ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7576
Скачиваний: 2
Ивана IV присоединить беларуские и украинские земли. Это свидетельствовало про
укрепление Русского государства и аслабленне Большого княжества Литовского вплоть до
угрозы его существованию. К середине XVI ст. оно уже не могло противостоять на
равных Русскому государству. Логика борьбы из им и международные обстоятельства
принудили Большое княжество Литовской к болып тесного дзяр-жаўнага объединения из
Польшей.
ГЛАВА 3
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧНОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСКИХ ЗЯМЕЛЬ В СОСТАВЕ
БОЛЬШОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО
§ 1. Особенности государственного и сословного строя Большого княжества Литовского
В XIV - первой половине XVI ст. завершилось формирование отношений феодальной
собственности, категорий феодалов и зависимого населения, а также форм их
землевладения и землепользования. Как выглядела социальная структура феодального
общества? Какую роль в политической, экономичной жизни Большого княжества
Литовского исполняли разные группы населения?
На Беларуси в XIV - XVI вв. земля, главное средство производства в феодальную эпоху,
принадлежала государству, феодалам и церковным организациям. Небольшой ее частью
обладали города и горожане. Собственники земли сложили главенствующий класс
феодальных владельцев. Он был небольшим количественно и составов около 10 %
население. Основная часть общества была предоставлена производительным классам - ся-
лянствам, которое пользовалась землей и создавала феодальную ренту. Классы не были
однородные па своем составе. Яны разделялись на группы согласно имущественному и
правовому положению.
В данной главе мы остановимся на категориях феодалов, которые отыгрывали решающую
роль в политической жизни Большого княжества
Литовского. Про разные слои крестьянского населения речь пой-где подальше.
Во главе класса земельных собственников стоял большой князь литовский (хозяин),
который являлся верховным властелином всей земли в дзяржа-ве, а. также имел свои
собственные земельные обладания (хозяйский домен). Все феодалы делились из большим
князем частью феодальной ренты. 3 хозяйского домена вся прибыль собиралась на
карыець велікакняжацкай власти и использовался як на частные цели князя, да и на
государственные. Эти земли получили статус государственных.
Ступенькам пониже на иерархической лестнице стояли крупные феодалы - князья и
земельные магнаты, что обладали землей на правах вотчины (наследного удержания).
Подальше шли бояре, самая многочисленная группа главенствующего класса. От князей
они отличались тем, что обладали землей условно (при условии несения воинской службы
в князя или крупных магнатов). Это был пример временного удержания. Боярство
согласно имущественному положению было также неаднародным. Были крупные бояре,
которые стояли близко к князьям, средние, что складывали основную часть боярства. Но
были и такие, что мало отличались от крестьян и сами обрабатывали землю. Эта группа
имела польское название "шляхта". После шляхтой начали называть феодалов, что
принадлежали к военно-служилому сословию. Русское название "боярства" постепенно
вышла из обихода.
Главенствующее состояние класса земельных собственников, феодалов, был замаца-ваны
законам. Характерна, что в Большом княжестве Литовским длинное время не было
единственного законодательства. Привилегии, что давали большие князья отдельным
землям и сословиям, основывались на Русской Правде и местных уставах. Судебник 1468
г. Казимиро (1440 - 1447 - большой князь литовский, 1447 - 1492 - и король польский)
хотя и расширялся на всю территорию Большого княжества Литовского, но
кодифицировал только феодальное право. Первым систематизированным
общегосударственным сборникам законов феодального права стал Статус Большого
княжества Литовского 1529 г., который потом имел вторую (1566) и третью (1588)
редакции.
Роль в политической жизни разных групп феодалов не оставалась нязменнан.
Происходила определенная эволюция из развитием политических процессов, которая
приводила к возвышению новых групп земельных собственников за счет потери престижа
предыдущих. А это в свою очередь отображалась на развития политических институтов и
государственного строя Большого княжества Литовского, определяла его специфику по
сравнению из другими феодальными монархиями.
