ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 1210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

осуществление  желаний,  главным  образом,  сексуального  порядка.  Он 
полагал,  что  сновидения  и  бред  исходят  из  одного  и  того  же  источника:  это 
«физиологический бред нормального человека», в силу чего сновидение - это 
«универсальный  невротический  симптом».  Он  различал:  сновидение 
желаний, страшные сновидения, сновидения наказания.  

Во  время  сна  происходит  своеобразный  процесс  маскировки  истинного 

содержания  сновидения  ложной  яркостью  второстепенных  образов.  Это 
удаленные  из  сознания  в  неосознаваемые  системы  психики  представления 
посредством механизма вытеснения. 

За  редким  исключением  символы  сновидений  у  З.Фрейда  имеют 

отчетливо  выраженную  сексуальную  окраску  и  в  большинстве  своем 
изображают мужские или женские сексуальные признаки: король и королева-
родители  спящего,  принц  или  принцесса  -он  сам,  все  продолговатые 
предметы: палки, трости, деревья, зонты - аналогия с эрекцией, все длинные 
и острые, ножи, пики - мужской половой член и т.д. Постоянное типическое 
изображение  человека  выступает  в  виде  дома.  И  число  предметов  в 
сновидении  невелико:  человеческое  тело,  родители,  дети,  братья,  рождение, 
смерть,  нагота  и  др.символика  -  форма  человеческого  мышления, 
психический  механизм,  который  обеспечивает  замещение  одних  образов  и 
эмоционально окрашенных представлений (либидозных) другими. 

Главный 

принцип 

фрейдовской 

теории: 

«Исцеления 

через 

осознание», 

т.е.  принципы  патогенного  влияния  диссоциированных, 

«отщепившихся»  или  «вытесненных»  элементов  психики  путем  включения 
последних в систему осознаваемых переживаний. Тем самым признается сам 
факт  подобных  «диссоциировавших»  элементов  и  возможность  их 
патологизирующего воздействия на осознаваемую психическую активность. 

Центральная теоретическая проблема созданная Фрейдом - это проблема  

бессознательного:  хотя  само  представление  о  «бессознательном»  гораздо 
старше психоанализа. В то же время многих важных вопросов общей теории 
бессознательного Фрейд не касался. 

Фрейд показал, что позади логики и «разума» (определяющих поведение 

человека  по  прежним  представлениям)  стоят  их  скрытые,  но  подлинные 
властители:  грубые  примитивные  влечения,  слепые  неразумные  инстинкты, 
эмоции,  стремление  к  не  отсроченному  наслаждению.  Человек  неожиданно 
был  свергнут  со  своего  морального  пьедестала  и  показана  вместо  «мощи 
духа», «мощь плоти». 

Особенно 

важно 

понятие 

«бессознательного» 

для 

объяснения 

внутренних сторон психосоматической медицины. 

В психоаналитически ориентированной терапии, для выяснения проблем 

пациента применяются клинико-анамнестический, клинико-психологический 
методы,  прогностические  и    рисуночные  методики,  анализ  психопатологии 
обыденной  жизни  пациента  (эмоциональных  бессознательных  связей  с 
"ядром  ущемленного  аффекта"),  выяснение  бессознательного  смысла 
симптомов, основные психологические защиты пациента и т.д.  


background image

Многие  клиницисты  пришли  к  выводу,  что  осознание  причин 

заболевания не всегда приводит к исчезновению симптоматики и облегчению 
состояния пациента. 

Принцип  "выздоровления  через  осознание"  является  центральным  в 

аналитической  терапии,  но  к  нему  надо  добавить  лечение  клинических 
проявлений как самостоятельного механизма в психике пациента. 

 

 
Эдипов комплекс

 

К  матери  наблюдается  объектная  привязанность,  которая  берет  начало 

от  материнской  груди;  а  с  отцом  -  он  себя  идентифицирует.  Эти  отношения 
существуют  некоторое  время,  до  появления  усиления  влечений  к  матери,  а 
отец  становится  помехой  -  формируется  Эдипов  комплекс.  Идентификация 
принимает враждебный оттенок. Отношение к отцу амбивалентно. 

При  разрушении  Эдипова  комплекса  необходимо  отказаться  от 

объектной  привязанности  к  матери.  И  тут  появляется  или  идентификация  с 
матерью,  либо  усиление  идентификации  с  отцом.  Последнее  более 
нормально  и  позволяет  сохранить  нежное  отношение  к  матери  и 
мужественность  характера  мальчика  укрепляется.  Точно  также  усиление 
идентификации с матерью усиливает женственность характера. 

Это  один  путь,  которым  бисексуальность  вмешивается  в  Эдипов 

комплекс. 

Другой путь более важен. 
Мальчик находится не только в амбивалентном отношении к отцу, но и 

проявляет  себя  как  девочка,  нежно  относясь  к  отцу  и  ревниво-враждебно  к 
матери.  Это  осложняет  отношения  между  первичным  выбором  объекта  и 
идентификацией. 

Эдипов комплекс свойственен всем людям, а  невротикам особенно. Т.о. 

