ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2019
Просмотров: 1210
Скачиваний: 2
осуществление желаний, главным образом, сексуального порядка. Он
полагал, что сновидения и бред исходят из одного и того же источника: это
«физиологический бред нормального человека», в силу чего сновидение - это
«универсальный невротический симптом». Он различал: сновидение
желаний, страшные сновидения, сновидения наказания.
Во время сна происходит своеобразный процесс маскировки истинного
содержания сновидения ложной яркостью второстепенных образов. Это
удаленные из сознания в неосознаваемые системы психики представления
посредством механизма вытеснения.
За редким исключением символы сновидений у З.Фрейда имеют
отчетливо выраженную сексуальную окраску и в большинстве своем
изображают мужские или женские сексуальные признаки: король и королева-
родители спящего, принц или принцесса -он сам, все продолговатые
предметы: палки, трости, деревья, зонты - аналогия с эрекцией, все длинные
и острые, ножи, пики - мужской половой член и т.д. Постоянное типическое
изображение человека выступает в виде дома. И число предметов в
сновидении невелико: человеческое тело, родители, дети, братья, рождение,
смерть, нагота и др.символика - форма человеческого мышления,
психический механизм, который обеспечивает замещение одних образов и
эмоционально окрашенных представлений (либидозных) другими.
Главный
принцип
фрейдовской
теории:
«Исцеления
через
осознание»,
т.е. принципы патогенного влияния диссоциированных,
«отщепившихся» или «вытесненных» элементов психики путем включения
последних в систему осознаваемых переживаний. Тем самым признается сам
факт подобных «диссоциировавших» элементов и возможность их
патологизирующего воздействия на осознаваемую психическую активность.
Центральная теоретическая проблема созданная Фрейдом - это проблема
бессознательного: хотя само представление о «бессознательном» гораздо
старше психоанализа. В то же время многих важных вопросов общей теории
бессознательного Фрейд не касался.
Фрейд показал, что позади логики и «разума» (определяющих поведение
человека по прежним представлениям) стоят их скрытые, но подлинные
властители: грубые примитивные влечения, слепые неразумные инстинкты,
эмоции, стремление к не отсроченному наслаждению. Человек неожиданно
был свергнут со своего морального пьедестала и показана вместо «мощи
духа», «мощь плоти».
Особенно
важно
понятие
«бессознательного»
для
объяснения
внутренних сторон психосоматической медицины.
В психоаналитически ориентированной терапии, для выяснения проблем
пациента применяются клинико-анамнестический, клинико-психологический
методы, прогностические и рисуночные методики, анализ психопатологии
обыденной жизни пациента (эмоциональных бессознательных связей с
"ядром ущемленного аффекта"), выяснение бессознательного смысла
симптомов, основные психологические защиты пациента и т.д.
Многие клиницисты пришли к выводу, что осознание причин
заболевания не всегда приводит к исчезновению симптоматики и облегчению
состояния пациента.
Принцип "выздоровления через осознание" является центральным в
аналитической терапии, но к нему надо добавить лечение клинических
проявлений как самостоятельного механизма в психике пациента.
Эдипов комплекс
К матери наблюдается объектная привязанность, которая берет начало
от материнской груди; а с отцом - он себя идентифицирует. Эти отношения
существуют некоторое время, до появления усиления влечений к матери, а
отец становится помехой - формируется Эдипов комплекс. Идентификация
принимает враждебный оттенок. Отношение к отцу амбивалентно.
При разрушении Эдипова комплекса необходимо отказаться от
объектной привязанности к матери. И тут появляется или идентификация с
матерью, либо усиление идентификации с отцом. Последнее более
нормально и позволяет сохранить нежное отношение к матери и
мужественность характера мальчика укрепляется. Точно также усиление
идентификации с матерью усиливает женственность характера.
Это один путь, которым бисексуальность вмешивается в Эдипов
комплекс.
Другой путь более важен.