Уже отмечалась, что в своем территориальном оформлении Большое княжество
Литовской на сто из лишним годов опережала Московское государство. Но из самого
начала это объединение не было таким трыва-лым, как объединение Северо-восточной
Руси кругом Москвы. Заха-ванню относительной самостоятельности участий
способствовала и система наследственности, принятая во ВКЛ. После смерти владельца
земли не распределялись
между потомками, как в России, где удельная система стола господствую-чай. Подчас то
или иное княжество вообще не попадала в руки к потомкам. Большие князья литовские
широко использовали систему наместничества. Даже раздача Гедымином зямель своим
сы-нам не имела характера выдела им наследных наделов, скорей это были
наместничества. После смерти ребят Гедымина их княжества также не делились между
потомками. Почаще на престоле за-ставаўся один из внуков Гедымина, остальные
уходили "кормиться" в другие места. Потому князья, не обладая полным правам
собственности на выделенные им земли, старались не вводить своих порядков,
управлялись местными уставами.
Характер государственного строя не оставался неизменным. Он посту-пова
эволюционировал под влиянием борьбы центробежных и центростремительных
тенденций. Центральная власть в течение всего этого периода стремилась разными
способами укрепить государственный союз, плотней связать все земли кругом центра.
Этому должна была способствовать и уния из Полыпчай. Но, на жалость, она только
усилила центро-бежную тенденцию.
Потеря определенной части самостоятельности литовскими и беларускими князьями и
магнатами вызывала сильную оппозицию центральной власти.
Государственная консолидация сделала успешные шаги при князе Витовте. Воссоздание
литовского престола, согласно Востраўскага по-гаднення 1392 г., приблизила его к
феодалам княжества, укрепила со-цыяльную базу центральной власти. Следующим
серьезным шагам Витовта в направления централизации Большого княжества Литовского
стола ликвидация областных княжений. Этим литовский князь значительно ума-цаваў
материальную основу своей власти. Сейчас в его сокровищницу поступали все прибыли,
которые раньше шли областным князьям: пазя-мельныя, таможенные, торговые,
судебные, церковные и другие сборы. Материальная база способствовала роста
велікакняжацкай власти как политического фактора. Коронация Витовта, которая должна
была произойти, являлась показателем как его личной, да и государственной мощности
Большого княжества Литовского.
Однако рост велікакняжацкай власти в концы XIV - начала XV ст. не привел к
установлению наследной и неограниченной монархии, как это случилось в соседней
России. Там монарх был неограниченным властелином, распоряжался жизнью и
имуществом своих подданных. Большое княжество Литовской, несмотря на успехи в
централизации, дасяг-нутыя Витовтам, постепенно приобретала статус ограниченной,
канстыту-цыйнай монархии. Чем это объяснить?
Возвышение велікакняжацкай власти произошло в Большом княжестве Литовским после
унии из Полыпчай. Но уния не устанаўлівала спад-деятельного права на литовский
велікакняжацкі престол. Возможно, не последнюю роль отыграла в этом отсутствие в
Витовта сыновей. Но как бы то ни было, уния предусматривала возведение претендента на
велікакняжацкі трон с согласия польских баринов и короля польского.
Да была заложена основа не наследной, а выборной велікакняжацкай власти.
В развития этого процесса неожиданную и достаточно серьезную роль отыграл сам факт
упразднения областных княжений, который был зада-лжи из целью централизации. Он
имел непредвиденные для Витовта итоги. Потеряв социальную базу в особе крупных
землевладельцев, князей, он сделал ставку на другую социальную силу - боярство, путь-
ту. В течение XV - XVI вв. шел процесс расширения сословных и политических прав этой
группы главенствующего класса за счет остальных. Городельская привилегия 1413 г.
обеспечивал не только имущественные и личные, но и сословно-политические права
боярство. Оно теперь зай-мало место князей при большом хозяева, в учреждениях
государственной власти и управления. Но боярство не было однородным. Городельская
привилегия утвердила правы собственности на земли только самым уплыво-вым
представителям этого сословия, более крупным земельным собственникам (магнатам).
Среднее и рядовое боярство, известное под названием шляхты, оставалась сначала под
властью большого князя, который регулировал из ей отношения, зыходзячы из военно-
политических и частично финансовых мнений. Потом его место 1 роль начали меняться.