изменение  «Я»  сохраняет  особое  положение:  оно  противостоит  прочему 
содержанию «Я» в качестве «Я-идеала» или «Сверх-Я». 

Его  отношение  к  «Я»  не  ограничивается  требованием  «ты  должен  быть 

таким  же  (как  отец)»,  оно  содержит  и  запрет  «таким  ты  не  сможешь  быть, 
некоторые  поступки  являются  его  исключительным  правом».  «Сверх-Я» 
будет властвовать в дальнейшем над «Я», как совесть, а иногда, как комплекс 
вины. 

В  то  время  как  «Я»  является  представителем  внешнего  мира, 

реальности,  Сверх-Я,  выступает  навстречу  ему  как  поверенный  внутреннего 
мира  (или  ОНО).  Т.о.,  конфликты  между  «Я»  и  «Я-идеалом»  в  конечном 
счете  отразят  противоречия  реальности  и  психического,  внешнего  и 
внутреннего миров. 

Все,  что  биология  и  судьбы  человеческого  рода  создали  в  ОНО  и 

закрепили в нем - все это проявляется в «Я» в форме образования идеалов и 
снова индивидуально переживаются им. «Я-идеал» имеет теснейшую связь с 
филогенетическим  состоянием,  архаическим  наследием  индивидуума,  это 
самое  высокое  в  смысле  наших  оценок  достояние  человеческой  души,  оно 


background image

соответствует  всем  требованиям,  представляемым  к  высшему  началу  в 
человеке.  Оно  содержит  в  себе  зерно,  из  которого  выросли  все  религии  (в 
качестве заместителя страстного влечения к отцу). 

В  дальнейшем  ходе  развития  роль  отца  переходит  к  учителям  и 

авторитетам;  их  заповеди  и  запреты  сохраняют  свою  силу  в  «Я-идеале», 
осуществляя в качестве совести  моральную цензуру. 

Несогласие  между  требованиями  совести  и  действиями  «Я»  ощущается 

как  чувство  вины.  Социальные  чувства  покоятся  на  идентификации  с 
другими людьми на основе одинакового «Я-идеала». 

Вопрос  о  том,  может  ли  кто-нибудь  заболеть  неврозом  зависит  от 

количества  либидо  и  от  возможности  удовлетворить  его  и  дать  ему  выход  в 
этом удовлетворении. 
 

Этапы реализации принципа "выздоровления через осознание":

 

 

осознание  своих проблем; 

 

начинать видеть логику событий; 

 

подключение к логике и эмоции понимания; 

 

озарение; 

 

подключение 

 

поведенческих 

механизмов 

и 

начало 

работы 

в 

изменившихся условиях. 

Объединение  манипулятивных  (гипноз,  внушение)  и  развивающих 

личность  (анализ  бессознательного)  методов  в  единый  комплекс  позволит 
более  эффективно  воздействовать  на  основу  пограничных  психических 
расстройств. 

Метод  воздействия  на  бессознательное  пациента  можно  разделить 

на 5 этапов. 

1  -  прикосновение  к  бессознательным  переживаниям  пациента:  вопрос  и 
наблюдение  за  реакцией  пациента,  за  вегетативными  проявлениями,  таким 
образом выделяем его комплекс. 

проникновение 

в 

бессознательные 

переживания: 

выяснение 

эмоциональных  связей,  мешающих  правильно  реагировать  в  окружающей 
среде - попытка более полно локализовать и определить комплекс и "ядро". 
При  попадании  в  точку  наблюдаем  более  сильные  реакции  в  вегетативных 
проявлениях. 
3  -  работа  в  режиме  освобождения:  вскрытие  и  удаление  очага  в 
бессознательном 

путем 

постоянной 

проработки 

(проговаривании) 

эмоциональных  связей  прошлого  и  демонстрацией  пациенту  этого  влияния 
на  сегодняшние  реакции  его,  понимание  причин  этих  реакций  сегодня.  Тут 
помогают  прогностические  рисунки,  показывающие  в  виде  символов  эти 
влияния  прошлого  на  настоящее.  Это  процесс  связан  с  избавлением  от 
отрицательного влияния прошлого. 
4  -  нейтрализация  эффекта  "эха"  в  бессознательном  пациента:  неожиданно 
появляющиеся  на  поверхности  ощущения  и  переживания  вне  разбираемых  -  
побочные эффекты. 


background image

5  -  восстановление  целостности  в  бессознательном  пациента:  это  условное 
обозначение,  т.к.  бессознательное  само  восстанавливает  свою  целостность, 
наша  задача  состоит  в  поиске  положительных  "ядер  аффектов"  и  их 
закрепление в сознании. 

 

 
 
 

Литература: 

 

1. 

 

Берн  Э.  Введение  в  психиатрию  и  психоанализ  для  непосвященных. 
СПб.: Изд-во МФИН, 1992.448с. 

2. 

 

Геренштейн  Г.Б.  Психоаналитическая  терапия:  /Фрагм.из  кн. 
«Ввдение  в  практическую  психотерапию»,  изд.в  Ленинграде  в 
1927г.//Рос.психоаналит.вестн.1991, № 1.- с.128-129. 