Мальчик находится не только в амбивалентном отношении к отцу, но и
проявляет себя как девочка, нежно относясь к отцу и ревниво-враждебно к
матери. Это осложняет отношения между первичным выбором объекта и
идентификацией.
Эдипов комплекс свойственен всем людям, а невротикам особенно. Т.о.
изменение «Я» сохраняет особое положение: оно противостоит прочему
содержанию «Я» в качестве «Я-идеала» или «Сверх-Я».
Его отношение к «Я» не ограничивается требованием «ты должен быть
таким же (как отец)», оно содержит и запрет «таким ты не сможешь быть,
некоторые поступки являются его исключительным правом». «Сверх-Я»
будет властвовать в дальнейшем над «Я», как совесть, а иногда, как комплекс
вины.
В то время как «Я» является представителем внешнего мира,
реальности, Сверх-Я, выступает навстречу ему как поверенный внутреннего
мира (или ОНО). Т.о., конфликты между «Я» и «Я-идеалом» в конечном
счете отразят противоречия реальности и психического, внешнего и
внутреннего миров.
Все, что биология и судьбы человеческого рода создали в ОНО и
закрепили в нем - все это проявляется в «Я» в форме образования идеалов и
снова индивидуально переживаются им. «Я-идеал» имеет теснейшую связь с
филогенетическим состоянием, архаическим наследием индивидуума, это
самое высокое в смысле наших оценок достояние человеческой души, оно
соответствует всем требованиям, представляемым к высшему началу в
человеке. Оно содержит в себе зерно, из которого выросли все религии (в
качестве заместителя страстного влечения к отцу).
В дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и
авторитетам; их заповеди и запреты сохраняют свою силу в «Я-идеале»,
осуществляя в качестве совести моральную цензуру.
Несогласие между требованиями совести и действиями «Я» ощущается
как чувство вины. Социальные чувства покоятся на идентификации с
другими людьми на основе одинакового «Я-идеала».
Вопрос о том, может ли кто-нибудь заболеть неврозом зависит от
количества либидо и от возможности удовлетворить его и дать ему выход в
этом удовлетворении.
Этапы реализации принципа "выздоровления через осознание":
осознание своих проблем;
начинать видеть логику событий;
подключение к логике и эмоции понимания;
озарение;
подключение
поведенческих
механизмов
и
начало
работы
в
изменившихся условиях.
Объединение манипулятивных (гипноз, внушение) и развивающих
личность (анализ бессознательного) методов в единый комплекс позволит
более эффективно воздействовать на основу пограничных психических
расстройств.
Метод воздействия на бессознательное пациента можно разделить
на 5 этапов.
1 - прикосновение к бессознательным переживаниям пациента: вопрос и
наблюдение за реакцией пациента, за вегетативными проявлениями, таким
образом выделяем его комплекс.
2
-
проникновение
в
бессознательные
переживания:
выяснение
эмоциональных связей, мешающих правильно реагировать в окружающей
среде - попытка более полно локализовать и определить комплекс и "ядро".
При попадании в точку наблюдаем более сильные реакции в вегетативных
проявлениях.
3 - работа в режиме освобождения: вскрытие и удаление очага в
бессознательном
путем
постоянной
проработки
(проговаривании)
эмоциональных связей прошлого и демонстрацией пациенту этого влияния
на сегодняшние реакции его, понимание причин этих реакций сегодня. Тут
помогают прогностические рисунки, показывающие в виде символов эти
влияния прошлого на настоящее. Это процесс связан с избавлением от
отрицательного влияния прошлого.
4 - нейтрализация эффекта "эха" в бессознательном пациента: неожиданно
появляющиеся на поверхности ощущения и переживания вне разбираемых -
побочные эффекты.
5 - восстановление целостности в бессознательном пациента: это условное
обозначение, т.к. бессознательное само восстанавливает свою целостность,
наша задача состоит в поиске положительных "ядер аффектов" и их
закрепление в сознании.
Литература:
1.
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.
СПб.: Изд-во МФИН, 1992.448с.
2.