Шляхетское сословие увеличивалось и возвышалось политическо. Привилегии 1413, 1432,
1434, 1447 гг. уравняли в правах русско-литовскую шляхту из адпа-ведным сословием в
Полыпчы. Пометкой шляхетности стала не только принадлежность к тому или иному
гербу, но и просто боярская воинская служба. Постепенно бояре-шляхта переплелись из
верхними слоями крестьянства, от какого они отличались только тем, что при любимых
обстоятельствах оставались свободными людьми и им была гаранто-вана личная и
имущественная неприкосновенность.
Факторам, что способствовал возвышению военно-служилого сословия, стали войны,
какие Большое княжество Литовской все время вело и которых стала в особенности много
из конца XV ст. К тому же велікакняжацкая власть видела в шляхте основную силу в
борьбе из магнатами - крупными земельными собственниками. Используя это, шляхта
добилась наследного права на землю, стала превращать ее в вотчины. Выканючила для
себя и привилегии в торговли: Сигизмунд II дал ей права беспошлинного вывоза за
границу леса, зерно, животные и ввоза импортных товаров.
Постепенно шляхта возвышается политическо. 3 1511 г. была учреждений-лена
выборность депутатов вальнага сейма на уездных сейміках, где в основном заседала
шляхта. Привилегия 1547 г. ураўняў в правах православную шляхту из католической. 3
1563 г. шляхте давалась маг-чымасць занимать высшие государственные престолы.
Наконец, в охаживай-шай половине XVI ст. шляхта была уравнена в правах из магнатами,
ей гарантировалась политическая, личная и имущественная неприкосновенность. В
Статусе 1529 г. термин "шляхта" употребляется применительно к всех феодалам Большого
княжества Литовского. Да был завершенный процесс оформления и консолидации разных
колес главенствующего класса в одно шля-хетнае привилегированное сословие. Тем не
менее унутрысаслоўнае положение
феодалов не оставалась одинаковым. За магнатами сохранялась руководящая
политическая роль в государстве. Яны подлежали отдельной юрисдикции.
Каким образом смена ролей разных категорий и групп класса феада-скамей повлияла на
развитие государственного строя Большого княжества Литовского?
Политический строй Большого княжества Литовского - феодальная монархия, которая
имела шеренгу асаблівасцей по сравнению из соседним Московским государством.
Упразднение областных княжений не супра-ваджалася переносам их функций управления
в центр, как это происходило в Русском государстве. В руках большого князя не канцэнт-
равалася много ежедневной работы, как в московского гасудара и его думы. Потому в
Большом княжестве Литовским не создавалась почти никаких цэнтралізаваныхустаноў.
Главным руководителем княжества считался большой князь литовский. Иен возглавлял
вооруженные силы, мог провозглашать войну, заключать мир, вступать в союзы из
другими государствами. В XIV ст. при нем существовала велікакняжацкая дума по
аналогии из московской. Но же, в различие от последней, дума в Большом княжестве
Литовским не была государственной структурой (учреждением). Это был совет при
большом князе, к какой он присоединял всех (из его точке зрения) полезных и нужных
людей. На первом этапе главную роль в думе отыгрывали князья. 3 укреплением Витовта
на престоле после погрома областных князей велікакняжацкая дума стала
преимущественно включать в себя известных баяр, которые помогали Витовту сесть на
престол. Постепенно боярство добивалось все больших привилегий и ограничивающе
власть большого князя.
Дума трансформировалась в представительное учреждение - барины-совет. Название и
структура этого учреждения имели явное польское влияние. В Городельской привилегии
1413 г. было записана только одно абмежаван-не на доступ в совет: "в совеіцаннн о
государственных делах должны допускаться только католнкн на том основаннн, что
разннца веры порождает разномыслне н во всем остальном, н нноверцы не держат
государственных тайн". Таким образом, для беларуского православного боярства вход
туда был закрытый. В состав совета входили католический епископ, воеводы, коменданты
(командиры местных полков), дзяр-жаўныя чины: предводители (председательствующие
на заседаниях совета и сейма), канцлер (руководитель государственной канцелярии),
гетман (каман-дуючы вооруженными силами), падскарбі (руководитель финансов),
старосты и др. Названия государственных чинов также были польские. В обычное время
ряда включала в себя узкого колеса людей при большом князе. Но основные дела
решались полным сбором хозяйского совета. Такие собрания назывались сеймамі барины-
советы.
