят скрытый характер, 

происходит процесс их дозревания. 

Пятая  фаза  -  генитальная  -  к  6  годам.  Формируются  защитные 

механизмы адаптации личности, защищающие ее от разрушения равновесия, 
создающих  индивидуальность  личности,  снижающие  напряжение  и  страх 
перед фрустрацией и конфликтами. 

 

Мышление в сновидениях. 

Генез  сновидений  состоит  в  том,  что  латентные  мысли  сновидения  под 

влиянием  цензуры      выражаются  другим  способом  в  символических  связях, 
существовавших возможно до того как развился язык нашего мышления. По 
этой  причине  способ  выражения  работы  сновидения  называется  архаичным 
или  регрессивным,    благодаря  регрессии  во  время  сна,  он  как  бы 
предвосхищает  развитие  языка  мыслей,  это  язык  образов,  богатый 
символическими отношениями. 


background image

Согласно  З.Фрейду  сновидения  можно  охарактеризовать  прежде  всего 

как филогенетические проявления более древних способов душевной работы, 
которые  выступают  благодаря  регрессии  во  время  сна.  Использование 
человеком символов выводит его за пределы данного языкового сообщества.  

Эти  латентные  мысли  представляют  собой  желания,  вытесненные  на 

различные  уровни.  Конфигурация  содержания  сновидения  отражает 
основные черты личности сновидца. 

Толкование сновидений -"это царский путь к познанию бессознательной 

активности  мышления"(З.Фрейд).  Фрейд  говорил  о  генезе  сновидений: 
сверху (из дневных остатков) и снизу (из бессознательных желаний).  

Отношения  между  элементами  сновидения  -  это  отношение  части  к 

целому - аллюзия - пластическое изображение - символическое изображение. 
Задача терапевта трансформировать образы в слова и мысли.  

Один  из  результатов  сновидения  является  СДВИГ  (СМЕЩЕНИЕ)- 

замещение  скрытого  элемента  чем-то  более  отдаленным  (намеком), 
перемещение  психического  акцента  с  чего-то  важного  на  другой 
(индифферентный). Смещение - главное средство искажения сновидения.

 

Правила при толковании сновидений:

 

1  -  нельзя  отступать  от  правила    -  всегда  брать  то,  что  первым  приходит  в 
голову больному. 
2  -  не  следует  проявлять  особого  интереса  перед  больным  к  толкованию 
сновидений или наводить больного на мысль, что если у него нет снов, то вся 
работа  может  приостановиться,  ибо  сопротивление  направиться  на 
продукцию сновидений. 
3 - лучший способ закончить толкование сложных сновидений состоит в том, 
чтобы  закончить  его  и  заняться  толкованием  нового.  Всякое    желание, 
создающее  сегодня  сновидение,  вернется  снова  в  другом  сновидении,  пока 
больной его не поймет и он не освободится от власти бессознательного. 
4 - во время лечения нужно пытаться понять поочередно то одну, то другую 
часть толкования симптома, пока не удается объединить все эти части. 

 
 
По З.Фреду сновидения бывают трех  родов: 

 

сновидения, 

представляющие 

невытесненное 

желание 

в 

незамаскированном  виде    (сновидения  инфантильного  типа,  редко 
встречающиеся у взрослых), 

 

сновидения,  выражающие  вытесненные  желания  в  замаскированном  виде 
(большая часть всех сновидений); 

 

сновидения,  выражающие  вытесненные  желания  в  незамаскированном 
или  недостаточно  замаскированном  виде  (постоянно  сопровождаемые 
страхом,  выступающим  вместо  искажения  сновидения  и  прерывающим 
сон). 

З.Фрейд  говорил,  что  сновидения  «представляют  собой  особый  способ 

устранения  мешающих  спать  раздражений  путем  галлюцинаторного  их 
удовлетворения».  При  этом  он  истолковывал  их  как  своеобразное