Геренштейн Г.Б. Психоаналитическая терапия: /Фрагм.из кн.
«Ввдение в практическую психотерапию», изд.в Ленинграде в
1927г.//Рос.психоаналит.вестн.1991, № 1.- с.128-129.
3.
Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск:
САГУНА, 1994. 334 с.
4.
Гулина
М.А.
Психоанализ
в
университетском
образовании//
Психология: итоги и перспективы (Ред.А.А.Крылов. Санкт-Петербург:
Изд-во СПбГУ, 1996. С.166-167.
5.
Гулина М.А. Психоанализ скорее жив, чем мертв// «Архетип»,
философский психоаналитический журнал. М., 1997. № 1. С.46-48.
6.
Знаменитые случаи из практики психоанализа: Сб.: Пер. с англ.и нем.
- М., 1995.-288 с.
7.
Лейбан
В.М.
Фрейд,
психоанализ
и
современная
западная
филосовфия.- М.: Политиздат, 1990.-395 с.
8.
Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума
после Фрейда. М.: «Руское феноменологическое общество», «Логос»,
1997. 184 с.
9.
Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: «Гнозис»,
1995. 192 с.
10.
Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая
школа, 1996. 623 с.
11.
Овчаренко В.И. психоаналитические глоссарии.- Мн.: Вышэйш.шк.,
1994.- 307 с.
12.
Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа: Пер. с англ.- СПб.:
Восточ.-Европ. Ин-т психоанализа, 1995.- 288 с.
13.
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции: Пен.с нем.- М.: Наука,
1989.- 455 с.
14.
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура.- М.: Ренессанс, 1992.- 290
с.
15.
Фрейд З. Психология бессознательного: Сб.произвед.: Перевод.-М.,
1989. - 447 с.
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
Вопросы:
1.
Исторические истоки гештальт-терапии.
2.
Основные положения и понятия («фигуры» и «фона»).
3.
Отличия гештальт-терапии от классического психоанализа.
4.
Понятие личности в гештальт-терапии.
5.
Представление о патологии в гештальт-терапии: основные черты
невротической личности.
6.
Цели и задачи гештальт-терапии.
7.
Структура и стадии развития личности в гештальт-терапии.
8.
Понятие характера и зрелой личности в гештальт-терапии.
9.
Моральные установки и основные черты гештальт-терапевта.
10. Основные терапевтические подходы и техники, работа с симптомом.
Гештальт-психология появилась в конце 19 в. в Германии в противовес
структурализму и ее основное положение было: «не измерять части, а
анализировать, что с ними происходит, сущность исчезает, если ее разделить
на части, целое больше, чем сумма частей из-за их взаимодействия и
взаимозависимости". Гештальт-психология занималась только процессом
восприятия (Курт Гольтштейн в институте неврологии), а Ф.Перлз изучал
личность и ее восприятие.
Гештальт-терапия (г.-т.) была создана Фредериком Перлзом в начале
50-х годов 20 в. и получила распространение в США и Канаде в 60-70-х
годах.
Гештальт-психология была одним из источников гештальт-терапии (г.-
т.), основной принцип которой заключался в том, что анализ частей не
может обеспечить понимание целого, поскольку целое определяется
взаимодействием частей.
Другим источником гештальт-терапии явился психоанализ.
Третьим источником явилась теория Вильгельма Райха о "мышечном
панцире", выражающем психологическую защиту на физическом уровне в
виде мышечных зажимов (клинчей): если удастся пробиться через этот
панцирь, то открывается доступ к вытесненным психологическим
содержаниям.
Уникальность теории г.-т. состоит не в отдельных ее частях, которые
взяты из всех этих теорий, а в способе их организации и использовании:
выбор определенного элемента среди других определяется многими
факторами и человек организует их в процессе восприятия в значимое целое.
В переводе "гештальт"- это форма, целостность, паттерн.
Гештальт - это определенная форма организации индивидуальных
частей, которая создает целостностьи только таким образом может быть
воспринята и понята.