Особенную роль в системе государственного управления имел вальны сейм. На его
заседаниях участвовали все друзья совета, более важные чины центрального и местного
управления, представители католического и про-васлаўнага духовенство, а также по два
депутаты от шляхты из каждого уезда. Сейм обсуждал главные вопросы внутренней
политики, законодательные акты, устанаўліваў налоги, решал судебные дела, выбирал
большого князя и утверждал кандидатов на более важные государственные престолы. Да
политический режим Большого княжества Литовского все болып принимал очертания
парламентской монархии. Привилегии 1413, 1432 гг. устанавливали определенные
границы для велікакняжацкай власти применительно к особе, имущества и
государственных павіннасцей;
Большие князья литовские, избранные на польский престол, старались умиротворять
феодалов княжества, чтобы иметь возможность "сидеть сразу на двух стульях" и держать
оба государства "в союзе и любви". Привилегией 1447 г. Казимир прощал феодалам
разных категорий все права и вольности, которыми в Королевстве Польским обладали
соответствующие сословия. Благодаря этим уступкам большой князь потерял власть над
значительной частью населения, которая попала под власть землевладельцев. Крестьяне,
отданные частным собственникам, освобождались от государственных павіннасцей.
Большой князь потерял источник пополнения казны и был поставленный в материальную
зависимость от землевладельцев-феодалов, к каким вынужденный был обращаться, когда
совсем опустошалась казна. Феодалы же получили возможность добиваться от князя все
новых прав, вольнасцей и привилегий.
Привилегия 1492 г. устанавіў, что только решения хозяина из барины-советом имеют силу
закону, который был обязательным и для самого большого князя. Он не имел право их
менять без согласия из советом. Привилегия 1506 г. пошел еще подальше: он ввел
категорическое правило - все законы и распоряжения общего характера должны
выдаваться князем только с согласия барины-советы. В Статусе 1529 г. говорилась о
необходимости выдавать привилегии исключительно на вальным сейме. Да развитие
конституционализма, начало которому был положенный в XV ст., при-мало все более
очерченные очертания.
В государстве, пропитаной принципами федерализма, натурально, перевес должна было
получить местное управление как по числу уста-ноу, да и по исполнительным функциям.
Организация местного управления была достаточно сложной. В стране сохранялись еще
некоторые древние княжества во главе из князьями, правда лишенными бывших своих
привилегий. Часть княжеств была преобразована в воеводства во главе из воеводами.
Более мелкой территориальной единицей были па-веты, главной особой в которых
являлся староста. Местные армии возглавляли коменданты. Сборам налогов занимались
ключники. Ме-лося множества и других должностей, через которые велось управление на
местах:
сельские старосты, заместители-дзяржаўцы, тиуны, сотские, десятские, войты, старцы.
Отдельное управление имели некоторые города.
Местное управление также имела свой представительный орган - сеймік. Сеймікі
собирались в воеводствах и уездах. В их работы участвовали все местные феодалы. На
сейміках выбирались депутаты в вальны сейм.
Таким образом, в XIV - XVI вв. в Большом княжестве Литовским скла-лося точная и
очерченная система представительной монархии.
Представительные учреждения серьезно ограничивали власть большого князя,
способствовали закреплению федеративных основ государства, которые имели тэн-
дэнцыю к легитимному развитию. Это следовало из условий, в которые было поставлена
княжество, т.е. из поліэтнічнасці монархии, из наличия мощь-най и многочисленной
земельной аристократии, выборности велікакняжацкай власти и тесных политических
сношений из конституционной Полыпчай.
Как видим, ход внутреннего развития и его итоги в княжестве значительно отличались от
современной ему Московского государства. Последняя развивалась все болып в сторону
монархического абсолютизма (эпоха Ивана Грозного). Воспитанные на местном
патриотизме, а не на огульно-государственном, феодалы Большого княжества Литовского
в сложное время жертвовали не своими личными и имущественными правами, а
государственной независимостью, когда вошли в Корону Польскую.