3. 

 

Гринсон  Р.  Практика  и  техника  психоанализа.  Новочеркасск: 
САГУНА, 1994. 334 с. 

4. 

 

Гулина 

М.А. 

Психоанализ 

в 

университетском 

образовании// 

Психология: итоги и перспективы (Ред.А.А.Крылов. Санкт-Петербург: 
Изд-во СПбГУ, 1996. С.166-167. 

5. 

 

Гулина  М.А.  Психоанализ  скорее  жив,  чем  мертв//  «Архетип», 
философский психоаналитический журнал. М., 1997. № 1. С.46-48. 

6. 

 

Знаменитые случаи из практики психоанализа: Сб.: Пер. с англ.и нем. 
- М., 1995.-288 с.  

7. 

 

Лейбан 

В.М. 

Фрейд, 

психоанализ 

и 

современная 

западная 

филосовфия.- М.: Политиздат, 1990.-395 с. 

8. 

 

Лакан  Ж.  Инстанция  буквы  в  бессознательном  или  судьба  разума 
после  Фрейда.  М.:  «Руское  феноменологическое  общество»,  «Логос», 
1997. 184 с. 

9. 

 

Лакан Ж. Функция и поле речи и языка  в психоанализе. М.: «Гнозис», 
1995. 192 с. 

10. 

Лапланш  Ж.,  Понталис  Ж.Б.  Словарь  по  психоанализу.  М.:  Высшая 

школа, 1996. 623 с. 

11. 

Овчаренко  В.И.  психоаналитические  глоссарии.-  Мн.:  Вышэйш.шк., 

1994.- 307 с. 

12. 

Райкрофт  Ч.  Критический  словарь  психоанализа:  Пер.  с  англ.-  СПб.: 

Восточ.-Европ. Ин-т  психоанализа, 1995.- 288 с. 

13. 

Фрейд  З.  Введение  в  психоанализ:  Лекции:  Пен.с  нем.-  М.:  Наука, 

1989.- 455 с. 

14. 

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура.- М.: Ренессанс, 1992.- 290 

с. 

15. 

Фрейд  З.  Психология  бессознательного:  Сб.произвед.:  Перевод.-М., 

1989. - 447 с. 

 
 


background image

 

 

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ  

 

Вопросы:

 

1. 

 

Исторические истоки гештальт-терапии. 

2. 

 

Основные положения и понятия («фигуры» и «фона»). 

3. 

 

Отличия гештальт-терапии от классического психоанализа.  

4. 

 

Понятие личности в гештальт-терапии. 

5. 

 

Представление  о  патологии  в  гештальт-терапии:  основные  черты 
невротической личности. 

6. 

 

Цели и задачи гештальт-терапии.   

7. 

 

Структура и стадии развития личности в гештальт-терапии.   

8. 

 

Понятие характера и зрелой личности в гештальт-терапии.   

9. 

 

Моральные установки и основные черты гештальт-терапевта. 

10. Основные терапевтические подходы и техники, работа с симптомом. 
 

Гештальт-психология  появилась  в  конце  19  в.  в  Германии  в  противовес 

структурализму  и  ее  основное  положение  было:  «не  измерять  части,  а 
анализировать, что с ними происходит, сущность исчезает, если ее разделить 
на  части,  целое  больше,  чем  сумма  частей  из-за  их  взаимодействия  и 
взаимозависимости".  Гештальт-психология  занималась  только  процессом 
восприятия  (Курт  Гольтштейн  в  институте  неврологии),  а  Ф.Перлз  изучал 
личность и ее восприятие.  

 Гештальт-терапия  (г.-т.)  была  создана  Фредериком  Перлзом  в  начале 

50-х  годов  20  в.  и  получила  распространение  в  США  и  Канаде  в  60-70-х 
годах.  

Гештальт-психология  была  одним  из  источников  гештальт-терапии  (г.-

т.),  основной  принцип  которой  заключался  в    том,  что  анализ  частей  не 
может  обеспечить  понимание  целого,  поскольку  целое  определяется 
взаимодействием частей.  

Другим источником гештальт-терапии явился психоанализ.  
Третьим  источником  явилась    теория  Вильгельма  Райха  о  "мышечном 

панцире",  выражающем  психологическую  защиту  на  физическом  уровне  в 
виде  мышечных  зажимов  (клинчей):  если  удастся  пробиться  через  этот 
панцирь,  то  открывается  доступ  к  вытесненным  психологическим 
содержаниям.  

Уникальность  теории  г.-т.  состоит  не  в  отдельных  ее  частях,  которые 

взяты  из  всех  этих  теорий,  а  в  способе  их  организации  и  использовании: 
выбор  определенного  элемента  среди  других  определяется  многими 
факторами и человек организует их в процессе восприятия в значимое целое.  

В переводе "гештальт"- это форма, целостность, паттерн. 
Гештальт  -  это  определенная  форма  организации  индивидуальных 

частей,  которая  создает  целостностьи  только  таким  образом  может  быть 
воспринята и понята.